категория социальной философии, выражающая специфически человеческий способ отношения к миру, утверждения человека в бытии посредством преобразования природных и общественных условий своего существования. В процессе Д. не только преобразуется природа и общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. В понятии Д. представлены многообразные формы человеческой активности в различных сферах общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, культурная Д.), а также различные аспекты жизни человека (умственная, физическая, внутренняя, внешняя, творческая, созидательная, конструктивная, свободная, разрушительная Д. и т. д.). Кроме того, Д. подразделяется на духовную и Материальную, теоретическую и практическую. Духовная (умственная, теоретическая) Д. представляет собой целенаправленное производство общественных идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. Посредством духовной Д. объясняется и конструируется мир, формируются цели, осуществляется выбор средств для их достижения, создается идеальный план Д. В процессе Д. осуществляется творческое созидание культуры. Структура Д. выражена взаимосвязью ее структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект. В цели субъектом осознается неудовлетворенная потребность, создается идеальный образ необходимого предмета, определяется выбор объекта, средств и способов действий субъекта. Цель, таким образом, становится системообразующим принципом Д. Д. представляет собой сложную целостную систему многообразных связей и отношений, в которых реализуется единая схема (структура) Д., субъект-объектного отношения человека к миру, формируется предметное отношение к миру как к объекту субъективных преобразований, возникают и подтверждаются важнейшие определяющие характеристики человеческой субъективности. В Д. общественная жизнь предстает как предметно- деятельная взаимообусловленность жизни индивидов, а человек - как субъект познания и практики, мерой субъективности которого становится созданный им предметный мир. Цели и нормы Д. осознаются индивидом как важнейшие общественные ценности и переживаются им как собственные смысложизненные ориентиры и мотивы действий, приобретая тем самым личностный смысл. В созданном человеком предметном мире запечатлены базовые социальные характеристики индивидов, проявлены их важнейшие свойства и способности. Д., таким образом, становится пространством самореализации индивидов. Однако в условиях антагонистического общества созданный человеком предметный мир отчуждается от него и его Д., порабощает своего создателя, определяя цели, нормы и формы его действий. Характер отношения субъекта Д. к ее результатам является важнейшей характеристикой развитости общества. В Д. возникает особое отношение человека к другому - отношение использования, ставшее своеобразной субстанцией конкретных форм общественного и индивидуального бытия. Присвоение мира посредством Д. формирует у индивида ценностную установку на обладание, которую Маркс определил как отчужденную и превращенную форму человеческой чувственности. Посредством Д. не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующее индивидуальное поведение, базовое общественное отношение «господство - подчинение», которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации Д. Разнообразные формы Д. являются способами социализации индивида, становления личности, идентификации индивида. Социальная идентификация осуществляется посредством отождествления индивида с определенной социокультурной ролью, обеспечивающей его вхождение в систему общественных отношений и их стабильность. В процессе социализации решаются две противоположные задачи: самосохранение социума, предполагающее максимальное следование индивидов заданным образцам, и самосохранение личности, утверждающей собственную уникальность и свободу отказом от нивелирующих стандартов. Однако в деятельности, ориентированной на обладание, свобода возможна лишь как познанная и примененная на практике природная и общественная необходимость. Действуя по логике объекта и по логике субъективной цели* индивид проявляет свою субъективность как «хитрость» соединяющего и разъединяющего разума, управляющего закономерностями различного плана, в силу чего в деятельности не только удовлетворяется, но и создается и развивается особая социокультурная потребность - потребность во власти. Категория Д. в обществознании приобретает важнейшее методологическое значение, является исследовательским методом понимания и объяснения сущности общественного бытия индивидов, их разделенности и взаимообусловленности.

Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является ее осознанность. Д. является реальной движущей силой обществ. прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры доказывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеч. существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеч. мотивов, идеалов и ценностей. Совр. науч.-технич. развитие все более демонстрирует, что не только Д. в сфере иск-ва или нравственности, но и науч., познават. Д. получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравств. ориентированности, от ее влияния на человеч. существование. С др. стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеч. бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

Существуют многообразные классификации форм Д.- разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т, д. С т. зр. творч. роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренч., объяснительного принципа, во-вторых, методологич. основания ряда социальных наук, где Д. человека становится предметом изучения. В качестве мировоззренч. принципа понятие Д. утвердилось начиная с нем. классич. философии, когда в европ. культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал Кант. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, к-рая созидает мир («не-я») и ориентируется на этич. идеал. Но поскольку Фихте ввел ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и др.) в качестве решающих критериев Д., он тем самым подорвал единство своей концепции.

Наиболее развитую рационалистич. концепцию Д. построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абс. духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Гл. роль он отводит духовной Д. и ее высшей форме - рефлексии, т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках к-рой центр. место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоят, анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-историч. обусловленности Д. и ее форм.

В послегегелевской бурж. философии концепция Д., развитая нем. классич. идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции выступил Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в к-рой Кьеркегор видит отрешенное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеч. существование. Волюнтаристская и иррационалистич. линия (Шопенгауэр, Ницше, Э. Гартман и т. д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила свое продолжение в совр. экзистенциализме. Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и др. филос. линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеч.) компонентах культуры, к-рые выступают как регулятивы Д. и ее направленности (баденская школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Феноменология Гуссерля отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в новоевроп. культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).

Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единств. основания культуры усиливается в зап. философии на рубеже 19-20 вв. Это связано не только с утратой бурж. цивилизацией социального оптимизма, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой нек-рыми направлениями немарксистской философии.

Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологич. роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Напр., в культурно-историч. теории Л. С. Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практич. действий и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.

Вместе с тем принцип Д. при его развертывании в конкретных исследованиях потребовал углубленного анализа механизмов Д. и формирующих ее факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий) наряду с анализом рациональных компонентов целеполагающей Д. подчеркивает значение ценностных установок и ориентации, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т. д., что, однако, приводит к психологизации понятия Д.

Неполное определение ↓

Люди, занятые оплачиваемой деятельностью - работой

Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд . С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра , учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся все сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей , а управляется мотивационными процессами .

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл . Лицо занимающееся какой либо деятельностью - деятель: государственный деятель, деятель искусства , деятель политики , военный деятель и так далее.

Философия [ | ]

Деятельность у Аристотеля [ | ]

Деятельность у Кроче [ | ]

Типы и виды деятельности [ | ]

Психологами выделяются:

Профессиональная деятельность [ | ]

Профессиональная деятельность - любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения , Психологии деятельности , психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении , которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном , В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым , был М. Я. Басов ].

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) - категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)

Примечания

Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

См. также

  • структура деятельности

Литература

  1. Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 - 28.
  2. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. - 1982. - 255 с.
  3. Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ - 1988. - 179 с.
  4. Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. - М.: РАН. −1993. - С. 116-118.
  5. Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. - 1993 .
  6. Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. - Саратов: ООО издательство «Научная книга». - 2004. - С. 171-175.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

  • Радзинский, Эдвард Станиславович
  • Священное Писание

Смотреть что такое "Деятельность" в других словарях:

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия

    деятельность - направить действие деятельность начать действие, начало деятельность осуществляется действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана касательство заниматься коммерческой деятельностью действие, непрямой объект заниматься… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Деятельность - посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… … Финансовый словарь

    деятельность - См … Словарь синонимов

    деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    деятельность - Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) … Справочник технического переводчика

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс … Большой Энциклопедический словарь

    Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях … Психологический словарь

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… … Новейший философский словарь

Книги

  • Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России , Соколов. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России: Воспитанницам старших классов Одесской гор. 2 женской гимназии. 6 окт. 1896 г. / Вс. Соколов R 8/1142:Одесса:…

Деятельность одновременно: игровая, познавательная и трудовая

Люди, занятые оплачиваемой деятельностью - работой

Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд . С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра , учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся все сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей , а управляется мотивационными процессами .

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл . Лицо занимающееся какой либо деятельностью - деятель: государственный деятель, деятель искусства , деятель политики , военный деятель и так далее.

Видео по теме

Философия

Типы и виды деятельности

Психологами выделяются:

  1. Познавательная деятельность , включая учебную
  2. Деятельность общения
  3. Творческая деятельность как когнитивно-преобразовательная и как креативное создание принципиально нового, социально значимого продукта
  4. Другие виды деятельности (основная, второстепенная, террористическая и так далее).

Профессиональная деятельность

Профессиональная деятельность - любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.

Профессиональная деятельность традиционно рассматривается как вид трудовой деятельности.

Словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах:

  • как обозначение трудовой деятельности, характеризующейся высокими показателями качества и эффективности;
  • как обозначение сложной продуктивной деятельности в рамках профессии .

Виды деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность - понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
  • Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.

См. также

субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности , достигая цели .

Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд . С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра , учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся все сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей , а управляется мотивационными процессами .

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл . Лицо занимающееся какой либо деятельностью - деятель: государственный деятель, деятель искусства , деятель политики , военный деятель и так далее.

Философия

Деятельность у Аристотеля

Деятельность у Кроче

Типы и виды деятельности

Психологами выделяются:

  1. Познавательная деятельность , включая учебную
  2. Деятельность общения
  3. Творческая деятельность как когнитивно-преобразовательная и как креативное создание принципиально нового, социально значимого продукта
  4. Другие виды деятельности (основная, второстепенная, террористическая и так далее).

Профессиональная деятельность

Профессиональная деятельность - любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.

Профессиональная деятельность традиционно рассматривается как вид трудовой деятельности.

Словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах:

  • как обозначение трудовой деятельности, характеризующейся высокими показателями качества и эффективности;
  • как обозначение сложной продуктивной деятельности в рамках профессии .

Виды деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность - понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
  • Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.

См. также