1) Состояние природы --- ветрено, жарко, сонечно...
2) Физическое состояние жывых существ --- больно, дурно, приятно...

3) Эмоцианальное состояние человека --- весело, грустно, страшно...

4) Интеллектуальное состояние человека --- интернесно, ясно, понятно...

5) Оценку какого-либо состояния, положения --- легко, рано, хорошо...

1. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц».1. Укажите частицу. 1) на2) за 3) ни 4) над2. Укажите слово, которое может быть не только частицей, но

и другой частью речи.1) давай2) вон3) почти4) вряд ли 3. Укажите формообразующую частицу.1) неужели2) пусть3) уж 4) же 4. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей? 1) Траншея обрывалась у САМОГО склона оврага. (Ананьев А.) 2) Нина Семёновна опустилась на стул у САМОЙ двери. (Тендряков В.) 3) Это был огромный корабль, САМЫЙ мощный броненосец Черноморского флота. (Рыбаков А.) 4) Шубин ворвался в САМУЮ гущу боя. (Платов Л.) 5. Укажите смысловую (модальную) частицу, выражающую усиление.1) что за 2) ли 3) именно4) даже6. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.1) как 2) только 3) вряд ли 4) ведь 7. Укажите модальную частицу, выражающую ограничение.1) всё 2) лишь 3) вон 4) -ка 8. Укажите модальную частицу, выражающую уточнение.1) едва ли 2) как раз 3) только 4) разве 9. В каком предложении слово ЭТО является указательной частицей?1) Царёв чувствовал, что запаздывает, и ЭТО тоже раздражало его. (Ананьев А.)2) ЭТО означало, что бомбы рвутся очень близко.(Платов Л.) 3) ЭТО матросы осматривали свой отсек. (Платов Л.) 4) Доктор пояснил, что ЭТО всплытие вынужденное. (Платов Л.)
10. В каком предложении нет частицы? 1) Неужели и от "Летучего Голландца" осталась только бесформенная груда железа? (Платов Л.)2) Но Шура, как настоящий артист, даже виду не подал, что ему больно. (Рыбаков А.)3) В Испанию Шубина всё-таки не послали, к его величайшему негодованию.(Платов Л.) 4) Виктория очень медленно шла по городу, опустив голову. (Платов Л.)
2. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц». 1. Укажите частицу. 1) тоже2) ни 3) когда 4) несмотря на 2. Укажите формообразующую частицу.1) не2) пусть3) ведь4) только3. Укажите модальную частицу. 1) бы 2) давай 3) ни 4) лишь 4. Укажите отрицательную частицу. 1) именно 2) -ка 3) не 4) да 5. Укажите ряд, в котором все слова являются модальными частицами.1) ли, неужели, бы2) же, исключительно, и3) не, разве, вон4) почти, б, даже6. Укажите ряд, в котором все слова являются усилительными частицами. 1) -таки, ни, что за2) даже, едва ли, отнюдь не3) же, ведь, уж4) как, и, только7. Укажите ряд, в котором все слова являются указательными частицами.1) вот, вон, это2) что за, ну и, как3) неужели, разве, ли (ль)4) именно, как раз, прямо8. Укажите ряд, в котором все слова являются вопросительными частицами. 1) почти, единственно, -то 2) прямо, точно, точь-в-точь 3) неужели, разве, ли (ль) 4) только, лишь, едва ли 9. Укажите ряд, в котором все слова являются восклицательными частицами. 1) уж, всё-таки, ну 2) что за, ну и, как 3) почти, единственно, -то 4) же, ни, ведь 10. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола. 1) да, пускай, давай 2) –ка, бы, пусть 3) не, бывало, мол 4) дескать, неужели, давайте

Психология изучает психические процессы, свойства и состояния личности. К первым относятся элементарные единицы психики, обеспечивающие её функционирование. Выделяют (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и внимание. Последнее не является самостоятельным процессом, но регулирует другие, а также перестраивает психику в ответ на меняющиеся условия среды.

Интерес

Состояние интереса характеризуется взаимодействием интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. В основе интереса лежит ориентировочный рефлекс, но эти состояния не тождественны. Сориентировавшись в ситуации, человек может перестать интересоваться ею или, наоборот, рефлекс уходит, а заинтересованность остаётся.

Интерес к профессии, скорее, относится к личностным качествам, но осознание значимости своего труда, стремление повысить квалификацию и сосредоточенность на профессиональных проблемах предполагают активное участие интеллекта.

Во избежание профессиональной деформации и сужения кругозора профессиональная заинтересованность должна сочетаться с проявлениями любознательности в других сферах, интеллектуальной отзывчивости на получаемые знания. Так формируется интеллектуальное состояние человека. Примеры: воспитатель дошкольного учреждения активно интересуется театром, токарь приобретает навыки водителя, программист осваивает основы веб-дизайна и т.д.

Любопытство

Это состояние примыкает к интересу. Факты, в отношении которых проявляется любопытство, захватывают, содержат интригу, побуждают к активным действиям по выяснению ситуации. Характеризуют такое интеллектуальное состояние человека слова «интересно», «захватывающе», «любопытно» и т.д.

Выделяют две разновидности любопытства: своекорыстие и любознательность. В первом случае индивид стремится всё знать с целью самолюбования, интересуется делами и вещами, к которым не имеет никакого отношения. Любознательным свойственно желание получать систематические знания для благих целей.

Творческое вдохновение

Это состояние представляет собой синтез эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Чаще всего вдохновение испытывают представители творческих профессий (художники, композиторы, писатели), но что-то подобное знакомо каждому из нас. Это моменты поиска решения математической задачи, способа исправления неработающего станка, написание курсовой и т.д.

Состояние внезапного озарения, когда вдруг становится понятно, как нужно действовать, в психологии называется инсайтом. Это удивительное интеллектуальное состояние человека. Примеры слов, приходящих на ум в такие моменты: «Эврика!», «Ура! Нашёл!», «Как же я раньше не догадалась!».

Во время инсайта чувствуется необыкновенный прилив сил, обостряется восприятие, фантазия подбрасывает оригинальные сочетания образов, работоспособность зашкаливает, всё кажется прекрасным.

На самом деле состояние инсайта вовсе не внезапно. Просто вся мыслительная работа, ведущая к достижению цели, проходила на подсознательном уровне, и в нужный момент сознание получило правильные ответы.

Монотония (скука)

Это интеллектуальное состояние свойственно человеку, лишённому общения с другими людьми или вынужденному длительное время заниматься однообразной рутинной работой. Проявления монотонии в большей степени характерны для жителей тайги, обитателей земель за полярным кругом, но люди, испытывающие скуку, встречаются где угодно.

Человек, страдающий монотонией, не способен устанавливать отношения с другими людьми и организовывать свою деятельность так, чтобы испытывать моральное удовлетворение. Иногда монотония возникает из-за большого количества свободного времени, которое не хочется ничем занимать. Скуку также вызывают серьёзные неприятности, пережитое горе, хроническая усталость.

Хроническая скука - одна из проблем современного общества. Люди всё чаще обращаются к специалистам по поводу того, что не видят стимулов к жизни, не знают, как развеселить себя. В ход идут кратковременные способы получения удовольствия (сигареты, алкоголь, беспорядочный секс и т.д.), но и они не избавляют от хандры. Исправить ситуацию помогает выявление личностно и социально значимых мотивов, способов придания выполняемой работе привлекательность, поиск партнёров по общению.

Интеллектуальное состояние человека: категория состояния (примеры)

Всё, что происходит с индивидом, обозначается языковыми единицами, которые используются в речи. В русском языке выделяют слова, обозначающие интеллектуальное состояние человека: "интересно", "ясно", "понятно" и т.д. По-другому они называются предикативами. Некоторые исследователи относят указанные лексические единицы к наречиям.

Лексика, характеризующая интеллектуальное состояние человека (категория состояния) включает слова, входящие в грамматическую основу или просто в состав безличных предложений. Специфических морфемных признаков у этих слов нет. По падежам, лицам и числам не изменяются. Подобно наречиям, большинство лексических единиц, обозначающих интеллектуальное состояние человека, имеет суффикс -о-: "скучно", "удивительно" и т.д.

В предложении лексика категории состояния согласуется с в дательном падеже (Ивану стало понятно условие задачи ) или употребляются в обобщённом смысле (Ясно, что на самолёт мы не успеем ).

Особенности психических состояний

Любое интеллектуальное состояние человека целостно, подвижно и относительно устойчиво. Проявления того или иного состояния характеризуют психику в целом. Так, если индивид уверен в своих убеждениях, то он располагает системой знаний, не сомневается в правоте и проявляет для успешной практической деятельности.

Подвижность психических состояний заключается в том, что они хоть и более продолжительны, чем процессы, всё-таки протекают во времени, имеют начало, динамику развития и завершение. Устойчивые состояния со временем становятся личностными качествами (сосредоточенность, вдумчивость и т.д.).

Психические процессы, состояния и свойства тесно связаны между собой. В определённых сочетаниях они формируют индивидуальный облик человека.

Урок русского языка 6 класс

Ковалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45

Тема : « Простые, сложные и составные числительные».

Цели урока:

Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.


  1. Расскажите, пользуясь слайдом, о группах числительных? Кто попробует?

  2. ……, повтори то, что сказала …...

- сообщение учеников из истории числительных;

Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.

Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;

три + на + дцать = тринадцать

4. Закрепление

Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.

Слайд № 2.

Посмотрите на слайд.

Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?

сложные числительные

составные числительные

Простые: шесть участков, одиннадцатый век.

Сложные: пятьсот рублей, стотысячный покупатель.

Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.

Молодцы. Вы справились с заданием.

Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.


- работа по карточкам (2 человека)

Распределительный диктант: разделить числительные на две группы (простые и составные):

Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.

А сейчас вы выступите в роли конструкторов.


Задание: У вас на партах лежат части предложений с числительными. Составьте 3 предложения и запишите в свои тетради .
- Прочитайте предложения и назовите группу числительных по строению в этой пословице.
1. В учебнике по русскому языку триста шестьдесят пять страниц.

(Составное).

2. Мы учимся в шестом классе.(Простое).

3.Вес конфет составляет пятьдеся т килограмм.(Сложное).

4.Проверочная работа.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.

Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.


Слайд № 3.
Посмотрите на ключ.

сл п с п сл

Проверьте у себя правильность выполнения работы. Поставьте себе оценку, передайте листочки.


Подведем итог проверочной работы.

Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.

Кто сделал 1 ошибку?

Кто не справился?

Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока , достигнуты.

На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.


А сегодня на уроке получили оценки…

Выставление оценок с кратким комментарием.


Задание на дом с рекомендациями (1 мин.)

Слайд № 4.

§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.

Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.

☼ дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3

предложения с числительными, различными по своему строению.


Это :

А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено, поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.

Задание: Вспомните и назовите примеры.

Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д

Литература.


  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.

  2. Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. - М.: Экзамен, 2006. - 318, - (Серия «Учебно-методический комплект»).

  3. Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. – 2 – е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  4. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/Г. А. Богданова.- 2-е издание - М.: Просвещение, 2003.

  5. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - 2-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013
Карточка №1
Задание: Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых.

Карточка № 2.
Задание : Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых
Карточка № 3
Задание : Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.

Мы учимся в шестом классе.

Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.

В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.

Русский язык

МОРФОЛОГИЯ

5. Имя числительное

Определение.

Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и сколько? который? (какой?)

Признаки.

Начальная форма - именительный падеж.
Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое.
Непостоянные признаки: падеж и в некоторых случаях - число и род.

Синтаксическая роль.

Имена числительные могут выступать в роли различных членов предложения:

  1. Двадцать пять делится на пять
  2. - числительное двадцать пять является в данном случае подлежащим, а слово пять - дополнением;
  3. Шестью пять - тридцать
  4. - числительное тридцать здесь выступает как именная часть сказуемого;
  5. Я купил третий номер журнала
  6. - числительное третий является определением;
  7. Данное событие произошло в 1945 году - в 1945 году
  8. - обстоятельство времени;

Примечание. Количественное имя числительное в сочетании с именем существительным является одним членом предложения, например: У большинства людей рабочий день начинается в девять часов.

Разряды по значению.

По значению числительные делятся на два основных разряда:

  1. количественные
  2. числительные, которые обозначают количество лиц, предметов или число и отвечают на вопрос сколько?, например: семь, восемнадцать, шестьдесят один. Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два ) и числа (кроме слова один ). Начальная форма таких числительных - именительный падеж.

    Кроме того, количественные числительные подразделяются на три класса:
    а) целые числа, например: два, восемь, пятьдесят ;
    б) дробные числа, например: пять седьмых, одна шестая ;
    в) собирательные числа, например: трое, пятеро, семеро ;

  3. порядковые
  4. числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? который?, например: седьмой, восемнадцатый, шестьдесят первый. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма таких числительных - именительный падеж единственного числа мужского рода.

Простые, сложные и составные.

По строению числительные могут быть простыми , сложными и составными.

Простое числительное состоит из одного корня, например: один, пять, сто, миллион, миллиард.

Сложное числительное состоит из нескольких корней, например: пятнадцать, пятьсот, триста, семидесятый .

Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным, например: пятьдесят один, тысяча тридцать один, сто первый.

Склонение.

1. Склонение количественных числительных.

От пяти до двадцати и тридцать

Склоняются как существительные третьего склонения.

сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы.

Именительный шесть сто сорок
Родительный шести ста сорока
Дательный шести ста сорока
Винительный шесть сто сорок
Творительный шестью ста сорока
Предложный (о) шести (о) ста (о) сорока

Примечание 1. Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется, как прилагательное.

Примечание 2. Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы:

Именительный два три четыре
Родительный двух трех четырех
Дательный двум трем четырем
Винительный два (двух) три (трех) четыре (четырех)
Творительный двумя тремя четырьмя
Предложный (о) двух (о) трех (о) четырех

Примечание 3. При склонении сложных количественных числительных от пятидесяти и далее изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово, например:

Примечание

4 . При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово, например: сто двадцать четыре, ста двадцати четырех , ста двадцати четырем и т.д.

2. Склонение дробных числительных.

При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель как целое число, знаменатель как прилагательное во множественном числе, например:

Примечание. Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют всего две формы:

3. Склонение собирательных числительных.

Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во множественном числе, например: четверо , четверых , четверым , четверых (или четверо ), четверыми , (о) четверых .

4. Склонение составных порядковых числительных.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово, например:

Правописание.

  1. Сложные количественные числительные пишутся слитно, например: семьдесят, пятьсот.
  2. Составные количественные числительные пишутся раздельно, например: пятьсот четырнадцать, двадцать один.
  3. Дробные имена числительные раздельно, например: три седьмых, одна шестая.
  4. Порядковые числительные пишутся аналогично соответствующим им сложным и составным количественным числительным, например: семнадцатый, шестисотый, четыре тысячи восемнадцатый.
  5. Порядковые числительные, которые оканчиваются на -тысячный, -миллионный, -миллиардный , пишутся слитно, например: двадцатипятитысячный, стотридцатипятимиллионный, тридцатиодномиллиардный .
  6. Числительные одинн адцать, милл ион, милл иард пишутся с удвоенной согласной.
  7. Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с ь на конце (так же как существительные третьего склонения), например: пять, семнадцать, двадцать.
  8. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать буква ь не пишется.
  9. Числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот пишутся с ь в середине слова в им. и вин. п., например: пять десят, шесть сот .
  10. Если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы. А если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово, например: Восьмое марта , но 8 Марта .

Правописание не с именами числительными.

Частица не с именами числительными всегда пишется раздельно, например: не один, не три с половиной, не триста сорок пять, не пять шестых.

Числительные делятся на простые, сложные и составные.

Составные числительные состоят из двух или более слов: двадцать пять, пятьдесят шестой, триста шестьдесят. В составные числительные могут входить как простые, так и сложные числительные.

1. Перепишите числительные в таком порядке: 1) простые, 2) составные, 3) сложные.

Ст о, одиннадцат ь, семидесятый, один, т риста пятьдесят седьмой, тр и, сор ок, шестьдесят, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, девятнадцатый, триста.

Какие звуки обозначают выделенные буквы?

Составьте словосочетания «сложное числительное + существительное», обозначьте в них главное слово.

2. Запишите словами данные ниже числа. Какие из них простые, какие сложные, а какие составные числительные?

20, 17, 101, 207, 49, 300, 1000, 306, 1109, 18, 40.

3. Спишите, подчеркните составные числительные.

В одиннадцат..м веке нашу родину называли страной городов: (в)ней их было более двухсот семидесяти. В тысяча девятьсот семьдесят третьем году в нашей стр..не насчитывалось одна тысяча девятьсот тридцать пять городов. Среди них одиннадцать городов с населением более миллиона человек, тридцать три города с населением пятьсот тысяч и более и сто восемьдесят восемь городов с населением от ста тысяч до пятисот тысяч. С тысяча девятьсот тринадцатого года по тысяча девятьсот семьдесят третий доля городского населения увеличилась с восемнадцати до пятидесяти процентов.

Какие из существительных не употребляются во множественном числе?

4. Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие на приблизительное? На каком месте стоит имя числительное в первой группе словосочетаний? Определите падежи числительных. Над простыми числительными надпишите пр., над сложными - сл., над составными - сост.

Десять дней - дней десять - около десяти дней. Сто двадцать шагов - шагов сто двадцать. Пять тыс..ч - тыс..ч пять - около пяти тыс..ч. Шестьсот тонн - тонн шестьсот - около шестисот тонн. Два года - года два -около двух лет.

Составьте с первыми тремя сочетаниями слов предложения.