Грамматика и ее разделы

Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα - «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке.Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

    историческую грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

    синхронную грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане (в 19-м веке эта дисциплина именовалась описательной грамматикой ).

    Грамматика состоит из двух разделов:

    – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Таким образом, грамматика представлена грамматическими категориями, грамматическими единицами и грамматическими формами . В этом смысле грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами), предложения и их сочетания;

    2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу.

Понятие о грамматическом строе языка

Грамматический строй языка – это внутреннее устройство языка. Грамматический строй неоднороден. В нём различаются морфологический и синтаксический уровни языка, каждый из которых являет собой сложную и упорядоченную систему. Грамматический строй существует независимо от говорящего, т.е. объективно, и является отражением реального мира, который сам по себе также имеет сложную структуру. Строение объективного мира проявляется в том, что он распадается на отдельные элементы (предметы, явления, признаки и т.д.), которые связаны между собой. Отношения между фактами объективной действительности разнородны. Это отношения : а) между субъектом и действием, б) действием и объектом, в) объектом и его признаком, г) временные отношения, д) пространственные, е) причинные, ж) целевые и т.д. Эти разнородные отношения и получают своё отражение в языке.

Основные единицы грамматического строя

Как и все уровни языка, грамматический строй имеет свои единицы . Это: 1) морфема; 2) словоформа; 3) словосочетание; 4) предложение. К единицам грамматического строя относится и слово, которое является предметом изучения прежде всего лексикологии. В грамматике слово изучается иначе: с т. зр. его грамматических форм, а также наличия в нём тех минимальных смысловых элементов (морфем), которые входят в состав, которые входят в состав словосочетания и предложения не прямо, а опосредовано, через слово. В этом отношении слово также является единицей грамматики.

Понятие о ГЗ

Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании и предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.п.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений.

2 Понятие о морфеме.

Морфема – минимальная, кратчайшая, т.е. далее неделимая на компоненты того же ранга единица, обладающая значением. Минимальность морфемы проявляется в том, что её дальше нельзя разделить на более мелкие морфемы. В результате такого деления появляются фонетические единицы: лес – л, е, с . Морфема – двустронняя единица языка, обладающая как планом выражения, так и планом содержания. Планом выражения является её звуковой состав. Планом содержания – её словообразовательное значение. Так, в слове вод а окончание а является выразителем трёх грамматических значений: ж. р., ед. ч., им. пад. В слове подводный приставка под имеет словообразовательное значение – «направление под что-то»

Типы морфем

Корневые (корни), обязательные

Корень - основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)», хотя в искусственном эсперанто такие слова далеко не редкость, напр. aĵ-o - вещь (суффикс-окончание), aĉ-aĵ-o - гадость (суффикс-суффикс-окончание)). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно. Главная морфема - корень, без него не может существовать слово. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (беленький, белый, беловатый, белизна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением "цвета снега или мела, светлый", а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, очернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением - "цвета сажи, угля, тёмный".

Аффиксальные (аффиксы), необязательные

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не может самостоятельно

образовывать слово (в русском языке) - только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамт ,стеклярус ), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

3 Значения, выражаемые морфемами (вещественное, деривационное, реляционное).

По мнению американского ученого Эдуарда Сепира, морфемы выражают три типа значений: вещественное, деривационное и, наконец, реляционное.

Вещественное значение, или лексическое – это предметное значение. Это понятие, соотносительное с конкретными предметами и явлениями действительности. Оно выражается при помощи корня, но может быть выражено префиксом и суффиксом: лет, вылет, летчик.

Деривационное значение близко к вещественному, но не равно ему: оно выражает чувства – уменьшительность, ласкательность, пренебрежительность. Иначе его называют экспрессивно-эмоциональным (лат. expressio «выражение (чувств)», лат. emovere «волновать»). Деривационное значение выражается суффиксами. Например, в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»: близехонько, глазки, носок, голосок, сестрица, мастерица. Деривационное значение уточняет вещественное.

Реляционное значение является сопутствующим и вещественному, и деривационному значениям. Оно выражает отвлеченное, абстрактное значение, которое может быть реальным, а может иметь относительный, условный характер. Например, значения мужского, женского и среднего рода обусловлены иногда естественным разделением живых существ по полу. В этом случае значение рода реально. Но значение среднего рода уже не реально, оно является чисто грамматическим. Сравните еще: грамматическое значение числа: единственное и множественное значения реально применимы к счетным предметам (дом-дома), но грамматическими становятся в других случаях: сани, брюки, ножницы – предмет один, а значение числа – множественное. Грамматическое значение может широким или узким, общим и частным. Например, все имена существительные имеют значение предметности, т.е. отвечают на вопрос «кто, что?». Это самое широкое и самое общее значение из всех грамматических значений существительных, у них же есть значения рода и числа – это уже значения несколько меньше, значения же мужского, женского и среднего родов – еще меньше.

4 Морфемные процессы опрощения, переразложения, аналогии.

С течением времени морфемы могут изменяться. Наиболее интересными процессами изменения морфем являются опрощение и переразложение.

Опрощение – это изменение в морфологическом строении слова, в результате которого непроизводная основа, ранее распадавшаяся на отдельные морфемы, превращается в непроизводную, морфологически нечленимую. Например, в + кус = вкус ; воз + дух = воздух ; за + щит = защита.

Причины опрощения :

1.Утрата семантической связи со словами, на базе которых они образованы: дворец от слова двор, белка от слова белый .

2.Утрата производящей основы и родственных слов, соотносительных с данным: льгота – льзя (нельзя);лепесток – лепест ; нужный – нужа .

3.Фонетические изменения в словах: усопший – уснувший, весло – везти . В словах сутки, супруг, дар, пир в результате утраты продуктивности соответствующей приставки и суффикса (су-, -р).

Переразложение – это перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь членимой, производной, членится сейчас иначе, чем когда-то. Например: живность – живный (жив-н-ость) , затем выходит из употребления слово живный, и слово членится иначе жив-ность. (То же самое готовность от готовный , удилище от удило , а сейчас от слова удить ). В результате переразложения появляются не только новые суффиксы, но и новые приставки: недо-, обез- (недовыработать, обезлесить ).

Интересным морфемным процессом является закон аналогии (гр. Analogia «сходство, подобие»). В русском языке, например, был глагол вынять в системе глаголов принять, унять, занять, то есть в нем была приставка вы- , корень -н-, суффиксы -я, -ть . Но получилось так, что слово вынять оказалось под влиянием глаголов на -нуть: дунуть , плюнуть и изменило морфемный состав по аналогии с ними – получилось слово без корня: вы-нуть

Закон аналогии мешает усвоению правильного употребления форм расноспрягаемого глагола хотеть:

Ед. ч. мн.ч.

Хоч хот -им

Хоч -ешь хот -ите

Хоч -ет хот -ят

Формы хотишь, хотит; хочем, хочите, хочут возникают под влиянием взаимной аналогии форм единственного и множественного числа и все оказываются ошибочными.

6 Слово - часть речи. Учение о частях речи.

Часть речи - это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи.

Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):

1Имя существительное

3Имя прилагательное

4Имя числительное

5Местоимение

7Причастие

8Деепричастие

Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):

2 Частицы

4 Междометия, звукоподражательные слова.

Понятие о частях речи

Слова как единицы грамматические и лексические группируются в части речи, т. е. в грамматические классы слов, объединенные по трём признакам: обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, действие); одинаковым составом постоянных и переменных грамматических признаков; общностью основных синтаксических функций.

Другими словами, говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками.

Обобщенное значение, характеризующее все слова той или иной части речи, есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака - процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство).

Каждая часть речи имеет свой собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями рода, числа и падежа; значение процесса, свойственное глаголу, – категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

7 Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса

К синтаксическим единицам, как уже было сказано, относят словосочетание и предложение. Под словосочетанием понимают номинативную единицу, которая в расчлененном виде передает единое понятие (письменный стол, четырехэтажный дом) . Основная функция словосочетания проявляется в том, что оно служит строительным материалом для предложения. Спецификой сочетания как синтаксической единицы является ее производство непосредственно в речи (сравните с воспроизводимыми фразеологическим сочетаниями). Производство сочетаний осуществляется по определенным моделям, поэтому единицами синтаксического уровня являются модели сочетаний.

Надо отметить, что в определении словосочетания нет единства. Помимо выше­приведенного определения, есть более широкое понимание термина. Словосочетанием называют любое сочетание слов, между которыми существует формально выраженная смысловая связь. В этом случае в числе словосочетаний оказываются сочетания подлежащего со сказуемым.

При широком определении словосочетания ими будут являться не только сочетания с подчинительной связью, но и с сочинительной. Подчинительная связь – это формально выраженная связь между двумя словами, отношения между которыми неравноправны: один элемент сочетания оказывается главным, другой – подчиненным, зависимым.

Более сложной единицей синтаксиса является предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, с помощью предложений осуществляется общение людей. Каждое предложение соотнесено с определенной ситуацией. Эта соотнесенность проявляется в темпоральности и модальности. Темпоральность – это выражение в предложении отношения ко времени, модальность – выражение отношения к действительности. Темпоральность выражается обычно морфологической категорией времени, модальность – глагольными наклонениями.

Предложение может реализоваться в одном слове или в нескольких словах. Отличие предложения от слова проявляются прежде всего в интонационной оформленности предложения: Пожар! Пожар?! Интонация в этих предложениях является средством передачи предикативности и соотносит предложение с конкретной реальной ситуацией. Слово пожар лишь называет класс предметов, не соотнося их с временным планом и действительностью.

Грамматика – самый высокий языковой уровень, самая высокая степень обобщения явлений в языке. Вначале грамматика означала искусство письма, теперь она изучает грамматические значения, формы слов.

2 раздела грамматики: морфология и синтаксис. Морфология – исследует правила построения форм слов, грамматические значения, части речи. Синтаксис – исследует связи между словами в словосочетании и предложении.

56. Основные единицы грамматического строя языка.

Слово является одной из основных грамматических единиц. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи, словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения,); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо.

Предложение как предмет грамматики представляет собой сообщающую единицу, строящуюся по определенному синтаксическому образцу, существующую в языке в разных своих формах и модификациях, функционально нагруженную и интонационно оформленную. Предложению как грамматической единице принадлежат предикативность, категории семантической структуры и компоненты актуального членения - тема и рема. Предложение, как и слово, вступает в синтаксические отношения с другими грамматическими единицами - предложениями и их аналогами; так образуются разные виды сложных предложений и бессоюзные соединения предложений. Грамматическая единица - это любое грамматически оформленное отдельное языковое образование: морфема, слово, словосочетание, предложение простое или сложное, - представленное либо во всей совокупности своих форм, либо в одной какой-то своей форме. Так, например, имя существительное стол является грамматической единицей, существующей как совокупность всех своих падежных форм единственного и множественного числа; глагол идти является грамматической единицей, существующей как совокупность всех своих спрягаемых форм, а также инфинитива, причастия и деепричастия. В то же время отдельная форма существительного (стол, столом, столами и т. д.) или глагола (иду, шли, шедший и т. д.) также является отдельной грамматической единицей.

57. Грамматическое значение слова.

Грамматическое значение охватывает большое кол-во слов. Грамматическое значение – обобщённо-отвлечённое языковое значение, присущее целому ряду слов или синтаксическим конструкциям, и находящееся в языке регулятивное выражение.

Отличие грамматического значения от лексического;

Лексическое значение присуще одному слову, грамматическое многим словам. Грамматическое значение является дополнительным по отношению к лексическому. Если говорящий не хочет употреблять лексическое значение, он не использует слово, грамматическое значение обязательно. Грамматическое значение в большей степени обобщённое, чем лексическое.

58. Способы выражения грамматического значения.

Грамматическое значение выражаются внутри слова и вне слова при помощи окончаний, флексии, суффиксов, аффиксов, чередований в корне, ударения, с помощью порядка слов, интонации, вспомогательных служебных слов. Грамматические значения образуют грамматические категории.

Понятие «грамматика» (от греч. «запись» ) определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкций на этом языке.

Грамматика языка – это стройная система, формировавшаяся на протяжении веков и развивающаяся до сих пор. Свое начало грамматическая наука берет в индийской языковедческой традиции, а после совершенствуется на основе античной языковой традиции. В 19-20 вв. грамматика языка существенно преобразилась, развивая все новые и новые направления. Наиболее видными деятелями этого периода в области грамматики русского языка были Ф. Фортунатов, В. Виноградов, А. Шахматов, Л. Щерба и др.

Традиционно грамматика языка представлена морфологией – учением о частях речи и синтаксисом – учением о словосочетании, предложении и их структуре. Морфология дает представление о частеречном составе языка, а также о грамматических категориях каждой части речи. Синтаксис рассматривает словосочетание и предложение с точки зрения их значения, структуры, выполняемой функции, сочетаемости компонентов и др. Основными понятиями морфологии являются: словоизменение, формообразование, форма слова, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория и др. Основные понятия синтаксиса – предложение, член предложения, синтаксическая связь и др.

Грамматика тесно связана с другими науками о языке. Например, с орфоэпией, т.к. изучает звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм; с орфографией, т.к. охватывает правописание слов; со стилистикой, т.к. касается стилевых закономерностей употребления грамматических форм и др.

Грамматика языка представлена несколькими направлениями: так, универсальные для всех языков мира понятия разрабатывает универсальная грамматика, а понятия, касающиеся отдельного языка, – частная; язык на конкретном этапе его развития изучает синхронная грамматика, а исторические этапы развития языка – историческая и др.

Русская грамматика имеет много схожих черт с грамматикой иных языков, но при этом обладает рядом особенностей. Так, в русском языке выделена категория вида глагола, отсюда – отсутствие необходимости иметь много типов времен (как, например, в английском языке). До сих пор в русской морфологии наблюдаются живые процессы перехода одной части речи в другую (из прилагательного в существительное и причастие, из деепричастия в наречие и др.). Кроме того, на фоне выделения традиционных 10 частей речи все еще не утихают споры о количестве частей речи в русском языке и др.

Русская грамматика сложна, в первую очередь, обилием грамматических категорий. Вспомните, чтобы охарактеризовать простое предложение нам понадобится по крайней мере 6 характеристик! Тем не менее, без знания и умения ориентироваться в грамматике русского языка невозможно постичь саму языковую систему в целом.

Успехов в изучении русского языка!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Грамматика представляет собой часть науки о языке. Часть достаточно важную потому, что изучает грамматика основы построения предложений, закономерности образования различных словосочетаний и фраз, сводя эти закономерности в единую систему правил.

Как появилась наука о языке

Одни из первых терминов, которые можно отнести к начальным проявлениям языковедческой науки, появились еще во времена греков у Аристотеля, основателя александрийской языковедческой школы. У римлян основателем был Варрон, живший в период между 116 и 27 годами до н.э. Именно эти люди были первыми, кто охарактеризовал некоторые языковедческие термины, такие как названия частей речи, например.

Многие современные нормы науки о языке были зачаты в индийской языковедческой школе еще в первом тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствуют труды Панини. Более свободную форму изучение языков приобрело уже в первом тысячелетии христианской эпохи. Как и что изучает грамматика в это время, становится понятно из трудов классиков, на которых она и основывается.

Грамматика приобретает не только описательный, но и нормативный характер. Основой основ считался который возвели в ранг вечной формы, наиболее тесно связанной и отражающей структуры мысли. Те, кто изучал грамматический строй в XII веке, считали естественным, что лучше всего это нужно делать по учебникам латинского языка. Да других и не было. Тогда эталоном и обязательной программой считались труды Доната и Присциана. Позже в дополнение к ним появились трактаты Александра из Вильдье Doctrinales и Grecismus Эберхарда Бетюнского.

Грамматика эпох Возрождения и Просвещения

Вряд ли кого-то удивит, что во многие европейские языки проникли нормы латинского языка. Такое смешение можно наблюдать особенно в речах священников и в церковных трактатах, написанных в конце 16 века. В них особенно прослеживаются многие латинские грамматические категории. Позже в XVII—XVIII веках несколько изменился подход к изучению грамматики. Теперь он приобрел логико-философский характер, который привел к большей универсализации и стандартизации применительно к другим языковым группам.

И только в начале XIX века появились первые попытки классифицировать грамматические правила в других языках дифференцированно от латинской основы. Большую роль в этом сыграл Х. Штейнталь, а его труды продолжили так называемые младограмматики - молодые ученые, стремившиеся к обособлению языковых норм от латинских понятий.

Еще большая дифференциация отдельных языков произошла в самом начале ХХ века. Именно в это время приобрела популярность идея так называемой эмансипации различных европейских языков и обособление от традиций греческо-латинской школы. В российской грамматике первопроходцем стал Ф.Ф. Фортунатов. Однако перейдем к современности и посмотрим, что изучает грамматика русского языка сегодня.

Классификация русской грамматики по частям речи

В русском языке принято деление слов на части речи. Эта норма деления по морфологическим и синтаксическим признакам принята и в большинстве других языков, которые обособились от латинской основы. Однако количество частей речи может не совпадать.

Общими почти для всех языков мира считаются имя (существительное или другое) и глагол. Последний также может делиться на самостоятельную и служебную форму, что практически универсально для всех языков. Грамматический словарь классифицирует следующие части речи в русском языке: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, предлог, союз и междометие. Каждая из указанных категорий имеет свое определение и назначение. Мы не будем давать здесь описание и грамматические категории имени существительного и других частей речи, это подробно описано во многих учебниках по грамматике русского языка.

Способы употребления глаголов

Все глаголы в русском языке могут употребляться в трех вариантах: как инфинитив, причастие или герундий. Все три формы широко распространены в других языках и часто имеют схожее употребление. Например, вхождение инфинитива (неопределенной формы глагола) в глагольное сказуемое типа «любит рисовать» и другие можно встретить и в английском, и в итальянском, и в большинстве других европейских языков. Также широко распространено схожее использование причастия и герундия, хотя есть и существенные отличия.

Классификация по членам предложения

Такая классификация предусматривает пять отдельных категорий, которые могут встречаться в одном предложении все вместе или по отдельности. Часто одним из членов предложения может выступать целая фраза. Так, если нужно составить предложение со словосочетанием «широкий, как поле», то оно будет выступать в роли единого приложения. Подобное характерно и для других частей речи.

Какие же члены предложения классифицирует грамматический словарь русского языка?

  • Подлежащее, которое относится к главным членам предложения, обозначает предмет или лицо и определяется сказуемым.
  • Сказуемое также относится к главным членам предложения, обозначает действие или состояние и непосредственно связано с подлежащим.
  • Дополнение является второстепенным членом и обозначает объект действия подлежащего.
  • Обстоятельство обозначает признак действия, зависит от сказуемого и также имеет второстепенное значение.
  • Приложение обозначает качество предмета (подлежащего или дополнения) и также второстепенно.

Вернемся к существительному

В русском языке имеются грамматические категории имени существительного, которые нельзя обойти стороной. Так, важное значение имеет склонение существительного по падежам. Несмотря на то что сами по себе падежи существуют во многих языках, редко в каких падежное склонение осуществляется при помощи окончаний, как в русском. Наша грамматика различает 6 падежей имени существительного: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Учение о частях речи - в центре науки

Части речи - то, что изучает грамматика современная или, по крайней мере, уделяет этому разделу центральное значение. Также много внимания уделяется их грамматическим категориям и сочетаниям, общим правилам и структуре отдельных речевых элементов. Последнюю изучает раздел грамматики, называемый синтаксисом.

Отдельно от грамматики существуют такие науки, как лексикология, семантика и фонетика, хотя они тесно связаны и в некоторых трактовках преподносятся как структурные единицы грамматической науки. К грамматике же относятся такие дисциплины, как наука об интонации, семантика, морфонология, дериватология, которые находятся на острие границы между собственно грамматикой и названными ранее дисциплинами. Кроме того, грамматика как наука тесно связана с рядом других, менее известных широкому кругу людей дисциплин.

Смежные науки

Грамматика в силу своих особенностей имеет многие грани соприкосновения с такими дисциплинами, как:

  • лексикология из-за подробного изучения грамматических свойств отдельных частей речи;
  • орфоэпия и фонетика, поскольку эти разделы уделяют много внимания произношению слов;
  • орфография, которая изучает вопросы правописания;
  • стилистика, описывающая правила использования различных грамматических форм.

Разделение грамматики по другим признакам

Ранее мы писали, что грамматика бывает историческая и синхронная, но есть и другие формы разделения. Так, различают формальную и функциональную грамматику. Первая, поверхностная работает над грамматическими средствами языковых выражений. Вторая или глубинная находится на пересечении собственно грамматики и грамматической семантики. Также есть структуры, которые изучают части речи, присутствующие во многих других языках или только в русском языке. По этому признаку грамматика делится на универсальную и частную.

Различают также историческую и синхронную грамматику. Первая занимается изучением языка, сравнивая различные исторические вехи его развития, делая акцент на изменениях с течением времени грамматических конструкций и форм. Синхронная грамматика, которую еще называют описательной, уделяет больше внимания изучению языка на текущем этапе развития. Оба раздела науки изучают грамматический строй языка в исторической или синхронной парадигме. Истоки такого разделения и вообще науки грамматики восходят к самым древним временам доисторической эпохи.

Наука грамматика - это комплекс взаимосвязанных дисциплин, которые ориентированы на создание универсальных правил языка. Это помогает избежать разночтений в формировании различных речевых структур, например, когда нужно составить предложение со словосочетанием, состоящим из нескольких частей речи, и во многих других случаях.

§ 177. Термин "грамматика", так же как и многие другие лингвистические термину, греческого происхождения. Греческий термин grammatike образован от слова gramma – "буква, написание"; первоначально он использовался в значении "искусство писать и читать". В современной лингвистике термин "грамматика" используется в разных значениях. Обычно им обозначается определенный участок языковой системы, часто называемый грамматическим строем языка, и раздел языкознания, в котором изучается данный участок языковой системы.

"Термин грамматика ... употребляется в двух значениях: и как учение о строе языка, и как синоним выражения “строй языка”"; "Грамматикой называется наука о строе слова и строе предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также самый строй слова и срой предложения, присущие данному языку"; "Следует иметь в виду, что слово грамматика употребляется как в смысле учения о грамматике, так и в смысле грамматического строя языка, т.е. грамматического строя слова, словосочетания и предложения". При этом грамматический строй понимается "либо в широком смысле – как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры.., либо (чаще) в более узком смысле – как совокупность правил построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных высказываний и их частей – из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли".

Наряду с данными определениями термина "грамматика" иногда особо выделяется значение этого термина, связанное с его употреблением по отношению к отдельным элементам грамматической системы, например, в словосочетаниях типа "грамматика имени", "грамматика глагола", "грамматика инфинитива" и т.д.

Термином "грамматика" нередко называется также книга, содержащая описание грамматического строя того или иного языка или же излагающая основы какого-либо языка и целом. В некоторых толковых словарях данное, последнее значение рассматривается как особый оттенок одного из двух основных значений.

Грамматика как особый участок системы языка в современном отечественном языкознании чаще всего определяется как совокупность, или система, правил, приемов, способов, средств или норм образования грамматических единиц – грамматических форм в широком смысле.

Правомернее было бы определить грамматику в этом смысле как совокупность, или систему, грамматических единиц (подобно тому, как определяются в современной лингвистике другие языковые подсистемы: фонетика, морфемика, лексика, словообразование. Единицами грамматики (грамматического строя) являются, прежде всего, грамматические формы (в широком смысле), грамматические категории и граммемы (подробнее о них см. ниже). Таким образом, грамматику следовало бы определить как совокупность (систему) грамматических форм, или грамматических категорий, или граммем, или тех, других и третьих вместе взятых.

Сравним некоторые подобного рода определения, предлагаемые разными лингвистами: "Грамма́тика ... – 1) формальный строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций..."; "Грамматика языка (грамматический строй) – это совокупность и система присущих языку грамматических категорий"; "Совокупность грамматических категорий составляет грамматику языка".

Итак, грамматика как определенная языковая система (подсистема), как объект грамматического учения, – это система грамматических единиц: грамматических форм (в широком смысле), грамматических категорий, граммем.

Как уже отмечалось, термином "грамматика" обозначается не только грамматический строй языка, по и учение о нем, т.е. раздел языкознания, занимающийся изучением грамматического строя языка.

Различия в понимании и объяснении термина "грамматика" как названия грамматического строя языка отражается в толковании данного термина как названия учения о грамматическом строе. Сравним некоторые определения (объяснения) данного понятия: "наука о строе слова и строе предложения", "наука о языковых формах, о формах слов (морфология) и формах словосочетаний (синтаксис)", "раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке", "раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений".

С целью терминологической дифференциации разных понятий – грамматики как области языковой системы и как раздела языкознания, для обозначения первого из них некоторые языковеды предлагают использовать составной термин "грамматика языка".

"Для того чтобы избежать двоякого понимания терминов “фонетика” и “грамматика” и им подобных, можно было бы говорить “фонетика” и “фонетика языка”, “грамматика” и “грамматика языка”". Термин "грамматика языка" в этом значении употребляется также другими учеными.

При использовании термина "грамматика" в значении учения о грамматическом строе данный термин нередко сопровождается сравнительными оборотами: "как наука", "как лингвистическая наука", "как раздел языкознания", "как учение о строе языка".

"В тех случаях, когда названные термины (т.е. термины "грамматика", "словообразование", "морфология" и другие подобные. – В. Н.) употребляются для обозначения науки, вводятся формулировки: “грамматика как наука”, “морфология как наука” и т.д.". Такие сравнительные обороты в подобных случаях используются и в других работах. Аналогичные сравнительные обороты используются и для обозначения соответствующей языковой системы (подсистемы) (ср.: "грамматика как строй языка", "грамматика как система" и др.).

§ 178. Грамматика языка, его грамматический строй, так же как и другие подсистемы языка и языковая система в целом, может изучаться с разных сторон, в разных аспектах. В соответствии с этим различаются разные типы, или виды, грамматической науки: грамматика общая и частная, описательная и историческая, сопоставительная и сравнительно-историческая, научная и школьная, формальная и функциональная и др.

Подобно тому, как языкознание делится на общее и частное, различается общая грамматика и грамматика частная. Общая и частная грамматика различаются в зависимости от объекта изучения (количества изучаемых языков) и характера изучаемых явлений. Общая грамматика изучает грамматические явления (единицы грамматического строя, их функционирование, изменение, взаимоотношения между ними и т.д.), характерные для разных языков мира, преимущественно языковые универсалии; частная грамматика занимается изучением соответствующих явлений, относящихся к отдельно взятому языку или определенной группе языков.

В зависимости от характера, способа изучения одних и тех же грамматических явлений различается грамматика описательная, дескриптивная, или синхроническая, и историческая, или диахроническая. В описательной грамматике изучаются грамматические явления отдельного языка или группы языков по их состоянию в определенный промежуток времени, например, в современном их состоянии, т.е. в синхроническом плане; в исторической грамматике те же явления рассматриваются с точки зрения их изменения в процессе исторического развития языка путем сравнения их состояния в разные промежутки времени, т.е. в диахроническом плане.

В рамках описательной грамматики особо выделяется грамматика сопоставительная, в рамках грамматики исторической – сравнительно-историческая. Сопоставительная, или контрастивная, грамматика занимается сравнением (сопоставлением) грамматического строя разных (обычно двух) языков, родственных или неродственных, с целью облегчить усвоение грамматического строя изучаемого неродного языка; в сравнительно-исторической грамматике сравниваются грамматические явления родственных языков, отраженные в письменных памятниках или зафиксированные в живом употреблении, с целью воссоздания более раннего их состояния, не засвидетельствованного в письменных памятниках.

Наряду с терминами "сопоставительная грамматика" и "сравнительно- историческая грамматика" в тех же значениях иногда употребляется термин "сравнительная грамматика".

В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой грамматическая наука, различается научная (теоретическая, или общая) грамматика и грамматика школьная (учебная, практическая). Целью научной грамматики является углубленное изучение и описание грамматического строя отдельного языка или разных языков на основе современной лингвистической теории, новейших достижений лингвистической науки. Научная грамматика обычно является нормативной, в ней устанавливаются литературные нормы употребления грамматических форм слов, построения синтаксических конструкций. Нормативная научная грамматика, получившая одобрение основной научной организации страны (например, Академии наук СССР, Российской академии наук), называется академической. Академическими научными грамматиками являются, например, Грамматика русского языка в двух томах (М., 1953–1954), Грамматика современного русского литературного языка под редакцией Н. Ю. Шведовой (М., 1970), Русская грамматика в двух томах под редакцией Η. Ю. Шведовой (М., 1980). Школьной называется преподаваемая в школе грамматика, "излагающая в освещенном традицией духе элементарные грамматические сведения вместе с орфографическими и пунктуационными правилами". Основное различие между научной и школьной грамматикой заключается в том, что первая "изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка", в то время как последняя "изучает базовые (основные, типические) свойства грамматического строя конкретного языка". Необходимо отметить, что вопрос о соотношении научной и школьной грамматики учеными решается по-разному.

Научная грамматика может быть формальной (пассивной, грамматикой слушающего) и функциональной (активной, грамматикой говорящего). В формальной грамматике в основу описания грамматического строя языка положены грамматические формы, их классификация но разным признакам; описание осуществляется в направлении от формы к значению. Формальная грамматика ориентирована на слушающего, который чувственно воспринимает форму, материально выраженную грамматическую единицу, и через нее узнает соответствующее грамматическое значение. В функциональной грамматике, наоборот, в основе описания грамматического строя лежат сгруппированные определенным образом грамматические значения, функции разных грамматических единиц; описание идет от значения, от функции к форме, к конкретной единице, выражающей определенное значение, выполняющей ту или иную функцию. Функциональная грамматика ориентирована на говорящего, который выбирает из имеющегося у него арсенала необходимое грамматическое значение и сообщает его слушающему с помощью соответствующего формального средства.