Среди множеств чисел имеются множества, где объектами выступают числовые промежутки. При указывании множества проще определить по промежутку. Поэтому записываем множества решений, используя числовые промежутки.

Данная статья дает ответы на вопросы о числовых промежутках, названиях, обозначениях, изображениях промежутков на координатной прямой, соответствии неравенств. В заключение будет рассмотрена таблица промежутков.

Определение 1

Каждый числовой промежуток характеризуется:

  • названием;
  • наличием обычного или двойного неравенства;
  • обозначением;
  • геометрическим изображением на координатой прямой.

Числовой промежуток задается при помощи любых 3 способов из выше приведенного списка. То есть при использовании неравенства, обозначения, изображения на координатной прямой. Данный способ наиболее применимый.

Произведем описание числовых промежутков с выше указанными сторонами:

Определение 2

  • Открытый числовой луч. Название связано с тем, что его опускают, оставляя открытым.

Этот промежуток имеет соответствующие неравенства x < a или x > a , где a является некоторым действительным числом. То есть на такое луче имеются все действительные числа, которые меньше a - (x < a) или больше a - (x > a) .

Множество чисел, которые будут удовлетворять неравенству вида x < a обозначается виде промежутка (− ∞ , a) , а для x > a , как (a , + ∞) .

Геометрический смыл отрытого луча рассматривает наличие числового промежутка. Между точками координатной прямой и ее числами имеется соответствие, благодаря которому прямую называем координатной. Если необходимо сравнить числа, то на координатной прямой большее число находится правее. Тогда неравенство вида x < a включает в себя точки, которые расположены левее, а для x > a – точки, которые правее. Само число не подходит для решения, поэтому на чертеже обозначают выколотой точкой. Промежуток, который необходим, выделяют при помощи штриховки. Рассмотрим рисунк, приведенный ниже.

Из вышеприведенного рисунка видно, что числовые промежутки соответствуют части прямой, то есть лучам с началом в a . Иначе говоря, называется лучами без начала. Поэтому он и получил название открытый числовой луч.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

При заданном строгом неравенстве x > − 3 задается открытый луч. Эту запись можно представить в виде координат (− 3 , ∞) . То есть это все точки, лежащие правее, чем - 3 .

Пример 2

Если имеем неравенство вида x < 2 , 3 , то запись (− ∞ , 2 , 3) является аналогичной при задании открытого числового луча.

Определение 3

  • Числовой луч. Геометрический смысл в том, что начало не отбрасывается, иначе говоря, луч оставляет за собой свою полноценность.

Его задание идет с помощью нестрогих неравенств вида x ≤ a или x ≥ a . Для такого вида приняты специальные обозначения вида (− ∞ , a ] и [ a , + ∞) , причем наличие квадратной скобки имеет значение того, что точка включена в решение или в множество. Рассмотрим рисунок, приведеный ниже.

Для наглядного примера зададим числовой луч.

Пример 3

Неравенство вида x ≥ 5 соответствует записи [ 5 , + ∞) , тогда получаем луч такого вида:

Определение 4

  • Интервал. Задавание при помощи интервалов записывается при помощи двойных неравенств a < x < b , где а и b являются некоторыми действительными числами, где a меньше b , а x является переменной. На таком интервале имеется множество точек и чисел, которые больше a , но меньше b . Обозначение такого интервала принято записывать в виде (a , b) . Наличие круглых скобок говорит о том, что число a и b не включены в это множество. Координатная прямая при изображении получает 2 выколотые точки.

Рассмотрим рисунок, приведенный ниже.

Пример 4

Пример интервала − 1 < x < 3 , 5 говорит о том, что его можно записать в виде интервала (− 1 , 3 , 5) . Изобразим на координатной прямой и рассмотрим.

Определение 5

  • Числовой отрезок. Данный промежуток отличается тем, что он включает в себя граничные точки, тогда имеет запись вида a ≤ x ≤ b . Такое нестрогое неравенство говорит о том, что при записи в виде числового отрезка применяют квадратные скобки [ a , b ] , значит, что точки включаются во множество и изображаются закрашенными.

Пример 5

Рассмотрев отрезок, получим, что его задание возможно при помощи двойного неравенства 2 ≤ x ≤ 3 , которое изображаем в виде 2 , 3 . На координатной прямой данный точки будут включены в решение и закрашены.

Определение 6 Пример 6

Если имеется полуинтервал (1 , 3 ] , тогда его обозначение можно в виде двойного неравенства 1 < x ≤ 3 , при чем на координатной прямой изобразится с точками 1 и 3 , где 1 будет исключена, то есть выколота на прямой.

Определение 7

Промежутки могут быть изображены в виде:

  • открытого числового луча;
  • числового луча;
  • интервала;
  • числового отрезка;
  • полуинтервала.

Чтобы упростить процесс вычисления, необходимо пользоваться специальной таблицей, где имеются обозначения всех видов числовых промежутков прямой.

Название Неравнство Обозначение Изображение
Открытый числовой луч x < a - ∞ , a
x > a a , + ∞
Числовой луч x ≤ a (- ∞ , a ]
x ≥ a [ a , + ∞)
Интервал a < x < b a , b
Числовой отрезок a ≤ x ≤ b a , b

Полуинтервал

Числовой интервал

Промежуток , открытый промежуток , интервал - множество точек числовой прямой, заключённых между двумя данными числами a и b , то есть множество чисел x , удовлетворяющих условию: a < x < b . Промежуток не включает концов и обозначается (a ,b ) (иногда ]a ,b [ ), в отличие от отрезка [a ,b ] (замкнутого промежутка), включающего концы, то есть состоящего из точек .

В записи (a ,b ) , числа a и b называют концами промежутка. Промежуток включает все вещественные числа , промежуток - все числа меньшие a и промежуток - все числа большие a .

Термин промежуток используется в составе сложных терминов:

  • при интегрировании - промежуток интегрирования ,
  • при уточнении корней уравнения - промежуток изоляции
  • при определении сходимости степенных рядов - промежуток сходимости степенного ряда .

Кстати, в английском языке словом interval называется отрезок . А для обозначения понятия интервала используется термин open interval .

Литература

  • Выгодский М. Я. Справочник по высшей математике. М.: «Астрель», «АСТ», 2002

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Числовой интервал" в других словарях:

    От лат. intervallum промежуток, расстояние: В музыке: Интервал отношение высот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. В математике: Интервал (геометрия) множество точек прямой, заключённых между точками А и В,… … Википедия

    < x < b. Промежуток не включает концов и обозначается (a,b)… … Википедия

    Промежуток, открытый промежуток, интервал множество точек числовой прямой, заключённых между двумя данными числами a и b, то есть множество чисел x, удовлетворяющих условию: a < x < b. Промежуток не включает концов и обозначается (a,b)… … Википедия

    Промежуток, или более точно, промежуток числовой прямой множество вещественных чисел, обладающее тем свойством, что вместе с любыми двумя числами содержит любое, лежащее между ними. С использованием логических символов, это определение… … Википедия

    Напомним определения некоторых основных подмножеств действительных чисел. Если, то множество называется отрезком расширенной числовой прямой R и обозначается через, то есть В случае отрезок … Википедия

    Последовательность Числовая последовательность это последовательность элементов числового пространства. Числовые пос … Википедия

    МИКРОСКОП - (от греч. mikros малый и skopeo смотрю), оптический инструмент для изучения малых предметов, недоступных непосредственному рассмотрению невооруженным глазом. Различают простой М., или лупу, и сложный М., или микроскоп в собственном смысле. Лупа… … Большая медицинская энциклопедия

    ГОСТ Р 53187-2008: Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий - Терминология ГОСТ Р 53187 2008: Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий оригинал документа: 1 Дневной оценочный уровень звука. 2 Вечерний оценочный максимальный уровень звука. 3 Ночной оценочный уровень звукового давления … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Отрезком может называться одно из двух близких понятий в геометрии и математическом анализе. Отрезок множество точек, к … Википедия

    Коэффициент корреляции - (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора

План урока

Дата ________ Урок №______

Тема Числовые промежутки.

Учебно-воспитательные задачи:

1.Ознакомить учащихся с записью решения неравенств с помощью промежутков.

2. Способствовать развитию мышления, речи учащихся, умения анализировать, обобщать, выделять главное, упрощать.

3. Воспитывать аккуратность, последовательность, самостоятельность, интерес к предмету.

Цель: Научить учащихся решению неравенств с помощью промежутков.

Наглядные пособия: книга, ноутбук.(презентация 91479 )

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Приветствие учеников.

2.Проверка домашнего задания:

У доски

3. Этап усвоения новых знаний:

Промежутки на числовой (координатной) прямой.

    Рассмотрим координатную прямую, в этот раз координатная прямая изображена без указания начала отсчета и величины единичного отрезка.

На координатной прямой отметили точку а . Все точки, расположенные правее, отмечены штриховкой- это числа большие числа а. Такое множество точек наз. открытым лучом и обозначают - символическая запись. Читается так: «От а до плюс бесконечности». Для любого числа х из этого множества верно неравенство xa

Дать учащимся возможность самим догадаться, как обозначают такой открытый лучи и какое неравенство будет верным для всех чисел, принадлежащих ему.

Проверка: такой открытый луч обозначают , знак читается «минус бесконечность»/ Для любого числа х из этого множества верно неравенствоxa.


Рассмотреть рисунки и сравнить их с предыдущими рисунками. В чем сходство. В чем отличие? Зачем точку, соответствующую точке а закрасили черным цветом?

Так на рисунке обозначают обычный луч. Для обозначения луча при записи используют квадратную скобку [a ;), (;a ].

Такие неравенства называются нестрогими в отличие от неравенств видаxa,xa которые называют строгими.

Определите, на каких рисунках изображены лучи, а на каких – открытые лучи, и сделайте соответствующие записи (используя скобки и используя знаки неравенства). Слайд



На этом рисунке штриховкой отмечены точки(числа), расположенные между точками a и b. Такое множество точек называют интервалом и обозначают(а; b ) .Неравенство имеет вид axb


На этом рисунке изображен тот же интервал, но на этот раз к нему присоединили его концы, точки a и b. Такое множество называется отрезком , который обозначают . Неравенство имеет вид axb

Определите, на каких рисунках изображены отрезки, а на каких – интервалы, и сделайте соответствующие записи (используя скобки и используя знаки неравенства). Слайд11



5. Закрепление:

Слайд 9-11

4.Работа по учебнику.

990 устно,

991-992 у доски «цепочкой»,

5. Самостоятельная работа

6. Итог урока:

А теперь давайте подведем итог нашей работы. Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке? Что обозначает не закрашенный (закрашенный) кружок на числовой прямой? Когда при обозначении числового промежутка пишутся круглые (квадратные) скобки?

Что сегодня на уроке вам показалось сложным? Есть ли вопросы по новому материалу?

Выставление отметок за урок.

7. Домашнее задание:

Выучить правила № 9 94-№995

К числовым промежуткам относятся лучи, отрезки, интервалы и полуинтервалы.

Виды числовых промежутков

Название Изображение Неравенство Обозначение
Открытый луч x > a (a ; +∞)
x < a (-∞; a )
Замкнутый луч x a [a ; +∞)
x a (-∞; a ]
Отрезок a x b [a ; b ]
Интервал a < x < b (a ; b )
Полуинтервал a < x b (a ; b ]
a x < b [a ; b )

В таблице a и b - это граничные точки, а x - переменная, которая может принимать координату любой точки, принадлежащей числовому промежутку.

Граничная точка - это точка, определяющая границу числового промежутка. Граничная точка может как принадлежать числовому промежутку, так и не принадлежать ему. На чертежах граничные точки, не принадлежащие рассматриваемому числовому промежутку, обозначают незакрашенным кругом, а принадлежащие - закрашенным кругом.

Открытый и замкнутый луч

Открытый луч - это множество точек прямой, лежащих по одну сторону от граничной точки, которая не входит в данное множество. Открытым луч называется именно из-за граничной точки, которая ему не принадлежит.

Рассмотрим множество точек координатной прямой, имеющих координату, большую 2, а значит расположенных правее точки 2:

Такое множество можно задать неравенством x > 2. Открытые лучи обозначаются с помощью круглых скобок - (2; +∞), данная запись читается так: открытый числовой луч от двух до плюс бесконечности.

Множество, которому соответствует неравенство x < 2, можно обозначить (-∞; 2) или изобразить в виде луча, все точки которого лежат с левой стороны от точки 2:

Замкнутый луч - это множество точек прямой, лежащих по одну сторону от граничной точки, принадлежащей данному множеству. На чертежах граничные точки, принадлежащие рассматриваемому множеству, обозначаются закрашенным кругом.

Замкнутые числовые лучи задаются нестрогими неравенствами. Например, неравенства x ⩾ 2 и x ⩽ 2 можно изобразить так:

Обозначаются данные замкнутые лучи так: , читается это так: числовой луч от двух до плюс бесконечности и числовой луч от минус бесконечности до двух. Квадратная скобка в обозначении показывает, что точка 2 принадлежит числовому промежутку.

Отрезок

Отрезок - это множество точек прямой, лежащих между двумя граничными точками, принадлежащими данному множеству. Такие множества задаются двойными нестрогими неравенствами.

Рассмотрим отрезок координатной прямой с концами в точках -2 и 3:

Множество точек, из которых состоит данный отрезок, можно задать двойным неравенством -2 ⩽ x ⩽ 3 или обозначить [-2; 3], такая запись читается так: отрезок от минус двух до трёх.

Интервал и полуинтервал

Интервал - это множество точек прямой, лежащих между двумя граничными точками, не принадлежащими данному множеству. Такие множества задаются двойными строгими неравенствами.

Рассмотрим отрезок координатной прямой с концами в точках -2 и 3:

Множество точек, из которых состоит данный интервал, можно задать двойным неравенством -2 < x < 3 или обозначить (-2; 3), такая запись читается так: интервал от минус двух до трёх.

Полуинтервал - это множество точек прямой, лежащих между двумя граничными точками, одна из которых принадлежит множеству, а другая не принадлежит. Такие множества задаются двойными неравенствами:

Обозначаются данные полуинтервалы так: (-2; 3] и [-2; 3), читается это так: полуинтервал от минус двух до трёх, включая 3 , и полуинтервал от минус двух до трёх, включая минус два.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Базовый учебник. Алгебра 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – 15-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007. ISBN 978-5-09-015964-7.

Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Цели урока:

  • Образовательные :
    • ввести понятие числового промежутка;
    • формировать умения работать с числовыми промежутками;
    • изображать на координатной прямой промежуток и множество чисел, удовлетворяющих неравенству;
    • прививать навыки графической культуры.
  • Воспитательные :
    • воспитание интереса к математике через использование и применение ИКТ;
    • создание условий для формирования коммуникативных навыков.
  • Развивающие :
    • совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация;
    • развитие способности самостоятельно решать учебные задачи, развитие любознательности учащихся, познавательного интереса к предмету;

Задачи урока:

  • Знать:
    • понятия: числовой промежуток, числовой луч, открытый числовой луч;
    • обозначение числовых промежутков, их названия.
  • Уметь:
    • изображать числовые промежутки на координатной прямой;
    • записывать числовые промежутки на математическом языке.
  • Научиться делать самоанализ урока.

Приобретаемые навыки детей:

  • умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы;
  • развитие логического мышления, памяти, речи, пространственного воображения;
  • повышение уровеня восприятия, осмысления и запоминания;
  • воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины;
  • умение подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность;

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, парная.

Формы организации работы учителя:

  • используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение;
  • проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации;
  • постановка цели занятия перед учащимися;
  • обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ПК, линейка, карандаш, набор цветных карандашей, Презентация .

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (1 мин.) Учитель проверяет готовность к уроку Учащиеся определяют готовность к уроку
Проверка домашнего задания и актуализация знаний. (1 мин.) Проверяем домашнее задание.
Слово консультантам.
(на каждом ряду есть ответственные учащиеся, которые перед началом урока проверяют наличие выполненного домашнего задания).
Открывают тетради. Докладывают о выполнении домашнего задания учащимися. (В случае отсутствия домашнего задания, учащимся даётся консультация после уроков)
Устный счёт (6 мин.)
Слайды 2, 3, 4, 5.
1. Сложите почленно неравенства:

– 5 < 24 и 15 < 35;
– 42 < 0 и – 6 < – 1;
9 > – 25 и – 2 > – 5;
78 > 33 и – 22 > – 23;
32 > – 1 и 14 > 7.

2. Умножьте почленно:

5 < 24 и 8 < 10;
44,2 < 0 и 5 < 49;
9 > 5 и 4 > 3;
5 > 3,5 и 6 > 2;
2 > 1 и 4 > 3.

3. Прочитайте неравенство и назовите несколько значений переменной, удовлетворяющее данному неравенству:

x < – 4; x > 8; – 2 < x < 2.

4. Между какими целыми числами заключено число?

Ответы учащихся:

10 < 59
– 48 < – 1
7 > – 30
56 > 10
46 > 6

40 < 240
21 < 0
36 > 15
30 > 7
8 > 3.

Учащиеся читают и называют значения переменной Х, удовлетворяющее данному неравенству.

Называют целые числа между которыми заключено число.

Целеполагание (2 мин.)
Слайд 6.
Сегодня на уроке мы должны научиться изображать неравенства в виде промежутков и записывать их обозначениями. Нам потребуется линейка, карандаш и цветные карандаши, если у кого они есть. Готовят инструменты
Изучение нового материала. (10 мин.)
Слайд 7
Слайды 8, 9
Слайды 10, 11
Изучение нового материала сопровождается показом презентации

1. Ввод понятия числового промежутка.
2. Обозначение числовых промежутков.
3. Пересечение и объединение множеств.

Слушают объяснение учителя и делают записи в рабочих тетрадях.

Физминутка (1 мин.) Самое время заняться гимнастикой, чтобы голова и тело отдохнули от работы!
1. Вытяни руки перед собой и покрути кистями то в одну, то в другую сторону. Сделай 3 раза.
2. Надави пальцами рук друг на друга, отожми, а потом вновь надави и задержи пальцы в таком состоянии секунд 5-7.
3. Покрутите головой, 3 раза в одну сторону, три раза в другую.
4. Закрой рукой глаз, скрути корпус в одну сторону, а потом в другую. Сделай 3 раза.
Выполняют указанные предписания на месте.
Дежурный по классу ведёт физминутку
Освоение учащимися новой информации (5 мин.) Работаем с информацией из учебника
Стр. 173, таблица.
Запоминают обозначение и название числовых промежутков.
Первичное закрепление знаний (14 мин.) 1. №812 (а, б, е, ж);
2. №815;
3. №816;
4. №825 (а, б);
5. №827 (а, б).
У доски и в тетрадях.
Контроль и проверка знаний (2 мин.) №813 Один ученик у доски, остальные проверяют правильность его ответа и запись числового промежутка.
Рефлексия (1 мин.) Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

– Что было самое интересное на уроке?
– Что было самое трудное на уроке?

Ответы с места
Подведение итогов урока (1 мин.) Итак, подведём итоги урока. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
– Какие новые числовые промежутки вы сегодня узнали?
Отвечают на вопрос: Открытый луч,
Замкнутый луч,
Отрезок,
Интервал,
Полуинтервал.
Домашнее задание (2 мин.) п.33, стр. 173, знать обозначение и название числовых промежутков.
№814, №816 (в, г), №825 (в).
Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневник