Обучение аутичных детей чтению

Переводчик: Ирина Гончарова

Редактор: Анна Нуруллина

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Обучение чтению может представлять серьезную проблему для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), однако правильный педагогический подход может решить ее. Если учителя и родители в процессе обучения будут опираться на сильные стороны ребенка и учитывать его интересы, то овладеть этим важным учебным навыком будет значительно легче.

ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ

Для того, чтобы определить, есть ли у ребенка аутистическое расстройство, существуют определенные диагностические критерии, самые показательные из которых это нарушения в сфере коммуникации и социального взаимодействия а также поведенческие проблемы. Эти три основных фактора напрямую влияют на умение читать и необходимо помнить о них, когда вы работаете над этим навыком. Кроме того важно не забывать, что самый лучший педагогический подход всегда должен быть индивидуальным.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ.

Дети с РАС часто имеют необычные интересы и пристрастия. Поезда, расписания, математические факты или кредитные карты могут быть для них настоящим источником радости. Эти особые интересы дают также прекрасную возможность привлечь внимание ребенка. Попробуйте следующие идеи для того, чтобы использовать склонности вашего ученика в своих целях.

  1. Начиная работать с ребенком, соберите несколько предметов, связанных с его предпочтением. Для каждого предмета изготовьте карточку, напишите на ней первую букву названия предмета и приклейте к нему эту карточку. Каждый раз, когда ребенок захочет взять предмет в руки, спросите его или ее, с какой буквы начинается название предмета. После этого переходите к написанию на карточках целых слов.
  2. Напишите краткий информационный рассказ об особых интересах и пристрастиях ребенка. Включите в него несколько фактов, о которых ребенок не знает, наряду с теми подробностями, с которыми он хорошо знаком. Учите ребенка читать этот рассказ.
  3. Выберите для работы книги на интересующие ребенка темы. Например, если ему интересны погодные явления, пользуйтесь книгами о природных катаклизмах, типах облаков и так далее.
  4. Вознаграждайте ребенка за его успехи предметами или информацией, связанной с его увлечениями. Например, как только ребенок научился читать десять слов, он или она может выбрать новую карточку, где написано слово – название желанного для него предмета.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ СЕНСОРНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ ИЛИ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ.

Согласно журналу «Психология сегодня» большинство людей с аутизмом страдают от сенсорной дезинтеграции. Это расстройство влияет на способность человека воспринимать и обрабатывать любую информацию извне, например, разговор других детей, лай собаки на улице, или странный запах. Кроме того, из-за сенсорных нарушений дети часто совершают стереотипные, повторяющиеся движения: хлопают в ладоши, раскачиваются, кружатся. Это является одним из диагностических критериев аутизма. Сенсорные нарушения очень мешают ребенку сосредоточиться на любом задании, в том числе и на чтении.

Следующие идеи могут помочь ребенку регулировать чувствительность и сосредоточиться на чтении.

  1. Занимайтесь в спокойной, нейтральной обстановке. Комната должна быть освещена неярким светом. Любые внешние раздражители, например, постеры или картины на стенах лучше убрать. Работайте, сидя вместе на полу, и разговаривайте с ребенком негромко.
  2. Попытайтесь определить, подвергается ли сенсорная система вашего ученика чрезмерной нагрузке или же наоборот, чувствительность ребенка снижена. Возможно, что у него присутствуют обе проблемы. Эрготерапевт может помочь вам их решить, предложив подходящие средства – жилеты с утяжелителями, вибрирующие насадки на карандаши, жевательные трубки – все, что может помочь ребенку сосредоточиться на занятиях.
  3. Многие аутичные дети лучше обучаются в движении. Почему бы и нет? Попробуйте заниматься, раскачиваясь на качелях. Еще один вариант – вращающийся стул. Движение может способствовать концентрации внимания.
  4. Делайте частые перерывы, чтобы ребенок мог восстановить сенсорное равновесие. Например, работайте десять минут, а затем сделайте пятиминутный перерыв для сенсорной стимуляции. Хотя столь частые перерывы в занятиях могут показаться нелогичными, но со временем вы сами убедитесь, что таким образом ребенок обучается гораздо эффективнее.

ВЫБИРАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И МАТЕРИАЛЫ.

Стандартные учебники для чтения и образовательные программы могут прекрасно подходить обычным школьникам, но дети с РАС не могут обучаться традиционными методами. Согласно данным исследования, проведенного в Медицинском университете штата Пенсильвания, у большинства аутистов очень хорошо развито визуальное восприятие. Тем не менее, каждый ребенок индивидуален и некоторые особые ученики испытывают значительные трудности при визуальном обучении, так как лучше воспринимают информацию на слух или кинестетически – через ощущения. Очень важно с самого начала определить доминирующий способ познания, так как это позволит подобрать нужные материалы и построить занятия с вашим особым учеником таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия. Если вы не уверены в том, какой канал восприятия является у ребенка основным, попробуйте разный подход и альтернативные методики.

Следующие компании занимаются производством обучающих материалов для детей с аутизмом:

Reading Mastery — специализированная продукция «Макгроу Хилл» по производству учебников. Преподаватели очень высоко оценивают качество их материалов.

PCI Education предлагает материалы для чтения для говорящих и неговорящих аутистов.

Special Reads — обучающая программа для детей с синдромом Дауна, но производитель утверждает, что она очень эффективна для аутичных учеников.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Многие родители и специалисты, обучающие детей с особыми потребностями, убедились на своем опыте, что использование компьютерных программ позволяет обучать ребенка чтению более эффективно. Журнал «Аутизм и нарушения развития» привел результаты исследования, которые подтверждали, что аутичные дети демонстрировали лучший прогресс и кроме того, получали больше удовольствия от занятий, когда в процессе обучения использовались компьютерные программы.

Обратите внимание на следующие компьютерные программы для обучения чтению.

  1. Kidspiration – визуальная обучающая игра, направленная на увеличение словарного запаса и лучшее понимание прочитанного.
  2. Click N’ Read Phonics – развлекательная визуальная игра, которая учит детей составлять из букв и слогов целые слова.
  3. Computhera – программа, специально предназначенная для обучения аутичных детей чтению.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК – ОСОБЕННЫЙ.

Так как аутизм — это целый спектр расстройств, то каждый ребенок с этим диагнозом учится по- своему. Это означает, что те методы, которые дают хороший эффект с одним учеником, могут оказаться бесполезными с другим. Самые эффективные программы по обучению чтению и самые успешные преподаватели ставят цель преодолеть индивидуальные сложности ребенка с аутизмом, а также выявить и использовать его сильные стороны, и экспериментальным путем подобрать для особого ученика самый подходящий метод обучения.

Галина Литвиненко

Педагогический опыт обучения чтению детей дошкольного возраста

«Метод глобального чтения (единица чтения - слово ) »

Суть метода состоит в том , что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова , словосочетания , короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов . Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана) . Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. " в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальной- фонематическом методе , от буквы к слогу, от слога к слову . Обучение чтению глобальным способом происходит "с другого конца", в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребёнка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам , падежные окончания. Когда мозг накапливает определённое количество речевой информации, он начинает её анализировать. По таким же естественным принципам и законам идёт и обучением в глобальном методе письменному языку - чтению , печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с "особенностями развития" является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально ) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимание, дети с синдромом Дауна и аутизмом с лёгкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет разбивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы "Читаем с пелёнок". Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным , потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами . Мышление же неразрывно связано с речью.

Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом , он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова , а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга - правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое , но преобладание в работе полушарий отмечается. Естественно, мозг работает, как единое целое , но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария - словесно -логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария - конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирования за счёт этого целостного и многозначного контекста.

У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет - функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста) ; неустойчивость внимания - запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки "левшества". Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, то есть целиком (глобально ) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению ) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определенную систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами ) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и говорящими воспитанниками.

Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития "Умница", Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых детей, но и здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно и является целью чтения вообще . Мы читаем не для того, чтобы соединить как можно слов , а чтобы понять "о чём тут написано?" До глобального чтения доходят все люди . Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов ) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь!

Показательный пример

По рзелульататам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Обучать глобальному чтению можно с раннего детства. Наиболее доступный, на мой взгляд, для обучения чтению малышей- двухлетний возраст. Это когда ребенок запоминает все слово целиком . Меня очень увлек этот метод обучения . Имея маленькую дочь, я решила опробовать эту методику . Дидактический материал легко можно изготовить самим. Берем плотный белый картон, нарезаем полоски шириной примерно 5 см., затем на этих полосках маркером пишем печатными буквами слова . Самое главное здесь- аккуратность. Рекомендуется обвести карточку маркером.

Как проходит занятие.

Начинаете показывать в первый день- одно слово , затем добавляете каждый показ по одному новому слову и , дойдя до 15 слов , останавливаетесь. Одно занятие длиться 15 секунд! Затем, самое старое слово убираете , одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов , который каждый раз обновляется одним словом .

В своей старшей группе я занимаюсь с детьми по их желанию и заинтересованностью. Использую стопочку из15 карточек, сажаю ребенка перед собой на некотором расстоянии и бодро и весело показываю карточку и говорю то, что на ней написано - только одно слово без комментариев . И так все карточки - показала и произнесла (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так , как вы его обычно говорите, т. е. не (молоко, а (малако) . После всего этого 15-ти секундного действия я обязательно хвалю ребенка.

Очень многим родителям хочется побыстрее узнать, что же малыш запомнил. Но проверять ребенка можно только тогда, когда вы точно будете уверены, что он знает.

Самое главное!

Это не должно становиться самоцелью - чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений , активизируем работу мозга.

Темы карточек.

1."семья"(мама, папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е, дядя, братик и так далее.

2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т. д.)

3. игрушечные звери (которые у вас есть- то есть ребенок их знает : зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие "игрушечные" названия) ; можно напечатать и слова , обозначающие "кто как говорит"- "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу".

4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т. д.)

5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т. д.)

6. любимая еда (молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т. д.)

7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме : спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить).

Как можно использовать активные карточки.

Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь - в различные сюжетные игры : магазин, автоперевозки, ресторан, обед и т. д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь мишку, делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", конфета", "сок", "чай" т. д. Читаем и играем.

Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять к каждой игрушке ее имя. Можно зверей "кормить"- раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему" кто что ест". Можно разыскать мам для потерявшихся деток (карточки" щенок" - к собаке, " теленок" - к корове и т. д.) Можно перевозить" мебель "(карточки слов ) на машинах. Можно играть в магазин- используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. С активными карточками дети любят играть в "Угадайку". Раскладывайте карточки той стороной, на которой написано слово . Сначала прочитайте сами все слова , желательно несколько раз. Затем карточки перекладываем в другом порядке. Ребенок угадывает, где какое слово написано . Называет слово , переворачивает карточку. Если картинка совпала с названным словом - все в порядке . Если нет- переворачиваем опять той стороной, где слово . И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. При угадывании, не надо спрашивать у ребенка "Что здесь написано?", лучше попросить показать слово : "Как ты думаешь, где написано "мишка", покажи".

Таким образом, можно придумать множество различных игр.

Необходимо помнить, что каждый ребенок-это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана. Именно играть, а не настаивать на запоминании и обучении.





 Введение

 Глава 1 Основные этапы работы

 Глава 2 Тренинг с использованием запахов

 Глава 3 Развитие артикуляторного праксиса

 Глава 4 Особенности работы над структурой простого предложения

 Глава 5 Формирование грамматического строя речи

 Глава 6 Приемы работы над расширением фразы, над естественным звучанием речи

 Глава 7 Формирование монологической речи

 Глава 8 Организация занятий с детьми в возрасте 2,5-3 лет

 Послесловие

 Приложение

Введение

Педагоги-дефектологи в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих (мутичных) детей может быть нормальный слух или тяжелая степень тугоухости, их органы речи могут быть органически сильно повреждены или не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень их развития иногда бывает очень высоким, а порой - значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, ему может быть поставлен диагноз ранний детский аутизм (РДА).

В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. И., Серебрякова, 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберг К., Питере Т., 1998). Очевидна связь речевых нарушений с патологией определенных мозговых структур. Так, одной из причин полного отсутствия речи у ребенка может быть поражение нижнетеменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997). При такой локализации очаговой симптоматики нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата, обусловленная нарушением не собственно пространственного фактора, а несформированной обратной афферентацией. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки, воспринимаемые как речевые).

Определить нарушение произвольной деятельности артикуляционного аппарата у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить артикуляторную апраксию при аутизме у малыша 3-4 лет могут и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам. Внешне ребенок выделяется своей погруженностью в оральные аутостимуляции: он все облизывает, запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жестоко кусает близких людей, не делая различий между ними и неодушевленными предметами. У него нарушены и другие виды произвольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом все-таки появляются первые слова, то они никак не связаны с ближайшим окружением (например, «лампочка», «черепаха»), даже звучащее слово «мама» не является реакцией на приближение матери к малышу.

До 2-2,5 лет может происходить постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся окружающими в сильном аффекте (зачастую это бранные слова), или в речи малыша мелькают строчки из стихов и песен. Однако все эти слова или короткие фразы не направлены на общение ребенка с близкими людьми, а при переходе к активному периоду овладения речью он начинает терять и этот небольшой словарный запас. В результате, к трем годам у малыша остаются только ограниченные непроизвольные вокализации (2-3 звука), крики, исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки» слов. Одновременно могут отмечаться значительные расстройства аффективной и моторной сфер: появляются страхи, тревога, нарушается формирование сложных двигательных операций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется мимика, ребенок не стремится к контакту, но и не отвергает его, идет на руки ко всем, не выражая при этом никаких эмоций.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

В этой книге представлены методические разработки, которые могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская Н. Е., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг М. М., 2000) (суть данного метода состоит в том, что кто-то из родителей (обычно мать) крепко прижимает к себе ребенка, ласково с ним при этом разговаривая. Вначале ребенок сопротивляется, порой даже проявляет агрессию, но потом успокаивается и, чувствуя особую близость взрослого, внутренне «раскрывается»).

Татьяна Воротникова
Обучение детей с РДА глобальному чтению

Для обучения аутичных детей глобальному чтению и письму можно использовать модифицированную методику "глобального чтения ". Работа делится на несколько этапов :

Первый этап.

Взрослый вместе с ребёнком рассматривает фотографии из семейного альбома, называет людей, изображённых на фотографиях : "Это наш папа (дедушка, бабушка и т. д.) . Заранее подготавливаются таблички со словами - надписями к фотографиям. Табличка с подписью кладётся справа от фотографии. На первом занятии можно предложить ребёнку от 2 до 5 слов. На следующем занятии проводится закрепление слов первого занятия и,возможно, добавление ещё 1 -3 слов.

Второй этап.

Все изученные слова, вместе с их фотографическим или рисованным изображение помещаются в альбом. Далее в этом же и других альбомах можно размещать предметные картинки по лексическим темам, сочетая картинки с их надписями. Важно помнить, что изучаемые слова, должны быть просты в написании и написание этих слов должно совпадать с их произнесением : дом, стол, пол, стул и т. д.

Третий этап.

Одновременно со словами ребёнка можно начать обучать буквам . В начале ребёнку предлагаются для изучения гласные : А, О, У, И, затем их сочетания : уа, ау, иа. Затем к данным гласным можно постепенно добавлять согласные : М, П, Т, К и т. д.

При изучении каждой буквы подбираем картинки, названия которых начинаются на заданный звук, заучиваем буквы с помощью шершавых трафаретов, используя тактильный метод; работаем с разрезными буквами (собираем, обращая внимание на правильное положение элементов буквы) ; находим заданную букву в ряду других; прописываем буквы пальцем на песке, на крупе, при помощи, кисточки и воды, кисточки и клея ПВА (затем по клеевой основе можно посыпать манной крупой, получается хороший макет буквы).

Четвёртый этап.

Учим ребёнка соединять буквы в слоги, обращаем внимание ребёнка, что вначале, что потом : в начале "П", потом "А", вместе : па. Выкладываем из букв разрезной азбуки слоги, печатаем получившиеся слоги или использую уже готовые напечатанные карточки со слогами.

В некоторых случаях возможно использование карточек со слогами, для обозначения первых букв слов, например : барабан - "Ба", кошка -"Ко" и т. д.

Пятый этап.

Работа по составлению фразы и отработанными словами. Каждое слово обозначаем отдельной полоской -фишкой. Начинаем с простого нераспространённого двусоставного предложения : Дом стоит. Мама читает. Папа спит. И т. п.

Затем вместо (поверх) полосок,. обозначающих слова, выкладываем карточки с напечатанными на них словами, находим среди картинного или фотоматериала подходящие к данной фразе картинки.

Решая вопрос о том, как эффективно донести до родителей и опекунов основы обучения грамотности детей с аутизмом, я всегда сначала определяю, что мы находимся в одном контексте. Я предполагаю, что большинство родителей, которые читают эту статью, заинтересованы в том, чтобы научить чтению ребенка в возрасте до семи лет, хотя некоторые из описанных здесь идей могут помочь и детям более старшего возраста.

Я также предположу, что все читатели знают о триаде нарушений при аутизме и ее разнообразных последствиях для детей. Кроме того, мне кажется важным отметить, что люди с аутизмом очень часто представляют собой клинически «грязную» картину. У многих из них есть ряд других трудностей, которые значительно влияют на их опыт, их понимание мира и, следовательно, на их стиль обучения и потребности.

Некоторые дети с аутизмом имеют СДВ или СДВГ. У некоторых есть диспраксия или дислексия. Есть множество комбинаций нарушений, связанных с аутизмом. Они все играют роль в описании, определении и понимании учебных потребностей каждого ребенка.

Согласно моему опыту, каждый родитель лучше всего знает сильные и слабые стороны своего ребенка. Возможно, поддерживают специалисты, которые помогли вам прояснить картину, а может быть и нет.

Большинство родителей понимают стиль обучения и потребности своего ребенка лучше, чем кто бы то ни было. Вам может помочь наблюдение за другими детьми в семье или не аутичными детьми друзей, которые проходят различные этапы развития в ожидаемое время. Это помогает лучше определить, что еще не умеет делать ваш ребенок с аутизмом, что у него получается хорошо, и где именно существуют пробелы в развитии. Очень важно определить, на каком этапе развития находятся способности овладения чтением у вашего ребенка. Ниже приводится проверочный список до и во время обучения чтению: отметьте на этом списке те пункты, которые ваш ребенок может неоднократно выполнять в обыденных ситуациях. Первый пробел, который вы обнаружите – это тот навык, которым вы должны заняться. Хорошо, это вы сделаете в первую очередь. Что же делать дальше?

Если ваш ребенок любит книги или книги, связанные с его специальным интересом, например, «Паровозиком Томасом», динозаврами или покемонами, то, разумеется, вам следует использовать именно эти книги, чтобы развить удовольствие от чтения и от книг. Читайте эти книги ребенку, даже если потребуется делать это множество раз.

Лучше всего выделить специальное время в расписании ребенка для чтения книг. Дома лучше использовать расписание с картинками, чтобы показывать ребенку, какие занятия ждут его сейчас, включая занятия с книгами. Существуют специальные компьютерные программы, которые позволят вам сделать отличные символы для такого визуального расписания. Под каждым символом обязательно нужно размещать соответствующее слово. Используйте полоску из липкой ленты, чтобы прикреплять карточки с символами и словами в соответствии с расписанием последовательности действий в течение всего дня.

Исследование Университета Саутхэмптона показало, что детям с особыми потребностями бывает проще учиться читать, если они учатся пользоваться символами с подписями – это помогает им начать ассоциировать слова с символами. Благодаря таким картинкам с подписью некоторые дети могут научиться читать отдельные слова. А наличие простого визуального расписания помогает ребенку с аутизмом понять, что происходит сейчас и что случится потом. Это снижает тревожность, увеличивает восприятие информации, способствует спокойствию ребенка и повышает его самооценку.

У детей с аутизмом часто не развиваются навыки указания на предметы пальцем на ожидаемой стадии развития. Это очень важный навык, который можно включить в разглядывание специфических картинок и слов в книге вместе с вашим ребенком. Вы можете придать пальцам ребенка указующую форму и сказать «(Имя ребенка) показывает на паровозик».

Возможно, вам придется повторять это снова и снова в самых различных ситуациях. Первоначально ребенок может сопротивляться, но вы продолжайте попытки, сохраняя позитивный и спокойный тон голоса. Повторите то, что произошло, используя одобряющий тон и язык. Например, вы можете сказать: «Питер так хорошо показал на паровозик, молодец».

Первоначально ребенку может не нравится просто сидеть рядом с вами и смотреть в книгу. Не сдавайтесь и поддерживайте ребенка в том, чтобы сидеть рядом с вами и смотреть в книгу. Это значит, что вы должны очень четко дать понять ребенку, чего вы от него хотите. Используйте короткие и понятные предложения. Например: «Питер смотрит в книгу вместе с мамой/папой». Не варьируйте язык и не заменяйте слова на другие. Решите, какую именно фразу вы будете использовать в каждой конкретной ситуации и говорите именно ее. Договоритесь со всеми членами семьи о том, какой язык использовать в разговорах с вашим ребенком, и придерживайтесь этого языка постоянно.

Такая последовательность и определенность в языке помогает ребенку в обучении всем навыкам. Короткие и ясные предложения, несложная и последовательная речь, спокойный и ровный тон – все это необходимые элементы, которые способствуют усвоению информации. Такую речь следует использовать на протяжении всего дня и не только при обучении чтению.

Возможно, что сначала вам придется держать вашего извивающегося, кричащего, сопротивляющегося ребенка, чтобы приучить его смотреть в книгу. Это очень важно: когда вы сидите и удерживаете ребенка, несмотря на протесты, вы учите его очень важным навыкам, которые могут открыть ему двери к образованию. Проще делать это, пока ребенок еще совсем маленький. Учить навыкам учебы (сидеть тихо и сосредоточиться) крупного ребенка 7-8 лет будет крайне сложно и иногда опасно. Сопротивление со стороны ребенка уменьшится, когда ребенок начнет получать удовольствие от занятия.

Язык и тон речи играют первостепенное значение. Даже если ребенок начнет сопротивляться и кричать, продолжайте улыбаться, говорите доброжелательно и уверенно, «хорошо смотришь в книгу, Питер, молодец». Если ребенок делает то, чего вы от него добиваетесь, тут же его награждайте. Не забывайте показывать и говорить: «Питер, посмотри на собаку. Хорошо посмотрел, Питер, молодец».

Всегда давайте ребенку небольшую награду, если он выполняет упражнение и смотрит в книгу. Вы лучше других знаете, какая именно награда может заинтересовать вашего ребенка. Это может быть награда едой: один чипс, изюминка, кусочек печенья или что-то еще, что ребенок очень сильно любит. Главное, чтобы ребенок начал ассоциировать это занятие с похвалой и наградами. Ничто не может изменить поведение ребенка так, как его собственный интерес. Потребность угодить вам может быть слабой мотивацией для ребенка, но потребность угодить самому себе – это очень сильный мотив. Мы все такие.

Возможно, прежде чем попытаться приучать ребенка к книгам, вам следует заняться предыдущей стадией развития. В конце концов, грамотность – помимо прочего – требует понимания устной речи и визуальных символов. Людям с аутизмом сложно понять значение всего спектра языка. В рамках этой статьи мы можем лишь бегло упомянуть об этом. Если мы посмотрим на подготовку к чтению, то мы должны гарантировать, что наши дети понимают значение и смысл того языка, который мы используем с ними каждый день.

При хронологически последовательном развитии дети ползают, исследую окружающую обстановку и берут в руки различные предметы. Родители или опекуны называют эти предметы, как только ребенок берет их. Этот процесс повторяется снова и снова, и ребенок начинает понимать, что определенные звуки, которые издают другие люди, связаны с определенным предметом, например, машинкой. Они начинают понимать значение этих звуков. Теперь, когда кто-то скажет «машинка», у них перед мысленным взором появляется изображение машинки. Они поняли значение и смысл определенной части языка.

У детей с аутизмом не происходит такого естественного процесса, и они не проводят многочисленные связи между различными данными, как это делают не аутичные дети. Мы должны учить их словам постепенно, многократно называя предметы и занятия одним и тем же образом. Процесс многократного называния должен стать естественной частью повседневных ситуаций в жизни ребенка. Исследования показывают, что дети с нарушениями речи любого рода лучше всего учатся в естественных структурированных ситуациях. Например, когда ребенок обедает или делает перерыв, чтобы попить. Покажите ребенку чашку: «Смотри, чашка Питера. Мама/папа наливает сок в чашку. Питер пьет. Хорошо пьешь, Питер, молодец».

Воспроизводите аналогичные повседневные ситуации с помощью мягких игрушек/кукол. Во время этих проигрышей используйте такой же язык. «Смотри, чашка мишки». Изобразите, как вы поите соком паровозик, динозавра или другую любимую игрушку ребенка. Повторите такую же ситуацию, что и в жизни ребенка, сопровождая ее таким же языком. Это способствует развитию навыков символической игры у ребенка, а также ведет к формированию социальных навыков.

Сфотографируйте подобные повседневные ситуации с ребенком, а также проигрыши с его любимой игрушкой. Сделайте книгу из этих фотографий. Фотокамера и ламинатор – незаменимые для вас инструменты. Но если у вас их нет, то используйте уже существующие фотографии, клей, карточки и липкую ленту. Сшейте и прошнуруйте книгу. Такие самодельные книги о вашей домашней жизни будут иметь прямой смысл для ребенка, и они смогут улучшать его навыки речи, понимания, а также навыки обращения с книгами и обучения.

Помните, дети с нарушениями речи нуждаются в том, чтобы им все повторяли тысячи раз, только так они могут научиться.

Сделайте ребенку книги о вашем доме, членах семьи, питомцах, предметах, занятиях и событиях, во время которых присутствовал ребенок. К каждой странице добавьте простой печатный текст. Начните с одного слова для каждой картинки. Хорошее начало – имя самого ребенка. Затем можно добавить такие слова как мама, папа, имя брата или сестры, названия любимых предметов, игрушек или имена домашних животных. Во время чтения такой книги всегда поощряйте указание пальцем.

Скажите ребенку, на что он должен показать: «Питер, покажи на Бена». Придайте его руке нужную форму, укажите его пальцем и похвалите его. «Хорошо показал, Питер». Потом просите показать на соответствующее слово: «Покажи на слово «Бен». Подведите к слову его палец и похвалите его. Такие действия придется повторять множество раз.

Сделайте набор карточек с такими же фотографиями и отдельные слова-подписи. Пусть сначала каждая фотография будет с соответствующим словом. Говорите при этом: «Питер, здесь написано Бен, посмотри на Бена». Водите рукой ребенка, связывая слово и фотографию. Говорите: «Очень хорошо, Питер, слово Бен, картинка с Беном». Увеличивайте количество фотографий и соответствующих им слов по одной, по мере прогресса ребенка. Всегда используйте как можно больше словесной похвалы, если необходимо, поощряйте ребенка какой-то очень значимой для него наградой за каждое правильное действие. Это поможет ребенку ассоциировать данный опыт со своим личным удовольствием. Делайте это, даже если вся сессия работы с книгой встречает сильное или умеренное сопротивление ребенка. Во время работы ребенок всегда должен добиваться успеха, даже если вы будете «тащить» его на протяжении всего задания. Убедитесь, что задание реалистично, и что оно соответствует уровню знаний и понимания ребенка.

Если ребенок научился со временем правильно подбирать картинки и слова, то вы можете попробовать использовать одни слова без картинок, говоря: «Питер, дай маме/папе слово Бен». Постепенно увеличивайте количество слов. Если ребенок успешно справляется с такими заданиями, то, скорее всего, его можно научить читать с помощью подхода «слова целиком» вместе с фоническим знанием для поддержки развития на следующей стадии.

Помните, что дети с аутизмом учатся только тому, что значимо лично для них или как-то связано с важным для них опытом. Они поймут связь и значение письменной речи, если использовать слова, которые значимы и связаны с данным конкретным ребенком.

Контрольный список до обучения чтению

Может дать правильный предмет по просьбе взрослого при отсутствии выбора

Может дать правильный предмет по просьбе взрослого, выбрав из двух предметов

Может дать правильный предмет по просьбе взрослого, выбрав из нескольких различных предметов

Может спонтанно указывать на предметы

Может указывать на предметы по просьбе взрослого

Может выбрать правильную фотографию в ответ на просьбу взрослого

Может определить две одинаковые фотографии

Может определить слово под фотографией

Может подобрать слово к фотографии при отсутствии выбора

Может подобрать слово к фотографии при наличии выбора из двух слов

Может подобрать слово к фотографии при наличии выбора из трех слов

Может подобрать слово к фотографии при наличии выбора из четырех слов

Может подобрать слово к фотографии при наличии выбора из более чем четырех слов

Контрольный список по обучению чтению

Может смотреть на картинку и говорить о ней

Может показать на определенный предмет на картинке по просьбе

Может отвечать на вопросы «что» о картинке

Может отвечать на вопросы «почему» о картинке

Может отвечать на вопросы «кто» о картинке

Демонстрирует понимание того, что текст имеет определенный смысл

Может показать и повторить текст, который только что был прочитан

Может определить в тексте имя персонажа

Может определить отдельные слова в тексте

Может определить некоторые слова в тексте с помощью фонических подсказок

Может использовать разделение на слоги для декодирования слов

Может использовать суффиксы для декодирования слов

Может найти различные слова в тексте, если они выбираются случайно и вне контекста

Может ответить на вопросы, непосредственно связанные с текстом

Может вспомнить последовательность истории и пересказать ее собственными словами