Дата рождения: 15 февраля 1564 года
Дата смерти: 8 января 1642 года
Место рождения: город Пиза, регион Тоскана, Флорентийское герцогство, Италия (Italy)

Галилео Галилей - ученый, физик и астроном. Галилео Галилей , которому принадлежат, пожалуй, одни из самых важных открытий в области астрономии, менее известен по своим достижениям в сферах математики, механики и философии.

Родился 15 февраля 1564 г. в г. Пиза (итальянское Флорентийское герцогство) в небогатой дворянской семье. Его отец, Винченцо, был музыкальным теоретиком и лютнистом. Мать звали Джулия. Семья была большой: шестеро детей, и Галилео был самым старшим из них.

Галилео учился в монастыре Валломброза. Рос примерным, был лучшим по успеваемости в своем классе. Как только он окончил обучение, всерьез задумался о будущем священника, однако его отец был категорически против этого.

В возрасте 17 лет поступает в Пизанский университет. Увлекается математикой. Изучает медицину. Однако после 3-х лет обучения его отец оказывается в очень плохом финансовом состоянии, и семья больше не может платить за обучение Галилео. Для особо талантливых учащихся существовала льгота, позволяющая не платить за обучение. Они подали о ней прошение, но получили категорический отказ. Галилей так и не получил степени. Вернулся во Флоренцию.

Галилео очень повезло, и он повстречал истинного ценителя исследований и научных открытий. Это был маркиз Гвидобальдо дель Монте. Они были друзьями, и маркиз спонсировал многие из открытий Галилея. Именно благодаря маркизу в 1589 Галилей возвращается в Пизанский университет, однако теперь в качестве профессора математических наук. В 1590 он написал перевернувшую мир физики научную работу. Это был трактат «О движении».

В 1591 умирает отец, и юный ученый принимает всю ответственность за семью на свои плечи. Спустя год он бросает первую работу и переходит в венецианский Падуанский университет, где Галилео была предложена достойная оплата его труда. Помимо математики здесь он преподает астрономию и механику. Студенты были счастливы посещать его лекции, а венецианское правительство беспрерывно заказывает у него различного рода технические устройства. Он переписывается с Кеплером и другими авторитетами из мира науки и техники.

Следующим его трактатом становится «Механика». Галилео также конструирует первый в мире телескоп, что меняет все представление об окружающей среде. Серьезный шаг в науке и дальнейших исследованиях. В то время это было настоящей сенсацией, и все зажиточные люди начали массово заказывать себе телескопы, ведь рассказы Галилея об увиденном через телескоп небесном пространстве были похожи на фантастическую выдумку, и каждый желал увидеть это воочию.

К сожалению, он не слишком на этом заработал, так как был вынужден отдать деньги в качестве приданого, когда две его сестры выходили замуж. Галилей оказывается в долгах и принимает приглашение работать советником при тосканском дворе от герцога Козимо II Медичи. Так, в жизни ученого наступает переломный момент вовсе не в лучшую сторону, поскольку он переезжает из Венеции, в которой инквизиция была бессильна, в менее гостеприимную Флоренцию.

В целом, сам переезд во Флоренцию не сулил никакой опасности. Работа советником была очень тихой и спокойной. Но в 1611 ученый покидает Флоренцию и едет в Рим, дабы заступиться за Коперника. Он пытается убедить папу Римского в том, что открытия Коперника – весьма важный и полезный вклад в развитие человечества. Священники организовали теплый прием, одобрили даже недавнее изобретение Галилея – его нашумевший телескоп.

Спустя 2 года Галилео продолжает отстаивать точку зрения Коперника. Он публикует несколько своих трудов, которые не завуалировано намекают, что церковь предназначена для спасения души, а не для того, чтобы вершить или пресекать научные открытия. Это очень сильно взбудоражило римских священнослужителей.

В 1615 Рим открыто обвиняет Галилео в ереси, а через год и вовсе вводит под запрет гелиоцентризм. Вместо того чтобы не накалять обстановку, он выпускает очередную насмешку, после чего инквизиция начинает судебное дело против Галилео Галилея.

В 1633 г. ученого арестовали и отдали под суд. Предстояла смертная казнь, однако ее отменили, учитывая тот факт, что Галилео – старый и больной человек, добровольно отрекшийся от собственных открытий. Скорее всего, его пытали, чтобы заставить это сделать. Так или иначе, вскоре старого ученого отправили в Арчетри (на его территории находился монастырь с дочерьми). Последние годы Галилея прошли там под домашним арестом.

Всю свою жизнь Галилео был так занят своими открытиями, что практически не уделял время личной жизни. Даже не женился на Марине Гамба, хоть та и родила ему сына и двух дочек.

8 января 1642-го умер всемирно известный ученый, который совершил настоящий переворот в мире астрономии и физики. Он не был похоронен, как подобает, но в 1737 его прах был перенесен в базилик Санта Кроче.

Достижения Галилео Галилея:

Первый астроном, который изобрел и использовал телескоп, сделав совершенно неизвестные к тому времени открытия. Он увидел пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера, звезды в Млечном Пути, вращение Солнца, фазы Венеры и многое другое.
Проповедовал гелиоцентрическую систему мира.
Основал экспериментальную физику, заложил базис для классической механики.
Изобрел не только телескоп, но и термометр, микроскоп, циркуль и гидростатические весы.
Описал закон неуничтожимости вещества.

Даты из биографии Галилео Галилея:

1564 г. – рождение.
С 1581 по 1585 г. – обучение в Пизанском университете.
1586 г. – изобрел гидростатические весы.
1589 г. – возвращается профессором в Пизанский университет.
1590 г. – опубликованная научная работа «О движении».
1591 – умирает отец Галилея.
С 1592 по 1610 – работает в Падуанском университете (венецианский период).
1592 – изобрел термометр (на тот момент он был без шкалы).
1602 – изобрел микроскоп.
1606 – изобрел циркуль.
1609 – изобрел телескоп.
1610 – уезжает во Флоренцию (1610-1632 гг. – флорентийский период).
1611 – впервые посещает папу Римского для прошения касательно Коперника.
1613 – пишет работы, которые призваны защитить интересы Коперника.
1615 – римское священство обвиняет Галилея в ереси.
1616 – запрещается гелиоцентризм.
С 1633 – арест, судебный процесс, тюрьма, позже – домашний арест.
1642 – смерть.

Интересные факты Галилео Галилея:

Когда Галилео тщательно наблюдал за кольцами Сатурна, то подумал, что это его спутники. Данное открытие было зашифровано в виде анаграммы. Кеплер расшифровал ее неправильно, решив, что речь идет о спутниках планеты Марс.
Своих дочерей Галилей сам отдал в монастырь, когда тем исполнилось 12 и 13 лет. Одна из дочерей, Ливия, ни в какую не желала смиряться с роком монахини, а вот Виргиния приняла эту судьбу смиренно.
Внук ученого (сын его единственного сына) вырос настоящим религиозным фанатиком. Он придерживался мнения о том, что все труды деда – ересь, и в итоге сжег все рукописи Галилея.
Ватикан признал свою неправоту в отношении Галилея лишь в 1981, и согласился, что Земля действительно вращается вокруг Солнца.

Галилео Галилей

Смерть Галилео Галилея случилась в городке Арчетри, где он находился под домашним арестом, за обвинение со стороны Папы в ереси. Великий ученый, находился под регулярным наблюдением, и ему запрещалось посещать другие города. Также, были ограничения в посещении его дома друзьями. Он родился 15 февраля 1564 года в Пизе (Италия). В течение жизни, Галилео изучал математику, астрономию, физику и философию. Также, он внес большой вклад в научную революцию. Его родители были известным музыкантами.

В 1583 году поступил в знаменитый университет Пизы и сразу заинтересовался математикой и физикой. После поддержки теории Аристотеля он занял ведущие позиции в научном комитете, основанным римско-католической церковью. В 1585 году, в связи с финансовыми проблемами, он был вынужден покинуть университет. После этого, он продолжил изучать математику и написал книгу под названием «The Little Balance», в которой описывается результаты своего двухлетнего исследования о поведении объектов в движении. После выпуска книги, он получил небольшую известность и занял преподавательскую должность в университете Пизы в 1589 году.

Затем Галилей начал писать свое исследование о падении физических тел, которое отличалось от теории Аристотеля. По этой причине он потерял работу в университете Пизы в 1952 году. В 1609 году он модифицировал телескоп, чтобы эффективнее наблюдать за небом. Затем он написал книгу «The Starry Messenger», в которой подробно описывал форму луны. Вскоре он начал поддерживать теорию Коперника, в которой утверждалось, что Солнце — это центр, а Земля вращается вокруг него. Это было прямым оскорблением для римско-католических теорий. Затем он опубликовал «Рассуждение о телах в воде», описывающее, как объекты плавают на воде, что также отличается от теории Аристотеля.

В 1613 году он написал письмо своему ученику, описывающее сходство между теорией Библии и Коперника. Церковь перехватила это письмо и опубликовала его. Затем церковь объявила теорию Коперника незаконной. Галилею было приказано не публиковать теорию Коперника о земле. Галилей молчал 7 лет. В 1623 году кардинал Маффео Барберини был избран папой Урбаном VIII и находился в дружеских отношениях с Галилеем, и позволили ему продолжить научную деятельность. Но также, запретил ему не писать что-либо, поддерживающее теорию Коперника.

После этого, ученый опубликовал «Диалог о двух главных мировых системах». Эта книга сравнивала теорию Коперника и Аристотеля. Хотя Галилео сказал, что книга нейтральная, но сторонники теории Аристотеля осудили его. Церковь захватила и пытала его. Затем церковь он на короткий срок был помещен в тюрьму, а после был отправлен на родину. В старости он тяжело болел и в последние годы жизни ослеп, при это продолжая писать свои труды, с помощью учеников. Смерть Галилео Галилея настигла в собственной постели, в возрасте 77 лет. После погребения, Папа запретил установку памятника на могиле ученого.

(1564 —1642)

Имя этого человека вызывало одновременно восхищение и ненавистьу его современников. Тем не менее он вошел в историю мировой науки нетолько как последователь Джордано Бруно, но и как один из крупнейшихученых итальянского Возрождения.

Он родился 15 февраля 1564 года в городе Пизе в знатной, но обедневшей семье Его отец Винченцо Галилей был талантливым музыкантом и композитором, но искусство не давало средств к существованию, и отец будущего ученого прирабатывал торговлей сукном.

До одиннадцати лет Галилей жил в Пизе и учился в обычной школе, а затем вместе с семьей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжил образование в монастыре бенедиктинцев, где изучал грамматику, арифметику, риторику и другие предметы.

В семнадцать лет Галилей поступил в Пизанский университет и стал готовиться к профессии врача. Одновременно из любознательности он читал труды по математике и механике, в частности, Евклида и Архимеда .Последнего позже Галилей всегда называл своим учителем.

Из-за стесненного материального положения юноше пришлось бросить Пизанский университет и вернуться во Флоренцию Дома Галилей самостоятельно занялся углубленным изучением математики и физики, которые его очень заинтересовали. В 1586 году он написал свою первую научную работу «Маленькие гидростатические весы», которая принесла ему некоторую известность и позволила познакомиться с несколькими
учеными. По протекции одного из них — автора «Учебника механики» Гвидо Убальдо дель Монте Галилей в 1589 году получил кафедру математики в Пизанском университете. В двадцать пять лет он стал профессором там, где учился, но не завершил свое образование.

Галилей преподавал студентам математику и астрономию, которую излагал, естественно, по Птолемею. Именно к этому времени относятся опыты, которые он ставил, бросая различные тела с наклонной Пизанской башни, чтобы проверить, падают ли они в соответствии с учением Аристотеля — тяжелые быстрее, чем легкие. Ответ получился отрицательный.

В работе «О движении» (1590 ) Галилей подверг критике аристотелевское учение о падении тел. В ней, между прочим, он писал: «Если разум и опыт в чем-нибудь совпадают, для меня не играет роли то, что это противоречит мнению большинства».

К этому же периоду относится установление Галилеем изохронности малых колебаний маятника — независимости периода его колебаний от амплитуды. К такому выводу он пришел, наблюдая за качанием люстр в Пизанском соборе и отмечая время по биению пульса на руке... Гвидо дель Монте высоко ценил Галилея как механика и называл его «Архимедом нового времени».



Критика Галилеем физических представлений Аристотеля восстановила против него многочисленных сторонников древнегреческого ученого. Молодому профессору стало очень неуютно в Пизе, и он принял приглашение занять кафедру математики в известном Падуанском университете.

Падуанский период — самый плодотворный и счастливый в жизни Галилея. Здесь он обрел семью, связав свою судьбу с Мариной Гамба, которая родила ему двух дочерей: Вирджинию (1600 ) и Ливию (1601 ); позже родился сын Винченцо (1606 ).

С 1606 года Галилей занимается астрономией. В марте 1610 года увидел свет его труд под названием «Звездный вестник». Вряд ли когда-либо в одном произведении сообщалось столько сенсационных астрономических сведений, сделанных к тому же буквально в течение нескольких ночных наблюдений в январе — феврале того же 1610 года.

Узнав об изобретении телескопа и располагая неплохой собственной мастерской, Галилей изготовляет несколько образцов зрительных труб, постоянно улучшая их качество. В результате ученому удалось сделать телескоп с увеличением в 32 раза. В ночь на 7 января 1610 года он направляет телескоп на небо. То, что он увидел там — лунный пейзаж, горные. Цепи и вершины, бросавшие тени, долины и моря, — уже приводило к мысли о том, что Луна похожа на Землю, — факт, свидетельствовавший не в пользу религиозных догм и учения Аристотеля об особом положении Земли среди небесных тел.

Огромная белая полоса на небе — Млечный Путь — при рассмотрении в зрительную трубу отчетливо разделилась на отдельные звезды. Возле Юпитера ученый заметил маленькие звездочки (сначала три, затем еще одну), которые уже на следующую ночь изменили свое положение относительно планеты. Галилею с его кинематическим восприятием явлений природы не нужно было долго раздумывать — перед ним спутники Юпитера! — еще один довод против исключительного положения Земли. Галилей открыл существование четырех спутников Юпитера. Позже Галилеи обнаружил феномен Сатурна (хотя и не понял, в чем дело) и открыл фазы Венеры.

Наблюдая, как солнечные пятна перемещаются по солнечной поверхности, он установил, что Солнце тоже вращается вокруг своей оси. На основании наблюдений Галилей сделал вывод, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам.

Наблюдая звездное небо, он убедился, что число звезд гораздо больше, чем можно увидеть простым глазом. Так Галилей подтвердил мысль Джордано Бруно о том, что просторы Вселенной бесконечны и неисчерпаемы. После этого Галилей сделал вывод о том, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, является единственно верной.

Телескопические открытия Галилея были многими встречены с недоверием, даже с враждебностью, но сторонники коперниканского учения, и прежде всего Кеплер, тут же опубликовавший «Разговор со звездным вестником», отнеслись к ним с восторгом, видя в этом подтверждение правоты своих убеждений.

«Звездный вестник» принес ученому европейскую славу. Тосканский
герцог Козимо II Медичи предложил Галилею занять должность придворного математика. Она сулила безбедное существование, свободное время для занятий наукой, и ученый принял предложение. Кроме того, это позволяло Галилею вернуться на родину, во Флоренцию.

Теперь, имея могущественного покровителя в лице великого герцога Тосканского, Галилей все смелее и смелее начинает пропагандировать учение Коперника. Клерикальные круги встревожены. Авторитет Галилея как ученого высок, к его мнению прислушиваются. Значит, решат многие, учение о движении Земли — не просто одна из гипотез устройства мира, которая упрощает астрономические расчеты.

Беспокойство служителей церкви по поводу триумфального распространения учения Коперника хорошо поясняет письмо кардинала Роберто Беллармино одному из своих корреспондентов: «Когда утверждают, что в предположении, будто Земля движется и Солнце стоит неподвижно, всенаблюдаемые явления объясняются лучше, чем при... геоцентрической системе Птолемея, то это прекрасно сказано и не заключает в себе никакой опасности; а этого и достаточно для математики; но когда начинают
говорить, что Солнце в действительности стоит в центре мира и что оно
только вращается вокруг себя, но не движется с востока на запад, и что
Земля находится на третьем небе и с большой скоростью вращается во круг Солнца, то это вещь очень опасная и не только потому, что она раздражает всех философов и ученых богословов, но и потому, что она вредит св. вере, поскольку из нее вытекает ложность Св. Писания».

В Рим посыпались доносы на Галилея. В 1616 году по просьбе Конгрегации святого индекса (церковного учреждения, ведающего вопросами разрешений и запрещений) одиннадцать видных богословов рассмотрели учение Коперника и пришли к выводу о его ложности. На основе этого заключения гелиоцентрическое учение было объявлено еретическим, а книга Коперника «Об обращении небесных сфер» внесена в индекс запрещенных книг. Одновременно запрещались все книги, поддерживавшие эту теорию, — существовавшие и те, которые будут написаны в будущем.

Галилея вызвали из Флоренции в Рим и в мягкой, но категорической
форме потребовали прекратить пропаганду еретических представлений об
устройстве мира. Увещевание проводил все тот же кардинал Беллармино.
Галилей был вынужден подчиниться. Он не забыл, чем кончилось для Джордано Бруно упорство в «ереси». Кроме того, как философ он знал, что «ересь» сегодня становится истиной завтра.

В 1623 году под именем Урбана VIII папой становится друг Галилея
кардинал Маффео Барберини. Ученый спешит в Рим. Он надеется добиться отмены запрещения «гипотезы» Коперника, но тщетно. Папа объясняет Галилею, что сейчас, когда католический мир раздирается ересью, недопустимо ставить под сомнение истинность святой веры.

Галилей возвращается во Флоренцию и продолжает работать над новой книгой, не теряя надежды когда-нибудь опубликовать свой труд. В 1628 году он еще раз посещает Рим, чтобы разведать обстановку и выяснить отношение высших иерархов церкви к учению Коперника. В Риме он встречает ту же нетерпимость, но она не останавливает его. Галилей заканчивает книгу и в 1630 году представляет ее в Конгрегацию.

Рассмотрение сочинения Галилея в цензуре тянулось два года, затем последовал запрет. Тогда Галилей решил издать свой труд в родной Флоренции. Ему удалось искусно обмануть тамошних цензоров, и в 1632 году книга увидела свет.

Она называлась «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» и была написана как драматическое произведение. По цензурным соображениям Галилей вынужден проявлять осторожность: книга написана в форме диалога между двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея, причем каждый из собеседников старается понять точку зрения другого, допустив ее справедливость. В предисловии Галилей вынужден заявить, что, поскольку учение Коперника противно святой вере и запрещено, он вовсе не является его сторонником и в книге теория Коперника только обсуждается, а не утверждается. Но ни предисловие, ни форма изложения не могли скрыть истины: догмы аристотелевской физики и птолемеевской астрономий терпят здесь такой очевидный крах, а теория Коперника настолько убедительно торжествует, что вопреки сказанному в предисловии личное отношение Галилея к учению Коперника и его убежденность в справедливости этого учения не вызывают сомнений.

Правда, из изложения вытекает, что Галилей все еще верил в равномерное и круговое движение планет вокруг Солнца, т. е. не сумел оценить и не принял кеплеровых законов движения планет. Он также не согласился с предположениями Кеплера относительно причин возникновения приливов и отливов (притяжение Луны!), развив взамен собственную теорию этого явления, оказавшуюся неверной.

Церковные власти пришли в ярость. Санкции последовали незамедлительно. Продажу «Диалога» запретили, а Галилея вызвали в Рим на суд. Напрасно семидесятилетний старец представил свидетельство трех врачей о том, что он болен. Из Рима сообщили, что если он не приедет добровольно, то его привезут силой, в кандалах. И престарелый ученый отправился в путь,

«Я прибыл в Рим, — пишет Галилей в одном из писем, — 10 февраля
1633 года и положился на милость инквизиции и святого отца.. Сначала
меня заперли в замке Троицы на горе, а на следующий день меня посетил
комиссар инквизиции и увез меня в своей карете.

По дороге он задавал мне разные вопросы и выразил пожелание, чтобы я прекратил скандал, вызванный в Италии моим открытием, касающимся движения земли... На все математические доказательства, которые я мог ему противопоставить, он отвечал мне словами из священного писания: «Земля была и будет неподвижна вовеки веков»».

Следствие тянулось с апреля по июнь 1633 года, а 22 июня в той же церкви, почти на том же самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор, Галилей, стоя на коленях, произнес предложенный ему текст отречения. Под угрозой пыток Галилей, опровергая обвинение в том, что он нарушил запрет о пропаганде учения Коперника, вынужден был признать, что «неосознанно» способствовал подтверждению правоты этого учения, и публично от него отречься Поступая так, униженный Галилей понимал, что затеянный инквизицией процесс не остановит триумфального шествия нового учения, ему же самому нужны были время и возможность для дальнейшего развития заложенных в «Диалоге» идей, чтобы они стали началом классической системы мира, в которой не осталось бы места церковным догмам. Церкви же этот процесс нанес непоправимый ущерб.

Галилей не сдался, хотя в последние годы жизни ему пришлось работать в тяжелейших условиях. На своей вилле в Арчетри он находился под домашним арестом (под постоянным надзором инквизиции). Вот что он пишет, например, своему другу в Париж: «В Арчетри я живу под строжайшим запретом не выезжать в город и не принимать ни много друзей одновременно, ни с теми, кого я принимаю, не общаться иначе как крайне
сдержанно... И мнится мне, что... теперешняя моя тюрьма заменена будет
лишь на ту долгую и тесную, которая всех нас ожидает».

Два года Галилей в заточении пишет «Беседы и математические доказательства...», где, в частности, излагает основы динамики. Когда книга была закончена, весь католический мир (Италия, Франция, Германия, Австрия) отказывался ее печатать.

В мае 1636 года ученый ведет переговоры об издании своего труда в Голландии, а затем тайно переправляет туда рукопись. «Беседы» выходят в свет в Лейдене в июле 1638 года, а в Арчетри книга попадает почти через год — в июне 1639 года. К тому времени ослепший Галилей (сказались годы упорной работы, возраст и то, что ученый часто смотрел на Солнце без хороших светофильтров) мог лишь ощупать свое детище руками.

Только в ноябре 1979 года папа римский Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив отречься ученого от теории Коперника.

Это был первый и единственный в истории католической церкви случай публичного признания несправедливости осуждения еретика, совершенный спустя 337 лет после его смерти.

15 февраля исполняется 450 лет со дня рождения великого итальянского физика, математика, инженера и философа Галилео Галилея (1564 - 1642), одного из основоположников науки Нового времени. Мы подготовили рассказ о 14 интересных фактах о жизни и научной деятельности основателя экспериментальной физики, с которого в 17 веке началась современная физика.

1. Инквизиция судила Галилея за книгу о Солнце и Земле

Доменико Тинторетто. Галилео Галилей. 1605-1607

Поводом к инквизиционному процессу 1633 года послужила только что вышедшая книга Галилея «Диалог о двух величайших системах мира Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (т.е., аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля. Такого представления о строении мира придерживалась тогда католическая церковь.
Главной претензией инквизиции к Галилею была его уверенность в объективной истинности гелиоцентрической системы мира. Причем католическая церковь долгое время ничего не имела против коперниканства при условии, что его будут трактовать просто как гипотезу или математическое предположение, которая позволяет просто лучше описывать окружающий мир («спасать явления»), не претендуя при этом на объективную истинность и достоверность. Только в 1616 году, более чем через 70 лет после своего выхода в свет книга Коперника «De revolutionibus» («Об обращениях») была занесена в «Индекс запрещенных книг».

2. Галилея обвиняли в уменьшении авторитета Библии

Джузеппе Бертини. Галилей показывает телескоп венецианскому дожу. 1858

В вину Галилею инквизиция ставила превышение полномочий разума и умаление авторитета Священного Писания. Галилей был рационалист, верящий в могущество разума в деле познания природы: разум по Галилею познает истину «с той достоверностью, какую имеет сама природа». Католическая церковь же считала, что любая научная теория носит лишь гипотетический характер и не может достигнуть совершенного познания тайн мироздания. Галилей был уверен в обратном: «... человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой же абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа: таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя Божественный разум знает в них бесконечно больше истин... но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует».

По Галилею в случае конфликта в деле познания природы с любым другим авторитетом, в том числе даже со Священным Писанием, разум не должен уступать: «Мне кажется, что при обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не от авторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов и необходимых доказательств... Я полагаю, что всё касающееся действий природы, что доступно нашим глазам или может быть уяснено путём логических доказательств, не должно возбуждать сомнений, ни тем более подвергаться осуждению на основании текстов Священного Писания, может быть, даже превратно понятых. Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания... Было бы опасно приписывать Священному Писанию какое-либо суждение, хотя бы один раз оспоренное опытом».

3. Галилей считал себя добрым католиком

Джованни Лоренцо Бертини. Папа Римский Урбан VIII. Ок. 1625

Сам Галилей считал себя верным сыном католической церкви и не намеревался вступать с ней в конфликт. Первоначально папа Урбан VIII долго покровительствовал Галилею и его научным изысканиям. Они были в хороших отношениях, еще когда папа был кардиналом Матфео Барберини. Но ко времени инквизиционного процесса над великим физиком Урбан VIII потерпел ряд серьезных неудач, его обвиняли в политическом союзе с протестантским королем Швеции Густавом-Адольфом против католической Испании и Австрии. Также авторитет католической церкви был серьезно подорван шедшей тогда Реформацией. На этом фоне, когда Урбану VIII доложили о «Диалоге» Галилея, раздосадованный папа поверил даже тому, что один из участников диалога, аристотелик Симпличио, чьи аргументы в пух и прах разбиваются в ходе беседы - это карикатура на него самого. Гнев папы соединился с расчетом: инквизиционный процесс должен был продемонстрировать несломленный дух католической церкви и контрреформации.

4. Галилея не пытали, но ему грозили пыткой

Жозеф-Николя Робер-Флери. Галилей перед судом инквизиции. 1847

Галилею угрожали пыткой во время процесса 1633 года в случае, если он не отречется от своего «еретического» мнения, что Земля движется вокруг Солнца. Некоторые историки все же думают, что к Галилею могла быть применена пытка в «умеренных масштабах», но большинство склоняется к тому, что ее не было. Ему пригрозили пыткой на словах (territio verbalis), без устрашения посредством реальной демонстрации пыточных орудий (territio realis). Однако Галилей решительно отрекся от учения Коперника, и пытать его было уже незачем. Заключительная формула приговора оставляла Галилея «под сильным подозрением в ереси» и приказывала ему очиститься отречением. Его «Диалог о двух величайших системах мира» католической церковью был внесен в «Индекс запрещенных книг», а сам Галилей был также присужден к заключению на тюремный срок, который установит Папа.
Вообще в истории с Галилеем католическая церковь в определенном смысле вела себя достаточно умеренно. Во время процесса в Риме Галилей жил у флорентийского посла на вилле Медичи. Условия жизни там были далеко не тюремные. После своего отречения Галилей сразу вернулся (папа не стал держать Галилея в тюрьме) на виллу тосканского герцога в Риме, а потом через переехал к своему другу, архиепископу Сиены, своего друга Асканио Пикколомини и поселился в его дворце.

5. Инквизиция сожгла не Галилея, а Джордано Бруно

В связи с этим уточним, как и в случае с Коперником , что инквизиция сожгла на костре не Галилея, а Джордано Бруно.
Этого итальянского монаха-доминиканца, философа и поэта, сожгли в 1600 году в Риме не просто за убеждение в истинности коперниканской системы мира. Бруно был сознательным и упорным еретиком (что, может быть, и не оправдывает, но зато хоть как-то объясняет действия инквизиции). Вот текст доноса, который на Бруно в инквизицию отправил его ученик, молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго: «Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры... что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием "новая философия". Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».
Шесть лет Джордано Бруно был в заключении в Риме, отказываясь признать свои убеждения ошибкой. Когда Бруно вынесли приговор подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови» (сожжение живым), в ответ философ и еретик заявил судьям: «Сжечь - не значит опровергнуть!».

6. Галилей не произносил знаменитой фразы «А все-таки она вертится!»

То, что Галилей якобы сказал знаменитую фразу «А все-таки она вертится!» (Eppur si muove!) сразу после своего отречения - всего лишь красивая легенда, созданная итальянским поэтом, публицистом и литературным критиком Джузеппе Баретти в середине 18 века. Она не подтвержденная никакими документальными данными.
На самом деле Галилей закончил свое отречение в римской церкви Sancta Maria sopra Minerva («Святая Мария торжествует над Афиной Минервой») 22 июня 1633 года следующими словами: «Я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя их заключительного опровержения, вследствие сего я признан сим святым судилищем весьма подозреваемым в ереси, будто придерживаюсь и верю, что Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр и движется. А посему желая изгнать из мыслей ваших высокопреосвященств, равно как из ума всякого преданного христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, - от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистными вышеназванные заблуждения и ереси, и вообще все и всякие противные вышеназванной святой церкви заблуждения, ереси и сектантские учения».

7. Галилей изобрел телескоп

Галилей первым применил телескоп (зрительную трубу) для наблюдений за небом. Совершенные им в 1609-1610 году открытия составили настоящую веху в астрономии. При помощи телескопа Галилей первый обнаруживает, что Млечный путь представляет собой гигантское скопление звезд и что у Юпитера есть спутники. Это были четыре самых крупных спутника Юпитера - Европа, Ганимед, Ио и Каллисто, прозванные в честь их открывателя галилеевыми (сегодня астрономы насчитывают у самой большой планеты Солнечной системы 67 спутников).
Галилей увидел в телескоп неровную, холмистую поверхность Луны, горы и кратеры на ее поверхности. Также он наблюдает солнечные пятна, фазы Венеры и видит Сатурн трехликим (то, что он сначала тоже принял за спутники Сатурна, оказались краями его знаменитых колец).

8. Галилей доказал неправоту Аристотеля во взглядах на Землю и Луну и изменил представления человека о Земле и космос е

Жозеф-Николя Робер-Флери. Галилей перед судом инквизиции.

В истории науки было очень немного событий, аналогичных этой серии открытий по вызванному ей общественному резонансу и воздействию на мышление людей. До Галилея господствующие позиции в европейской науке и культуре занимал аристотелизм. Согласно аристотелевской физике существовало радикальное различие между миром надлунным и подлунным. Если «под Луной», в земном мире все тленно и подвержено изменениям и гибели, то в надлунном мире, на небе согласно Аристотелю царствуют идеальные закономерности, и все небесные тела вечны и совершенны, являются идеально гладкими. Открытия же Галилея, в частности, созерцание неровной, холмистой поверхности Луны было одним из решающих шагов к пониманию того, что весь космос или мир в целом устроен одинаково, что везде в нем действуют одни и те же закономерности.

Кстати, интересно отметить существенную разницу между впечатлением, которое производило созерцание Луны на современников Галилея и которое оно производит на нас сегодня. Нашего современника, взглянувшего в телескоп на Луну, поражает, насколько Луна не похожа на Землю: он, прежде всего, обращает внимание на несколько унылую, серую и безводную поверхность. Во времена же Галилея, напротив, люди удивлялись тому, насколько Луна, оказывается, похожа на Землю. Для нас идея физического родства Земли и Луны стала уже тривиальной. Для Галилея же хребты и кратеры на Луне были наглядным опровержением аристотелевского противопоставления небесных тел и Земли.

10. Галилей изменил наши представления о пространстве и движении тел

Главной идеей научного творчества Галилея было представление о мире как упорядоченной системе тел, которые движутся одно относительно другого в однородном пространстве, лишенном привилегированных направлений или точек. Например, что считать верхом или низом, по Галилею зависит от выбранной системы отсчета. В аристотелевской же физике мир представлял собой ограниченное, пространство, где верх или низ четко различались. Все тела либо покоились в своих «естественных местах», либо двигались по направлению к ним. Однородность пространства, относительность движения - таковы были принципы новой научной картины мира, заложенные Галилеем. Кроме того, у Аристотеля покой был важнее и лучше движения: у него тело, на которое не действовали силы, всегда находится в покое. Галилей же ввел принцип инерции (если на тело не действуют силы, оно покоится либо равномерно движется), который уравнял покой и движение. Теперь движение с постоянной скоростью не требует причины. Это был величайший переворот в учении о движении, положивший начало новой науке. Вопрос о конечности или бесконечности мира Галилей считал неразрешимым.

11. Галилей впервые соединил физику с математикой

Важнейшей новацией Галилея в науке было его стремление математизировать физику, описывать окружающий мир не на языке качеств, как в аристотелевской физике, а на языке математики. Галилей писал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего-нибудь иного, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения для того, чтобы объяснить возникновение ощущений вкуса, запаха и звука. Я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы только фигуры, числа, движения, но не запахи, вкусы и звуки, которые, по моему мнению вне живого существа являются не чем иным, как только пустым мнением». И когда знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1979 года Стивен Вайнберг говорит, что суть современной физики - количественное понимание явлений, важно знать, что основу этого заложил Галилео Галилей в своих экспериментах по измерению движения падающих с вершины башни камней, качения шаров по наклонной плоскости и т.д.

12. Физика Галилея основана на идеях, которые нельзя проверить

Галилей считается основателем экспериментального естествознания, когда наука от чисто логического, умозрительного теоретизирования обращается к непосредственному наблюдению природы и экспериментированию с ней. Между тем читателя сочинений Галилея поражает, насколько часто он прибегает к мысленным экспериментам. Они обладают способностью доказывать свою истинность еще до своего реального осуществления. Галилей словно еще до всякого опыта убежден в их истинности.
Это говорит о том, что классическая физика, основания которой заложил Галилей, не является беспредпосылочным и потому единственно верным наблюдением природы «как она есть». Она сама покоится на определенных фундаментальных умозрительных допущениях. Ведь основания физики Галилея строятся из принципиально ненаблюдаемых элементов: бесконечное инерциальное движение, движение материальной точки в пустоте, движение Земли и т.д. Как раз аристотелевская физика была ближе к непосредственной очевидности: различие верха и низа в пространстве, движение Солнца вокруг Земли, покой тела, если на него не действуют внешние силы и т.д.

13. Процесс Галилея доказал, что предметы веры и науки смешивать нельзя

Дело Галилея нанесло большой урон авторитету католической церкви. Ее ошибка состояла в том, что практически на уровень догмата было возведено представление из научных теорий, созданных, кстати, язычниками. Ведь физика Аристотеля, как и система Птолемея - это наследие античности. Но учение о движении Земли не может быть богословским вопросом. Догматы должны касаться области веры, куда нет доступа науке. Например, в «Символе веры» нет ни одного определения, которое можно было бы подтвердить или опровергнуть научно.

14. Церковь признала свои ошибки в деле Галилея

В 1758 году Папа Бенедикт XIV велел вычеркнуть работы, защищавшие гелиоцентризм, из «Индекса запрещённых книг». Эта работа проводилась неспешно и завершилась только в 1835 году.
Голоса о необходимости реабилитировать Галилея звучали на Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Позже реабилитацией Галилея занялся Папа Римский Иоанн Павел II. В 1989 году кардинал Пупар заявил по поводу осуждения Галилея: «Осудив Галилея, Священная канцелярия действовала искренне, опасаясь, что признание революции Коперника сулит угрозу католической традиции. Но, то была ошибка, и необходимо ее честно признать. Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, отстаивая теорию Коперника, хотя дискуссия по поводу приведенных им аргументов продолжается и в наши дни».

Биография Галилея

Галилей родился 15 февраля 1564 г. в Пизе (город недалеко от Флоренции) в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля, теоретика музыки и лютниста. Род Галилея был из Флоренции, принадлежал к ее богатейшим буржуазным семействам, которые управляли городом. Один из прапрадедов Галилея был даже «знаменосцем правосудия» (gofaloniere di giustizia), главой Флорентийской республики, а также известным врачом и ученым.
В Пизе Галилео Галилей окончил университет, здесь протекали его первые научные исследования, и здесь же он в возрасте 25 лет занял кафедру математики.
Когда Галилей жил в Падуе (1592-1610), он заключил невенчанный брак с венецианкой Мариной Гамба и стал отцом сына и двух дочерей. Позже, в 1619 году, Галилей официально узаконил сына. Обе дочери закончили жизнь в монастыре, куда они ушли, поскольку из-за своей незаконнорожденности не могли рассчитывать на удачный брак и хорошее приданое.

В 1610 году он переезжает во Флоренцию к тосканскому герцогу Козимо Медичи II, который кладет ему хорошее жалованье как своему советнику при дворе. Это помогает Галилею выплатить огромные долги, накопившиеся у него из-за выдачи замуж двух его родных сестер.

Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции, которая ограничивала его в научных контактах и передвижениях. Он поселился в Арчетри рядом с монастырем, в котором находились его дочери, и ему было запрещено посещать другие города. Тем не менее, Галилей все равно занимался научными исследованиями. Когда он умер 8 января 1642 года на руках своих учеников Вивиани и Торричелли, папа Урбан VIII запретил торжественные похороны, а кардинал Франческо Барберини (племянник папы) отправил папскому нунцию во Флоренцию следующее послание: «Его святейшество в согласии с указанными мною высокопреосвященствами решил, что Вы, с Вашим обычным искусством, сумеете донести до сведения герцога, что нехорошо строить мавзолей для трупа того, кто был наказан трибуналом святой инквизиции и умер, отбывая это наказание, ибо это могло бы смутить добрых людей и нанести ущерб их уверенности в благочестии его высочества. Но, если все же не удастся отвратить великого герцога от такого замысла, Вам надо будет предупредить, что в эпитафии или надписи, которая будет на памятнике, не должно быть таких выражений, которые могли бы затронуть репутацию этого трибунала. И такое же предупреждение надо будет Вам сделать тому, кто будет читать надгробную речь...»

Много лет спустя, в 1737 году Галилея все-таки похоронили в гробнице Санта Кроче рядом с Микеланджело, как это и намеревались сделать сначала

Галилео Галилей появился на свет на западе Тосканы в 1564 году в семье лютниста Винченцо Галилея. В их семействе было шестеро детей, но выжило из них лишь четверо. В 1572 году семья Галилеев переехала во Флоренцию, где искусства и научные открытия были в почёте.

Первую ступень образования освоил в школе при монастыре. Галилей даже подумывал стать священником, но отец был не рад таком решению сына. В 17 лет юношу приняли в Пизанский университет по медицинскому направлению, где он заинтересовался геометрией. Из-за нехватки средств обучение пришлось прекратить на четвертом году, и сын вновь едет во Флоренцию. В 1589 году, под покровительством маркиза Гвидобальдо дель Монте, Галилей приехал в Пизу читать лекции по математическим наукам. Через два года умер отец, и главой семейства стал Галилео.

С 1592 по 1610 год Галилей читал лекции по различным предметам в Падуе. Этот период принято считать самым плодотворным на научную деятельность. В эти годы он знакомится с Кеплером и другими учёными умами Италии. В 1609 году на общей волне популярности астрономии Галилей изобрел первый телескоп, с помощью которого он увидел невообразимые ранее вещи: кратеры на Луне, Млечный путь по отдельным звёздам, а также спутники Юпитера. Эти открытия были описаны им в сочинении "Звёздный вестник", сделавшим Галилея самым известным учёным Старого Света. В это время Галилей заключает брачный союз с девушкой из Венеции Мариной Гамба и становится отцом двух дочерей и сына.

В 1610 году Галилей вынужденно возвращается во Флоренцию из-за накопившихся долгов. Здесь он продолжил исследовать небо и открыл фазы Венеры и магнитные бури на Солнце. Опьяненный своей популярностью, он совершил череду ошибок, высказываясь открыто в защиту идей Коперника, чем привлек внимание инквизиции к своей особе. Гелиоцентрическую систему мира объявляют ересью и Галилео решает написать книгу с нейтральным мнением по этому вопросу. Он занимается книгой около 16 лет, ожидая удобного момента для опубликования.

После запрета церкви на гелиоцентризм Галилей в 1624 году опубликовал "Письма к Инголи", часть которых позднее вошла в "Диалог о двух системах мира". В 1631 году Галилей переехал в Арчетри, ближе к дочерям.

Зимой 1632 года "Диалог о двух системах мира" увидел свет. Галилей отправил 30 экземпляров книги в Рим, но просчитался. Папа Римский Урбан VIII воспринял книгу как оскорбление на свой счёт и Галилео пригласили в Рим на судебный процесс инквизиции, который длился до июля 1633 года. Суд принял решение о тюремном заключении и Галилей, склонив голову, произнес слова отречения. Инквизиторы не оставили учёного до конца его дней; и при смерти Галилея находились два церковника.

Скончался Галилео Галилей 8 января 1642 года, в 77-летнем возрасте, в своей постели. Папой был издан запрет на похороны с остальной семьёй. Было решено захоронить в Арчетри без изысков.

Для школьников о главном 5, 7 класс

Биография Галилео Галилей о главном

Галилео-Галилей был по истине великим человеком. Он известен на сегодняшний день не только как выдающийся химик и физик, но также как превосходный конструктор, замечательный изобретатель и великолепный астроном.

Родился Галилео 15 февраля 1564 года. Его родной город – Пиза. До 11-летнег возраста он обучался в местной школе. После переезда во Флоренцию получал образование в монастыре бенедиктинцев. По окончанию обучения в монастыре, Галилей поступает в один из университетов Пизы, где в течении трех лет активно изучает медицину, высшую математику, философию и геометрию.

Будущий физик был не в состоянии больше оплачивать свое обучение и поэтому возвращается во Флоренцию. Совсем скоро происходит его знакомство с маркизом Монте.

Именно благодаря ему Галилей поступает на работу учителем математики Болонский университет. После этого великий человек преподавал в Падуанском и Пизанском университетах. Именно здесь происходил самый плодотворный период. Для Галилея. Труд «Механика» появился в 1593 году, где физиком были описаны все исследования падающих тел, а также маятника. Именно в этих трудах были выдвинуты совершенно новые и ранее неизвестные принципы движения, что являлось противовесом динамики Аристотеля.

Его увлечение астрономией было настолько велико, что ему удалось доказать истину гелиоцентрической модели строения всего окружающего мира. После этого им же был создан первый телескоп. Его страсть к возвышенному, позволила сделать великие открытия большого количества ранее неизвестных небесных объектов. В это время слава и признание охватывают великого ученого.

Философия Галилео о том, как устроен мир, сильно противоречива по отношению к Святому писанию. После того, как он начал активно пропагандировать учения Коперника, Галилей попадает под инквизиционный суд, где произносит речь отречения, конечно, не по собственному желанию. Немного времени ученый был в тюрьме, после чего сразу отправился на родину.

5, 7 класс и его открытие

Интересные факты и даты из жизни