Положение в обществе - это основная потребность в престиже. У животных это проявляется как желание привлечь к себе внимание. Птенцы и различные животные требуют к себе внимания, чтобы заставить своих родителей удовлетворить их потребности. Если у птенца потребность во внимании особенно сильна, это может повысить его шансы на выживание по сравнению с другими обитателями гнезда. У людей положение в обществе также имеет определенное значение для выживания, потому что оно обеспечивает лучшее питание и состояние здоровья, а также дает преимущество при появлении опасности. Например, когда «Титаник» начал тонуть, пассажирам первого класса дали возможность занять места в спасательных шлюпках в первую очередь.

Роли в обществе

Люди, поведение которых определяет положение в обществе, стремятся продвинуться «наверх» в этом мире. Они хотят «кем-то» стать; они надеются стать богатыми и поражать других людей тем, насколько они богаты. На людей с высокой потребностью добиться положения в обществе производят впечатление дорогие дома, одежда с этикетками от известных дизайнеров и шикарные автомобили. Их приводят в восхищение члены королевской семьи, знаменитости и так называемое высшее общество. Они чрезмерно заботятся о своей репутации, и для них весьма важно, что думают о них другие. Они ощущают себя значительными и испытывают чувство превосходства над другими людьми. Они могут наслаждаться тем вниманием, которое им обеспечивает их положение в обществе. С другой стороны, на людей со слабой потребностью занять определенное положение в обществе не производят впечатления дорогие вещи и статус знаменитостей. Их не трогает, если другие люди неправильно судят о них, потому что они не столь сильно заботятся о своей репутации.

Поскольку в большинстве культур положение в обществе ценится высоко, богатые люди редко вступают в брак с бедными. Хотя богачи иногда и влюбляются в бедняков, их потребность иметь высокое положение в обществе и их отношение к принадлежности к определенному социальному классу могут воспрепятствовать вступлению в брак, который может рассматриваться их современниками как мезальянс. С другой стороны, бедные люди часто мечтают о браке с богатым человеком. Один из самых неподвластных времени сюжетов в художественной литературе - это история о богаче, влюбившемся в бедную девушку, - победит ли любовь богача его стремление к высокому положению в обществе? В сказке о Золушке именно так все и произошло.

Положение в обществе настолько важно для некоторых людей, что они ищут его даже, когда речь идет о смерти. Я когда-то подслушал беседу двух человек, пришедших на похороны. Один из них объяснял родственнику, что его родители должны быть похоронены в престижной части кладбища. Он заметил, что там участки, конечно же, стоят дороже, но его родители считают, что для места вечного пристанища нужно выбирать самое лучшее. Они заранее отложили деньги, которые могли бы потратить еще при жизни, для того, чтобы их похоронили на престижных участках. Что может служить лучшим доказательством того, что положение в обществе относится к категории внутренних ценностей (которого добиваются ради него самого)?

Вообще, люди стремятся занять такое положение в обществе, которое обеспечивает им ощущение комфорта. Карьеристы стремятся к высокому статусу, а сторонники равноправия ищут статус пониже. У этих двух групп противоположные потребности в отношении статуса - у одной из них имеется сильная мотивация к высокому положению в обществе, а другая - стремится избежать его. Большинство людей стремится к умеренности, старается уравновесить ощущения значимости (высокий статус) и скромности (низкий статус). Когда люди достигают более высокого положения в обществе, чем им хотелось бы, они ищут скромных занятий, чтобы гармонизировать свои ощущения; если же они чувствуют, что им приходится повиноваться гораздо более, чем им хотелось бы, они ищут более высокого положения в обществе.

Положение в обществе - это психологически важная потребность, которая воздействует на многие области жизни. Хотя все человеческие общества имеют иерархии статусов, в которых каждому определено свое место, в некоторых обществах эта классификация может быть гораздо более четкой и подробной, чем в других. Кастовая система в Индии поразительно точно иллюстрирует сказанное. Там принадлежность к касте определяет то, какой работой могут заниматься люди, с кем сочетаться в браке, чем разрешается питаться и с кем можно общаться.

Существует примерно 3000 каст, которые образуют четыре больших класса. Во главе этой иерархии стоят брахманы (священники или ученые), за ними идут кшатриасы (воины и правители), васиасы (купцы, крупные торговцы и земледельцы) и судрасы (ремесленники, лавочники, слуги, и рабы).

Как показано в книге Поля Фасселя «Класс», американцы высоко ценят положение в обществе. Например, на стоянках компании людям высокого ранга выделяются места, расположенные ближе к зданию офиса, чем людям низкого ранга. Людям с высоким статусом предоставляются офисы большей площади, расположенные ближе к начальнику, чем людям с низким статусом. Почти у всех крупных корпораций существует перечень должностей, согласно которому человек занимает соответствующее положение в корпорации. В нашей частной жизни высокое положение в обществе подтверждается проживанием в престижном квартале, принадлежностью к местному клубу, дорогой одеждой и роскошным автомобилем.

Предприниматели зачастую пользуются названиями должностей, чтобы повысить или понизить их статус. Когда квалифицированным специалистам с сильной потребностью достичь высокого положения в обществе предлагают новую работу, они могут потратить больше времени на согласование названия своей должности, чем на величину зарплаты и количество льгот. Многие люди обращают больше внимания на название своей должности, чем на размер своей зарплаты, чтобы оценить, насколько хорошо развивается их карьера. В университетских кругах колледжи Лиги Айви хорошо известны тем, что зарплата преподавателей там меньше, чем в любом другом университете. Разность в зарплатах, возможно, восполняется престижностью преподавания в таком колледже.

В 50-х годах люди, жившие в пригородах, считали, что они ни в коем случае не должны «отставать от Джоунсов». Когда соседи увидели, что у рядом жившей семьи появился «Олдсмобиль» новой марки, они тут же решили, что им тоже необходимо купить новую машину, просто для того, чтобы показать остальным жителям квартала, как хорошо у них идут дела. В последующие годы такая игра распространилась на членство в местном клубе, профессионально выстриженные лужайки перед домами, открытые бассейны возле дома и балконы, выходящие на задние дворики.

Еще один фактор значимости престижа заключается в том, что он увеличивает стоимость потребительских товаров. И «Мерседес-Бенц», и «ФордКраун Виктория» - превосходные автомобили, которые доставят вас, куда вы захотите. Но «Мерседес» обойдется вам где-то в три-пять раз дороже, чем «Форд». Почему? Частично стоимость повышается за счет более качественных компонентов автомобиля, но большей частью это объясняется фактором престижа. Многие люди готовы заплатить больше за престижную продукцию или за изделие известной фирмы, даже если покупка более дешевых товаров обеспечивает примерно такое же качество. Это говорит о том, что положение товара на рынке высоко ценится очень многими людьми.

Королевское звание занимает самое высокое социальное положение из всех возможных. Положение людей «королевской крови» в обществе не связано с их достижениями, король получает власть по праву рождения. Поскольку для того, чтобы добиться положения в обществе, необходимо привлечь к себе внимание, жизнь королевского двора превращается в спектакль. Они строят пышные, шикарные дворцы, надевают дорогие ювелирные изделия, носят экстравагантную одежду. Если вы сомневаетесь в том, что между положением в обществе и вниманием к человеку имеется связь, постарайтесь попасть на прием к лицу королевского ранга. Я однажды попал на прием, который давал принц Чарльз. Каждый присутствовавший, включая меня, смотрел на него, как будто он был в какой-то мере человеком совершенно другого рода. В этой ситуации меня поразило чувство собственного достоинства, с которым держался принц Чарльз, когда все глядели на него, не отрывая глаз, пристально изучали его. Я вспоминаю, как подумал тогда: так вот в чем заключается смысл принадлежности к королевскому роду - видеть, как все эти люди уставились на тебя, и не испытывать при этом ни малейшего смущения, словно в этом нет ничего особенного.

Как оценить свое положение в обществе

1. Вам почти всегда хочется покупать только самые лучшие или самые дорогие вещи.

2. Часто вы покупаете вещи только для того, чтобы произвести впечатление на других людей.

3. Вы тратите уйму времени, стараясь вступить или поддерживать членство в престижных клубах или организациях.

1. Обычно вас не волнует, что думает о вас большинство людей.

2. Богатство производит на вас значительно меньшее впечатление, чем на большинство людей, которых вы знаете.

3. На вас вообще не производит впечатление принадлежность к высшим слоям общества или королевской семье.

Оцените вашу потребность добиться положения в обществе как потребность средней важности, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, что эта потребность является для вас одновременно и очень важной и менее важной.

После того как вы оценили себя, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.

4. Почему секретарь боялся высоты


Цели урока: Вывести на научный уровень представления о социальном статусе и социальной роли человека в обществе. Вывести на научный уровень представления о социальном статусе и социальной роли человека в обществе. Развивать умения высказывать собственные суждения; комментировать высказывания, анализировать текст. Развивать умения высказывать собственные суждения; комментировать высказывания, анализировать текст. Выявление и осмысление собственной социальной позиции. Выявление и осмысление собственной социальной позиции.






Основные социальные группы Состав Отношение к реформам и жизненная стратегия Высший слой (1%) Элитные группы в управлении, экономике, силовых структурах. Основной субъект реформ. Средний слой (24%) Предприниматели (кроме крупных), среднее звено бюрократии, старшие офицеры, высококвалифицированные специалисты. Активно участвуют в преобразованиях. Базовый слой (68%) Часть интеллигенции, технический персонал, работники массовых профессий сервиса и торговли, большая часть крестьян. Главные усилия направлены не на преобразования, а на адаптацию. Низший слой (7%) Неработающие пенсионеры, безработные, беженцы. Неспособны адаптироваться в условиях переходного периода.


Основные социальные группы Доля в населении (в %) Уровень денежных доходов на душу в месяц (в долл.) Богатые3-5%Свыше 2000 Состоятельные15% «Середина»20% Малообеспеченные20% Бедные, в том числе «социальное дно». 40% 10-12% Менее 50


Анализ таблиц Какие критерии положены в основу выделения социальных групп в каждом из вариантов социальной структуры? Какие критерии положены в основу выделения социальных групп в каждом из вариантов социальной структуры? Почему, на ваш взгляд, доля богатых в 1варианте существенно ниже, чем во втором? Почему, на ваш взгляд, доля богатых в 1варианте существенно ниже, чем во втором? Чем можно объяснить столь значительную численность малообеспеченных и бедных людей (базовый и низший слой)? Чем можно объяснить столь значительную численность малообеспеченных и бедных людей (базовый и низший слой)?










Социальный статус Это место, которое человек занимает в социальной структуре общества. Это место, которое человек занимает в социальной структуре общества. Это положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Это положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.








Социальная роль Модель поведения человека в определенных ситуациях, выработанная обществом. Модель поведения человека в определенных ситуациях, выработанная обществом. Совокупность действий, которые человек выполняет в соответствии со своим социальным статусом. Совокупность действий, которые человек выполняет в соответствии со своим социальным статусом.






Анализ рассказа Какие роли играли тонкий и толстый при встрече? Какие роли играли тонкий и толстый при встрече? Что определило подобное ролевое поведение героев рассказа? Что определило подобное ролевое поведение героев рассказа? Охарактеризуйте роли тонкого и толстого в конце рассказа. У кого из героев роль изменилась? В чем причина изменения? Охарактеризуйте роли тонкого и толстого в конце рассказа. У кого из героев роль изменилась? В чем причина изменения?








Вывод по исследованной проблеме Человек, занимающий определенную позицию в обществе, в наибольшей степени стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Он вырабатывает модель поведения, ориентированную на конкретный статус. Окружающие так будут относиться к личности, как они видят исполнение ею своего статуса через реальное поведение. Человек, занимающий определенную позицию в обществе, в наибольшей степени стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Он вырабатывает модель поведения, ориентированную на конкретный статус. Окружающие так будут относиться к личности, как они видят исполнение ею своего статуса через реальное поведение.


Домашнее задание На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек выясните, как изменилось их социальное положение. С какими обстоятельствами были связаны эти изменения? На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек выясните, как изменилось их социальное положение. С какими обстоятельствами были связаны эти изменения?


Задачи по социологии Жили два зажиточных крестьянина. Один из них собрал хороший урожай пшеницы и получил возможность расширить свое хозяйство. В то же время у другого крестьянина погибла от болезни половина стада, и он понес большие убытки. В результате их материальное положение оказалось различным. Жили два зажиточных крестьянина. Один из них собрал хороший урожай пшеницы и получил возможность расширить свое хозяйство. В то же время у другого крестьянина погибла от болезни половина стада, и он понес большие убытки. В результате их материальное положение оказалось различным. Как вы думаете, каковы возможные социальные последствия описанных событий? Как вы думаете, каковы возможные социальные последствия описанных событий?


В одном из первых сводов законов Киевской Руси – «Русской Правде» - предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. В одном из первых сводов законов Киевской Руси – «Русской Правде» - предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Какие выводы можно сделать на основании этих данных? Какие выводы можно сделать на основании этих данных?


В нашем поселке проживает более шести тысяч человек. В нашем поселке проживает более шести тысяч человек. Как вы думаете, какие критерии необходимо применить для описания социальной структуры населения поселка, чтобы она соответствовала реальному положению дел? Как вы думаете, какие критерии необходимо применить для описания социальной структуры населения поселка, чтобы она соответствовала реальному положению дел?

3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице

4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников

43. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей

2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям

Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса

4) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное

44. В ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВХОДИТ…

1) материальный доход человека

2) гражданство человека

3) профессия человека

Социальное положение человека

45. СТАТУСНЫЙ НАБОР – ЭТО…

1) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу

Совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду

3) совокупность всех статусов, существующих в обществе

4) совокупность всех ролей в течение всей жизни индивида

46. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) поведение человека, обладающего соответствующими правами и обязанностями

2) положение человека в обществе, определенное степенью его авторитета

3) поведение человека, обусловленное его морально-нравственными позициями

Ожидаемое поведение человека в обществе со стороны других людей

47. ЛИЧНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) мнением большинства людей любой социальной группы

2) оценкой большинства людей малой социальной группы

3) оценкой малой социальной группы

48. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО:

1) наиболее часто повторяющаяся социальная роль человека

2) интеллектуальный уровень личности

3) ожидаемое со стороны общества поведение человека, сопоставляемое с его возможностями

Положение человека в обществе

5) самооценкой личностью своего положения

49. СТАТУСНАЯ ИЕРАРХИЯ – ЭТО:

1) классификационный порядок неравенства социального престижа в зависимости от различного положения индивидов в социальной системе

Система элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого

3) совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции

4) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе

50. СТАТУСНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – ЭТО…

Представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе.

2) позиция индивида в обществе

3) распределение благ в зависимости от социального статуса



4) горизонтальная мобильность

51. СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ ЧЕЛОВЕК, ЗАНИМАЮЩИЙ КАКУЮ-ЛИБО ПОЗИЦИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ, НАЗЫВАЮТ…

Социальной ролью

2) социальным поведением

3) социальным статусом

4) социальной ориентацией

52. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ::

А) АСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ПРИОБРЕТАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНЫХ УСИЛИЙ;

Б) ДЕСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ДАЕТСЯ ОТ РОЖДЕНИЯ…

1) верно только Б

Оба суждения неверны

3) верно только А

4) оба суждения верны

53. ОПРЕДЕЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ В ОБЩЕСТВЕ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной функцией

Социальным статусом

3) социальной ролью

4) социальной диспозицией

54. ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА В МАЛОЙ ГРУППЕ НАЗЫВАЮТ ЕГО ___________ СТАТУСОМ.

1) ролевым

2) сопутствующим

Личным

55. ПРЕДПИСАННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) образованием

2) квалификацией

3) должностью

Национальностью

56. ПРИМЕРОМ СМЕШАННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, ТО ЕСТЬ ТАКОГО, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОСТИГАЕМОГО И ПРЕДПИСАННОГО, ЯВЛЯЕТСЯ СТАТУС…

1) мужчины

Безработного

4) женщины

57. ПРОЦЕСС ПОЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ, СТАТУСОВ И ГРУПП В РЕЗУЛЬТАТЕ УСЛОЖНЕНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной интеграцией

2) социальной мобильностью

Социальной дифференциацией

4) социальной стандартизацией

58. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ ИЛИ В ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЕТСЯ…

Статусом

59. СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ КАРЬЕРЫ ТЕХ И ДРУГИХ – ЭТО…

Межпоколенная социальная мобильность

2) вертикальная социальная мобильность

3) групповая социальная мобильность

4) горизонтальная социальная мобильность

60. ПОСТОЯННОЕ РАНЖИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЗЫВАЕТСЯ…



1) диффузия

Дифференциация

3) стратификация

4) интеграция

61. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ:

А – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ЭТО ПРИМЕР АСКРИПТИВНОГО СТАТУСА;

Б – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ПРИМЕР ДЕСКРИПТИВНОГО СТАТУСА –ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ:

Верно только Б

2) оба суждения не верны

3) оба суждения верны

4) верно только А

62. ЛИЧНЫЙ (ЛИЧНОСТНЫЙ) СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в общественном транспорте

2) в производственном коллективе

В первичной малой группе

4) в большой социальной общности

63. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в семье

2) в школьном классе

3) в первичной малой группе

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный - все это статусы.

Статус сравнивали с готовым костюмом. В определенных рамках будущий покупатель выбирает ткань и фасон. Однако русский человек не может выбрать одежду африканского шамана или индийского раджи: он будет исходить из того, что имеется в русской культуре. Более того, наш выбор ограничивается размером и нашими финансовыми возможностями. Сделав выбор в данных рамках, мы можем внести некоторые изменения. Но купить мы все-таки можем лишь то, что нам предлагает торговля. Статусы тоже поступают готовыми, и диапазон выбора здесь ограничен. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности. Например, если смотреть на вещи реально, не каждый русский может быть избран президентом. Женщины, национальные меньшинства и представители низших слоев общества с самого начала сталкиваются с серьезными препятствиями в борьбе за более высокий социальный статус. Эти наблюдения подводят нас к рассмотрению приписываемого и достигнутого статуса.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист - все это примеры достигнутого статуса.

Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус - это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

В социологии наряду с категорией социального статуса используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т.п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Компонентами социального статуса являются социальные позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей (напр., пол, возраст, образование, профессия, национальность и т.д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также их упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д. Социальные позиции с помощью нормативных и эмоциональных регуляторов -- норм, социальных чувств, стереотипов и т.д.-- приобретают сферы взаимодействия, права, обязанности, влияние, возможности, свободы и др. показатели собственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т.д.

Значительное место в социологии и социальной психологии личности занимает ролевая теория личности. В этой теории социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Статус--это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением .

Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т.д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации и т.д.).

Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью человека. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины, зрелость, старость). Профессионально-должностной -- это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности молодежи. Это своеобразный магнит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредоточиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «я».

Социальный статус означает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Общество неоднородно, в нем имеются высшие и низшие слои. А это предполагает неравномерное распределение прав и обязанностей, привилегий и ответственности. Большое влияние на структуру общества оказывает социальная стратификация (рис. 1).

При этом любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены были бы равными.

Социальная стратификация существовала на всех уровнях развития человечества. Среди аграрных и в особенности индустриальных обществ, она становится ясной и заметной. Не составляют исключения из правила я все современности демократии. Хоть в их конституциях написано, что «все люди равны», тем не менее социальная стратификация в этих обществах также существует Достаточно вспомнить ступени градации от Генри Форда до нищего, от президента США до полицейского, от ведущего авторитета до простого обывателя, от командующего армией до солдата.

При этом следует подчеркнуть, что не только большие социальные агрегаты, но и любая организованная социальная группа, как только она сорганизовалась, неизбежно до определенной степени самодифференцируется. Семья, церковь, секта, политическая партия, шайка разбойников, научное общество -- любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности .

Статусные группы - группы людей, в разной мере пользующиеся почетом и уважением и имеющие неодинаковый престиж.

Рис. 1.

Основные формы социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Малоимущие же, как правило, находятся в низших слоях профессиональной иерархии.

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.