Чан Кайши (в стандартном китайском произношении Цзян Цзеши; 31 октября 1887 - 5 апреля 1975) - военный и политический деятель Китая, возглавивший Гоминьдан в 1925 г. после смерти Сунь Ятсена.

Чан Кайши родился около Шанхая. Район Фынхуа. Ради военной карьеры он забросил семейные традиции. Перестал изучать фермерство и мелкий бизнес. Поначалу он учился в Национальной военной академии в Боадине. Позже в академии в Токио. В Токио он познакомился с Сунь Ятсеном. Вступил в Революционный союз. Это была националистическая партия Китая, которая собиралась свергать императора и устанавливать в стране единую республику.

Несколько лет Кайши учился то в Китае, то в Японии. Он усваивал новые политические идеи и продолжал учиться военному делу. В 1911 году он командовал полком во время гражданской войны. Чан находился в попечении у Сунь Ятсена. В 1912 году в Китае установили республику. Последующие десять лет Чан сражался с врагами в Китае и продолжал учебу в Японии. По приказу Ятсена посетил Советский Союз в 1923 году. Он изучал социальную систему, военную систему, а также получил финансовую помощь для Китая. Через год Чан вернулся на родину и стал начальником Гоминдановской военной академии. Он обучал офицеров и закладывал фундамент своей будущей власти.

В 1925 году Чан Кайши стал лидером Гоминдана. Причиной послужила смерть Сунь Ятсена. Чан Кайши решил уничтожить оставшихся военачальников, которые оказывали сопротивление новой власти. В 1926 году Чан организовал несколько дивизий для борьбы в Северном Китае. Перед этим он провел чистку своего войска от коммунистов. Их было много. Через год Кайши женился на Сун Мэйлин. Дочка влиятельного и образованного банкира. Его связи и богатство помоги Кайши стать весьма известным и влиятельным человеком. В октябре 1928 года Чан занимает пост председателя правительства объединенного Китая. В тридцатые годы оппозицией Чану были коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. Начальные военные операции против них были успешными. Коммунистам пришлось начать отступление.

Началась Вторая мировая война. В Китай вторглись японцы, но Чан Кайши все еще был против коммунистов. Во время визита в город Сиань, Чана выкрали. Коммунисты сказали, что освободят его при одном условии. Они хотели создать единый фронт для борьбы с японцами. В июле 1937 года начались военные действия против вторгнувшихся войск. Они пользовались поддержкой Америки в этой войне. Однако Мао и Чан воздерживались от крупных битв с японцами. Очень скоро Кайши получил статус равный статусу Черчилля, Рузвельта и других, кто воевал с державами Оси. Капитуляция Японии не принесла мир в Китай. Националисты и коммунисты опять начали войну между собой. Успехи коммунистов росли. В 1949 году Чан и его подопечные перебрались на Тайвань. В это же время он теряет пост президента, однако в 1950 году возвращает его. С этого момента и до самой смерти Чан Кайши правит националистическим Китаем. Пусть Мао Цзэдун оказывал большее влияние на ход истории, но с течением времени его слава померкла. Память о Чане Кайши чтят до сих пор на Тайване, который сохранил независимость. Чан Кайши безусловно внес огромный вклад в победу на Японией.

Чан Кайши родился 31 октября 1887 г. в местечке Фынхуа, расположенном в китайской провинции Чжэцзян, в семье торговца. Будущий диктатор получил образование в военных академиях в Баодине и Токио. В 1920-х гг. вошел в состав Национальной партии (Гоминьдана), созданной в 1912 г. Сунь Ятсеном. В 1924 г. Чан Кайши прошел стажировку в России и ознакомился с принципами организации Красной Армии. В 1925 г. после смерти Сушь Ятсена встал во главе Гоминьдана и, опираясь на армию, начал борьбу с Коммунистической партией Китая. Эта борьба вылилась в длительную гражданскую войну, которая продолжалась до 1935 г.

В 1925—1927 гг. И. В. Сталин поддерживал Чан Кайши, полагая, что Коммунистическая партия Китая должна признать главенство Гоминьдана. По инициативе Сталина Чан Кайши стал почетным членом Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала - организации, объединявшей компартии разных стран. Есть мнение, что Поддержка Сталина способствовала ослаблению Коммунистической партии Китая, что позволило Чан Кайши жестоко подавить выступления шанхайских рабочих в 1927 г. и тем самым еще больше подорвать влияние китайских коммунистов.

Чан Кайши возглавлял Северный поход, целью которого было объединение Китая. Эта цель была успешно достигнута в 1928 г. Чан Кайши занял пост председателя Госсовета Китайской Республики и получил чин генералиссимуса.

Оккупация Японией северных районов Китая и ее дальнейшая экспансия в 1937 г. вынудили Гоминьдан и Коммунистическую партию Китая заключить соглашение о совместной борьбе с агрессором. Тем не менее значительные военные силы гоминьдановской армии находились на границе района, бывшего в руках коммунистов. В целом Китайско-японская война 1937—1945 гг. способствовала укреплению позиций Чан Кайши внутри Гоминьдана.

После Второй мировой войны, когда исчезла у угроза со стороны Японии, была предпринята попытка переговоров между коммунистами и гоминьдановцами о создании коалиционного правительству. Однако она не была успешной, и в Китае вспыхнула новая гражданская война.

В 1948 г. Чан Кайши стал президентом Китайской Республики, но на этом посту он продержался недолго; в 1949 г. был свергнут коммунистическими войсками под руководством Мао Цзэдуна и вместе со своими сторонниками бежал на Тайвань, где в 1950 г. вновь заявил о своих президентских полномочиях. В течение 26 лет Чан Кайши при поддержке США и ряда других государств возглавлял правительство Тайваня, при этом считаясь президентом и верховным главнокомандующим вооруженных сил Китайской Республики. Президент Трумэн предоставил военные корабли для защиты Тайваня и предупреждения военных конфликтов между ним и материковым Китаем. Следует отметить, что», несмотря на это, Китай дважды предпринимал попытку нападения на острова Кинмэн, принадлежащие Тайваню.

До начала 70-х гг. США рассматривали Чан Кайши как законного президента континентального Китая, и до октября 1971 г. его правительство представляло Китайскую Республику в Совете Безопасности ООН. В 1971 г. в состав Совета был введен представитель КНР. Чан Кайши правил на Тайване, до конца своих дней считая себя законным президентом Китая и не оставляя надежды когда-нибудь туда вернуться. Гоминьдан оставался единственной партией на Тайване до марта 2000 г. Чан Кайши скончался 5 апреля 1975 г. в Тайбэе. Правительство Тайваня возглавил сын диктатора, Чан Чинкуо (Цзян Цзинго). Правление Чан Кайши и его сына, которое в общей сложности составило около 40 лет, историки прозвали «диктаторским правлением династии Чан».

На Западе Чан Кайши считают таким же значительным государственным деятелем, как Сталин, Черчилль и Рузвельт. В создании международного имиджа Чан Кайши не последняя роль принадлежала его второй супруге Сунь Мэйлин, младшей сестре супруги Сунь Ятсена. Сунь Мэйлин, которая скончалась в октябре 2006 г. в возрасте 107 лет, родилась в семье успешного издателя и получила образование в США. Большое внимание Сунь Мэйлин уделяла повышению уровня образованности женщин Китая, для чего по ее инициативе была создана Китайская национальная женская лига. Также Сунь Мэйлин занималась дипломатической деятельностью. После смерти мужа жила в Нью-Йорке.

На Тайване вскоре после смерти Чан Кайши был выстроен огромный мемориал, посвященный его памяти. Это сооружение возведено в соответствии с китайскими традициями: крыша здания имеет ту же форму, что и пагоды, а все ворота, ведущие в огромный зал, где высится 16-метровая статуя Чан Кайши, отлитая из бронзы, носят пышные названия. Главные ворота мемориала именуются «Воротами великого централизма и совершенной справедливости», другие ворота названы «Воротами великой лояльности» и «Воротами великого пиетета». На стене позади бронзовой статуи Чан Кайши высечены три слова, которые называют основополагающие направления, провозглашенные диктатором как приоритеты своей политики: «Этика. Демократия. Наука». Надписи на боковых стенах зала также имеют ярко выраженное гуманистическое направление: «Цель жизни - улучшение всеобщих жизненных условий для человечества, смысл жизни - сотворение новой жизни, с помощью которой сохраняется Вселенная». В целом мемориал производит сильное впечатление, в том числе и благодаря большим размерам: площадь зала, в котором находится статуя Чан Кайши, составляет 250 тысяч квадратных метров.

Мемориал работает ежедневно. В зале постоянно находится почетный караул, который сменяется через каждый час. Следует отметить, что в здании мемориала располагаются выставочные залы и художественные галереи, библиотека, кинозал, аудиовидеоцентр и оригинальная экспозиция, воспроизводящая убранство личного кабинета Чан Кайши. За письменным столом «сидит» восковая фигура Чан Кайши (его изображение также можно увидеть и на купюре в 1000 тайваньских долларов). Вход на территорию мемориала и во все залы бесплатный. Вокруг здания разбит парк, в котором всегда много народа. Недавно мемориал был переименован - теперь он называется «Национальный мемориал демократии».

На Тайване долгое время сохранялись так называемые военные деревни, выстроенные солдатами Чан Кайши. Эти поселения изначально возводились как временное жилье, потому что солдаты, как и сам диктатор, надеялись на победу над коммунистами и скорое возвращение в Китай.

Чан Кайши разрешил своим сторонникам строить дома в любом месте на острове, где они пожелают. Спустя десятилетия многие бывшие военные деревни оказались в центре Тайбэя; в связи с ростом городского строительства часть поселений была снесена, а жителям предоставили другое жилье. Многие старожилы крайне неохотно покидали насиженные места, ведь для них военные деревни с их характерным укладом являлись воспоминанием о юности. Не только жители, но и общественные движения выступали за то, чтобы территории некоторых военных деревень (в первую очередь территорию 44-й Южной деревни) объявили музеем.

Бывшие солдаты Чан Кайши уверены, что военные деревни, в которых сохранились бомбоубежища и другие подобные сооружения, могли бы сыграть положительную роль в патриотическом воспитании молодежи. Нынешнее правительство Тайваня старается хотя бы часть территорий бывших военных деревень использовать в культурных, а не только в сугубо коммерческих целях. Несколько лет назад в Тайбэе на территории бывшей военной деревни был создан парк Да-Ань (Парк спокойствия и уверенности), который располагается на вершине холма. В парке высится статуя Богини Милосердия, а в холме сооружен гараж.

Длительное правление Чан Кайши и его сына сыграло для Тайваня определенную положительную роль. В этот период были заложены основы последующего бурного экономического развития острова. Политические изменения также происходили, хотя и довольно медленно. В 1970-х гг. Тайвань был исключен из ООН, что привело к международной изоляции. В состав ООН вошла КНР. В 1978 г. США, длительное время поддерживавшие режим Чан Кайши, начали устанавливать дипломатические отношения с КНР. В этот же период на Тайване усилилось значение оппозиции, которая указывала на необходимость прямых выборов, свободы печати и соблюдения прав человека. На фоне резкого охлаждения международных отношений Чан Чинкуо (Цзян Цзинго), сын Чан Кайши, дал согласие на проведение выборов, что лишь усилило выступления оппозиции.

Однако этот всплеск общественной жизни был коротким. Несмотря на то что еще Чан Кайши провозгласил демократию одним из основополагающих приоритетов государственного развития, его режим, традиции которого продолжил Чан Чинкуо, являлся диктатурой. Поэтому выступления оппозиции были быстро подавлены, а ее руководители арестованы. Серьезная оппозиция правящей партии (Гоминьдану) на Тайване возникла снова лишь в 1980-х гг. Международные процессы и внутреннее развитие тайваньского общества привели к существенной демократизации, хотя Гоминьдан до сих пор играет значительную роль в общественной жизни. В настоящее время Тайвань является одним из центров высокотехнологичных производств Азии.

Следует отметить, что в идеологическом смысле Чан Кайши являлся продолжателем дела Сунь Ятсена, который выдвинул три основополагающих принципа (три народных принципа): национализм, народовластие и народное благосостояние. Многие видные деятели Гоминьдана посвятили свои труды учению Сунь Ятсена. Что касается Чан Кайши, то он написал несколько десятков томов, в которых подробно рассматривал и анализировал идеи своего предшественника.

Так, целью реализации трех принципов является суверенитет и независимость китайской нации. Политический строй Китая, по мнению Чан Кайши, должен основываться на демократическом принципе разделения властей: однако вместо традиционных западных трех ветвей власти их предполагалось пять. Эту концепцию предложил еще Сунь Ятсен, который, кроме законодательной, исполнительной и судебной властей, считал необходимым выделить контрольную власть и так называемую селективную, которая ведала бы государственными экзаменами на замещение государственных должностей.

Первоочередными мерами экономического характера, необходимыми для реализации трех народных принципов, Чан Кайши считал справедливое перераспределение земельной собственности и равные права на владение землей, развитие производства и рыночной инфраструктуры, а также предупреждение резкого разрыва в доходах населения.

Вслед за главным идеологом Гоминьдана Сунь Ятсеном Чан Кайши подчеркивал неразрывную связь трех народных принципов с конфуцианской философией и традициями Китая.

Принцип национализма, который был главенствующим в идеологии Гоминьдана, базировался на понятии «национального духа», трактуемого Чан Кайши как национальное самосознание китайцев, чувство гордости за свою нацию, готовность бороться с внешней агрессией и отказ от агрессии, направленной против других государств и наций. Таким образом, принцип национализма ни в коем случае не означал превосходства какой-либо одной нации, а напротив, основывался на равенстве представителей любых национальностей и партнерских отношениях между государствами. Для осуществления принципа национализма Чан Кайши считал очень важным воспитание патриотизма и уважения к традициям, многие из которых имели корни в конфуцианской философии.

Трактуя принцип народовластия, Чан Кайши затрагивал очень широкий круг вопросов - от понятия демократии до конкретных прав и обязанностей граждан государства. Здесь Чан Кайши также следовал идеям Сунь Ятсена. Народовластие - это возможности граждан не только предлагать представителям законодательной власти законопроекты и предложения по улучшению законов, но также право высказаться против уже принятых законов и право отзыва чиновников, не соблюдающих законы. Лишь комплекс этих прав Чан Кайши считал осуществлением принципа народовластия.

Большое значение в реализации принципа народовластия Чан Кайши видел в развитии местного самоуправления. Что же касается демократии, то она, по мнению Чан Кайши, выступает необходимым условием политической модернизации общества.

Нужно отметить, что в последние годы жизни Чан Кайши проводил на Тайване политику, направленную на возрождение китайской культуры и традиционной системы ценностей, которые, по его убеждению, базируются на демократии духа.

Основными признаками демократии Чан Кайши называл свободу и равенство, однако указывал, что демократия должна быть регулируемой. Он писал: «Следует избегать односторонности в применении демократии и ошибок в использовании свободы, необходимо пропагандировать и осуществлять организованную демократию и связанную с дисциплиной свободу». Так как демократия существует не для одного человека, а для всех членов общества, каждый гражданин обязан соблюдать законы и уважать законные интересы других граждан, как свои собственные.

Чан Кайши указывал на то, что демократия зачастую используется как лозунг в политических целях, которые далеко не всегда являются законными и направленными на благо общества: «Всем гражданам государства принадлежат права демократии и свободы, но на эти права не могут ссылаться небольшие группы людей для нарушения законов и совершения зла, они не могут оправдывать ими свои преступления, тем более эти права не могут служить оправданием для клеветы на репутацию правительства, подрыва интересов государства, с тем чтобы произносить незаконные речи и совершать незаконные поступки. Так называемая демократия и так называемая свобода этих людей есть демократия и свобода банды разбойников». Это обличение в первую очередь направлено против коммунистов, о которых Чан Кайши писал, что их демократия, по сути, всегда является диктатурой, так как «их демократия носит классовый характер». Он подчеркивал, что Гоминьдан добивается демократических свобод для представителей всех социальных слоев, а не для представителей какой-либо отдельной группы населения Китая или нескольких групп.

В своих трудах Чан Кайши подробно останавливался и на понятии свободы, указывая на приоритет свободы общества и государства по отношению к свободе отдельной личности. Он подчеркивал, что свобода всегда связана с ограничениями, причем допускается ограничение свободы граждан в интересах государства. Что же касается государственных служащих, чиновников, то они, являясь слугами народа, естественным образом оказываются пленниками более жестких ограничений, чем остальные граждане. Свобода ни в коем случае не является отдельным понятием, она выступает как часть сложного комплекса взаимоотношений, где права и обязанности тесно взаимосвязаны: «Права и долг, власть и ответственность практически являются двумя сторонами одного и того же, они находятся между собой в равных отношениях. Находясь в демократическом обществе, индивид пользуется правами, и одновременно с этим на него возлагается долг перед обществом, индивид получает власть, и одновременно с этим на него возлагается обязанность. Сколько у него прав, столько же у него долга перед обществом, сколько у него власти, столько же у него обязанностей».

Свобода в демократическом обществе, утверждал Чан Кайши, основана на соблюдении законов. Необходимо четко понимать, указывал он, что свобода не означает вседозволенность и нарушение прав других членов общества. Свобода неразрывно связана с управлением на основе закона. Если же свобода не ограничена рамками закона, возникают условия для притеснения одних людей другими. «Только в том случае, когда человек соблюдает рамки, установленные законом, можно достичь того, что все люди будут обладать свободой», - писал Чан Кайши. Соблюдение законов является обязательным условием успешного развития демократии, поэтому особенно важно прививать гражданам уважение к законам.

Что касается равенства, то его Чан Кайши трактовал как равенство граждан перед законом независимо от общественного положения. Равенство перед законом распространяется не только на отдельных граждан, но также на правительственные структуры.

Столь пристальное внимание Чан Кайши к< проблемам свободы и закона, их тесной взаимосвязи, которую лидер Гоминьдана постоянно подчеркивал в своих работах, связано с особенностями общественной жизни Тайваня в 50-60-х пт. XX в. В этот период началось усиление оппозиции правящему режиму, причем оппозиционеры также использовали в своей идеологии лозунги «демократия» и «свобода».

Чан Кайши постоянно указывал на преемственность учения «отца нации» Сунь Ятсена, взаимосвязь идеологии Гоминьдана и традиционной китайской философии. Чан Кайши утверждал, что структура государственного устройства Китая, предложенная Сунь Ятсеном, базируется на представлении об идеальном обществе «датун». Именно в таком обществе возможна реализация принципа народного благосостояния; экономические отношения основываются на взаимовыгодном сотрудничестве, а целью экономических мероприятий является служение обществу и повышение уровня жизни населения.

Интересно отметить, что китайские политические лидеры независимо от партийной принадлежности нередко используют сходные лозунги и программы, основанные на традиционных представлениях китайцев. Так, в середине 1‘980-х гг. Дэн Сяопин, лидер Компартии Китая, провозгласил щелью государства создание общества среднего достатка - «сяокан», которое является аналогом общества «датун».

Чан Кайши в своих трудах подчеркивал особое значение нравственных принципов, которые он интерпретировал в традиционном конфуцианском духе, понятном и близком китайцам. Основополагающим принципом является «сыновняя почтительность», которая понимается как уважение к родителям и памяти предков, а также как основывающаяся на! нем преданность государству. Не менее значим принцип «гуманности и любви», который предполагает самопожертвование во имя всеобщего блага: «Революция осуществляется во имя людей, а не во имя себя, любить людей, а не вредить им - это и означает всеобщую любовь и осуществление гуманности». Чан Кайши указывал, что именно потому деятельность Сунь Ятсена оказала столь важное влияние на судьбы Китая, что «отец нации» неукоснительно следовал этому принципу.

Обобщая все сказанное о нравственных принципах, Чан Кайши отмечал, что они неразрывно связаны с четырьмя конфуцианскими добродетелями: «вежливостью», «чувством долга», «умеренностью» и «стыдливостью». «Вежливость» означает соблюдение общепринятых норм поведения, правил взаимодействия вышестоящих и нижестоящих в любой иерархической системе (семье, фирме, государственном органе). «Чувство долга» - это выполнение необходимых действий, соответствующих требованию конкретного момента. «Умеренность» означает способность различать то, что имеет подлинную ценность, и малозначительные явления, а «стыдливость» - это нравственная оценка собственных поступков.

Поскольку все постулаты Чан Кайши являются традиционными для Китая, его выступления оказывали мощное воздействие на слушателей, они затрагивали не столько рациональные, сколько эмоциональные начала человеческой личности. Пропаганда Чан Кайши была понятна китайцам, так как базировалась на многовековых традициях.

Имя: Чан Кайши (Цзян Цзеши)

Государство: Китай

Сфера деятельности: Политика, армия

Величайшее достижение: Преемник Суня Ятсена, правил частью Китая. Генералиссимус

Родился 31 октября 1887 года в Цикоу. Отец его умер, когда сыну было всего десять лет. Его мать была моложе своего мужа на двадцать два года и играла в доме роль «младшей жены». Чан Кайши и сам очень рано женился - четырнадцатилетним, а уже в 1909 году у него родился сын, которого назвали Цзян Цзинго. В школе Чан Кайши воспитывался в верности твердым вековым традициям: отец должен быть ласков, а сын - покорен; муж - верным, а жена - покорной; старший - снисходительным, а младший - покорным; государь - человеколюбивым, а чиновник - преданным. Это воспитание определило всю его жизнь до самой смерти.

Военная карьера

Мать желала видеть сына только проповедником . Но сам Чан Кайши мечтал только о военной карьере. Поэтому он, вопреки желанию матери, поступил в кадетское училище и отбыл на учебу в Японию. Здесь Чан Кайши проучился три года. После окончания в 1910 году его зачислили кандидатом в военную академию. Но когда он узнал о восстании в Ухане, то бросил академию и возвратился в Китай, чтобы принять участие в восстании. Но Фортуна преподнесла Чану неприятный сюрприз. Карьеру молодой офицер начал у генерала Чэнь Цзюн-мина. Служил он довольно небрежно, и генерал лишил Чан Кайши офицерского чина.

Оскорбленный в лучших чувствах, Чан Кайши стал биржевым маклером. Работать он ленился и здесь, а потому денег хватало только на самое необходимое. В погоне за легкими деньгами бывший офицер связался с уголовниками, а те помогли ему всплыть на поверхность светского мира: Чан Кайши стал одним из влиятельнейших членов местной мафиозной группировки и имел немалый доход. Но мечту об армии гангстер не утратил, и, спустя какое-то время, через свою невестку, будущую вторую жену и будущую свояченицу Цын Лин он обратился к президенту республики Сунь Ятсену с просьбой использовать его военные знания в революционной армии.

Сунь Ятсен внял просьбе и назначил Чан Кайши начальником военной академии Вампу. Первое боевое крещение Чан Кайши принял вместе со слушателями академии, когда участвовал в разгроме гуандунской купеческой милиции, поводом к мятежу которой послужила реквизиция оружия, поступившего ей от какой-то английской компании.

Чан Кайши — командующий экспедиционными войсками

Когда Сунь Ятсен выдвинул идею освобождения и объединения Китая путем войны революционного Юга с контрреволюционным Севером, Чан Кайши поддержал его. И , организуя военные экспедиции на Север в 1922 и 1924 годах, назначил Чан Кайши командующим экспедиционными войсками. Но походы были крайне непопулярны в народе, не были им поддержаны, а потому закончились неудачей.

Северный поход 1925 -1927 годов уже после смерти Сунь Ятсена оказался более успешным. Революционная армия под командой Чан Кайши теперь контролировала семь провинций на Юге и в Центральном , а ставку он держал в Наньчане. Но уже в ходе этого похода Чан Кайши стал праветь, перейдя в лагерь правых гоминьдановцев. А бомбардировка революционного Нанкина войсками империалистических держав и вовсе послужила для Чан Кайши как бы сигналом к контрреволюционному перевороту. Он предал своих товарищей по партии.

После его измены ЦИК партии Гоминьдан исключил Чан Кайши из партии. Но военные действия против его войск правительство пока не начинало: было не до предателя, поскольку на войска революционного правительства навалились части фэнтьяньской милитаристской клики, претендующей на власть. В этой обстановке было не до Чан Кайши. И зря, поскольку Чан Кайши вместе с на востоке, Ли Цзишанем на Юге и сычуаньской кликой на Западе организовал экономическую блокаду Уханьского района, где находилось революционное правительство.

И в самом Ухане готовился переворот. Руководители Уханьского гоминьдана вскоре перешли на сторону Чан Кайши, и это позволило ему в январе 1928 года возглавить правительство в Нанкине и объявить его всекитайским. Он сразу же занял контрреволюционные позиции, и советники из вынуждены были покинуть Китай.

Но многочисленные милитаристские клики не поддержали правительство Чан Кайши. Еще бы! Каждый лидер сам рвался возглавить страну, а кресло уже оказалось занятым. Какая уж тут поддержка? Правительство Чан Кайши вообще было бы быстро смято, если бы в сентябре 1931 года не началась открытая агрессия Японии в Маньчжурии. Угроза потерять все на время объединила лидеров многочисленных клик, заставила их прекратить военные действия против Чан Кайши и начать переговоры. В 1930-1931 годах Чан Кайши предпринял три похода против Красной Армии Китая и ее революционных баз. Но все они были неудачны.

Поход против Красной Армии

В марте 1932 года японцы все-таки захватили Маньчжурию и создали здесь марионеточное правительство, посадив на престол бывшего императора Пу И. Естественно, что агрессоры встретили отпор со стороны народа. Чан Кайши тоже пришлось начать военные действия против японцев, однако его армия быстро потерпела поражение. В конце концов Чан Кайши вынужден был заключить мир с японцами и выплатить большую контрибуцию. После этого Чан Кайши в 1932-1933 годах предпринял четвертый поход против . И снова его постигла неудача.

С 1933 года Чан Кайши в международных отношениях взял курс на расширение связей с . В этом же году Япония вновь захватила ряд городов Китая. Ее войска стали угрожать Пекину. Чан Кайши снова подписал мирное соглашение. А в октябре 1933 года начал пятый поход против Красной Армии. Ему помогали гитлеровские советники, но успеха Чан Кайши так и не дождался.

12 декабря 1936 года на совещании генералитета в Сиане Чан Кайши спланировал новый поход против Красной Армии. Но в этот раз командующий Северо-восточной армией Чжан Сюэлян (сын генералиссимуса Чжана Цзолиня) и губернатор провинции Шэнси Ян Хучэн арестовали Чан Кайши, потребовали прекратить гражданскую войну и организовать отпор японским агрессорам. Чан Кайши вынужден был согласиться, и только тогда его освободили.

Летом 1937 года японские войска снова активизировали действия в Китае на территории, прилегающей к советской границе. 21 августа СССР заключил договор о ненападении с Китаем. Победоносные бои советских войск с японцами у озера Хасан (1938) и на реке Халхин-Гол (1939), в ходе которых японцы получили жестокий урок, вдохновили китайский народ на дальнейшую борьбу с японскими захватчиками.

Чан Кайши и Мао Цзэдун

1 июля 1938 года конгресс Гоминьдана провозгласил Чан Кайши «вождем» Китая и присвоил ему звание генералиссимуса, хотя его войска постоянно терпели поражения от японцев. В 1943-1944 годах заметно активизировалась помощь Чан Кайши со стороны США, видевших тогда в Китае свою базу на .

После поражения Японии советские войска некоторое время оставались в Маньчжурии. Китайская Красная Армия получила этим мощнейшую поддержку, и гоминьдановское правительство Чан Кайши начало переговоры с . Вроде бы договорились вместе создать Государственный совет из представителей всех провинций Китая для выработки программы мирного строительства государства.

Но в середине 1946 года гоминьдановцы при поддержке США еще раз попытались разгромить коммунистическую Народно-освободительную армию Китая. Попытка эта кончилась полнейшим разгромом войск генералиссимуса Чан Кайши, под властью которого остался лишь остров Тайвань. Генералиссимус, бежавший туда с остатками своей армии, в 1950 году заручился прикрытием США и до конца жизни гадил оттуда народному Китаю. От огромной страны ему достался только остров - маленький кусочек территории, на котором он установил режим личной диктатуры.

25 апреля 1975 года столица Тайваня - Тайбэй - погрузилась в траур. На восемьдесят восьмом году ушел из жизни глава Гоминьдана. Тело его поместили в зал «памяти Сунь Ятсена». Но только после смерти его сына Цзян Цзинго 13 февраля 1988 года закончилось правление династии Чан Кайши на острове, с которого сразу было снято военное положение.

Чан Кайши (Цзян Цзеши) (1887-1975), глава (с 1927) гоминьдановской администрации на о. Тайвань (Китайская Республика), свергнутого в результате революции Мао Цзе Дуна в 1949 г.; с остатками войск закрепился на о. Тайвань. Маршал. (Почетный член Исполкома Коминтерна)

Чан Кай-ши, Цзян Цзе-ши (31.10.1887, Фынхуа, провинция Чжэцзян, - 5.4.1975, Тайбэй), глава гоминьдановского режима, свергнутого в результате народной революции в Китае в 1949. Из семьи торговца. Окончил военные академии в Баодине и Токио. В 1-й половине 20-х гг. под личиной "левого" гоминьдановца выступал на стороне Сунь Ят-сена. В качестве главнокомандующего Национально-революционной армии участвовал в Северном походе 1926-27. 12 апреля 1927 совершил контрреволюционный переворот, установил в стране реакционный диктаторский режим. С этого времени в течение более 20 лет Ч. Кайши обладал огромной властью в Китае, сосредоточив в своих руках посты председателя ЦИК гоминьдана (с 1926), председателя исполнительного юаня, президента республики, главнокомандующего вооруженными силами и присвоив себе звание генералиссимуса. В 1930-34 предпринял 5 карательных походов против советских районов. После нападения Японии 7 июля 1937 на Китай был вынужден пойти на создание единого антияпонского национального фронта, в основу которого было положено соглашение Коммунистической партии Китая (КПК) и гоминьдана о совместных действиях. Однако значительные воинские силы продолжал использовать для блокады Пограничного района Шэньси - Ганьсу - Нинся, контролировавшегося КПК. После капитуляции Японии (2 сентября 1945) отверг предложение КПК о создании коалиционного правительства и в июне 1946 развязал новую гражданскую войну. Народно-освободительная армия Китая в конце 1949 в основном освободила из-под власти гоминьдановцев весь континентальный Китай. Ч. Кайши вместе с остатками своих войск бежал на Тайвань.

Чан Кайши (Tchang Kai-chek или Chang Kai-chek) (1887/1888-1975) - китайский государственный и военный деятель.

В начале 1920-х гг. - член (пред. с 1926) партии гоминьдан - демократической коалиции в борьбе за национальное освобождение Китая.

В 1925-1927 гг. участвовал в народной революции в Китае в качестве главнокомандующего Национально-революционной армии, однако в апреле 1927 г. совершил государственный переворот, установив в стране диктаторский режим. Сосредоточил в своих руках все важнейшие государственные посты - президент республики, главнокомандующий вооруженными силами. Присвоил себе звание генералиссимуса. В 1930-1934 гг. предпринял пять карательных походов в северные районы Китая, в которых власть принадлежала Коммунистической партии Китая (КПК).

В 1937-1945 гг. вынужден был пойти на соглашение с КПК в борьбе против японской интервенции в Китай. После поражения Японии во Второй мировой войне 1939-1945 гг. (см. Акт о безоговорочной капитуляции Японии) отказался от создания коалиционного правительства и боролся с Мао Цзэдуном (1946-1950).

Потерпев поражение в гражданской войне, в конце 1949 г. возглавил китайское (гоминьдановское) правительство на о. Тайвань (Формоза), пользуясь военной поддержкой США.Чанкайши (Chiang Kai-Shek) (31.10.1887, Цикоу, Чжец-зян - 6.4.1975), китайский государственный и военный деятель, генералиссимус (1929?). Сын торговца. В 1903 оставил дом и в 1905 уехал в Японию, надеясь получить военное образование. Окончил краткосрочные курсы при Баотянской военной академии (1907) и затем как один из лучших курсантов направлен для продолжения обучения. В 1910 прошел службу в 19-м полевом артиллерийском полку японской армии. В это время Ч. сблизился с Сун Ятсеном и в 1908 вступил в Революционный союз (будущий Гоминьдан), который ставил своей целью свержение монархии и создание Китайской республики. В 1911 во время восстания стал командиром полка в Шанхае, а затем сформировал собственный вооруженный отряд. Во время мятежа в Кантонской республике поддержал Сун Ятсена и был назначен начальником штаба армии Гоминьдана (в февр. 1923 мятеж был подавлен). В авг.-сент. 1923 по поручению Сун Ятсена посетил СССР, где добился предоставления военной помощи и займов, а также создания в Китае военной школы, где вели занятия советские военспецы. В начале 1924 назначен начальником Военной академии армии Гоминьдана (созданной при поддержке СССР). После смерти Сун Ятсена (12.3.1925) начал внутриполитическую борьбу, закончившуюся тем, что Ч. расставил своих протеже на важнейшие посты в армии Китая. Затем, опираясь на армию, совершил военный переворот (1926), отстранив от власти Ван Цинвея, и стал председателем Организационного комитета Гоминьдана. Во время «Северного похода» (1926-27) командовал 1-й китайской армией (ок. 100 тыс. чел.). Одержал ряд побед, захватил Ханшу и в конце 1926 установил свой контроль над провинцией Хунань и южной частью провинции Хубэй. В результате внутрипартийных интриг правительство Китая 1.4.1927 сместило Ч. с поста командующего армией, но он отказался подчиняться этим решениям. Завершив поход, он подал в отставку и в 1928 женился на Сун Мэйлин, дочери состоятельного банкира. 10.10.1928 Ч. стал главнокомандующим вооруженными силами националистического Китая и председателем Центрального исполнительного комитета Гоминьдана. К концу 1928 довел численность китайской армии до 2 млн чел. В начале 1930-х гг. начал военные действия против вооруженных отрядов, подконтрольных китайским коммунистам Мао Цзэдуна. Совершил 5 карательных экспедиций, последняя из которых завершилась осенью 1934 полным разгромом Красной армии Китая. Увязнув в борьбе с коммунистами, Ч. столкнулся еще и с японской угрозой: в 1931 японские войска захватили северо-восток Китая, в начале 1932 напали на Шанхай, а зимой 1933 вторглись в Северный Китай. В 1933 после объявления коммунистическими лидерами Китая войны Японии, Ч. объявил войну Красной армии. В 1935 Китаю было навязано соглашение, превращавшее Северный Китай в зону японских интересов. В 1935-43 председатель Исполнительного комитета Гоминьдана и одновременно с 1937 главнокомандующий вооруженными силами Китая. 12.12.1936 Ч. был похищен коммунистами во время визита в Сиань, после чего руководство Гоминьдана начало переговоры о создании единого антияпонского фронта. 7.7.1937 японские войска организовали провокацию в Пекине и начали вторжение на китайские территории, захватив к осени 1938 восточные приморские провинции с городами Нанкин, Гуанчжоу, Ухань. Компартия Китая (КПК) и Гоминьдан в ответ начали совместные военный действия против захватчиков, а правительство Гоминьдана бежало в Ханькоу, а затем в Чунцин (в Южном Китае). На протяжении конца 1930-х гг. и периода 2-й мировой войны армии Ч. и КПК получали военную помощь (вооружением, боеприпасами, военными советниками) как со стороны СССР так и со стороны США. Центральное правительство не могло удержать жесткий контроль над всей территорией националистического Китая, войска были разделены по районам, где полными хозяевами были местные генералы. Ч. пытался руководить из Чунцина военными операциями, однако постоянно сталкивался с нежеланием генералов подчиняться приказам центрального правительства. В 1942 передал под командование своего начальника штаба американского генерала Дж. Стилвелла две китайские дивизии, но затем, когда командование союзников выдвинуло план назначения Стилвелла командующим всеми китайскими войсками, Ч. добился в окт. 1944 его замены ген. А. Ведемейером. В начале 1944 японские войска начали крупномасштабное наступление и нанесли поражение гоминдановским войскам, но своей цели - ликвидации китайского фронта - достичь на смогли. В последний период войны Ч. как главнокомандующий китайскими войсками, считался по рангу равным И.В. Сталину, Ф. Рузвельту и У. Черчиллю. В рамках соглашения о ленд-лизе получил от США большое количество военных материалов, вооружения, боеприпасов (которые затем использовал для борьбы с КПК). После окончания войны отношения между КПК и Гоминьданом переросли в открытый вооруженный конфликт. В апр. 1946 Ч. разорвал соглашение с КПК и в конце июня начал наступление на подконтрольные коммунистам районы, что стало началом гражданской войны. В марте 1947 взял Юньнань и развернул наступление на Шаньдун. В апреле 1948 избран президентом Китая. Однако инициатива постепенно переходила в руки КПК, тем более что Государственный департамент США объявил о прекращении посредничества между КПК и Гоминьданом и выводе своих миссий из Китая. СССР продолжал оказывать масштабную военную помощь КПК. В янв. 1949 Красная армия перешла в наступление, после чего Ч. 21 янв. сложил с себя обязанности президента, но оставил в своих руках контроль за финансами и командование вооруженными силами. В течение года он готовил эвакуацию авиации, ВМС и части верных ему войск на Тайвань, перевел на остров золотой фонд. После захвата Красной армией Шанхайского района вместе с семьей бежал на Тайвань. 1.3.1950 избран президентом Китая (фактически Тайваня) и был признан в этом качестве США и др. западными странами. При экономической, политической и военной поддержке США Ч. удалось создать на Тайване процветающее государство и не допустить поглощения острова коммунистическим Китаем. Во время войны во Вьетнаме направил туда в помощь американцам контингент китайских войск. Автор автобиографии (1957).

ЧАН КАЙШИ (настоящее имя Чан Чунчэн) (1887–1975), китайский государственный деятель, генералиссимус. Родился близ города Нинбо, в приморской провинции Чжэцзян 31 октября 1887. Его отец был управляющим местного отделения государственной соляной монополии, а также виноторговцем. Он умер, когда Чану было девять лет. Мальчик был отдан в обучение к родственникам, державшим лавку, но, не выдержав грубого обращения, сбежал от них и поступил на службу в провинциальную армию. В возрасте 18 лет Чан Кайши сдал провинциальный экзамен и поступил в Баодинскую военную школу. Тогда же он женился на девушке по фамилии Мао, семья которой жила в близлежащем городке Фэнхуа. По традиции брак был заключен с помощью свахи. Незадолго до поступления в Баодинскую школу у Чан Кайши родился сын, Цзян Цзинго.

После годичного обучения в Баодине Чан поступил в Государственную военную школу японской армии в Токио. Здесь он встретился с Сунь Ятсеном, готовившим в то время революцию против маньчжурской монархической династии в Китае. Чан с интересом воспринял идеи этого движения и в 1911, с началом первых революционных выступлений, вернулся в Китай. Приняв командование бригадой, воевал на стороне повстанцев в районе Шанхая. Недовольный тем, что Сунь Ятсен был выведен из состава первого республиканского правительства, Чан попытался организовать контрреволюционное движение, но потерпел неудачу и последовал за Сунь Ятсеном в Японию. В 1915 он вернулся в Шанхай и стал биржевым брокером, но, потерпев банкротство, перебрался в Кантон, где Сунь Ятсен к тому времени сформировал сепаратистское правительство. В 1923, после заключения политического альянса между Сунем и коммунистами и прибытия в Китай советских военных советников, Чан выехал в Москву для изучения советской военной доктрины и политической работы. В Китай он вернулся через год.

После смерти Сунь Ятсена в 1925 Чан Кайши возглавил революционное движение на юге Китая и годом позже организовал военный поход на север. Вместе с тем уже тогда обозначились признаки его резкого несогласия с коммунистами. Конфликт разразился после того, как войска, осуществлявшие Северный поход, взяли город Ханькоу и учредили там правительство. Чан Кайши порвал с коммунистами и в марте 1927 объявил о создании своего правительства в Нанкине, которое вскоре было признано национальным правительством Китая.

Разведясь со своей первой женой в октябре 1921, а шестью годами позже – со второй (Чэнь Цзецзю), Чан женился на Сун Мэйлин, младшей сестре жены Сунь Ятсена. Этот брак был заключен в Шанхае 1 декабря 1927. Тогда Чан не принял христианство, которое исповедовала его жена, однако 23 октября 1930 прошел обряд крещения по правилам южной методистской церкви.

Несмотря на многочисленные мятежи региональных военных лидеров и отступничество критически настроенных политиков, Чан Кайши занимал главенствующую позицию в национальном правительстве и Гоминьдане с1927 по 1931. В дальнейшем, когда вспышка напряженности в Маньчжурии привела к повсеместному недовольству политикой правительства, Чан был вынужден уйти в отставку и проживать в Цикоу. Однако, поскольку в руководстве страны не нашлось лидера, который смог бы сплотить разнородные политические силы, Чан вновь занял пост председателя Национального военного совета. За время с 1932 по 1947 он смог подавить или сделать союзниками всех своих политических и военных противников. Исключение составляли коммунисты, которые сохранили автономную власть в районах, находившихся под их военным контролем.

В декабре 1936 Чан Кайши был арестован в Сиани и заключен под стражу генералом Чжан Сюэляном, бывшим главнокомандующим маньчжурской армии. Он пытался склонить Чана к прекращению борьбы против коммунистов и объединению с последними для организации вооруженного отпора японцам. После продолжительных переговоров Чан был освобожден. Как заявил он сам, для своего освобождения он не пошел ни на какие уступки, однако вскоре Гоминьдан и компартия объявили о создании «объединенного фронта». Первое вооруженное столкновение с Японией произошло в июле 1937 на мосту Марко Поло недалеко от Пекина (тогда – Бэйпина).

2 августа 1943 в Чунцине, куда Чан Кайши перенес резиденцию своего правительства после японской оккупации Нанкина, умер президент национального правительства Китая Линь Сен. 13 сентября 1943 Чан Кайши был провозглашен президентом центрального исполнительного комитета Гоминьдана. В октябре состоялась церемония его инаугурации. В ноябре 1943 Чан принял участие в Каирской конференции, где он, президент США Ф.Д.Рузвельт и премьер-министр Великобритании У.Черчилль подписали Каирскую декларацию, сформулировавшую военную доктрину союзников на Дальнем Востоке. 17 мая 1945 Чан Кайши был избран цзун-цзаем (генеральным директором) Гоминьдана.

Несмотря на все усилия американского генерала Д.Маршалла и ряда других лиц по выработке соглашения между Чан Кайши и китайскими коммунистами и созданию коалиционного правительства, весной 1946 переговоры были прерваны. Решив подавить коммунистическое движение силой, Чан Кайши перешел к полномасштабным военным действиям. Это, однако, не увенчалось успехом. Войска коммунистов неуклонно вытесняли армии Чана из всех стратегически важных районов. Тем не менее в апреле 1948, в соответствии с новой конституцией Китая, Чан Кайши был избран президентом. В июне он возглавил командование центрального фронта. По мере того, как положение гоминьдановских войск становилось все более отчаянным, Чан Кайши настаивал на увеличении американской помощи, но США отказались от прямого вмешательства в гражданскую войну в Китае. В мае 1949 коммунистические войска вошли в Ханькоу, и Чан был вынужден переехать на Тайвань. В августе он вернулся в Чунцин в надежде реорганизовать свою разбитую армию, но потерпел неудачу и эвакуировал остатки своих сил на Тайвань.

С началом корейской войны (1950) американская помощь Тайваню значительно увеличилась, и Чан возобновил подготовку своей армии для вторжения на материк. Однако при этом он столкнулся с прогрессирующей дипломатической изоляцией. В 1971 отношения между США и КНР стали налаживаться. ООН проголосовала за признание делегации КНР легитимным представителем Китая и лишила этого права тайваньских националистов. Чан Кайши переизбирался на пост президента Тайваня в 1954, 1960, 1966 и 1972. Умер Чан Кайши в Тайбэе 5 апреля 1975

Чан Кайши родился в местечке Сикоу уезда Фэнхуа провинции Чжэцзян, примерно в 40 километрах от портового города Нинбо, расположенного южнее Шанхая. Согласно записям в книге семейной летописи он принадлежал к 28-му поколению рода Цзян, берущему начало от потомков Чжоу-гуна (мудрого правителя, которым восхищался сам Конфуций). Семья Чан Кайши жила в доме, который одновременно являлся и магазином: его отец - типичный сельский грамотей из старого китайского общества - был хозяином соляной лавки, бережливым, строгим и степенным. В возрасте 6 лет родители отдали его в частную школу, где он начал своё регулярное образование под руководством учителя Жэнь Цземая.

В 1895 году у мальчика умер отец, и семья стала испытывать серьёзные финансовые трудности. В 1899 году мать была вынуждена отправить сына в дом деда по материнской линии. В 15-летнем возрасте по настоянию матери он женился, его невесту звали Мао Фумэй, она была на 5 лет старше жениха.

В 1903 году, в возрасте 17 лет Цзян Чжунчжэн поступил в школу в уездном городе Фэнхуа, где давали образование по европейскому образцу. Там он начал интересоваться политическими событиями, и выбрал свой жизненный путь, решив стать военным. В 1906 году он впервые приехал в Японию, где познакомился с революционерами, группировавшимися вокруг Сунь Ятсена. В знак своей решимости участвовать в антимонархической антиманьчжурской революции Цзян Чжунчжэн в апреле 1906 года, находясь в Токио, срезал свою косу и отослал её домой. Он хотел поступить в Японии в военное училище, однако его планы сорвались, и зимой он был вынужден вернуться на родину.

Летом 1907 Цзян Чжунчжэн прибыл в Баодин, где, выдержав огромный конкурс, поступил в военное училище на краткосрочные курсы подготовки офицеров Национальной армии Министерства обороны. В конце года он успешно сдал экзамены по японскому языку для желающих продолжить военное обучение в Японии. В 1908-1909 годах Цзян обучался в японском пехотном училище Синбу, в это же время он по рекомендации Чэнь Цимэя (один из соратников Сунь Ятсена) вступил в Тунмэнхой. По окончании училища Цзян Чжунчжэн был принят на военную службу в качестве кадета 19-го артиллерийского полка 13-й дивизии японской армии.

18 марта 1910 года у Цзян Чжунчжэна появился первый и единственный, официально считающийся родным сын, которому он дал имя Цзинго.

На пути к власти

В 1911 году, после начала Синьхайской революции в Китае, Чан Кайши вернулся в Китай, где стал помогать Чэнь Цимэю разворачивать вооружённые действия в Шанхае и в Ханчжоу против цинских властей. Командуя авангардом, он проложил путь к столице своей родной провинции Чжэцзян - городу Ханчжоу. В награду за успехи в этой операции он был назначен командиром полка. Затем он помог Чэнь Цимэю поставить под контроль восставших провинцию Цзянси.

В 1912 году в ходе борьбы за власть Чэнь Цимэй приказал Чан Кайши организовать тайное убийство Тао Чэнчжана - руководителя активной в то время в Шанхае и прилегающей к нему части Китая революционной организации. В связи с разразившимся скандалом Чан Кайши был вынужден бежать в Японию. Там он стал издавать журнал «Цзюнь шэн» («Голос армии») и занялся изучением немецкого языка, подумывая о поездке в Германию. Однако зимой он снова вернулся в Шанхай, помогал Чэнь Цимэю в борьбе против Юань Шикая, а потом вновь уехал в Японию. В 1914 году он по приказу Сунь Ятсена попытался организовать выступления против Юань Шикая в районе Шанхая и Нанкина, однако они оказались неудачными. После этого Сунь Ятсен направил Цзян Чжунчжэня в Маньчжурию. В Харбине Чан Кайши направил Сунь Ятсену памятную записку о неминуемости войны в Европе, а также предложил план свержения власти Юань Шикая. После начала Первой мировой войны он вернулся в Японию.

В 1915-1916 году Чан Кайши принимал участие в вооружённых выступлениях против власти Юань Шикая в Шанхае. В ходе их он проявил большое личное мужество, и его имя приобрело известность среди сторонников Сунь Ятсена. Когда в 1916 году Чэнь Цимэй погиб от руки наёмного убийцы, подосланного Юань Шикаем, Чан Кайши фактически заменил его в роли ведущего военного деятеля из числа приверженцев Сунь Ятсена в Шанхае.

10 сентября 1916 года на свет появился мальчик, которого Чан Кайши впоследствии официально усыновил и назвал Вэйго. Есть версия, что Цзян Вэйго - внебрачный сын Чан Кайши и его японской подруги.

В 1918 году Сунь Ятсен вызвал Чан Кайши в Гуанчжоу, где тогда находился центр революционных сил, и назначил его начальником оперативного управления. В октябре 1918 года он стал командующим второй колонной гуандунской армией и принял участие в боях гуандунской армии против фуцзяньских войск. В 1919 году ему пришлось уйти с командных постов. Он некоторое время ездил между Японией и Шанхаем, а затем уехал в родные края, чтобы ухаживать за матерью. Его мать умерла в 1921 году в возрасте 58 лет. Вскоре после этого он был вызван Сунь Ятсеном и начал разработку планов Северного похода, то есть наступления армии из провинции Гуандун на север страны с целью покончить с её раздробленностью, объединить страну и создать центральное правительство Китайской республики.

В июне 1922 года гуандунский милитарист генерал Чэнь Цзюнмин поднял мятеж против Сунь Ятсена в Гуанчжоу. Чан Кайши вместе с Сунь Ятсеном укрылся на канонерской лодке «Юнфэн». Факт, что в трудную для Сунь Ятсена минуту Чан Кайши очутился вместе с ним, послужил причиной их сближения.

В феврале 1923 года Сунь Ятсен вернулся в Гуанчжоу и назначил Чан Кайши начальником своего генерального штаба, а также сделал его членом военного комитета партии Гоминьдан. Встала задача создания собственных вооружённых сил партии Гоминьдан. В связи с этим, Сунь Ятсен направил Чан Кайши в Москву. В Москве Чан Кайши предложил план военных действий в Китае, составленный Сунь Ятсеном, который предполагал значительную помощь со стороны СССР. Вместо этого Москва предложила помощь в создании вооружённых сил партии Гоминьдан на её собственной базе в Гуанчжоу.

В 1924 году Сунь Ятсен принял решение об организации в Гуанчжоу на острове Хуанпу (на кантонском диалекте его название произносится как «Вампу») академии Вампу - будущей кузницы кадров для национальной революционной армии, подчиняющейся руководству партии Гоминьдан. Председателем комитета по подготовке к созданию этой школы был назначен Чан Кайши; в апреле он был назначен начальником военной школы Вампу и одновременно начальником генерального штаба. 16 июня состоялась торжественная церемония открытия. В июле Чан Кайши стал по совместительству начальником крепости Чанчжоу.

12 марта 1925 года в Пекине в возрасте 59 лет скончался Сунь Ятсен. В августе Чан Кайши получил пост командующего 1-й национальной революционной армией. В сентябре он был назначен командующим войсками Восточного похода, осуществлявшегося с целью объединения провинций Гуандун и Гуанси. Таким образом Чан Кайши стал самой сильной военной фигурой в партии Гоминьдан. В ноябре в результате ряда успешных военных операций вся провинция Гуандун оказалась под властью Национального правительства.

Северный поход

В 1926 году, на 2-м съезде партии Гоминьдан Китая Чан Кайши был избран членом Центрального исполнительного комитета (ЦИК), а на пленуме ЦИК - членом Постоянного комитета. На съезде Чан Кайши выступил с докладом о военном положении. Он отстаивал предложение о том, чтобы правительство предприняло Северный поход с целью объединения страны.

В начале 1926 года у Гоминьдана оказалось два лидера: военный - Чан Кайши, и гражданский - Ван Цзинвэй. Однако в мае Ван Цзинвэй неожиданно, сославшись на недомогание, уехал во Францию. В июне в руках Чан Кайши формально сосредоточилась партийная, государственная, военная и финансовая власть. В июле по болезни с поста председателя Постоянного комитета ЦИК ушёл Чжан Цзинцзян, и его место также занял Чан Кайши.

9 июля Чан Кайши вступил в должность главнокомандующего Национальной революционной армией, и немедленно начал Северный поход. Всего за полгода ему удалось добиться стабилизации обстановки в Юго-Восточном Китае. К ноябрю 1926 года армия под командованием Чан Кайши одержала верх над двумя из трёх основных противников. По воспоминаниям С. А. Далина, во время похода Чан Кайши не проявлял особой храбрости:

В декабре ЦИК партии Гоминьдан переехал из Гуанчжоу в Ухань, где образовался центр власти. Чан Кайши в противовес Ухани создал свой центр власти в Наньчане, где вместе с ним оказались вернувшийся к своим обязанностям председатель ЦИК Чжан Цзинцзян и исполняющий обязанности председателя Национального правительства Тань Янькай. Так возник раскол партии Гоминьдан.

В 1927 году войска Чан Кайши взяли Нанкин, где было создано новое Национальное правительство. Тогда же Чан Кайши начал открытую вооружённую борьбу против коммунистов под названием «кампании за наведение порядка и чистоты в собственном доме». В апреле 1927 года в результате сговора между Чан Кайши, руководством иностранных концессий Шанхая и главой Зеленой банды Ду Юэшэнем в Шанхае была учинена резня, в результате которой погибло около 4 тысяч коммунистов и им сочувствующих. В августе, в результате политических интриг, Чан Кайши объявил о своей отставке и об отходе от политической деятельностью, после чего уехал сначала на родину, в провинцию Чжэцзян, а затем в Японию. Однако при этом он продолжал активную работу по развалу лагеря своих политических противников.

1 декабря 1927 года состоялось бракосочетание Чан Кайши и Сун Мэйлин (младшая сестра жены Сунь Ятсена). Первая супруга Чан Кай-ши - Мао Фумэй - добровольно выступила инициатором развода, на который Чан Кай-ши согласился.

4 января 1928 года Чан Кайши вернулся на пост главнокомандующего Национальной революционной армией и был назначен командующим силами Северного похода, который успешно завершил в июле того же года. 10 октября 1928 года Чан Кай-ши стал председателем Национального правительства Китайской республики.

В борьбе с Японией

В 1931 году Япония начала открытую интервенцию с целью захвата Маньчжурии. Цзян Чжунчжэн оказался одновременно перед тремя противниками: внешней японской агрессией, выступлениями спорадического характера со стороны местных центров власти внутри самого Китая, и активной вооружённой борьбой Коммунистической партии Китая за власть в стране. Несколько лет ему удавалось лавировать между этими тремя напастями, однако в конце 1936 года, в результате «Сианьского инцидента», он был вынужден пойти на создание с КПК единого фронта борьбы против японских захватчиков.

Стремясь наладить сотрудничество с ведущими державами того времени в борьбе против Японии, Чан Кайши развивает сотрудничество одновременно с СССР и с Германией. Цзян Цзинго отправляется на учёбу в Москву, а Цзян Вэйго - в Мюнхен, впоследствии служит в танковых войсках вермахта.

7 июля 1937 года японские войска обстреляли мост Лугоуцяо (Мост Марко Поло) в окрестностях Пекина; так началась Японо-Китайская война 1937-45. Решением национального правительства Цзян Чжунчжэн был назначен генералиссимусом Китайской республики. В конце 1938 года Ван Цзинвэй бежал к японцам и стал главой марионеточного китайского правительства; Цзян Чжунчжэну пришлось воевать не только против японской армии, но и против армий, составленных из китайцев и подчиняющихся прояпонским правительствам.

После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. и неудачных переговоров с КПК о создании коалиционного правительства с июля 1946 г. Цзян Чжунчжэн руководил борьбой Гоминьдана с КПК в гражданской войне.

Религиозные взгляды

Вопреки антихристианским настроениям в Гоминьдане, желая жениться на Сун Мэйлин, генерал Чан Кайши согласился с условием, поставленным её матерью - принять христианство. Свадьба состоялась 1 декабря 1927, однако крещение в методистской церкви Чан Кайши принял лишь по прошествии почти трех лет - 23 октября 1930, перед этим тщательно исследовав христианское вероучение.. Впоследствии он регулярно выступал с проповедями и радиообращениями на христианские темы.

В 1951 Чан Кайши и его супруга Сун Мэйлин приняли участников миссионерской конференции, которая после этого стала регулярной. Правительство Гоминьдана тесно сотрудничало с христианскими миссионерами, используя их печать, радиостанции и школы для антикоммунистической пропаганды.

До сих пор на Тайване пользуется популярностью книга «Сладкий источник в пустыне» (Хуанмо ганьцюань), представляющая собой перевод книги Летти Кауман «Streams in the Desert» с комментариями «анонимного китайского христианина», автором которых является Чан Кайши, читавший её с июля 1944 .

Тайваньский период

После поражения Гоминьдана в 1949 Чан Кайши возглавил правительство и Гоминьдан на Тайване. Президент (1950) и Верховный главнокомандующий вооружённых сил Китайской Республики (как официально называется государство на Тайване). До начала 1970-х годов пользовался поддержкой США и многих (но далеко не всех) их союзников как единственный законный правитель всего Китая. Долгое время представители режима Чан Кайши занимали в Совете Безопасности ООН китайское место, однако 25 октября 1971 в Совет Безопасности был введён представитель КНР.

Скончался 5 апреля 1975 г. на Тайване, где провёл последние 26 лет своей жизни. В своем политическом завещании Чан Кайши призывал своих соотечественников продолжать осуществлять три народных принципа Сунь Ятсена: добиваться оздоровления и возвращения к жизни континентальной части Китая, возрождать национальную культуру и решительно защищать демократию. Перед своей кончиной он просил, чтобы его останки были перевезены на материк в Нанкин для постоянного захоронения на горе Цзыцзиньшань, где покоится гроб с телом Сунь Ятсена. Сын Чан Кайши - Цзян Цзинго - стал новым главой тайваньской администрации.