ПЕРВООСНОВА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА - ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРИТХВИ-ТАТТВА (СТИХИЯ ЗЕМЛИ)

ПРИТХВИ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю. Символически представлена желтым квадратом. Обитель Змеи Кундалини (Кундалини-Шакти). Качества: стабильность, терпение, сила, изобилие. Из органов чувств соответствует обонянию, из планет - Юпитеру. Притхви дает способность контролировать страсти и соотносится с муладхара-чакрой.

АПАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОДЫ)

АПАС (санскр.), или Джала, соответствует стихии Воды, а также всем богиням, олицетворяющим воду. Символически эта таттва представлена серебряным полумесяцем. Апас (Джала) может принимать любые формы (или же содержит все возможные формы в себе). Символизирует непроявленное, неограниченные возможности и трансцендентность. Ее основное состояние - пассивное. Поэтому она становится вместилищем разнообразных впечатлений и энергии. Символизирует очищение, подсознание, сопереживание, сексуальность. Соответствует планете Венера. Дает способность контролировать астральное тело и соотносится со свадхистхана-чакрой.

ТЕДЖАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ОГНЯ)

ТЕДЖАС (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог огня, домашнего очага и жертвенного костра, олицетворение священного пламени. Символически представлен красным треугольником. Ассоциируется с солнечным светом, мужским началом и динамичной, беспокойной силой, обращенной вовне; со страстью, интуицией и несотворенным, изначальным светом сознания. Соответствует плану атмосферы, Солнцу и Марсу. Дает способность к ритуально-магической работе и соотносится с манипура-чакрой.

ВАЙЮ-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОЗДУХА)

ВАЙЮ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог и властитель воздуха. Символически представлен голубым (синим) кругом. Это символ свободы, открытого пространства, интеллекта, ума; способствует левитации, проникновению в любое место (как это делает воздух). Соответствует эфирному плану, Меркурию и Луне. Вайю дает разнообразные сверхъестественные способности и соотносится с анахата-чакрой.

АКАША-ТАТТВА (ДУХ)

АКАША (санскр.) условно переводится как «пространство». Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство. Акаша «как субстанция» приблизительно соответствует «эфиру» или «квинтэссенции» западной традиции; кроме того, она отождествляется со всемирным пространством.

Символически она представлена черным или темно-синим яйцом. Темно-синий - цвет Акаши (эфира) и горла Шивы. Он символизирует синеву ночного неба и синий немес Тота. Как писал Алистер Кроули, «этот немес - таинственная, но плодоносная тьма, окутывающая репродуктивные процессы. Крылатое Яйцо - символ одухотворенной фаллической энергии. Это Яйцо - не что иное, как Акаша, источник всего сотворенного мира» . Ее эквивалент - Сатурн, проявленный Логос, библейский Святой Дух. Основная характеристика Акаши - звук. Из органов чувств она соответствует слуху. Акаша дает мудрость и соотносится с вишуддха-чакрой.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В СУЩНОСТЬ КАЖДОЙ ТАТТВЫ

1. Когда сгущается ночная тьма, перед отходом ко сну, представляйте себе, как огромное яйцевидное облако, светящееся темно-фиолетовым светом, окутывает вас со всех сторон и погружает в теплую таинственную темноту, обитель сновидений. При этом мысленно повторяйте звук «Хам». Это - Акаша.

2. Глядя на небо или на дальние холмы, окрашенные в мягкие тона голубой дымкой воздуха, воображайте плывущую у вас перед глазами исполинскую синюю или голубую сферу Вайю, сквозь которую вы и наблюдаете окрестный пейзаж. При этом мысленно повторяйте звук «Ям».

3. Если же вы смотрите на огонь, будто то пламя камина, печи, свечи, костра, или извержение вулкана, или даже газовой комфорки, то пусть перед вашими глазами встает огромный треугольник Теджаса. При этом мысленно повторяйте звук «Рам».

4. Глядя на воду - море, реку, озеро или даже воду в своей раковине, - старайтесь видеть серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, - Апас. При этом мысленно повторяйте звук «Вам».

Теперь успех вам гарантирован. Вы всегда будете знать, когда планировать важные дела и принимать решения! В этом вам поможет Таттва!

Таттва в ведической астрологии

Санскритское слово «Таттва»¹ имеет много значений: материя, основание, принцип, период. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии.

Ведическая астрология изучает проявление таттв во времени. Это как самый малый период цикла. Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и планетарных управителей.

Какие таттвы существуют?

  1. Акаша - эфир.
  2. Вайю - воздушное начало.
  3. Теджас - принцип Света и огненное начало.
  4. Апас - водное начало.
  5. Притхиви - земное начало.

На что влияет таттва?

Таттва, в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения.

Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, — он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

  • Первой после восхода Солнца идёт таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет её – черный.
  • Вторая таттва ВАЙЮ , — под влиянием Меркурия и Луны, цвет её зелёный и синий.
  • Третья таттва ТЕДЖАС , — под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
  • За ней следует таттва ПРИТХИВИ , — под влиянием Юпитера, цвет её жёлтый.
  • И, наконец, последняя, АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Характеристики и особенности таттв

Акаша таттва

Серьёзный характер этой таттвы показывает, что в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это таттва молчания и она хороша для , самоуглубления. Начало творческого процесса в это время может принести муки и страдания, а любое начатое дело не будет успешным.

Если в эту таттву завяжется дружба или любовь, то она принесет разочарования и, возможно, быстрый разрыв. Под влиянием этой таттвы наступает смерть, обычно она приходит после тяжелой и изнурительной болезни. Акаша очень редко приносит беременность, а если это случается, то может принести смерть матери.

Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

Вайю таттва

Вайю – таттва это принцип движения и быстроты. Это ветер, воздух, полет, ходьба и всякое движение вперед. Она связана с быстрыми энергиями, контактами, обменом информацией. В эту таттву хорошо начинать туристские и горные походы, человек становится намного выносливее и не так быстро устаёт.

Во время этой таттвы желательно решать проблемы, нуждающиеся в быстром ответе. Хорошо идёт работа, требующая воображения и фантазии. Но не желательно во время этой таттвы делать покупки, а также переходить на новую работу и заводить знакомства.

Брак, заключенный в это время, будет не совсем удачный. Зачатие в этой таттве опасно и может принести матери много забот и тяжёлые роды. В это время усиливаются сплетни, клевета и интриги. Предложения и информация, которые приходят в эту таттву, ненадежны и требуют проверки.

Человек, рождённый в эту таттву, имеет неустойчивую нервную систему, а при неблагоприятных аспектах, бывает раздражительным или завистливым.

Теджас таттва

Она дает человеку много энергии, активности, динамизма. У рождённого в эту таттву, проявляется независимость и большое стремление к свободе. При неблагоприятных аспектах может проявиться агрессивность и вспыльчивость.

Теджас вызывает избыток тепла в организме. В это время человек может купаться в самой холодной воде, не простужаясь, его тянет к острой пище. Глаза становятся зорче. Лечение болезненных проявлений приводит к улучшению.

Во время этой таттвы хорошо начинать новые дела, проводить зрелищные и спортивные мероприятия, в общем всё, что требует смелости, решительности и силы. Неблагоприятное влияние этой таттвы сказывается в том, что у человека проявляется склонность к агрессивным поступкам, ревность, вспыльчивость, желание спорить.

Если в это время заключен брак, то супруги будут постоянно бороться за первенство. Нежелательно в это время делать операции. Для начала поездок и путешествий эта таттва нежелательна.

Притхиви таттва

Эта таттва усиливает волю к жизни, дает стремление к справедливости и оптимизм. Всякое дело, начатое в этот период, проходит успешно и благоприятно и, кроме того, оно прочно и надежно.

Притхиви действует сглаживающе, объединяюще. Браки, заключенные в эту таттву, протекают в гармонии и любви, дружеские и любовные связи благоприятны и прочны. Ребенок, рожденный в эту таттву, очень любит своих родителей и сильно привязан к ним.

В этот период человек, защищающий свои права, найдет справедливых судей и адвокатов, которые успешно проведут его дело. Болезни и кризисы, начинающиеся в это время, проходят безопасно и быстро. Тот, кто начинает лечение в эту таттву, обязательно выздоровеет.

Во время Притхиви нужно начинать всё, что длительно и прочно – постройку дома, поиск и поступление на новую работу, переселение или переезд в новый дом или город, установление прочных связей.

Апас таттва

Эта таттва благоприятна для поездок и путешествий, покупок, заключения сделок, договоров, вложения денег. Это время радости, любви, успеха, плодородия и накопления богатств. Также она хороша для переселения в новый дом, для посадок, садоводства, особенно при растущей Луне.

Апас таттва усиливает интуицию² и пробуждает творческое начало. Женщина, забеременевшая в эту таттву имеет легкую беременность и благополучные роды. Сексуальная жизнь главным образом выражается через влияние Апас таттвы.

Отрицательное воздействие Апас таттвы сказывается в том, что у людей проявляются эгоизм, алчность, склонность к разнузданным удовольствиям, тяга к алкоголю и чрезмерно сладкой пище.

Вообще Апас таттва действует благоприятно: даёт радость, мир, понимание, веселье, игры и удовольствия разного вида. Отношения, которые зарождаются в это время гармоничные и прочные, а брак – счастливый.

Как рассчитать таттву? Пример

Допустим, для предсказания или анализа необходимо определить таттву события, которое произошло 5 июля 1991г. в 13 часов 20 минут в городе Москве.

Восход Солнца в этот день в Москве в 3h 52m. Начиная от восхода Солнца, через каждые два часа начинается новый цикл, состоящий из пяти таттв, т.е. 3h 52m, 5h 52m, 7h 52m, 9h 52m, 11h 5m и т.д.

Время начала события находится в интервале от 11h 52m до 13h 52m. Поэтому прибавляем последовательно по 24 минуты к 11h 52m и тогда получаем интервалы: 11h 52m – 12h 16m Акаша, таттва Сатурна 12h 16m – 12h 40m Вайю, таттва Меркурия и Луны 12h 40m – 13h 04m Теджас, таттва Солнца и Марса 13h 04m – 13h 28m Притхиви, таттва Юпитера 13h 28m – 13h 52m Апас, таттва Венеры.

Итак, событие произошло в таттву Юпитера. Аналогично делаем расчёты таттв для любого начинания, дела или рождения.

Как таттвы влияют на обстоятельства?

Опыт практической работы с таттвами показывает любопытные результаты.

Например, в таттву Сатурна бывает очень трудно дозвониться кому-либо по телефону, переговоры затруднительны, у студентов и школьников, сдающих экзамены в это время, возможна заторможенность мышления, памяти.

Даже хорошо знающий предмет абитуриент не может ясно и четко выразить свою мысль или ответить на вопрос. Но меняется таттва – и всё идёт по-другому.

Интересно наблюдать за течением разговора в компании друзей или знакомых. Если он начинается в таттву Меркурия, то все возникающие проблемы решаются быстро, вопросы и ответы хорошо согласуются друг с другом. Но вот наступает Теджас-таттва, и почти мгновенно начинается спор, причем на пустом месте. Как правило, больше всех спорит человек, рожденный именно в эту таттву.

В таттву Венеры очень хорошо начинать заниматься музыкой, пением, творческой работой, особенно, если она связана с искусством.

Все вопросы, которые вам надо обсудить с начальством, проблемы, которые нужно решить в официальных инстанциях – это начинания в таттву Юпитера. Она почти всегда дает положительный результат.

Для создания предсказаний, основанных на ведической астрологии, рекомендуем вам сначала определить свою таттву рождения, так как планета, управляющая таттвой, будет сильнее в вашей карте рождения. Затем понаблюдайте за сменой таттв в течение дня, посмотрите, как развиваются события при смене таттв, как изменяется настроение у вас и у окружающих вас людей и т.д.

А знаете ли вы, что в вас есть врожденный дар, который может принести вам целое состояние? Чтобы узнать об этом даре, получите бесплатно свою краткую диагностику. Для этого просто перейдите по ссылке >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Таттва - в индуистской метафизике (главным образом в философском направлении санкхья) - изначальная субстанция, первоэлемент. Этим термином также обозначается процесс непосредственного «познания» пяти первоэлементов (

Маги древней Индии, изучавшие строение мира, определили пять основных материй, из которых состоит весь окружающий мир – не только физический, но и мир наших ощущений и чувств. Даже наша мысль материальна.

Эти пять материй проявляются и в пяти органах чувств, и в пяти пранах, различных дыханиях человека, и в пяти следующих друг за другом периодах, – пяти таттвах .

Санскритское слово ТАТТВА имеет очень много значений: материя, основание, принцип, период, а в самом широком смысле это опора, на которой стоит мир. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии. Астрология изучает проявление таттв во времени.

Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и своих управителей.

Сразу после восхода Солнца начинается таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет ее – черный.
Вторая Таттва – ВАЙЮ ,- находится под влиянием Меркурия и Луны, цвета ее – зеленый и синий.
Третья Таттва – ТЕДЖАС ,- под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
Четвертая Таттва ПРИТХИВИ ,- находится под влиянием Юпитера, цвет ее желтый.
И, наконец, последняя, пятая Таттва АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Таттва в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения. Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, - он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

Акаша – таттва


Эта таттва выражает принцип, отрицающий жизнь всего физического, принцип уничтожения и разрушения материи. Серьезный характер этой таттвы показывает: в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это время, подходящее только для медитации, самоуглубления, молитвы.

Акаша – таттва молчания . В это время человек не должен начинать никакую духовную деятельность, потому что не достигнет никакого результата. Начало творческого процесса в эту таттву может принести муки и страдания… Начало дружбы или любовных отношений в это время несет разочарования и быстрый разрыв. Акаша – таттва смерти. Много людей умирает под ее влиянием.

Она несет внезапную смерть, агонию, потерю сознания. Смерть при этой таттве может придти после долгой, тяжелой и изнурительной болезни… Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость. Акаша очень редко приносит беременность, а если это происходит, то может принести смерть матери.

Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

Таттва земли выполняет роль фундамента, основы. Она соответствует первой чакре и самопознанию человека. Её можно назвать основательной, накапливающей. Понятно, что озабоченная собственным выживанием и владением, она вызывает чувство надежности (а в случае, если она разбалансирована – безнадежности). Она ощущается как крепкость тела, чувство защищенности, сытость, устойчивость к холоду и другим невзгодам, направленное внутрь внимание.

Соответствующая ей эмоция (ответ эго на базовое чувство основы) - незащищенность и жадность, а точнее скупость, вызываемая отсутствием основы и фундаментальности земли. Слабое по своей природе эго стремится всё время свою персону поставить в центр, ощутить себя «пупом земли», принять в расчет только свои нужды и как можно скорее удовлетворить их, и только их.

Страх, пронизывающий эго насквозь, усиливается землей, и как будто вышибает почву из-под ног. У нас возникает огромное желание прирасти ногами к полу, пустить глубокие корни, во что бы то ни стало заручиться поддержкой сильных и накопить как можно больше материальных благ и ценностей, заручиться гарантиями, и все равно спать не спокойно… В теле возникают проблемы с выделительной системой, ткани начинают накапливать токсины и межклеточный висцеральный жир.

Орган, связанный с этой таттвой - селезенка, она участвует в расщепление жиров, выделению ферментов для пищеварения и участвует в усвоении переваренной пищи. Соответственно, не получая свободного течения энергии, зажимаемого страхом и эго, она начинает выделять меньше ферментов на расщепление жиров и других веществ, поступающих в организм, как будто бы жадничая, оставляя все свое себе, и собирая в коллекцию поступающие вещества.

Что же с этим делать? Есть простой, понятный способ - предотвратить, подстелить соломки, обезопасить себя от ситуаций нехватки и незащищенности. Единственный минус этого - временность результата. Рано или поздно все вернётся и всего снова будет мало, ненадежно, сомнительно и незащищенно, так как ничего не изменилось изнутри, а только снаружи. И здесь однозначно нужна алхимия, трансформирующая одно в другое, изменяющая ситуацию изнутри.

Вместо того, чтобы самому встать в центр, мы начинаем стремиться окружить заботой другого, мы становимся щедрыми и получаем защиту от самого источника защищенности - Творца, ибо все мы его творение. Кому как не отцу заботиться и защищать свое детище, оберегать и вовремя обеспечивать нас необходимыми ресурсами и опытом. Для этого мы должны уметь принять Его покровительство, иметь доверие (даже если нет понимания) о своевременности и о действительно нужном ресурсе или опыте, который Он нам ниспосылает. Не как кару, или возмездие (почему-то наш ум может не как собственную заслугу оценить лишь отрицательное влияние, а успех и удачу воспринимает как собственную заслугу или как должное), а как своевременный урок или экзамен для прохождения на другой уровень.

Связь процветания и таттвы Земли

Сколько бы не было замечательных идей в уме, порывов энергии, ощущения озарения и томительного желания, только земля обладает ресурсом выдавить из всех таттв и идей сок материализации и осязаемые (пусть и крохи) живого, видимого успеха и реализации. Без таттвы земли мы просто парим за своими бесплодными мечтами, как Пятачок за воздушным шаром. Именно она и является «той осенью», по которой считают цыплят; прямым показателем успеха. Чувствуя фундамент, твердую базу, землю под ногами, мы готовы творить, ваять, лепить, превращая полет мысли в нечто осязаемое – например, в красивую чашку для чая ручной работы, или… в 10000000 рублей на первый взнос квартиры, или…

На возделанной плодородной земле все растет лучше, на сухой или болотистой растет, но не очень. Работая со стихией земли, мы сталкиваемся со всеми проблемами и радостями жизни, а получаем простые материальные радости, которые строят фундамент для нашего дальнейшего духовного роста. Чем шире и проще отношение к этому плану, тем больше работы, себя и своего времени мы готовы посвятить этому потоку – и тем больше отдачи, плодов и урожая мы снимаем.

| Учение об элементах (Таттва-видья)

Учение об элементах - Таттва-видья

Местопребывание элементов в теле человека

Каждый орган, каждая часть тела человека соответствуют определенному элементу, составляющему вселенную. В свою очередь, каждый из элементов состоит из света, значит, внутренние органы, кости, жидкости в теле человека и т.д. также созданы из различных видов света, присущих земле, воде, огню, ветру и пространству.


"Огонь сосредоточен на уровне плеч, воздух - в основании пупа, земля - в области бедер, вода - в ногах, эфир - во лбу. Кости, мускулы, кожа, сосуды и волосы - таковы пять свойств земли, как изложено в божественной науке. Сперма, кровь, костный мозг, моча и слюна - это пять свойств воды, как изложено божественной наукой.

Голод, жажда, сон, привлекательность, вялость - пять свойств огня, как изложено божественной наукой. Бег, ходьба, секреция желез, сжатие и расширение тела - это пять качеств воздуха. Такова наука Брахмы. Преданность, бдительность, скромность, благоговейный страх, энтузиазм - это пять качеств эфира. Такова наука Брахмы".

Аналогии в понимании пяти элементов

Если провести аналогию, связанную с растущим плодом, то

~ элемент земли формирует основу плода,

~ элемент воды собирает вместе все элементы плода и удерживает их вместе,

~ элемент огня помогает плоду созревать,

~ элемент ветра дает рост,

~ с помощью элемента эфира существует пространство-Основа, в котором плод может появиться, расти и существовать.

Соотношение элементов в теле человека

Тела богов высших Миров Формы состоят только из тонкого ветра и пространства, тела сансарных богов состоят из элемента огня, ветра и пространства. Тело человека большей частью состоит из земли и воды, поэтому считается, что эти стихии являются наиболее благоприятными, способствующими долгой жизни. И наоборот, стихии огня, ветра и пространства являются ограниченно благоприятными элементами.


"Тело состоит из пятидесяти частей земли, сорока частей воды, тридцати частей огня, двадцати частей воздуха и десяти частей эфира.

Влияние земли обеспечивает успех на длительный срок, вода дарит кратковременные и преходящие плоды, воздух очень редко наделяет удачей, а в огне даже профессионал все утратит.

Земля имеет пять частей, вода - четыре, огонь - три, воздух - две, эфир - одну. Таково непреходящее знание о пропорциях элементов".

"Шива Свародайя" (197 - 199)

Главные свойства элементов

"Практикующий йогин способен распознать форму специфической таттвы, ее движение, вкус и символ. Так он может успешно осуществить связь с этой таттвой".

"Шива Свародайя" (383)


Согласно текстам, тонким элементам присущи пять главных свойств:

1. Чувственное переживание.

2. Собственно качество элемента.

3. Тонкий прообраз элемента (танматра).

4. Состояние элемента.

5. Функциональное проявление.

1. Чувственное переживание

Цвет


"Земля - желтая, вода - белая, огонь - красный, воздух - темно-синий, эфир имеет все цвета".

"Шива Свародайя" (152)


Вкус


"Земля - сладкая, вода - вяжущая, огонь - обжигающий, воздух - кислый, эфир - едкий".

"Шива Свародайя" (157)


2. Качества, присущие элементам

~ Твердость и инертность присущи земле,

~ вязкость и текучесть присущи воде,

~ теплота, расширение, жар и свет присущи огню,

~ движение и действия присущи воздуху,

~ распространение во все направлениях присуще пространству.


3. Тонкие качества элементов (танматры)

Пять грубых элементов рождаются благодаря двойственному затемненному состоянию чувственного восприятия (танматре). Чувственное восприятие затемняется, когда утрачивается связь с Ясным Светом - Основой в момент перерождения.

Тогда Свет, лежащий в основе, не узнается, и начинаются процессы творения сансары, т.е. сознание, потерявшее естественное состояние, соскальзывает на более грубый уровень.

Тонкие качества чувственного восприятия (танматры):

~ тонкое восприятие пространства происходит через звук (шабда-танматра),

~ тонкое восприятие воздуха - через осязание (спарша-танматра),

~ тонкое восприятие огня - через образ (рупа-танматра),

~ тонкое восприятие воды - через вкус (раса-танматра),

~ тонкое восприятие земли - через запах (гандха-танматра).

Тонкие качества являются проводниками между Сознанием - Основой и чувствами (индриями). Эти проводники тонко соединяют объекты, чувственное сознание и органы чувств. Чувственное сознание опирается на ум (манас), который, находясь в иллюзии, включает различение, принимая и отвергая, и эго, основанное на прошлом опыте.

Танматры невозможно ощутить с помощью обычного восприятия. Они переживаются только в мистическом опыте с помощью утонченного восприятия эфирного и астрального тел.

К примеру, концентрируясь на кончике носа или на муладхара-чакре, йогин чувствует, как обостряется его восприятие запахов, в медитации он может обонять восхитительный, неземной запах розы - это проявление танматры земли в его теле.

Выполняя самьяму на кончике языка, йогин может переживать утонченные виды вкуса - так проявляется танматра воды.

Созерцая особым способом в шамбхави-мудре свет солнца, луны, масляной лампы, сидя в темной комнате в определенных позах, предписанных в , йогин видит узоры, шары света, цепочки, радуги, изображение божеств, рисунки, мандалы - так проявляется танматра элемента огня (форма) в его теле.

Управляя ветром, концентрируясь на чакрах, йогин учится переживать различные тонкие виды блаженства в теле, напоминающие сексуальное, ощущая танматру ветра - тонкое осязание.

Концентрируясь на горле или анахата-чакре, выполняя практику , шанмукхи-мудру, бхрамари-пранаяму, йогин слышит звон и гудение, мелодии, колокольчики - это танматра звука в его теле.

Тайные методы Лайя-йоги - Нада-йога и Джьоти-йога для достижения высших ступеней Освобождения, Радужного тела работают на уровне танматр, интегрируя с ними созерцательное присутствие.


4. Свойства элементов


"Исконная Реальность как самовозникшая энергия качеств Вселенной проявляется как саттва, раджас и тамас. Из них рождаются элементы пространства, воздуха, огня, воды, земли".

Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (2)

Три качества элементов таковы:

~ сияние,

~ движение,

~ инертность.

~ Чистый (тайный) уровень - сияние

В чистом виде пять элементов - это сияние (саттва), пять чистых светов в радужном спектре лучей света, неотделимых от пустотной Основы - Природы Ума.

~ Тонкий (внутренний) уровень - движение

Это элементы в виде энергий, которые используются в тантрической практике. Энергия апана - земля, самана - элемент огня, прана - ветер, удана - пространство, вьяна - вода. Также тонкие элементы - это танматры, духи и божества стихий.

~ Грубый (внешний) уровень - инертность

На грубом уровне элементы - это стихии, как мы их воспринимаем, т.е. земля, по которой мы ходим, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, огонь, которым греемся, пространство, в котором путешествуем.

Каждый элемент может проявляться в трех видах: саттвичном (как сияние чистого света), раджасичном (как активное движение энергии) и тамасичном (как инертность, грубость).

Так, элемент воды может проявляться одновременно как тамас - внешняя (грубая) вода, как жидкости внутри тела (раджас) и как саттва - тонкий белый цвет в радуге.

Элемент земли может проявляться как грубая земля, как прана земли в теле и как желтый цвет в радужном спектре.

Элемент огня может проявляться как внешний огонь пламени, как внутренняя прана огня в теле (самана-вайю) и как красный цвет в радужном спектре.

Элемент ветра может проявляться как атмосферный воздух, как прана воздуха, находящаяся в легких, и как зеленый цвет в радужном спектре.

Очищая элементы, йогин преодолевает тамасичные и раджасичные части элементов и пытается утвердиться в их чистом светоносном состоянии.


Три качества порождают пять элементов:

~ из сияния (саттвы), состоящей из сияния света и ясности, возникает элемент пространства,

~ из движения (раджаса) возникает элемент огня,

~ из качества инертности (тамаса) возникает элемент земли,

~ между сиянием и движением возникает тонкий подвижный элемент воздуха (ветер),

~ между движением и инертностью возникает элемент воды, сочетающий оба эти качества.


Саттва

Из саттвичной части первоэлементов рождаются пять органов знания и восприятия (гьяна-индрий).

Проникая друг в друга и взаимодействуя, саттвичные части пяти элементов порождают:

~ чувственный ум (манас) - ум, оперирующий концепциями, мыслями, свойство которого приятие или отвержение,

~ интеллект (буддхи, махат) - это высшее сознание, одухотворенная интуиция,

~ эго (ахамкара) - чувство "эго", возникающее от отождествления себя с телом. Ахамкара порождает тонкие качества (танматры), чувства (индрии) и пять грубых элементов (таттв).

~ сознание (читта) - хранилище умственных тенденций, прошлый опыт, состоящий из накопленных самскар.


Раджас

Раджас творит органы действия (карма-индрии).

Раджасичные части элементов творят:

~ элемента ветра - силу рук, схватывание (пани),

~ элемента огня - силу ног, движение (пада),

~ элемента воды - силу размножения (упастха),

~ элемента земли - силу выделения (пайю).

Проникая друг в друга, раджасичные части пяти элементов рождают пять пран в теле:

~ удана-вайю,

~ вьяна-вайю,

~ прана-вайю,

~ самана-вайю,

~ апана-вайю.


Тамас

В Учении тантры об элементах (таттва-видье) распространен принцип пятикратного увеличения элементов. Он именуется "панчикара", и описывает, как тонкие элементы превращаются в грубые, как во всей вселенной, так и в физическом теле.

Каждый из пяти великих элементов в своей грубой тамасичной форме делится на две равные части. Одна часть остается, другая часть делится на четыре равные части. Затем первая половина соединяется с 1/8 каждого их четырех элементов.


"Из этой пятерки великих элементов, из которых каждый состоит из пяти частей, возникает стхула-шарира, материальное тело".

Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (6)


5. Функциональное проявление

"Когда господствует элемент земли, совершайте свои привычные постоянные действия, при элементе воды - временные и изменчивые работы, при элементе огня - трудоемкие действия, а при элементе воздуха - пагубные и опасные действия.

Но когда господствует элемент эфира, лучше ничего не делать. В это время рекомендуется культивировать йогу, потому что таттва эфира не приводит к результатам во всех иных действиях.

Земля и вода обеспечивают успех (сиддхи), огонь приносит смерть, воздух - разрушение и утрату, а акаша - во всем бесплодна; так известно знающим таттвы.


Земля приносит относительный успех, вода - немедленную прибыль, воздух и огонь обеспечивают утрату, а акаша делает все безрезультатным".

"Шива Свародайя" (160 - 163)


Пятый аспект элементов - их функциональное проявление (архи-таттва), т.е. то, как элементы проявляются в повседневной жизни.

Преобладающий элемент земли проявляется как финансовое благополучие, процветание. Когда этот элемент доминирует, тексты по Свара-йоге рекомендуют выполнять устойчивую, рутинную работу. Элемент земли также проявляется как надежность, фундаментальность, приверженность традициям, догматам и т.д.

Элемент воды проявляется как приходящий сразу, однако, непостоянный результат. Земля и вода благоприятно проявляются в двух боковых нади.

Элементы огня и ветра указывают на непостоянство, отсутствие долговременных планов или разрушение. Если огонь и ветер двигаются в правом канале (пингале) - это приводит к разрушительным тенденциям в сознании, если в левом канале (иде) - активизируется творчество, появляются ясность мышления и новые идеи.

Элемент пространства благоприятен в медитации и созерцании, концентрации и отрешении от мирских забот.

Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.