04.03.2018 Александр КРАСОВСКИЙ

Через две недели состоятся выборы президента России, а сразу после этого, согласно Конституции, новый глава государства должен будет сформировать и новое правительство страны. Об этом сейчас не так часто говорят, но ведь именно от того, каким будет состав кабинета министров РФ, во многом зависит эффективность преобразований и качество жизни россиян.

Новый старый премьер?

Интриги дискурсу добавил и сам Владимир Путин, употребивший в своем послании Совету федерации формулировку «новое правительство». Каким будет новый состав правительства, останется ли прежний премьер, и кто из руководителей министерств и ключевых фигур уйдёт в отставку?

Сразу надо отметить, что говорить о новом составе правительства можно лишь с позиции того, кто станет президентом страны. Очевидно, что правительство, которое захочет сформировать, например, Павел Грудинин, будет существенно отличаться от варианта правительства предложенного, скажем, Ксенией Собчак. Но давайте, всё-таки, рассуждать реалистично и понимать, что никто из них выборы президента не выиграет. После 18 марта президент страны, с большой вероятностью, будет прежний. Что в этом случае нам ждать от правительства?

Несмотря на то, что уровень общественного недовольства работой правительства в стране высок, скорее всего, нового премьер-министра в марте 2018 года мы не увидим. Владимир Путин в декабре публично заявил, что оценивает работу правительства России на «удовлетворительно». Именно эта оценка является определяющей с точки зрения перспектив нового премьер-министра после мартовских выборов. Кроме того, нужно иметь в виду ещё ряд обстоятельств. Во-первых, Путин идёт на выборы, чтобы реализовать масштабные социально-экономические преобразования, в том числе озвученные во время недавнего послания Совфеду. В этих условиях, возможно, Владимир Владимирович и не захочет менять Медведева. Во-вторых, власть будет думать уже о перспективах 2024 года. В этом отношении, сохранение за Дмитрием Медведевым функций председателя правительства выгодно, как поддерживающим его группам элиты, так и оппонентам. Первые могут использовать его статус в ходе выборов президента 2024 года, а вторые рассчитывают на то, что экономические проблемы страны навсегда поставят крест на политических перспективах действующего премьер-министра. При этом потенциальная отставка Медведева может выглядеть, как нарушение этого принципа. Тем более, что это будет означать фактический конец политической карьеры Дмитрия Анатольевича, так как любая иная должность в структурах власти вряд ли удовлетворит человека, некогда бывшего главой государства. Таким образом, отставки премьера, скорее всего, не будет.

Кто ещё останется?

Эксперты и политологи говорят о высокой вероятности точечных изменений в составе правительства. Это значит, что значительная часть министров останется. У кого самые высокие шансы? В первую очередь, посмотрим на группу вице-премьеров.

Заместитель председателя правительства страны Ольга Голодец курирует вопросы социального характера - здравоохранение, наука, культура. Г-жа Голодец не обладает существенным влиянием, но при этом её позиции устойчивы, она не фигурировала в коррупционных делах или в иных скандалах, которые вызвали бы широкое общественное обсуждение. Вероятность того, что Ольга Голодец сохранит пост вице-премьера высока ещё и потому, что она может стать проводником главной задачи Владимира Путина в ходе его очередного президентского срока - улучшения качества жизни людей. Это как раз та сфера, за которую г-жа Голодец в ответе.

Вице-премьер Дмитрий Козак курирует в правительстве вопросы, связанные с федеративными отношениями и новыми субъектами - Крымом и Севастополем. Позиции г-на Козака выглядят устойчивыми, ему неоднократно поручались сложные государственные задачи, с которыми он, в целом, справлялся. Также, как и Голодец, Козак не фигурировал в резонансных скандалах. Более того, некоторые наблюдатели не исключают рост влияния Дмитрия Козака, вплоть до его назначения первым заместителем председателя правительства. Сейчас эту должность занимает Игорь Шувалов.

Вице-премьер Александр Хлопонин курирует вопросы реализации государственной национальной политики. Позиции Хлопонина внутри политической элиты устойчивы, кроме того, он демонстрирует относительно высокий уровень эффективности и в меньшей степени причастен к политическим скандалам. Вероятность сохранения Александром Хлопониным места в составе правительства высока. Тоже самое можно сказать относительно вице-премьера и руководителя аппарата правительства Сергея Приходько .

Вице-премьер Юрий Трутнев курирует развитие Дальневосточного федерального округа. Влияние Трутнева растёт, и он может рассматриваться как фигура, претендующая на повышение - вплоть до первого заместителя председателя правительства и вице-премьера по одному из ключевых направлений. Юрий Трутнев известен как достаточно жёсткий, но эффективный управленец, способный найти общий язык с представителями разных элитных групп.

Министров российского правительства можно условно разделить на три блока - силовой, экономический и социальный. В силовом блоке прочными можно считать позиции Сергея Лаврова (МИД) и, в несколько меньшей степени, Владимира Пучкова (МЧС). В «экономическом блоке» сильными являются позиции Дениса Мантурова , которого эксперты называют претендентом на пост одного из вице-премьеров, курирующих экономический блок - предположительно, ТЭК. Также растёт политический вес министра энергетики Александра Новака . Министры социального блока почти не замешаны в коррупционных и скандальных делах, что делает их позиции относительно устойчивыми и во многом зависимыми от результатов их работы по своему профилю. Почти наверняка сохранят свои позиции министр здравоохранения Вероника Скворцова и министр образования Ольга Васильева . Серьёзных претензий к ним нет, те проблемы, которые характерны для их отраслей, возникли задолго до их прихода на министерскую должность. К тому же, как уже отмечалось, Владимиру Путину для реализации нового модернизационного курса понадобятся люди с опытом государственного управления.

Так кто же может уйти?

Конечно, большинство интересует вопрос, головы каких министров «полетят» после выборов. Сразу отметим, что отставки внутри группы вице-премьеров вполне вероятны. В частности, многие эксперты отмечают снижение политического веса первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова. Против Шувалова работает и негативный имидж, связанный с обвинениями в коррупции. Кроме того, эксперты отмечают снижение аппаратного веса первого вице-премьера. В этих обстоятельствах замена г-на Шувалова другой кандидатурой в будущем правительстве выглядит вполне вероятной.

Вице-премьер Аркадий Дворкович курирует в правительстве ТЭК, и считается человеком близким к Дмитрию Медведеву. Против г-на Дворковича работает то, что курируемая им отрасль интересует значительную часть представителей высшей элиты. Помимо этого, отставку Дворковича могут спровоцировать его родственные связи - жена связана с крупным бизнесом, отец был близок к Каспарову, а брат - оппозиционер. Всё это понижает статус Аркадия Дворковича, отставка которого выглядит реальной.

Наиболее критикуемой фигурой среди заместителей председателя правительства является Виталий Мутко , отвечающий за развитие спорта, туризма и молодёжную политику. Г-н Мутко фигурирует во множестве скандалов, крупнейший из которых привёл к фактическому отстранению России от Олимпийских игр в Корее из-за допинга. В этой связи, сохранение Мутко на прежней должности после выборов может выглядеть как вызов общественному мнению. Поэтому Виталий Мутко - наиболее реальный кандидат на отставку, или, если сказать правильно - на то, чтобы не быть представленным в новом составе правительства. Вместе с тем, можно предположить, что он останется в системе власти, но в другом качестве. Например, в качестве советника президента по развитию спорта и туризма.

Проблемной, с точки зрения имиджа правительства, является фигура вице-премьера Дмитрия Рогозина , который курирует сферу ВПК, ракетно-космическую отрасль и оборону. Г-н Рогозин не имеет существенного аппаратного веса внутри элитной группы близкой к Путину, но при этом уже долго - с 2011 года - занимает одну из ключевых должностей в правительстве. Часть элиты, имеющая влияние на ключевые кадровые назначения, может посчитать это достаточным сроком. Против г-на Рогозина может сыграть и его склонность к неосторожным, эпатажным заявлениям, характерным для всей его политической карьеры.

Что касается министров правительства, то, например, изменение в «силовом блоке» эксперты, в основном, связывают с фигурой губернатора Тульской области Алексея Дюмина , которого считают вероятным министром обороны. При этом позиции Сергея Шойгу остаются прочными. Его отставка возможна только в случае перехода на более высокую должность, например, вице-премьером. В «экономическом блоке» всё чаще называется фигура губернатора Московской области Андрея Воробьева , который якобы может заменить Михаила Меня на посту министра строительства и ЖКХ. Позиции большинства остальных министров тоже нельзя считать прочными - возможны отставки, среди которых наиболее вероятными являются уход Сергея Донского (министр природных ресурсов и экологии), Николая Никифорова (связь и массовые коммуникации) и Максима Соколова (транспорт). Есть вероятность отставок и в «социальном» блоке правительства. Большинство министров данного блока не обладают серьёзным административным весом, хотя, как уже отмечалось выше, здесь существенно меньше коррупционных скандалов. Наиболее уязвимыми, пожалуй, следует признать позиции министра спорта Павла Колобкова , что связано с допинговым скандалом. Серьёзным объектом критики является также министр культуры Владимир Мединский . Нельзя назвать гарантированным положение министра образования Ольги Васильевой . Несмотря на то, что она меньше всех других членов правительства находится на должности, разговоры о ее отставке и замены на одного из руководителей подведомственного учреждения, ходят упорно.

Словом, в правительстве следует ожидать перестановок на уровне части вице-премьеров и на уровне руководителей министерств. Позиции председателя правительства Дмитрия Медведева выглядят относительно прочными. Вероятно, нас ждёт частичное обновление состава правительства при сохранении значительной части нынешних ключевых фигур.

Как это коснётся регионов?

Региональная политика власти, скорее всего, не претерпит существенных изменений. Позиции Дмитрия Козака и Александра Хлопонина , которые отвечают за связь с регионами крепкие, а значит серьёзных перемен можно ждать только в контексте межбюджетных отношений, которые были анонсированы г-ном Медведевым на недавнем форуме в Сочи, который тоже можно рассматривать как перспективный план работы правительства на будущее. Башкирия вполне вписывается в этот план, сохраняя высокий уровень доверия со стороны федерального руководства и оставаясь проводником политики федерального центра на местах. Несколько хуже ситуация у наших соседей из Татарии. Там продолжает тлеть конфликт с федеральной властью, что выражается и в языковом вопросе, и в вопросе смены именования главы региона с «президента» на какое-либо иное. Впрочем, это вопросы в компетенции не столько правительства России, сколько администрации президента. В любом случае, главной задачей нового состава главного исполнительного органа страны будет создание условий для эффективного и социально ориентированного развития регионов.

Май 2018 года принесет не только плановую отставку кабинета, "июньские" указы, но и большие перемены во власти и бизнесе. Чем ближе 18 марта - дата президентских выборов, тем чаще ведущие политологи и эксперты всех мастей задумываются о том, какая модель власти и управления в стране будет определять лицо следующего президентского срока Владимира Путина.

И гораздо важней картинки инаугурации нового старого президента, что покажет всей стране и миру центральное телевидение та картинка, что уже сейчас рисуется в головах кремлевских стратегов. В это эпическое многофигурное полотно отставок, перестановок и новых назначений, пока еще не покинувшее даже в виде набросков и этюдов художественно-политического ателье Старой площади, тем не менее, уже сейчас следует вглядеться повнимательней.

Тем более, что и сам "холст", "подрамник" и прилагающий к нему роскошный "багет" в значительной мере заимствованы от картины актуальной политической реальности, а значит могут быть смело подвергнуты "искусствоведческому" анализу, даже не прибегая к сложным экспертизам и иному гаданию на кофейной гуще.

Два с половиной губернатора Никитина...

Веселая и относительно беззаботная жизнь губернаторского корпуса, ушедшая в прошлое вместе с "майскими" указами 2012 года, переложившими на регионы значительную часть ответственности за развитие социальной и бюджетной сферы в новом политическом сезоне может стать еще более сложной и не лишенной простора если и не для подвига, то уж точно, для проявления личного мужества.

Вместе с усилившимся давлением силовиков - ФСБ и Следственного комитета на верхушку региональной бюрократии это будет означать, что для того, чтобы провести еще одну волну кадровых перестановок в регионах, нужно будет не только реанимировать проекты формирования кадрового резерва, но и провести убедительную разъяснительную работу с кандидатами на высшие посты в исполнительной власти субъектов Федерации. Чтобы потом в отсутствие внутренней мотивации врио губернаторов не просиживали бы штаны в московских ресторанах, облюбованных ими еще в те времена, когда они обретались в комфортных для них должностях заместителей федерального министра, а ретиво отрабатывали задачи, поставленные перед их десантированием на региональную политическую грядку.


Итак, какие же задачи ставятся перед выпускниками "Кремлевского Хогвартса" перед заброской в регионы? Что при Вячеславе Володине , что при Сергее Кириенко для Кремля важно видеть в губернаторах две принципиально важных вещи: системную лояльность и картинку "бысть тишина велика в земли", где "тишина велика" - отсутствие серьезных социальных и политических возмущений на вверенной территории. Последняя версия президентского указа о критериях оценки эффективности региональных властей, конечно, декларирует еще много показателей текущей деятельности, но все они по большому счету второстепенны. И в условиях поддержки населением проводимого главой государства политического курса всеми ими можно смело пренебречь, веселым свидетельством чего является бродящая в недрах Администрации Президента шутка про двух с половиной губернаторов Никитиных, где два Никитина - это однофамильцы, действующие главы Тамбовской и Новгородской областей, а еще половина - это врио губернатора Нижегородской области.

...и один трижды Кожемяко


Отражая определенный волюнтаризм кремлевской бюрократии по отношению к региональной кадровой политики, когда вполне допустимы такие зигзаги, как назначение мэра Череповца на должность губернатора в Сибирском федеральном округе, это, очевидно, является проявлением набирающей обороты тенденции, когда кадровый костяк губернаторского корпуса составят вымуштрованные лояльные управленцы универсальной компетенции, которым без разницы чем и где управлять - заводом ли, армейским корпусом или отдаленной провинцией. Очевидно, что и в ближайшие несколько лет губернаторов скорее будут прививать к региональному подвою, чем выращивать их в местных условиях, давая впитывать региональной (и уж не дай-то Бог, национальный) менталитет и обрастать коррупционными связями. Возможно даже, что в недрах региональной политики даже появится еще один "трижды губернатор" Олег Кожемяко , как известно, поработавший главой трех разных регионов, правда, одного и того же - Дальневосточного федерального округа.

При определенной эффективности этой модели нужно отметить, что ее слабыми сторонами является эффективность только в условиях сильного федерального правительства, потенциальная конфликтность, когда региональные элиты консолидируются и отторгают кремлевский политический имплант, коррупциогенность, которую несложно проиллюстрировать многочисленными посадками губернаторов-назначенцев раннего путинского и медведевского призывов.

Наконец, для этой модели особенно важен и человеческий фактор. Штучность, уникальность такого рода управленца должна быть на порядок выше, чем в условиях, скажем, естественной конкурентной модели, рождавшей, пусть, и не особо подготовленных, но хорошо знающих свои региональные особенности лидеров. Способен ли Кремль, как заправский фокусник, пачками доставать таких спецов из своего кадрового кармана станет очевидно, если и не в этом году, то в самом ближайшем будущем. Менять в регионах, как показывают что кремлевские, что независимые рейтинги эффективности еще есть кого. Да и сама принятая на вооружение модель политического десантника с кремлевским мандатом предполагает, что ротация глав регионов окончательно узаконена в качестве системного элемента устройства внутренней политической жизни страны.

"Премьер Тихонов" или "Премьер Косыгин"?


Но, если уже заявившие о себе тенденции в региональной политике позволяют с той или иной степени достоверности прогнозировать тенденции на региональном уровне, то как обстоит дело с федеральным уровнем, по определению, вызывающим наибольший интерес среди самих игроков и любопытствующей публики? Не секрет, что уже сегодня в столичных политических салонах активно обсуждают "крамольные" политические вопросы: "Ждать ли смены курса?","Кто войдет и кто не войдет в Правительство Путина-2018?", "Кто может заменить Медведева, Вайно и Набиуллину ?" Солидаризируясь со скептиками, не верящими в стратегические перемены курса Путина в период в 2018-2024 годы, следует заметить, что вероятность переназначение действующего премьер-министра на аналогичный пост в новом правительстве, которое с мая-июня 2018 года приступит к работе в качестве правительства вновь избранного президента, весьма велика. И удары по имиджу Медведева со стороны Навального , слухи о его замене на нынешнего руководителя Администрации Президента, назначении на некий объединенный "суперсуд" пока не дают оснований полагать, что обкатанная модель тандема Путин-Медведев будет заменена на другую. В этом смысле предвыборное выступление Путина на состоявшимся в декабре прошлого года съезде партии "Единая Россия" было больше похоже на завуалированное обещание президента и после мая 2018 года ключевые вещи в российской политике оставить на тех же местах, где они располагались до этого.

Понятно, что депутаты-единороссы в Государственной Думе легко проголосуют и не за Медведева на посту премьера, а за любое иное ФИО, обозначенное в доставленном на Охотный ряд кремлевским фельдъегерем пакете. Но обойтись при этом без объяснений и легендирования не смог бы даже и Путин . Поменять премьера все-таки не так легко, как поменять генерального прокурора. Отсутствие даже прозрачных намеков на это позволяет предполагать, что нынешний хозяин Белого дома на Краснопресненской набережной таковым и останется на как минимум значительную часть следующего президентского срока, то есть, до решения вопроса о преемнике 2.0.

А тогда, значит, что и все игры и информационные вбросы и атаки на премьера можно рассматривать только как элемент договоренностей об облике и кадровом составе будущего правительства. В России, как и во многих других странах именно на стыке рельсов одного политического сезона с другим принято договариваться об основных направлениях курса будущего правительства, подбирая под него конкретные персоналии, которые потом займут министерские кресла.

В этом смысле, образно говоря, всех больше интересуют не фамилии на начищенных до блеска латунных табличках, а те решения и действия, которые будут принимать и реализовывать люди с этими фамилиями. Сравнивая советскими временами, важно понять, станет ли Медведев после мая 2018 года новым Алексеем Косыгиным - энергичным реформатором и носителем новых подходов к развитию экономики либо превратится в застойного Николая Тихонова - певца забронзовевшего режима.

Власть и деньги при Путине-3


Однако, чем больше откладывается (по крайней мере в публичной плоскости) принятие окончательного решения по кандидатуре премьера четвертого путинского срока, тем больше видимых публике усилий новый старый премьер должен будет продемонстрировать, решая вопросы определения состава нового правительства, расстановки топ-менеджеров в ключевых государственных корпорациях и компаниях. Заявленный Путиным курс на перезагрузку общественно-политической системы страны, обновление лиц во власти, ставка на приход молодых профессионалов (конкурс "Лидеры России" и т.д.) неизбежно затронет и Белый дом.

Сохранение на своем посту не слишком популярного в народе и элитах премьера, очевидно, будет компенсировано если и не поголовной (президентские министры-силовики явно не в счет), то достаточно заметной сменой членов кабинета. "Под топор" обновления могут попасть не только рядовые министры, но и вице-премьеры. Ожидают аналитики замены и в руководстве системообразующих банков и компаний. На наш взгляд, ждут прихода новых людей Роскосмос, регулярно попадающий со своими неудачными пусками в топ "плохих новостей", АСВ, которую, похоже, уже устал докапитализировать Центробанк.

Не ясно будущее руководства ФСК ЕЭС и Россетей. Весьма вероятны кадровые перестановки и в Объединенной судостроительной компании, руководство которой, как писала недавно пресса, было вынуждено признать, что выполнение гособоронзаказа на ее верфях находится под угрозой срыва.

Так, несмотря на принятие новой госпрограммы вооружения, график спуска на воду АПЛ «Князь Олег» уже несколько раз переносили, под угрозой изготовление специальных корпусов для ядерных реакторов атомных подводных лодок для подводного флота ВМФ России на волгоградском металлургическом комбинате "Красный Октябрь" и одноименном металлургическом заводе в Саратове. Недолговечным в отличие от его предшественника - Владимира Якунина может оказаться и руководство в РЖД нынешнего председателя правления - Олега Белозёрова . В конце концов, куда-то же нужно будет трудоустраивать уходящих министров, работавших с ними в аппаратной связке замов и иных членов управленческой команды?!

Шутки и шкурки в сторону


Однако, вполне возможно, что наибольшие изменения могут принести не вызывающий всеобщий интерес кадровые изменения на капитанских мостиках гигантских госкорпораций, а почти незаметные по меркам всего аппаратно-политического ландшафта, весьма скромные изменения в самой Администрации Президента и входящих в ее политический контур структурах. Очень многое, хотя и не очень сразу может измениться с приходом новых людей, выдвинувшихся на волне обновления политических команд через механизм конкурса "Лидеры России", финал которого состоится уже в феврале 2018 года. Тем более, что к лету - периоду активной перетряски Правительства и к сентябрю - Единому дню голосования, после которого начнут формировать свои команды губернаторы, финалисты и победители конкурса ещё больше повысят свою квалификацию. Однако задача конкурса - не только помочь органам власти в разовом подборе персонала.

Цель куда более глобальна - изменить формировавшуюся веками и особенно заметно - в последние годы парадигму выдвижения во власть не по способностям и таланту, а по крови и степени приближенности, сконструировать и обеспечить работу социального лифта для энергичных и активных управленцев во всех сферах. Очевидно, что страна нуждается и в институционализации стратегического прогнозирования и планирования.

В этой связи первым шагом к созданию такого механизма было бы создание постоянно действующей группы визионеров, впередсмотрящих - комиссии по перспективным проектам в сфере образования и науки, отвечающей на вызовы приближающегося нового технологического уклада, неизбежных с его приходом изменений в социальной сфере. И работающий в инновационном ключе бизнес, и часть Академии наук явно приветствовали бы решение главы государства, избранного 18 марта 2018 года, об образовании в структуре Администрации Президента позиции уполномоченного президента по технологическому развитию с функциями координации усилий государственных и общественных институтов в этом направлении.

Назрели столь же нестандартные решения и по реформированию приводного ремня государственного управления - чиновничьего корпуса, за шесть лет вполне адаптировавшегося к различным экспериментам в духе "Открытого правительства" и нуждающегося в нормальном системном механизме управления развитием гражданской службы из единого центра. Им могла бы стать специализированная Федеральная служба по вопросам государственной службы и кадровой политики или соответствующая по функционалу структура в Администрации Президента.


Наконец, еще один важный вопрос: что делать после выборов с армией волонтеров и активистов, завербовавшихся в разбросанные по городам и весям предвыборные штабы В.В.Путина?

Очевидно, нужен новый формат применения их общественной активности - если и не прямо повторяющий в своей схеме "Народный фронт", то похожий на него по принципу отбора и формирования, но более заметный по способу мысли и образу действий. Так что, не вдаваясь в подробности, можно сказать, что предстоящие в мае-июне перемены затронут не только региональный и федеральный уровень власти, но и важные общественно-политические институты. Получается как раз два с половиной правительства...

Вадим Берлов

Весной 2018 года в России пройдут президентские выборы. Следом за назначением нового главы государства последуют замены и в министерских креслах. Кто же займет должность премьер-министра России весной 2018?

Эксперты считают, что в случае победы Владимира Путина Дмитрий Медведев останется на своей должности, чтобы сохранить текущее положение вещей. При этом возможным остается вариант полного обновления министров.

Для продолжения текущего курса государства, по мнению политологов, будущему президенту также можно назначить на пост премьер-министра вице-премьера Игоря Шувалова, первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко или помощника президента Андрея Белоусова. Некоторые же эксперты смело заявляют, что новый премьер не будет принадлежать к числу работников «старого» аппарата.

Кто будет премьер-министром России в 2018: выбор главы правительства зависит от президента

Компания Bloomberg, ссылаясь на некоторых чиновников, заявляет, что прекрасным претендентом на должность премьера при президенте Путине является Максим Орешкин, нынешний министр экономического развития. Также, прессой замечено сотрудничество Владимира Путина с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым.

Одной из версий общества стал вариант о назначении премьер-министром России женщины. СМИ утверждают, что на эту роль прекрасно подойдет спикер Совета России Валентина Матвиенко, председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина, или глава Счетной Палаты Татьяна Голикова.

Также в сети обсуждается вариант полной ликвидации должности премьер-министра будущим главой государства. Таким образом, президент сможет напрямую управлять кабинетом министров.

Вариант внедрения черт парламентской республики в Российской Федерации тоже имеет право на существование и рассматривается как один из потенциальных. При таком развитии событий правительство будет формироваться большинством депутатов в парламенте.

Кто будет премьер-министром России в 2018: вариант развития событий повлияет на судьбу государства

Татьяна Становая, руководитель аналитического отдела Центра политических технологий, заявляет, что Владимир Путин, как потенциальный претендент на победу в президентской гонке, имеет несколько вариантов развития событий. Он может оставить на посту Дмитрия Медведева, назначить премьера-реформатора, премьера-дирижиста или технического премьера. Дирижист, по мнению эксперта, будет поддерживать жесткое урегулирование экономической сферы. В то время как технический глава правительства будет занимать свою должность исключительно номинально.

Технический премьер оказывается главным конкурентом системных либералов и условной «партии роста», готовых включиться в президентскую гонку через борьбу за представительство своих идей в программе Путина или электоральный результат своего кандидата, если он будет выставлен.

В любом случае, жителям России сперва предстоит выбрать главу государства, а уж потом следить за изменениями в правительстве.

Нынешний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не сможет возглавить правительство «четвертого срока» Владимира Путина из-за высокого антирейтинга – лидер государства не станет рисковать поддержкой народного большинства. Такое мнение в интервью РИА «Новый День» высказал директор Института актуальной экономики, лидер общественно-политического движения «Новая Россия» Никита Исаев .

По его мнению, состав нового кабинета министров частично будет зависеть от результатов на выборах кандидата от партии КПРФ Павла Грудинина .

«Формирование (нового) кабинета министров, в первую очередь, будет определяться фигурой будущего председателя правительства. Формирование нынешнего правительства, я имею ввиду блок, не относящийся напрямую к президенту – силовой, международные отношения и так далее, – происходило в рамках кадрового решения именно председателя правительства. Если Медведев остается, тогда, я думаю, что серьезных изменений не будет», – сказал Исаев.

С его точки зрения, если Медведев снова возглавит правительство, возможные «точечные изменения» в результате «боев между башнями Кремля».

«Мы видим жестокие бои по медицине, куда активно хочет вернуться Голикова (Татьяна Голикова – председатель Счетной палаты РФ) со своим влиянием. Видим атаки на «Роскосмос» по линии группы Рогозина (Дмитрий Рогозин – вице-премьер РФ). Здесь и министерство промышленности и торговли. Видим атаки по линии образования. Возможны точечные изменения», – считает Исаев.

Однако, по его мнению, сейчас есть серьезные основания полагать, что после выборов Медведев все-таки покинет свой пост. «У него слишком невысокий уровень доверия среди населения. А для Путина в новом цикле это будет, на мой взгляд, важно. Крымский консенсус определенным образом исчерпан, ситуация в международной повестке не столь однозначная, чтобы доносить ее до общества в качестве победы. Лояльность общества для Путина будет иметь важное значение», – подчеркнул Исаев.

По его оценке, Медведев во многом «забрал на себя высокий антирейтинг» в связи с «экономическими провалами» последних шести лет.

«С этим антирейтингом ему сложно будет оставаться на этой позиции. Но думаю, что в политической системе он останется и, возможно, будет претендовать на роль преемника Путина. Я не думаю, что это будет называться тандемом, но то, что он будет одним из потенциальных преемников и основных акторов в транзите власти – очевидно», – отметил Исаев.

По его мнению, новое правительство возглавит «свежая фигура с меньшим антирейтингом».

«В связи с этим я думаю, что правительство все-таки претерпит определенные изменения. Будет меньше медведевских ставленников, я имею ввиду таких, как Дворкович (Аркадий Дворкович – вице-премьер), нелепый Абызов (Михаил Абызов – министр РФ) с нелепым функционалом про открытое правительство, которое так и непонятно, чем занимается», – сказал он.

Среди других кандидатов «на вылет» из правительства политолог назвал вице-премьера Ольгу Голодец , которая курирует социальную сферу, министра культуры Владимира Мединского и министра строительства и ЖКХ Михаила Меня .

«Мединский слишком одиозно отработал этот срок. Министр строительства Мень, скорее всего, тоже закончит свою работу и вернется куда-нибудь на региональные позиции – губернатора или полномочного представителя президента», – считает Исаев.

«Останутся те, кто сработался с Путиным, поскольку мы полагаем, что президентом станет Путин. Думаю, что это может быть Силуанов (Антон Силуанов – министр финансов), Орешкин (Максим Орешкин – министр экономического развития), хотя я считаю, что его назначение было ошибочным. Не исключаю, что Шувалов (Игорь Шувалов – первый вице-премьер) может остаться, к сожалению. Возможно возвращение Кудрина (Алексей Кудрин – экс-министр финансов) определенным образом», – предположил Исаев.

Кроме этого он обратил внимание, что на формирование правительства наверняка будет влиять результат Грудинина на президентских выборах.

«Здесь будет иметь значение уровень протестных настроений. От этого можно будет понять, какие-то позиции будут переданы оппозиционной составляющей, например, министерство сельского хозяйства. Уверен, что Ткачева (Александр Ткачев – министр сельского хозяйства) в новом правительстве не будет», – сказал Исаев.

Он считает, что кадровый состав «силового блока правительства» может до последнего момента остаться загадкой. «Это слишком закрытая кулуарная система, здесь векторы принятия решений иные, нежели лежащие на поверхности», – подчеркнул Исаев.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 09.02.18

© 2018, РИА «Новый День»