Тема Родины неоднократно поднималась в произведениях русских писателей и поэтов и всегда сопровождалась обилием красочных эпитетов и метафор. Пишет автор о красоте природы, о людях, живущих в России или же о проблемах страны – произведение всегда пронизано любовью, преданностью и восхищением.

Одним из самых известных поэтов, писавших о России, является Сергей Есенин. Он и сам утверждал: «Чувство Родины – основное в моём творчестве». Есенин считал, что автор неразрывно связан со своей Отчизной, и говорил, что поэта без Родины – нет.

В своём стихотворении, написанном в самом начале творческого пути, он пишет стихотворение «Край любимый!...» о родной деревне. С первого же предложения Есенин показывает свои чувства, свою безусловную любовь к селу Константиново. Далее автор обращается к родному краю:

…Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Он бесконечно восхищён русской природой, что пробуждает в нём желание «затеряться» среди этой красоты.

… Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть

Есенин как бы раскрывается перед русской природой, преклоняется перед ней, принимает её такой, какая она есть, целиком и полностью и готов всё отдать за пейзажи родной стороны.

В стихотворении «Русь» Есенин подробно описывает всё, что ему так дорого на Родине. Он говорит об избёнках за лесами, о длинных зимних сумерках, о храпе лошадей… Очень подробно и детально, чтобы читатель буквально перенёсся в описываемое место и проникся так же, как автор. Снова Есенин признаётся в любви и обращается к русской земле:

…люблю тебя, родина кроткая!

Ему любо всё, без исключения, он восхищён каждой деталью. Так же Есенин говорит, что любит хилые хижины и с поджиданьем седых матерей. Это говорит о том, что автор поражается не только красотой природы России, но и бытом нашего народа, их укладами жизни и переживает всё происходящее с русскими и страной так же, как своё личное. Есенин озабочен будущим страны. В «Руси» он говорит о дремучести и разрухе в деревне, мечтает, чтобы война, обескровившая его село, его государство скорее закончилась.

Есенин настоящий патриот, каким и должен быть каждый гражданин своей страны. Очередным доказательством этого послужит стихотворение «Запели тёсаные дроги…»:

…О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску»

«не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу…

Сергей Есенин, несмотря на тоску и холодную скорбь в образе Руси, любит её и не знает, как можно жить без этой любви.

Стихотворение «Я снова здесь, в семье родной…», написанное автором о родном селе, пронизано тоской и ностальгией. Живя в Москве и странствуя по миру, Есенин не может забыть родное местечко и всегда очень скучает (И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо) по своему «задумчивому и нежному краю».

Тема Родины действительно является основой в творчестве Есенина. О ней он пишет искренне и эмоционально. Очень важно и здорово, что Сергей Александрович поднимал эту тему, ведь благодаря его произведениям мы можем проанализировать то время, подумать о своей Родине и напомнить себе, какая же она прекрасная и уникальная!

Обновлено: 2018-02-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Детство Есенина

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его.

Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца.

О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

Отрочество

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое

находилось в этом же селе, а после него - в церковную школу. После привольной жизни в родном доме четырнадцатилетний Сергей, ока-зывается вдали от родных.

Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

Рост популярности Есенина

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным.

В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом стихи которого созвучны его собственным. Однако в проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя.

Чтение стихов в Царском Селе

Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла-зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен-ных враждебно к царской власти.

Отношение поэта к революции

Революция 1917 г., как казалось Есе-нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан. Путешествие в Европу и Америку

Айседора Дункан, из-вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились. Весной 1922 г. пара отправилась в путеше-ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас-нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности.

В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Тема родины в творчестве Есенина

Родина поэта, как уже говорилось в начале статьи, - это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий».

Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям. Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, - это ведущая тема.

Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни. Примерно за год до своей напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: "Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла".

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: "Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе".

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный».

Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: "Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный". В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели...», «... березы в белом плачут по лесам...» Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости.

С 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.

Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет.

Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах.


Личность Сергея Александровича Есенина и его всеобъемлющая любовь к Родине – неразрывно связанные явления. Не найдется поэта, который бы так много, так искренне и страстно выражал свою любовь к русской земле в своих стихотворениях. Однако тема Родины в творчестве Есенина не является статичной, она развивается на протяжении всей жизни этого выдающегося автора.

Раннее творчество поэта тесно связано с традиционным русским бытом.

Есенин воспевает красоту своей малой Родины. Милые его сердцу образы деревни и природы находят место во многих его ранних стихотворениях. В раннюю пору в стихотворениях Есенина проявлялась такая особенность крестьянской поэзии как метафоризация языка, сочетание символики и бытовой конкретики идеалистических мотивов и картин действительности деревенского быта. Метафоры, большей части фольклорного типа, находили место практически во всех его ранних творениях: «Там, где капустные грядки/ Красной водой поливает восход…». Родина для Есенина не только – родные места, но и природа, клен под окном, соседский пес, покосившаяся оконная рама, образ матери и отца, а так же звуки, краски окружающего мира.

Примером лирического восприятия Родины является стихотворение «Гой ты, Русь моя родная». Лирический герой сравнивает себя с богомольцем, тема религии также тесна связана с темой деревенской жизни, именно поэтому в данном произведении мы видим сочетание религиозной и бытовой образности: «Хаты – в ризах образа…». Во многом противоположные друг другу образы не порождают диссонанса, наоборот, возникает ощущение полноты и многомерности сельского мира. Ранняя лирика Есенина во многом утопична, посвящена красоте малой Родины поэта, тому маленькому мирку, в котором тот жил, ожидая того времени, когда мир большой подхватит его и понесет в такую же большую жизнь. Предчувствие радостных перемен звучит в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…». И гостем, которого собирается встретить лирический герой, является та самая новая жизнь, в которую ему так не терпится оконуться.

В 1914 году в творчестве, как и в жизни Есенина происходит перелом – война накладывает свой отпечаток и на личную, и на его поэтическую судьбу. И хотя сражения идут далеко от Рязани и Москвы, без участия самого поэта, тревога за судьбу Родины, деревни ярко звучит в стихотворении «Край ты мой заброшенный…». Революция, разделившая жизнь огромной страны на до и после, была воспринята Есениным по-крестьянски, он не был ни ее сторонником, ни сторонником. Просто, когда раскололся прежний, знакомый ему мир, трещина прошла через сердце поэта. Душевные переживания Есенина находят отражение в стихотворении «Мне осталась одна забава…». Во внутреннем мире лирического героя, как и во внутреннем мире самого автора, нет гармонии, уверенности в завтрашнем дне. Ему горько видеть то, как умирает тот маленький сельский мир, который взрастил его, сделал его таким, какой он есть. В поэме «Сорокоуст» явно звучат переживания за судьбу деревни, не только ее быта, но и духовных богатств и красот. В отрывке о жеребенке, бегущем за железным конем, выражается тот странный разлад между городским прогрессом и деревенским мирным укладом: «Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится?». Поэт, всю жизнь ассоциировавший себя с той средой, из которой он вышел, чувствует, что не сможет найти место в этом новом мире, побеждающим мир прежний.

Родина, еще несколько лет назад питавшая силы поэта, дававшая ему вдохновение, теперь будто отвергает Есенина. Он чувствует себя совершенно чужим в стране, идущей по дороге уничтожения всего прекрасного и дорогого ему. На смену «святой Руси», которая становится «Русью уходящей», приходит «Русь Советская». В поэме "Русь уходящая" Есенин восклицал с болью: "Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, / Какая грусть в кипении веселом!.." Завидуя тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: "Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке..." Есенину удалось передать свое состояние и мироощущение человека, неприкаянного, смятенного и терзаемого сомнениями: "Что видел я? Я видел только бой. Да вместо песен Слышал канонаду..."

Поэма «Анна Снегина» в значительной степени автобиографична. Лето 1918 года Есенин провел в селе и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне. И уже в 1925 году поэт оглядывается назад, вспоминая и оценивая события прошлых лет. В этом произведении есть и Первая Мировая, и обе революции, и гражданская война. Главный герой, как и сам Есенин, является дезертиром, он возвращается в деревню, которую давно покинул, встречается с той женщиной, которую любил словно целую вечность назад. Как и тогда, их разделяет многое – представления о том, какое значение имеет война для каждого, надежды на светлое будущее, которых нет у самой Анны. Сергей – друг и брат простым людям, Снегина же – враг и им, и установившемуся режиму. В данной поэме темы политической жизни страны и любви тесно переплетены, война и революция не дает им быть вместе, как много лет назад им мешали условности и приличия. Новая страна совсем не похожа на ту святую Русь, которая была домом и для того круга людей, в котором росла Снегина, и того, в котором рос Сергей. Страдают и те, и другие, и не только гонимой Анне нет места в новой советской России, но Сергею все вокруг кажется чужим и незнакомым.

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».

В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся...» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема «братьев наших меньших» всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке («Корова»), чувствует боль ощенившейся собаки («Песнь о собаке»), сопереживает раненой лисице («Лисица»).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную . В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах. Поэтому на клич святой рати - «Кинь ты Русь, живи в раю!» - поэт может ответить только так:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Сходные мотивы звучат в стихотворении «Запели тесаные дроги». Чувства «теплой грусти» и «холодной скорби» так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и «молитвословный» ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях «Русь уходящая», «Письмо к матери», «Хулиган», «Я последний поэт деревни». В произведении «Письмо к женщине» поэт ощущает себя «в развороченном бурей быте». Он мучается, потому что не поймет, «куда несет нас рок событий». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное «я».

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет «железный гость». В стихотворениях «Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская» поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять «Коммуной вздыбленную Русь».

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет «революцией великой». Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: «она придет, желанная пора!»

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях « о двадцати шести» и «Анна Снегина». Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Ведь даже в «Персидских мотивах» Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их «шафрановому краю».

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

Если домашнее задание на тему: » ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА (I вариант) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет

Сергей Есенин и русская земля – два неразрывно связанных явления. Нельзя вообразить другого поэта, настолько уходящего корнями в мир русской природы. Есенин с любовью пишет о приметах деревенского быта, сопряженного с природой.

Поэт замечает привычные взгляду сельского жителя черты окружающего его мира, но в поэтическом своем видении так образно описывает их в стихах, что неяркая красота родного края начинает светиться изнутри: «хаты – в ризах образа», «качают лужи солнца рдяный лик», «оловом светится лужная голь» и т.д.

Не удивительно, что довольно часто в произведениях Есенина встречается синь небес и озер, розовые закаты, звуки голосов птиц или шелеста травы. Со всем этим коренной житель рязанской земли, поэт Есенин, сталкивался ежедневно. И чувство родины , которое стало, по словам поэта, основным в его творчестве, пронизывает каждое произведение Сергея Есенина:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках. («За темной прядью перелесиц…»)

Связь раннего творчества Есенина с русским бытом проявилась даже в ритмическом рисунке отдельных произведений. При знакомстве со стихотворениями «Хороша была Танюша, краше не было в селе…», «Выткался на озере алый цвет зари» невольно вспоминаются народные песни и частушки с их ритмикой. Часто Есенин использует и привычные для устного народного творчества образы и эпитеты: «темна ноченька», «лиходейная разлука», «кудри русые» и др.

Даже уехав из деревни, Есенин сохранил в своем сердце приметы родной природы. Он с болью и тревогой следил за переменами на селе. Одним из самых трогательных и запоминающихся образов этого периода творчества поэта стал образ красногривого жеребенка, олицетворяющего сельскую жизнь. Жеребенок в поэме «Сорокоуст» тщетно старается обогнать поезд – символ наступающего на деревню города. Чувствуется боль и безысходность поэта, прощающегося с той

Россией, которую он знал и любил:
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.

На всю жизнь поэт запомнил и сохранил в себе приметы родной природы, он, даже став городским жителем и получив известность, с трепетом в душе вспоминает российские просторы, с нежностью обращается к «уходящей» России:

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Вообразить себе творчество С.Есенина без темы родины невозможно. Оно все – о России, о ее бескрайних полях, синем небе, шелесте трав и листьев, голосах птиц. В своих стихах поэт обращается то к собаке, то к корове: для него эти животные становятся олицетворением природы, частью той жизни, которая была знакома ему с детских лет и неразрывно связывала его с родным домом и краем. Чувство родины настолько органично пронизывает творчество Есенина, что естественным выглядит ответ лирического героя из стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» на воображаемое предложение о жизни в раю: «Не надо рая, дайте Родину мою».