В некоторых случаях при возникновении у ребенка проблем психологического характера, поддержки родителей недостаточно, и тогда на помощь приходит детский психолог. Именно этот специалист чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком, главной задачей которого является налаживание между ними прочной эмоциональной связи.

Родители и другие взрослые родственники часто не понимают, почему у малыша возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома. Корнем всех этих проблем может быть серьезный внутренний психологический конфликт, не дающий личности полноценно и гармонично развиваться в детском возрасте.


Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, лучше всего записаться на консультацию к хорошему детскому психологу. Помощь детского психолога может понадобиться, как ребенку младшего школьного возраста, так и подростку. Главное – своевременно проконсультироваться с психологом, выявить и начать работу над имеющимися проблемами. Игнорировать неблагоприятное психологическое состояние ребенка или подростка очень опасно, так как впоследствии оно может привести к развитию психических и психосоматических заболеваний.

Что входит в сферу деятельности детского психолога

Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и изучающий функционирование их психики с учетом возрастных особенностей. Психология является одной из самых бурно развивающихся наук, поэтому быть специалистом в этой сфере считается очень престижным. Вопреки распространенному заблуждению детский психолог – это не врач, так как у него нет высшего медицинского образования. Поэтому нельзя сказать, что детский психолог лечит психические расстройства или заболевания.


Основная задача этого специалиста – оказание психологической поддержки и помощь в решении психологически сложных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок.


Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Проконсультироваться у детского психолога можно в специализированных центрах психологической поддержки детей, частных кабинетах. Детские психологи также работают на базе дошкольных и школьных учебных учреждений. Желательно заранее записываться на прием к востребованному специалисту, чтобы избежать очередей и длительного ожидания.

Отличие от других специалистов

Не следует путать детского психолога с психиатром или психотерапевтом. Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, имеющих определенные психологические особенности или попавших в непростую ситуацию в семье или коллективе. В то же время детский психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств, в том числе и при помощи лекарственных средств и специального режима. Психиатр имеет высшее медицинское образование, то есть является врачом и работает с маленькими пациентами, нуждающимися в квалифицированной психиатрической помощи.


Детский психотерапевт также является врачом и прошел обучение специальности «психиатрия», однако в своей практике он использует преимущественно методы психотерапии, а лекарства и другие варианты лечебного воздействия являются только вспомогательными. Психотерапевт помогает пациентам при помощи беседы и детального анализа прошлых, настоящих проблем и конфликтных ситуаций. Психотерапевт также может помочь, если на фоне сильного стресса в детском возрасте появились признаки психосоматического заболевания или подозрения на невроз.

Когда нужно обращаться к специалисту

Родителям очень важно своевременно заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка. Нередко частые капризы, беспричинные слезы и непослушание являются неосознанной просьбой о помощи и поддержке. Поэтому не стоит сразу объяснять плохое поведение ребенка дурным характером или избалованностью, потому что так вы можете не заметить начало тяжелого внутреннего психоэмоционального конфликта у малыша. Помощь детского психолога может понадобиться, если ваш ребенок:

  • Очень застенчив , испытывает большие трудности при общении со сверстниками. Застенчивость очень часто напрямую связана с негативным восприятием своего тела и личности, поэтому важно помочь ребенку преодолеть эту черту как можно раньше. Застенчивость и замкнутость приводят к тому, что ребенок не может полноценно адаптироваться к новому окружению и испытывает сильный стресс при попадании в новую социальную группу (переход из детского сада в школу, перевод в другую школу, переезд и так далее).
  • Гиперактивный . Чрезмерная активность является одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенка сложно успокоить и привлечь к полезной деятельности, он неусидчив, плохо концентрирует внимание, что приводит к плохой успеваемости в школе. Гиперактивность в таких случаях становится главной причиной конфликтов между родителями и малышом. Детский психолог поможет ребенку научиться управлять своей энергией и переменчивыми желаниями, концентрироваться на учебе и полезном проведении досуга.
  • Часто пугается , склонен к тревожности и переживаниям. Многие дети сталкиваются со страхом темноты, одиночества, фантастических чудищ. Эти, на взрослый взгляд, беспочвенные и несущественные страхи, могут нанести серьезный урон психике ребенка. Именно поэтому важно как можно быстрее от них избавиться и предотвратить появление страхов в будущем. При игнорировании проблемы страх может перерасти в фобию, которая является одним из симптомов психических расстройств.
  • Агрессивный . Существует множество причин агрессивного поведения ребенка, выявить и устранить которые поможет квалифицированный специалист. Склонность к чрезмерной агрессии вредит здоровью ребенка и окружающих его детей, а в будущем может стать почвой для формирования вспыльчивого и жестокого характера. Поэтому нельзя закрывать глаза на вспышки агрессии у крохи, особенно если они повторяются регулярно. Психолог поможет избавиться от агрессивности и настроить ребенка на доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
  • Плохо учится в школе . Еще одной важной задачей детских психологов является помощь ученикам, которые по каким-то причинам не справляются со школьной программой. Если у ребенка не диагностирована умственная отсталость, но он с завидным постоянством приносит из школы двойки, то у этого явления могут быть серьезные причины. Например, страх ответа перед классом, произошедшая ранее конфликтная ситуация с учителем или одноклассниками, неумение концентрироваться на важной информации, отсутствие интереса к предмету и понимания его важности для будущего. Работа с психологом в таком случае поможет эффективно устранить имеющиеся проблемы.
  • Прошел через травмирующую ситуацию . Травмирующей ситуацией для детской психики может быть развод родителей, смерть родственника, постоянные ссоры в семейном кругу, переезд и даже рождения братика или сестренки. Нужно обязательно обратиться к детскому психологу, если подобные ситуации произошли в прошлом (даже если вам кажется, что прошло уже много времени и все забылось). Специально обученные детские психологи также работают с детьми, столкнувшимися с домашним насилием или пережившими стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.


Каждый ребенок с самого раннего детства уже является полноценной личностью, имеющей свои переживания, проблемы и страхи. Бережное отношение к детской психике и подключение при необходимости специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем, поэтому если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов касается вашего малыша, консультация у детского психолога пойдет ему и вам только на пользу.

Как работает детский психолог

Психолог для детей, столкнувшихся с определенными трудностями на том или ином периоде взросления, играет очень важную роль для гармоничного и здорового восприятия, как собственной личности, так и окружающей среды. Поэтому специалист в сфере детской психологии должен находить контакт с самыми разными детьми и уметь выстраивать с ними доверительные отношения.


Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями. Далее проводится психодиагностика ребенка, результаты которой позволят судить о наличии или отсутствии психических отклонений и раскрывают психологические особенности его личности.


Во время первой консультации также определяют, как именно в дальнейшем будет проходить работа с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают всю нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.


Чтобы добиться нужного результата, детский психолог и родители должны работать вместе и создавать ребенку благоприятные условия для развития.


Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию тех или иных психологических проблем ребенка. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от того, какое общение нужно малышу на данном этапе. Работа с детьми младшего возраста проходит в непринужденной, игровой форме. В кабинете детского психолога должна быть создана приятная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Широко применяется арт-терапия, обучение полезным навыкам и правильному поведению на примере сказок, воспитательные беседы, проходящие в форме активного диалога с ребенком.


Многие родители к детскому психологу обращаются для того, чтобы узнать, соответствует ли психика их ребенка возрастной норме. Если в ходе работы с малышом у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы (психические отклонения), то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у психиатра, который сможет провести диагностику и дать официальное заключение. Если же никаких психических заболеваний у малыша не обнаружили, то регулярные занятия с детским психологом и активная позиция родителей помогут в ближайшее время справиться с любой, даже самой сложной детской психологической проблемой.

Я часто слышу в свой адрес вопрос: «…как может помочь психолог?», «…гарантируйте ли Вы результат?». Конечно, по-человечески, эти вопросы вполне объяснимы. И, поскольку психологическое консультирование это услуга, то потенциальному клиенту хотелось бы узнать, во что он вкладывает деньги, время, силы, другие ресурсы и что будет на выходе.

Данная статья в большей степени адресована потенциальным клиентам. Я со своей стороны, как психолог, сделаю попытку более ясно обозначить позицию ответственности клиента и консультанта, для того чтобы сформировать у людей понимание и более реальный взгляд на процесс психологического консультирования.

Здесь есть своя специфика. Психологическое консультирование – это не покупка масла в магазине, не услуги парикмахера, где клиент приносит свою голову, с ней что-то делают, и на выходе получается «красиво» — это процесс, а иногда достаточно длительный процесс, в котором участвуют клиент и консультант, и, соответственно, результат этого взаимодействия зависит в разной степени от обеих сторон.
Когда я слышу вопрос «будет ли результат?», то у меня появляется легкое замешательство, поскольку ответить на этот вопрос может только сам клиент.

Дело все в том, что мы можем гарантировать результат деятельности при соблюдении следующих условий:

  • Высокая мотивация, заинтересованность (не только на уровне желаний и слов о желаниях, но и действий)
  • Когда мы совершаем реальные действия, а не просто думаем о них
  • Достаточно высокое влияние на процесс в осуществляемой деятельности

А теперь, давайте посмотрим на эти пункты в контексте психологического консультирования.

1. Высокая мотивация, заинтересованность

Есть часть клиентов, которые приходят на консультацию с установкой: «я пришел со своей проблемой – пусть психолог, он и только он эту проблему решает. Он же профессионал, я ему деньги плачу. А я просто посмотрю к чему это приведет, вдруг получится…,я здесь совершенно ни при чем…». и т.д.

Для меня такая установка означает, что клиент отдает ответственность за свою жизнь психологу. Словно жизнь и события, которые с ним происходят, не результат его действий, установок, решений, других волевых актов, а просто «случаются», словно клиент говорит, что не влияет на то, что происходит, а влияют обстоятельства или другие люди.

Выходит, что по мнению клиента, психолог должен быть больше заинтересован в изменении, чем сам клиент. Интересно, в какой роли по мнению клиента, выступает психолог, принимая такую позицию?

Если мотивация клиента на результат в работе будет ниже, чем мотивация психолога, то изменений вряд ли можно достичь. Другими словами, если клиент не мотивирован – он не изменится, не зависимо от того, что он на этот счет думает или говорит себе или другим.

Бывает и другая ситуация. Есть клиенты, и их достаточно много, которые мотивированы в том, чтобы менять что-то в своей жизни и в себе. И как показывает практика, вместе мы достигаем результата.

2. Влияние на процессы в деятельности и контроль

Мы можем достигать результата, если влияем на процессы в какой-либо деятельности.
В консультировании психолог, по большому счету, может влиять только на те процессы, которые происходят во время встреч.

Я не могу узнать, что клиент делает, чувствует, думает, когда покидает мой кабинет. И, естественно, в перерывах между сессиями клиент живет самостоятельной жизнью, сам определяет как ему поступить в той или иной ситуации, совершает какие-то действия, принимает решения. Другими словами – живет и получает СВОЙ опыт.

Психолог не может за клиента проживать его жизнь, налаживать отношения с родственниками, искать работу, партнера по жизни и т.д. Он может помочь клиенту сформировать новое отношение к его ситуации, понимание, или научить его действовать по-другому, дать ему новый навык, помочь клиенту осознать и прочувствовать, пережить тот опыт, который у него есть. Он также может помочь клиенту принять самого себя, но прожить жизнь за клиента — невозможно. А, соответственно, здесь будет только часть ответственности за результат, остальная и БОЛЬШАЯ часть за клиентом.

Психолог словно попутчик, который встречается путнику, сбившемуся с пути. Он может только показать направления движения, разные тропинки… но именно путник выбирает, по какой тропинке ему идти и САМ переставляет ноги. Психолог в этой роли только поддерживает, идет рядом.

Некоторые клиенты искренне считают, что психолог дает советы. В действительности, это не так. К примеру, если психолог оказывается в роли советчика, то это означает, что он берет ответственность за жизнь клиента и лучше знает что для него нужно. Но тогда в этом случае, клиент выступает в роли РЕБЕНКА, у которого не хватает жизненного опыта, чтобы разрешить свою ситуацию. Вам нравится такая картина? Мне нет. Искренне считаю, что каждый человек способен найти в себе ресурсы и силы для того, чтобы действовать и жить более зрело, самостоятельно справляться со своими трудностями, достигать целей.

За что отвечает психолог?

Прочитав все это, у читателя может сложиться впечатление, что психолог результатов не гарантирует, ответственности за жизнь клиента брать не может, а в чем тогда его ответственность?

1. Поскольку психологическое консультирование это взаимный процесс общения и взаимодействия, то психолог ответственен за организацию этого процесса. Это общение не двух приятелей-подружек, а взаимодействие в специально созданном контексте (терапевтический контекст), где задаются определенные границы и правила, есть своя динамика, стадии. И этим процессом управляет и организовывает психолог.

2. Психолог частично ответственен за создание рабочего терапевтического альянса между ним и клиентом. Более простыми словами, он частично ответственен за создание зоны доверия между ним и клиентом и той среды, которая способствует изменению и результатам. Что же это такая за среда и каковы ее критерии?

Это доверительная среда, где клиент может быть самим собой во взаимодействии с психологом, где он может раскрыться и проживать тот опыт, который у него есть, где он может проживать те чувства, которые испытывает, с уверенностью, что эти чувства будут приняты, где он может шаг за шагом осознавать через проживание своего опыта самого себя, где он может быть САМИМ СОБОЙ, что его могут принять таким, какой он есть.

Субъективно у клиента создание такой среды может проявляться в виде разных чувств. Например, чувства близости, доверия, чувства «меня принимают», чувства «я есть». Или особого состояния, в котором клиент достигает осознания своих переживаний, установок, мыслей. Другое субъективное проявление – это состояние инсайта, в котором клиент в результате рефлексии или спонтанно находит решение той или иной своей задачи.

3. Психолог ответственен за то, чтобы терапевтический процесс был безопасен для клиента.

В обычной жизни, во взаимодействии с другими людьми, мы можем реагировать не так, как нам хочется, иногда мы подавляем свои истинные чувства, поступаем вопреки нашим желаниям, дабы угодить окружающим, боимся признаться себе в каких-то своих особенностях, мыслях, чувствах. Мы реагируем не так как хотим, и подавляем свои истинные реакции, потому что это бывает опасно с другими людьми, потому что порой не знаешь (или слишком хорошо знаешь) как люди отреагируют на эмоции, в особенности, на негативные. Или потому что так выгодно по ситуации и этого требует внешний контекст.

И когда клиент взаимодействует с психологом, то он вольно или невольно отражает в своем поведении и общении те реакции или действия, которые не являются естественными для него. Терапевтический контекст и участие самого психолога как раз предполагает и располагает к тому, чтобы клиент смог проживать тот опыт, который он проживает во взаимодействии с психологом, но с той разницей, что в этом опыте он может быть ЕСТЕСТВЕННЫМ, САМИМ СОБОЙ, и оставаться в БЕЗОПАСНОСТИ.

Создание такого контекста – это и есть задача психолога. И здесь есть доля его ответственности. Доля – потому что это взаимный, обоюдный процесс. Это как парный танец, если один партнер не будет сотрудничать, то танцевать невозможно.

Сотрудничать это означает:

А) Это выработать установку, или хотя бы допустить, что Ваша жизнь – это Ваша жизнь и разбираться в ней придется Вам, брать на себя ответственность за то, что в ней происходит.
Б) Что процесс консультирования это не только работа для психолога, но и БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ САМОГО КЛИЕНТА.

4. Психолог ответственен за свою компетентность. Клиент приносит на консультацию свой различный опыт, ситуации, проблемы. И здесь, клиент должен быть уверен в том, что психолог профессионально, с позиции своих знаний, терапевтического и жизненного опыта сможет оказать квалифицированную помощь.

Что делает психолог?

Возвращаясь к вопросу о том, что же является результатом для клиента, то можно ответить так. Психолог помогает клиенту сформировать:

  • Новое отношение либо другое отношение к проблеме или ситуации
  • Понимание своей ситуации (осознание чувств, мотивов, установок, связанных с проблемой)
  • Обрести новый смысл
  • Новый навык (действия)

Фактически, все это вместе, либо часть этого набора, приводит к изменениям.
Надеюсь, что мои размышления, которые я привел в данной статье, смогут устранить белые пятна относительно консультирования. Искренне полагаю, что это облегчит наше сотрудничество.

Казалось бы сейчас, все знают кто такой психолог и для чего он нужен. Для многих это даже показатель определенного статуса, это как-бы даже круто иметь личного психолога.

Но тем не менее, в нашем обществе существует целый ряд стереотипов и барьеров, которые не позволяют человеку обратиться за квалифицированной помощь. До сих пор, психологов путают с социальными работниками, знахарями, психиатрами и пр. Так кто же такой психолог и для чего он нужен?

Сейчас, психологи все чаще оказываются востребованными в бизнес – тренингах. На тренинги приходят люди, которых направили их руководители, для того, чтоб повысить их эффективность в работе. И в каждом таком случае, человек – инструмент для достижения какой-то цели. Приходит ли он сам, направляет ли его кто-либо другой… На таких, навыковых (обучение техникам и методам влияния на других) очень часто, вскрываются индивидуальные психологические трудности. Например, мы учимся задавать вопросы, казалось бы, чему там учиться? А кто-то вдруг обнаруживает, что он смущается, когда все на него смотрят и ждут его вопроса, а он его «выжать» из себя не может - входит в ступор. И вот она индивидуальная психологическая трудность – как справляться со смущением, ведь, по сути, я знаю, как надо задавать вопросы, я могу это написать на бумажке, я могу это подсказать коллеге слева и справа, но как только внимание людей на мне – я вырубаюсь.

И чаще всего, истоками таких «трудностей» выступают неразрешенные проблемы человека.

На самом деле, мы постоянно встречаемся с разного рода проблемами, и даже если для кого-то они кажутся смешными и высосанными из пальца, для нас, именно в этот момент это реальная, неразрешимая проблема. При этом, не каждый раз мы бежим за помощью. Мало того, проблемы зачастую оказывают полезное воздействие: они учат нас самостоятельности, стрессоустойчивости, способствуют развитию как умственному, так и духовному. Но когда мы сталкиваемся с какой-то ситуацией впервые или в неподходящем для этого состоянии (мы ни физически, ни морально не способны ее пережить), тогда она становится критической. А это значит, что есть риск застрять в этой ситуации. В этот момент, в это время, мы просто не в силах думать и искать выход из положения. И это состояние неудачи, растерянности и бессилия начинает преследовать нас в похожих ситуациях.

Любому живому человеку, необходимо присутствия кого-то рядом, чтобы он смог помочь пережить то, что происходит, чтоб смог поддержать и если нужно объяснить, что происходит. Когда мы кому-то рассказываем о своих чувствах и переживаниях, мы отдаем ему их часть. В психологии этот процесс называется «контейнирование чувств». Психолог - это тот, который на время выступает в роли такого контейнера. Психолог никогда не дает оценок ни поступкам человека, ни его личности, ни его чувствам. Для него каждый человек – это уникальная, ценная личность, которая просто, в этом промежутке времени растеряна и нуждается в поддержке.

Психолог не выступает в роли учителя, советчика, эксперта или друга, он просто идет рядом с вами, разделяя тяжелую ношу чувств, позволяя быть таким, каким хочется быть в этот момент.

Экология сознания. Психология: В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Принести благодать себе и нести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Зачем люди идут в психологию?

Ответить на экзистенциальные вопросы о смысле жизни и научиться экологии общения. Раньше за этим шли в духовную семинарию - сейчас идут в психологию.

Мотивация выбора этой профессии?

В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Обрести свою благодать и отнести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Но по ходу обучения предмету, большинство из них забывают, зачем пришли. Информация по диагностике психологических явлений и состояний захватывает и очаровывает. И вот уже новоиспеченный психолог вовсю ставит диагнозы другим, демонстрируя свою эрудицию - это у вас «гиперопека», а это «прокрастинация», а здесь «невротическая привязанность».

«Испорченный» терминологией специалист, получивший доступ к дополнительной «игре» может начать самоутверждаться на клиентах , произносить сложные термины без попытки объяснить их простым языком. С ходу ставить мудрёные диагнозы, вызывая у клиента преждевременное и пока еще не обоснованное уважение к себе как «специалисту» и рискует окончательно забыть про свою изначальную цель - помочь самому себе.

Преждевременная деятельность психолога начинает подпитывать его личность и он теряет необходимость разбираться со всем тем багажом внутренних проблем, с которыми он пришел в психологию. Так, новоиспеченный специалист, увлёкшись игрой «я - психолог» прежде, чем разберется сам с внутренними обидами / жаждой признания / собственной неуверенностью, вместо исцеления собственных травм души начинает опираться на институт психологии как на компенсацию собственной ущербности.

Поэтому так важно начинающему психологу помнить о той первичной цели, с которой он зашел в психологию и работать над собственным исцелением. Для этого в пространстве психологии существует территория «экспериментов на кошках», которая называется мудрёным словом «супервизия» - это обязательная терапия, которую должны студенты проходить друг у друга или у более компетентного коллеги, для того, чтобы обсудить друг с другом и с преподавателем - «что же мы делали, когда мы это делали?».

Именно так хороший психолог шлифует своё мастерство. После своего обучения психологу полезно продолжать общение со своим психологом, учителем, супервизором - это не даст ему впасть в заблуждение о собственной непогрешимой компетентности.

Таким образом, он будет освежать в памяти роль «клиент психолога», что даёт навык уметь видеть «косяки» своих коллег, задавать правильные вопросы, делать выводы, совершать открытия и… чувствовать границы ответственности каждой из сторон терапии.

Границы ответственности - очень важная тема. Важность её в том, что психологу необходимо научиться разделять, где заканчивается его ответственность и начинается ответственность клиента. В этом ему поможет только собственное участие в процессе терапии в роли клиента.

Иначе происходит злоупотребление понятием «ответственность» и новоиспеченный психолог, естественно из лучших побуждений, начинает брать на себя лишнее - обещать волшебные результаты , подчеркивая этим свою значимость. Вместо того, чтобы способствовать процессу, в котором обратившийся становится более инициативным и самостоятельным хозяином своих решений и своей жизни.

Эта игра с лишней ответственностью приводит к тому, что обижены остаются оба:

    клиент, потому что ему обещали, что чудо произойдет легко и безусильно, а оно не произошло;

    психолог, «недолеченный» в своё время, тоже остаётся недоволен тем, что его искрений порыв неоценен клиентом;

Клиент, по мнению «великодушного психолога», как бы должен сам догадаться, что пора проявить ответное великодушие и порадовать психолога самостоятельным включением в работу и взятием ответственности за свою жизнь. Но этого почему-то не происходит.

Не происходит, так как в самом начале, еще на старте, некомпетентный психолог, занятый демонстрацией своей информированности, не способен стать «пустой чашкой», чтобы вместить в себя человека, пришедшего к нему и прочувствовать, что способно пробудить внутренний резерв клиента - включить его энтузиазм.

Если психолог прошел собственную терапию, то он имеет свою «я-историю»: историю исцеления/пробуждения/вырастания и он обладает, благодаря собственному опыту исцеления, не столько информацией об этом, сколько знанием как этого достичь . Знания, в отличие от информации, не занимают много места, сколько занимает его научная терминология и эрудиция.

Знания - это то, что существует в пустоте и приводит к обретению тишины. Когда мы решаем какую-то задачу, мы можем проследить весь этот процесс. От суеты поиска, через экспериментирование с идеями и информацией, к обретению знания в момент получения результата и последующей тишины в удовлетворении.

Весь тот шум, который существует внутри личности, порождается её обеспокоенностью отсутствия желаемого или мыслями из тоски по неосуществимости своих чаяний. Шум и суета о том, что есть на "сейчас" это не то, что должно быть - занимает столько места в человеке, что у него не остаётся «свободных гигабайт» для радости. Радости, что он у себя есть, радости от самой жизни. Озабоченный проблемой человек не вмещает в себя жизнь. Он полон размышлениями о жизни, он в ней не находится - это парадокс обеспокоенных людей.

Беспокойство изматывает и обесточивает человека, а истощенный внутренним шумом, он не способен на эффективные действия.

Психолог, сумевший помочь себе, имеет внутри себя ту пустоту, которая готова принять человека пришедшего к нему за помощью. Размещаясь в тишине этой пустоты, в поле психолога, с клиентом происходят осознания о себе и своей жизни. В этой тишине у человека затихает суетливый шум/мозговой штурм - освобождается внимание для восприятия. Восприятие становится такого качества, что человек в процессе рассказа о себе делает открытия и начинает становится понятен самому себе.

Поэтому, если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист.

Или если вы не исцелились с первого раза, но с первой встречи вам стало лучше, яснее, вдохновенней или спокойней - это ваш психолог / ваш доктор.

И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда… однажды… что вы хотите решить проблему за раз, если вы создавали её годами» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Нет формул приводящих к счастью, потому что человек идет не к нему. Оно, счастье, существует как лакмусовая бумажка качества жизни. Как явление суммарной сбалансированности жизни человека, но к нему не идут.

Ребенок от рождения имеет способность к счастью. И если он здоров, то будучи сытым, он прибывает в нём - безусильно счастливый и любопытный к жизни. И только влияние значимых взрослых, корректирующих поведение ребёнка, лишает его постоянной и безоглядной способности прибывать в счастливом расположении духа.

Это Вам будет интересно:

Вывод:

Люди по разному теряют способность к счастью, отрекаются от своих желаний в угоду значимым и любимым. Уникален путь каждого, кто решает восстановить собственные опоры - собственную способность к счастью, целостности и эффективности в отношениях и целедостижениях

Психолог - он только проводник, разворачивающий для клиента ландшафт охоты на его собственные самоограничивающие программы.

Когда человек начинает видеть, как он сам создал ограничения на своем пути к свободе и счастью –появляется понимание и энтузиазм к освобождению своей дороги -пути врождённого могущества и благодати. опубликовано

С вопросом, кто такой психолог, связано много мифов и путаниц. В современном мире профессия психолога является одной из наиболее востребованных и широко распространённых.

Задатки данной профессии зародились ещё в древней Греции, где специально обученные люди вели с пациентами долгие разговоры и пытались с помощью этого вылечить их душу – или, иначе, «психо».

За несколько тысяч лет многое в психологии поменялось, однако концепция осталась практически неизменной. Главную роль в данной науке играет внутренний мир человека – его конфликты, травмы, мысли, эмоции.

Девятнадцатый век был веком биологии, двадцатый – веком физики, двадцать первый – век психологии.
Аркадий Петрович Егидес

Кто такой психолог и зачем он нужен?

Слово «психология» с греческого переводится как «наука о душе» («психо» – душа, «логос» – знание). Соответственно, психолог – это специалист, изучающий внутренний мир человека, его взаимосвязь с окружающей средой, а также психику и её структуру.

Психологом может называться только человек, получивший соответствующее высшее образование. В зависимости от квалификации и специализации он может работать с разными возрастными группами, а также с различными сферами человеческой жизни – семейной, деловой, учебной, спортивной и др.

Существует несколько разделов психологии:

  1. Общая психология – изучает психическую деятельность человека;
  2. Психология личности – изучает внутренний мир человека;
  3. Возрастная психология – изучает психику человека от рождения до смерти;
  4. Педагогическая психология – изучает методы воспитания и обучения;
  5. Психология общения – изучает и решает проблемы взаимодействия между людьми;
  6. Медицинская психология (с недавних пор клиническая психология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.
Чаще всего опытные психологи работают сразу с несколькими разделами данной науки, однако есть и более узконаправленные специалисты, работающие лишь с одним из них.

Не путайте, . В отличие от психиатра, психолог занимается решением внутренних проблем психически здоровых людей – освобождением от эмоциональных травм, комплексов, налаживанием взаимоотношений с определёнными людьми и др.

Для того, чтобы производить психологическую деятельность, психологу не нужно углублённое медицинское образование, в отличие от психиатра, который получает его в первую очередь. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные психические заболевания и отклонения.

Роль психологов в настоящее время очень важна – многие предприятия, школы, высшие учебные заведения не обходятся без данных специалистов. Именно психологи разрешают большинство конфликтов и недоразумений, возникающих при рабочем процессе.

Особенности профессии

Работа психолога построена на общении с людьми, поэтому специалист в данной области должен обладать такими личностными качествами, как:
  1. Стрессоустойчивость;
  2. Гуманность;
  3. Доброжелательность;
  4. Умение слушать;
  5. Умение проникать в суть внутренних проблем пациента.
Грамотный специалист никогда не позволит себе перебивать клиента, ущемлять его достоинство, принижать значение его внутренней проблемы. При общении с пациентом перед психологом стоит задача наладить с ним коммуникативный контакт и найти наиболее подходящую технику решения эмоционального вопроса пациента.

Существует несколько разновидностей психологов-специалистов по сфере общения с клиентом:

  1. Консультант – специалист, ведущий беседу с пациентом. Работа данного психолога сводится к обсуждению проблем с клиентом, налаживания с ним коммуникативного взаимодействия;
  2. Арт-терапевт – психолог, решающий внутренние проблемы пациентов с помощью художественной деятельности;
  3. Психолог-терапевт - специалист, специализирующийся на решении внутренних проблем пациента с помощью телесных практик;
  4. НЛП-психолог – специалист, помогающий решить проблемы путём подбора индивидуальной техники развития умственных, духовных, творческих способностей.

Клиническая психология

Клиническая психология – одна из наиболее развитых и наиболее сложных отраслей психологии. Она направлена на изучение и диагностику личности человека, его внутреннего мира, эмоций и переживаний с точки зрения их взаимосвязи с психическими болезнями или расстройствами.

Клинический психолог – специалист, помогающий своим пациентам избавиться от последствий тяжёлых нервных срывов, травм, обрести внутреннее спокойствие, реабилитироваться психически после определённых травмирующих ситуаций. Клиническая психология погранична психиатрии, однако сфера её деятельности шире и не направлена на реабилитацию психически нездоровых людей. Большое внимание в данной отрасли психологии отводится бессознательному.

Клиническая психология рассматривает поведение человека и его внутренний мир как реакцию на те или иные психологические и физические травмы, комплексы и расстройства.

Клинический психолог чаще всего сталкивается с:

  • Жертвами психологического или физического насилия;
  • Людьми с ограниченными физическими возможностями, испытывающими по поводу своих физических данных глубокие эмоциональные переживания;
  • Пациентами, испытывающими глубокий духовный кризис (например, из-за смерти близкого человека);

Помимо всего вышеперечисленного, клинический психолог может работать с пациентами, не имеющими серьёзных психологических расстройств – супружескими парами, детьми, подростками и пожилыми людьми. В этом случае он помогает адаптироваться пациентам к той или иной жизненной ситуации.

Клиническая психология включает в себя несколько подразделов, каждый из которых тесно связан с другим. При диагностике психологического здоровья пациента учитываются показатели всех отраслей:

  1. Патопсихология – изучает расстройства психики с точки зрения поражения центральной нервной системы;
  2. Нейропсихология – изучает поведение и характер человека с точки зрения работы головного мозга и нервной системы;
  3. Психосоматика – раздел клинической психологии, изучающий поведение и психологическое состояние человека с точки зрения телесных заболеваний;
  4. Психологическая терапия – раздел клинической психологии, направленный на внутреннюю реабилитацию человека, его избавление от травмирующих воспоминаний и методик поведения.
Клиническая психология, при работе с пациентом, использует такие методы, как тестирование, беседа, сбор информации о лечении или заболеваниях, экспериментальные методы, диагностика продуктов творчества пациента.

Психологи в России – средняя зарплата

Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, необходимо получить диплом о соответствующем образовании. На сегодняшний день существуют различные психологические курсы, однако для устройства на работу сертификата об их прохождении порой недостаточно.

Зарплата психолога наполовину зависит от качества его образования и сферы его деятельности – исследовательской, научной (психолог-экспериментатор, психолог-учёный), практической (клинический психолог, детский психолог) и преподавательской (преподаватель психологии). Сколько получает психолог – спорный вопрос, так как в большинстве случаев зарплата находится в пропорции и к личностным качествам психолога.

К факторам, которые влияют на уровень дохода специалиста в психологической области, являются:

  1. Качество образования и его степень (магистратура, бакалавриат, аспирантура);
  2. Опыт работы – опытным специалистам в среднем платят в 1,5 раза больше начинающим психологам;
  3. Разновидность полученного образования (клинический психолог, психолог общей практики, детский психолог и т.д.);
  4. Организация или место работы психолога (в развитых фирмах психологи-консультанты получают больше, чем психологи по работе с детьми в детских садах).
В разных городах России зарплата психолога зависит от прожиточного минимума региона. Средние показатели дохода психолога равняются 20.000 рублей. Самый высокий доход у специалистов в сфере психологии отмечается в Москве – в среднем около 30.000 рублей.

На втором месте по средней заработной плате стоят города Казань, Санкт-Петербург и Новосибирск – чуть больше 20-25 тысяч рублей. В других городах психологи получают от 11 до 17-20 тысяч рублей в зависимости от опыта работы.

В некоторых организациях сотрудников награждают высокими премиями. Иногда средняя зарплата психолога может увеличиваться в 1,5-2 раза, чем он лучше и грамотнее, как специалист.


Психологический факт: эмоциональная боль длится 12 минут.
Всё остальное - самовнушение.

Психолог, как специалист по душе

Теперь, после ответа на вопрос, кто такой психолог, вы знаете, какими особенностями обладает данная профессия. Чем больше развивается жизнь общества, тем больше появляется разновидностей психологии. Однако наиболее объёмной по-прежнему остаётся клиническая психология.

Психология возникла более двух тысяч лет назад, когда люди впервые начали задумываться о взаимосвязи души, тела и эмоций и влияния этих трёх составляющих на поведение и характер человека.

Как вы думаете, способно ли современное общество существовать без данной науки? И если да, то как человеку научиться самостоятельно искать путь к себе в сложных эмоциональных переживаниях? Делитесь своим мнением в комментариях и будьте для себя лучшими психологами!