Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.

Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку достичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического устранения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Причинами социальных конфликтов может оказаться несовместимость интересов и целей соответствующих социальных групп. На наличие этой причины указывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс .

Причиной социальных конфликтов может стать несовместимость индивидуальных и общественных ценностей. У каждого индивида имеется набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Но при удовлетворении потребностей одних групп возникают препятствия, создаваемые другими группами. При этом проявляются противоположные ценностные ориентации, которые и могут стать причиной конфликта. Например, разное отношение к собственности: одни считают, что собственность должна быть государственной, другие выступают за частную собственность, третьи стремятся к кооперативной. При наличии определенных условий, сторонники разных форм собственности могут вступать в конфликт между собой.

Основными социальными предпосылками конфликтов являются:

1) Социальное неравенство — т. е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов. Специалисты в области социологии конфликта отмечают, что социальная позиция людей и характер их притязаний зависят от доступа к распределению ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т. д.). Стремление к всеобщему равенству, как показала история, не может рассматриваться как благо, ибо приводит к уравниловке, угасанию многих стимулов творческой деятельности и инициативы.

Справедливости ради стоит отметить, что невозможно удовлетворить интересы и потребности всех желающих. Поэтому неравенство, в том числе и социальное , неустранимо. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как весьма значительное, препятствующее удовлетворению ее потребностей. Возникающая при этом социальная напряженность приводит к социальным конфликтам.


2) Социальная дезорганизация . Общество представляет собой систему, то есть организованную целостность, которая обладает способностью самопроизвольно адаптироваться к возникающим трудностям. Однако бывают настолько угрожающие кризисные ситуации, что социальная система впадает в состояние тотального хаоса и разлада. В таких случаях нарушается сложившийся привычный баланс между процессами разрушения и созидания, начинается коллапс общественного производства, кризис политической власти, обесцениваются и теряют свою привлекательность базовые идеологемы и принятые моральные и культурные нормы.

Наступает аномия — состояние неуправляемости — отсутствия норм. Отсюда вытекает рост агрессии, незащищенность жизни, собственности и достоинства граждан, обусловленная ослаблением социального контроля и правовой системы, дезорганизация общества и его правовых институтов. В такой ситуации государство и общество теряют способность сдерживать негативную энергию распада, и начинается своего рода «война всех против всех». Формируется конфликтогенная ситуация.

3) Культурная неоднородность — т. е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, различных представлений о мире, разных поведенческих стандартов (ср. субкультуру уголовного мира с его специфическими ценностями, противоположными остальному законопослушному обществу).

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят
к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения.

4) Объективные и субъективные причины возникновения социальных конфликтов связаны воедино в феномене социальной депривации .

С. В. Соколов определяет депривацию как противоречие между субъективными ожиданиями в отношении реализации собственных интересов и объективными возможностями их реализовать: «депривация — это расхождение между интересами-ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их удовлетворения на практике» . Депривация ощущается индивидом как острое разочарование, переживается с чувством угнетенности, вызывает отчуждение индивида от общества, в котором он живет. Особенно болезненно воспринимается депривация, возникающая при хронической неудовлетворенности фундаментальных жизненных потребностей: потребности в безопасности, пище, лечении и т. д.

С другой стороны, отсутствие необходимого удовлетворения духовных потребностей тоже сопряжено с депривацией: например, верующие люди должны жить в соответствии со своими религиозными представлениями и нормами, иметь возможность молиться, ходить в храм, однако не всегда общество готово предоставить им это, как было в СССР в эпоху принудительного атеизма. Американские исследователи Ч. Глок и Р. Старк выделяют организмическую депривацию, испытываемую инвалидами и лицами, страдающими тяжелыми болезнями, степень тяжести которой может быть минимизирована в том случае, если общество заботится о физически неполноценных людях.

Депривация является причиной социального конфликта именно потому, что вызывает сильные негативные эмоции. Однако динамика развития депривации бывает разнонаправленной: ощущение депривации способно нарастать вплоть до формирования открытого конфликта; оно может сохраняться на том же уровне или снижаться.

Изменение состояния депривации происходит в том случае, если меняется в сторону расширения или сужения упомянутое выше рассуждение:

Либо если изменяются (сокращаются, примитивизируются, или наоборот, расширяются) потребности и интересы людей, а уровень их удовлетворения обществом остается прежним;

Либо если потребности и интересы остаются прежними, а объективный уровень их удовлетворения меняется; либо, наконец, если происходит изменение как потребностей, так и качества их удовлетворения.

При нарастании депривации соответственно растет и социальная напряженность: большие массы неудовлетворенных своей жизнью людей готовы идти на открытый конфликт согласно крылатой фразе из «Манифеста Коммунистической партии»: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир». Конфликт становится в таком случае для депривированных групп единственным способом добиться более полного удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей. Приводим здесь наиболее простую.

Потребности человека могут быть разделены на следующие группы:

1) потребности физического существования (пища, материальное благополучие, потребность в продолжение рода и т. д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребность в общении, признании, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте и др.). Эти
потребности проявляются не у всех людей, но если они заявляют о себе, то способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека.

Каким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения:

1) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности;

2) поискать обходной путь удовлетворения потребности;

3) путем агрессии добиться желаемого.

Третий путь чаще всего ведет к конфликтам (второй тоже чреват возникновением конфликтной ситуации, если он приводит к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребности. Это может быть человек, группа, общество в целом (поскольку трудно напасть на все общество, агрессия направляется на лиц, «ответственных» за сложившуюся в обществе ситуацию). Тот, на кого направлена агрессия, отвечает агрессивным действием. Так возникает конфликт.

Объект агрессии может быть определен неправильно, т. е. виновником ситуации считается тот, кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки. Однако возможно манипулирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемые обычно теми, кому такая дезинформация выгодна.

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не приводят
к конфликтам. Если человек или группа воспринимает свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, привычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осознание несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях конфликт возникает не всегда. Неопределенность последствий будущего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конфликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом случае? «Государство» само по себе не может ни принимать решений, ни вступать в конфликты.

Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства также определяют конкретные люди — члены правительства, президенты и т. д. Именно они решают, что является «потребностью» того или иного государства в данный момент. Поэтому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъектов конфликта (помня при этом о субъективном характере интерпретации этих интересов).

Общество с заложенным в его структуре социальным неравенством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворяются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведений. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие данным стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в аномичном обществе теряют четкость (примером может служить Россия постсоветского периода).

Важной чертой кризисных обществ является широкое распространение чувства незащищенности и страха. А это сопровождается ростом агрессивности, что не только провоцирует конфликты, но и ужесточает их характер.

Одним из условий развития общества является противостояние разных групп. Чем сложнее структура общества, тем сильнее оно раздроблено и тем больше риск возникновения такого явления, как социальный конфликт. Благодаря ему и происходит развитие всего человечества в целом.

Что такое социальный конфликт?

Это наивысшая стадия, при которой развивается противостояние в отношениях между отдельными личностями, группами, в целом всего общества. Понятие социального конфликта означает противоречие двух и более сторон. Кроме того, различают и внутриличностное противостояние, когда у человека имеются потребности и интересы, противоречащие друг другу. Данная проблема насчитывает не одно тысячелетие, а в ее основе лежит положение, что одни должны стоять «у руля», а другие подчиняться.

Что является причиной социальных конфликтов?

Фундаментом являются противоречия субъективно-объективного характера. К объективным противоречиям относят противостояние между «отцами» и «детьми», начальниками и подчиненными, трудом и капиталом. Субъективные причины социальных конфликтов зависят от восприятия ситуации каждым отдельным индивидом и его отношения к ней. Ученые конфликтологи выделяют самые разные основания для возникновения противостояния, вот основные:

  1. Агрессия, которую могут проявлять все животные, в том числе и человек.
  2. Перенаселенность и факторы окружающей среды.
  3. Враждебное отношение к обществу.
  4. Социальное и экономическое неравенство.
  5. Культурные противоречия.

Отдельно взятые индивиды и группы могут конфликтовать из-за материальных благ, первостепенных жизненных установок и ценностей, полномочий власти и т.д. В любом поле деятельности может возникнуть спор из-за несовместимых потребностей и интересов. Однако, не все противоречия перерастают в конфронтацию. О ней говорят только при условии активного противоборства и открытой борьбы.

Участники социального конфликта

Прежде всего, это люди, стоящие по обе стороны баррикад. В ходе сложившейся ситуации они могут быть как физическими, так и юрлицами. Особенности социального конфликта в том, что он базируется на определенных разногласиях, из-за которых и сталкиваются интересы участников. Есть еще и объект, который может иметь материальную, духовную или социальную форму и который каждый из участников стремится получить. А непосредственным их окружением является микро- или макросреда.


Социальный конфликт – плюсы и минусы

С одной стороны, открытое столкновение дозволяет обществу эволюционировать, добиваться определенных соглашений и договоренности. В результате отдельные его члены учатся приспосабливаться к незнакомым условиям, принимать во внимания желания других индивидов. С другой стороны, современные социальные конфликты и их последствия предсказать нельзя. В случае самого тяжелого развития событий общество может полностью разрушиться.

Функции социального конфликта

Первые – конструктивные, а вторые – деструктивные. Конструктивные носят положительный характер – разряжают напряженность, проводят изменения в социуме и др. Деструктивные несут разрушения и хаос, они дестабилизируют отношения в определенной среде, уничтожают социальное сообщество. Позитивная функция социального конфликта заключается в укреплении общества в целом и отношений между его членами. Негативная - дестабилизирует социум.

Стадии социального конфликта

Стадиями развития конфликта являются:

  1. Скрытая . Натянутость в общении между субъектами нарастает из-за стремления каждого улучшить свое положение и достичь превосходства.
  2. Напряжение . Основные стадии социального конфликта включают напряженность. Причем чем больше мощь и превосходство доминирующей стороны, тем она сильнее. Непримиримость сторон приводит к очень сильной конфронтации.
  3. Антагонизм . Это следствие высокой напряженности.
  4. Несовместимость . Собственно, само противостояние.
  5. Завершение . Разрешение ситуации.

Виды социальных конфликтов

Они могут быть трудовыми, экономическими, политическими, образования, социального обеспечения и т.д. Как уже было сказано, могут возникать между отдельными людьми и внутри каждого. Вот распространенная классификация:

  1. В соответствии с источником возникновения – конфронтация ценностей, интересов и идентификации.
  2. По последствиям для социума основные виды социальных конфликтов делятся на созидательные и разрушительные, успешные и провальные.
  3. По степени влияния на среду – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, острые, масштабные, региональные, локальные и др.
  4. В соответствии с расположением оппонентов – горизонтальные и вертикальные. В первом случае спорят люди, стоящие на одном уровне, а во втором начальник и подчиненный.
  5. По способу борьбы – мирные и вооруженные.
  6. В зависимости от степени открытости – скрытые и открытые. В первом случае соперники воздействуют друг на друга косвенными методами, а во втором переходят к открытым ссорам и спорам.
  7. В соответствии с составом участников – организационные, групповые, политические.

Способы разрешения социальных конфликтов

Самые эффективные способы разрешения конфликтов:

  1. Избегание конфронтации . То есть один из участников уходит со «сцены» физически или психологически, но сама конфликтная ситуация остается, так как не устранена причина, ее породившая.
  2. Переговоры . Обе стороны пытаются найти точки соприкосновения и путь к сотрудничеству.
  3. Посредники . включают и привлечение посредников. Его роль может играть как организация, так и частное лицо, которое благодаря имеющимся возможностям и опыту делает то, что нереально было бы сделать без его участия.
  4. Откладывание . По сути один из оппонентов лишь на время сдает свои позиции, желая накопить силы и вновь вступить в социальный конфликт, пытаясь вернуть утраченное.
  5. Обращение в арбитраж или третейский суд . При этом противостояние разбирается в соответствии с нормами закона и права.
  6. Силовой метод с привлечением военных, техники и вооружения, то есть по сути, война.

К каким последствиям приводят социальные конфликты?

Ученые рассматривают это явление с функционалистской и социологической точки зрения. В первом случае конфронтация несет явно негативный характер и приводит к таким последствиям, как:

  1. Дестабилизация социума . Рычаги управления больше не работают, в обществе царит хаос и непредсказуемость.
  2. Последствия социального конфликта включают и участников на определенных целях, заключающихся в победе над противником. При этом все остальные проблемы отходят на второй план.
  3. Потеря надежды на дальнейшие дружественные отношения с оппонентом.
  4. Участники конфронтации отстраняются от общества, они чувствуют неудовлетворенность и т.п.
  5. Рассматривающие противостояние с социологической точки зрения считают, что у этого явления имеются и положительные стороны:
  6. При заинтересованности в положительном исходе дела наблюдается сплочение людей и укрепление взаимопонимания между ними. Каждый чувствует свою причастность к тому, что происходит, и делает все, чтобы у социального конфликта был мирный исход.
  7. Обновляются существующие и образовываются новые структуры и институты. Во вновь появившихся группах создается определенный баланс интересов, который и гарантирует относительную стабильность.
  8. Управляемый конфликт дополнительно стимулирует участников. Они разрабатывают новые идеи и решения, то есть «растут» и развиваются.

социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам).

Причинами их могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д.

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

СтАДИИ РАЗВИТИЯ конфликта

    Предконфликтная стадия

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

    Непосредственно конфликт

Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

    Разрешение конфликта

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта.

57. Виды социального конфликта и методы разрешения

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные иэмоциональные . Крациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта.

Политические конфликты - столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальный конфликт представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которая характеризуется усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов. Напр, в сфере трудовой деятельности, следствие- забастовки, пикеты, выступления больших групп работников.

Экономические конфликты представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления.

Способы разрешения конфликтов

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта. Выделяют пять основных стратегий :соперничество; компромисс; сотрудничество; избегание; приспособление.

    Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения.

    Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.

    Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденная или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

    Уход от решения проблемы или избегание является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях

    Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы.

Социология конфликта

Введение................................................................................................................................ 3

Понятие конфликта............................................................................................................ 4

Что такое социальный конфликт?................................................................................... 4

Субъекты и участники конфликта................................................................................... 4

Объект конфликта............................................................................................................... 6

Основные виды социальных конфликтов....................................................................... 7

Конфликт потребностей...................................................................................................... 8

Конфликт интересов........................................................................................................... 9

Ценностный конфликт..................................................................................................... 11

Основные стадии развития конфликта......................................................................... 13

Предконфликтная стадия................................................................................................. 13

Стадия развития конфликта............................................................................................ 16

Стадия разрешения конфликта....................................................................................... 17

Послеконфликтная стадия............................................................................................... 19

Функции социального конфликта.................................................................................. 21

Типы социальных конфликтов..................................................................................... 23

Внутриличностные конфликты........................................................................................ 23

Межличностные конфликты............................................................................................ 29

Конфликты между личностью группой............................................................................ 34

Межгрупповые конфликты............................................................................................... 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 41

Сноски.................................................................................................................................. 42

Список использованной литературы:......................................................................... 43

Введение

В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это конфликты, со временем различных типов конфликтов становится всё больше, так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и ценностей.

Конфликты имеют как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, конфликты не дают обществу костенеть, заставляют перестраиваться и изменяться, с другой – становятся причинами разногласий, ссор, обид и прочих столкновений, вплоть до войн.

Сделать же так, чтоб не осталось негативных конфликтов, а позитивных стало больше, человечество не может на протяжении всей истории.

В этом реферате я не ставлю перед собой задачу полностью осветить все всевозможные типы конфликтов – их слишком много. И у меня нет возможности детально изучить каждый из них. Политические, межэтнические, юридические и экономические конфликты – слишком широкие понятия, которые достойны отдельного глубокого изучения, написания отдельных работ.

В данном реферате я попытаюсь раскрыть само понятие конфликта, описать основные виды и некоторые способы их разрешения. Я постараюсь заложить некоторую базу, которая сможет послужить как для начала изучения конфликтов, так и для написания в последующем более крупных научных работ.

Понятие конфликта

Что такое социальный конфликт?

«Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются друг с другом» 1

Слово «конфликт» (от лат.- confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Например, конфликт по поводу материальных ресурсов, ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий, по поводу личностных различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального воздействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

Итак, социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Субъекты и участники конфликта

Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект - это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:

1. провоцировать конфликт и способствовать его развитию

2. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению

3. поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта». Это понятие может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных

участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или «третьим участником».

Нередко возникает ситуации, когда достаточно сложно определить непосредственных субъектов конфликта. Ярким примером служит этнополитические конфликты (чеченский или осетино-ингушский), когда непросто ответить на вопрос, кто же представляет стороны в конфликте: лидеры противостоящих сторон, или те, кто принимает непосредственное участие в силовых операциях, или же те, кто воспринимает друг друга как соперников и поддерживает позиции своих лидеров в конфликте? Или все они вместе как представители и участники определенной социальной группы?

Весьма часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой из его сторон своих активных приверженцев переходит в межгрупповой. Столь же часто можно наблюдать и обратную картину: включившись в конфликт в составе определенной группы, личность начинает в нем вести свою собственную линию, вследствие чего он переходит для нее в личностно групповой. В свою очередь, и личностно групповой конфликт нередко преобразуется в межгрупповой, если личности удается отколоть от противостоящей группы часть ее членов сделать их своими приверженцами либо приобрести последних откуда-то со стороны. Все эти «переливы» меняют течение конфликта и потому требуют внимательного учета при его анализе.

Объект конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект - это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно.

Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности - стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Определение основного объекта является непременным условием успешного разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен в принципе (тупиковая ситуация), или будет разрешен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.

В основе социального конфликта может быть не один, а несколько спорных вопросов (проблем). Каждый вопрос следует рассматривать как разногласие, противоречие, которое требует своего решения. Спорные вопросы необходимо идентифицировать и сгруппировать в соответствии с причинами их происхождения и характером восприятия.

Основные виды социальных конфликтов.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:

Конфликт потребностей

Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

Рассмотрение конфликта потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека и общества показывает, что потребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий. Они представляют собой опре­деленные стержневые линии организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации, индивидуального раз­вития, воспитания.

Вместе с тем проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остается важнейшей пробле­мой социально-политического характера. Ни одно госу­дарство, ни одна политическая партия не может в своей практической политике закрывать глаза на потребностные, по сути дела сущностные конфликты, которые свя­заны не только с определенными вариантами использо­вания ресурсов, но и с выбором определенных вариантов развития самой культуры.

Ресурсы в качестве объекта конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно использовано, то есть с пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об определенных средствах обеспечения потребностей, вытекающих из них интересов и целей.

Ресурсы – материальные (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.) – составляют типичный объект конфликтов. В особенности тогда, когда их распределение в обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ к ним одним социальным субъектам и затрудняя другим или же вообще обеспечивая одних за счет других. Последние, испытывая ущемление и трудности в обеспечение собственного ресурсного потенциала, имеют все основания для противоборства такому положению вещей, оказываясь таким образом в противостоянии с теми, кого оно устраивает.

Конфликт интересов.

Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социаль­ное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми бла­гами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, кото­рые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет социального интере­са - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе инте­ресы гораздо чаще соединяются с социальным поло­жением, которое фиксирует на определенное время со­вокупность возможностей, предоставляемых действующе­му лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.

Статус, выступая объектом борьбы между определенными социальными субъектами, выступает для них главным образом не как средство, а как условие обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также стоит побороться, если к тому побуждает сложившееся положение вещей. Ведь от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение субъекта в обществе, среди других социальных субъектов, насколько свободными или принужденными будут его взаимоотношения с ними, в какой мере будет сохранено или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п.

Со стороны общества на формирование интересов ока­зывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе через системы распределения решается наибо­лее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и при­знания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финан­совое вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества.

Через определенные виды соединения пользы и на­грады общество организует интересы социальных групп, направляя их по некоторым более или менее стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инстру­ментами регулирования социального положения.

Ценностный конфликт.

Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей или групп, привер­женных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими спо­собами взаимоотношений между ценностными установ­ками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, дейст­вующих на основе деления человеческих сообществ на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между «своими и чужими», между «нами и ими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации. Ценностные противо­стояния и приоритеты - и в этом их особенность - основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры - постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.

Ценности, понятые, разумеется, не в широком смысле – как все то, что положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей, а более узко - как нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, весьма часто выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов решительно бороться. Они вообще не могут выступать средством для обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его понимания самого себя, своей собственной сути, с потерей которой исчезает и он сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся, достойное признания и уважения со стороны других субъектов. Конфликты на почве ценностей, также в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий конфликтной ситуации выделяют следующие типы конфликтов:

1. ложный конфликт - субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфликта нет;

2. потенциальный конфликт - существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;

3. истинный конфликт - реально возникшее столкновение между сторонами. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

· конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий

· случайный конфликт - конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

· смещенный конфликт - конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

· неверно приписанный конфликт - это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

Еслиза основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоя­нию поведение людей в конфликтных ситуациях, то кон­фликты делят на рациональные и эмоциональные. В за­висимости от целей конфликта и его последствий конф­ликты подразделяют на позитивные и негативные, конст­руктивные и деструктивные. 2

Предконфликтная стадия

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциаль­ными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противопо­ложности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть са­мые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост со­циальной напряженности:

а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;

б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;

в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д. 3

Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

· возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

· стремление доказать правомерность своих притяза­нии и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

· разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; фор­мирование образа «врага» и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и прово­цирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон.

Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

Одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта);

Инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которымпонимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение. 4

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии.

1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ог­раниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще суще­ствуют реальные возможности прекратить открытую борь­бу и решить конфликт иными методами.

2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт ста­новится все более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имею­щихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имею­щихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях про­тивника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конф­ликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение тактики и страте­ги конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхо­да из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяетей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;

4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциаль­ного) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

5) конфликт может быть также остановлен под давле­нием третьей силы. 5

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся очевидные, четкие условия его прекра­щения. В полностью институализированном конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же конфликт институализирован частично или не институализирован совсем, то возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного" уничтожения одного или обоих соперников.

Существует много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для на­чала переговорного процесса является временное пере­мирие. Но возможны варианты, когда на стадии предва­рительных договоренностей стороны не только не прекра­щают «боевых действий», но идут на обострение конф­ликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

Признание наличия конфликта;

Утверждение процедурных правил и норм;

Выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

Исследование возможных вариантов решения проблем;

Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом;

Документальное оформление всех достигнутых дого­воренностей;

Выполнение всех принятых взаимных обязательств. 6

Переговоры могут отличаться друг от друга как уров­нем договаривающихся сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

Насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;

Какими методами и способами велась борьба;

Насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

Насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;

Удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

Какие методы были положены в основу переговор­ного процесса;

Насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

Был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей решения конфликта;

Какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится,а прекращение конфликта может восприниматься как вре­менная передышка. Мир, заключенный вследствие обо­юдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, ставшие причи­ной конфликта. Наиболее прочным является мир, заклю­ченный на основе консенсуса, когда стороны считают, конфликт полностью разрешенным и строят свои отноше­ния на основе доверия и сотрудничества.

Типы социальных конфликтов.

Внутриличностные конфликты

Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого человека, от способности и возможности жить в согласии (в гармонии) с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный кон­фликт, как и любой другой социальный конфликт, пред­полагает конфликтное взаимодействие двух и более сто­рон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, цен­ностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удов­летворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный кон­фликт является социальным конфликтом.

Любое действие человека представляет собой и вза­имодействие с Другим внутри него самого, и противодей­ствие Другому как участнику диалога. Но конфликт вы­зывают лишь равные по значимости взаимоисключающие тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.

Выделяют психологи­ческий конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных стремлений:

а) конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

б) конфликт между социальной нормой и потребнос­тью (любовь и норма);

в) конфликт социальных норм (дуэль и церковь). 7

Одним из видов внутриличностного конфликта являет­ся неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно вос­производим старые конфликтные ситуации, как бы пыта­ясь решить их вновь. Поводом для возобновления нео­сознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятель­ства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и нередко превосходство для одного означает неудачу для другого. Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство самоуважения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное взаимодействие, а христи­анская мораль проповедует братскую любовь людей друг, к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а ре­альная жизнь становиться препятствием на пути их удов­летворения. В таких условиях окружающая человека среда становится одним из основных источником внутриличностных конфликтов.

Нетрудно заметить, что в примерно одинаковых конф­ликтных ситуациях разные люди ведут себя далеко не одинаково. Социальная психология выделяет четыре наи­более распространенных типа поведения людей в конф­ликтных ситуациях: «Первый тип - агрессивное поведе­ние, способствующее развитию конфликта; второй - по­ведение, свидетельствующее о склонности к компромис­су; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта». 8 В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не встречается, но большинство людей, с определенны­ми оговорками, можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различ­ных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны - от удобного места в общественном транспорте до прези­дентского кресла в государственных структурах.

Межличностные конфликты возникают как между впер­вые встретившимися, так и между постоянно общающи­мися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформи­ровавшаяся у одного оппонента по отношению к друго­му. Установка представляет собой готовность, предрас­положенность субъекта действовать определенным обра­зом. Это определенная направленность проявления пси­хики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защища­ет прежде всего свои личные интересы, и это нормаль­но. Возникающие при этом конфликты представляют со­бой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институ­тов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разде­лить на три основных вида.

Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонен­та может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, мораль­ных и материальных потребностей" и интересов.

Третий - представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (иска­женной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

а) соперничество - стремление к доминированию;

б) спор - разногласия по поводу нахождения наи­лучшего варианта решения совместных проблем;

в) дискуссия - обсуждение спорного вопроса.

  • Ямалов Урал Буранбаевич , магистр
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • МОДЕЛИ (СПОСОБЫ) РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА
  • СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
  • КОНФЛИКТ
  • ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности протекания конфликта. Исход конфликтной ситуации во многом будет зависит не только и не столько от причин, факторов и моделей протекания конфликта, степени его развития, сколько от отношения самих участников к конфликтной ситуации.

  • Алгоритмы эффективного управления конфликтной ситуацией

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, социальными институтами, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, столкновением различных интересов.

Мир устроен таким образом, что практически во всех сферах человеческой деятельности возникают конфликты, которые чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, и их ассоциируют с агрессией, угрозой, враждебностью. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон: личности, группы или организации – вступает в противоречие с интересами другой стороны. Управление конфликтом – одна из важнейших функций руководителя (в среднем они тратят около 20% своего рабочего времени). Для управления ими необходимо знать типы конфликтов, причины возникновения, особенности протекания, а также последствия, к которым они могут привести .

Социальные конфликты в жизни общества неизбежны, поскольку социальное развитие осуществляется в условиях противоборства различных интересов, установок, стремлений. Однако в развитом обществе существуют механизмы предотвращения и мирного урегулирования конфликтов в рамках нормированных отношений.

Индивиды и социальные группы, участвующие в конфликте, называются субъектами конфликта. Вопрос, требующий разрешения, или благо, из-за которого происходит столкновение, называется предметом конфликта. Причина конфликта – объективные социальные обстоятельства, предопределяющие его возникновение. Поводом для конфликта служит конкретное происшествие или социальное действие, которое провоцирует переход к открытому противостоянию.

Отличие конфликта от мирного противостояния, конкуренции и соперничества за обладание определенными благами заключается в остроте столкновения, которое может принимать форму открытой агрессии и насильственных действий .

В основе любого социального конфликта лежит острое противоречие.

Противоречие – это принципиальная несовместимость важных интересов и устремлений (политических, экономических, этнических, культурных) индивидов и социальных групп. Неудовлетворенность текущей ситуацией и готовность ее изменить выражается в росте социального напряжения. Конфликт возникает тогда, когда одна из сторон начинает, открыто осуществлять свои устремления в ущерб другой, что вызывает ответную агрессивную реакцию.

Противоречие не всегда переходит в стадию открытого столкновения, оно может быть разрешено мирным путем либо сохраняться в обществе в качестве неявного противостояния идей, интересов, тенденций .

На основе различных критериев выделяют виды конфликтов:

  • по длительности: краткосрочные и затяжные конфликты;
  • по охвату участников: глобальные, межнациональные, национальные, локальные конфликты;
  • по сферам общественной жизни: экономические, политические, трудовые, социокультурные, национально-этнические, семейно-бытовые, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые конфликты;
  • по сфере противоречий: межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты, а также конфликты группы с внешней средой;
  • по характеру развития: преднамеренные, спонтанные;
  • по используемым средствам: насильственные (военные, вооруженные) и ненасильственные конфликты;
  • по социальным последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные конфликты .

Социальный конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

  1. предконфликтная ситуация – осознание сторонами существующего противоречия и возрастающего социального напряжения;
  2. непосредственно конфликт – открытые действия, направленные на реализацию устремлений и удовлетворение потребностей, которые стали причиной противоборства;
  3. разрешение конфликта – завершение противостояния, устранение причин конфликта или примирение сторон на основе компромисса;
  4. после конфликтная стадия – окончательное устранение противоречий, переход к мирному взаимодействию.

Обычно социальному конфликту предшествует предконфликтная стадия, в течение которой накапливаются и постепенно обостряются противоречия между субъектами .

Перед началом конфликта стороны осознают существование напряжения из-за неудовлетворенности каких-то важных потребностей, ищут пути разрешения возникшего противоречия, выбирают способы воздействия на противника.

Чаще всего социальный конфликт возникает из-за различий в уровне материального благосостояния, доступа к власти, культурным благам, образованию, информации, а также из-за различий в религиозных, мировоззренческих, нравственных установках и стандартах поведения.

Острота пред конфликтной ситуации и пути выхода из нее определяются не только значимостью противоречия, но и социально-психологическими чертами участников конфликта: особенностями темперамента, интеллекта, уровнем общей культуры, коммуникативными навыками.

Поводом для начала конфликта служит инцидент – событие или социальное действие, направленное на изменение поведения противоборствующей стороны и влекущее за собой переход к открытому противостоянию (словесные прения, экономические санкции, изменения в законодательстве и т. п.).

Следующий этап развития конфликта – его эскалация, т. е. разрастание, увеличение масштабов, числа участников, огласка.

Непосредственно конфликтная стадия социального противостояния характеризуется совокупностью определенных действий, которое предпринимают участники с целью реализации своих интересов и подавления противника.

Все участники масштабного конфликта играют в нем определенную роль, хотя не все из них обязательно находятся в состоянии противоборства друг с другом.

Свидетели конфликта наблюдают за событиями со стороны, не принимая в них активного участия .

Посредники – люди, которые пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт, ищут пути примирения противоречивых интересов, участвуют в организации переговоров. Подстрекатели – люди, которые провоцируют начало и дальнейшее развитие конфликта.

Пособники могут не принимать прямого участия в открытом столкновении противоборствующих субъектов, но своими действиями способствуют его развитию, поддерживая одну из сторон.

Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:

  1. Силовой (одностороннее доминирование).
  2. Компромисс.
  3. Интегральная модель.
  4. Разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель) .

Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.

Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликте ров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликт логии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.

Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликт лога К. Лассуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт.

Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте.

Как правило, интегральная модель достигается в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения. Для того чтобы конфликт разрешился по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации. На практике конфликтующие стороны обычно вступают в какие-то переговоры, прежде чем обращаться к насилию и или разъединяться. Интегральная модель решения конфликта – важное открытие ХХ века в области общественных институтов. Одним из многих парадоксов современного российского общества является то, что наиболее эффективный и рациональный способ решения конфликтов используется в нем гораздо реже, чем следовало бы. В России большинство наших сограждан не знают о том, что существует подобная модель решения конфликтов, а если знают – то не любят использовать. Объясняется это комплексом причин, среди которых отметим особенности менталитета россиян, выражающиеся в повышенной приверженности к силовым решениям, с особенностями воспитания – нас всегда учат, что цель превыше всего и превратного представления русских о принципиальности. Многие отождествляют принципиальность с упертостью на своем, с отказом от возможности пересмотра своей позиции в конфликте, независимо от того, чем эта позиция вызвана. При этом упускается из виду, что интересы людей и их групп всегда важнее, чем те цели, которые они ставят перед собой ради достижения этих интересов. Надо быть гибким в постановке и изменении своих кратковременных целей, постоянно заботясь о своих долговременных жизненно важных интересах. К сожалению, многие поступают наоборот. Отказываясь от пересмотра своих позиций, не учитывая новых условий, сделавших их неразумными, они продолжают отстаивать их, что осложняет достижение коренных интересов.

Существуют также и симбиозы способов разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта .

В заключение следует отметить, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта .

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Межличностный конфликт в организации и его последствия. // Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. С. 249 – 252.
  2. Игебаева Ф.А. Руководитель и его роль в предупреждении конфликтов в организациях // Развитие современного общества России в условиях новой экономики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во «КУБиК», 2012. – С. 39 – 42.
  3. Игебаева Ф.А. Социальные конфликты и способы их решения. Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза. 2007. – С.33 – 35.
  4. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,2011. – 678с.
  5. Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосибирск, 2012. – 679с.
  6. Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы», М., 2013. – 456с.
  7. Социальная психология. /Под ред. Семенова В.Е., 2015. – 888с.
  8. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life – 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. с. 1073 – 1079.
  9. Игебаева Ф.А. Конфликты в организации и их последствия. В сборнике: Zprávy vědeckė ideje – 2014. Materiàly X mezinàrodní vědecká-praktická konference. 2014. – С. 27 – 29.
  10. Игебаева Ф.А. Некоторые этические и организационные аспекты управления персоналом В сборнике Проблемы и перспективы российской экономики.VII Всероссийская научно-практическая конференция 26-27 марта 2008г. Пенза. 2008. – С.43 – 45.
  11. Игебаева Ф.А. Социология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236 с. – (Высшее образование – Бакалавриат).
  12. Игебаева Ф.А. Практикум по социологии: /Ф.А. Игебаева. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. – 128с.
  13. Internet resource. Available at: http://www.studfiles.ru/preview/2617345/