Символика цвета берет свое начало с древнейших времен. Человечество издавна уделяло особое внимание языку красок, что получило отражение в сказках, мифах. В психологии каждый цвет наделен особым содержанием, отражающим внутренний мир человека, объясняющим определенные закономерности поведения. Цвета вызывают у людей эмоции, подталкивают к определенному выбору. Радуга содержит в себе семь основных цветов, каждый из которых имеет свое значение. Желтый цвет занимает свое почетное место в палитре природы, поэтому многих исследователей интересовало воздействие данного цвета в различных сферах жизни.

Желтый цвет: значение в психологии

Если спросить человека, с чем связан желтый цвет, без сомнения, любой ответит, что с солнцем.

В древние времена человечество воспринимало этот цвет как застывшее солнце. Психология раскрывает нам секреты этого яркого тона. Желтый цвет находит выражение в интеллектуальных способностях, озарении и способности к воображению. Этот цвет является символическим отражением честности, символом веселого праздника и радостных мгновений, однако можно встретить и такое мнение, что это символ печали и измены, грусти и разлуки. Значение желтого цвета в психологии нельзя недооценивать. Его принято считать основным, поскольку он выражает потребность в раскрытии. Всем известно, что реализация талантов таит в себе счастье, надежду, доставляет моральное удовлетворение. Цвет как будто открывает двери в будущее. Солнечный цвет представляет собой олицетворение ума, помогает сконцентрироваться. Именно по этой причине психологи советуют готовиться к экзаменам и ответственным мероприятиям в помещении, оформленном в желтых тонах.

Человек и психология цвета

Люди, которые предпочитают желтый цвет, стремятся открыть пространству свои таланты и полноценно реализовать себя во всех сферах деятельности. Они прекрасно знают, чего хотят, и идут к своей цели по светлому пути. Для таких людей характерны креативное мышление и экстравагантная манера поведения.

Люди, любящие желтые тона, могут иметь критичное отношение к себе и окружающим, их мнение по отношению к другим людям может отличаться жесткостью.

Какой смысл для людей несет желтый цвет? Значение в отношениях психологи определяют следующим образом: его любители подчиняются своему партнеру, создавая при этом все возможности для позитивного общения.

Обладатели желтых глаз могут смело гордиться собой, поскольку это говорит о таланте человека. Желтый цвет глаз, значение которого говорит о непредсказуемости их обладателя, раскрывает огромные таланты. Также люди с желтыми глазами склонны к авантюрам и азарту.

Противоречивый характер цвета

Несмотря на положительные характеристики, желтый цвет в своем воздействии на человека достаточно противоречив, поскольку, с другой стороны, связан с риском, ревностью, обманом. Не зря ведь считается, что желтые цветы - вестники разлуки.

Какую же пользу приносит желтый цвет? Значение для здоровья специалисты обозначают его способностью к эффективному контролю за весом, наведению порядка в человеческом организме. "Солнечный маг" существенно помогает людям, которые потеряли веру в себя, повышает уровень самооценки. Желтый цвет несет заряд бодрости, помогает оперативно принимать решения.

Дефицит этого тона в окружающем человека мире может привести к снижению иммунитета и депрессии. Но и перебарщивать с ним также не стоит, это может привести к утомлению, раздражительности.

Солнечная гамма в одежде

О чем говорит наличие желтого цвета в одежде? О том, что, выбирая желтый, на подсознательном уровне человек хочет зарядиться энергией солнца и света. Люди, которым нравится носить одежду в желтых тонах, - весьма интересные личности, склонные к авантюризму. Как еще можно охарактеризовать желтый цвет? Значение в одежде этого цветового наполнителя следующее: это признак активных, подвижных людей, легких на подъем и открытых. С другой стороны, выбирая такой тон, человек излучает легкомысленность и склонность к изменениям настроения.

Когда стоит облачаться в желтые одежды? Кроме своих энергетических свойств, данный цвет помогает мобилизоваться в трудную минуту. Одежда желтого цвета поможет сконцентрироваться и избежать умственного перенапряжения. Огромный полезный эффект приносит желтый цвет в одежде на важном мероприятии, связанном с интеллектуальной деятельностью, например, на экзамене.

Наполненный солнцем интерьер

Желтый - это тот цвет, который сразу бросится в глаза, даже если его использование в интерьере незначительно. Мягкие оттенки желтого насыщают помещение приподнятым настроением, располагают к веселому общению. Яркий желтый необходимо использовать в умеренных количествах, лишь как акцент, привлекающий внимание, так как его избыток может вызывать утомление глаз.

Какой смысл несет желтый цвет? Значение в интерьера этого тона следующее: он отражает готовность его обитателей к позитивному восприятию жизни, способному поднять настроение даже пессимистам.

Жизнерадостные и любознательные люди всегда предпочитают желтый, который дарит бодрость и оптимизм. Лучше всего данный цвет применять в интерьере кухни. Отличным решением будет использование цвета солнышка в детской комнате, поскольку способствует повышению продуктивности работы и стимуляции умственной деятельности. Однако дизайнеры не советуют окрашивать полностью стены в этот цвет, применять его для потолка и пола. Достаточно использовать его в аксессуарах, отдельных предметах мебели, например, полотенцах, стаканах, занавесках.

Желтый цвет в гербе

Золото - это один из геральдических металлов, традиционное выражение желтого цвета и его оттенков в геральдике. В терминологии людей, изучающих значение гербов, он называется золотистым.

Создавая герб, использовали собственно золото или другой желтый металл, желтую краску. Если художники, которые занимались геральдикой, стремились придать больше жизни гербовой фигуре, то при блазонировании подчеркивали, что в качестве основного цветового наполнения выступает именно желтый цвет.

Значение в гербе этого тона специалисты по геральдике трактовали как символ силы и власти, поэтому во многих гербах присутствует данный цвет. Наличие его в символике различных стран олицетворяет богатство, справедливость, верховенство, уважение, силу, верность, постоянство, смирение.

Кроме того, в гербах некоторых государств наличие желтого цвета олицетворяло справедливость и великодушие. Но другие предавали этому цвету не столь радужное значение, считая его символом непостоянства, зависти и адюльтера.

Как правило, в композиции гербов многих стран присутствовала фигура Солнца, отраженная золотом на полотне и олицетворявшая благополучие и безопасность.

Значение желтого цвета в восточном мировоззрении

В восточной культуре влиянию цветов придавали большое значение. Какое смысловое наполнение нес желтый цвет? Значение на Востоке этого тона мудрецы раскрыли через солнце, землю, пламя.

Древний Китай считал желтый цвет символом земли (Кунь) и женского начала (Инь). В Древней Индии солнечный цвет считался самым ценным, так как напрямую ассоциировался с золотом. В древних писаниях отмечено, что Будда родился с золотым телом и сразу после рождения сделал первые шаги, оставив следы в желтых цветах. Он стал предводителем учеников-монахов, которые должны были облачаться в одежды этого цвета. И сегодня представители буддистской культуры надевают желтые одежды.

Также в индийской культуре этот цвет олицетворял счастье и единство,. Женщина, ожидающая мужа после бракосочетания, покрывает свои руки тканью желтого цвета.

Божественный смысл во многих культурах обозначал желтый цвет. Значение в египетской цивилизации этого тона следующее: он ассоциировался с богами, жрецами и священными животными.

В культуре ислама желтый цвет - это символ священной коровы, первой жертвы, принесенной Аллаху.

Темная сторона Солнца

Вместе с тем, начиная с одиннадцатого века, желтый цвет наделяют негативным символическим значением, наполняют совсем иным содержанием. Теперь он становится символом измены, неверности. Японская поэзия обозначила его как символ увядания, осенней грусти, но в то же время желто-песочный цвет считался неотъемлемым атрибутом семейного очага, брака.

В Древнем Китае «желтыми ключами» именовали обитель мертвых. Но желтый журавль олицетворял бессмертие.

В современной теории фэн-шуй цвет Солнца считается символом мудрости, накопленных знаний. Именно восточная традиция ассоциирует желтый цвет с беззаботностью, весельем и ощущением праздника. Многие фигурки-фетиши выполнены в таком цветовом наполнении и должны принести в дом удачу и деньги.

Желтый - это основной цвет палитры. Оттенки его могут быть как теплыми, так и холодными. К примеру - холодный цвет плода лимона или теплый цвет яичного желтка. Но это не главное его отличие от др. цветов спектра. Он сосредотачивает в себенекоторые интересные психологические факты и культурологические особенности восприятия.

Значение желтого цвета: общие сведения

Символом этого оттенка палитры является солнце. Трудно представить, во что бы превратилась наша планета, если бы не этот источник мягкого тепла и яркого света. Этот цвет способен зарядить человека жизненной энергией, так же, как и солнце наполняет ей все живое на Земле.

В свое время сам Гете считал, что на человека темные цвета оказывают успокаивающее влияние, а яркие напротив - способствуют повышению его жизнедеятельности. В христианской вере желтый цвет имел разные значения, все зависело от его оттенка. Если цвет был насыщенным, то его причисляли к Божественной силе, а вот если тусклым, к примеру: серо-желтый, то он означал жадность, скупость, обман, заблуждение.

Китайцы считают желтый цвет символом всех женских качеств, именно поэтому если в наряде женщины присутствует этот цвет, то она выглядит более гармонично и привлекательно.

Желтый цвет в психологии: научные факты

Желтый цвет способен вызвать у человека какие-либо приятные воспоминания и стимулировать его к действиям. Ученые доказали, что желтый может активизировать деятельность головного мозга и улучшить память. Его влияние было хорошо изучено специалистами в области продажи товаров. Ведь именно психология цвета в рекламе является обособленной наукой, а желтый цвет здесь играет не последнюю роль.

К примеру: желтый оттенок нередко применяют при изготовлении баннеров, объявлений и щитов. При создании лейблов и логотипов, этот цвет очень редко используется в качестве основного, но вот его добавление могут сделать значок более запоминающимся. А вот в совокупности с зеленым, желтый цвет вызывает у людей чувство лжи и фальши. Сочетание черного и желтого воспринимается в роли знака опасности.

Учеными была разработана некая группа качеств - негативных и положительных, в которой желтый цвет может означать разные аспекты, а именно:

  1. Из положительных качеств: активность, ловкость, восприимчивость, сообразительность, терпимость, свободу, радость, счастье;
  2. Из негативных: сарказм, рассеянность, вероломство, язвительность.

В некотором роде, желтый оттенок несколько рассеивается в разные стороны, но вместе с тем - он весьма глубокий и проникновенный. Человек под его воздействием быстрее принимает необходимое решение и начинает активно действовать. Те люди, которые выбирают этот цвет, довольно категорично настроены по отношению к малограмотным участникам диалога, а еще зачастую любят спорить и обращать на себя внимание. У них обычно завышенная самооценка, они любят действовать, всегда уверены в себе и своих силах.

Также к достоинствам этого цвета можно причислить его помощь в поддержании нормального веса человека, т. к.он помогает интенсивному выделению желудочного сока, а,следовательно, улучшениюпищеварения.

Если Вы прониклись желанием обновить свой гардероб и приобрести вещь именно желтого оттенка, то это может говорить о том, что Вам необходимо восстановить внутреннюю гармонию, а также обезопасить себя от стрессов. Основныммотивом тех, ктоотдает свое предпочтение именно желтой одежде становится необходимость показать свой скрытый потенциал и раскрыться перед окружающим миром.

Такие люди - интересные личности, они по своей натуре авантюристы и весьма энергичны. Они находятся как бы в поиске свободных отношений, которые способствуют разрядке их внутреннего напряжения и помогут достичь желаемой цели. Желтый цвет способен избавить от стеснительности и лишней стыдливости, а также избежать попадания в нелепые ситуации. А вот отсутствие желтого цвета в одежде может спровоцировать депрессию и даже снизить иммунитет! Но и здесь необходимо соблюдать меру - ведь его переизбыток способен быстро утомить и привести к головным болям.

Что означают желтые цветы?

Из Европы в нашу страну пришла примета, что желтые цветы дарят к разлуке, а также, что они являются вестниками ревности и измены. Она очень прочно вошла в жизнь, из-за этого редкий любящий мужчина рискнет подарить своей женщине такой букет. Но не многие знают, что издревле на Руси желтые цветы имели др. значение: они символизировали приподнятое настроение и богатство.

Желтый ассоциировался в первую очередь со светом, теплом, солнцем. Именно по этой причине, если человеку хотели пожелать богатства, добра, счастья, дарили цветы желтого цвета. Кстати, в этом вопросе с древними русичами согласны японцы. В наши дни в этой стране желтые цветы очень популярны, а оранжево-желтые - означают власть, их приносят в дар влиятельным персонам.

Желтые розы означают радость, поэтому если Вам подарили именно эти цветы,значит, Вам желают счастья и радости, а еще означает, что Вами восхищаются.

Принято дарить цветы желтого цвета ярким и одаренным личностям. Если их подарили артисту или актеру, то это означает похвалу его таланта и преклонение перед ним. Также цветы желтого оттенка принято дарить молодым девушкам в знак задорности и юности. Женщинам постарше лучше дарить не желтые, а чайные цветы, цвет должен быть не таким ярким, а скорее благородными. Подойдут и бледно-желтые или коричневатые букеты, окраски крепкого чая.

Если Вы хотите стать более активными, жизнерадостными, поверить в себя и свои силы, то попробуйте внести в свою жизнь ярких красок при помощи желтого оттенка. А также не переживайте, если Вам подарили букет из желтых цветов - это означает, что Вам желают счастья, а никак не иначе!

Цвет солнца и тепла, радости и богатства, разума и оптимизма. Именно эти ассоциации возникают при упоминании желтого цвета. Яркий и жизнерадостный, он является цветовым воплощением энергии, движения и позитива. К тому же желтый вместе с красным основную цветовую тройку, определяющую существование всех остальных оттенков. О том, что значит желтый цвет и как он влияет на психику человека и пойдет речь далее.

Что означает желтый цвет

Как правило, желтый цвет несет в себе позитивное начало. Светлый желтый ассоциируется с дневным светом, солнцем, теплом, летом. Желтый с небольшим добавлением оранжевого дает волшебный золотой оттенок, который воспринимается нами как цвет богатства, успеха, достатка. Но все же главное значение этого цвета – активность. Яркий и насыщенный, он буквально вдохновляет на поступки, стимулирует к движению и заряжает энергией.

Но есть у желтого цвета и негативное значение. Его ослепительный блеск часто ассоциируется с алчностью и жадностью. Нередко в желтый цвет «окрашивают» ревность, зависть, подлость. Кроме того, в сознании многих он является цветом измены и предательства. А в некоторых странах Азии желтый даже считается цветом смерти и траура.

Значение желтого цвета в психологии

В психологии принято считать, что желтый в первую очередь является цветом интеллектуальной деятельности. Многочисленные исследования показали, что именно этот оттенок оказывает стимулирующие воздействие на участки мозга, отвечающие за память и мышление. Доказано, что систематическое умеренное восприятие желтого цвета повышает показатели умственной работоспособности, способствует эффективному запоминанию больших объемов информации, увеличивает скорость выполнения интеллектуальных операций. Основываясь на полученную во время исследований информацию, психологи пришли к выводу, что желтый цвет способствует и более легкому и эффективному обучению. Эту цветовую особенность можно использовать для оформления интерьера, например, детской комнаты для обучения или студенческой аудитории.

Кроме этого, желтый цвет в психологии широко . Его позитивное стимулирующие воздействие помогает в борьбе с хронической усталостью, апатией, интеллектуальным истощением, легким депрессивным состоянием. Положительный эффект желтый оказывает и на работу сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной систем.

Стоит также отметить, что избыток желтого может и навредить. Так, чрезмерное восприятие желтого может стать причиной проявления скрытых заболеваний нервной системы, в том числе и психиатрических расстройств (например, шизофрении).

Что обозначает желтый цвет ауры

Аура – «видимая» ментальная оболочка, которую можно зафиксировать с помощью специальной аппаратуры. Считается, что цвет ауры может многое рассказать о человеке. Согласно эзотерическим учениям и некоторым религиозным верованиям все наши мысли, поступки и эмоции имеют энергетическое воплощение, которое и проявляется с помощью цветов в ауре.

Так, желтый цвет ауры может рассказать о легком и жизнерадостном характере человека. Желтые люди полны сил и энергии, они напоминают вечную батарейку, которая заряжает всех окружающих. Они высокоинтеллектуальные, обладают логическим мышлением и сильным стремлением к саморазвитию. Но это не значит, что люди с желтым цветом ауры заносчивы и высокомерны. Наоборот, они скромны и сдержанны, не кичатся своим интеллектуальным превосходством. Кроме этого, желтые обладают потрясающим чувством юмора, что часто делает их душой компании. А гибкое мышление, дружелюбие и харизма помогают им добиваться больших успехов в жизни.

Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Исчерпывающее описание цветовой символики потребовало бы огромного объема текстового материала и по этой причине невозможно на этом сайте. Мы здесь ограничимся перечнем символических значений основных цветов и приведем несколько характерных примеров.

Красный

Означает:

1. Напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл подныть смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… (А. Блок)

Красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса (Андрей Белый).

2. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), обеспечение плодородия, здоровья, защита от злых духов, демонов, сглаза, порчи, болезни, для украшения своей внешности и среды обитания.

Разноцветных рукавов Дам из «высоких палат» Вижу я много… Но милее мне всех один цвет: Алая краска любви! (Ямато Моногатари)

Заклинание души риса для обеспечения его плодородия:

О рис, я осторожно пробуждаю твою душу… Я прикасаюсь к твоей душе… Мы обмазываем тебя кровью петуха, петуха тинганга, Мы натираем тебя заместителем, Взятым от петуха, от петуха с высоты… (Е. В. Ревуненкова, в кн.: «Мифы, культы…»)

3. Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин, 19;5) И, раздевши Его, надели на Него багряницу и насмехались над Ним, говоря: радуйся, царь Иудейский! (Мф, 27-29)

4. — окраска храмов и предметов убранства в них, жертвы храмам и святилищам, изображения богов и святых, сцен из священных книг, религиозных эмблем.

Агни призываю как поставленного во главе, Как бога жертвы, жреца Как хотара, приносящего самые большие сокровища… …Ты взмываешь алыми ветрами, Неся благословение домашнему очагу… В твоем желанном цвете видны все красоты разом… (Ригведа, гимн Агни) В восточной части темного невидимого пространства Родительница коров подняла (свое) знамя… Эта юница ниспослала вниз (на землю) сияние на востоке. Она запрягает цугом алых коров. Пусть она вспыхнет сейчас! Пусть выставит свое знамя! Пусть будет создан огонь в каждом доме! (Ригведа, гимн Ушас) Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столько величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? — «Я, изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? — «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною, и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Свое; и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости моей, и вылил на землю кровь их» (Ис, 63:1-6) Второй ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевленное умерло в море. Третий ангел вылил чашу свою в реки и источноки вод: и сделалась кровь… За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. (Откр. 16; 3-6)

5. Язык ритуалов — праздники, свадьбы, похороны, карнавалы, шествия, манифестации, парады, очищение.

— И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою… — И очистит дом кровию птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью… (Левит, 14;49-52) Багряный цвет вселяет в сердце радость, В рубиновом вине таится сладость. Пунцовые бутоны красят сад, Восход пунцов, и ярко-ал закат. У тех, чья жизнь веселием богата, Ланиты яркие, как цвет граната. Сад Ибрагима был в цветенье ал, И, как закат, огонь Мусы пылал. (Амир Хосров Дехлеви. Восемь райских садов)

6. Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех, жадность, честолюбие, боль; условный цвет на эмблемах и геральдических знаках.

…и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостью и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. (Откр. 17, 3-5) На наперснике первосвященника Аарона, служителя Скинии собрания, было четыре красных камня — рубин, карбункул, яхонт и яспис — опознавательные знаки и талисманы четырех колен израилевых.

Государственная символика и геральдика многих стран весьма богата красным цветом.

Желтый

Означает:

1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой : веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Желтая невольница из сказок «1001 ночь» так восхваляет свою красоту: «Цвет мой дорог в этом мире, как чистое золото. И сколько во мне преимуществ, и о подобной мне сказал поэт: Её желтизна блестит, как солнца прекрасный цвет. Динару она равна по виду красивому».

Арабский поэт IХ века воспевает красоту женщины, одетой в желтое платье:

Платье желтое надела — и очаровала нас И пленила, покорила множество сердец и глаз.

В поэме Амира Хосрова Дехлеви «Восемь райских садов» главный герой — шах посещает желтый дворец в воскресенье — самый радостный день недели. В заключение этой главы поэмы воспевается хвала желтому:

Цвет благороднейший! Такого цвета Ланиты у влюбленных без ответа. Нас от недугов золото целит, Поскольку цвет шафрана в нем разлит. …и солнце, выплывая из-за гор, Окрашивает в золото простор. И жирный плов на блюде пахнет пряно, Приправленный улыбкою шафрана.

2. Магическое воздействие — бессмертие, счастье в браке, лечение болезней, вызывающих желтизну тела, знак земли и женского начала инь.

В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был аллегорией бессмертия. (Е. В. Завадская, 1975). В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы обеспечить себе счастье и единодушие в браке. (Д. Фоли, Энциклопедия знаков и символов, 1997).

Лечение желтухи в древней Индии: «…основа магической операции состояла в том, чтобы прогнать желтый цвет с больного на желтые существа и предметы, к которым желтый цвет пристал, как, например, солнцу. (Обряд сопровождался заклинаниями, отсылавшими «желтуху на солнце»). Такая же лечебная сила приписывалась и одной желтой разновидности галок и особенно ее громадным золотистым глазам. Считалось, что если пристально вглядеться в ее глаза и птица ответит таким же взглядом, то человек будет излечен — болезнь перейдет на птицу… Плиний …приписывает такое же свойство еще и некоему желтому камню, схожему по цвету с цветом лица больного».

В Греции эта болезнь и посейчас называется «золотой болезнью» и ее излечению якобы помогает золотой амулет или кольцо…(Д. Фрэзер. Золотая ветвь).

3. Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя, ритуальная одежда священника, знаки царской и жреческой власти — жезл, держава, крест…Здесь желтый цвет явлен на драгоценных фактурах и материалах — таких, как золото, шелк, парча, камни-самоцветы.

Главный китайский бог-демиург Хуан-ди назывлся «Желтый император» (Е. В. Завадская).

И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову…(2 Цар. 12:30) И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь, и коснулась конца скипетра.(Есф. 5:2)

4. Язык общения с богами и духами — слава, божественная власть, атрибут Аполлона, Зевса, китайских императоров, римских триумфаторов, жертва Аллаху, статуи Будды и его святых, одежда буддийских проповедников и монахов; свет, солнце, Бог, мудрость, праведность.

«И вот сказал Муса своему народу: Вот, Аллах приказывает вам заколоть корову…Она — корова желтая, светел цвет ее, радует она смотрящих». (Коран, сура 2). «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:3, 4) «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах-слово, сказанное прилично. Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха». (Пр. 25:11, 12).

5. Язык ритуалов — инициации, праздники, обряды, церемонии.

Индийский обряд посвящения в ученики: «В ночь накануне церемонии мальчика намазывали желтым порошком и на его чуб надевали серебряное кольцо. После этого ему приказывали провести всю ночь в абсолютном молчании. Это был мистический обряд, который приготовлял мальчика ко второму рождению. Желтый порошок символизировал нахождение в утробе, а абсолютное молчание означало, что ребенок снова как бы стал бессловесным зародышем». (Р. Б. Пандей, 1982).

В Китае праздник Земли справляли в желтых одеждах (Сычев Л. П., Сычев В. Л., «Китайский костюм»). На алтаре Земли — янтарь медового оттенка.

6. Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение, желтое с черным — знак запрета, желтый в виде золота — знак дороговизны и высокого качества товара.

Желтая карточка — недоверие, предупреждение; «желтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». В Китае «желтые фильмы» и «желтая литература» — порнографическая продукция (Д. Фоли, с. 438)

«Желтый билет» — удостоверение личности продажных женщин.

В Англии ХIХ века — желтые шляпы несостоятельных должников, желтые кольца на плащах евреев из гетто.

7. Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.

Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.

Иуду Искариота изображали в желтом плаще, как христопродавца. Во Франции желтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений желтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета.

Японские стихи:

Ветвь, что сломал для тебя, пожелтела; Весна, а на ней уже осени след! (Манъёсю)

Анна Ахматова: Круг от лампы желтый, шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю… От любви твоей загадочной, Как от боли, я кричу, Стала желтой и припадочной, Еле ноги волочу…

Сергей Есенин:

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым… …Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть…

С. Эйзенштейн цитирует Ф. Порталя:

«Мавры различали противоположные символы по двум различным нюансам желтого цвета. Золотисто-желтый означал «мудрый» и «доброго совета», а блекло-желтый — предательство и обман…»

«В геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть и адюльтер…»

Забавный пример негативного влияния желтого цвета на судьбу человека встречаем в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». Желтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу.

Впрочем, примеры негативной символики желтого так многочисленны, что читатель сам пополнит этот список.

Зеленый

1. Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай) , молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах, Зеленый свет колеблется в глазах. Зеленый цвет-наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда» (Амир Хосров Дехлеви)

В Японии зеленый — символ весенних сельскохозяйственных обрядов (Майский плющ — ложе для участников весенних оргий); в Европе это знак земной любви и надежды: «Зеленым облеки себя, сиречь одеждою влюбленных», — пишет Сицилийский Герольд, автор книги о цвете. Странствующий рыцарь, исповедующий культ прекрасной дамы, должен одеваться в зеленое. — «А с наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зеленого», — заключает Герольд. (цит. по кн. Й. Хейзинга «Осень средневековья»).

2. Сакральные символы : в Китае — весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем Востоке — Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции — Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме — знаки двух колен Израилевых.

Один из первых христианских храмов (и самый замечательный) — храм св. Софии в Константинополе — построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе.

И всем векам — пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. (О. Мандельштам)

3. Язык общения между людьми : в древнем Риме зеленый цвет в мужской одежде обозначал изнеженность и противоестественные склонности; в новейшее время в Европе — иронию, буффонаду, буржуазность (как осуждаемое свойство).

Г. С. Кнабе приводит примеры семантики зеленого в древнем Риме (в книге «Древний Рим — история и повседневность», 1986): «В доме Трималхиона, где нелепо и противоестественно всё, гостей встречает привратник в зеленой тунике. Некий Босс, жуликоватый и наглый знакомец Марциала, являлся в театр «в платье цвета травы». Причины такого восприятия очевидны. Зеленый…был «женским» цветом, и использование его в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на противоестественную порочность. Существовало выражение «зеленоватые (то есть изнеженные, извращенные) нравы».

Русский кубо-футурист Алексей Крученых намеренно эпатирует публику своим внешним видом:

У меня изумрудно-неприличен каждый кусок Костюм: покроя шокинг. Во рту — раскаленная млеем облатка. Стальной шалится Эрот Мой флаг — зараженная тряпка В глазах — никакого порядка! …Я в зеркале не отражаюсь!

Из записных книжек А. П. Чехова: Когда я разбогатею, то открою себе гарем, в котором у меня будут голые толстые женщины с ягодицами, расписанными зеленой краской. (Соч. т. ХII, М. 1949 г.)

В. Кандинский о зеленом: «…зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей — буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами». («О духовном в искусстве»)

4. Магическое воздействие . Лучше всего магическое действие зеленого цвета проявляется в изумруде. Академик А. Е. Ферсман пишет об этом в книге «Рассказы о самоцветах»: «Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд — «камень сияния» греков. …Сочный зеленый цвет изумруда глубоко ценился как выражение жизни, молодости и чистоты. Ему приписывали обладание таинственной силой исцелять недуги и даровать счастье».

Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого попугая, молодой травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста павлина». «Змури», — называли этот камень грузины, веря, что в нем, как в зеркале, отражаются все тайны настоящего и будущего.

Римский ученый Плиний писал, что «этот камень природы превыше всех благ земных, что его краса прекраснее благоухания весеннего цветка и что не должно быть дозволено прикоснуться к девственным чертам резцу художника».

Французский поэт Реми Белло воспевает зеленый камень берилл:

Зеленый — лучше всех, коль он похож при этом на горный изумруд своим глубоким цветом. С индийских берегов его привозят к нам, зеленый и златой. Испорченным глазам и печени больной —нет ничего полезней; Одышку, тошноту, сердечные болезни излечивает он — а также он один хранитель брачных уз для женщин и мужчин. Он прогоняет лень, он возвращает друга, пред ним надменный враг робеет от испуга…

5. Негативные символы : тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека, свидетельствующих о болезни. Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство). Дьяволица у Бодлера — «суккуб зеленолицый», у Ф. Г. Лорки: «зелен яд заката, но я выпью зелье»; «Осокорь мой, осокорь… Ты безумцем был зеленым, птиц качал под небосклоном…» Описание утопленницы из стихотворения «Сомнамбулический романс»: «С зеленого дна бассейна качаясь, она глядела — Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела…»

Зеленый цвет в окраске тела человека (волос, глаз и пр.), конечно, эпатирует, так как здесь он неестествен. Ш. Бодлер рассказывает о Делакруа: «Однажды он пришел в гости, предварительно выкрасив собственные волосы в зеленый цвет, рассчитывая произвести этим большой эффект. — Что же в этом особенного, мой друг, — сказал хозяин, — они у всех людей зеленые».

С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие.

Шведский теософ Сведенборг описывает глаза безумцев, томящихся в аду, зелеными. Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нем сатана имеет зеленую кожу и громадные зеленые глаза… Глаз в символике означает интеллект. Человек может направить его на добро или на зло. И сатана, и Минерва — и безумие, и мудрость — оба изображались с зелеными глазами…

Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое».

В индийской поэтике зеленый означает отвращение. Об этом можно прочитать в рассказе Д. Сэлинджера «И эти губы и глаза зеленые».

В современной русской литературе фантастического жанра заметна тенденция к негативной семантизации зеленого цвета. В рассказах В. Пелевина, например, зеленым окрашены ворота в потусторонний «Цех № 1», где происходит гибель миров, в том числе Земли. В рассказах фигурируют также чудовище «Зеленый Хидр» — злой оборотень, зеленое кресло директора завода, в котором директор превращается в скелет; у рассказчика, психически больного, дома имеется зеленое кресло и зеленовато-желтая штора.

В заключение этого краткого рассказа о зеленом хочется сказать о нем самое лучшее словами из Корана (сура 55).

46. А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры…

Синий

Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Сопряженные с ним значения — таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство, высокое происхождение (голубая кровь), правосудие (божье дело).

Синим изображают: предметы культа богов в Египте, Древней Греции и Риме (Зевс, Гера, Юпитер, Юнона); покров Скинии собрания (Ветхий завет), одежда первосвященника в Скинии; одежды Иисуса и Богоматери в иконописи и живописи; У Псевдо-Дионисия синий обозначает непостижимые тайны. В христианских храмах синие купола символизировали небо, потолки в храмах Древнего Египта — также.

В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» — прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке). В Европе Нового времени (Англия, Россия) ордена и награды подвешивали на синих лентах — «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения — «голубая кровь».

Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий — антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего.

В Китае это цвет злобных демонических существ (Мифы древнего Китая), в Японии — цвет злодеев и дьяволиц (театр Кабуки).

В мусульманской Индии — цвет печали, траура.

«Неделю еще горевали потом, Ходили все в трауре, все в голубом» (Амир Хосров Дехлеви)

В теле человека синий и голубой хороши только как цвет глаз. Там же, где синий неуместен, он обозначает порок, наркоманию, болезненное состояние от холода, голода и пр.

«Я сам, позорный и продажный, С кругами синими от глаз…» (А. Блок) «Но кривятся в почернелых лицах Голубые рты…» (С. Есенин — о каторжниках)

В средневековой Европе выражение «синяя юбка» означала принадлежность женщины к первой древнейшей профессии.

«Кто коттой синею меня снабдил, Что тычет всяк перстом, пусть он умрет!» (Йохан Хейзинга. Осень средневековья)

У А. Блока синий — цвет сумерек, тайны, холода и печали.

«Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла».

У Д. А. Пригова «синяя прозрачная река» обманчиво-прекрасна. По существу, это Стикс — адская река, в которой гибнут все люди.

Несколько иной характер имеет символика голубого. В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, эротизм (содомитского толка), маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие и беспроблемность (в худшем смысле), мещанство.

Голубой противоположен розовому физически, но тождествен ему символически. Так сходятся крайности.

Белый

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Гавное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

Символические значения белого:

1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность.

«Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна, Тайно тревожна и тайно любима — Дева, Заря, Купина…» (А. Блок)

2. Магическое действие — белая одежда и окраска — средство, способствующее очищению, удаче в войне (у примитивных племен), долгой жизни, здоровью, благу. «У племени бемба инициируемых девушек покрывают побелкой. При этом поют песню: — Мы сделали девушек белыми, подобными белым цаплям. Мы сделали их красивыми…Они теперь убелены от пятен крови…» «Белые бусины обеспечивают женщинам плодовитость». (В. У. Тернер. Символ и ритуал)

3. Знак общественного положения — благородство, знатность, величие, благосостояние. Белые одежды египетских фараонов, жрецов Древнего Востока, тоги римских патрициев, платья женщин «из общества» в древности, средневековье и в другие эпохи; «белые воротнички» — знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры — знак принадлежности к обеспеченному классу.

4. Язык общения с богами и духами — белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, облик Яхве (Саваофа), Брахмана, Атмана, Акшобхьи — первого Будды тибетской пятичленной мандалы (иконы); одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов.

Белый цвет в Ветхом Завете:

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный» (Откр. 1, 14)

«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует» (Откр. 19, 11).

«И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр. 19, 14)

По Псевдо-Дионисию, «Белый стихарь — это образ плоти Христовой, чистейшее бесстрастное одеяние божественной славы, одежда нетления». (Бычков В. В., Византийская эстетика, 1977 г.)

В наше время белый цвет принят как символ божества в новых религиозно-философских учениях — теософии, агни-йоге, «живой этике», экуменизме. Так, супруги Рерихи писали о «земной обители богов» — Шамбале сияющей; старинное ее название — Белый остров, на котором обитает Белое Братство. Там же находится Белая Гора, или Белый Бурхан. «Это мировая Твердыня Света, которая уже испокон веков была овеяна самыми возвышенными надеждами и сокровенными чаяниями всех народов всех времен»…(Угунс, январь 1990г.)

5. Язык ритуалов — белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У примитивных народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц. У африканского народа баньоро белые коровы передавались государю в знак верноподданничества. Участники церемонии коронации государя осыпались белым порошком. Белым был и основной цвет королевских регалий. Королевский повар перед исполнением своих обязанностей должен был очиститься. С этой целью половину его тела покрывали белой глиной. (В. У. Тернер. Символ и ритуал)

Пример из культуры эпохи Возрождения в Италии: Торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970г)

6. Знаки и сигнал ы — в Японии — хризантема, белые аисты и журавли; в Китае — знак Запада, осени и металла; в Индии — «белый образ солнца», цвет касты брахманов; в христианстве — белая лилия, белая роза — символы Девы Марии. Белый флаг — предложение мира. В геральдике белый цвет широко используется как символ.

7. Атрибут высшей красоты — что может быть красивей белых облаков, хризантем, жасмина, цветущей вишни, белых лебедей? В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» белая невольница так восхваляет свой цвет: «Передают, что белизна говорила: — Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт: Бела она, с гладкими щеками и нежная, подобна по прелести жемчужине скрытой».

…Мой цвет подобен счастливому дню и сорванному цветку и сверкающей звезде… Цвет мой — чудо, и прелесть моя —предел, и красота моя —завершение, и на подобной мне хороша всякая одежда, и ко мне стремятся души. И в белизне многие достоинства, как то, что снег нисходит с небес белым, и передают, что лучший из цветов белый, и мусульмане гордятся белыми тюрбанами, и если бы я стала припоминать, что сказано белизне во славу, изложение, право бы, затянулось.(Рассказ о шести невольницах, т. 5).

Позитивные значения белого кратко и изящно изложены в стихах Дехлеви:

Одежда белая — любому впрок. «Покрова лучше нет!» — сказал пророк. Мы белые цветы предпочитаем По белому мы пишем и читаем. Почтенна белизна седых волос, Аллах всесильный сам ее вознес. И день в свои широкие пределы Включает все цвета, но сам он белый.

8. Освобождение от оков традиции в искусстве. Революция в живописи ХХ века изменила символику белого цвета, придав ему небывалые ранее смыслы. Так, супрематисты видят в белом символ (или эквивалент) неэвклидова n-мерного пространства, которое погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике. Об этом свидетельствует сам основатель супрематизма К. Малевич: «Движение супрематизма уже идет в этом направлении, навстречу белой беспредметной природе, к белым возбуждениям, к белому сознанию и белой чистоте как высшей ступени этого состояния, будь то покой или движение». (Собрание Ленца Шёнберг, каталог, 1989)

Вершиной и завершением супрематической живописи Малевича была работа «Белый квадрат на белом фоне». Сам «Казимир Великий», как называли его единомышленники, был в восторге от своего открытия. «Я взломал лазурный заслон цветовых ограничений, — ликует он, — и вышел в белизну; ставьте парус и плывите за мной, товарищи штурманы, навстречу бездне, я воздвиг маяки супрематизма… Правьте за мной! Вольная белая бездна — бесконечность — перед вами». Абстракционисты второй половины ХХ века считают К. Малевича своим учителем. И, как способные ученики, они превзошли мэтра в области постижения бездонных глубин белого цвета. Рекомендую прочитать статью Раймунда Гирке в цитированном выше каталоге собрания Ленца Шёнберга, 1989г.

8. Негативная символика белого цвета.

Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.

У заирских комо белый ассоциируется прежде всего со скверной, болезнью, смертью. Это цвет страха, небытия (Иорданский В. Б., Хаос и гармония, 1982). Черная невольница из арабских сказок припоминает, что седина — это знак приближения смерти, а белый — цвет савана покойника, проказы и лишаев, бельма на глазу. Белая известь — самый дешевый материал, а черный мускус — самый дорогой.

В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви.

Белотканных рукавов разлуку Омыла роса. И пронизывая холодом, Осенний ветер подул.

В культуре Европы Нового времени белым отмечены: смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость. Достаточно вспомнить загробные образы европейских романов (привидения, саваны покойников); в ХХ веке белые капюшоны носят члены Ку-клукс-клана; в белом доме живет фурия Бернардина Альба (в пьесе Ф. Г. Лорки); героиня Жана Кокто перед самоубийством обитает в комнате, где всё белое; жертва жестокости нашего времени Мэрилин Монро также отправляется в мир иной из белоснежной комнаты.

В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. У А. Блока белый часто обозначает мертвенность, тоску, отчужденность, транс. «Лицо мое белее, чем белая стена. Опять, опять сробею, когда придет Она…»

«Белой мечтой неподвижно прикован К берегу поздних времен…» «Терны венчают смиренных и мудрых Белым огнем Купины».

У Велимира Хлебникова белый цвет в сочетании с серыми и черными создает трагический колорит. Вот, например, автопортрет поэта:

«Моя так разгадана книга лица: На белом, на белом — два серые зня! За мною, как серая пигалица, Тоскует Москвы простыня».

Черный

Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

1. ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ : смерть, разложение, распад материи, ночь (как время пассивности), печаль, горе.

«У народа Уганды баньоро, — пишет В. Б. Иорданский, — черный связан с ночью, смертью, злом и опасностью…В жертву богам баньоро обычно приносили белых животных, и наличие хотя бы черного волоса в хвосте жертвенной коровы могло лишить действенности весь обряд. Напротив, когда человек бывал одержим злыми духами, то им (духам) жертвовали черную козу или курицу. Черное банановое волокно носили в знак траура. Бог преисподней у баньоро ел с посуды, покрытой сажей. Его пища была закопчена, а молоко, которое он пил, получалось от черной коровы».

В русском народном языке слово «черный» обозначает нечто старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска: черная старуха, чернавка, черный ход, черный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: черный юмор, «пить по-черному»…

По иссдедованиям В. У. Тернера, у африканского народа ндембу «чернота» это:

1. зло, дурные вещи, 2. отсутствие чистоты или белизны, 3. страдание или несчастье, 4. болезнь, 5. колдовство и ведовство: если у человека черная печень, он способен на убийство, он дурной человек, 6. смерть, 7. половое влечение, 8. ночь или тьма.

2. Магический символ : черная магия, демонизм, колдовство.

Магические ритуалы были неотъемлемой частью культуры всех времен и народов (см. выше). В Европе времен средневековья, Возрождения и т.д. различают белую и черную магии. К черной магии причисляли вызывание духов мертвых, убийство или наведение «порчи» на расстоянии, внушение любовной страсти или ненависти. Оккультные процедуры проводились обычно в темноте, подземелье, при этом фигурировали черные одежды, черные животные, даже кровь требовалась черная (рекомендуем прочитать книгу Е. Парнова «Трон Люцифера», М. 1991 г.).

3. Этические характеристики : гордыня, тайная зависть, греховность, злоба, подлость, мстительность. Черный — это цвет палачей, убийц, пиратов; известны выражения «черная неблагодарность, черная злоба и т.д.» В древней Индии черный цвет соответствовал понятию тамас — состоянию сдавленности, угнетенности. Впечатляющие образы черного видим в поэзии А. Блока:

Старый, старый сон. Из мрака Фонари бегут — куда? Там — лишь черная вода, Там забвенье навсегда… Скелет, до глаз закутанный плащом, Чего-то ищет, скалясь черным ртом… Живые спят. Мертвец всает из гроба. И в банк идет, и в суд идет, в сенат… Чем ночь белее, тем чернее злоба, И перья торжествующе скрипят. (Пляски смерти)

4. Язык общения с богами и духами : черный — это цвет Праматери-Земли, обитателей преисподней, демонических существ. В одном из мифов Древнего Китая говорится о «подземном царстве Юду», в котором жили черные птицы, черные змеи, черные барсы, черные тигры и черные лисицы с пушистыми-препушистыми хвостами. Была там и большая черная гора, на которой жили черные люди. Черный — цвет женственности (как убивающего и порождающего начала, аналогично Матери-Земле). У африканского народа ндембу женщины с очень черной кожей ценятся как любовницы, а не как жены. Женщины белой расы в наше время предпочитают черное платье (сильно декольтированное) в качестве вечернего наряда (а если позволяет климат — то и дневного).

Черный может символизировать «божественную темноту» или «сверхсветлый мрак» (Псевдо-Дионисий Ареопагит), ценность черного не менее, чем белого.

«Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (Ис. 50, 2) «Наклонил Он небеса и сошел, и моак под ногами Его» (Псл. 17, 10).

5. Язык ритуалов : похороны, свадьбы, оккультные обряды (см. выше, п. 1). Самый «черный» обряд — это «Черная месса»; самая опасная магия — «черная магия». Из Энциклопедии знаков и символов Д. Фоли: «Тайные науки, которыми занимались ведьмы и колдуны, а также прочие, кто имел дело с «Князем тьмы», дьяволом, именовались «черной магией»(с. 420).

6. Знаки, символы : знак смерти на флагах анархистов, пиратов, знаки неофашистов — свастики, черные рубашки; черный лоскут в британском суде — знак смертного приговора, траурный костюм в Европе, черная ряса — знак монашества.

7. Позитивные значения черного : молодость, красота, покой (отдых). Особенно ценится черный на мусульманском Востоке. Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «Разве не знаешь ты, что приведено в Коране…слово Аллаха великого: Клянусь ночью, когда она покрывает, и днем, когда он заблистает!» И если бы ночь не была достойнее, Аллах не поклялся бы ею и не поставил ее впереди дня, — с этим согласны проницательные и прозорливые. Разве не знаешь ты, что чернота — украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха…И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…»

Халифы династии Аббасидов любили облачаться в черный цвет. Знамя их также было черным. Амир Хосров Дехлеви пишет:

Цвет славных Аббасидов — черный цвет. Принадлежит он первой из планет, И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным. И родинка красавицы черна, Как смоль, ее густых волос волна.

9. Черные камни — талисманы : камень Каабы — главного мусульманского храма в Мекке; гагат, гематит, обсидиан, черный агат и другие. (см. книгу Э. Гоникман «Ваш талисман», М., 1997 г.) Несколько выдержек из этой книги: «Гагатовую фигу носили от дурного глаза, от зла и болезней…В древности считали, что гагат охраняет человека от кошмаров, от страха. Гагат — это камень ночи и ночных тайн. Очень часто гагат использовали черные маги для вызывания душ усопших и контактов с ними. Гематит (кровавик) символизирует мудрость и храбрость (в Индии). В старину кровавику приписывали свойства…останавливать кровотечения, гасить вспышки гнева, лечить опухоли. Обсидиан, носимый в перстне, браслете или ожерелье, даст вам собранность, концентрацию. Древние называли его камнем — спасателем, предостерегающим от дурных поступков и от недостойной, нечистой любви».

Оранжевый, фиолетовый и пурпурный — цвета, промежуточные между основными, соседними в круге. Их значения во многом совпадают со значениями соседних цветов.

Фиолетовый : он выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, балансирует между красным и синим, а также между синим и черным. Отсюда его семантика и символика. Основные значения: траур, страх, печаль подавленного духа, таинственность (мистика), старость, угасание жизни, трагизм, болезненность, грустные обстоятельства (у немцев), любовная страсть (в средневековой Японии).

Несколько примеров:

«Это вовсе не случайность, что у некоторых народов фиолетовый цвет избран исключительно траурным… Вид этого цвета действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа» (С. Эйзенштейн — М. Нордау). Поль Гоген передает страх женщины перед привидением, изображая сцену на фиолетовом фоне (картина «Манао Тупапао»). О семантике фиолетового говорят его названия в каталоге цветов начала ХХ века — экклезиастик, фанданго, Офелия и много других, обозначавших явления глубоко впечатляющие и с налетом трагизма.

Японские стихи:

Если любишь меня, В сердце глубоко любовь ты храни: Фиалками окрашенного платья Цвет ты не показывай!

Фиолетовый, склоняющийся к синему, называют лиловым, а разбеленные его оттенки — сиреневыми. Это цвета меланхолические, таинственные, грустно-романтические:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь… (С. Есенин)

Лиловый — это опоэтизированный черный:

А может быть, в притонах Сан-Франциско Лиловый негр Вам подает манто. (И. Вертинский)

Пурпурный

Цвет богатства, царственности, высшей красоты. Он был едва ли не самым почетным и прекрасным в греко-римской античности. У Гомера этот цвет носят герои и боги.

«В мантию был шерстяную, пурпурного цвета, двойную, он облачен» (Одиссея, ХIХ, 225). Герои в «Илиаде» носят блистающий пурпуром пояс. Многократно повторяются стихи: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»; «Страшно вкруг киля его зашумели пурпурные волны…» У римского поэта Вергилия пурпур еще в большем почете, чем у Гомера:

«Ткани разубраны здесь искусством и пурпуром гордым…» «Пурпурным также котурном завязывать ноги» (Энеида, 1, 635, 335).

В древнем Риме пурпурную одежду имели право носить только императоры. Сенаторам разрешалось иметь только полосы или каймы этого цвета на одежде (обычно белой).

В Византии пурпур — это императорский цвет. Василевс подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги. «Трерий Вселенский Собор (Эфес, 431 г.) постановил в знак наивысшего почитания Марии и Анны изображать их в пурпурных одеждах» (Бычков В. В. Византийская эстетика, 1977, с.103) «…пурпур объединял вечное, небесное, трансцендентное (синее, голубое) с земным (красное). Соединяя в себе противоположности, пурпурный цвет приобрел в культуре антиномического мышления особую значимость.» (Бычков В. В., там же)

Багряница Христа была символом Его мученичества и поругания, а на императорском пурпуре был след кровавой жестокости царского произвола — таковы негативные символы этого роскошного цвета.

Все оттенки пурпурного цвета любимы в народном искусстве славян. Очень много малинового и багряного в поэзии С. Есенина:

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха…» «Полыхают зори, курятся туманы Над резным окошком занавес багряный…»

Можно вспомнить народные выражения «малиновый звон», «не жизнь, а малина». В фольклоре этим цветом окрашено всё отрадное, прекрасное, раздольное.

Серый

Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть. На древнем Востоке посыпали голову пеплом в знак скорби.

В древней русской литературе и фольклоре серый и сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга).

В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает всё посредственное, неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам). Серый цвет приобрела ряса дьяка Фомы Григорьевича, некогда черная (Ряса у дьяка Фомы Григорьевича была цвету застуженного картофельного киселя).

В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости.

«Не больна мне ничья измена, И не радует легкость побед — Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет».

Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека.

«Встала улица, серым полна, Заткалась паутинною пряжей…»

В. Кандинский также оценивает серое скорее негативно: «Серое…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и из бессопротивленной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти». «Серое есть безутешная неподвижность. И чем оно становится темнее, тем больше вырастает перевес безутешного и выступает удушающее». («О духовном в искусстве»)


Позитивные значения серого

В эпоху позднего Возрождения серый приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов. В ХVIII веке серый становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры — везде можно видеть множество оттенков серого — перламутровые, жемчужные, «цвет голубиной шейки» и т.д.

В ХIХ и ХХ веках серый был принят как самый «практичный» в одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет».

Коричневый

Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе этот цвет весьма распространен, и во всех природных объектах ценится людбми. Однако, в древности и в Средние века этому цвету придавали негативный смысл. В древнем Риме коричневые туники носили рабы или люмпен-пролетарии; для высших классов общества этот цвет был запретным. В культуре Ислама коричневый воспринимается как цвет распада и разложения. В суре 87 Корана говорится:

«1. Хвали же имя Господа твоего высочайшего, 2.который сотворил и соразмерил, 3. который распределил и направил, 4. который вывел пастбище, 5. и сделал его коричневым сором!»

В средневековой Европе коричневый и серый в одежде означают страдание и безнадежность. «Серый с коричневым ношу, надеяться и ждать измучась» (Йохан Хейзинга, «Осень средневековья»).

В ХХ веке мастера стиля модерн выражают в коричневом настроения грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски. Андрей Белый, описывая быт Д. Мережковского и З. Гиппиус, замечает, что даже сама атмосфера в их доме была коричневой, и все вещи — такими же, поскольку хозяева — «хмурые люди». В квартире Вячеслава Иванова — «каре-бурявые» ковры, а цвета домов на улице — «буренький» и «шоколадный».

Видимо, есть в этом цвете нечто, привлекающее усталую и болезненную душу,утратившую непосредственную радость жизни. Очень характерно в этом смысле эссе Иосифа Бродского «Трофейная», где перечислено множество коричневых вещей, весьма приятных для поэта: радиоприёмник, патефон, ботинки, фотографии Венеции.

Цвета имеют также и символическое значение. Исторически цвета используются в качестве связующего между объектом и природой, между природой и человеком, между человеком и Вселенной. Поэтому при определении смысла и значения цвета всегда учитывались исторические, религиозные условия.

{Например, в Китае и Индии – белый цвет (т.е. ничто - отсутствие цвета) –символ траура}.

Исследованиями установлены следующие психологические и символические характеристики цветов:

Красный цвет – активный, возбуждающий, громкий, жгучий. Символ тревоги, борьбы, жизненности действий, власти, могущества.

Оранжевый цвет – согревающий, активизирующий пылкий и блестящий. Символ энергии, благополучия, радости, достатка и богатства.

Желтый цвет – сияющий, цвет солнца. Символ солнца, веселья, хорошего настроения, молодости, юности, легкости, зависти, ревности.

Зеленый цвет – успокаивающий, освежающий, скромный, спокойный, цвет природы. Символ надежды, безопасности, изобилия, природы.

Голубой цвет – прохладный, удаленный, влажный. Символ воды, воздуха, миролюбия, хрупкости, мягкости, невинности, нежности.

Синий цвет – холодный, серьезный, свежий, удаляющийся. Символ спокойствия, величия, верности, грусти.

Фиолетовый цвет – угрюмый, сумрачный. Символ старости, верности, совести, печали, тоски.

Белый цвет – легкий, свежий. Символ чистоты, целомудрия, невинности, признак потустороннего.

Черный цвет – символ траура, смерти, строгости, деловитости, серьезности, надежности, смирения.

Серый цвет – символ достоинства, важности, знатности, нейтральности.

Цветовая гармония.

Само слово гармония греческого происхождения, означает связь, соразмерность, созвучие. В общем смысле гармония выражает согласованность частей единого целого.

Под цветовой гармонией понимают эмоциональную привлекательность, совместимость и согласованность цветов, создающих ощущение цветового единства.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

На протяжении истории делались попытки создать теорию цветовой гармонии, но оказалось, что создать ее невозможно. Такие попытки производились многократно, но не подтверждались жизнью, т.к. они пытались установить нормы гармонических сочетаний без учета конкретных условий.

В качестве примера служат теории Гете и Оствальда.

Теория Гете

Гёте первым обратил внимание на психологические аспекты цвета. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.

Гете поступал очень просто. Он брал разноцветные стеклышки (красное, желтое, зеленое, синее) и смотрел сквозь них на мир. Затем он анализировал полученное им ощущение и настроение, а в дополнение к этому делал выводы из наблюдений за окружающей его жизнью. Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека.

Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий(фиолетовый); синий - красно-желтый(оранжевый); пурпур - зеленый. Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, чтопсихологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения . Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные» . Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия .

«Характерными » Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской .

Желтый и синий . По выражению Гете - скудное, бледное сочетание , которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным».

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное

Оранжевый в сочетании с фиолетовым вызывает возбуждение, впечатление яркого .

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым» , а синий с зеленым - «пошло-противным»

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым - больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной».

Теория Оствальда считается нормативной теорией. Он вел понятие полноцветных сочетаний (это цвета оптимальные по насыщенности и светлоте). Оствальд расположил цвета в 24-ступенчатых кругах, в которых диаметрально расположил дополнительные цвета. Он считал, что цвета должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (или одинаково удалены). Поэтому подбор цветовых сочетаний осуществлялся с помощью круга, откладывая равные расстояния. В основу этой цветовой гармонии положен принцип геометрических отрезков. Гармоничные сочетания дают два цвета, лежащие напротив друг друга. или три цвета, расположенные под углом 60 0 .

У теории Оствальда есть недостатки и достоинства. Он сводил теорию гармонии к геометрии – это не является правильным в принципе. Но в то же время полноцветные насыщенные цвета гармонично сочетаются с белым и с черным, а неполноцветные – с серыми цветами.

Гармония также зависит от площади пятна. Хорошо сочетаются цвета близкие по светлоте и цвета, близкие по насыщенности.