Административная (входная)

контрольная работа

по русскому языку

для 11 класса

Вариант 1.

1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занятА дОнизу отдалА звОним жалюзИ

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

3.

у ИХ сестры пить из БЛЮДЦЕВ нет САПОГ ещё БОГАЧЕ около ПЯТИСОТ человек

4.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.

    Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

    Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

    Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.

    Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

    Я с удивлением спросил, что где же крепость.

    В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

    Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

5. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

проб..раться г..рдиться велос..пед нац..ональный адр..совать

6.

о..дал, по..черкнул пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать

7.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

8. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф. И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

11.

Занимаясь литературным творчеством, В. И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

18 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

Административная (входная)

контрольная работа

по русскому языку

для 11 класса

Вариант 2.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

на тОрте опломбировАть просверлИт лыжнЯ досУха

2 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.

Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

3 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

языки ПЛАМЕНИ

4 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    неправильное употребление формы существительного с предлогом

    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    неправильное построение предложения с косвенной речью

    ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой статистический материал.

    Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

    Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

    Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.

    Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

    Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

    С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.

    Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его «Историческую грамматику русского языка».

    В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

5 Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..ричневый обр..млённый прот..реть ут..шение раскр..снеться

6 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

вз..ерошить, порт..ера непр..взойдённый, сопр..частность

бе..жалостность, в..тревожиться непр..будный, нед..варить

раз..грать, фин..нспектор

7 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Окно на кухне было (не) занавешено.

Было тихо, (не) жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.

(Не) исследованные геологами районы весьма перспективны.

Клементьев ушёл, (не) ответив на наши вопросы.

Сестра сообщила далеко (не) радостные новости.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Вскоре начался дождь, и ребята вынужде(1)ы были прекратить испытывать технику, созда(2)ую собстве(3)ыми руками.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Машина резко тронулась с места сделала круг на площади перед зданием и выехала на городские улицы.

2) Владимир Сергеевич сделал короткий звонок по мобильному телефону и попросил водителя сходить за пакетом в отдел электроники и бытовой техники этого центра.

3) При отцовской поддержке старший сын с лёгкостью управлял в равной степени и автопоездом и микроавтобусом и семейным минивеном.

4) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

5) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

10

Ипполит Матвеевич шёл по улице (1) держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.

11 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи. В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

12 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

13 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Определим предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем это слово.

М. Горький получал каждый день НЕ МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

НЕ СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью. Союз «но» не сходен с союзом «а» по значению и не влияет на раздельное-слитное написание.

Честолюбие есть НЕ ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Ответ: неправильные.

Ответ: неправильные

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 25.03.2016. До­сроч­ная волна

Актуальность: Используется в 2015-2017 году

Сложность: обычная

Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.Задание 13

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица не пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй-утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак "глубокое" и утверждается признак "мелкое").-Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака: "и мелкое, и широкое"; "хотя мелкое, но широко е") .

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме. 3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.
4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу) 4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.
4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. Иначе они не будут причастиями, а будут отглагольными прилагательными. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.
5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами: 5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то... не то, не только, не над нами.
6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением 7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения 7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется. а) Существительные : небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них : небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы : невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать. 2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством. 3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.

4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.
5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени 5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени. 6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно. 7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Частица НЕ используется Частица НИ используется
1) для выражения отрицания:

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

Мы не могли не заметить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

Во рту ни росинки.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

Ни шагу назад!

Ни звука! Ни дня без строчки!

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Ну чем не герой!

4) для выражения неопределённости:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

(А. Пушкин)

Разве не правда, что мы поумнели?

С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой)

5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни.. , где бы ни.. и т.д.).

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:
НЕ выражает отрицание:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

Не бывает войн, где солдаты не погибают.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.

2. В оборотах не один и ни один ; не раз и ни разу . Сравните:
Не выражает отрицание:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.

Ни выражает усиление отрицания:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.

3. В местоименных оборотах. Сравните:
Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а..)

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древняя пещера.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто... не; ничто... не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Запомните!

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые - раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый ) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый ). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем , болезнь неизлечима , эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не , если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни , или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо . Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Примечание.

Следует различать написание не со словами на -мый , образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором - слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок - нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом - невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2) _____ городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия

2. Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3. В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4. Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5. Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

4. Как раз

5. Лишь бы

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК , -а; м.

1. То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол

2. Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3. Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника

4. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

2. ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

3. Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

4. Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

5. ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок
6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.
7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.
8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.
9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

проб..раться

г..рдиться

велос..пед

нац..ональный

адр..совать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

о..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать

10

врач..вать

расстра..ваться

удва..ваться

незатейл..вый

улыбч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстел..шь

выскоч..шь

независ..мый

накорм..шь

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

2. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

3. (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

4. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

5. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

14

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2. У В.И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти

3. Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4. с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

16

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

18

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При воспитании цыплят, выведенных в инкубаторе, приходится устраивать особые грелки в виде ящиков, в которых они имеют право согреваться, как под крыльями наседки.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3) С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8) У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

– (10) Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13) Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

– (15) Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

– (20)Но я уже писал... и печатался.

– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22) Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36) В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

140 лет назад родился знаменитый русский писатель, певец революции и теоретик социалистического реализма.

Горький был культовой личностью советской эпохи: его именем называли пароходы и самолеты, улицы и парки. По мнению одних, он стал апологетом сталинского режима, по мнению других - его жертвой.

Странствия и странности

Жизнь Горького не менее драматична и увлекательна, чем судьбы его литературных героев. Мало найдется в ХХ веке литераторов, испытавших такой фантастический взлет: из нищего бесприютного детства - в общество властителей мира, людей, управлявших государствами. Из человека, который в 20 лет писал с ошибками и плохо разбирался в знаках препинания, он вырос до блестящего стилиста и тонкого знатока человеческих душ. Кому еще при жизни довелось увидеть город, пароход, театр и даже аэроплан своего имени?
Алексей Максимович Пешков родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Отец будущего классика умер от холеры. Он «подцепил» ее, когда ухаживал за больным сыном. Мать возненавидела Алексея и отдала его на воспитание в семью деда, Василия Васильевича Каширина, после чего вышла второй раз замуж. Брак оказался несчастным, а финал печальным: женщина скончалась от скоротечной чахотки. Эта болезнь оказалась спутницей всей жизни и самого Горького. В людях, на обучении у разных ремесленников, Алексей проводит пять лет. Затем он безуспешно пытается поступить в Казанский университет, который, кстати, не смогли окончить ни Лев Толстой, ни Владимир Ленин.
Внешность Горький в молодости имел весьма экстравагантную: долговязая фигура, облаченная в странный наряд. «Горький не одевался ни по-рабочему, ни по-мужицки, а носил декоративный костюм собственного изобретения. Всегда одетый в черное, он носил косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши», - вспоминали о нем современники.
Три тома рассказов и повестей (1899) и пьеса «На дне» (1902) принесли ему европейскую известность и деньги. Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Льва Толстого.
Любимой книгой Горького была библейская Книга Иова, где изображен бунт человека против Бога.
«Непримиримый враг позорной нищеты людских желаний, хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!» - таков гуманистический пафос многих произведений пролетарского писателя.
В сталинскую эпоху его именем называли пароходы, самолеты, улицы, общественные парки, библиотеки. Но сам Горький был противником этого. Однажды, приехав к пристани в Нижнем Новгороде, Горький был удивлен, когда увидел, что пароход, на котором ему предстояло плыть, носит его собственное имя. Шок объяснялся еще и тем, что совсем недавно разбился самолет «Максим Горький».
Писатель был против переименования Нижнего Новгорода. Это был подарок великому писателю от Сталина. Сам Алексей Пешков в письме из Сорренто в 1933 году замечает: «Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н. Новгород - Горький. Это очень неловко и неприятно».

Буревестник и спонсор революции

Горький оказывал серьезную финансовую поддержку революции 1905 года. После поражения этой революции Горький покинул Россию и до 1913 года жил в основном на острове Капри (Италия).
Если до 1917 года Горький был «буревестником революции», то после «Великого Октября» едва не стал «махровой контрой». Диктаторские методы большевиков он не принял, осудил публично и в 1921 году уехал за границу (официальный повод - лечение от туберкулеза). Немалых усилий стоило советской власти вернуть на родину легендарного пролетарского писателя. Дело увенчалось успехом в 1931 году. Горького торжественно встречал в Москве сам товарищ Сталин. Вернувшись на родину, Горький фактически стал придворным писателем. Ему предоставили один из лучших домов в Москве. Охрана с собаками берегла его день и ночь. Сталин любил бывать в особняке у «пролетарского писателя». Приезжал с соратниками, слушал сказку «Девушка и смерть» в исполнении автора, обсуждал вопросы культуры. Писатель с европейским именем, Горький фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Он восхвалял коллективизацию, прославлял Сталина и молчал о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать.
Однако после убийства Кирова и ареста Каменева отношения между Сталиным и Горьким испортились - уж слишком часто писатель защищал кого-то из не милых сердцу «отца народов» товарищей. Поначалу Сталин удовлетворял просьбы Горького, получая от него благодарные письма с подписью «Крепко жму Вашу лапу», но потом, видимо, буревестник стал слишком много ворчать. И смерть писателя в 1936 году (как раз накануне Большого террора) выглядела более чем подозрительно.

Загадки смерти

Уже много лет предметом споров и домыслов является смерть Горького. Начало этому было положено вскоре после кончины писателя, когда лечивших его врачей Д. Д. Плетнева, Л. Г. Левина, И. Н. Казакова обвинили в том, что они отравили флагмана пролетарской литературы шоколадными конфетами с ядовитой начинкой. Большинство свидетельств все же говорит о том, что Горький умер от воспаления легких. Однако нельзя отбрасывать и факты, говорящие в пользу версии об отравлении писателя.
В доме умирающего писателя зачем-то ошивался глава ГПУ. Когда Сталин посетил Горького, то в столовой увидел Генриха Ягоду. «А этот зачем здесь болтается? - якобы спросил Сталин.- Чтобы его здесь не было..» Может быть, Сталин боялся, что Ягода, слишком ревностно выполняя указание об отравлении, даст повод для нежелательных слухов.
Несмотря на плохие легкие, Горький был физически очень вынослив. Врачи свидетельствовали, что у Горького было прекрасное сердце, которое на протяжении минуты выдерживало скачки от 60 до 160 ударов.
И Генрих Ягода, и врачи, лечившие Горького, были уничтожены - возможно, как нежелательные свидетели.
Сразу после смерти тело Горького было врачами «распотрошено». По рассказу П. П. Крючкова, когда он вошел в комнату, то увидел распластанное, окровавленное тело, в котором копошились врачи. Потом стали мыть внутренности. Зашили разрез кое-как простой бечевкой... Мозг положили в ведро, чтобы доставить в Институт мозга. У П. П. Крючкова осталось убеждение: если бы Горького не лечили, а оставили в покое, он, может быть, и выздоровел бы.
Советское правительство решило кремировать Горького. Е. П. Пешковой, которая просила Сталина выделить ей хотя бы частичку пепла для захоронения в одной могиле с сыном писателя Максимом, было в этом отказано.
На судебном процессе Ягоды, арестованного в апреле 1937 года, его секретарь Буланов показал, что Ягода имел особый шкаф ядов, откуда по мере надобности извлекал драгоценные флаконы и передавал их своим агентам с соответствующими инструкциями.
Но почему Сталину нужно было убивать «буревестника пролетариата»? Вот как это аргументирует Троцкий: «В период первой и второй пятилетки голод, недовольство и репрессии достигли высшего предела. Протестовали сановники, протестовала даже жена Сталина - Аллилуева. В этой атмосфере Горький представлял серьезную опасность. Он находился в переписке с европейскими писателями, его посещали иностранцы, ему жаловались обиженные, он формировал общественное мнение. Никак нельзя было его заставить молчать. Арестовать его, выслать, тем более расстрелять - было еще менее возможно. Мысль ускорить ликвидацию больного Горького «без пролития крови» через Ягоду должна была представиться при этих условиях хозяину Кремля как единственный выход.

Подруги и потомки Алексея Максимовича

В 1896 году Горький женился на Екатерине Волжиной, которая работала корректором в «Самарской газете» и была на 10 лет моложе Горького. Тихая, домашняя, интеллигентная жена быстро наскучила Алексею Максимовичу. И, несмотря на наличие двоих детей - сына Максима и дочери Кати, Горький ушел из семьи. Впрочем, с первой женой писатель так и не развелся и до конца своих дней сохранил с ней дружеские отношения.
Некоторое время Горький жил с молодой проституткой, утверждая, что он пытается наставить её на путь истинный. В 1901 году он начал совместную жизнь с московской актрисой Марией Федоровной Андреевой, которая была в то время замужем и к тому же являлась любовницей миллионера-мецената Саввы Морозова. Мария влюбилась в «буревестника» и бросила Савву, который, говорят, именно из-за этого покончил с собой.
Андреева опекала Горького, как ребенка: хлопотала о гонорарах, переводила его книги на французский, ухаживала за его капризным здоровьем, даже собирала «партийную кассу» на нужды революции. Ленин называл ее «Товарищ Феномен».
В 1919 году 52-летний Горький заводит роман с Марией Закревской-Бенкендорф. Закревская была моложе писателя на 24 года. Об этой женщине ходили самые невероятные слухи, ее подозревали в связях с английской разведкой и НКВД, называли «русской миледи». Расставшись с Марией Андреевой, Горький прожил с Закревской 16 лет, вплоть до своей смерти.
У Максима Горького немало ныне живущих потомков. Родные внучки писателя, дочери его сына Максима - Марфа и Дарья Пешковы, живут и работают в Москве. Марфа Максимовна - научный сотрудник дома-музея и хранитель библиотеки деда. Была замужем за сыном Лаврентия Берии - Серго. У них родилось трое детей.
Вторая внучка Горького, Дарья Пешкова, стала актрисой, 60 лет отдала работе в Московском театре имени Вахтангова. Замужем за народным артистом России Александром Граве. Дарья и Александр воспитали двоих детей - Максима и Екатерину Пешковых. Максим Александрович - чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Таджикистан, воспитывает двоих сыновей. Екатерина Пешкова - актриса московского театра имени Рубена Симонова. Её сын, 17-летний Алексей Пешков, полный тезка знаменитого прапрадеда, тоже пишет рассказы.

Алексей ЛАПКОВ,
директор лицея №6:


- У меня была попытка прочитать «Мать», но мне кажется, такие произведения несколько неактуальны сейчас, в нынешнее время. И в общем-то эта попытка быстро свернулась. Я считаю, что мы, слава Богу, прошли все революционные ситуации, которые Максим Горький пытался отразить в своём творчестве. Потом, надо же понимать, что Горький был не просто «отражателем» своего времени, он ещё и работал конкретно на партию. Сейчас же идеология совершенно другая. Я понял, что его произведения - не моё. Из классиков я больше тяготею к Достоевскому. Может, потому, что мне близок такой «разрыв души»... Из зарубежной классики однозначно нравится Ремарк, из современных писателей - Харуки Мураками.

Надежда НИКИТЕНКО,
редактор городского отдела абонемента ГУНБ Красноярского края:


- Когда я училась в школе, произведения Горького мне не понравились. Я ничего не поняла. Когда повзрослела, осознала, что негативное мнение об этом писателе у многих сформировано как раз советским идеологическим литературоведением. На самом деле Горький - очень талантливый писатель. И отрицать это нельзя. Его талант как драматурга не может быть оспорен. Считаю, что с ним злую шутку сыграла судьба, наверное, как и со многими творческими людьми в начале двадцатого века. Максим поверил большевикам, пошёл за ними. Но они не оправдали его надежд. И тут, на мой взгляд, возникло внутреннее противоречие. Оставалось либо смириться, либо эмигрировать. Он прошел и тот и другой путь. Из его произведений мне нравятся рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», пьеса «На дне». Любимый же мой писатель - Фёдор Достоевский.

Михаил ФИЛАТОВ,
художник:


- Максим Горький поддерживал Льва Толстого и других писателей, поэтов, которые не соответствовали идеологической программе того времени. Несомненно, он спорная и выдающаяся личность. Что касается его творчества, честное слово, давно уже ничего не читал. После окончания школы человек может уже по собственному желанию и осмысленно перечитать что-то из классики. Но Горький в этом смысле меня не привлёк. Его произведения, может быть, в некоторой степени острее, чем у других писателей. Это я запомнил. Что касается любимого писателя, то склониться к одному действительно сложно. Что-то нравится у Астафьева, что-то у Довлатова.

Галина ПОЗДНЯКОВА,
корреспондент «ПЕРВОГО молодёжного журнала»:


- Горький, к огромному моему сожалению, очень многими воспринимается прежде всего как любимчик советской тоталитарной власти, горячий адепт большевизма, «буревестник революции». Он, в конце концов, не виноват, что партийная верхушка именно его выбрала символом советской литературы, точнее, вся его вина - в огромном таланте. Я считаю, что, несмотря на всю его политизированность, он был, прежде всего, настоящим писателем. Мне очень нравятся его ранние рассказы, сказки, притчи. Сейчас легко найти людей, которые не знают, что легенду о Данко рассказал людям именно Максим Горький. При его имени многие представляют себе образ: фирменные пышные усы, шляпа, но не произведения писателя… Может быть, чрезмерное навязывание классической литературы в школьном возрасте даёт такой негативный эффект. Возможно, через пару лет после выпускных экзаменов тот, кто случайно прочтёт что-нибудь из «пройденного» материала, будет приятно поражён - как это интересно.

Игорь БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ,
директор торгового дома ЗАО ЗЖБИ-4:


- Его можно любить, а можно не выносить. Я лично не поклонник его творчества. Но в то же время нельзя не признавать, что это не просто писатель, это личность, колосс, даже гений. Из какой грязи и духовного убожества он выбрался, умудрившись при этом остаться романтиком. Как он сумел стать одним из образованнейших людей своего времени, знаменитейшим писателем, не получив даже среднего образования! Влияние Горького огромно, он фактически отец советской литературы. А уж в смысле места в истории... Он ведь популярен стал поначалу потому, что единственный во всей стране писал так, как все думали. Люди читали его и видели собственные мысли, собственные настроения. Он писал не про народ, а про людей - это очень большая разница. Про народ писали Толстой и Некрасов, они верили в народ. А Горький сам был из народа, и он в народ никогда не верил. Он-то точно знал, что никакого народа не существует, есть просто много разных людей.