909 0

Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция. Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.

Определение

Термин «парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает «частица».

Парцелляция — это фигура речи, которая представляет собой процесс разделения высказывания на две и более самостоятельные фразы (на письме разделение осуществляется при помощи знаков препинания, а в устной речи — интонационно, используются паузы).

Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А.С.Грибоедов

Структура парцелляции

Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят.

Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. (Парцеллятов в высказывании может быть несколько)

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В приведенной синтаксической конструкции базовой частью будет фраза: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».

Все остальные предложения — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».

Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путем ее прерывистого произнесения.

Функции

Основные функции парцелляции:

  • характерологическая: заключается в том, чтобы сымитировать воспроизведение монолога персонажа, его внутреннее состояние;
  • изобразительная: используется для того, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на определенных деталях;

    «Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами

  • эмоционально-выделительная: реализуется тогда, когда при помощи парцелляции автор пытается добиться усиления эмоций;

    «Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»

  • экспрессивно-грамматическая: основана на изменении связей между членами предложения.

Оформление парцелляции

Парцелляция придает речи разговорный характер и усиливает концентрацию внимания аудитории на предлагаемой информации, поэтому на письме разделение парцеллируемых слов и фраз друг от друга производится через:

  • точку, многоточие;
  • восклицательный, вопросительный знаки;
  • точку с запятой;
  • тире;
  • скобки.

Примеры в русском языке

Парцеллированные конструкции часто можно встретить в стихотворной речи:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский. Гулливер

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До оснований, до корней, до сердцевины.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.
(Р. Рождественский)

Это способ организации текста по принципу присоединения, но при той степени завершенности предшествующей части, которая позволяет говорящему (пишущему) поставить точку перед присоединением. Например: Дед Нечай опять заплакал.

Громко (Шукш.); Его необходимо взять! Не теряя времени, живым (Богом.). В отличие от присоединения и обособления, парцелляция выводит интонационно отчлененную часть за пределы высказывания. Парцелляция – это такое строение двух неразрывно связанных высказываний, когда в них обоих вместе взятых реализуется одна синтаксическая структура. Так, в последнем примере реализована структура осложненного предложения с деепричастным оборотом. Второе высказывание представляет собой парцеллят, то есть отчлененную несамостоятельную часть какой-либо конструкции. Парцеллированным может быть как осложненное предложение, так и элементарное. Любой член предложения (кроме предиката) может быть вынесен в парцеллят, но при соблюдении общих условий парцелляции. Примеры:

а) элементарное предложение: Братишку моего старшего в сорок первом убило. Под городом Лида (Бонд.); Человек смотрит прямо в глаза. Мне. Тебе. Нам (Рожд.);

б) осложненное предложение: В этих стихах я тогда ощутил нечто трагическое. Отчаяние. Ужас, Покорность (Кат.); Звук шел справа. И слева (из газ.). Интонационное расчленение подчинено общему правилу – автосемантичность и собственное АЧ основной части.

При парцелляции действуют особые законы порядка слов: поскольку парцеллят всегда стоит после основного высказывания, синтаксически связанные слова легко оказываются в неконтактном (дистантном) расположении. Например: Когда судят людей, ему их жалко. Даже виноватых (Сарт.); Им придется, очевидно, каждому позаботиться о своей судьбе. В том числе и этому мальчику (Сарт.).

Парцелляция, как и субъективно мотивированное обособление, факультативна; она является принадлежностью индивидуального синтаксиса и стилистически маркирована. Одни авторы более склонны применять этот речевой прием, другие – менее. Примеры из текстов В. Шукшина: К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью; А я здесь всем нужен. Людям, земле; [В избушке] было тепло и как-то очень уютно. И нестрашно; Анна Афанасьевна приходила в легкое движение – смеялась. Молча. Парцелляция относится к средствам речевой экспрессии и составляет предмет стилистического синтаксиса.

Еще по теме § 49. Парцелляция:

  1. 29. Синтаксические конструкции расчленения Парцелляция, сегментация. Присоединение.
  2. 21. Понятие «слова- предложения». Конструкции расчленения (парцелляция, сегментация, делиберативный оборот).
  3. 6, Парцелляция - использование распространителей в качестве отдельного высказывания - подчеркивает рему (тема легко восстанавливается из предыдущего предложения),
  4. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функционально-стилистическая роль обособлений. Синонимия обособленных и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.
  5. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функц-стил роль обособлений. Синонимия обособл и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.

Парцелляция в русском языке – это разбиение одного целого на дробные составляющие посредством знаков пунктуации. Делается это для того, чтобы усилить смысл высказываемого, акцентировать внимание читателя на чём-либо, придать большую выразительность, эмоциональную окраску слову/нескольким словам.

Парцелляция является одним из средств художественной выразительности, таких как:

  • Анафора;
  • Градация;
  • Гипербола;
  • Инверсия;
  • Ирония;
  • Литота;
  • Оксюморон;
  • Риторический вопрос;
  • Сравнение;
  • Синекдоха;
  • Эпифора;
  • Эллипсис .

Список этих тропов можно продолжить, но, чтобы вам стало понятней, мы привели несколько наименований. Главное уяснить, что парцелляция пришла к нам из художественной литературы. В тексте, приведённом ниже, рассмотрим этот феномен подробнее и приведём несколько примеров, чтобы иметь наглядное представление об этом средстве выразительности.

Парцелляция - синтаксический прием речи

Название синтаксического приёма — «парцелляция»- имеет французские корни . Образовалось оно от слова «parcella», что в переводе означает «частица».

По сути, выходит, что сей приём делит предложение на частички . Оно нагло и дерзко прерывает плавное течение текста, расчленяя его и предложения, из которых (как мы знаем с начальной школы) он состоит, на короткие и резкие фразы.

Благодаря ему читатель понимает важность момента, видит акценты, расставленные писателем, желающим заставить нас обратить внимание на определённые аспекты. Делается это при помощи пунктуационных знаков. Зачастую в роли «резчика» выступает всем известная точка, например:

«Он встал. Огляделся. Нашёл взглядом книгу. Подошёл. Посмотрел. Отвернулся. Вышел из комнаты.»

Но отрезки, на которые парцелляция делит полную фразу, прекрасно делятся другими знаками пунктуации:

  • Многоточием;
  • Знаком вопроса;
  • Знаком восклицания;
  • Знаками тире;
  • Скобками;
  • Точкой с запятой.

Например:

«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку.»

Строение парцелляции

Парцелляция, как синтаксическое средство, имеет свои особенности. Так как она разделяет одно предложение на части, то вполне логично, что каждая из этих частей также имеет своё название. Так, можно выделить главную часть – базу.

Это часть, в которой содержится основная мысль. Пунктуационно отделённая часть носит название парцеллятом. Их на практике может быть неограниченное количество. Эта зависимая от базы фраза графически определяется как самостоятельное односоставное предложение:

«Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака» – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

В приведённом выше предложении «кошка может стать бешеной» — является базой. Всё остальное можно отнести к парцеллятам, которых в разных предложениях может быть неограниченное количество. Зная эти особенности тропа, вы сможете легко находить и узнавать его в текстах художественных произведений знаменитых писателей.

Писатель применяет парцелляцию намеренно, чтобы привлечь читателя к какой-либо детали, сделать на неё эмоционально яркий акцент , вложить новый смысл в звучание предложения.

Цель применения парцелляции в литературе

Как мы уже выяснили, парцелляция – средство выразительности, применяемое автором в художественных произведениях. Но какую цель преследует писатель, решив грубо разорвать текучее предложение на куски? А вот такие причины заставляют его это делать:

  • Фокусирование читателя на основном, главном;
  • Изображение промежутков времени, создание иллюзии его длительности;
  • Подчёркивание деталей общей картины;
  • Воздействие на читателя интонацией, передающей эмоциональное состояние героя/атмосферы;
  • Эффект внезапности действия;
  • Создание контрастов, переходов, перепадов;
  • Изображение внутреннего состояния персонажа.

Примеры парцелляции в художественной литературе

«Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда.» (В.Г. Распутин.)

«А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,

А вы знаете, что пы,

Что у папы моего

Было сорок сыновей…»

(Д. Хармс)

«Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…» (А. Фет.)

«Били копыта. Пели будто:

— Груб…»

«Что ж, выходите.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс покойника…»

«Музыканты смеются:

«Влип как!

Пришёл к деревянной невесте!

А мне — наплевать!

Я — хороший…»

«Приду в четыре,» — сказала Мария.

Десять…»

(В. Маяковский.)

«Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами.»

«Он жил. И жил. И опять жил. И опять не так…» (П. Антокольский)

«А есть ли смыл? Значение? Суть? Зачем дана жизнь? Чувства? Эмоции? Ответь!»

Парцелляция

(от франц. parcelle – частица) – стилистический прием (в иной интерпретации – стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах. Фраза, в которой реализуется структурно господствующая часть предложения, называется базовой (основной); фраза, в которой реализуется структурно зависимая часть предложения (отчленяемая часть), называется парцеллятом. Базовая часть и парцеллят (парцелляты) образуют парцеллированную конструкцию. Напр.:

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В данной парцеллированной конструкции базовая часть – "Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих" , парцелляты – "Играя по своей собственной первоочередной системе", "Плача настоящими слезами, не глицериновыми", "Истекая не клюквенным соком", "Никому не подражая", "Ничего не имитируя" .

С точки зрения актуального членения предложения (см.) П. представляет собой средство выделения, усиления наиболее важных моментов предложения, т.е. средство создания в высказывании нового (дополнительного) рематического центра (или нескольких рематических центров).

В письменной речи между расчленяемыми частями предложения ставится пунктуационный знак конца предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие). Напр.:

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. Усиливает кровообращение. Вгоняет в жар. В холод. Создает ощущение беспомощности. Оцепенения. Полного разлада с другими моими "я" (Ю. Азаров); Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! (Б. Рахманин); Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев); Но все бросаю, все… Сейчас будем пить чай… С конфетами! (А. Приставкин).

П. может также оформляться при помощи точки с запятой, тире, скобок. Напр.:

Все-таки люди сходятся, именно что вот сходные – похожие, общие там, внутри себя, по своему строю. А они с ним были куда как несхожи… Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно (А. Курчаткин); Он чувствовал себя необходимой деталью мирозданья – в какой-то мере, естественно. Потому что масштабы не имеют значения (М. Чулаки); Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть (Труд, 12 февр. 1998 г.).

Случаи подобного пунктуационного оформления П. не являются частотными.

Возможно написание парцеллята как с прописной, так и (значительно реже) со строчной буквы, напр.:

– …Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! (Южно-Сибирский вестник, 15 окт. 1994 г.).

Можно встретить размещение базовой части парцеллированной конструкции и парцеллята (парцеллятов) в разных абзацах. Напр.:

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша (А. Солженицын);

А сейчас этот жанр… политическая острота, сатирическое мышление, умный юмор настолько нужны и любимы, что когда меня один министр спросил: "Чем вы так быстро берете публику?"

В лингвистической литературе можно встретить обозначение одних и тех же речевых фактов то термином "парцелляция", то термином "присоединение". Однако их не следует смешивать, так как присоединение – это грамматическая категория, обладающая собственным грамматическим значением (значением добавочного сообщения) и собственной грамматической формой (специальными союзами, союзными речениями, интонацией). Причем П. может "накладываться" на присоединительные отношения и усиливать их. Напр.:

О чем же новое произведение? Я не могу пересказать. Да и не надо этого делать (Лит. газета, 30 апр. 1995 г.); Надежды на новые перемены враз улетучились от новых, более высоких, цен на все молочные продукты. Причем "новизна" эта оказалась довольно внушительной – где-то процентов на 25–30 (Хакасия, 9 января 1997 г.).

П. может осуществляться не только в простых, но и сложных предложениях разных структурно-семантических типов (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Напр.:

Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака (Комсомольская правда, 4–9 янв. 1998 г.); У банды Малахова было три полных комплекта милицейского оборудования. Еще у них были наручники. Настоящие. Которые в свободной продаже не появляются. Но которые по сходной цене на токарном станке смастерит любой работяга (зарплату ведь на заводах не платят) (АиФ, 6 марта 1998 г.); Жили-были на свете три брата. Один работал лаборантом-технологом. Другой – электромонтажником (Известия, 15 августа 1970 г.).

Прием П. используется во всех стилях, допускающих экспрессию, но с наибольшей частотностью и разнообразием конкретных стилистических функций он представлен в текстах художественных и публицистических. Так, в следующих примерах из худож. прозы П. используется в изобразительных целях:

Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы.

Положил руку на трубку.

Взял ее.

– Саша. Соедини с Хабалыгиным (А. Солженицын) (изобразительный эффект "замедленного кадра");

Ребятам так и сказали: хотите, мол, нажраться, поезжайте. Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали (А. Приставкин) (выделение наиболее существенных деталей общей картины).

П. часто вступает в конвергенцию (взаимодействие) с другими стилистическими приемами, усиливая их прагматический (воздействующий) потенциал. Напр.:

Вскоре на манеже появилась русая циркачка в слюдяном шарфе. И в воздух. По лестнице, опущенной пилотом. На лету. Без страховки. Кокетливо помахивая узкой ладошкой (Н. Воронов).

В приведенном примере П. взаимодействует с эллипсисом, выполняя функцию выделения наиболее важных элементов общей картины, способствующих большей наглядности образа. Ср.: …появилась русая циркачка в слюдяном шарфе и поднялась в воздух по лестнице, опущенной пилотом…

Редко встречается слоговая П., которая осуществляется в предложении, состоящем из одного слова. Напр.:

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та (В. Набоков).

Лит. : Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции // Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. – М., 1977; Сковородников А.П. О классификации парцеллированных предложений в современном русском литературном языке. – Филол. науки. – 1978. – №1; Его же: О функциях парцелляции в современном русском литературном языке. – РЯШ . – 1980. – №5; Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск, 1981; Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., 1979; Библиографический указатель по вопросам присоединения, парцеллирования и сложного синтаксического целого. – Самарканд, 1987; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

Г.А. Копнина


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Парцелляция" в других словарях:

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - [Словарь иностранных слов русского языка

    парцелляция - и, ж. parceller. 1. Дробление земли на мелкие участки. Мобилизация земли в нашей округе происходила в двух противоположных направлениях в направлении парцелляции, при переходе земли к крестьянам, и в направлении концентрации, при скупке земель… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, парцелляции, мн. нет, жен. (экон., с. х.). Действие по гл. парцеллировать. Парцелляция землевладения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    парцелляция - парцеллирование, дробление, разбивка Словарь русских синонимов. парцелляция сущ., кол во синонимов: 4 дробление (29) … Словарь синонимов

Объединение разделенного или разделение объединенного - две стороны единого целого. В человеческом восприятии слово «объединение» чаще всего ассоциируется со знаком «плюс», а «разделение» - со знаком «минус». Почему так происходит - неизвестно. Ясно одно, что приобретенные в течение жизни или же, наоборот, заложенные с детства стереотипы мешают нам увидеть в плюсе минус, а в минусе - плюс. Это ограничивает. Это мешает видеть истину. Это лишает возможности прикоснуться к красоте. Сегодня поговорим о таком языковом явлении, как парцелляция в русском языке, и убедимся «воочию», что разделение, разбивка, разъединение - это тоже красиво, интересно, талантливо и дивно.

Что такое парцелляция?

Термин «парцеллярция» дословно переводится с латыни (parcellatio) как «разделение» и с французского (parcelle) как «частица». В языкознании это представляющий собой намеренное, нарочитое разделение предложения на несколько отдельных частей: «Ребенок подрастает. Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа.»; «Слышу чьи-то сдавленные рыдания. Кто-то плачет. Еле слышно. Плачет и зовет…» Приведенные примеры - парцеллированная конструкция, которая состоит из базовой части и парцеллятов. Они связаны между собой по смыслу. Предложение «Ребенок подрастает», а также «Слышу чьи-то сдавленные рыдания» - базовые или основные элементы конструкции, которые являются её семантическими центрами.

«Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа»; «Кто-то плачет. Еле слышно. Плачет и зовет……» - парцелляты - фрагменты, отрезки, которые появились в результате расчленения. Они отделяются от базовой части с помощью интонации, в письменной речи - точкой, вопросительным или реже - точкой с запятой или запятой.

Не следует путать парцелляцию с присоединительными конструкциями, которые являются членами Они содержат дополнительную информацию или пояснение, замечание, что объединяет их с парцеллятами, однако они, как правило, находятся в середине или конце предложения, выделяются запятыми и сопровождаются такими словами, как, например, даже, таким образом, главным образом и так далее: «Я любила наши разговоры, долгие, глубокие, искренние, особенно по вечерам».

Основные функции парцелляции в тексте

С вопросом о том, что такое парцелляция, или, если быть точнее, что такое парцелляция в русском языке, мы разобрались. Однако существенным и немаловажным вопросом является функционирование парцелляции в речи и тексте. В она употребляется бессознательно. В парцеллированные конструкции -это авторский прием, который несет в себе следующие функции:

  • создание и выделение новой ремы;
  • изобразительная функция - подчеркивание отдельных деталей, описание, фиксация внимания читателя на каждом этапе действия, растягивание действия («Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку» .);
  • характерологическая функция - имитация внутреннего монолога человека, его эмоционального состояния («Он бежал, спотыкаясь и падая. Только бы успеть. Не опоздать. Быстрее. Еще быстрее» .);
  • эмоционально-выделительная функция («Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» - сказал он, пожимая плечами);
  • экспрессивно-грамматическая функция - изменение связей между членами предложения.

В заключение хочется отметить, что можно много говорить о том, что такое парцелляция, перечислять ее основные функции, спорить и выяснять природу её возникновения… Это, бесспорно, интересно и познавательно, но это лишь теория. Сухая. Пресная. Безвкусная (Сама начала употреблять парцелляты). А хочется чего-то яркого и «аппетитного». Поэтому тему «Что такое парцелляция» хочется закончить самым ярким примером и часто цитируемым стихотворением Алекандра Блока: « Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века, Всё будет так. Исхода нет».