Азербайджанская Республика Министерство Образования

Бакинский Государственный Университет

Исторический факультет

Кафедра: «История стран Азии и Африки»

Курсовая работа

На тему: «Исторический портрет Чингисхана»

Студента очного отделения IV курса

Пириева Нуру Ахмед оглы.

Научный руководитель: доц. Р.И.Исмаилов

Заведующий кафедрой: проф. М.М.Софиев


Введение

1. Детство будущего полководца и начало межплеменной борьбы

2. Объединение страны под руководством Темучина и Великий курултай

3. Чингизхан как государственный деятель

Заключение

Библиография

монгольское государство полководец чингизхан


Введение

Семьсот лет назад один человек покорил почти весь мир. Он стал хозяином покоренных им незнакомых территорий. На протяжении всей жизни ему давали много имен. Нам он больше известен под именем Чингисхан.

Нам привычен перечень великих, начиная от Александра Македонского, Юлия Цезаря и кончая Наполеоном. Однако Чингисхан был более масштабной фигурой, чем хорошо известные деятели европейской исторической сцены. 1

Сомневаться в реальности Чингисхана, в том, что он когда – то жил на свете, водил войска, составлял законы, нет смысла. Как нет смысла сегодня изображать дело так, будто «под именем» Чингисхана скрывался какой - нибудь русский князь. Так что будем исходить из того что Чингисхан был. Был именно что Чингисханом. А вот монголом он, безусловно, не был. Речь, конечно же, идет о тюрке.

Настоящие,а не сказочные монголы к XIIIвеку имели еще меньше возможностей к тому, чтобы создать ту великую империю, которую им склонны приписывать. Потому что, глядя правде в глаза, представляли собой не более чем рыхлое скопище племен (степных кочевников и лесных охотников). Легко сочинять красивые сказки: про то, как эти классические кочевники - скотоводы однажды, неведомо с какого перепугу, решили завоевать и ограбить весь окружающий мир до «последнего моря». В реальной жизни таких чудес не бывает, поскольку жизнью правят не романтические фантазии, а упрямые экономические законы. Чтобы совершить более – менее масштабные завоевания, нужна не просто «большая орда», а хорошо организованная армия с соответствующим вооружением. Поскольку у монголов не было ровным счетом никаких традиций государственности, они оказались бы решительно способны в кратчайшие сроки эту армию создать.

А кто у нас к XIIIвеку в Азии обладал опытом государственного строительства, создания профессиональной армии, управленческого аппарата. Ответ и искать не нужно, он лежит на поверхности. Конечно же тюрки. Имевшие за плечами многовековой опыт каганатов, опыт государственности. Насколько с точки зрения реальной экономики, военной истории, техники и политики самым что ни на есть сомнительнейшим кандидатом на роль объединителей Великой степи предстают монголы, настолько же подходящие - тюрки.

А меж тем древние источники рисуют Чингисхана высоким длиннобородым, с «рысьими» зелено – желтыми глазами! Перед нами, таким образом, никакой не монгол, а опытный тюрк. Знатный представитель старинного рода, не гонявшего скот по степям, а имевшего тот самый многовековой опыт государственного строительства. Для тюрка Чингисхана создание нового государства было не каким-то экзотическим экспериментом, а дело самым что ни на есть обычным, которым на протяжении должных столетий занимались его предки. 1

Чтобы понять этого человека, мы просто должны приблизиться к нему и его окружению на той территории, которая существовала восемьсот лет назад. Мы не можем оценивать его по меркам современной цивилизации. Мы должны рассматривать его согласно воззрениям сурового мира степей, населенного охотниками, кочевниками, скачущими на лошадях и использующими как средство транспорта оленей. 2

Это пустыня Гоби, в год 1162-й нашей эры, год Свиньи по календарю двенадцати зверей. Река времени течет стремительно. Пронеслась, промчалась вереница лет, унося в безвозвратную даль отрочество и юность, и вот возмужалый Темучин уже предводитель кочевников и водит многотысячную рать по степям Центральной Азии, нанося одно поражение за другим своим врагам. За военные доблести и выдающийся ум монгольские роды и племена дважды, около 1189 г. и в 1206 г., провозгласили Темучина ханом и дали ему титул «Чингиз – хан». Совершенно вытеснивший его личное имя. 3

В данной работе описываются события которые произошли в жизни Чингисхана: его детские годы, изгнание из рода, как Темучин убивает своего брата; на него надевают колодку, побег из плена; его женитьба, избирание ханом, избавление от монгольских князей, битва с Джамухой, ранение Темучина; 1206 год Великий курултай, провозглашение царства монгольского, он становиться Чингис ханом; Война с Цзиньской империей, взятие Пекина; Отрарский инцидент, взятие Бухары, Самарканда, Ургенча; Джэбэ и Субудэй на Кавказе и на Руси; тангутская кампания и смерть Чингисхана.

В последние годы «монголо – татарское иго» поминают все чаще -чаще одни его проклинают, почитая в нем причины всех бед, другие считают его благом, третьи отрицают само его существование, четвертые находят свой политический интерес в поисках истоков государственности своего народа в монголах или татарах, пятые, шестые….. Можно продолжать до бесконечности этот перечень. Одно ясно и неоспоримо - уникальность такого явления, как мировая империя монголов, которая была создана Чингисханом и его ближайшими преемниками. Личность Чингисхана сама по себе тоже вызывает громадный интерес, о нем пишут и знаменитые ученые, и авторы бульварных романов, снимают фильмы - как строго исторические картины, так и просто незатейливые боевики. 1

О Чингиз-хане существует огромная литература. Образ великого полководца был в центре внимания и его современников, и последующих поколений историков.

Основными источниками можно считать письменные известия, созданные как непосредственно в период монгольских завоеваний, так и поколением позже. Одним из основных источников является «Сокровенное сказание» или «Тайная история» монголов, - историческое повествование, написанное в 1240 г., в жанре богатырского эпоса. Его значение особенно велико потому, что это единственный монгольский письменный источник, рассказывающий историю «золотого рода»

Чингисхана вплоть до Угэдэя. 2

В начале XIV в. создано выдающееся собрание сведений о средневековом Востоке - «Сборник летописей» Рашид ад-Дина. Этот сборник также является одним из ценных источников по истории монгольской империи. 3

Джиованни дель Плано Карпини, был направлен римским папой Иннокентием IVпослом к монгольскому каану в Каракорум, куда он добрался в 1246 г. Отчет об этом путешествии и пребывании у монголов и составляет содержание его «Истории монгалов».

Путешествие Рубрука в Монголию произошло в 1253-1255 годах. Его книга, написанная на материале этого путешествия и пребывания у монголов, оказалась очень удачной. 4

В качестве основной литературы была использована «История Монгольской Народной Республики». Ниже перечислен список пособий, использованных при написании данной работы.

Большой интерес представляет собой труд Р.Груссе «Чингисхан: покровитель вселенной». Где очень большое внимание уделено детским годам Чингисхана и формированию его как личности. 2

Среди исследований относящихся к эпохе монголов, большинство составляют труды написанные о биографии, личности Чингисхана, о его государственной деятельности, полководческих способностях, о его завоеваниях, внутренней и внешней политике. Среди них: «Чингисхан» Курт Давида, «Чингисхан» Джон Мэна, «Чингисхан» Гарольд Лэмба, «Чингисхан и рождение современного мира» Д.Уэзерфорда.

Фундаментальными исследованиями по истории монголов, об их взаимоотношениях с другими народами, о походах монголов являются сочинения, труды В.В. Бартольда, Б.Я. Владимирцева, Т.И. Султанова, Р.П. Храпачевского, Э.Д. Филлипса, А.Бушкова и т.д.

Использование в дипломной работе новых пособий, источников создает условия для просмотра на эту тему с новых аспектов, выявления и оценка его отрицательных и положительных условия.

Дипломная работа охватывает XII-XIIIвека. В первой главе рассказывается о детских годах, юности Чингисхана и начале межплеменной борьбы в монгольской степи. Во второй части изложены события связанные с объединением страны под руководством Темучина и провозглашение его ханом на Великом Курултае. В последней главе говорится о государственной деятельности Чингисхана, о его внутренней и внешней политике, о походах и завоеваниях расширение территории монгольского государства.

Дипломная работа состоит из Введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и резюме.


1. Детство будущего полководца и начало межплеменной борьбы

Образование монгольского государства и сложение монгольской народности относится к началу XIII в. До этого монголы жили отдельными племенами и племенными объединениями. Каждое из этих племен и племенных объединений имело своего предводителя – хана. Кочевое скотоводческое общество монгольских племен в конце XIIв. вступило в стадию развития феодального способа производства.

По данным китайских источников, монгольские племена в XII в. населяли территорию от Великой Китайской стены до верховьев Селенги. Южных монголов, кочевавших у оз. Буир-Нур вдоль границ Цзиньской империи, называли «белыми татарами». Некоторые авторы отождествляют «черных татар» с теми племенами, которые являлись ядром племенного объединения, получившего вначале XIII в. общее наименование «монгол».

Само слово «монгол» до сих пор в исторической науке не имеет единого толкования. По сообщениям китайских и других источников, «монголами» называлось одно из древних племен, живших на территории Монголии. Наиболее вероятно предположение о том, что термин «монгол» обозначавший вначале одно из племен, затем стал собирательным, подразумевавшим всю монгольскую народность, вместе взятую. 1

Личность Чингисхана

Со времени правления Чингисхана прошло уже более семи столетий, но в мировой науке до сих пор нет единой оценки его личности. А писать портрет деятеля такого масштаба, каким являлся этот легендарный монгол, только черной или белой краской невозможно.

Как известно, и поныне его имя, как правило, сопровождается многими громкими титулами – Великий завоеватель, Потрясатель Вселенной, Владыка мира, Великий монгол. Восхождение Чингисхана на вершины власти поражает своей стремительностью, целенаправленностью и упорством, а пройденный им жизненный путь, без преувеличения, можно назвать феноменальным. В истории вряд ли еще можно найти пример того, как простой скотовод, занимавшийся прежде только охотой и уходом за животными, сокрушил бы десятки армий и государств, как неграмотный кочевник, никогда не видавший города и далекий от основ цивилизации, создал бы законы для пятидесяти народов. Недаром известный востоковед Гарольд Лэм, характеризуя империю Чингисхана, писал: «Эта империя, как бы волшебством вызванная из ничего, ставила в тупик историков… Мы не можем мерить его меркой нынешней цивилизации».

Безусловно, трудное детство и юность Тэмуджина, трагическая гибель отца наложили свой отпечаток на формирование характера будущего всемогущего хана. Он рано почувствовал себя не только мужчиной, но и главою рода, способным защищать свою семью и имущество от разбойников, а себя от обид и оскорблений. Уже в юности у него определились такие черты характера, как выдержка и выносливость: он умел ждать и терпеть, настойчиво стремиться к достижению поставленной цели.

Вместе с тем, с молодых лет во всех делах и поступках Тэмуджина, его отношениях с окружающими проявлялись властность и крутой нрав. Но эти черты характера удачно уравновешивались обаянием его личности. Он умел приобретать преданных ему друзей и всю свою жизнь ценил в людях верность. Это сослужило ему хорошую службу при осуществлении всех его планов и замыслов. Вот что пишет по этому поводу Гарольд Лэм: «Ни Темучжин, ни преданные ему молодые храбрецы не были людьми мелкой души. В характере самого Темучжина было глубоко заложено великодушие и чувство благодарности к тем, кто ему верно служил… Он был приучен к тому, чтобы хитростью уравновешивать коварство своих врагов, но слово, данное им кому-нибудь из своих, никогда не нарушалось. “Недержание своего слова, – говаривал он в позднейшие годы, – со стороны правителя является гнусностью”».

Великий хан не был словоохотлив. Вначале он думал, а потом говорил. Уже в молодости ему было свойственно зрелое размышление. О том, что разум в нем всегда преобладал над чувствами и эмоциями, свидетельствует и то, что он был чужд порочных наклонностей и страстей. Нет никаких сведений о том, что хан был излишне пристрастен к прекрасному полу. По обычаям того времени, он брал с собой в поход одну из своих жен, а после победы над очередными врагами захватывал их жен или родственниц. Но это, по меркам того времени, было самым обычным явлением и служило либо выражением превосходства над побежденными, либо залогом заключения политического союза и покорности. 12 тысяч красивых девушек, которых ему, по словам Джузджани, доставили в Западном походе, вряд ли можно расценивать как признак его любвеобилия – это была обычная военная добыча. Самыми почитаемыми спутницами жизни для Чингисхана всегда оставались его четыре жены: Бортэ, Есуй, Есуган и Хулан, которые обладали не только красотой, но и умом и хорошим нравом.

Не страдал император и пороком чрезмерного пьянства, хотя в его роду имелись примеры алкоголизма: пьяницами были его сын Угэдэй и внук Каши, который даже умер от излишних возлияний. У самого же Чингисхана единственной и самой сильной страстью, которая сохранялась на протяжении всей жизни, была охота.

Властная натура Великого правителя всегда стремилась к владычеству, почету и авторитету у монголов. Он мечтал возвеличить и прославить свой народ победами. Он видел перст провидения в том, что в юности его жизнь чудом была дважды спасена. Значит, считал великий полководец, это было неслучайно и ему уготовано высокое предназначение. Поэтому он свято верил в божественное предопределение Вечного Синего Неба – Менкэ-Кеке-Тенгри, в то, что именно оно способно вознести его на недосягаемую высоту.

В умах монгольского общества того времени создались условия для появления гениального вождя и полководца. Поэтому вокруг Тэмуджина собралась большая часть монгольских вождей и соплеменников. Под своей неограниченной властью он собрал все монгольские племена, живущие и поныне от Алтая до Аргуни и от сибирской тайги до Великой Китайской стены. Но, будучи педантически строгим приверженцем законности, он хотел, чтобы власть эта была признана официально. На 52-м году жизни правителя осуществилась его давнишняя мечта: на общеплеменном собрании – курултае он был провозглашен Божественным Чингисханом, т. е. «всенародным Великим императором». Монгольский историк Санан-Сэчэн в связи с этим торжественно писал: «Чингис-хан отселе провозгласил единое имя монголов; это имя было такое блестящее, что все с пробуждающимся национальным чувством стали гордиться им. Все предводители родов и племен становятся вассалами монгольского хана и приобретают имя монголов». Это лишний раз свидетельствует о том, что кроме веры в свою божественную миссию на земле Чингисхан искренне верил и в великую будущность своего родного народа.

Прочно утвердившись на престоле, Чингисхан со свойственными ему энергией и организаторским талантом продолжал деятельно работать над устройством своей обширной кочевой державы. В основу ее он положил традиционный родовой быт тогдашнего монгольского общества, такую же соподчиненность лиц и классов, какая бытовала в одном племени, возглавляемом степным аристократом. В империи Чингисхана эта иерархия получила более грандиозное развитие. Во главе каждого рода стоял его вождь. Несколько родов составляло племя, возглавляемое лицом более высокого ранга. В свою очередь, оно подчинялось еще высшей степени, и так далее до Великого хана. Идея личности, подчиненности единоличному авторитету была близка к принципу военной организации. Причем все это было освящено глубокой религиозностью народных масс. Таким образом, империя Чингисхана, по сути, базировалась на военной основе, и подавляющую массу ее народонаселения составляли воины-наездники.

Одной из важнейших политических задач, которые поставил себе Великий завоеватель, было создание единой Азиатской державы – посредницы между цивилизациями Востока и Запада. Подвластные ему народы могли воспользоваться благами и той, и другой культуры.

При назначении на военные и административные должности Чингисхан никогда не руководствовался только происхождением человека. Для него было важно соответствие и пригодность данного лица для дела. Начиная от вельможи и кончая простым воином, Чингисхан всем предъявлял высокие нравственные требования. Огромную помощь в выборе соратников ему оказывали глубокое знание человеческой души и умение распознавать людские характеры. Великий хан не терпел предательства и страха. Таких людей он причислял к низменным, подлым и рабским натурам. Так, Чингисхан приказывал отрубать головы врагам за их измену своему «природному князю». А тех, кто оставался верен ему, он, наоборот, после одержания побед осыпал наградами и приближал к себе. Ведь такие люди, по его мнению, ставили свою честь и достоинство выше собственной безопасности и материального благополучия.

Для управления огромной империей, конечно же, от правителя требовался недюжинный организаторский талант. В степном государстве с его огромными расстояниями нельзя было обойтись без надежной связи с отдельными районами. Центром созданной державы стала ставка Чингисхана, а для связи и передачи приказов в народ были организованы отряды верховых – ординарцев и курьеров. Они, «как стрелы», разлетались во все подвластные земли. Вся империя была покрыта густой сетью почтовых линий, так называемых «ям» (почтовых станций). По данным, приводимым Марко Поло, почтовую службу несли до 300 тысяч лошадей. Сообщения доставляли не только верхом, но и на телегах, оборудованных колокольчиками. В дальнейшем монгольская система связи (ямская служба) распространилась и на Китай и Россию.

Главнейшей задачей Чингисхана было создание боеспособной армии. Она должна была поддерживать единство империи и осуществлять обширные политические замыслы Великого правителя. И такая армия была им создана. Она отличалась высокой организованностью, порядком, жесточайшей дисциплиной и обладала большим стратегическим и тактическим искусством. Ее реформирование, создание новых родов войск и специальностей происходило непосредственно на поле боя, на основе военного опыта противника. Так, помимо легкой и тяжелой конницы, в ней появились пехотинцы, специалисты по проведению инженерных работ и стенобитчики. Во многом благодаря полководческому таланту Чингисхана монгольская армия не без основания считалась непредсказуемым и коварным врагом. Им была разработана собственная стратегия ведения боевых действий, которая на практике всегда обеспечивала победу. Она включала в себя тщательную разведку, использование засад и ловушек, мнимое отступление, внезапное нападение и расчленение войск противника на части, скрытое маневрирование, молниеносные марш-броски и многое другое. Чингисхан тщательно разрабатывал планы и способы ведения войны, а во время боев проявлял особую гибкость: при необходимости конница усиливалась другими войсками, а для создания у противника мнения о численном превосходстве монголов применялись чучела из соломы, одетые в воинские доспехи.

Разносторонностью своих дарований Чингисхан больше всего напоминает такую масштабную историческую личность, как Юлий Цезарь. А по военному таланту он даже превосходит Александра Македонского. Всю свою жизнь – с 10 до 72 лет – Великий завоеватель провел в седле и умер в военном походе. Он воспитал целую плеяду талантливых военачальников и полководцев, которые снискали себе заслуженную славу не только в годы правления Чингисхана, но и после его смерти.

Утверждая свое господство, Великий завоеватель повсюду сеял смерть: и в степях родной Монголии, и в войне с Северным Китаем, и в походе в Среднюю Азию. Однако в мире ислама он показал себя поистине «Бичом Божьим». Хан четко придерживалея своего главного принципа: не оставлять у себя за спиной врагов. Как-то он заявил своим воеводам: «Я запрещаю вам выказывать милосердие к моим врагам без особого на то с моей стороны распоряжения. Только суровость удерживает таких людей в повиновении. Когда враг завоеван, это еще не значит, что покорен, и он будет всегда ненавидеть своего нового властелина».

Масштабы разорений и число жертв монгольских завоевательных походов были огромны, а методы истребления противника – ужасны. Есть немало свидетельств о том, что монголы не только живьем замуровывали горожан в городские стены, но и сооружали из них башни, перекладывая тела слоями глины. В мусульманских источниках зафиксировано около трех десятков случаев «всеобщей резни» при взятии городов. Зачастую вырезали и все население окрестных селений. Пленные писцы потом подсчитывали число убитых. После взятия монголами города Мерве, например, этот ужасный подсчет продолжался 13 дней! Разгромив ненавистных ему татар, Чингисхан отдал приказ поголовно вырезать представителей этой народности, оставив в живых только детей, чей рост не превышал высоту оси походной повозки. Особо упорно оборонявшиеся гарнизоны уничтожались под корень. По словам историка XIII века Джуз-джани, когда Чингисхан как-то заявил в кругу приближенных, что перебил такое множество людей, что его слава будет вечной, ему на это резонно заметили: «Если хан и его слуги перебьют всех людей, среди кого же будет жить его слава?» На что Великий завоеватель ответил: «Государей в мире много. Я творил всеобщую резню и разрушение повсюду, куда ступали копыта коней войска Мухаммеда Огузского, хорезмшаха. А остальные народы, что находятся в странах других государей, сложат рассказы во славу мою!»

Эта жестокость Чингисхана, по-видимому, исходила из психологии воина, для которого всегда на первом плане была сила, а следовательно, и военное дело. Но он вовсе не практиковал жестокость ради жестокости. В своих приказах он часто запрещал бесцельное избиение мирного населения. Так, во время похода в Персию один из его лучших полководцев, Тучагар был подвергнут строгому наказанию за проявленную жестокость к персам. Население добровольно сдавшихся городов, как правило, щадилось и облагалось умеренной данью.

Применяя террор к завоеванным народам, Чингисхан прекрасно понимал последствия такой политики. Но он считал, что этим создает возможность удерживать в повиновении миллионы покоренных жителей других стран. Тем самым он готовил психологическую почву для своих будущих завоеваний. Особенно жестоко император расправлялся с населением восставших городов и провинций в тылу своих армий. Он не мог держать там больших воинских соединений и поэтому старался жестко затушить малейшие очаги сопротивления. Однако, оценивая личность Чингисхана, необходимо помнить, что этот Великий завоеватель жил на рубеже XII–XIII веков, а эта эпоха в жизни человечества была отнюдь не идиллической. Исторические факты свидетельствуют о том, что жестокость тогда проявлялась и в европейских странах. Стоит лишь вспомнить о поголовном истреблении населения города Льежа (Лютиха) Карлом Смелым и ужасы 30-летней войны, превратившей Среднюю Европу в пустыню. Поэтому нельзя не согласиться с Л. Н. Гумилевым, который писал по этому поводу: «Жестокости, совершенные победоносными монголами, конечно, ужасны, но не менее ужасными были зверства чжурчжэней в Китае, сельджуков в Армении, крестоносцев в Прибалтике и Византии. Такова была эпоха».

Второй по важности задачей, стоявшей перед монгольским правителем после создания боеспособной армии, было устройство гражданского управления империей. Она была труднее первой. Ведь в те времена монголы еще находились на первобытной ступени развития культуры. Монгольский народ даже не имел своей письменности. Сам Чингисхан не знал ни одного языка, кроме родного. Но при этом с присущей ему прозорливостью он смог оценить великое значение письменности и найти наиболее подходящий источник для создания монгольского письма. Он решил использовать с этой целью достижения уйгурской цивилизации. Уйгуры по духу были очень близки кочевникам, у них были сходные с монгольскими традиции и предания. Усвоение монгольской знатью уйгурской культуры не отрывало ее от своего народа и не подрывало в ней преданности степным обычаям.

Введение письменности позволило закрепить монгольское обычное право. Свод монгольских законов, созданный Чингисханом, получил название Великой Ясы. Он делился на два крупных раздела:

– Билик – сборник изречений самого Чингисхана. Он содержал в себе мысли, наставления и решения законодателя, как общетеоретического характера, так и высказанные им по поводу отдельных конкретных случаев;

– Яса – свод гражданских и военных законов с установлением соответствующих за неисполнение.

Яса была для потомков Чингисхана нерушимым законом, от которого ни в чем не отступали. Приемный брат императора Шиги-Кутуку был назначен главным судьей. Чингисхан лично дал ему такое наставление: «Теперь, когда я только что утвердил за собою все народы, будь ты моими ушами и очами. Никто да не противится тому, что ты скажешь. Тебе поручаю судить и карать по делам воровства и обманов: кто заслуживает смерть, того казни смертью; кто заслуживает наказание, с того взыскивай; дела по разделу имения у народа ты решай; решенные дела записывай на черные дщицы, дабы после другие не изменяли».

Обнародование Великой Ясы имело огромное значение для установления в государстве твердого правопорядка. Оно оказало благотворное влияние на права кочевых племен и на развитие законодательства в последующие царствования. Яса Чингисхана долго служила монголам основным кодексом права, влияя на все стороны их жизни. Прописанные в ней законы он вводил и на покоренных им территориях.

Мудрым и дальновидным государственным политиком проявил себя Чингисхан и в вопросах религии. Сам император и его соратники по управлению государством были людьми религиозными. Однако официального вероисповедования объявлено не было. Известно, что Чингисхан не повиновался никакой вере и не следовал никакому вероисповеданию, уклоняясь «от предпочтения одной религии другой и от превозношения одних над другими». А вот ученых и отшельников всех толков почитал и любил, считая их посредниками перед Богом. Подданные императора принадлежали к различным религиям. Среди них были буддисты, мусульмане, христиане (несториане) и шаманисты. Первая статья Ясы гласила: «Творца неба и земли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти по Его воле, обладающего всемогуществом во всех делах». Для Чингисхана с точки зрения государственности было важно, чтобы его верноподданные так или иначе живо ощущали бы свою подчиненность Высшему Существу. Они должны были быть религиозны независимо от исповедуемой ими религии. Император не желал вносить в их среду элементов религиозного раздора. Таким образом, империи монгольских кочевников образовывали общий котел, в котором не просто растворялись разные государства, но и «варились» элементы разных культур, смешивался опыт христианской, буддийской, конфуцианской и исламской цивилизаций. Мировые религии широко распространялись в мобильной кочевой среде и сосуществовали с традиционными верованиями монголов. Это было мудрое решение Великого правителя, до которого цивилизованная Европа дошла лишь в XVIII веке, проповедуя широкую веротерпимость.

Великого хана привлекали и вопросы общей культуры и гражданского управления. Этому способствовало его знакомство со знаменитым философом, поэтом и астрологом того времени Елюй Чуцаем. Философ был взят в плен в 1215 году при осаде Чжунду. Он был потомком дома киданей, царствовавшего в Северном Китае до цзиньской династии. Елюй стал главным советником императора по многим вопросам. Тот очень высоко ценил его за знания и выдающийся ум и всегда держал в своей ставке. Однажды философ высказал Великому завоевателю откровенную и важную мысль: «На коне можно завоевать мир, но править с коня нельзя». Император не обиделся на эти слова, а сделал выводы. В дальнейшем знаменитый философ принял активное участие в государственных делах империи. Он организовал административную и финансовую системы государства и сумел даже провести некоторые военные реформы. По образцу китайской армии монголы взяли на вооружение машины для осады крепостей и городов. Философ занимался также созданием государственного архива Монгольской империи.

Принято считать, что беседы с Елюй Чуцаем действовали благоприятно на необузданный нрав прирожденного кочевника. Даже после смерти Чингисхана философ продолжал служить при дворе наследников хана. Чингисхан никогда не чуждался отношений с выдающимися иностранцами. Нередко он сам искал встречи с ними и с удовольствием вел долгие беседы. Известно, что тюрки Масхут и Махмуд Ялавачи просветили его относительно смысла городской цивилизации, а китайский монах-философ

Чань-Чунь разъяснил ему принципы даосизма. Чингисхан не имел гордыни других завоевателей, он в походной обстановке возил с собой Чань-Чуня, вечерами через переводчика брал у него советы для духовного совершенствования и даже велел своим секретарям записывать их для последующего распространения в своей империи. Император хорошо осознавал полезность таких общений и намеревался использовать их знания для государственных целей и собственного самообразования.

Таков был Чингисхан, хан, карающий и вознаграждающий, видевший личное счастье в бесчестье и гибели поверженного врага, человек, одержимый жаждой сокрушения власти соседних владык и возвеличения своего народа.

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о прибытии Чингисхана в окрестности города Жунду, о том, как Алтан-хан в знак подчинения [Чингисхану] отправил ему свою дочь, о бегстве Алтан-хана в город Намгин, об осаде и завоевании Жунду войском Чингисхана …Чингисхан прибыл в пределы упомянутого выше города

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о кончине Чингисхана, об убиении предводителя тангудов и всех жителей этого города, о возвращении нойонов в ставку с гробом [Чингисхана], объявлении о смерти Чингисхана, о его оплакивании и погребении Чингисхан, предвидя свою кончину от той болезни, дал наказ

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

Тень Чингисхана Когда 18 ноября 1918 года Александр Васильевич Колчак стал Верховным Правителем России, Семёнов отказался его признать и потребовал в течение суток передать власть Деникину, Хорвату или атаману Дутову. Не получив ответа, он разорвал телеграфную связь Омска

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Могила Чингисхана Где был захоронен Чингисхан, до сих пор точно не установлено. Источники приводят разные места и возможные церемонии погребения. Монголы считают, что тело Чингисхана отправили на родину, в Монголию. Тело положили в гроб, выточенный из цельного ствола

Из книги Чингисхан. Властелин мира автора Лэмб Гарольд

Законы Чингисхана «1. Предписывается верить, что существует только один Бог – создатель Небес и Земли, и только Он один дарует жизнь и обрекает на смерть, делает богатым или бедным, так, как Ему заблагорассудится, и имеет абсолютную власть над всем.2. Духовные лидеры,

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ГДЕ МОГИЛА ЧИНГИСХАНА? 15 сентября 2000 г. пекинские средства массовой информации сообщили о сенсационном открытии: китайские археологи обнаружили могилу легендарного военачальника и основателя Монгольской империи Чингисхана.Несколько столетий место последнего

Из книги Наследие Чингисхана автора Трубецкой Николай Сергеевич

НАСЛЕДИЕ ЧИНГИСХАНА

Из книги От Руси к России. Очерки этнической истории автора Гумилев Лев Николаевич

Наследники Чингисхана В последние годы своей жизни Чингисхан был крайне озабочен судьбой своей державы. У хана было четыре сына от любимой жены Бортэ и множество детей от других жен, которые хотя и считались законными детьми, но не имели никаких прав на занятие места

Из книги Чингисхан автора Скляренко Валентина Марковна

Смерть Чингисхана ]У1ежду тем взятие тангутского царства далось престарелому Завоевателю очень тяжело. Так и не оправившись от прошлогоднего падения с лошади, он чувствовал себя все хуже и хуже. Свои последние недели он доживал в восточном Ганьсу. Чингисхан все чаще стал

автора Николаев Владимир

ДВА ЧИНГИСХАНА У Сталина и Гитлера была одна и та же главная цель, которую они раз и навсегда поставили перед собой, - завоевание мирового господства. С маниакальной настойчивостью они шли к ней, не считаясь ни с чем. Это и погубило их обоих в конечном счете. Гитлер

Из книги Сталин, Гитлер и мы автора Николаев Владимир

Два чингисхана У Сталина и Гитлера была одна и та же главная цель, которую они раз и навсегда поставили перед собой, - завоевание мирового господства. С маниакальной настойчивостью они шли к ней, не считаясь ни с чем. Это и погубило их обоих в конечном счете. Гитлер

автора Чингисхан

Прародители Чингисхана Легенда о Бортэ чоно, рожденном по благоволению НебаПрародитель Чингисхана, рожденный по благоволению Неба,– Бортэ чоно – и его жена Хоо маралпереправились через воды реки Тэнгэс, пошли и сели в окрестностях горы Бурхан халдун, что в верховьях

Из книги Сокровенное сказание монголов. Великая Яса [сборник] автора Чингисхан

Жизнеописание Чингисхана Сказ о сватовстве Тэмужина и смерти его отца Есухэй-батораОт Огэлун ужин родилось у Есухэй-батора четверо сыновей – Тэмужин, Хасар, Хачигун и Тэмугэ. И родилась у них дочь, и нарекли ее Тэмулун. Когда Тэмужину исполнилось девять лет, Жочи Хасару

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Потомки Чингисхана Историки обратили внимание на то, что старинные рукописи в Европе хранятся в отрывках. Будто кто-то сознательно вырвал страницы, а с ними – Время. Или залил тексты краской, чтобы они не читались. Античная эпоха оставила намного больше документов, чем

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Потомки Чингисхана Историки давно обратили внимание на то, что старинные рукописи в Европе хранятся в отрывках. Будто кто-то сознательно вырвал страницы Времени. Или залил их краской, чтобы они не читались. Античная эпоха оставила намного больше документов, чем


Чингисхан был рослым и сильным человеком. Наиболее подробное описание его внешности находим у мусульманского историка Джузд-жани и китайского автора «Полного описания монголо-татар» Чжао Хун, младших современников Чингисхана. Судя по всему, они сами не видели Чингисхана, но составили его описание со слов людей, встречавшихся с монгольским правителем.

По словам Джузджани, «Чингисхан отличался высоким ростом и крепким телосложением. Имел кошачьи глаза». «Что касается татарского владетеля Тэмучжина, - писал Чжао Хун, - то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная».

Как передает Рашид ад-Дин, отец Чингисхана и все потомки Есу-гей-бахадура и Чингисхана были рыжими и голубоглазыми: «Третий сын Бартан-бахадура был Есугей-бахадур, который является отцом Чингисхана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение бурлжигин - синеокий, и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени (начало XIV века) произошли от Есугей-баха-дура, его детей и уруга (потомков) его, по большей части синеоки и рыжи».

Согласно автору «Истории первых четырех ханов из Дома Чинги-сова», Чингисхан «обладал глубоким умом и великим рассудком. На войне был чрезвычайно быстр». Китайскому автору вторит персидский историк, автор «Сборника летописей». Чингисхан, пишет он, «был чрезвычайно отважным и мужественным человеком, весьма умным и даровитым, рассудительным и знающим».

Еще в те годы, когда молодой Темучин и не помышлял о власти над могущественной империей, многие черты его характера уже отмечались степняками - сила, щедрость, хитрость и ум. О нем говорили: «Этот Темучин снимает платье, которое носил, и отдает; с лошади, на которой сидел, сходит и отдает». Благодаря этим качествам, говорится в источнике, «слава и молва о нем распространились по окрестностям, и в сердцах людей зародилась любовь к нему. Племена склонялись и выказывали влечение к нему, так что он окреп и стал могущественным и сделал своих друзей победителями и победоносными, а недругов унизил и покорил».

Следуя своим предкам, Чингисхан поклонялся Вечному Синему Небу (Тэнгри) как верховному божеству и творцу всего сущего, но был свободен от суеверного страха и почитания шамана, руководствовался в своих поступках только политическим расчетом. Когда влияние главного шамана страны Кокэчу по прозванию Тэб-Тэнгри (Самый Небесный), от которого Темучин получил свой ханский титул, усилилось настолько, что грозило ослабить авторитет самого хана, он устранил шамана так же просто, как устранял своих соперников из высшей аристократии. Тэб-Тэнгри переломили спинной хребет и людям объяснили его смерть возмездием Вечного Неба за то, что он «обижал и несправедливо клеветал» на братьев Чингисхана.

Завоевывая обширную империю, подчиняя себе множество народов, Чингисхан сталкивался с различными религиями, но не оказывал предпочтения ни одной из них. На это указывает и Джувейни.

«Чингисхан, - пишет он, - не принадлежал ни к какой религии и ни к какой религиозной общине, был чужд какого бы то ни было фанатизма и того, чтобы отдать предпочтение одной церкви перед другой и допускать преимущество последователей одной религии перед последователями другой. Хотя он с уважением относился к мусульманам, в то же время почитал и христиан, и язычников, поэтому и дети его избрали, каждый по своей склонности, разные религии. Одни приняли ислам, другие стали христианами, третьи предпочли поклоняться идолам, а четвертые следовали верованиям своих предков, не склоняясь ни к одной из существующих других религий».

В научной литературе уже было высказано мнение об отсутствии системы в воспитании и образовании монгольских царевичей. Одни потомки Чингисхана получали христианско-уйгурское воспитание, другие - мусульманское, все это вызывало раздоры и нанесло в конечном счете дополнительный удар единству империи.

В государствах, образованных монголами, монгольское письмо на уйгурской основе было по преимуществу «ханским» и в качестве такового продолжало употребляться, особенно в дипломатических документах, еще в XIV и XV веках.

Чингисхан был беспощаден к врагам государства, какими бы высокими качествами они ни обладали. Эпизод, который привожу ниже, служит подтверждением его жесткости в принятии решений, касающихся вопросов власти и государства.

В 1216 году, после завершения очередной военной кампании в Китае, Чингисхан поручил Джучи, своему старшему сыну (умер в начале 1227 года), добить бежавших на запад меркитов. Давние противники сошлись в бою около Иргиза, в степных просторах современного Центрального Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение, а их предводитель Култуган был схвачен и доставлен в ставку Джучи. Так как царевич, говорится в источнике, слышал о меткости Култугана, то поставил мишень и приказал ему пустить в нее стрелу. Култуган-мерген (мерген - меткий стрелок) попал в цель, а вслед пустил другую стрелу, которая вонзилась в оперенье первой и расколола ее. Джучи это чрезвычайно понравилось. Он отправил к Чингисхану посланца с просьбой сохранить жизнь Култугану. Просьбу сына Чингисхан не одобрил, и ответ его был суров:

Нет ни одного племени хуже племени меркитов: сколько раз мы воевали с ними, много беспокойств и затруднений видели от них. Каким же образом возможно оставить его в живых, чтобы он опять возбудил мятеж?! Я приобрел для вас все эти области, войско и племена, какая же нужда в этом человеке?! Врагу государства нет лучшего места, чем могила! И Джучи казнил Култугана.

Чингисхану выпало родиться и жить в такое время, когда война была главным и даже будничным делом. Она «не разбирала ни возраста, ни пола, ни состояния». Чингисхан с юности усвоил, что история пишется кровью и любое средство может быть оправдано, если хочешь удержать власть в своих руках.

Судя по действиям Чингисхана и его отдельным высказываниям, война для него - не просто обычное состояние, но и потребность души.

«Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, - говорил он, - чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами; в том, чтобы сесть на его хорошего хода, с гладкими крупами меринов...».

Чингисхан был человеком такой внутренней силы, что оказался способным придать четкий облик огромной многоязычной и поликонфессиональной империи. Это качество монгольского властелина отметил еще в XVIII веке французский мыслитель Вольтер (1694 -1778). Жизнь Чингисхана, писал он, «является одним из доказательств, что не может быть великого завоевателя, который не был бы великим политиком. Завоеватель - человек, чья голова искусно использует чужие руки. Чингис так ловко управлял завоеванной частью Китая, что она не восставала во время его отсутствия; и он умел так хорошо господствовать в своей семье, что его четыре сына, которых он сделал своими генерал-лейтенантами, стремились почти всегда ревностно ему служить и стали орудием его побед».

Огромные организаторские способности Чингисхана тем более заслуживают внимания, что он до конца жизни был чужд всякого образования и, по словам его сына и преемника Угедея, не знал никакого другого языка, кроме монгольского.

Зато Чингисхан принял меры к тому, чтобы его сыновья и потомки получили образование и не находились в полной зависимости от иноплеменных чиновников. Как уже говорилось выше, для нужд государства он ввел письменность, заимствовав ее у древних уйгуров. «Так как у татар не было письменности, - пишет Джувейни, - Чингисхан повелел, чтобы дети татарские выучились грамоте у уйгуров». Уйгурскому письму и наукам обучалось все молодое поколение монгольской знати спустя еще десятки и десятки лет после Чингисхана. Обращает на себя в этом отношении сообщение Рашид ад-Дина о том, что когда Хулагуиду Газану (родился в 1271 году, правил в Иране в 1295-1304 годах) «исполнилось пять лет, Абага-хан поручил его китайскому бахши (этот термин одинаково прилагался к уйгурским писцам и буддийским отшельникам. - Т. С) Яруку, чтобы он его воспитал и обучил монгольскому и уйгурскому письму, наукам и хорошим их, бахшиев, приемам».

Здесь, как мы видим, не просто высказывание, здесь целое мировосприятие зрелого человека. Поэтому представляется весьма удачной та характеристика, которую дает В. В. Бартольд Чингисхану как государю и человеку. «Мировоззрение Чингисхана, - пишет он, - до конца было мировоззрением атамана разбойников, который ведет своих товарищей к победам и доставляет им добычу, делит с ними все труды, в дни несчастия готов отдать им все, даже свою одежду и своего коня, в дни счастья испытывает вместе с ними величайшее из наслаждений - ездить на конях убитых врагов и целовать их жен. Гениальный дикарь применял свои редкие организаторские способности все к более обширному кругу лиц и не видел разницы между качествами, необходимыми для начальника отряда в десять человек, и качествами, необходимыми для управления империей».

Жесткость Чингисхана, переходящая в жестокость, из свойств его личности была возведена в разряд средств государственной политики. Чингисхан сознательно применял жестокие методы ведения войны, предусматривающие широкое применение репрессий. В его биликах (высказываниях) есть такая фраза: «Мы отправляемся на охоту и убиваем много изюбрей, мы выступаем в поход и уничтожаем много врагов».

В мусульманских источниках зафиксировано около трех десятков случаев «всеобщей резни» при взятии городов монголами. Вот отзыв о тех кровавых событиях и их последствиях мусульманского историка ан-Несеви, участника войны с монголами:

«Кровопролитие, грабежи и разрушения были таковы, что поселения пали, как скошенная трава, а земледельцы уходили голые. Было извлечено открытое и закрытое, выжато явное и спрятанное, и стало так, что не было слышно ни блеяния, ни рева; лишь кричали совы и отдавалось эхо...».

Есть исследователи, которые пытались оправдать жестокость Чингисхана воззрениями той среды, в которой он жил. Однако, как справедливо заметил В. В. Бартольд (1869-1930), выдающийся знаток истории Востока и основатель русской школы туркестановедения, «в подобных попытках оправдания не нуждаются ни исторический народ, ни исторический деятель. Историку приходится брать ход истории таким, каким он был и каким он не мог бы быть, если бы не было людей, готовых проливать кровь ради достижения своих личных честолюбивых целей. Находящаяся уже в «Сокровенном сказании» легенда о том, что Чингисхан родился с комком запекшейся крови в руке, наглядно показывает, что количество крови, пролитой по повелению Чингисхана, поражало и его монголов, несмотря на то, что представление о нравственной ответственности перед «Вечным Небом» не только было «смутным», но едва ли вообще существовало. Монгольское язычество еще было на той стадии развития, когда в религиозные воззрения еще не вносятся этические начала. С представлением о пролитой крови не только не связывалось представление о загробной ответственности, но, напротив, существовало представление, что убитые люди будут служить на том свете тому, кто их убил или ради кого они были убиты».

Чингисхан и впрямь был честолюбивым человеком. Вспомним его слова, сказанные сыновьям перед последним в своей жизни походом на Тангут: «Я не хочу, чтобы моя кончина случилась дома, я ухожу за именем и славой».

В 1206 году в Монголии где-то на берегу степной речки Керулен состоялся курултай (собрание) представителей местных кочевых темен. На нем было объявлено о создании нового государства, во главе которого встал удачливый вождь Темуджин, принявший новое имя Чингисхан. Это локальное событие привело затем к глобальным потрясениям, настолько поразившим воображение современников, что их последствия до сих пор не оставляют никого равнодушный ни к имени Чингисхана, ни к созданному им государству

Никто точно не знает, в какое время года состоялся тот исторический курултай. Поэтому современная Монголия празднует его весь этот год, а основные торжества должны пройти как раз в августе. Для монголов это действительно великая дата и память о славной истории предков, за очень короткий срок создавших когда-то самую большую империю в мире. Другого такого примера в истории человечества просто не существует. На очень короткий период в составе Монгольской империи оказались территории от современной Хорватии и Сербии - на западе до Кореи - на востоке, от Новгорода - на северо-западе до острова Ява ~ на юго-востоке, от Тюмени - на севере до Сирии и Месопотамии - на юге. Армия этого государства совершала походы на Вьетнам, Бирму, Японию, Индию, греческую Никейскую империю со столицей в Константинополе. Оно включало в свой состав весь Китай плюс, примкнувший к нему Тибет, большую часть мусульманского мира. Вопрос о том, как вообще это было возможно, до сих пор волнует интеллектуалов по всему миру, особенно в тех странах, которые были монголами завоеваны.

Но самое поразительное это даже не факт таких масштабных завоеваний. Гораздо интереснее, что влияние той исторической Монгольской империи на судьбы разных современных народов ощущается до сих пор. Острые дискуссии о тех или иных поворотах истории различных этносов неизбежно наталкиваются на монгольскую государственность и на отношение к ней. Ни одна из империй, созданных когда-либо кочевниками, не произвела столь глубоких изменений в этнической истории Евразии. В монгольскую эпоху входили одни люди и этнические группы, а на ее руинах появлялись совершенно другие. Так было с русскими из Древней Руси, которые из-под развалин монгольской государственности вышли разделенными на три группы, получившими название русские, украинцы и белорусы. Из той же эпохи произошли современные этносы казахов, узбеков, ногайцев на Северном Кавказе, хазарейцев в Северном Афганистане и некоторых других. У ученых есть мнение, что этнос дунган (хуэй) появился как раз на обломках монгольской империи Юань в Китае. Его составили выходцы из так называемого сословия сэму, в него входили в основном мусульмане, как местные, так и пришедшие с запада, проживавшие главным образом в провинции Ганьсу, которые в Юань занимали привилегированное положение по отношению к китайцам и после ее гибели подчинялись новой империи Мин.

Возможно, дело в том, что история монголов нам известна в основном по рассказам тех народов, которые имели письменную историю, а здесь внимание главным образом концентрировалось на произведенных ими разрушениях. Кроме того, кочевники монголы были чужды одновременно и христианскому и мусульманскому восприятию мира. Они считались варварами в самом отрицательном смысле этого слова, и их феноменальные успехи рассматривались как своего рода «наказание божье». Поэтому в классической истории доминирует мысль о том, что монгольские завоевания и созданная ими империя это что-то вроде неприятного недоразумения на пути развития разных народов и ничего, кроме разрушений и остановки в развитии, они в историю Евразии не привнесли.

К примеру, главный тезис Российской истории основан на том, что Древняя Русь своим сопротивлением спасла цивилизованную Европу от монголов, соответственно потеряла время и темп развития, чем и была обусловлена ее последующая некоторая отсталость по сравнению с европейскими народами. Однако высказывалась и другая мысль, что после вхождения в состав в Монгольской империи в Северо-Восточной Руси радикально изменилась политическая организация. Московские князья фактически заимствовали восточную самодержавную модель развития и управления государством от монголов, которые в свою очередь получили ее от китайцев и адаптировали под свои нужды. Если до монгольского завоевания на Руси власть князя была эфемерна и неустойчива, а главную роль играли пережитки племенной демократии вроде веча и избираемого им тысяцкого, то в постмонгольский период всего этого уже не было. Самодержавная власть московских князей трансформировалась во власть российских царей, которые затем создали свою великую империю. Те же части Древней Руси, которые попали в состав Литвы, а затем Польши, пошли своим путем - они заимствовали с Запада системы управления от Магдебургского городского права до церковной унии с католиками, и им до сих пор чужда та жизнь, которая привычна для Руси Московской.

С другой стороны, в Китае к Монгольской империи и личности Чингисхана относятся очень положительно. Несмотря на то, что разрушения в Китае в ходе длительных войн были, очевидно, не меньше, чем в той же Руси. Председатель Мао Цзэдун даже писал о Чингисхане стихи. Для китайцев Монгольская империя, в отличие от других кочевников, которые ограничивались завоеванием собственно Китая, скорее всего, интересна тем, что она активно использовала китайские методы управления и организации государства и при этом завоевала половину известного им мира. Если бы монголы, так же как другие «варвары» - хунны, сяньби, тибетцы, кидани, чжурчжени, эксплуатировали только Китай, то китайцам было бы обидно. А так монголы дошли до Запада, и одно, очень короткое время, из современного Пекина, в XIII веке носившего имя Ханбалык, управлялась вся Евразия, проводились переписи населения, собирались налоги. Китайцам это, несомненно, приятно.

Гораздо сложнее положение у современных казанских татар. С одной стороны, их предки волжские булгары оказали монголам ожесточенное сопротивление. По крайней мере, на завоевание булгар монгольские войска потратили больше времени, чем на Северо-Восточную Русь. С другой - они сегодня все отчетливее претендуют на наследие монгольского государства Золотой Орды. Ситуация очень сложная и похожая на положение дел в казахской истории.

Здесь также борются два начала. Одно выражено героической обороной Отрара от монгольских захватчиков. Второе - стремлением адаптировать монгольскую историю и самого основателя империи под нужды казахской истории. Поэтому вопрос, что же делали предки казахов в районе Отрара, защищали его или осаждали, остается открытым. В прошлом году это даже вызвало острую полемику между двумя уважаемыми деятелями культуры. Один обвинил другого, что он не может представлять интересы казахского народа, потому что его предки как раз Отрар и штурмовали. Автор намекал на то, что его уважаемый оппонент относится к казахскому племени конрат, которое явно по названию связано с монгольским хунгират.

В этой связи стоит вспомнить парадокс известного казахстанскою востоковеда Юдина: почему крупные казахские племена, имеющие несомненное отношение к тюркским корням, в основном имеют монгольские названия, и только два относятся к историческим тюркским - кипчаки и канглы. Юдин имел в виду аргынов, дулатов, джала-иров, кереев, конратов, найманов и некоторых других. Можно добавить еще, что часть крупных исторических племен как у казахов, так и узбеков носили названия войсковых подразделений монгольской армии. У узбеков это племена минг, юз, у казахов - тама. В первом случае это тысяча и сотня, а во втором _ подразделения, назначенные в охрану основного лагеря. Дискуссии по этому вопросу будут продолжаться еще долго, потому что однозначный ответ вряд ли сегодня возможен. Но факт остается фактом: без монгольского влияния тут не обошлось.

Но дело еще и в том, что монгольские завоевания и империю все понимают как историю монгольского этноса. В то же время можно предположить, что монгольский этнос как раз и появился в результате создания Чингисханом государства из разрозненных племен, проживавших в Монголии. Сточки зрения марксистского понимания истории это явная ересь. Марксисты, как известно, очень плохо относились к роли личности в истории. Но данная империя тем и отличалась от всех остальных кочевых государств, что она не носила ярко выраженного племенного, этнического характера. В империи могли служить самые разные люди, и ее уникальность как раз и заключается в том, что она смогла использовать в своих интересах всех, кого встречала на своем пути.

В монгольской армии служили и делали карьеру самые неожиданные люди и в самых неожиданных местах. Христианский священник несторианского толка из Северного Китая назначался митрополитом Сирии. Мусульманин из Ирана ~ губернатором вьетнамской провинции, русский князь командовал войсками при штурме осетинского города в предгорьях Северного Кавказа, русские, осетинские, кипчакские войска составляли гвардию империи Юань вплоть до ее падения. Их остатки отступили в монгольские степи вместе с монголами. Известный историк Владимирцов нашел следы их присутствия в структуре монгольских родов позднего времени.

Эта империя была создана мечом, но ее особенность заключалась в том, что она неплохо управлялась и могла использовать опыт завоеванных ею народов. Например, самый непримиримый противник монголов в Средней Азии ~ правитель Ходжента Тимур-Мелик после долгих лет скитаний и борьбы с ними вернулся в свой город и с удивлением узнал, что городом от имени монголов управляет его сын. У российского историка Насонова есть любопытное свидетельство из Угличской летописи. Там сказано, что собрались люди в Угличе и решили: как придет Батый, открыть ему ворота, так как слышали они, что не грабят и не убивают монголы тех, кто покорился. Пришел Батый и ушел, не ограбив и не разрушив города. Далее Насонов пишет, что такая же судьба была у целого ряда городов Северо-Восточной Руси _ Ростова, Костромы, Ярославля и некоторых других. У армянского историка Галстяна есть еще одно интересное упоминание о том, что некий армянский князь Хасан Прош осаждал со своей армией город Тигра-накерт, где укрылся один из эйюбидских эмиров, через два года взял его. Далее у Галстяна написано буквально следующее: «С большим трудом монголы захватили этот город и затем перебили всех защитников». Поэтому и доминирующее представление о почти апокалипсисе, с которым были связаны монгольские завоевания, все-таки было некоторым преувеличением».

Таким образом, Великий хан монголов достиг-таки желаемого: Чингисхан безоговорочно признается одним из крупнейших завоевателей в истории человечества, а его имя (точнее прозвище-титул, совершенно вытеснившее его личное имя) и поныне известно миллионам людей на всех пяти обитаемых континентах и давно стало нарицательным.



Чх происходил из рода Борджигин - "синеокие", монголов со значительными европеоидными признаками (голубоглазые, светловолосые, высокого роста), население степей говорило о божественности происхождения этого рода и считало его "царским". Борджигины придерживались разновидности одной из древнейших мировых религий - митраизма и поклонялись Вечному Небу которое называли Хормуста (Хормазд).

Родился будущий Чингисхан в Урочище Делюн-Болдох в Читинской области. Т.е. место силы монгольской империи - место рождения Чингисхана (а возможно также и место смерти тоже) находится на территории России).

Рождение будущего "Потрясателя Вселенной" было отмечено сокрушительной победой его отца над татарами. Появившийся на свет мальчик, сжимал в руке небольшой комочек спекшейся крови. Старший сын Есугай-багатура был назван в честь плененного храброго татарского богатыря Темуджин-Уге нойона. "Темуджин" - "сделанный из железа", "железный человек", "кузнец". В честь новорожденного, с целью передачи магической богатырской силы поверженного врага, татарский нойон был ритуально умерщвлен.

Все источники отмечают необычную "арийскую" внешность Чх а также - магнетизм "орлиных" глаз (голубые?, серо-зеленые?) и "свет от лица"("в глазах огонь, а лицо что заря!"), располагавшие к Тэмуджину - Чингисхану совершенно незнакомых людей, даже среди врагов, вызывавшие в людях непреодолимое желание (часто необъяснимое логически) помогать ему даже с риском для собственной жизни и бросив все следовать за ним (даже не имеющим "ни кола, ни двора").

Говоря о личности Чингисхана, можно сказать что здесь мы имеем классический случай когда человек создал "все из ничего" и прежде всего "сделал себя сам". Он неоднократно все терял и все начинал сначала.

Опираясь лишь на личные достоинства Тэмуджин сумел собрать свою собственную дружину. Стал вождем "людей длинной воли", степных удальцов, по различным причинам отколовшихся от своих родов и племен, людей храбрых до самопожертвования и исключительно деятельных, людей нового пассионарного психотипа!

Ум, находчивость, дисциплина, организаторский талант, огромная выдержка, упорство и последовательное движение к цели принесли ему многочисленные победы и помогли пройти нелегкий путь от кандалов до владения империей

Причем наиболее важным этапом было падение в августе 1204г. Найманского ханства - главного соперника Тэмуджина за власть. В том же 1204г. пал перед крестоносцами Константинополь, резко изменилась вся геополитическая ситуация на Западе и Востоке Евразии, в 1204-1206гг. Происходит резкий скачок из вялотекущего 12в. в бурный 13в. Т.е. жизнь Чх совпала с некими мировыми, общенациональными и региональными процессами.

На первом месте в принятии решений у Тэмуджина всегда стоял здравый смысл. Он всегда сохранял уравновешенность, трезвый и холодный рассудок. Даже когда внутри его кипели страсти, его практически невозможно было вывести из себя (оправдывал свое имя Тэмуджин - "железный человек").

Очень ответственно Чингисхан относился к каждому своему сказанному слову, никогда не бросая их "на ветер" и никогда не повторяя дважды.

Лучше всего характеризуют личность Чингисхана его собственные высказывания - "Билики".

"В высоких горах ищите проход, В широком море ищите переправу.

Если далеко отправился, то, хоть и трудно, но иди до конца!

Если тяжесть поднял, то, хоть и трудно, но подними ее!"

"Боишься - не делай, делаешь - не бойся, не сделаешь - погибнешь!"

Как разумного руководителя характеризуют Чингисхана следующие высказывания: "храбрость и решительность в поступках, должно всегда сочетать с осторожностью", "начальствовать подобает тому, кто сам чувствует жажду и голод и соразмеряет с этим положение других, а, следовательно, будет лучше о них заботиться".

"Тот человек выше множества множеств людей, который обладает знанием!".

Характерной чертой его личности были также благодарность, умение отвечать добром на добро, щедрость, великодушие, человечность, и как следствие - популярность в народе как ни у кого. Он помогал бедным, делился "последним и малым" с соратниками и соплеменниками даже когда мог все оставить себе (как в общем-то и делали все другие ханы, что было нормой). Выше всего ценил Чингис в людях преданность, верность слову.

Чингисхан был всю жизнь очень неприхотлив в быту. Не любил дорогих одежд и золотых побрякушек. Всю жизнь ходил одетый как рядовой кочевник, что иногда приводило к забавным казусам с иностранными послами

Жизненные трудности не прошли для Тэмуджина даром, уже в молодости он частично поседел. Пережил он в 1201г. (46лет) и клиническую смерть от отравленной стрелы в горло ("душа отлетала").

Странности и необычные явления сопровождали Чингиса всю жизнь. В юности, когда за ним гонялись враги желавшие его смерти, ему неоднократно спасали жизнь горы. Там же в горах ему явился "ангел в образе Золотого орла", давший ему законы "Великой Ясы" и открывший ему волю Вечного Синего Неба - установление порядка и справедливости в мире. С тех пор и сам Чингисхан и его люди находились в состоянии религиозного воодушевления выполнением Великой Миссии восстановления попранного людьми миропорядка и объединения всего мира в едином Государстве Правды. Убеждали их в избранности Чингисхана Небом и многочисленные победы над превосходящими силами противника, и то, что даже сама природа помогала ему в битвах. Так, снежный буран, который вызвали шаманы вражеской армии, обернулся против них самих и Чингисхан победил.

Каждый военный поход предварялся определенным ритуалом, в ходе которого Чингисхан фактически отдавал себя и своего противника на суд Хормусты - Вечного Синего Неба, и взывал к установлению справедливости.

В стремлении к своей цели он был беспощаден к врагу, к себе, а подчас и к своей семье. Но никогда не был чрезмерно жесток, как его враги. В степи вообще не принято было издевательски изощренно убивать людей, длительные мучительные пытки, "расчлененка", были больше характерны для оседлых цивилизаций Китая и Ближнего Востока. Так, один из соперников Чингисхана, Джамуха-сечен(мудрый), не сумев разбить Чингиса, укрепившегося в горном урочище, зверски замучил попавшихся в плен, сварив их заживо в 70ти котлах. Кстати, результат от этого поступка был обратный, два самых боевых монгольских племени - уруты и мангуты, ушли от "победившего" Джамухи к "проигравшему" Чингисхану. Получив безграничную власть над всеми народами монгольской степи, Чингисхан дала всеобщую амнистию всем своим бывшим противникам, ставшим теперь составными частями общего государства.

В своей военно-политической деятельности Чингисхан сочетал методы оружия и политики. В большинство присоединенных к монгольскому государству территорий Чингисхан приходил либо как защитник от более агрессивных соседей, либо как союзник по приглашению одной из ущемленных сторон. Неоднократно ему приходилось участвовать в войнах, где он не был инициатором конфликта, а был "воином поневоле", и либо подталкиваемый традициями и соплеменниками выполнял "родовую месть" (а иначе и не быть ему ханом), либо защищался (умело перенося боевые действия на территорию противника). Но, прежде, чем начать военные действия, он всегда пытался разрешить дело мирным путём. Как гласит один из биликов Чингисхана: "Никогда не используй насилие прежде других мер, я пользовался и иными различными методами, потому и достиг многого".

Причем следует отметить, что во всех военных конфликтах армии противников имели от трех до десяти кратное превышение монгольской, не говоря уже о мощных крепостях и оборонительных сооружениях и возможностях резерва. Но в 95 % случаев монголы выходили победителями, как отдельных сражений, так и военных кампаний в целом. И до сих пор стратегия и тактика Чингисхана является предметом изучения в военных академиях мира.

Будущие успехи монгольской державы и даже то, что она не развалилась сразу же после его смерти, как это случилось с его отцом, дедом, и прадедом, основываются прежде всего на хорошо продуманной Чингисханом организации армии и власти. Основными принципами нового государства были порядок и жесточайшая дисциплина, как в военной, так и в гражданской областях, взаимопомощь, а также этническая и религиозная терпимость.

Он изменил старые принципы знатности. Отныне люди получали должности и звания не согласно их принадлежности к старой племенной аристократии, а только на основе личных качеств и заслуг. " Тот, кто может содержать в порядке свой дом, может навести порядок и в государстве; кто умеет, как полагается командовать 10 человеками, тому можно доверить командование и над 10 тысячами".

Причем удивляешься умению Чингисхана выбирать людей, а " кадры", как известно, "решают все". Он никогда не ошибался, поручая кому-либо определенное дело. Все люди, набранные им, верой и правдой служили интересам государства. И в армии и в администрации были представлены практически все народы Евразии: монголы, тюрки, китайцы, иранцы, кавказцы, славяне, индийцы и мн.др. Т.е. Чингисхану и его потомкам удалось создать на территории почти всей Евразии первое многонациональное государство. В империи Чингисхана преданному и знающему человеку были открыты все пути, не взирая на его религиозное, этническое и социальное происхождение.

Но самое главное не завоевать территории, а удержать их. И вот тут-то как раз и кроется главная "загадка Чингисхана". Ведь монгольская армия была ничтожно мала, а расстояния - огромны. Титульная нация Великой монгольской империи составляла менее 1 % от ее населения. Но что характерно, после ухода армии в ее тылах не начиналась непримиримая партизанская война, население не расправлялось с оставленными наместниками и не стремилось к восстановлению прежней династии или системы управления. Т.е. монголам удалось как-то заинтересовать население покоренных стран, ведь при таком соотношении сил и в условиях того уровня развития техники, ни создать, ни удержать такое огромное государство на насилии невозможно.

Главным механизмом, за счет которого держалась эта империя, была международная трансконтинентальная торговля. Именно она позволяла содержать армию и государственный аппарат, держать низкие налоги (10-30% от годового дохода), строить города и развивать культуру. Колоссальные людские и финансовые ресурсы позволили осуществить в рамках Монгольской империи уникальные масштабные проекты - речные каналы и оросительные системы в Китае, Иране и Средней Азии, города- милионники (!!! Это в 13-то веке),с водопроводом и канализацией, дворцы, храмы, учебные и медицинские заведения, крупные ремесленные предприятия, обустройство трансконтинентальных караванных путей, имперская почтовая "ямская" служба, мощный торговый флот и мн.др.

Впервые было создано единое информационное пространство между достижениями Запада и Востока, ведь в одном государстве оказались Великая степь, Восточная Европа, Кавказ, Иран, Средняя Азия и Китай. Воистину, культура ВМИ вобрала в себя все лучшее со всего мира, оставив уникальные памятники архитектуры, искусства, литературы, истории и т.п. Жаль, что далеко не все сохранилось до нашего времени.

Наследие империи Чингисхана, это также, возникновение на ее обломках новых государств, объединивших ранее разрозненные регионы (Россия, Иран, Китай); новые народы, возникшие из смешения различных тюркских, иранских, монгольских и славянских этносов; основание целых династий в Евразии; косвенно империя Чингисхана повлияла даже на Великие Географические открытия - ведь и Колумб и Васко да Гама искали пути не куда-нибудь, а в "страну Великого Хана".

Чингисхан, наследник "царского рода", рано лишился всего, рано остался без отца, был брошен своими соплеменниками на произвол судьбы, чуть не умер с голоду, неоднократно был в плену, в рабстве, при поддержке простых и влиятельных людей смог стать ханом, имея на то шансов меньше всех конкурентов. Он был мудрым, дальновидным правителем, подчас суровым, но не более, чем того требовало жестокое время. Это был Человек, сделавший себя сам, объединитель, защитник, реформатор, великолепный стратег, тактик, организатор. Человек, изменивший ход мировой истории. Трудные условия жизни сформировали в нем стойкость, терпение и целеустремленность. Однако не превратили его в бездушную машину, лишенную человеческих чувств. Обладая природными качествами вождя, Чингисхан привлекал к себе людей, причем он имел талант находить среди них верных сподвижников. Личный вклад Чингисхана в преобразовании войска, создании государства, просвещении огромен. Он спас монгольский народ от истребления и заложил основы единого евразийского государства, присоединив большинство территорий мирным путем. Он прошел суровую школу простого воина и никогда не прятался за широкими спинами гвардии и при этом прожил необычайно долгую для того времени жизнь - 72 года. Он всю жизнь проездил верхом в седле и так и умер, находясь в очередном походе против нарушивших Закон Неба. Он покорил полмира, но всю жизнь проходил в старом поношенном халате, он не создавал для себя многосложных самовосхвалительных титулов, и даже после смерти не построил себе ни мавзолея, ни пирамиды, завещав похоронить себя в родных Хэнтэйских горах, под вековым кедром, который присмотрел себе с детства, не делая из своей могилы ни скопища сокровищ, ни объекта поклонения, всю жизнь оставаясь простым солдатом, выполняющим Волю Вечного Синего Неба.

В свое время, великий даосский мудрец ЧанЧунь Си Ю Цзы сказал Потрясателю Вселенной - "Есть средства продлить свою жизнь, но нет средства бессмертия". Но Чингисхан все же стал бессмертен. Ведь человек жив, пока живет его дело и живы его идеи! Чингисхан намного опередил свое время. В далеком XIII веке им были найдены разумные подходы к государственному устройству и государственной политике, для поддержания единства, спокойствия, экономического и культурного развития многонационального и поликонфессионального государства актуальные и по сей день. И можно быть уверенным они останутся таковыми и в Эру Водолея - этнокультурная автономия регионов, надконфессиональность и наднациональность государственной политики, и идея объединения всей Евразии. Неслучайно наследником Великой Монгольской империи и преемником этих идей Чингисхана и стала Россия.

Ни одна личность в истории не сделала большего.