20Окт

Что такое Ксенофобия

Ксенофобия – это страх или ненависть по отношению к всему чужому, новому или странному.

Что такое КСЕНОФОБИЯ — значение, определение простыми словами.

Прежде всего, ксенофобия это нетерпимость по отношению к другим расам, культурам и социальным группам которые отличаются от нас. Самыми яркими примерами ксенофобии служат: , и .

Происхождение слова КСЕНОФОБИЯ:

Термин происходит от слияния греческих слов «страх » — «фобос » и «незнакомец » — «ксенос », что в итоге формирует: «страх незнакомцев» или «боязнь чужого».

Ксенофобия и общество:

Уровень неприятия и нетерпимости в обществе напрямую зависит от развитости той или иной страны. В наиболее развитых странах, где интеллектуальный уровень населения позволяет откинуть глупые предрассудки по отношению к различиям между людьми, ксенофобские настроения являются частными случаями и имеют место в виде исключения.

Стоит отметить что ксенофобия, а именно управление страхами людей, является очень действенным инструментом влияния правительства на гражданское общество. Самым ярким примером могут послужить события 1946 – 1989 года, а именно Холодная война между СССР и США. Народам внушалась идея что противник может в любой момент атаковать при помощи ядерного оружия. На волне этого страха, правительства получали баснословные суммы денег на различные военные программы, могли ограничивать права и свободы граждан, в общем получали широкую власть под видом защиты от врага. После окончания Холодной войны тенденции США изменились и всем стало плевать на то что там делает СССР, у них есть свои заботы. На пост советском пространстве, этот инструмент не забыли и используют его до сих пор. К примеру, мы постоянно можем слышать, что США является главным врагом РФ, который постоянно мечтает захватить всю Россию. Под этот шумок можно оправдывать все неудачи, растраты и непрофессионализм правительства.

Так же постоянным источником ксенофобии являются различные религии, которые хоть и заявляют, что они не имеют ничего против других верований, в своей основе содержат множество идей и примеров нетерпимости и ненависти по отношению к иноверцам.

Примеры ксенофобии:

  • (убийства чернокожих )
  • Еврейский
  • Деятельность нацистских организаций (ненависть к другим расам и нациям )
  • Индийская кастовая система (деление людей на высшие и низшие сословия )
  • Дискриминация по половому признаку (унижение женщин )
  • Нетерпимость к представителям сексуальных меньшинств (гомофобия )

Большинство умных людей понимают, что последствия ксенофобии могут быть очень серьезными. Тем более что причины для ненависти или нетерпимости по большому счету иррациональны и базируются на древних нелогичных и лишенных почвы предрассудках, пережитках древности.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Предпосылки

Биологическая основа ксенофобии

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано .

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов .

История

В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией» .

Ксенофобия в России

По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти . Руководитель центра по изучению ксенофобии Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ксенофобия"

Примечания

Литература

  • Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации - М.: Московская Хельсинкская группа, 2006 (ошибоч.) , ISBN 5-98440-027-8
  • Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. - М .: Альпина Паблишер , 2013. - 415 с. - ISBN 978-5-9614-4438-4 .

Ссылки

  • Владимир Фридман
  • Александр Тарасов . .
  • Волков Ю. Г. , Барбашин М. Ю., Добаев И. П. , Кротов Д. В., Черноус В. В. Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Колл. монография. Отв. редактор Ю. Г. Волков. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 208 с.

Отрывок, характеризующий Ксенофобия

– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n"ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l"intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d"or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.

Что такое ксенофобия?

Ксенофобия (Xenophobia) имеет свое происхождение от двух греческих слов «фобия» (боязнь, страх) и «ксенос» (иностранный, незнакомый, иностранец).

Ксенофобия – это иррациональный, постоянный, или чрезмерный страх перед иностранцами или незнакомыми людьми, не обязательно оформленная, поощряемая, терпимая или стимулируемая властями.

Многие жизненные явления оцениваются в сравнении с традициями, ценностями и нормами, принятыми в своей группе. Ксенофоб может считать, что он является объектом нападения со стороны иностранцев. Этот постулат отделяет определение ксенофобии от расизма и обыкновенной предосудительности по отношению к представителям другой расы.

Ксенофобия имеет биологическое объяснение, как инстинкт самосохранения, желания сохранить себя и свой будущий род. Подобное явление можно наблюдать и у животных в межвидовом поведении, когда проявляется сильная нетерпимость к особям, не принадлежащим данному виду, стаду и т.п.

Наибольшему проявлению ксенофобии подвержены те группы, которые чувствуют угрозу своей социальной идентичности. Она достаточно ярко выражена у молодых людей и школьников, проживающих в малых, преимущественно однородных по этническому составу городах, или наоборот в плотно населенных мегаполисах, где довольно часто случаются социальные конфликты.

Ксенофобия нередко превращается в социально опасный психологический феномен: когда различия между людьми сами по себе начинают восприниматься как проблема, когда этих различий боятся. Страх порождает неприязнь, которая может перейти в ненависть и враждебность. И тогда психологический механизм «мы - они» активизируется в полной мере и определяет формирование негативных стереотипов и предрассудков, отталкивающих образов врага и разных форм дискриминации. Для ксенофоба фактор угрозы имеет первостепенное значение: мир опасен, он населен враждебными странами, народами, группами и людьми. Чем в большей безопасности ощущают себя люди, тем меньше чуждых и опасных групп они находят в окружающем их мире. А рост ощущения угрозы существенно сжимает безопасное социальное пространство человека, в лучшем случае, до размеров его семьи.

Преодоление ксенофобии


Способ 1. Действуйте!

Делайте что-нибудь. Во время преследований агрессоры и жертвы воспринимают молчание общества как скрытое одобрение подобных действий. Ксенофобия процветает лишь тогда, когда люди ничего не делают, чтобы ее остановить.

Действия «групп ненависти» часто вызывают две реакции - апатию («это изолированный инцидент») или страх («с этим невозможно бороться»). Если по соседству действуют люди, пропагандирующие ненависть, Вы обязаны действовать по следующим причинам. Ненависть - это открытая атака на толерантность и правила хорошего тона. Ненависть необходимо останавливать добрыми делами. Ненависть - это атака на Вашу деревню, район, город. «Группы ненависти», прикрывающиеся «патриотической риторикой» стремятся разделить нас. Их взгляды фундаментально антидемократические. Подлинные патриоты сражаются с ненавистью. Сидение дома никоим образом не поможет этой борьбе. Ненависть необходимо подавлять в зародыше.

Способ 2. Объединяйтесь!

Позвоните друзьям и сослуживцам. Организуйте союзы с церквями, школами, клубами, общественными организациями. Подключайте средства массовой информации, полицию, детей. Вовлекайте всех, предлагайте и обсуждайте любые идеи, чтобы каждый был вовлечен в эту борьбу. Вы можете остановить и изолировать группы, пропагандирующие ксенофобию. Вы можете воспитать детей и взрослых. Вам может казаться, что ненависть волнует только Вас - на самом деле это не так. Вы будете поражены, сколько у Вас появится союзников.

Способ 3. Поддерживайте жертв.

Жертвы «преступлений ненависти» особенно уязвимы - они чувствуют страх, беспомощность и одиночество. Их атакуют только за то, что они есть - за их цвет кожи, национальность, сексуальную ориентацию. Молчание усугубляет их изоляцию.

Если Вы стали жертвой - сообщите обо всех деталях инцидента и обратитесь за помощью. Если Вы узнали о Вашем соседе, ставшем жертвой «преступления ненависти» - продемонстрируйте, что сочувствуете ему и поддерживаете его. Дайте жертвам возможность понять, что они не одиноки. Могут помочь даже самые простые знаки внимания - телефонный звонок, письмо...


Способ 4. Делайте домашнюю работу.

Вы должны знать «группы ненависти». Их необходимо идентифицировать, понять их символику и программу. Чтобы правильно реагировать, Вам необходима точная информация и знание предмета.

Способ 5. Предлагайте альтернативу.

Ненависть не запрещена законом. Ксенофобы имеют право проводить мирные демонстрации. Ваши усилия должны быть сосредоточены на организации акций, которые пропагандируют терпимость.

Способ 6. Не участвуйте в митингах и демонстрациях, пропагандирующих ненависть.

Понятно, что Вы хотите физически выразить свое неприятие подобных идей. Однако любое насилие играет на руку лишь «группам ненависти».

Способ 7. Говорите!

Ксенофобия должна быть объяснена и осуждена. Помогайте журналистам искать информацию. Спорьте с представителями «групп ненависти» на открытых форумах и в Интернете. Стремитесь доказать, что ненависть разрушает, а единство - помогает миру и процветанию.

Способ 8. Обращайтесь к лидерам.

Чиновники и политики могут стать Вашими важными союзниками в борьбе с ксенофобией . Однако некоторые из них вынуждены будут преодолеть свои собственные предубеждения. Если известные и уважаемые люди выступают в поддержку жертв «преступлений ненависти», то жертвы не чувствуют себя брошенными обществом, члены общества ощущают себя в безопасности, а пространство, необходимое для действий и диалога, расширяется. Молчание лидеров создает вакуум, в котором распространяются слухи, жертвы чувствуют себя беззащитными, а агрессоры, наоборот, думают, что их поддерживают власти.

Способ 9. Смотрите вперед.

Пропагандируйте терпимость и боритесь с предубеждениями до тех пор, пока произошло преступление. Ненависть не приходит со стороны, она взращивается рядом с Вами. Она приобретает силу в обществах, граждане которых бессильны и безголосы, где различия - причина страха, а не предмет для гордости. Главное средство борьбы с ненавистью - воспитание людей, которое начинается с самого себя.

Способ 10. Учитесь толерантности.

Предубеждения появляются в детском возрасте. В трехлетнем возрасте малыш уже понимает различия в цвете кожи и может гордиться или страдать от этого. В 12 лет подросток приобретает стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах. Поскольку стереотипы оправдывают и обосновывают ненависть, большинство преступлений совершаются молодыми людьми, не достигшими 20-летнего возраста. Поэтому обучение терпимости должно начинаться с самого раннего детства.

Толерантность - это личное решение. Она приходит в результате обучения и принятия принципа, что все люди полезны и равны. Мы все выросли, приобретя определенные предрассудки. Поэтому все начинается с Вас.

По материалам интернета

от греч. xenos - чужой и fobos - страх) - ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

Многие антропологи полагают, что ксенофобия имеет биологическую природу. Нежелание вступать в половые отношения для продолжения рода с существами иного облика и происхождения характерны для мира животных. Инстинкт сохраняется и в глубинах человеческой психики и лежит в основе межрасовых и межнациональных отношений.

Доказано, что слишком близкая степень родства в этнической единице (роде, племени, народе) ведет к серьезным отрицательным последствиям для генетического здоровья социума. Оттого в религиозной традиции, в культуре всех без исключения народов запрещены браки по прямой линии: между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами.

Но не менее важным обстоятельством является то, что браки между людьми иных рас тоже не привели к появлению жизнестойкого потомства. В этнологии существует многочисленная литература о «метисации» как явлении, отрицательно сказавшемся на общем ходе этнической истории человечества.

История не знает примеров, когда метисные группы населения становились субъектами исторического процесса. Например, совершенно не состоятелен миф о «котле» или «тигле», в котором сплавилась американская нация, представляющая собой единый народ. На самом деле США - это государство, где до сих господствуют т. н. WASP - белые люди англосаксонского происхождения, исповедующие протестантизм. А другие группы населения - католики итальянцы, ирландцы и многочисленные выходцы из стран Латинской Америки («латинос»), потомки вывезенных из Африки рабов, называемых в США «афроамериканцами», выходцы из Азии - японцы, китайцы, индусы, за все время существования государства не имели реального влияния ни в политике, ни в экономике, ни в культуре.

Единственное исключение из многочисленных этносов, которые смогли достичь этого, составляют американские евреи. Но и те, также как и представители других малых этнических групп, называя себя «американцами», продолжают осознавать себя представителями своего народа, стараются жить изолированно от представителей других наций в «чайна-таунах», в Гарлеме, Южном Бронксе, Бруклине, в районе Брайтон-Бич в Нью-Йорке и т. п.

Инстинкт, лежащий в основе ксенофобии, обусловил и принципы организации родоплеменных формирований. «Чужак», пришелец из чужого родаплемени воспринимался как враждебное существо. Даже в человеке, говорящем на языке данного народа, его представители видели врага, если он не являлся частью их мира - рода, клана, фратрии, деревни, общины. Куда ярче ксенофобия проявлялась по отношению к людям, заметно отличавшимся физическим обликом от коренных жителей данной местности.

Неприятие внешних черт чужого - разреза глаз, цвета кожи, формы носа и ушей иноземцев - было обусловлено рядом причин, берущих начало и в биологической природе человека, и в социальных нормах, выработанных тысячелетиями.

В библейской версии мировой истории родоначальниками основных рас человечества являются дети патриарха Ноя. Сим положил начало семитической расе - евреям, арабам, берберам, Хам - прародитель народов африканских, негроидов (хотя понятие «хамитские» относится исключительно к европеоидным североафриканским народам - египтянам (коптам), нилотам и пр.). От Иафета произошли индоевропейцы и представители кавказской языковой семьи народов.

Религиозная санкция неравноправия рас и народов (как разнятся исторические судьбы потомков Сима и Хама!) до сих пор является одним из главных мотивов воспроизведения ксенофобии во всех ее проявлениях. С точки зрения как католиков, так и протестантов, народы нехристианские находятся вне истории и подлежат либо крещению, либо уничтожению.

В православии отсутствуют традиции активного миссионерства, основанного на принуждении. Ненасильственная форма приобщения неверующих к вере во Христа оказала влияние и на то, что враги веры избрали агрессивный метод борьбы с православием.

Одной из развитых форм ксенофобии, имеющей богатую историко-литературную традицию, является русофобия. От других форм ксенофобий ее отличает то, что ее творцами были не только представители малых народов России, но и сами русские - главным образом в лице ее ориентированных на европейские и еврейские ценности литераторов и общественных деятелей: В. Белинского, А. Герцена, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Чернышевского, Г. Плеханова, В. Ленина, «писателей-шестидесятников», публицистов-«демократов» эпохи М. Горбачева и ельцинского периода.

Ксенофобия, являясь не только социальным продуктом, но и проявлением биологической сущности человека, нередко используется как средство достижения теми или иными силами политических целей. Пропагандируя идею физического истребления ненужных истории наций - евреев, цыган, славян, для того, чтобы восторжествовали правильные народы, к власти в Германии в 1933 г. пришел А. Гитлер (см. Национал-социализм).

Реализуя свой проект о праве «богоизбранного народа» на Палестину, сионисты изгнали с захваченных ими территорий миллионы арабов. Решительные меры против обитателей парижских пригородов арабского и африканского происхождения, устроивших масштабные беспорядки в Париже и пригородах в 2005 г., позволили министру внутренних дел Франции Н. Саркози настолько радикально повысить свой политический рейтинг, что весной 2007 г. он был избран президентом страны.

Попытки использовать ксенофобию в качестве инструмента для достижения политических целей неоднократно предпринимались и в России. Объектом ненависти на национальной почве нередко становились в XIX–XX вв. евреи, представители горских народов Кавказа. Причинами являлись та роль, которую евреи сыграли в разжигании русской революции и сознательно культивируемой ими русофобии, и агрессивность многих кавказских народов по отношению к славянам, выразившаяся и в откровенной поддержке гитлеровцев во время Великой Отечественной войны.

Неуважение к русским традициям, невнимание государства к вопросам адаптации разных этносов проявилось в карельском городе Кондопога, в Москве, в других регионах России.

Массовая миграция в Россию представителей как азиатских (Китая, Вьетнама), так и африканских государств заметно способствует росту ксенофобии в обществе, что активно используется экстремистскими политическими силами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в стране.

Лозунги ксенофобского содержания используют молодежные формирования скинхедов, футбольных фанатов и иных деструктивных сил. В России уже состоялось несколько судебных процессов, когда к уголовной ответственности были привлечены граждане, совершившие преступления на почве национальной неприязни.

Роль государства в уничтожении ростков естественной ксенофобии очень велика: его задача - культурное просвещение и воспитание разных народов, ознакомление с бытовыми, религиозными и культурными традициями друг друга, формирование атмосферы сближения и сотрудничества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иррациональный необъяснимый страх перед представителями той или иной национальности или просто незнакомыми людьми подчас переходит в постоянную панику, стимулируемую со стороны собственного государства. Вы спросите, о чем это я? Об одной очень нехорошей фобии! Друзья, в рамках этой статьи мы рассмотрим такое явление, как ксенофобия: что это такое, каковы причины ее появления и методы борьбы с ней. Дело в том, что это одна из самых распространенных проблем в России на сегодняшний день. Но обо всем по порядку.

Ксенофобия - что это?

Происхождение этого термина восходит к греческому языку: "ксенос" - незнакомый, иностранный - и "фобия" - страх, боязнь. Говоря простым языком, ксенофобия - это неприязнь (или нетерпимость) к чему-то или кому-то чужеземному, непривычному, незнакомому. Люди, страдающие этим психическим расстройством, воспринимают все иное как нечто непонятное и непостижимое, видя в этом опасность и враждебность.

А расстройство ли это?

Интересно, что с некоторых пор для большинства людей (преимущественно для россиян) эта фобия стала не психическим отклонением, а целым мировоззрением и породила вражду по принципу религиозного, социального и, самое главное, национального деления. И все это - одна лишь ксенофобия!

Что это - расизм? Национализм? Не совсем так, друзья. Дело в том, что ксенофобию очень часто путают с национализмом, но между двумя этими определениями есть весьма существенное отличие:


Причины ксенофобии

Общее представление

Имеет более путанное происхождение, чем все остальные. Это целый ряд механизмов и факторов, способных пробудить в обычном человеке страх перед незнакомым. Интересно, что причина ксенофобии кроется не в биологической (как у всех других фобий), а в социальной составляющей личности! И всему виной - современный капитализм, который затушевывает в сознании человека фундаментальное представление о равенстве всех людей. Это общая причина, касающаяся всех.

Частный случай

Если говорить об отдельном человеке, то предпосылки к происхождению этого у каждого будут своими. Если провести параллель с другими фобиями, то нетрудно догадаться, что порой причина такого расстройства кроется в детских впечатлениях, которые сохранились на всю жизнь и повлияли на мировоззрение ребенка, а это уже подростковая ксенофобия. Ведь известно, что малыш - это "губка", впитывающая в себя поведение своих родителей и близких людей. И если, к примеру, папа негативно относится к иностранцам, то и ребенок, будучи подростком, перенимает это!

Лечится ли ксенофобия?

Что это за психическое расстройство, которое не может быть вылечено? Запомните, нет ничего невозможного! Эта фобия прекрасно лечится, но при условии, что пациент выказал самостоятельное стремление к этому. Если он осознал, что такие иррациональные страхи весьма серьезно отравляют ему жизнь, превращаются в постоянные конфликты с окружающими людьми, то, вовремя обратившись к доктору, он избавится от них.