Издание МКОУ «Селинская средняя общеобразовательная школа»

Дмитриевского района Курской области

Праздничный выпуск

Из истории праздника

День учителя – профессиональный праздник работника сферы образования - был учрежден ЮНЕСКО в 1994 году и обычно отмечается в первое воскресенье октября.

В нашей стране до 1994 года День учителя так же отмечается в первое воскресенье октября (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года). Согласно Указу Президента РФ от 3 октября 1994 года была утверждена официальная дата этого праздника – 5 октября.

Всенародный праздник

Дорогие, милые учителя! От всей души поздравляем вас с наступающим праздником - Днем учителя! Но нет учителя без учеников. А это значит, что сегодняшний праздник не только ваш, но и всех, кто учился и учится. В школе учились все: наши дедушки и бабушки, мамы и папы. Получается, что День учителя - всенародный праздник.

Поздравляем с Днем учителя!

От всего сердца

Учитель в этот чудесный , волнующий день , мы хотим поздравить Вас . Пусть улыбки учеников согревают в этот осенний день и никогда - никогда не унывайте . Желаем Вам счастья и исполнения всех всех желаний .

Учительский состав нашей школы
В начальной школе нас учил один и тот же учитель, вел все предметы, был классным руководителем, и мы не задумывались о том, сколько учителей в нашей школе. Но когда мы перешли в 5 класс, все очень сильно изменилось. Мы знакомились все с новыми и новыми педагогами и с удивлением осознавали, что их гораздо больше, чем мы думали. И накануне Дня учителя мы собрали информацию о педагогическом коллективе. Вот что у нас получилось. Оказывается в нашей школе 17 учителей, из них 15 женщин и 2 мужчин. Коллектив довольно молодой: средний возраст 39 лет. 5 педагогов в возрасте до 35 лет.
Самый популярный предмет в нашей школе


Наименование предмета

Кол-во проголосовавших

Математика

13

Физкультура

10

Биология

7

Физика

6

Русский язык

6

Музыка

5

Информатика

4

География

4

Литература

3

Технология

3

Химия

2

ИЗО

2

История

2

Общество

2

Накануне праздника День Учителя мы провели опрос среди учеников нашей школы. Нам очень хотелось узнать какой предмет в нашем расписании самый популярный. Опросили всех учеников. Полученные результаты обобщили в таблицу.
Проблемы и мечты наших учителей
Конечно, быть учителем трудная задача, особенно это понимаешь, когда побываешь в их роли. Хорошая возможность испытать себя – день самоуправления, посвященный Дню учителя, который проводился в нашей школе. Мы даем возможность нашим учителям отдохнуть, отвлечься от повседневных забот, почувствовать праздник. И в то же время понимаем, насколько трудна и волнительна работа педагога. Мы очень часто обижаем наших учителей: не готовим домашнее задание, грубим, плохо ведём себя на уроке – говоря о том, что нам трудно учиться. Но редко кто из нас задумывается, а бывает ли трудно учителям, а какие проблемы у них, а что беспокоит их больше всего? Для того, чтобы узнать это мы провели опрос среди учителей нашей школы. В нашем опросном листе было всего три вопроса. Вот их перечень и ответы, которые дали педагоги:

Что самое трудное в профессии учителя?

Ответы: когда объясняем, на следующий урок дети ничего не знают, незнание таблицы умножения; подготовка к уроку, когда под рукой ничего нет; когда не слушают; найти общий язык с детьми; ничего трудного
Есть ли что-то такое, с чем пока справиться не удаётся?

Ответы: Заставить делать всех уроки; чтоб была дисциплина; с нервами; нет.
О чем мечтает учитель?!

Ответы: Об отличниках; чтобы дети хорошо отвечали и знали предмет на отлично; о спортсменах физической культуры; чтобы дети сдали хорошо экзамены; чтобы знания, которые получают ученики, пригодились им в жизни.

Пожелания учителей своим коллегам:

Терпения, сил, вдохновения, здоровья, зарплаты как у министра образования, творческих успехов, оптимизма, умных и внимательных учеников, понимающих родителей, семейного благополучия, быть стойкими и выносливыми.
Идеальный учитель

Какой он идеальный учитель?

С таким вопросом мы обратились к ученикам нашей школы. Какими качествами обладать, как вести урок, как относится к детям? Уж очень хочется понять, каким, дети видят образцового учителя. Каждому педагогу интересно узнать, какими нас хотят видеть дети, соответствуем ли мы их представлениям. В нашей газете публикуем некоторые работы.

***

Я считаю, что учитель должен быть, в первую очередь, таким, чтоб с него хотелось брать пример, чтоб на его уроке было желание с удовольствием слушать его предмет. Ну конечно же очень хотелось бы видеть доброго, умного, уравновешенного учителя на своем пути жизни .

***

Идеальный учитель должен хорошо знать свой предмет, который он объясняет ученикам. Его будут все любить, ходить на его предмет с удовольствием, понимать предмет. В нашей школе учителя все хорошие. Мои любимые предметы – математика, физика, география, история.

***

Идеальный учитель должен быть добрым и любить свою работу. Учитель должен отдавать свои знания ученикам. И вообще учитель должен ценить свою работу.

***

Моя точка зрения показывает, что идеальный учитель – это тот учитель, который хорошо объясняет, помогает сделать домашнюю работу, с тем, с кем можно посоветоваться.




-Ни одной ошибки, - удивлённо говорит учительница Вовочке, проверив его домашнее задание. - Скажи, только честно: «Кто помогал твоему отцу?»
-Сынок,- огорчённо говорит мать,- пока ты был в школе, твой попугай улетел!

-Я так и знал! То-то он вчера, когда я учил географию, уселся мне на плечо и так внимательно изучал атлас!
-Вовочка, как определить, где юг? - спрашивает учительница.

Надо посмотреть на дерево. Если дерево пальма, значит юг здесь.

На уроке физики учитель спрашивает Васю: «Расскажи, как работает трансформатор».

-Трансформатор работает так: «Уууууу!»


Вовочка: Мама, сегодня директор школы спросил, есть ли у меня братья и сестры, и я сказал, что нет и я единственный ребенок в семье.

И что же он ответил?

Он сказал: «Слава богу».


-Вася, мне кажется, что это почерк твоего брата…

-Возможно, господин учитель, я писал сочинение его ручкой.
Вовочка прибегает домой из школы. «Папа, поздравляю тебя!»

С чем сынок?

Тебе не придется тратиться на новые учебники. Я остался на второй год!

Из школьных сочинений
1.Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою маму.

2.Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала впереди.

3.И тогда он взял нож и застрелился.

4.Она говорила неразборчиво, потому что у неё заплетались зубы.

5.На картине нарисована девочка, собака и её бабушка.

6.В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

7.Велосипедисты долго ехали по горной дороге, устали, сели под кустик, сделали своё дело и поехали дальше.















Сегодня влияние публицистики на человека велико. И это независимо от возраста читателя. Именно поэтому все чаще в школах начали выпускать свои газеты, где ученики информируются обо всех интересных событиях, которые происходили или же будут происходить в родных пенатах. Что такое школьная газета, какова ее главная цель и какая информация там должна отображаться - обо всем этом и хочется сейчас поговорить.

Главное о школьной газете

В самом начале нужно рассмотреть главные правила создания школьной газеты. Итак, о чем нужно знать и помнить?

  • Школьная газета не должна быть большой. Однако и не состоять из двух листов. Объем ее должен быть таков, чтобы вмещалось достаточное количество полезной информации, однако не было много лишнего.
  • Данное издание должно быть ярким и привлекательным на первый взгляд для учеников.
  • Хорошо, если дети будут с нетерпением ждать очередной выпуск школьной газеты. Для этого ребят можно заинтересовать. Так, из выпуска в выпуск можно печать части захватывающего произведения.
  • Газета должна быть напечатана на хорошей бумаге, краски должны быть также качественными. Ведь только такое издание будет приятно брать в руки.
  • Важно продумать дизайн главной страницы газеты. Это издание должно быть узнаваемо.

Составляющие части

Из каких обязательных пунктов должна состоять школьная газета? Так, данное издание обязательно должно включать:

  1. Свежие новости. Обычно они печатаются на первой полосе. Тут можно информировать детей обо всем важном, что произошло за период, пока газета не выходила.
  2. Объявления. Также надо ребятам рассказывать о том, какие мероприятия будут проведены в ближайшее время. Как на уровне школы, так и на уровне населенного пункта.
  3. Новости образования. Обязательно также надо публиковать что-то интересное из области образования. Инновации, новые проекты, планы, которые непосредственно будут касаться учеников.
  4. Страничка творчества. Нужно также отвести небольшое место, где дети смогут публиковать свои «пробы пера». Это могут быть стихи, сочинения или же рассказы школьников.
  5. Веселые моменты. Ну и, конечно же, школьная газета должна поднимать настроение. Тут не обойтись без юмора. Так, это могут быть безобидные анекдоты, но также могут быть и карикатуры или картинки, которые должны чему-то полезному учить или же высмеивать негативные качества.

Несколько слов о публикациях

Также важно отметить, что статья в школьную газету должна подаваться людьми, которые умеют красиво и лаконично излагать текст. Так, это могут быть ученики этой же школы, которым удается без проблем писать различного рода информативные материалы. При этом стоит помнить, что любая заметка в школьную газету не должна быть слишком большой и объемной. Такое творчество читать мало кто будет. Детям важно как можно скорее получить всю полезную информацию. Поэтому все публикации должны быть максимально краткими, без лишних слов и так называемой «воды». Также стоит помнить о том, что многие материалы можно иллюстрировать фотографиями или же просто картинками. Это привлечет внимание большинства детей и заставит их прочитать написанный текст.

Сегодня практически в каждой школе есть своя газета. Это стало элементом статуса. Мы заглянули на внутреннюю кухню школьных редакций, чтобы узнать, чем они живут, о чём пишут и с какими трудностями сталкиваются.

Кто за главного?

От обычной газеты школьная отличается повышенным содержанием ученических новостей на квадратный сантиметр. Гвоздь номера — интервью «с простым учителем» или директором, который в интервью с учениками рассказывает о таких важных вещах, как, например, сколько пластиковых окон появилось в этом году в здании.

Вряд ли реальная жизнь тинейджера вертится именно вокруг этих вещей. Но бывают и исключения. В газете «Зебра» школы № 3 Заречного всегда находят место для текстов про обычные жизненные проблемы: что делать, если тебя не понимают родители, если друг попал в плохую компанию, если у тебя конфликт с педагогом. Газета рассказывает про интересных учеников и выпускников. Например, студентка МГУ развеивает мифы об учёбе в столичном вузе.

Есть ли место для цензуры?

Девятиклассница школы Заречного Вероника Тимергалеева рассказывает, что самое сложное — найти интересную тему. Главный критерий успеха — если после публикации об этом говорят все ученики. Но встречается в школьных газетах и цензура. Как правило, она исходит от учителей, которые курируют газету или вовсе становятся её редакторами. «Плохое и так видно, зачем писать? — говорит старший. — Давайте будем рассказывать только о хорошем».

—Как-то я решила написать материал о том, какой должна быть школа будущего, опросила школьников. Моим ровесникам по душе оказались роботы и компьютеры, а также настоящее кафе вместо столовой. Но когда учителя узнали о результатах опроса, сказали, что компьютеры и роботы поставят учебные заведения на путь деградации. В итоге материал я так и не написала, — рассказывает ученица школы № 163 Екатеринбурга Александра Намятова.

Но есть и положительные примеры, когда администрация школы вступает в настоящий диалог с начинающими журналистами. Так, в посёлке Верхнее Дуброво школьница написала в газету «Спам» историю о том, как пришла в школу без формы и как на это отреагировали учителя. Администрация школы попросила редакцию опубликовать ответное письмо, в котором высказала свою позицию по поводу.

Штучный товар

Отдельная проблема — как распространить газету. Самый доступный способ — использовать обычный принтер. Но много экземпляров не напечатаешь. Приходится переживать, дойдёт ли газета до читателя. В школе № 11 посёлка Лобва газету «Шанс» печатают на принтере только в четырёх экземплярах. На главный стенд и в холл — по газете, один — в библиотеку, один — в начальную школу. В школе посёлка Горноуральский заказывают печать самиздата в копировальном салоне: 30 экземпляров формата А3. Пять из них — цветные — идут в школьную библиотеку, начальную школу и учителям. Но и остальные уходят недалеко: классным руководителям и авторам.

Гораздо больше шансов увеличить аудиторию, когда школа пользуется услугами типографии. Расходы на себя обычно берёт родительский комитет. В школе № 3 Заречного пошли дальше. Там газета выходит раз в четверть объёмом в 20 страниц и можно оформить на неё подписку — 30 рублей за номер или 120 рублей в год. Это даёт возможность заказать в типографии в Камышлове тираж от 250 экземпляров. Всё, как во взрослой журналистике. Авторы заинтересованы в росте аудитории. Интересные тексты рождают спрос на газету. К концу года тираж издания вырастает до 400 штук! Получается, школьная газета может быть местом для практики не только для будущих журналистов, но и менеджеров, бизнесменов.

Мнение эксперта

Мария Попова, доцент журфака УрФУ:

—Редактором школьной газеты должен быть школьник, но без взрослого куратора не обойтись. Есть масса проблем, которые дети не могут решить сами в силу отсутствия правового статуса. Речь идёт, например, о защите чести и достоинства. Бывает, что на материалы в школьной газете кто-то обижается. В частности, самые обидчивые люди на свете — учителя. Дети бесправны, а взрослый человек может взять на себя ответственность, защитить юного журналиста. Вместе с тем учитель не может быть редактором, так как он по-другому понимает те вещи, которые волнуют школьников, у него иной взгляд.

Тема проекта:

«Школьная газета»

Образовательное учреждение:

Вишневский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» села Прохоры Спасского района Приморского края

Проблема
Отсутствие в школе своего печатного издания.

Актуальность проекта

Школа - это живой, быстро меняющийся организм. За учебный год проходит масса мероприятий, ярких дел, акций, праздников. Все это хочется запомнить и сохранить. А еще познакомить жителей местного сообщества, учащихся школ района с тем, что происходит в нашей школе, чем занимаются активисты, ученики школы. Школа до сегодняшнего момента не имела своего печатного издания. Поэтому был разработан данный проект, который предполагает создание газеты «Школьный Маяк» и просвещение школьников, знакомство с азами журналистского ремесла, выступления в прессе, освещение всех школьных дел, акций, а также школьных проблем, воспитание у учащихся активной жизненной позиции творческого мышления.

Важную роль школьной газеты отмечают и сами школьники.
Анкетирование на тему «Есть ли необходимость издания школьной газеты в школе?», проведенное в 5-11 классах показало следующие результаты:

а) положительный ответ – 89%

б) отрицательный ответ – 4%

в) не определились с ответом – 7%.

Предмет проекта

Создание школьной газеты.

Выдвижение гипотезы

В итоге работы мы хотим создать интересную для всего школьного сообщества школьную газету.

При этом мы ставим перед собой цель: привлечь учащихся школы к добровольческой деятельности, развить ученическое самоуправление посредством создания школьных СМИ.

Задачи:
- способствовать творческой самореализации;

Обучиться азам журналистики, верстки газеты, написанию статей, умению делать репортажи, фотографировать;

Осуществлять принцип сотрудничества и сотворчества;

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать патриотические чувства, дать возможность участникам проекта почувствовать свою личную значимость;

Развивать самостоятельность и инициативность учащихся.

Создавая проект мы, прежде всего, надеялись на активное участие школьников и учителей в её создании.

Участники проекта:

группа учащихся из 7 класса; помощники – учащиеся школы, учителя.

Продолжительность проекта :

долгосрочный

Ожидаемый результат:

    Повышение социальной активности учащихся.

    Развитие ценностной ориентации учащихся.

    Развитие познавательной активности.

    Повышение интереса к знаниям.

    Развитие эстетических вкусов учащихся.

    Развитие партнёрских отношений: обучающиеся –педагоги – родители.

    Осознанный выбор профессии.

Механизм реализации проекта:

Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами учащихся при поддержке учителей, специалистов школы.

Во время реализации проекта участники делятся на рабочие группы: корреспонденты – сбор информации; редакторы – подготовка материалов, контроль работы журналистов, отсев ненужной информации; верстальщики – приобретение навыков компьютерной полиграфии.

С учетом мнений читателей будет корректироваться дальнейшая работа пресс-центра. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у учащихся знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а так же в сети Интернет. В газете будет представляться материал, как из школьной жизни, так и информация, взятая из Интернета, из различных источников.

План реализации проекта:

Этап проекта

Сроки

Мероприятие, форма

Промежуточный результат

Подготовительный

декабрь 2013г.

Анкетирование учащихся 5-11 классов «Есть ли необходимость издания школьной газеты?», изучение литературы по теме проекта

Выявлены актуальные проблемы школьного сообщества

Создание творческой команды.

декабрь 2013 г.

Работа в группах, собеседования с учащимися, деловая игра.

Из числа учащихся 7 класса сформирована проектная группа, разработана концепция газеты, положение о газете, определен функционал каждого участника.

Определение стиля газеты.

Работа в проектной группе, работа с литературой, Интернет – ресурсами.

Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

Разработка плана работы пресс-центра.

январь 2014 г.

Практическая работа с программами: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader; с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;

План работы пресс-центра.

Схема организации выпуска газеты.

Определение темы. Объединение статей учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Создание макета первого номера газеты

Работа над выпуском газеты

Март 2014 г.

Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты (создание 1 полосы, журнал. жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки), печать газеты.

Выпуск первого номера газеты.

Выпуск последующих номеров газеты

постоянно

Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты, печать газеты.

Выпуск текущих номеров газеты

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

Выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучение необходимой литературы, в том числе нормативных документов. Анкетирование учащихся, деловая игра.

2 этап - Создание творческой команды. Распределение функциональных обязанностей по выпуску газеты .

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входит группа учащихся 7 класса. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Учредителем газеты является 7 класс.

Распределение редакционных обязанностей.

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты)

2. Главный редактор.

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся (учитель), умеющие работать на компьютере, необходимо знание программ: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader).

3 этап - Определение стиля газеты . До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно того, какую газету мы собираемся выпускать? Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

4 этап - Разработка плана работы пресс-центра.

    провести учредительное собрание для создания журналистского объединения;

    разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

    разработать положение о школьной газете;

    выбрать название газеты;

    предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты;

    презентация первого номера;

    способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов) – постоянно;

    регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в четверть.

5 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Перечень рубрик газеты: «Из кабинета директора» - пожелания и напутствия директора школы на ближайший месяц; «Обращение редактора»; «School news» - рубрика – обзор по мероприятиям и событиям школы, прошедшим за последний месяц; «Трус не играет в хоккей» - освещающая спортивные мероприятия и достижения; «Не проходите мимо» - соц. опросы учеников и учителей по различным темам, ведь всегда хочется знать мнение своих товарищей; рубрика «Все идет по плану», которая знакомит учеников с тем, какие мероприятия их ожидают; «Кофе со сливками» - рассказывающая о разных интересных людях нашей школы, здорово увидеть своих товарищей на страницах школьной газеты, еще лучше узнать про них что-то новое; «Сегодня - школьник, завтра - гений» - нельзя допустить, что бы таланты учеников остались незамеченными; «Поздравлялки» - где, каждый может поздравить своего учителя или одноклассника с праздником; страничка для родителей «Образованные родители - успешные дети»; «Приколы» - шутки, смешные цитаты. Многие рубрики направлены на то, чтобы все ученики могли принять участие в создании газеты - это и конкурсы, и поздравления, и приветы через газету.

6 этап – Работа над выпуском газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки ). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации, властей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.

Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Статьи имеют свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

Финансовое и материально-техническое обеспечение проекта.

Технические средства для работы :

Компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат.

Используемые медиаресурсы

Работа с программами: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader ресурсы, сети Интернет, школьного сайта.

Смета (на 1 учебный год).

Наименование товаров.

Количество.

Бумага для принтера

Расходные материалы для принтера:

Картридж

Папка с файлами

Канцелярские товары

III . Итоговая (заключительная ) часть

Выводы: Создание школьной газеты – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников.

Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера газеты. За период работы над проектом мы научились общению, сбору и обработке информации, познакомились с законами о СМИ, научились работать со справочной литературой, постепенно овладеваем навыками профессии журналиста, развиваем культуру речи и повышаем грамотность. Создали благоприятные условия для развития личности.

Кропотливая работа над созданием школьной газеты развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к родному языку, повышает информационную культуру участников проекта.

развитие проекта.

Школьный пресс-центр совсем молод, но основные шаги к созданию газеты уже сделаны. Определено название – «Школьный Маяк», формат газеты (объем – 4 стр., выходит раз в четверть).

В планах – выпуск газеты 1 раз в месяц.

Тираж газеты ограничен, поэтому может возникнуть необходимость сделать школьную газету более доступной для школьников и родителей. С этой целью на сайте школы с помощью учителя информатики будет создана страничка в главном меню под названием «Пресс-центр» с целью расширения круга общения, размещения на сайте оперативной информации, ознакомления всех желающих с архивом электронной школьной газеты.

Газеты бывают разные - серьёзные, умные, весёлые. Перед тем, как начать выпуск газеты, необходимо определиться с содержанием: или это будет просто фотогазета с минимумом текста, или, например, литературный альманах.

Выпуск газеты - творческая работа, она не может быть втиснута в определённые рамки, пусть даже ваши самими придуманные. Обязательно в начале нужно определить цели газеты. Что она должна давать ученикам, учителям, родителям? Находчивый читатель сразу ответит на этот вопрос, ухватившись запедагогическую составляющую этого вопроса: «Конечно,газета нужна для воспитания подрастающего поколения, вот через газету и будемпроводить свои идеи, пусть читают! А ещёгазета в школе нужна длятогочтобы сплотить учительский и ученический коллективы, ведь цель у них будет одна. Да и какая! Своя газета! Это же здорово!». Не торопись, читатель. Если бы всё было так просто, то каждая школа бы выпускала свою газету.

Возможно, ваша газета, окрепнув, и станет визитной карточкой вашегоучебного заведения, но поначалу вас ждёт очень много неприятностей и неясностей. Мне повезло, я в своё время два года отработал в районной газете, где мог изнутри наблюдать «газетную кухню». Но у вас в школе не редакция. Это в редакции люди, работая корреспондентами, получают за свою работу зарплату. Для вас и для ваших коллег это будет дополнительная нагрузка, и если вам и будут что-то доплачивать за ваши труды праведные, то это, конечно, не будет покрывать ваши затраты - на издание газеты требуется многовремени исил! Ив основномэто будут ваши силы и ваше свободное время. В нормальной редакции все должности распределены, как и обязанности: редактор, корректор, корреспондент, наборщик текста. Тот, кто рискнёт выпускать газету, должен быть един во многих лицах. Кроме этого, газету нужно будет ещё печатать. Потому, нужно решить, где и как вы будете её распечатывать. У нас в школе была ситуация, когда все принтеры просто сломались. Да и насчёт бумаги нужнопобеспокоиться, ведь у вас у газеты будет определённый тираж. А самое важное - вашу газету должны читать! И она должна быть интересной!

И у нас в школе на протяжении многих лет делались неоднократные попытки возродитьстенную печать. На этом трудном пути были и яркие страницы, ещё в 70-е годы XX векавыпускали по несколько экземпляров стенной газеты, использовали тогда пишущую машинкуи копировальную бумагу. Я уверен, что для осуществления идеи нужен человек, который поведёт всех, возьмёт на себя большую часть работы и всю ответственность за выпуск газеты. Так сложилось, что у нас в школе редактором газеты стал я. Теперь, оглядываясь в прошлое, я могу объяснить свою тягу к изданию газеты. Всё банально - в годы моего ученичества у нас в школе, да иво всехшколахогромнойстраны каждый вторник проводились политинформации. У нас это дело было поставлено серьёзно, и учитель истории Н.И. Любимова просила готовить политинформации по материалам из газет. Я вспоминаю добрым словом своего учителя, которая приучила нас читать газеты. За хорошийрассказ ополитической жизни в мире мы могли получить пятёркупо истории.

Эта привычка читать газеты, а иногда и вырезать понравившийся материал, и стала первымпорывом к выпуску своей газеты. «Вот было бы хорошо выпускать свою газету, про свою школу, про свой посёлок!» - мечтал я, ещё будучи учеником. И недолго думая, на страницы ученической тетради вклеил статьи из разных изданий - это и была моя первая газета. Показал я её своим домашним, всем понравилось, и я начал выпускать такой «Дайджест» каждый день, но на 20 номере вдруг встретился с проблемой сбора материала. Писать про посёлок было нечего,и я прекратил выпуск своейдомашней газеты.

В города компьютеры пришли раньше, к нам в глубинку они добирались долго и не сразу стали доступны для учителей. В 2005 году мне всё же удалоськупить компьютер и принтер. Первым моим творением, созданным на современной технике, стала газета. Я просто вспомнил своё детство и попытался издать домашнюю газету. И у меня это легко получилось. Я написалс десяток разныхзаметок о своих детях и их занятиях. О погоде, о своей жизни. Весь текст разбил на столбики. Вставил картинки (цифрового фотоаппаратау нас тогда не было, и мы даже не знали, что это такое). Проверил ошибки, кое-что отредактировал и нажал на кнопку «печать». Через несколько секунд в руках я держал свою газету. Мечта сбылась! Я был безмерно рад,но понимал, что это ещё не та газета, которуюбы мне хотелось издавать. Приближался Международный день 8 марта и я, спросив разрешенияу директора школы Галины Борисовны Кирилловой, отважился оформить сочинения учеников нашей школы о мамах в школьную газету. Руководство школы дало согласие, и первый номер нашей школьной газеты вышел 7 марта 2006 года. С названием газеты долго не мудрили – «Большая перемена» понравилось всем. У каждой солиднойгазеты есть свой лозунг, мы лозунгом поставили строчки из стихотворения поэта-земляка Николая Петровича Кириллова : «Удача приходит к весёлым!». Это не означало, что мы планировали выпускать юмористическое издание, наоборот, хотелось газету сделать серьёзной. Но вскоре стал ощущаться информационный голод. Хотя мы и работали над газетойвместе с руководством школы, хороших статей про школьную жизнь не было. Одно дело – заниматься интересным делом для себя, и совершенно другое - пытаться «подбить» на это дело других. Вначале мы пошли неправильным путём - пытались заставлять классных руководителей и учителей-предметников писать статьи, используя административный ресурс. Давили на педагогических советах: «Пишите в газету, коллеги!». Некоторые восприняли это в штыки. Понять их можно, это лишняя работа. Раз учителя стали тормозить выпуск газеты, обратились к детям, но и дети без восторга восприняли известие об обязанности писатьстатьив газету. Ведь инициатива издания газетыисходила от учителей.

Наша газета была заявлена как еженедельная, и время диктовало свои условия: «Или выпускаем газету, или закрываем!». Кто-то из учителей предлагал издавать один номер газеты в месяц или даже в четверть. И тут мне, как учителю истории вдругпришёл ответ на тот самый мною поставленный вопрос: «А зачем нужно издавать газету? Каков смысл всей этой работы?». Ведь не может же он сводиться только к навязываниюновых обязанностей ученикам и учителям? И поэтому было решено превратить газету в летопись событий школы. В газете помещается материал о классных часах, соревнованиях, конкурсах. Использовать можно и уже написанный детьми и учителями материал. Пишут ученики сочинения на уроках литературы - пожалуйста, дайте их в газету. Постепенно дети и учителя привыкли к газете. Часть тиража мы разносили бесплатно по организациям посёлка. Поэтому и местные жители тоже знали о газете. К нам обратились с просьбой поместить материал о юбилее детского сада. Решили собирать новости, материалы об истории посёлка и судьбах односельчан. А перед Днем Победы созрел новый план - решили 9 мая вручить по праздничному номеру газеты ветеранам войны и труда. Так рождались традиции. Уже шесть лет мы издаём праздничный номер газеты, полностью посвящённый нашим землякам.Золотое правило нашейгазеты – писать только о земляках, давать в газету только местный материал.

Через некоторое время стало понятно, почему некоторые учителя не пишут в газету. А оказывается учителя, как и все нормальные люди, бояться критики. Ведь любая статья,напечатанная в газете, придирчивопрочитываетсяи перечитываетсяколлегами. А коллеги - это строгие судьи! Если кто-то услышал однажды замечание в свой адрес, то может больше ничего не написать. Нерешительность, ложное стеснение нужно преодолевать, а сделать это можно только одним способом -писатьбольше, писать чаще, писать лучше! Ясампрошёл такую «большую стирку». Большую помощьмне тогда оказывала учитель русского языка и литературы Екатерина Алфеевна Конанова, а в дальнейшем Екатерина Васильевна Буракова и Елена Гелиосовна Пушкина. Иногда от моих статей не оставалось ничего. Приходилось переписывать заново. Но постепенно статьи стали понятнее, грамотнее. Спасибо за это коллегам – учителям русского языка и литературы. А впоследствии я рискнулопубликовать и свои рассказыистихи.

Естьучителя,с радостью откликающиеся на предложение давать материалы по мероприятиям, соревнованиями. Александр Викторович Пушкин, учитель физкультуры, любитрассказать на страницах газеты орайонныхсоревнованиях, в которых принимают участие наши школьники. Помещает в газете свои статьи и обращения директоршколы Елена Анатольевна Алёшичева.

Газета помогает раскрыть свой творческий потенциал не только учителям, но и детям. Школьная газета не можетиздаваться безоткликаи мнения детей. Онитоже читатели итворцыгазеты. Самое приятное, что ученикипредлагают своистихиисказки. Ну, а самый простой метод создания статьи о школьном мероприятии - попросить ученика высказать своё мнение,и всё, что он скажет, записать, отредактировать. На это нужно не так уж много времени. Кому-тоиз учеников можно дать задание написать самостоятельно статью или сочинение. В каждом классе естьученики, умеющиеинтересно рассказывать о событии. Но, увы, обычно ученикихорошие рассказчики, но не очень хорошие писатели.

Наши учителя начальных классов Мария Вениаминовна Мальцева, Юлия Валерьевна Коновалова, Алла Васильевна Рязанова вместе с детьми создают материалы о школьных буднях и праздниках. Дети могуткрасиво рассказать о событии, но, увидев бумагу, не знают, как на ней выразить свои мысли. Тут на помощь и должны прийти учителя. Нужно ли редактироватьстатьи, написанныеюнымавтором? Это ещё одна возможность поговорить с учеником о русском языке и литературе. Я думаю, чтонужно, но исправивнаписанное учеником, нужно ему объяснить,почему так сделано.

Дети должны принимать участие в издании газеты, но лучше привлекать их к работе исподволь, не накладывая на учеников определённыеобязанности. Дети могут предоставить свои фотографии для газеты. В начальных классах малыши почти не стесняются фотографироваться,а старшие ученики иногда наотрез отказываются сниматься для газеты, это тоже нужно учитывать. Можно попросить у школьников те фотографии, которые нравятся им самим. Лучше фотографировать учащихся за каким-либо занятием, не заставляядетей позировать. Тогда снимки получаются более живыми, и дети на них будут выглядеть более раскованными.

Благодаря газете, мы осуществили ряд школьных проектов. Первый - это «Электронная Книга памяти», дарветеранам, нашим землякам,на 65-летнюю годовщину Победы. Заранее договорились с учителями, что они начнут сбор данных о ветеранах труда и войны нашего посёлка. Часть материала у нас имелась в школьном музее. Было решено весь собранный материал опубликовать на страницах газеты. В течение учебного года материал был собран, прошёл через газету и был помещён на одном из сайтовв Интернете. В этом нам помогла бывшая ученица нашей школы, а теперь учитель информатики одной из школ города Кингисепа Галина Вячеславовна Сванидзе.

Кроме того, в газете публикуются научныеработы учащихся, с которыми они выступают на районных, областных и всероссийскихконкурсах. У нас в школе ещё сохраняется традиция проводить тематическиенедели, например, «Неделю здоровья» или «Неделю птиц». Все эти мероприятия находят отклик в газете.

Даже политическая жизнь в посёлке отражается на страницахнашей газеты.Предположим, приехалглава администрации районав школу – об этом будут знать все! Газета расскажет, чтоон обещал и к чему призывал. Не обошла наша газета и тему выборов. Но мне кажется, что школьная газета должна стоятьвне политики. У учителей разные политические предпочтения, и каждыйизних имеетна это право. А публикацияв газете материала против какой либополитическойпартии может привести к расколу в педагогическом коллективе.

В любом случае газета не должна быть «яблоком раздора» ни для педагогов, ни для учеников и родителей. В газете мы не пишем о неудачах наших учеников, не ругаем их, не стыдим, а пытаемся отобразить их лучшие черты, их таланты и дарования. И потому ученики с радостьюрассматривают новый номер, который рассказывает ещё об одной прожитой школьнойнеделе! Изданиегазеты помогаетвработе над школьным сайтом - всегда есть уже готовый материал. Данные из школьной газеты могут бытьиспользованыпри составлениипортфолиодля учителей и учащихся. Электронная версия газеты хранится на школьном компьютере. Через газету можно поздравитьветеранов педагогическоготрудас днём рождения, авсехжителей посёлка с праздниками. Газета как зеркало отражает всюжизнь школы. Сейчас, благодаря газете, осуществляется ещё один совместныйпроект - «Подготовка к 50-летнему юбилею Новокемской школы». Идея состоит в том, чтобы собрать весьматериал об учителяхшколы, о деятельности школы и её учениках и выпускниках, пропущенный через газету, и к юбилею школы в августе 2012 года издать его в книжном варианте.

Теперь о технической стороне вопроса. Газета издаётся на четырёх страницах формата бумаги А-4, то есть на двух листах с двухсторонней печатью. Размер шрифта 10, Times New Roman . Шрифт можно менять по вашему усмотрению. Обычно текст на странице разбивается на две колонки, вставляются фотографии. Неплохо было бы верстать газету с помощью специальной программы, но такой у нас нет. Я пытался скачать с Интернета, но так и не смог этого сделать. Набор текста производится в основномна домашнем компьютере, эта работа не трудная. Труднее придумать оформление, поработать над содержанием материала, отобрать интересные факты, написать стихотворение на злободневную тему. Газету мы распечатываем в школе на чёрно-белом принтере, в исключительных случаях выпускаем цветной номер. Для нас печататьцветные номера очень дорого и неудобно, потому что краску мы можем купить только в райцентре или в областном центре, а это далеко от нашего посёлка. Тираж газеты 10 экземпляров. Два номера для школы: один идет в архив, другой вывешивается вместо стенгазеты. Остальные номера разносим по организациям и учреждениям нашего посёлка: библиотека, Дом культуры, администрация поселения, детский сад, Кемский рейд. Газетараспространяется бесплатно.

Наша газета «Большая перемена» победила в областном конкурсе «Больше журналов хороших и разных» в 2010 году, но это не означает, что можно почивать на лаврах!

Проблемой для нашей газеты являетсяеё полиграфическое исполнение, обычные принтеры печатают не очень качественно. Хотелось бы видеть в дальнейшем газету цветной. Мне хочется поблагодарить всех учителей и учеников нашей школы за сотрудничествопо изданию газеты. Пока живёт школа, будет жить и школьная газета, отражающая все важные события школьной страны. А всем желающим заняться этим интересным делом пожелаю терпения и творческого подхода.

Валерий Митрофанов , учитель истории, обществознания, экономики Новокемской средней школы Вашкинского района Вологодской области

Увидеть выпуски школьной газеты Новокемской средней школы Вологодской области можно, пройдя по этой ссылке: