Это особый элемент в структуре слова, выделяемый наравне с морфемами. Представляет собой часть слова без окончания и формообразующего суффикса. Основа может совпадать со всем словом, если оно является неизменяемым. Основа может быть прерывистой: у возвратных гл. (смея ть ся ), у слов с другими постфиксами (какой -нибудь ), у сложных числительных (пят ь десят ).
Грамматический признак основы – неизменяемость , т.е. при изменении формы слова основа остается прежней. Но иногда происходят изменения в основе: усечение (дальше ← дал ек ий ), наращение (неб ес а ← небо ), супплетивизм (меньше ← маленький, нас ← мы ).
Основа – это семантическое ядро слова, выражает его лексическое значение. Грамматическое значение выражают аффиксы, которые не входят в основу.
Типы основы:
Членимая (в ее состав входит 2 и более морфа) / нечленимая (состоит из одного морфа)
Производная / непроизводная
Если основа производная, то она обычно членимая, т.к. включает в себя те аффиксы, которые приняли участие в словообразовании.
Если основа членимая, то она может быть как производной, так и непроизводной (со связанными корнями: по-хит-и-ть).
Степени членимости основы:
1. Самая высокая степень членимости наблюдается у слов со свободными корнями и регулярными аффиксами. Основы таких слов входят в двойные ряды сопоставления (дом-ик: дом ашний, дом овитый, дом ушник…; стол ик , сад ик … ).
2. Достаточно высокая степень членимости наблюдается у слов со связанным корнем и регулярным аффиксом. Также возможны два сопоставительных ряда (агит-ирова-ть: агит атор, агит ация; дириж ирова ть, стимул ирова ть… ).
3. Остаточная членимость основы позволяет воспроизвести только один ряд: у слов со свободным корнем и унификсом (стеклярус ), с уникальным корнем и регулярным аффиксом (буженина )… Не все лингвисты членят данные слова.
Словообразование (деривация)
Деривация – 1) процесс создания новых слов в языке; 2) словообразовательная система языка (система отношений производных и производящих слов в языке); 3) раздел языкознания, изучающий словообразовательную систему (дериватология). Центральные понятия словообразования – производность, мотивация .
С т.з. словообразования все слова делятся на производные инепроизводные .
Произовдные – это мотивированные слова, произошедшие от других слов. Производное слово связано с производящим семантически и структурно. Значение производного слова всегда можно истолковать через значение производящего. Возможность истолковать значение производного слова через значение производящего используется в толковых словарях. Словообразование занимается изучением только производных слов.
Внутренняя форма слова (Гумбольдт) – это признак, положенный в основу наименования. Он входит в лексическое значение слова. Можно отождествить мотивацию и внутреннюю форму слова.
Напр.: цвет (рыжик, черника ), размер (толстяк ), функция (холодильник, сушилка ), связь с местом (подорожник ), материал (пуховик )…
В процессе развития языка слово может утратить свою внутреннюю форму, вследствие чего теряет такие качества, как производность и членимость (кольцо – малое коло, столица – стол ). В связи с данной изменчивостью различается синхронное и диахроническое (историческое) словообразование. Первое изучает словообразовательную систему языка на данном этапе развития, слово изучается с точки зрения отношений, в которых оно находится с другими активными в данный момент словами. Второе изучает историю происхождения слова, изменения его членимости и словообразовательных связей. Историческое словообразование связано с этимологией. Для многих слов СРЯ исторический, морфемный и словообразовательный анализ могут дать разные результаты.
Напр.: похищать / похищать . С т.з. историч. подхода корень -хищ - значит «физическое действие» (движение вверх во втором слове). С позиций синхр. словообр. это не однокоренные слова:восхищ ать, по хищ ать (хищ ение ).
* Производящее слово (основа) – то, от которого образуется новое слово (производное).
Каждое слово в русском языке можно разобрать на части: какие-то слова состоят из корня и окончания, в каких-то есть приставка или суффикс, а также то и другое. И у каждого слова есть основа, которая является одной из главных его частей. Учащимся 3 класса важно понять, что такое грамматическая основа, как ее найти и какое значение она имеет для словообразовательного процесса, а поскольку выделение этой части слова может вызвать затруднения, тема должна быть изучена внимательно.
Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет
Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.
Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.
Часто у учеников вызывает затруднение выделение основы в словах на -ий, таких как лисий. Суффикс ий ошибочно принимается за окончание и выносится за пределы основы. Чтобы проверить вызывающее сомнение слово, нужно его просклонять: окончание изменится, суффикс останется в составе слова.
Производные и непроизводные основы
Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.
Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.
Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.
Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.
Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.
Что мы узнали?
Такое понятие, как основа слова, не настолько простое, как принято считать. Так, чтобы ее выделить, нужно найти окончание – та часть слова, которая будет ему предшествовать, и является основой. В то же время есть ряд слов, основа которых является прерывистой, то есть ее часть располагается за окончанием, а не перед ним. Узнав, что такое основа слова в русском языке, ученики также узнают, что она может быть непроизводной и производной. В первом случае речь идет об основе, которая не образована ни от какого другого слова, во втором – о непроизводной основе со словообразующими элементами. Непроизводная основа в такой ситуации называется производящей и в большинстве случаев начинает цепочку однокоренных слов. Существует правило, согласно которому у каждой производной основы есть производящая.
Основа слова - это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В из меняемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окно , грустн ый, гналс я. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему , хаки .
Многие слова русского языка имеют первичный характер, т0 есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной, например: белый, сер-ый, чёрн- ый, лес [Ц, вод а, трав а. Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня.
К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,
суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор- а - горн ый - горн-о-лыж-н -ый; брат - брат-ск -ий - по-братски . Таким образом, производная основа - это основа слов , образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.
В составе производной основы, кроме корня, может быть:
1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, му-ж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость);
2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук);
3) различные сочетания приставок и суффиксов (по му ж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый).
Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк -а, столов -ый, мечта -ть) и прерывистой (, встречаю сь, увлекл -а-съ).
У каждой производной основы есть своя производящая основа . Производящая основа - это основа того слова , от которого данное слово образовано. Например: вод а -> вод-ян -ой -* водянистый -+ водянистость].
4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за- дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ).
К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится Данное слово.
В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.
Выделение основы вызывает затруднения при разборе слов, оканчивающихся на -ей, -ий типа статей, лисий, приезжий. Чтобы избежать ошибок, надо просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется звук [j] в других формах или нет. Если [j] не сохраняется, значит, он входит в изменяемую часть слова - окончание. Если [j] сохраняется, он принадлежит основе: статей - стат jя, статьjю, статьjи, значит основа - статей ; линий - лини jя, линиjю, значит, основа линий ; лисий - лись jя, лисъjего, значит, основа лисий ; приезжий - приезжего, приезжая, значит, основа приезж -ий и т. п.
178. Рассмотрите схему. Назовите часть слова, с которой вы ещё не познакомились. Верно, это основа. Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?
179. Прочитайте.
Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у неё маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.
- Найдите в тексте слова с корнем ящер- . Запишите эти слова группами: в одну - однокоренные слова, в другую - формы одного и того же слова.
- Выделите в словах все значимые части слова.
Страничка для любознательных
Словообразовательный словарь
Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит.
Посмотрите, как даны в нём слова: все значимые части слов отделены друг от друга, а первым даётся слово, от которого образованы однокоренные слова.
180. Рассмотрите форзац «Словообразование». Прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый .
- Спишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них известные вам части слова.
181. Прочитайте Памятку 5 «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разберите по составу слова мастерица, перышко, дошкольный .
Обратите внимание! Цифра 2, стоящая справа от слова, показывает, что его нужно разобрать по составу.
182. Прочитайте.
- Какие пары слов являются однокоренными?
замок - замок
собака - щенок
сырник - сырок
Томск - томичи
семь - семья
водолаз - вода
рука - ручка 2
снегирь - снежок 2
город - города
мороз - холод
183. Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.
Звёздочка, подсвечник, оленята, пришкольный, почки, зёрнышко, заморозки, подорожник, облако, дочка, кормушка, поездка.
- Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.
184. Прочитайте.
Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
- Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.
185. Прочитайте. Найдите в предложениях лишние слова и объясните, почему они лишние.
1. По облачному небу плывут облака. 2. Ребята строят из снега снежную крепость. 3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки.
- Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
186. Прочитайте.
Однажды Ослик, Поросёнок и Медвежонок пекли пироги . И вдруг Ослик сказал: «А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так - пироги . Наверно, их тоже пекли?»
(Г. Цыферов)
- Как бы вы ответили на вопрос Ослика?
- Являются ли выделенные слова однокоренными? Объясните свой ответ.
- Подберите к слову пироги однокоренные слова. Запишите.
пи ро́г
187. Прочитайте. Назовите слово.
Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить , приставку, как в слове поехать , суффикс, как в слове ночка , окончание, как в слове книга .
- Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.
- Придумайте загадку такого же типа.
188. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы.
- Запишите составленные пословицы.
189. Прочитайте словосочетания.
Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.
- Запишите. Найдите в каждом словосочетании неизменяемое слово. Подчеркните его.
Обратите внимание! Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом.
шо ссе́
190. Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары?
- Нарисуйте схему состава выделенного слова.
191. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.
(В. Бианки)
- Определите тему и главную мысль текста.
- Выделите в тексте три части соответственно плану:
- Одинокий скворечник.
- Прощальная песенка.
- В далёкий путь.
- Напишите изложение текста по плану.
И формообразующего аффикса: сосн -а , пустын -я , восьм -ой , наш -а , занимательн -ый , чита -л . В неизменяемых словах основа равна слову: высоко , мечтая . В некоторых случаях основа может быть прерывистой:
- глагольные формы, содержащие постфикс -ся / -сь учащ -ие -ся ;
- основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то / -либо / -нибудь как -ой -то ;
- основы некоторых сложно-составных существительных шкаф -а -купе ;
- основы сложных числительных сем -и -десят -и .
В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы - корня : город , стол , жёлт -ый . Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса . Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами : хлеб-н -ый ; с одной или несколькими приставками : пере-лет ; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н -ый ). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.
От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы - основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил -а является производящей для слова сильн ый .
Литература
- Огекян И. Н., Волчек Н. М., Высоцкая Е. В. и др. «Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература» - Мн.: Изд-во Современный литератор, 2003. - 992 с.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Основа слова" в других словарях:
основа слова - 3.5 основа слова: Часть слова, используемая для образования новых слов со сходным значением. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
основа слова - основа словоизменения; основа формообразования; словоизменительная основа) Общая часть форм слова или всей парадигмы словоизменения. Например: зайчонок, зайчонка, зайчонку и т. д …
Часть слова, в которой содержится его лексическое значение и которая остается, если отнять окончание и формообразующий суффикс. Основа инфинитива. Основа настоящего времени. Основа непроизводная. Основа, в составе которой не выделяются живые… … Словарь лингвистических терминов
Часть слова без окончания. У существительного одна основа, у глагола – две: инфинитива и настоящего времени. От первой образуются формы прошедшего времени, в т. ч. причастия и деепричастия; от второй – личные формы, она видна в формах… … Литературная энциклопедия
основа слова в морфемике Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
основа слова в морфемике - Общая часть всех словоформ одного и того же слова, которая остается по отсечении окончания, постфикса те и формообразующих суффиксов … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Основа многозначный термин: Основа слова в морфологии. Грамматическая основа предложения в синтаксисе. Основа (система нитей ткани). Основа киноплёнки целлулоидная лента, на которую поливается фотоэмульсия. Основа … … Википедия
Основа: Основа слова Основа ткани продольная система нитей в ткани. Основа (Харьков) исторический район Харькова. Основа (живопись) … Википедия
основа инфинитива (прошедшего времени) - Основа слова без формообразующего суффикса инфинитива. Оканчивается О.и. на гласную букву … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
основа настоящего (будущего простого) времени - Основа слова, полученная после отбрасывания окончаний в формах глагола настоящего времени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Книги
- Слова. Том 3. Духовная борьба , Паисий Святогорец. Книга "Духовная борьба"-третий том" Слов" преподобного Паисия Святогорца - путеводитель по морю духовной жизни. Люди мучаются от переживаний, бессониц, душевных болезней, а причина тому их…