Чтобы уяснить сущность человека, прежде всего необходимо понять, как он появился. Гениальные догадки вместе с прекрасными легендами повествуют о появлении человека из «ничего», по воле богов или «по воле» природы.

Научное исследование происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка.

Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозида-ющее. В XX в. эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Первое связывает антропогенез с развитием геологических процессов, сопоставляя этапы эволюции человека с этапами эволюции земной коры, устанавливая таким образом недостающие звенья в процессе возникновения человека современного типа. Второе направление исследует биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков человека в соответствии со стадиями формирования у них отличительных свойств человека (прямохождения, использования передних конечностей в качестве естественных «орудий производства», развития речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности). Третье направление занимается уточнением общей теории антропогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие подобранные и отчасти подработанные орудия. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или человек умелый. Вид Homo erectus, человек прямоходящий, появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея об особой роли трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но с течением времени и эта идея претерпела изменения, главное из них было связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматривались во взаимодействии с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики.и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.

Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия трех относительно разных измерений бытия. Человек это: данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело); индивидуальная особь, эволюционировавшая к виду homo sapiens и взятая на данном витке его развития, существующего мира; социально - историческое существо. Все 3 измерения, взятые в единстве - исходные характеристики бытия человека.

Жизнь человека связана с жизнью рода, следовательно, для каждого из индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое переходящее существование включено в необратимую историческую цепь человеческого бытия и цель бытия природы в эволюции социального мира и образует одно из звеньев социально - исторического бытия.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас - реальность для самого себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода - «краткий» эпизод в безграничной длительности мира.

Сейчас актуализируются другие идеи: миллионы лет, столетия и даже десятилетия жизни человечества - важные «мгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и влиять на мир и на самих себя. Они способны познавать собственное бытие и бытие как таковое. Человек должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью.

Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют. Различные по формам своего существования, они образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.

Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и за планету земля.

Итак, особенность человеческого бытия определяется:

  • 1) возможностью регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых обществом;
  • 2) человек - пересечение относительно разных бытийных измерений
  • а) реально существует отдельный человек (мыслящая и чувствующая вещь);
  • б) человек - существо разумное, находящееся на определенном витке развития;
  • в) человек - социально-историческое существо.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных поколений и людей.

Элементы философского пространства, в частности, такие основные измерения человеческого бытия как история, общественная жизнь, политика, выступающие в качестве взаимосвязанных предметных секторов.

Человека всегда привлекала природа его собственного происхождения. Каждая эпоха выдвигала своё трактование истории происхождения человека, но в последнее время, под влиянием развития науки, объяснение природы происхождения человека всё больше смещается в сторону антропоцентрических концепций. Возможно, апофеозом этого направления явилось философское направление "рационализм", что означает разум, а поскольку главным в человеке является разум, то и сущность человека заключается в разуме, рациональности.

В течении продолжительного исторического времени общество устраивала религиозная концепция происхождения человека, согласно которой человек есть творение бога и он состоит из смертной оболочки - тела и бессмертной души, дарованной господом. Теперь уже столь примитивное объяснение устраивает только очень наивных людей. По историческим меркам, эта концепция рухнула в умах людей за рекордно короткое время - каких ни будь 400-500 лет после многовекового господства.

Под влиянием развития науки господствующей стала концепция, что человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции.

В 17 веке возник рационализм Рене Декарта. 19 веке появилась новая теория происхождения человека - теория Чарльза Дарвина, согласно которой человек есть продукт биологической эволюции. Однако эта теория оказалась не в состоянии объяснить очень многие факты из жизни человека. Если не рассматривать социальный фактор, невозможно понять феномен Маугли, когда человек, лишённый социализации, остаётся диким животным.

Очень хорошие и убедительные примеры роли социальной эволюции. Отчего детство человека длится так долго? Оно намного дольше, чем у любого другого живого существа из всех известных. Этот феномен объясняется тем, что чем более развиты существа, тем большую роль играет период накопления опыта. Человек не рождается умным - он умнеет в процессе общения и обучения - по такому пути пошла природа.

Но это только 2-я концепция, объясняющая природу человека. А есть ещё и 3-я, созданная гением Энгельса, его работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»? Эта концепция породила совершенно новое оригинальное направление в психологии, которое рассматривает человека как продукт культурно-исторической эволюции - это теория деятельности Леонтьева.

Человека невозможно рассматривать изолированно от той среды, в которой он живёт и действует. Уже первые микроорганизмы, плававшие в питательном растворе, взаимодействовали друг с другом конкурируя или помогая друг другу выжить. Так что эволюция никогда не была чисто биологической, в ней сразу присутствовал эффект взаимовлияния (примитивного общения), то есть социальный аспект и биологический шли рука об руку неразрывно друг от друга и обогащая друг друга.

Что представляет собой выживание человека в окружающем мире? Активность, взаимодействие со средой, с животными и друг с другом. Любой акт деятельности включает в себя внутренние переживания человека и его действия в окружающей среде.

Эти действия оказывают влияние на окружающий мир, изменяют его. Но они так же изменяют и самого человека, который отслеживает успешность своих воздействий и изменяется сам. Петля разума не существует внутри человека (тем более, это не дуга, как у Павлова). Это замкнутая цепь, как гениально обнаружил это Бернштейн (впрочем, кто-то до него ещё, тоже из наших).

Человек - не результат эндогенного саморазвития. С момента зарождения живого его формировала исключительно окружающая среда, а затем всё более - социальные факторы. Ещё позже включился культурный фактор - человек наблюдает результаты своего действия и корректирует свои планы. Это ещё чрезвычайно ускорило процесс эволюции.

Т.о., в эволюции человека важную роль играют все три фактора - и биологический, и социальный, и культурно-исторический.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Рубрика (тематическая категория) Культура

Под словом ʼʼчеловекʼʼ понимают отдельного представителя всею сообщества людей без выделения ᴇᴦο индивидуальных особенно­стей. Наука ещё в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают ᴇᴦο приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в какой-либо ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т. д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В тоже самое время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса˸ антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы˸ палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Вне всяких сомнений, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, па-пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ" 2015, 2017-2018.

1. Физическое развитие человека Слово «человек» используют, когда говорят о принадлежности какого-либо лица к человеческому роду Homo sapiens (человек разумный). Вид Homo sapiens последний сегодня из ступеней развития рода Homo.

Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. АНТРОПОГЕНЕЗ – становление человека. СОЦИОГЕНЕЗ – становление общества. Современные теории объединили эти два процесса – АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ Рождается человек как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.

2. Особенности общественного развития ЛИЧНОСТЬ – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т. д.

РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ – ЛИЧНОСТЬ! СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Первич ная: Вторичная: окружение человека формальное (семья, друзья…) окружение (воздействие институтов, учреждений) агенты: родители, агенты: друзья, няни… представители школы, армии, церкви…

ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д. ЛИЧНОСТЬ – это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности.

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всею сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно­стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т. д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, па-пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутри стадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного че­ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер­вую очередь запреты (табу ). Появились представления о проис­хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу­чаев - от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по­нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна­ниями. Человек становился единственным существом, осознаю­щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от­личия человека от животных. Запреты касались всех членов об­щины - слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот­ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че­ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и лаже самопо­жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста­да животных в первобытной общине существовало требование под­держания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антроиосоциогснеза стало появление и развитие языка. Язык - это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот­ных, было использование огня как источника тепла, средства обо­роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль­ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ­ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про­должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи­ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя­ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк­ретным условиям среды обитания. Но, несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская , ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм , возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социалдарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про­гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле­мы, стрессы - все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке - это резуль­тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающей­ся технической цивилизации возможности адаптации человечес­кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу­чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов­ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци­онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот­ных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте­кали эти процессы?