Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!
Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.
Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
- Вот послушай …
Это побудительное предложение.
Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
Не барабань пальцами по столу! (Требование)
Будьте добрыми! (Пожелание)
Давайте играть в прятки. (Предложение)
Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)
Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.
Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .
Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.
Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .
В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.
Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.
1. Хороший снеговик получился.
Хороший снеговик получился!
2. Что тут у вас происходит?
Что тут у вас происходит?!
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.
Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)
Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
Кто живёт в капле речной воды?
Почему летом жарко, а зимой холодно?
Что будет, если исчезнут насекомые?
Какой зверь самый хищный на свете?
Где и как рождается снег?
Откуда берётся роса на траве?
Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?
Что каждый из знаков говорит об интонации?
По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.
Что каждый из знаков говорит о цели?
Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.
Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
- Какой шум!
- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)
- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)
Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.
Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)
Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?
Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.
Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.
Теперь вы знаете, что предложение бывает
1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.
Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
Вопросительное предложение задаёт вопрос.
Побудительное предложение побуждает к действию.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- School-collection.edu.ru ().
- School-collection.edu.ru ().
- Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
- Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
- Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок
(По В.Волиной)
- Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.
Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.
(По Н. Надеждиной)
Цель: дать представление о классификации предложений по цели высказывания, развивать устную и письменную речь, чувство языка, воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему «Виды предложений по цели высказывания», учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс, 1 часть, тетрадь – задачник 1 часть.
Ход урока
1. Организационный момент.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
– Дорогие ребята! Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в путешествие, чтобы открыть ещё одну тайну нашего языка. Как вы думаете: «Зачем мы совершаем это путешествие, и чем будем заниматься во время него?» Слайд №1
(Дети строят предположения, основываясь на записанной, на доске теме)
Сегодня мы в путешествие возьмём Антона. Давайте вместе с ним вспомним, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет компьютер.
2. Повторение пройденного.
– Как мы выражаем свои мысли и чувства? Слайд №2
– Как в устной речи мы отделяем одно предложение от другого? Слайд №3
– А в письменной речи? Слайд №4
3. Словарная работа.
– А теперь поиграем в нашу любимую игру «дешифровщики». Научим играть Антона и повторим словарные слова.
На доске:
1. Перо, канал (1, 2) - пенал.
2. Сомы, баран, каток(1, 1,1)-собака.
З. Погода, мизинец, коридор (1, 1,3) - помидор.
4. Корень, роза, слова (1, 1, 2) - корова
5. Строка, пустой, газета (2, 1, 3) - капуста.
6. Палатка, ранка, Дашка (3, 1, 1)- карандаш.
– Какие слова мы записали? Как их можно назвать одним словом? (словарные)
– На какие группы можем разделить?
Дети записывают слова с комментированием.
4. Знакомство с новым понятием «диалог» .
– Прочитаем задание к упражнению 202, стр. 89.
– Прочитаем по ролям. Сколько человек участвует в беседе? (Двое)
– Беседу, разговор называют научным словом ДИАЛОГ.
А теперь найдите предложение, которым первое произносит мама.
То, которым сын ей отвечает.
То, в котором он просит её, побуждает что-то сделать.
(1.) Что ты кричишь? 2) Там в лесу кто-то дразнится. 3) Вот послушай…)
Слайд №5
5. Физкультминутка.
(под музыкальное сопровождение)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Потом мы руки разведём
И побежим кругом.
6. Работа над новой темой.
Я познакомлю вас с новыми научными словами. А вы будете помогать мне вставлять правильные слова. Итак… Слайд №6
– Как вы понимаете смысл слова «побудительное»?
(Ответы детей)
Вы правильно подумали: «побудительное предложение»- будить-помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, надо действовать. Побуждение подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
– Найдите среди выбранных нами предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.
1) Что ты кричишь? (вопрос.)
2) Там в лесу кто-то дразнится. (повеств.)
3) Вот послушай… (побуд.)
– Молодцы!
7. Закрепление.
Следующий пункт нашего путешествия – упражнение 204, с.91 – 92.
– Из какой сказки мы видим героев? (А. Толстой «Приключения Буратино»)
– Кто изображён? Что вы можете сказать об этих героях? (Дети дают ответы).
– Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания.
(– Сядьте, положите руки перед собой
– Кто вас воспитывает)
– Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительное и вопросительное.)
– Правильно это побудительное и вопросительное. После записи предложений
В скобках укажем сокращённо какие это предложения. Предложение, которое мы назвали побудительным прочитайте повнимательнее и скажите: это просьба или требование? (Требование)
А как должна прозвучать просьба? (Ответы детей)
8. Подведение итогов.
Слайд №7
– Какую тайну нашего языка мы сегодня открыли?
– Что вам понравилось?
– Кому было трудно?
9. Задание на дом .
– Посмотрите, пожалуйста, на упр.205, с.53. в тетради-задачнике.
– Прочитайте задания. Какого предложения по цели высказывания здесь нет?
– Придумайте его и напишите.
– Какое слово Дениска написал с опиской?
– Почему внутри одного предложения стоят запятые?
– Что вы не поняли? Что хотите уточнить?
(Учитель отвечает на вопросы учеников)
– Это ваше домашнее задание. Слайд №8
Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .
Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение
представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:
а) собственно вопросительные
: Что ты тут написал? Что это такое?
(Ильф и Петров);
б) риторические вопросы
(т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна
? (Пушкин).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.
Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .
Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например:
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!
(Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .
Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .
I. По цели высказывания различают типы предложений:
1) повествовательные, они заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых |
Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена. (А. Блок) |
2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.) |
Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья! Пусть нам звездою путеводной святая истина горит... (А. Плещеев) |
3) вопросительные, они выражают вопрос |
Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены? (А. Блок) |
Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности |
Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? (А. Блок) |
II. По интонации различают типы предложений: |
|
1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством |
О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая! (А. Блок) |
2) невосклицательные, по интонации нейтральные: |
В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова. (А. Блок) |
Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться
- в конце предложения:
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
- в середине предложения:
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65
Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:
- 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.
План-конспект урока Русского языка в 3 классе.
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
Цели урока :
— учить детей распознавать предложения по цели высказывания и строить предложения согласно заданной цели;
— отрабатывать интонационные умения;
— развивать каллиграфические навыки и орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Организационный момент
коридор
…грают в к…р…доре.
П…ёт с…нич…ка на заборе.
С…бака лает в конуре.
Мычит к…рова на бугре.
Сколько предложений?
Что такое предложение?
3. Новая тема
На доске:
На городской башне;
прыгали веселые;
приподнял с земли.
Это предложения?
Слова связаны между собой?
Выражают ли они законченные мысли?
Действительно, посмотрите: «На городской башне», – а что на башне произошло, непонятно; или: «прыгали веселые» – кто прыгал и почему веселые, тоже неясно. А почему?
Ваша задача – творчески дополнить словосочетания, записанные на доске так, чтобы получились интересные предложения.
Дети предлагают свои варианты, выслушиваются все, дается позитивная оценка каждому ребенку.
Работа над пунктуацией в конце предложений
Молодцы, интересные предложения у вас получились. Что вы знаете о пунктуации в предложении?
Предложение пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.
Верно! Вот перед вами знаки пунктуации: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
. ! ?
— Настало время узнать вам секрет про эти знаки. В зависимости от того, как выражается мысль в предложении, ставится определенный знак в конце.
— Посмотрите на доску.
На доске:
Осенью собрала много грибов и ягод.
Если в предложении что-то сообщается, то в конце предложения ставится точка. Приведите свои примеры.
Если в предложении что-то спрашивается, то в конце ставится вопросительный знак. Такое предложение произносится с вопросительной интонацией.
На доске:
Ты сегодня чистил зубы?
Приведите свои примеры вопросительных предложений.
Если предложение выражает какие-либо чувства: волнение, радость, – то в конце ставится восклицательный знак. И произносится такое предложение с чувством, эмоционально.
На доске:
Как хорошо летом в лесу!
Попробуйте выразить свои чувства, приведите примеры таких предложений.
4. Работа с учебником
Стр. 33 упр. 46.
Выразительное чтение.
!!! Напомнить о знаках препинания, стоящих в конце предложений.
О чём этот текст?
Какое название можно к нему подобрать?
Почему нельзя вырывать грибы и раскапывать землю?
Почему не надо срезать маленькие грибки?
Найдите предложение, которое содержит вопрос, и выразительно его прочитайте.
Какова цель первого предложения? А предпоследнего и последнего? (Вопрос, приказ, приглашение.)
Вывод: каждое предложение говорится или пишется с определенной целью.
Стр. 34, правило.
Стр. 34 упр. 47.
Рассматривание картинки и чтение предложений, сопоставляя их с информацией о цели предложений.
— Составьте по сюжету картинки свои предложения, разные по цели высказывания.
Вопросительные и повествовательные предложения вам уже знакомы, знакомы и знаки препинания на конце предложений. А вот побудительные предложения рассматриваются нами впервые. Но и с ними вы уже давно знакомы. Обратите внимание на предложения, составляющие инструкции к упражнениям: какие по цели высказывания предложения в них используются чаще всего?
Стр. 35, правило.
Стр. 35 упр. 48
Чтение стихотворения.
Что это за текст?
Какие предложения по цели высказывания в нём встретились?
Запись побудительного предложения.
Стр. 36 упр. 49
Составление вопросительных предложений. Запись:
Кто подарил маме розы?
Что папа подарил маме?
Когда папа подарил маме розы?
Сколько роз папа подарил маме?
Какие розы папа подарил маме?
Кому папа подарил розы?