С обнаружением и освобождением от пиратов сухогруза "Арктик Си" с пятнадцатью российскими моряками на борту эта захватывающая история далеко не завершилась. Более того, именно теперь начинается все самое интересное. Опубликована и набирает популярность версия, что из-за этого невзрачного судна могла начаться чуть ли не Третья мировая война.

"Арктик Си" уже полтора года курсирует между финским портом Якобстад (Пиетарсаари) и алжирским Беджайя, перевозя лес. Оператор - российско-финская компания Solchart Management, экипаж состоит из россиян, а ходит судно под флагом Мальты.

17 июля "Арктик Си" прошел очередное плановое техобслуживание в Калининграде. 20-го он прибыл в Якобстад, где был загружен лесом (стоимость груза – 1,8 миллиона долларов). 21 июля судно вышло в очередной рейс. Уже 24-го в территориальных водах Швеции, между островами Эланд и Готланд в Балтийском море, на борт поднялись некие вооруженные люди. Они связали членов экипажа и в течение 12 часов обыскивали судно. Затем капитан вышел на связь с компанией-оператором и сообщил об инциденте. Капитан добавил также, что выведена из строя кнопка подачи сигнала бедствия. Поступали также сообщения, что несколько моряков пострадали. Однако судно не пошло в порт и продолжило путь по запланированному маршруту.

Что это были за захватчики, так толком и не понятно. Неясно даже, как они попали на борт: по одним данным, они представились сотрудниками шведской полиции (шведская полиция вскоре заявила, что не имеет к инциденту между Эландом и Готландом никакого отношения), по другим – сказали, что их лодка неисправна, и попросили помощи. Среди них четверо граждан Эстонии и по двое граждан России (оба с эстонским видом на жительство) и Латвии. Эстония уже признала причастность своих граждан к захвату "Арктик Си", Латвия все отрицает.

После обыска капитан сообщил компании-оператору, что захватчики покинули судно. Впоследствии появились предположения, что капитан вынужден был солгать, так как пираты угрожали ему оружием.

29 июля "Арктик Си" прошел Ла-Манш. После этого на связь он не выходил, а 30-го пропал идентификационный сигнал, по которому судовладелец может отслеживать местоположение судна. "Арктик Си" хватились, когда 4 августа оно не пришло в Беджайю. Испанские власти сообщили, что Гибралтар судно не проходило. То есть оно должно было находиться где-то у атлантического побережья Западной Европы. 13 августа, как сообщили в Еврокомиссии, "Арктик Си", находясь у берегов Португалии, снова подал сигнал, причем это был сигнал о нападении. Было ли это вторым нападением или просто морякам только так удалось сообщить о первом, случившемся двумя неделями ранее на Балтике, - неясно.

Следующие две недели "Арктик Си" искали европейцы, а потом – по приказу президента Дмитрия Медведева, к которому обратилась за помощью компания Solchart, - и россияне. 15 августа, когда из неофициальных источников уже было известно, что судно обнаружено в районе Кабо-Верде, финская полиция сообщила, что захватчики потребовали от Solchart выкуп за "Арктик Си". Позже, опять-таки из неофициальных источников, стала известна и сумма выкупа – 1,5 миллиона долларов. Это даже меньше стоимости леса, которым судно было загружено. Впрочем, вскоре Solchart опровергла сообщения о том, что с нее требовали выкуп.

Наконец, 17 августа было уже официально объявлено, что судно найдено в районе Кабо-Верде – островного государства, расположенного на островах у западного побережья Африки, напротив Мавритании и Сенегала. Российский сторожевик "Ладный" настиг судно. Пираты были схвачены без единого выстрела. "Арктик Си" и "Ладный" пришли в Кабо-Верде. Экипаж и пиратов погрузили на самолеты и отправили в Москву. На борту сухогруза остались только капитан, старпом, механик и боцман. "Арктик Си" теперь дрейфует в 200 километрах от Кабо-Верде и ждет нового экипажа, который поведет судно в Новороссийск.

Кризис был разрешен, но загадок стало только больше. По прибытии в Москву в СИЗО "Лефортово" были доставлены не только пираты, но и члены экипажа "Арктик Си". Профсоюз моряков 21 августа заявил, что им до сих пор не дали возможности связаться со своими родственниками. В Следственном комитете при прокуратуре эти заявления опровергли и подчеркнули, что моряки свободны в передвижениях и их права не нарушаются.

Новое развитие получила и история с выкупом. 18 августа страховая компания "Ренессанс", в которой "Арктик Си" был застрахован на 4 миллиона долларов, сообщила, что пираты предлагали ей освободить судно за 1,5 миллиона, тем самым избавив страховщика от необходимости платить полную сумму страховки. Это требование было выдвинуто еще 3 августа, но о нем не сообщали в прессу в интересах следствия.

Вообще, судя по туманным высказываниям ответственных лиц, в эти дни очень много чего говорилось или не говорилось в интересах следствия. Так, посол России в НАТО Дмитрий Рогозин прямо заявил, что журналистов сознательно дезинформировали о ходе поисков "Арктик Си". По словам Рогозина, НАТО постоянно отслеживало перемещения судна и через представительство России в своей штаб-квартире передавало всю информацию российской стороне. В морской администрации Мальты, где приписан "Арктик Си", также заявили, что постоянно знали о местонахождении судна, но воздерживались от публикации этих данных.

Весь этот туман немедленно подстегнул любителей конспирологии. Во-первых, в европейских водах пиратства не видали уже многие десятилетия. Во-вторых, по меньшей мере недальновидно со стороны пиратов захватывать судно в Балтийском море, чтобы вести его потом к африканским берегам через Ла-Манш – один из наиболее тщательно контролируемых проливов в мировом океане. Наконец, в-третьих, мало кому верится, что Россия стала бы тратить такие средства и так путать следы ради судна, груженого обыкновенными пиломатериалами.

Основных гипотез высказывается три: что "Арктик Си" вез некие радиоактивные материалы, крылатые ракеты для Ирана или наркотики. Версию про радиоактивные материалы финские власти отвергли как "глупые слухи, не имеющие никакой основы". Докладчик ЕС по борьбе с пиратством, эстонский адмирал Тармо Кыутс в интервью Postimees отверг версию о наркотиках: "Очевидно, что из-за наркотиков, в каком бы они ни были количестве, половина российского флота не пустилась бы в погоню за Arctic Sea по указу президента".

Адмиралу можно было бы возразить, что если бы Россия действительно хотела не привлекать дополнительного внимания к этой истории, то вряд ли российские власти стали бы разыгрывать такой телеспектакль с отправкой "Ладного" на поиски и с докладом министра обороны Анатолия Сердюкова президенту Медведеву об итогах операции.

Российские военно-морские силы жёстко взялись за дело, чтобы отыскать, взять на абордаж и отбуксировать лесовоз «Арктик Си» в российский порт после того, как он в июле был «захвачен» недалеко от северного мыса о-ва Эланд людьми, одетыми в чёрное, прибывшими на быстроходной лодке. Было множество догадок, для чего это было сделано. Некоторые в догадках зашли так далеко, что утверждают, будто на судне контрабандой перевозилось оружие в Иран.

В Балтийском море подобное последний раз происходило в XVIII веке и вот случилось сейчас. На рассвете 24 июля у северного мыса о-ва Эланд пираты взяли на абордаж обычное грузовое судно, которое, по сведениям, было загружено только брёвнами и осуществляло обычный рейс в Алжир. Это были 8- 12 мужчин в чёрном на моторной лодке. Один из членов экипажа 98-метрового судна впоследствии описал, что они выглядели как американские спецназовцы, хорошо тренированные и с современным оружием. Они сказали на ломаном английском языке, что они полицейские и ищут кокаин. Судно было загружено в Калининграде, откуда «Арктик Си» уходит в рейсы. Потом люди в чёрной одежде и масках связали руки членам русского экипажа, заткнули рты кляпами и заперли на корабле.

Как впоследствии капитан и судовладелец рассказали полиции, пираты через двенадцать часов ушли с судна на свою моторную лодку.

На экранах радаров ВМФ и береговой охраны было видно, что судно странно перемещалось в ранние утренние часы. Оно меняло курс. Впоследствии свидетели рассказывали то же самое. Но южный участок береговой охраны, который следит за судоходными водами, не отреагировал.

«Каждые сутки в этом районе совершается две тысячи маневров морских судов, и мы следим не за всем»,- сообщила впоследствии Йоханна Хольмер из береговой охраны.

Только через четверо суток шведская полиция получила сообщение о захвате.

Эта информация поступила из российского посольства, которая связывалась с МИДом. Кораблём владеет российский бизнесмен, объявивший о пиратском захвате.

Военный аналитик Никлас Гранхольм говорит, что данный случай не только порождает вопросы, что случилось с «Арктик Си», но также и что произошло со шведской охраной морских границ и взаимодействием береговой охраны и флота.

«У нас недоработки в этой системе, из-за чего не обнаружили вовремя и не отреагировали на странные маневры «Арктик Си»», - говорит он.

29 июля британская береговая охрана провела последнюю радиосвязь с судном. Оно было обнаружено спустя сутки в Бискайском заливе около Южной Франции с помощью системы слежения AIS, которую обязаны устанавливать у себя все суда тоннажем свыше 300 тонн. После этого корабль прекратил передавать свои координаты. Через три дня разведывательный самолёт португальской береговой охраны заметил этот корабль. И это оказалось последним официальным контактом с судном. Интерпол объявил о розыске 4 августа, когда лесовоз уже должен был разгружаться в Алжире, но его ещё там не было. Он пропал официально. Во всяком случае, так говорилось в СМИ.

Вот тут и начинается следующий акт, который можно назвать русской серией про Джеймса Бонда.

На сцене появляются генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен и посол России в НАТО Дмитрий Рогозин. 11 августа они встречаются, и Рогозин просит оказать помощь в спасении российского экипажа. Через день НАТО начинает передавать России ежедневные координаты местоположения «Арктик Си». Тогда же российский президент Дмитрий Медведев отдаёт приказ направить в Атлантику пять военных кораблей Черноморского флота, в том числе две атомные подлодки и один фрегат, для того чтобы разыскать пропавший корабль.

Одновременно с этим пропавшее судно порождало всё больше и больше вопросов. Почему пираты решили захватить именно его, ведь оно перевозило лес стоимостью около 13 млн. крон? Почему корабль не проинформировал полицию о происшествии сразу? Был ли действительно захват? Что делал этот корабль в Калининграде - в порту, овеянном тёмными слухами о контрабандистах и окружённом военными базами? Что же было там на борту, что вынудило Россию послать части своего Черноморского флота? Любая нация имеет право вмешиваться в действия пиратов в международных водах. Почему именно Россия?

Пока российский флот продолжал погоню, пришли сообщения, что лесовоз замечен рядом с Кабо-Верде, эти сообщения быстро опроверг российский посол. Финская полиция заявила также, что у компании-судовладельца Solchart Management потребовали выкуп, что сама компания опровергла.

И в этом тумане противоречивых сообщений «Арктик Си» был обнаружен российским фрегатом «Ладный». Ночью с 16 на 17 августа судно было взято на абордаж специальным подразделением российской армии. Члены экипажа и восемь других лиц были переведены на борт 123-метрового боевого корабля, оснащённого современными техническими средствами. Позже днём российский министр обороны Анатолий Сердюков докладывал президенту Медведеву о том, что на борту проводится допрос экипажа. Члены команды рассказали среди прочего, что пираты не только никогда не покидали судно южнее Эланда, но и находились всё время на борту. На следующий день министр обороны сделал новый доклад президенту: восемь пиратов были схвачены за то, что взяли под свой контроль корабль в Балтийском море и вынудили «Арктик Си» изменить курс, взяв в заложники членов русского экипажа.

Позднее, 20 августа в туманном свете утренней Атлантики эти восемь человек были выведены со связанными за спиной руками и оголённым торсом из бело-синего автобуса в аэропорту Кабо-Верде. Их заставляют подняться на борт большого российского транспортного самолёта, и российские военные кладут их лицом в пол. В Москве их взяли под стражу, обвинили в пиратстве и похищении людей. Первое предусматривает двадцать лет тюрьмы. Подозреваемые отрицают и говорят, что они из частной экологической организации, у которой закончилось топливо, и им нужна была помощь.

Экипаж вплоть до прошлого воскресенья допрашивала российская служба безопасности, пока они, наконец, смогли обнять родственников на железнодорожном вокзале Архангельска. Согласно российским СМИ они давали подписку о неразглашении. В этом случае можно объяснить, почему единственное объяснение, которое дали российские журналисты этому событию, это то, что экипаж исчез в Бермудском треугольнике, и пираты кормили моряков мороженым.

Теперь снова появились спекуляции, где же, собственно, был «Арктик Си». Начальник генерального штаба России сказал, что судно будет перевезено в Чёрное море в Новороссийск для проведения следственных мероприятий. Но корабль ещё не подавал никаких сигналов самоидентификации. Газете «Дагенс Нюхетер» удалось-таки установить его положение.

«Теперь он в Атлантике, недалеко от Канарских островов. Он буксируется российском флотом», - рассказал Владимир Воронов, директор судоходной компании Solchart Management, владеющей «Арктик Си».

Он говорит, что надеется вернуть в скором времени это судно, так как они потеряли сейчас много денег.

«Надеюсь, что на борту кроме брёвен не было никакого груза», - говорит он.

Именно на эту тему многие строят гипотезы. Вооружение, комплекс ПВО, даже ядерное оружие. Тут пышным цветом множатся теории. Что это было? Страховое мошенничество? Мафиозные разборки? Один американский журналист, занимающийся расследованиями, недавно выступая на российском телевидении, выдвинул предположение, что этот захват был способом втянуть Швецию и Финляндию в НАТО, поскольку случившееся показывает - эти страны не в состоянии взаимодействовать или обеспечивать безопасность в Балтийском море.

Наиболее обсуждаемые теории:

Судно захватил Израиль

Российская «Новая газета» первой выдвинула теорию о том, что «Арктик Си» перевозил в качестве груза системы ПВО, предназначенные для Ирана. Эти системы могли бы очень помешать Израилю уничтожить предполагаемые ядерные объекты. Эта теория привлекла большое внимание в прошлый понедельник, когда уполномоченный ЕС по борьбе с пиратством, эстонский адмирал Тармо Кыутс дал интервью журналу «Time Magazine». Он считает, что только один единственный груз, а именно - системы ПВО, являются наиболее правдоподобным вариантом, и именно Израиль захватил судно к северу от Эланда.

В пользу его теории говорит факт, что израильский президент Шимон Перес неожиданно нанёс визит президенту Дмитрию Медведеву на следующий день после того, как российский флот взял на абордаж «Арктик Си». Кроме прочего, они беседовали о продаже российского оружия Ирану и Сирии. Против этой гипотезы свидетельствует, что кратчайший путь из России в Иран идёт не через Балтийское море. А также то, что Россия опровергла эти сведения и арестовала восемь человек, подозреваемых в пиратстве.

Судно захватила Россия

У израильской газеты «Ynet» другая теория. Российские бизнесмены продали системы ПВО Ирану и контрабандой доставили их на корабль для перевозки, когда он стоял у причала в Калининграде. Но российское правительство не было проинформировано, и российские официальные лица выступили в качестве пиратов, чтобы установить контроль над грузом судна в международных водах, не привлекая внимание остального мира. Тогда встаёт вопрос, почему Россия решила отогнать корабль в Кабо-Верде и разыграть пиратскую драму вместо того, чтобы просто-напросто направиться к Калининграду?

В Балтийском море есть пираты

Всё произошло точно так, как рассказали члены команды корабля: судно было захвачено за выкуп. Однако, сложно объяснить, зачем Россия послала флот в Атлантику. Любая нация обязана вмешаться и освободить захваченное судно, и по крайней мере, НАТО всё время было в курсе, где находился корабль.

Учёный- специалист по России, профессор Кристиан Гернер, считает, что Россия воспользовалась подвернувшимся случаем, чтобы показать свои мускулы и возросшие военные амбиции в Балтийском море и Атлантике. Он указывает на то, что российский президент в начале августа, пока это всё продолжалось, объявил, что российская оборонная доктрина будет направлена на защиту россиян и российских интересов даже за пределами страны.

«Это была игра, где Россия попыталась вернуть свои старые позиции в мировой политике», - утверждает Кристиан Гернер.


Поздравляем helgeflundra с первой найденной и переведённой статьёй на сайте Переводика!!!