Сергей Есенин и его творчество

Сергей Есенин - это, пожалуй, самый известный и читаемый поэт в наше время.

В звучании его имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта.

Сергей Есенин - это имя знакомо каждому буквально с пеленок.

Никто не забудет строк:

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка…

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

Сила есенинского таланта в том, что в нем неразрывно слиты человек и поэт.

Все те чувства, которые с таким умением вложил Сергей Есенин в свои произведения, без всяких трудностей воспринимаются читателями. От стихов его веет духом народной жизни, а причиной послужило то, что с раннего детства поэт был близок к миру народной поэзии.

А сколько произведений положено на музыку! Песни на его стихи по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные.

Посмотрим теперь глубже. Чем все-таки привлекает меня поэзия Есенина? Можно коротко сказать, что абсолютно всем. Его стихотворения люблю за простоту, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил Есенин в свои произведения. За его огромную и неизмеримую любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней, озерными гладями.

Есенин прошел небольшой, но тернистый жизненный путь. Он оступался, ошибался, впадал в народничество -- это вполне естественные "издержки" молодости. Однако поэт всегда был в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным -- любовью к родине. Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: "Родина". И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, Родины. И нельзя ее не любить.

Родина-- основная тема в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть её в своих произведениях. Но, я считаю, сделать так, как сделал это С. Есенин, не удавалось никому. Поэт с гордостью называл себя "крестьянским сыном" и "гражданином села". Любовь его к родной земле, к родному краю особенно дорога. Она красной нитью протянулась через всю жизнь и творчество поэта. Она продолжается и в нас. Куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет в родные, милые с детства места.

В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера человека в ее будущее, великое будущее родного народа:

есенин лиричный поэт стих

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты -- в ризах образа...

Не видать конца и края-

Только синь сосёт глаза.

Поэт очень много стихотворений написал не только о Родине, но и о природе, об осени, о березах, которые стоят, словно "большие свечи", о белоснежных черемухах, о нагнувшихся вербах, о колючих мрачных елях. Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Особенно замечательны стихи об осени. Больше всего мне нравится стихотворение «Осень». Там есть замечательный строки:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

В стихотворении изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. В двух первых строках перед читателем предстаёт картина поздней осени. Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение.

Все существительные в стихотворение употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то, что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. В первой и второй строке находятся два простых нераспространенных предложения, которые создают приземленную интонацию. Но вот в третьей и четвертой строках солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы - сини, солнце - тихое. И синтаксис становится иным: предложение становится распространенным. Это создает более спокойную, плавную интонацию. К тому же картина обретает краски, в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, настроение начинает меняться. Поэт переносит чувства, свойственные человеку, на явление природы (дорога живая, она дремлет, ей примечталось). Она испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы, а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой.

С. Есенин всегда привлекал много людей. Одни его любили, другие ненавидели. Я считаю, что нельзя к поэтам относится с обычной меркой, с какой подходят к людям благоразумным. Они обладают правами, которых попросту нет у нас, поскольку стоят намного выше и одновременно невыразимо ниже каждого из смертных.

Стихотворения Сергея Есенина - это мысли, сплетённые рифмой. Это переживания, терзающие душу. И радость, заставляющая ликовать. В каждом передаётся отдельное чувство, настроение.

Когда я прочитала поэму «Черный человек», мне стало страшно и больно от того безысходного одиночества, которое было в ней. На первый взгляд может показаться, что человек бывает одинок, когда рядом с ним никого нет, но приходит это чувство обычно в кругу множества людей:

Что же есть одиночество?

Что не понять другим,

И стихи, и пророчество--

Беспредметны, как дым?

Может быть, поэтому Есенин и метался среди людей. Ходил по кабакам и менял женщин. Сначала была Изряднова, потом Райх, которая, на мой взгляд, была единственной, кого он любил, затем Дункан, Миклошевская, Бениславская… Он влюблялся быстро, был страстен в своих увлечениях, отдаваясь им без остатка. Каждая любовная история в жизни поэта - это любовная лирика Есенина из тех же уст, но под новым углом. Удивительно, что о Есенине в качестве творца любовной лирики широкой аудитории почти не известно. Задумайтесь, что приходит в голову, когда произносят фамилию этого русского поэта. Березовые рощи, бескрайние синие дали, колосящиеся поля и заливные луга, Русь-матушка и ее живописные деревеньки. Но почему-то о многогранной любовной лирике Есенина упоминать не принято. А ведь она куда сильнее и мощнее его «березово-ситцевой» поэзии, хотя первая и выросла из второй.

Любовная лирика Есенина сильная, как порыв ветра, обезоруживающая, как первый поцелуй, волшебная и чудотворная, как чудо рождения нового мира. Она бесконечно многослойна: он поет о любви восторженно, обреченно, с надеждой, болью, отчаяньем, верою в чудо и радостью, горечью и сомнением. Поет о "возрасте осени", который "дороже юности и лета". Поет о том, как "чувство перезрело", о том, как в любимых глазах можно увидеть море, "полыхающее голубым огнем". « Ты меня не любишь, не жалеешь» - одно из моих любимых стихотворений Есенина о любви:

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я -- они прошли, как тени,

Не коснувшись твоего огня,

Многим ты садилась на колени,

А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь,--

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой

Распылять безрадостные дни,

Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку

Ты пойдешь, болтая про любовь,

Может быть, я выйду на прогулку,

И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»

Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь,--

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

Я думаю, оно посвящено воспоминанию о прошедшей любви, возможно, воспоминанию о мимолётной встрече. Стихотворение представляет собой обращение к женщине. Героев не связывают глубокие чувства. Видно, что героиня стихотворения - роковая и легкомысленная женщина, которая видит в поэте свою судьбу, а после расставания болтает о любви с новым ухажёром. Лирический герой пытается что-то изменить, говоря героине:

Только нецелованных не трогай,

Только негоревших не мани.

Ведь он знает, какова её любовь, каков исход и последствия этого чувства. Кажется, что всё кончено, но одно обстоятельство всё же продолжает связывать героев стихотворения. Они пережили любовное волнение в прошлом и уже не способны на глубокое чувство, они не могут полюбить вновь. Стихотворение пронизано щемящим чувством грусти, ведь в нём показано перегоревшее сердце, истратившее, израсходовавшее всё свое тепло. Тот факт, что оно было написано незадолго до смерти, усиливает чувство тоски.

Сергей Есенин - мой любимый поэт. Только его я могу назвать своим учителем и даже другом. Когда я читаю его стихотворения, то чувствую, что они несут то настроение, те чувства, которые испытывает моя душа в данный момент. В произведениях ищутся ответы на вопросы, волнующие меня. В строчках, написанных Сергеем Есениным, каждый человек может найти утешение, призыв к действию, найти себя, в конце концов. Уйдя из жизни в 30 лет, этот замечательный поэт оставил нам чудесное наследие. Поэзия Есенина, наполненная любовью к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, актуальна и современна и в наши дни. Наверное, всю жизнь мне будут помогать строки из поэмы «Чёрный человек»:

В грозы,в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым--

Самое высшее в мире искусство.

Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи -- магической силой. Любой собеседник находил в поэте, в его творчестве что-либо свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к певцу Руси, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: “Есенин -- это вечное”. А закончить я хочу строкой из песни советской певицы Галины Ненашевы:

Колышет березоньки ветер весенний,

Веселой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблен.

Введение

Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит ее пафос, гражданскую устремленность. Как глубоко, самозабвенно надо любить Родину, каким гражданским мужеством, мудростью и стойкостью души обладать, чтобы столь исповедально-бескомпромиссно размышлять о своей дальнейшей судьбе и вместе с тем как пророчески дальновидно и устремленно мечтать о стальном будущем крестьянской России.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березкам и тополям.

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так, возвышенно - просветленно, воздействуют они на нас.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающей нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, более того, нашего гуманистического мировоззрения. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда – «половодье чувств» и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда – прозрение, нравственная высота Есенинской философской лирики. Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый урон и нравственный ущерб.


§1.Детство и юность поэта

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.

§2.Литературный дебют

В поисках средств к существованию Есенин с осени 1912 года работает в книжном магазине. Но в начале 1913г. этот магазин закрывают, Есенин ненадолго едет в Константиново и в марте возвращается в Москву. На этот раз он устраивается в типографию известного издателя И.Д. Сытина, в которой работает до лета 1914 г. В этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. Тяга к самообразованию приводит его в 1913 году в Московский народный университет имени А.Л. Шанявского. Целью университета было расширить сферу высшего образования в России, сделать его доступным для малоимущих, демократических слоев. Университет быстро вырос и окреп. Преподавание велось на высоком уровне. Есенин учился на историко-философском отделении, в программу которого входили политическая экономия, теория права, история новой философии. В университете Есенин проучился около полутора лет, что было не легким делом. Один из современников поэта литератор Семен Фомин в своих воспоминаниях утверждал, что с первых же литературных шагов у Есенина не было слабых стихов. Он якобы сразу начал писать вещи яркие, самобытные, сильные.

Это не так. Поначалу и у Есенина выходили стихи бледные, невыразительные, подражательные, вроде, например таких

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Но при всей примитивности подобных строк они шли от увиденного, пережитого. Минуют лишь два года, и чувство поэта, обретя глубину, выплеснется уже в стихе собственно есенинском, неземном: «Выткался на озере алый свет зари…» По-русски смело, размашисто, озорно перетряхнув своими золотистыми кудрями, он вошел в горницу русской поэзии, чтобы остаться там навсегда. С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожнику), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». Кружок по своему составу был довольно пестрым. Организационно кружок оформился в 1905 году. В «Суриковский кружок» Есенина привел в начале 1914 года его московский знакомый С.Н. Кошкаров. Есенин был принят в кружок. У начинающего молодого поэта появилась литературная среда. Устраивались выставки литературных работ, издавались литературные сборники, выходил литературно-общественный журнал «Друг народа». Есенин быстро освоился с обстановкой, царившей в кружке. Юношу довольно сильно захватила общественно-политическая деятельность суриковцев. Новое положение Есенина, естественно, порождало у него новые думы и настроения. Еще в 1912 году он пытался написать стихотворную декларацию, которой дает программное название «Поэт».


Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» еще не означало, что он стал сознательным революционером. Но оно помогло ему уйти от одиночества, приобщило к коллективу трудовых людей, сделало причастным к социальной жизни. Здесь произошло духовное пробуждение Есенина. Вполне самостоятельная жизнь Есенина начинается с 1914г., когда его имя уже довольно часто встречается на страницах литературно-художественных журналов. Первые печатные стихи Есенина – это стихи о русской природе. Картинки времен года, сказочные мотивы как нельзя лучше подходили для детских журналов, где Есенин преимущественно и помещал их. Главным образом, он печатался в двух из них «Проталинка» и «Мирок».

«Береза», «Черемуха», «Пороша» – таковы названия стихотворений Есенина 1914 года. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А. Блоком, С.М. Городетским, А.М. Ремисовым и др., сближается с Н.А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин является публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

§3.Сборник Радуница

Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в свет в начале 1916 года. «Радуница» – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в ней свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.

Я вижу – в просиничном плате,

На легкокрылых облаках

Идет возлюбленная мать

С пречистым сыном на руках...

В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона. Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой «отрешенной» литературы – апокрифов, легенд. Апокриф – это значит тайный, скрытый, сокровенный. Апокрифы отличались большой поэтичностью, богатством мысли, близостью к сказочной фантазии. Апокрифическое сказание лежит в основе такого, например, стихотворения Есенина, наполненного отнюдь не религиозным, а житейско – философским содержанием:

Шел господь пытать людей в любви,

Выходил он нищим на кулужку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Ведь это не столько христианская, сколько чисто человеческая мораль. Старик проявляет человеческую доброту, а образ Христа лишь оттеняет ее, подчеркивает гуманистическую идею. На первом месте не идея бога, а идея человечности. Слова Есенина и его Исусах и Миколах были сказаны им уже после революции, но это не было запоздалой попыткой оправдаться перед советскими читателями. Еще тогда, когда Есенин писал стихи с религиозной оболочкой, им владели настроения далеко не религиозные. Религиозность в стихах Есенина по-разному проявляется в разные периоды его творческой деятельности. Если в стихах 1914г. довольно легко улавливается ироническое отношение Есенина к религии, по позже, в 1915-1916 годах, поэт создает немало произведений, в которых религиозная тема берется, так сказать, всерьез. Победа реальной жизни над религиозными легендами весьма ощутима в «Радунице». Значительная часть этого сборника – стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенского быта. Мирно протекают ничем не примечательные крестьянские будни в хате. Но он показывает деревню лишь с одной, бытовой стороны, не касаясь социальных процессов, происходивших в крестьянской среде. Есенин, несомненно, был знаком с социальной жизнью деревни. И нельзя сказать, что он не делал попыток отразить ее в своих стихах. Но материал такого рода не поддавался у него подлинно поэтическому воплощению. Достаточно привести такие, например, стихи:

Тяжело и прискорбно мне видеть,

Как мой брат погибает родной.

И стараюсь я всех ненавидеть,

Кто враждует с его тишиной.

Здесь Есенин не нашел еще собственного голоса. Эти стихи напоминают плохое переложение Сурикова, Никитина и других крестьянских поэтов. С другой стороны, нельзя оставить без внимания то, в чем признавался сам поэт, когда говорил, что он «происходит не из рядового крестьянства», а из «верхнего слоя». В «Радунице» отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным трудом, с той нищетой, в которой жило «рядовое» крестьянство и которая рождала чувство социального протеста. Все это не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту, не было пережито и перечувствовано им. Основная лирическая тема сборника – любовь к России. В стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая христианская символика, все атрибуты церковной книжности. В стихотворении «Рой ты, Русь моя родная…» он не отказывается от таких сравнений, как «хаты – в ризах образа», упоминает о «Кротком Спасе», но главное и основное в другом.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Если даже допустить, что здесь не в условном, а в прямом смысле взяты «Спас» и «рать святая», то тем сильнее звучит в этих стихах любовь к родному краю, победа жизни над религией. Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы.

«Я молюсь за алы зори,

Причащаюсь у ручья».

§4.Великий Октябрь в творчестве С.А. Есенина

Великий Октябрь… Есенин увидел в нем события, с которого началось новая эра. («Второй год первого века» – так обозначил он дату выхода трех своих книг – 1918 год). Уже в преддверии ее – после Февральской революции – поэт был полон радостных предчувствий.

О Русь, о степь и ветры,

И ты мой отчим дом!

На золотой повети

Гнездится вешний гром, -

Восклицал он воодушевленно.

В «маленьких» (так он называл) поэмах «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих» Есенин, как и многие поэты той поры, использует церковную лексику, библейские образы. Это было время широких жестов, ораторских интонаций, торжественных песнопений…

Поэт ликует, весь он – в восторге, восхищение. Его думы – о счастливом и неисходном часе отчизны.

Тебе, твоим туманам

И овцам на полях

Несу, как сноп овсяный,

Я солнце на руках...

Современники, встречавшиеся с поэтом в те бурные дни вспоминают о его внутреннем подъеме, о его стремлении быть в гуще народа, впитывает в себя все, что волновало самых разных людей, открывших сердца ветру революции.

Через несколько дней после Октябрьского восстания Есенин присутствует на митинге «интеллигенция и народ», слушает речь А.В. Луначарского. Оглядывая переполненный зал, улыбается:

Да, это аудитория!

Учащаются встречи с Александром Блоком, с которым он познакомился по приезде в Петроград (март 1915 года). При всей разности их путей к революции, их миропонимания поэтов сближали раздумья о судьбе России, веру в ее великое будущее. То, что Блок и Есенин встали на сторону восставшего народа, сразу же отмежевало от них многих буржуазных литераторов. «Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: «изменники». Не подают руки», - заносит Блок в записную книжку 22 января 1918 года и добавляет: «Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили!»

Те же слова мог адресовать «господам» и Есенин. Ему, крестьянскому сыну, было отрадно чувствовать себя близким людям, разбившим рабские оковы. «Мать моя – родина, я – большевик». Пусть это утверждение в устах Есенина звучало слишком категорично, но правдой чувств он не поступился ни на йоту. Ему казалось, что революция, разрушив старый мир, сразу же воздвигнет «чаемый град», страну Инонию (от слова оно – ладно, хорошо), крестьянский рай. В этой стране нет податей за пашни, вся земля крестьянская, «божья», нет помещиков, чиновников, попов, вольные хлебопашцы живут в достатке, исповедуя свою «свободную» религию, поклоняясь своему «коровьему богу». Да, царь и все его прихвостни были изгнаны, земля стала крестьянской, народ стал свободен. Но «земной рай», каким он рисовался в произведениях Есенина, не наступил. Хозяйственная разруха. Голод. Нехватка топлива. Наступление интервентов, разгул белогвардейских и анархистских банд…

«Кто это? Русь моя, кто ты? Кто? – в растерянности спрашивал поэт, вглядываясь в обезображенный войной и лишениями лик родной земли.

О, кого же, кого же петь

В этом бешеном зареве трупов?

И над этим страшным видением, как в годину бед и несчастий «трубит, трубит погибельный рог»… Город, протягивающий руку деревне, представляется поэту железным чудовищем, «страшным вестником», бездушным врагом лугов и пашен, всего живого. Тревожными, тяжелыми чувствами и мыслями наполнены есенинские стихотворения «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…»

Стынет поле в тоске волоокой,

Телеграфными столбами давясь, -

В стихах этих сама мука поэта как бы обретает плоть и кровь, становится зримой и поэтому особенно впечатляющей. И отчаянье это, внутренняя боль подчас прикрывались напускным ухарством, бездумной бравадой, цинизмом. Но добрая, отзывчивая душа не могла укрыться ни под какими масками. И поэтому так естественен и глубок вздох:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину.

Ответ на вопрос: «куда несет нас рок событий?» – ему должны были подсказать сама жизнь и это чувство – в сердце хранимое, неизбывное.

Так оно и получилось.

5.Встреча с Айседорой Дункан

Поездки за границу

В 1921 году во время своего пребывания за границей А.Луначарский имел беседу с американской танцовщицей Айседорой Дункан, слава которой облетела весь мир. Дункан (1878 – 1927) ирландка по происхождению, родилась в Калифорнии, став американской подданной. Она была зачинательницей новой школы танцев, возрождавшей хореографические традиции древней Греции, пластической гимнастики. Дункан терпеливо изучала античный танец по изображениям на древних вазах. Она предложила А. Луначарскому организовать танцевальную школу в Москве, полагая, что самый дух свободного античного танца отвечает настроениям, господствующим в Советской России. В 1921 году Дункан прибыла в Москву. Это ее решение было совершенно бескорыстным. Ее школе был отведен один из просторных московских особняков. Она с энтузиазмом взялась обучать молодежь античному танцу, начала разрабатывать хореографическое воплощение таких тем, как «Красное знамя». Айседоре Дункан сравнительно нетрудно было привыкнуть к московской обстановке, так как до этого она уже дважды гастролировала в России. Осенью 1921 года на квартире художника Г. Якулова она познакомилась с Есениным. Они быстро сблизились. 2 мая 1922 года был зарегистрирован их брак. Ко времени их встречи Дункан была чуть ли не вдвое старше Есенина. Это, конечно, не могло не отразиться на их отношениях. Были и другие обстоятельства, говорившие о ненадежности их быстрого сближения. Дункан не говорила по-русски, Есенин не знал ни одного европейского языка. Кроме того, слишком разными были и их жизненные взгляды и привычки. Все это невольно создавало впечатление неестественности их совместной жизни.

Дункан несколько раз была замужем. У нее были дети, которых она заботливо растила. И оба они – мальчик и девочка – погибли в Париже, когда автомобиль, в котором они совершали прогулку, неожиданно упал в Сену. Когда она встречалась с Есениным, ей показалось, что его лицо чем-то напоминает черты ее сына. Это придало ее привязанности к Есенину несколько болезненный характер. Дункан была внимательна к Есенину, всегда тревожилась о нем. Есенин расстался с Дункан осенью 1923г. В последнем письме к ней он признавался: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе».Встреча Есенина с Дункан явилась одной из причин его заграничной поездки. Отправившись в турне по Европе и Америке, Дункан пригласила с собой Есенина. Но в решении поэта побывать за рубежом большое значение имели и чисто литературные соображения.

10 мая 1922 года Есенин и Дункан отправились самолетом в Германию. Очевидно, для того чтобы легче получить визу у заграничных чиновников, Есенин и Дункан, будучи уже мужем и женой, вынуждены были вторично вступить в брак за границей. Есенин писал 21 июня 1922 года из Висбадена: «Исидора вышла за меня замуж второй раз и теперь уже на Дункан – Есенина, а просто Есенина. Вскоре в Берлине выходит его сборник стихотворений. Поездка оказалась для Есенина беспокойной. Как жалоба звучат его слова: «Если бы Изадора не была сумасбродной и дала мне возможность где–нибудь присесть. Она же как ни в чем ни бывало скачет на автомобиле то в Любек, то в Лейпциг, то во Франкфурт, по в Веймар».

Побывав в Америке, Есенин снова оказался в Париже. На этот раз на него кинулся сам Д. Мережковский. 16 июня 1923 года он опубликовал в газете «Eclair» статью, в которой истерически заклинал французов не поддаваться пропаганде «представителей большевистской тирании». Мережковский отнес и «Изадору Дункан и ее мужа, мужика Есенина». Он выражал надежду, что Дункан «не удастся заразить Париж» «своей пляской, приукрашенной пропагандой», о Есенине сообщались жуткие подробности, вроде того, что он пытался ограбить в гостинице американского миллионера.

Вдали от Родины Есенин чувствовал себя тоскливо и одиноко. Вслед за Европой Есенин посетил Америку. Она показалась ему тесной, неуютной и бездушной. Есенин пробыл в Америке четыре месяца. Уже вскоре после их приезда в Америку начались неприятности, связанные с выступлениями Дункан, Дункан придавала своим выступлениям агитационный характер: каждый раз она исполняла разработанный ею в Москве танец «Интернационал», что порою кончалось вмешательством полиции. Всю эту сложную политическую операцию Есенин определил простыми словами, сообщив в письме, что его и Дункан «попросили обратно».

§6.Возвращение в Россию

В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию», - писал он вскоре после приезда из-за границы. Все, кому в ту пору приходилось встречаться с Есениным, видели, как теперь особенно пристально всматривался поэт в жизнь, в те преобразования, которые произошли на его родной земле во время его заграничных странствий. Из Америки, как отмечал Маяковский, Есенин вернулся «с ясной тягой к новому». Утратили во многом для поэта интерес его прежние литературные связи. «Мне кажется, - писал один из современников поэта, - что Есенин, изъездив Европу и Америку, начал задыхаться в узком кругу. Есенин все больше пытается понять, осмыслить, что происходит в эти годы в России, во всем мире. Расширяются горизонты, масштабы его поэзии. С радостью говорит теперь Есенин в стихах о своем «прозрении», о той великой исторической правде, которая ныне все полнее открывается ему:

Я вижу все

Я ясно понимаю,

Что эра новая –

Не фунт изюма вам.

Это строки из «Стансов», написанных в 1924г. «В нашем литературном строительстве со всеми устоями на советской платформе», - скажет Есенин о своей гражданской позиции еще раньше, в очерке «Железный Миргорода», осенью 1923 г.

Тема двух Россий – уходящей и советской, - уже ясно обозначенная Есениным в «возвращении на родину», получает свое дальнейшее развитие в его маленьких поэмах, названия которых – «Русь Советская» и «Русь уходящая» – полны глубокого внутреннего смысла. Эти маленькие поэмы, емкие и масштабные по мысли, воспринимаются как этические произведения большого общественно-социального накала. Намеченный еще в стихотворении «Сорокоус» мотив состязания старого и нового («Красногривый жеребенок» и «на лапках чугунный поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна». Поездка Есенина в страны Западной Европы и в США (май 1922 – август 1923 г.г.) заставила его о многом задуматься. Из мира, где «в страшной моде Господин доллар», где душу «сдали за ненадобностью под смордяковщину», он яснее увидел смысл преобразований в Советской России. «…Жизнь не здесь, а у нас, - со всей определенностью писал он из Германии своему московскому другу. За рубежом ему не работалось. А то, что ложилось на бумагу, было внутренне связано с воспоминаниями об отчей земле. Он мог бы повторить стихи Некрасова:

Не небесам чужой отчизны –

Я песни родине слагал!

Такой «песней родине», Советской России стал монолог комиссара Рассветова из неоконченной драматической поэмы «Страна негодяев», набросанной в Америке. В «Стальной» Америке капитализм опустошил душу человека, поставив надо всем доллар, наживу. Мир стяжательства, чистогана породил предприимчивых дельцов, бизнесменов.

Эти люди – гнилая рыба

Вся Америка – жадная пасть.

Но Россия…. Вот это глыба…..

Лишь бы только Советская власть.

В «стальной» России Советская власть, социализм возвысят человека, ибо во имя его счастья и строится новая жизнь – «в республике будет, что кому надо». Поэту явно по душе комиссар Рассветов, убежденный коммунист, собранный, волевой человек, знающий, что он отстаивает, за что борется. Ему нравилось, что «бывшие» считали его «агентом большевиков», «красным пропагандистом», «сотрудником Чека». За границей был сделан решительный шаг к тому, чтобы прочь отогнать «черного человека». Отогнать зловещее порождение «Москвы кабацкой», душевной сумятицы, трагических заблуждений. В раздумьях о родной земле, своей жизни его «сердце напилось кровь отрезвляющею брагой». Первыми словами, которые он сказал дома, были: «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию». Лирика – самая сильная сторона есенинского дарования.

Славу Есенину принесли не поэмы, а его лирические стихотворения. Даже в лучшей из его поэм, «Анне Снежиной», лирик одержал верх над эпическим поэтом. Вплоть до сегодняшнего дня бытует мнение, что, любовная лирика Есенина изолирована от эпохи, лишена каких-либо примет времени, что в ней нет связи с общественной биографией поэмы, а есть связь лишь с фактами узко личными. С этой точки зрения, Есенин предстает целиком погруженным в себя «чистым лириком». Его любовная лирика никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений, владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взглядами, которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи самого интимного содержания. Эта растерянность, подавленное состояние, пессимистические мысли накладывали тогда трагический отпечаток на любовную лирику поэта. Вот характерные строки одного из стихотворений этого цикла:

Пой же, пой. На проклятой гитаре.

Пальцы пляшут твои в полукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.

К началу 1923 года становится заметным стремление Есенина выйти из кризисного состояния, в котором он оказался. Постепенно он обретает все более твердую почву, глубже осознает советскую действительность, начинает себя чувствовать не приемным, а родным сыном Советской России. Это в сильнейшей степени отразилось не только в политической, но и в любовной лирике.

Именно к 1923 году относятся его стихи, в которых он впервые пишет о настоящей, глубокой любви, чистой, светлой и подлинно человечной.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я затем про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить.

Нельзя не обратить внимание на строку:

«В первый раз я запел про любовь». Ведь о любви Есенин писал и в «Москве кабацкой». Значит, сам поэт не признавал настоящей ту любовь, о которой он писал в своем мрачном цикле стихотворений. В эту пору (1923-1925) в его произведениях появляется один настойчивый мотив, к которому он неоднократно возвращается, - поэт более строго судит о настоящей любви, которую не следует смешивать со случайными порывами:

Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь, -

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь спокойно разойдясь.

В «Персидских мотивах» Есенин силой своего поэтического воображения создал реально осязаемую атмосферу Востока: Есенин как бы конструирует его из своих личных впечатлений о советском Востоке и книжных представлений о Востоке древнем. Этот условный Восток обозначен как Персия. В основе «Персидских мотивов» лежат впечатления от его длительных поездок по Кавказу (Тифлис, Батуми, Баку). В книге видное место занимала лирика таких крупнейших поэтов, как Фирдоуси, Омар Хаям, Саади. В их лирике содержится большой жизненный опыт. Излюбленная тема прославленных лириков – тема любви, согретая чувством дружбы и уважения к женщине. Это любовь без роковых страстей, испепеляющих душу. Такова общая атмосфера древней персидской лирики, она занимает господствующее положение и в «Персидских мотивах» Есенина. Вспомним одно из характернейших стихотворений цикла:

Я спросил сегодня у менялы,

Что дает за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной дамы

По-персидски нежное «люблю»..?

Помимо того в «Персидских мотивах» есть внутренние соотношения с персидским материалом. Так, например, Есенин пишет: «Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза». Это переложение персидской поговорки, которую Есенин хорошо знал и проводил в одном из писем: «И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шуму, если он не пишет, значит, он не из Шираза».Мы помним, что во время своей заграничной поездки на Запад Есенин почти ничего не написал. Его мучила тоска по Родине, западный мир показался ему антипоэтическим. «Персидские мотивы» Есенин создавал в совершенно иных условиях: он находился на советском Востоке, ему был близок романтический и поэтический мир восточной жизни. Есенин углубляет этот принцип. У него березка «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке, наделяет ее конкретными человеческими приметами «Зеленокосая, в юбочке белой стоит береза над прудом». В некоторых стихах Есенина мы встречаем даже с фактами «биографии», с «переживаниями» березы:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Такой принцип изображения необычно приближает природу к человеку. В этом одна из сильнейших сторон лирики Есенина – он как бы заставляет человека полюбить природу. Творчество Есенина двух последних лет его жизни не оставляет сомнений в том, что поэт обрел прочную почву под ногами. Современная Есенину критика отмечала обозначившийся процесс духовного выздоровления поэта. Значительные перемены во внутреннем облике поэта были заметны и в его стремлении окончательно порвать с нездоровым бытом, омрачавшим жизнь, пересилить старые привычки, подчинить свои действия рассудку. В стихах того же 1925г мы довольно часто встречаем прямое выражение любви и привязанности Есенина к жизни, бодрого настроения, душевного равновесия. Об этом, например, можно судить хотя бы по таким его поэтическим признаниям:

«Снова я ожил и снова надеюсь

Так же, как в детстве, на лучший удел»,

«Мне все равно эта жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале»,

«И земля милей мне с каждым днем».

§7.Смерть поэта

Самым опасным было то, что в результате постоянного перенапряжения сил начали обнаруживаться признаки душевной неуравновешенности Есенина. В нем стала развиваться крайняя мнительность: он постоянно ощущает угрозу заболевания неврастенией, грудной жабой, скоротечной чахоткой, ему кажется, что за ним следят, даже покушаются на его жизнь, у него начинают появляться болезненные фантазии. В медицинском заключении психиатрической клинике Московского университета от 24 марта 1924г. говорилось, что он «страдает тяжелым нервно-психическим заболеванием, выражающимся в тяжелых приступах расстройства настроения и навязчивых мыслей и влечениях». Близким человеком, другом, товарищем, помощником стала Бениславская для Есенина. Участие Бениславской в судьбе Есенина особенно возросло в 1924 – 1925 годах. Во время частых отлучек Есенина из Москвы Бениславская ведала всеми его литературными делами: публиковала его произведения в периодической печати. С огромным интересом относилась Бениславская к каждому новому произведению Есенина, высказывала ему свои мнения о них. Ее оценки носили нелицеприятный характер, и Есенин считался с ними. Во время своих отъездов из Москвы Есенин узнавал все литературные новости главным образом от Бениславской, которая интересовалась современной литературой и хорошо разбиралась в ней. Он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз – в Константиново. Горячо любимая поэтом природа, для которой он всегда находил яркие, радостные краски и тона, все чаще в его стихах становится мрачной, печальной и зловещей:

Снежная равнина, белая луна,

Саванном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Появляются мысли о том, что кончилась творческая пора, иссякли поэтические силы, поэту начинает казаться, что «Потеряла тальянка голос, Разучившись вести разговор». Неверие в собственные силы было самым страшным для Есенина. Но и в этом тяжелом состоянии Есенин еще боролся с самим собой. В минуты просветления он выражал надежду, что справится с положением, в которое попал. Стремясь вырваться из мрака, окружавшего его, он пытался переломить течение событий, решительно переломить жизнь.

В очередной раз пытается начать семейную жизнь, 18 сентября 1925 года был зарегистрирован брак Есенина и Софьи Андреевны Толстой (внучкой Л.Н. Толстого). За короткую совместную жизнь с Есениным Толстая сделала многое: она стремилась оторвать Есенина от нездоровой среды, наладить семейный очаг. И все же их совместная жизнь не ладилась. Видно, не просто было Есенину привыкать к новому, упорядоченному быту. И поэтому брак распадается. Его отъезд из Москвы похож на побег. Он торопливо собирает вещи, телеграфирует своему ленинградскому другу В. Эрлиху «Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград». Еще в Москве было решено, что к Есенину в Ленинград переедут сестры. Для того чтобы всем обосноваться, Есенин и просил найти две-три комнаты. Прибыв в Ленинград 24 декабря, Есенин с вокзала заехал к В. Эрлиху и, не застав его дома, оставил записку, на обороте которой написал веселый экспромт. Да, действительно он ехал в Ленинград жить, а не умирать. Однако все то, что вселяло надежду, желание верить в будущее поэта, что вызывало радость истинных друзей, рухнуло в ночь с 27 на 28 декабря. Этой ночью Есенин покончил жизнь самоубийством в гостинице «Англетер». Он повесился на трубе парового отопления, не сделав из веревки петли, а обмотав ее вокруг шеи. Одной рукой он держался за трубу, - может быть, в последние мгновения у него еще мелькнула мысль о жизни. Но было уже поздно. Есенин умер не от удушья, а от разрыва шейных позвонков.

Трагическая смерть поэта, безусловно, была связана с его неуравновешенным душевным состоянием. Она произошла в один из жесточайших приступов меланхолии и пессимизма.


Заключение

Истинная поэзия всегда глубоко человечна. Она покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души; она помогает человеку в самые трагические минуты его жизни. Поэзия ведет вечный бой за Человека! Великие художники – всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они великие мыслители и революционеры духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание своей родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Глубоко национальная основа поэзии Есенина всегда волновала Алексея Толстого. После смерти Есенина он написал: «Умер великий национальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину». «Большое и дорогое мы все потеряли. Такой это был органический ароматный талант, этот Есенин, вся эта гамма простых и мудрых стихов – нет ей равного в том, что у нас перед глазами» – писал Александр Серафимович о своем друге. Многие поэты, чья лира зазвучала уже после Есенина, пережили радость первой встречи с его стихами, у каждого из них в душе. «Свой Есенин», каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте. Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей страны. Стихи его звучат на разных языках, например: грузинском и казахском, молдавском и узбекском.

Восхищение Есениным звучат в словах литовского поэта Юстинаса Марцинкявичюса: «Есенин – чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца». Наполненная любовь к людям, к человеку, к красоте земной земли, проникнуться душевностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и народов других стран и наций, гуманистическая поэзия Есенина активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению и управлению мира во всем мире. Глубоко человечное, свободолюбивое в высшей степени патриотическое поэтическое слово Есенина доходит ныне до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты, пробуждая в них все лучшие человеческие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познать и открывать для себя еще полнее Родину поэта – страну октябрьской революции, первую страну социализма, давшую миру самого «человечного человека». «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и ярость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».Творчество Есенина, очень противоречивое и неоднородное, порою беспросветно грустное и безысходное, порою бодрое и смеющееся. Мне кажется, что именно в лирике выражено все то, что составляет душу Есенинского творчества. А это до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы – «половодье» самых сокровенных человеческих чувств и желаний.


Список литературы

1. Избранные стихи - М.: «Огонек», 1925

2. «Березовый ситец» – М.:, ГИЗ, 1925

3. С. Есенин. Образ, стихи, эпоха – 1979

4. С. Есенин. Стихотворения и поэмы – 1988

5. С. Есенин. Собрание сочинений в пяти томах: Т 1-Ш, художественная литература – 1966-1967

Трудно найти человека, который бы не был знаком с творчеством великого русского лирика – Сергея Есенина. Его поэзия настолько глубокая, нежная, эмоциональная, что с первых строк погружаешься в стихотворения и оставляешь их в сердце навсегда.

Биография Есенина достаточно противоречива. Из многих произведений мы узнаем о его разгульной жизни, знаем, что автор пользовался популярностью у женщин, да и сам был очень влюбчивым. Но в тоже время мы видим прекрасного человека, лирика, мужчину, сердце которого переполнено любовью к Родине и уважением к женщине.

Практически в каждом стихотворении поэт описывает красоту Родины, ее безграничные просторы, приятный шум зелени, стройные березы и синие озера. В любое время года, переживая трудные времена, выходя на путь революции, для автора Россия всегда была прекрасна. Он любовался ею, но в тоже время его не покидала мысль о трудной и суровой судьбе родной страны. Поэзия Есенина глубоко патриотична, но в ней сохраняется особенный стиль, который присущ поэту-лирику.

Говоря о поэзии Есенина, невозможно не упомянуть его стихотворения о любви. Любовная лирика поэта – это моя любимая часть произведений, которые всегда читаются на одном дыхании. Особое понимание отношений между мужчиной и женщиной пришло к поэту в последние годы жизни. Именно зрелый взгляд на любовь показан в сборнике стихотворений «Персидские мотивы». В последние годы жизни было написано стихотворение «Письмо к женщине», в котором, как мне кажется, автор просит прощение у всех дам, которых когда-то любил, но не смог сберечь любовь.

Имя: Сергей Есенин (Sergey Yesenin)

Возраст: 30 лет

Рост: 168

Деятельность: поэт, классик "Серебряного века"

Семейное положение: был в разводе

Сергей Есенин: биография

Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов - это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.

Дата рождения литературного гения - 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.


Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.

Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.


Сергей Есенин с родителями и сестрами

Еще одним поводом для разлада в семье стало то, что после переезда отца в Москву мальчик стал жить у своего родного деда-старообрядца, отца матери. Именно там он получил мужское воспитание, которым на свой лад занимались сразу три его дяди. Так как они не успели обзавестись своими семьями, то старались уделить мальчику много внимания.

Все дяди были неженатыми сыновьями бабки деда Есенина, которые отличались веселым нравом и отчасти еще юношеским озорством. Они научили мальчика ездить на лошади весьма необычным образом: посадили его на коня, который помчался галопом. Также происходило и обучение плаванию в реке, когда маленького Есенина просто кидали голого с лодки прямо в воду.


Что касается матери поэта, то на нее повлияло расставанием с мужем, когда тот был на долгой службе в Москве. Она получила работу в Рязани, где влюбилась в Ивана Разгуляева. Женщина покинула Александра Никитича и даже родила второго ребенка от нового сожителя. Сводного брата Сергея назвали Александром. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.

В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.


После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.

Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.


В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг. Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году он не поступил, но зато стал вольным слушателем Московского городского народного университета. Там он посещал лекции историко-философского факультета.

Творчество

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

  1. Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
  2. В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
  3. Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество .

Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».


Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

  • С.М. Городецкий.
  • Д.В. Философов.
  • А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.


Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

  • Петроградская книга «Голубень» (1918).
  • Второе издание «Радуница» (1918).
  • Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.

Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль . Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением. Тогда были написаны:

  • «Сорокоуст» (1920).
  • Поэма «Пугачев» (1921).
  • Трактат «Ключи Марии» (1919).

Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

  • «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
  • «Трерядница» (1921).
  • «Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
  • «Стихи скандалиста» (1923).
  • «Москва кабацкая» (1924).
  • «Письмо к женщине» (1924).
  • «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
  • «Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин на пляже в Европе

После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


Сергей Есенин (в центре) на Кавказе

В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался . Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

После того, как Сергей решил порвать с имажинизмом, он начал давать частые поводы для критики своего поведения. Например, регулярно после 1924 года стали выходить различные уличающие статьи о том, что он был замечен в пьяном состоянии или же устраивал дебоши, скандалы в заведениях.


Но такое поведение было всего лишь хулиганством. За счет доносов недоброжелателей был открыто сразу же несколько уголовных дел, которые позже были закрыты. Самым громким из них является Дело четырёх поэтов, в котором значились обвинения в антисемитизме. В это время пошатнулось и здоровье литературного гения.

Что касается отношения советской власти, то она беспокоилась о состоянии поэта. Есть письма, свидетельствующие о том, что Дзержинского просят помочь и спасти Есенина. В них значится о том, чтобы к Сергею приставили работника ГПУ, который бы не давал ему спиться. Дзержинский отреагировал на просьбу и привлек своего подчиненного, который так и не смог найти Сергея.

Личная жизнь

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.


Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл . Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

  1. Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
  2. В пять лет мальчик уже умел читать.
  3. В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
  4. В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.

Каждый школьник понимает значение имени Есенина в отечественной литературе. Оно не случайно оценивается так высоко, ведь поэт оказал значительное влияние на развитие русской культуры и нравственности. Сергей за время своей деятельности успел создать уникальный поэтический фонд, который освещает множество тем связанных с жизнью обычных людей. Его строки давно разошлись на цитаты, а произведения активно изучаются в школах и прочих учебных заведениях, как образец искусства русского слога. Шедевры стихотворного мастерства насквозь пропитаны невероятной искренностью и страстными чувствами, имеющими свойство передаваться читателю.

Поэзия Сергея Есенина пропитана чувством патриотизма и любви к своей родине. Он описывает красоту русской природы и пробуждает в душах людей потаённые струны осознания причастности к великому народу. Не устаёт описывать природную красоту своих краёв и воспевать уважительные чувства к успехам рабочего класса. Стихи Есенина о природе никогда не перепутаешь со стихами других авторов. Так тонко и так точно он ее описыват. Сергей ставил на первое место примитивность жизни и её бытовые моменты, описывая их нежно с душой преисполненной духовностью и добротой.

Слова, слетающие с уст поэта, являются шедеврами каждое по отдельности, а вместе создают невероятную композицию пропитанную любовью к родным краям. Читая умело составленные стихи, обыватель невольно испытывает чувства сопереживания и ответственности перед героями произведений. Есенин обладал удивительным даром оживлять самые простые сцены из повседневной жизни человека и превращать их в нечто значимое и действительно важное.

Сергей всегда проявлял особенную любовь к животным, что характерно для его поэзии. Переживания зверей переданы с поистине человеческой теплотой, которая отдаётся в каждой строчке отчётных произведений. Есенин наделяет животных человеческими чувствами и на страницах книг им свойственно грустить, испытывать радость и прочие характерные человеку эмоции. Совсем неважно кто представляет мир животных, в любом стихотворении им присущ особый драматизм и неподдельная искренность. Плюс ко всему поэт подчёркивает всю глубину страданий братьев наших меньших по вине человека, который не всегда поступает с ними достойно.

Кроме всего прочего, достаточно большое влияние на творчество поэта оказывает тема материнской любви. Это не удивительно, учитывая, что Есенин придаёт данному аспекту огромное значение.

Творчество Сергея не лежит на поверхности и доступно далеко не каждому обывателю, ведь смысл стихотворений раскрывается только в результате тяжёлого умственного труда. Его стиль невозможно спутать с чем-либо ещё, ведь проникновенность находит отклик у многих поколений читателей. Есенин обладал душой русского человека свободного и ревностно защищающего сущность родного народа, что получило отражение в творчестве.

Лирик невероятно широкой души получил огромную популярность, смешивая в сосудах поэзии искренность и актуальность, которая не теряется с течением времени.