Тамерлан и его потомки вошли в историю Евразии как воинственная династия, подчинившая себе много восточных земель. Считалось, что сам Тамерлан при этом продолжает династию великого Чингиз-хана - как его гурган, то есть зять. Начиная с жены Тамерлана из рода чингизидов, женщины династии Тимуридов немало отметились в политике Азии.

Сарай-мульк ханым

С тех пор, как род Чингиз-хана по мужской линии пресёкся, для разделивших его империю эмиров верным способом узаконить свою власть было взять в жёны девушку из рода великого завоевателя. Сарай-мульк ханым (буквально «Госпожа родом из дворца» - вероятно, это не имя, а прозвище) была дочерью последнего наследника Чингиз-хана по мужской линии, Казан-хана. Она стала главной женой Тамерлана, положив начало традиции тимуридов одной из жён брать чингизидку. Чтобы напомнить о своём происхождении и о том, как оно укрепляет положение мужа, чингизидки в семье Тимуридов носили головной убор монгольских ханш - боктаг, сложное и неудобное сооружение из коры и шёлка.



Сарай-мульк ханым была бесплодной, вдовой его врага и к тому же, по меркам средневековья, уже немолодой и вполне могла обнаружить себя отодвинутой в дальний шатёр, но, на её счастье, Тамерлан полюбил её всей душей. Сарай-мульк ханым пользовалась его безграничным доверием и влияла на многие его решения. Чтобы отличить свою главную жену, Тамерлан разрешал ей одной изо всех своих восемнадцати женщин встречать его из походов.

Поведение Сарай-мульк ханым отличалось от распространённых представлениях о восточных женщинах и о том, что только кроткие голубки «укрощают» воинственных мужчин. Она вела себя свободно, показывалась на пирах и пила там, спаивала гостей ради смеха, принимала послов в своих шатрах. Она могла казнить и миловать, и каждый стремился понравиться ей, зная, что от этого зависит и отношение Тамерлана.



Тамерлан не имел привычки с холодами возвращаться во дворец. Он зимовал в своих шатрах там, где его настигали морозы. И на зимнюю стоянку он неизменно звал Сарай-Мульк - вместе с какой-нибудь из молодых жён и внуками.

Подбор воспитателей наследникам всегда был ответственным и хлопотным делом. Главной воспитательницей сыновей и внуков Тамерлана была Сарай-мульк ханым, и в голову никому не пришло бы спросить, почему именно она. Она заботилась о нуждах детей, беседовала с ними и подбирала или одобряла им учителей. Когда количество воспитанных Сарай-мульк ханым внуков и внучек стало уже впечатляющим, у неё появилось прозвище, под которым её знают до сих пор - Биби-ханым, «Госпожа Бабушка».

Сарай-мульк, как и многие выдающиеся царицы Востока, покровительствовала наукам и искусствам и значительно повлияла на то, что Тамерлан, словно компенсируя всё, что разрушил в походах, строил новые здания и привлекал ко двору лучшие умы и таланты своей эпохи. Она умерла в шестьдесят лет, и горю Тамерлана не было границ.

Гаухаршад-бегим

В конце четырнадцатого века Тамерлан подобрал своему младшему, шестнадцатилетнему сыну Шахруху невесту - знатную узбекскую девушку по имени Гаухаршад двумя годами младше. По легенде, своё имя, которое буквально значит «Весёлый изумруд», она получила за необычайно яркие зелёные глаза. Но выбрал её Тамерлан, скорее всего, не за внешность. Во-первых, этот брак давал ему союз с сильной и уважаемой семьёй Гаухаршад. Во-вторых, она была хорошо образована и умна. В-третьих, её сильный, твёрдый характер мог уравновесить несвойственную тимуридам мягкость Шахруха.



Надо понимать, что «мягкость» в понимани средневековой Азии не означала неумение, например, убивать. Шахрух был умелым воином и проявлял доблесть в бою. Но когда речь заходила о государственных делах, о принятии собственных важных решений, он переполнялся сомнениями. Прекрасно разбирающаяся в вопросах управления, хорошо представляющая себе политический расклад в среде дворянства, умеющая принимать решения Гаухаршад стала ему отличной парой.

Долгое время, оставаясь приличий ради в тени, именно Гаухаршад управляла Хорасаном - частью империи Тамерлана, доставшейся Шахруху. Но в сфере её интересов была не только власть. Она, подобно жене Тамерлана, всячески поощряла служителей науки и искусства, застраивала столицу Хорасана прекрасными новыми зданиями. Двое из сыновей Гаухаршад-бегим, Улугбек и Байсонкур, вошли в историю как просвещённые правители, а также как учёный и художник.



После смерти Шахруха именно Гаухаршад выбрала среди внуков его преемника и привела его к власти. Ещё десять лет она была активным политическим игроком Средней Азии, пока её не казнили по приказу одного из Тимуридов, султана Абу Сада. Ей было семьдесят восемь лет, но она всё ещё оставалась слишком опасной, чтобы оставлять её в живых.

Жёны Тимуридов

С другими женщинами Тамерлана и его потомков связаны множество легенд, но в политических играх Тимуридов они, в основном, играли роль гарантов того или иного союза. Например, первая жена Тамерлана, нежно любимая им Ульджай-туркан, сохраняла дружбу Тамерлана с её братом - которая после ранней смерти Ульджай-туркан сразу охладела, а потом перешла во вражду.

Большой скандал вызвала женитьба одного из внуков Тамерлана, Халиль-султана, на персидской рабыне по прозвищу Шад-мульк. Он взял жену без дозволения деда - да никогда бы и не получил такого дозволения. Союз с рабыней оскорблял всю семью и мог заставить отвернуться от Халиль-султана отцов других, более подходящих невест. Тамерлан даже отдал приказ о казни Шад-мульк, но в дело вмешалась Сарай-мульк ханым, и бедную женщину оставили в покое. Удивительно, но именно Шад-мульк после смерти любимой жены Тамерлана народная молва обвинила в её отравлении. Вероятно, все подозрения держались на низком и иноземном происхождении женщины.



Тамерлан ещё дважды брал в жёны девушек монгольской крови. Во-первых, Туман-ага, племянницу Сарай-мульк - вероятно, надеясь зачать с ней мальчика с кровью Чингиз-хана в венах. Во-вторых, десятилетнюю монголку по прозвищу Тукал-ханум («Госпожа молодая жена»), с которой он в супружеские права не вступал - не в том был состоянии здоровья, и взял исключительно из политических соображений. Фактически, о Тукал-ханум заботилась Сарай-мульк ханым, словно она была одной из многочисленных детей Тимуридов. Сарай-мульк брала с собой Тукал к Тамерлану, когда его надо было отвлечь от болей разговорами. Тукал забавляла своего старого мужа.



Некоторые невестки Тамерлана также были чингизидками по женской линии, и их после смерти мужа передавали одному из братьев мужа в жёны. Чингизидка в семье была не просто женщиной, а живым символом, её муж автоматически мог претендовать на звание «гургана» - зятя по отношению к роду Чингиз-хана. Так оказались по очереди жёными двух братьев Маликат-ага и Ак-Суфи Севин-бек.

Ак-Султан Ханика, жена легендарного Улугбека и чингизидка, после того, как родила мужу сына, фактчески была отослана им в Хорасан, ко двору Гаухаршад-бегим. Жена Шахруха, вслед за Сарай-мульк ханым, заботилась о воспитании внуков, и именно необходимость в воспитании стала предлогом. На самом деле, Улугбек просто больше любил другую свою жену, двоюродную племянницу, имя которой не оставили нам историки.



Ак-Султан затаила злобу, кроме того, она небезосновательно боялась, что Улугбек предпочтёт оставить свои земли другому сыну, от любимой жены, и она воспитывала сына Абд-ал Латифа в убеждении, что отец недостоин своей власти и что у Абд-ал Латифа желают отобрать то, что ему принадлежит. В результате после смерти Шахруха её сын ввязался в войну за дедов Хорасан, вовлёк в неё отца, а потом захватил отцовский престол в Самарканде и подослал к низложенному отцу убийц. Все амбиции Абд-ал Латифа, однако, обернулись пшиком. Он не смог стать правителем Хорасана, и на престоле в Самарканде удержался недолго - через год его убили. Увы, но политической мудрости Сарай-мульк ханым или Гаухаршад-бегим старшей жене Улугбека очень не хватало, а сам Улугбек не смог передать сыну ни ума, ни миролюбия, которые его отличали.

Конечно, вообще один из самых драматичных сюжетов среднеазиатской истории.

Женщины Амира Темура Все, кто бывает в Самарканде, прогуливаясь по старому городу, погружаются в атмосферу средневековья, когда Самарканд был столицей империи Великого Темура. Волей и силой правителя, пожелавшего увековечить свое имя не только завоеваниями, но и созиданием, город стал жемчужиной Востока. Посмотреть все памятники архитектуры Самарканда можно за один день, но такая экскурсия даст лишь общее впечатление о монументальности идей, воплощенных в камне. А вот неспешная прогулка от одного памятника к другому, с медитацией в мавзолеях под мелодичную песню мусульманской молитвы, или с отдыхом во двориках мечетей и медресе, тишина которых нарушается лишь щебетанием птиц и разноязычным говором туристов, позволяет погрузиться в историю эпохи Темура и задуматься не только о связи великих завоеваний и сути созидания, но и о людях, которые окружали великого воина. У Правителя Мавераннахра, как у любого смертного и не столь великого человека, была семья - родители, дети, внуки, жены. Чьи-то биографии история сохранила, о ком-то до нас дошли лишь имена, а чьи-то жизни и вовсе канули в небытие, не оставив о себе ни строчки информации. А ведь все они жили, выживали в то время, когда каждый день мог стать последним: набеги врагов, интриги гарема, зависть, болезни, гнев повелителя, предательства, старость - любая из этих причин могла поставить точку в летописи жизни. Память о многих членах семьи Амира Темура - и о его женах в том числе! - сохранилась и в сооружениях древнего Самарканда, которые остались в наследство потомкам. Это комплекс "Биби-Ханым", построенный по приказу Сахибкирана и под его пристальным вниманием. Строительство Мечети комплекса было начато после возвращения Темура из похода в Индию в 1399 году.
А в Мавзолее "Биби-Ханум" погребена мать самой титулованной и влиятельной жены Амира Темура Сарай Мульк-Ханум. Святое место, названное Шахи-Зинда, что переводят как "живой царь", украшено чередой мавзолеев, в которых наряду со святыми, такими, как Кусан ИБН Аббас - двоюродный брат и сподвижник пророка Мухаммеда, нашли свое упокоение и некоторые жены Амира Темура, его сестры - Ширинбека-око (1385 год погребения), Туркон-0ко и ее дочь Шоди Мулк-око (1372 год погребения) и даже дворцовая кормилица. Первые захоронения Шахи-Зинда относятся к XI веку, а большинство Мавзолеев и медресе - к эпохе Темура - XIV-XV вв.
Я расскажу лишь о некоторых членах большой семьи Амира Темура, и поделюсь теми знаниями, которые я по крупицам собрала из разных источников*, стараясь найти хоть что-то о женщинах гарема Великого Темура, и их взаимоотношениях. Информация, представленная вашему вниманию ниже, не претендует на исторически доказанную. Историческая справка: Тимур родился 9 апреля 1336 года в кишлаке Ходжа Илгар (ныне Яккабаг) близ Шахрисабза, что находится в месте, называемом Кеш, в восьмидесяти километрах к югу от Самарканда. Умер Амир Темур 1 8 февраля 1405 года в городе Отрар. Погребен в Мавзолее Гур-Эмир в Самарканде. Его отец, а мир Мухаммад Тарагай, ведет свое происхождение от монгольского племени барласов, которые пришли в Мавераннахр (междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, включая Бухару и Самарканд) с Чингизханом. Дата рождения низвестна. Погребен в 1360 году (прах перенесен Темуром) в Мавзолее Дорус-Тиляват в Шахрисабзе. Мать Тимура звали Текина Мех-бегим . Дата рождения неизвестна. Умерла в период между 1353 и 1355 годами. Место погребения неизвестно.Скорее всего - это Шахрисабз или кишалак Ходжа Илгар. В "Автобиографии" Амира Темура. Записанной с его слов, дошедшей до нас в переводе с тюркского на персидский, сделанном Наби-джан Хатыфом в 1835 году, Темур вспоминает лишь о смерти матери. Это случилось, как записано со слов Темура, когда ему исполнилось 22 года, т.е. в 1358 году. Эта дата кажется мне спорной и даже не соответствующей истине. И вот почему. Далее, в том же месте "Автобиографии", Темур говорит: "Вскоре отец мой сосватал мне дочь амира Чагуй-Барласа ". Это - первая жена Темура. Возможно, ее звали Турмуш-око . Это имя встречается среди имен жен Амира Темура. Турмуш-око родила Темуру сына Омаршейха. Дата его рождения по всем официальным источникам - 1356 год. Но Омаршейх не был старшим сыном Темура. Хотя, старший сын Джахангир тоже родился в 1356 году, но от другой жены - Ульджай Туркан-око , на которой Темур женился позже, возможно в 1355 году. В любом случае, дети не могли родиться в 1356 году до брака их родителей, согласно "Автобиографии", произошедшему в 1358 году. Потому, я думаю, что в "Автобиографии" допущена ошибка. Скорее всего, мать Амира Темура Текина Мех-бегим умерла в период между 1353 и 1355 годами, когда самому Темуру было 17-19 лет. На Востоке женщина-мать всегда почитается особо. Сыновья относятся к своим матерям с трепетной любовью. Будучи малышами, они все время проводят с ними в гареме, купаясь в нежности и заботе. Женщины гарема становятся матерями в очень раннем возрасте, начиная с 12 лет, по сути, еще сами оставаясь детьми. Но, взрослея, они нуждаются в ласке и нежности мужчины, как и любая женщина, а в гареме, как правило, не получают ее вовсе или в редкие моменты жизни. Правитель такого уровня, как Амир Темур, имел большой гарем. Кроме жен - женщин высокого происхождения, - в гареме было огромное число наложниц, которых дарили, передаривали, захватывая в плен, или просто навсегда забирая из не столь богатых или знатных семей в угоду повелителю. И, как мне думается, всю свою нежность женщины-дети отдавали своим малышам, а когда те взрослели, боролись с гаремными интригами, любыми методами оберегая детей и самих себя от беды. Такие размышления пришли ко мне, когда я пыталась представить себе, как могли ужиться рядом две женщины - первая и вторая жены Темура. Первая жена по праву становилась старшей. Со временем она командовала в гареме и "делала" политику внутри семьи. Но, судя по тому, что о первой жене Темура, в отличие от второй и третьей почти нигде нет упоминания, кроме того, что я привела выше, этого с ней не произошло. Второй женой Темура стала внучка эмира Казагана (или Казгана), бывшего в то время (пятидесятые годы XIV века) Верховным эмиром Мавераннахра, Ульджай Туркан-ага (в "Автобиографии" Темур называет ее Альджай). Она к тому же была сестрой правителя Балха - сподвижника и товарища Темура по военным походам до 1366 года - эмира Хусейна. Темур женился на этой девушке в 1355 году в возрасте 19 лет. Именно Ульджай в 1356 году родила будущему Сахибкирану (Властитель Счастливых Созвездий) первого сына, получившего имя Мухаммад-Джахангир. "В этом году, который, по приметам, был счастливый (мубарак), у меня родился старший сын. В честь пророка, я дал ему имя Мухаммад, а так как в этом году начались мои завоевания, то я к имени Мухаммад присоединил еще имя Джагангир. Рождение сына принесло мне счастье - в этом году я приобрел не только много городов, но и много союзников. Так говорит сам Амир Темур о рождении старшего сына. Согласно "Автобиографии", Темуру тогда исполнилось 30 лет. Но, как я объяснила выше, ему скорее всего было 20. О рождении других сыновей, и о рожденном в том же году Омаршейхе, Темур не упоминает. А теперь дадим волю фантазии. Представьте, мужчина - восточный мужчина, для которого рождение сына - особая гордость, его надежда на продолжение рода, передачу военного искусства, богатств! - женившись, с нетерпением ожидает рождение первенца. А его нет! Может быть, первая жена Турмуш-ага рожает дочерей, мы об этом не знаем, но дочери, в лучшем случае, годны для стратегических браков с сыновьями союзников или противников. Эмир ждет сына! И вот появляется вторая жена Ульджай. Она забеременела. Но и Турмуш беременна! Муж внимателен к обеим женщинам. Они обе молоды, красивы, горячи, да и он таков же! Кто из них первой родит сына? Кто станет матерью первенца? От этого зависит будущее и женщины, и ребенка. И вот свершилось! Первой рожает Ульджай, и на свет появляется мальчик! Отец рад настолько, что вся его любовь обращена к женщине, подарившей ему долгожданного наследника, и к самому ребенку. И теперь уже не важно, кого родит Турмуш. Всё! Исторический момент пришел, и Турмуш опоздала на самый главный пир своей жизни. Как будет чувствовать себя такая женщина, вся жизнь которой - гарем? Будущее покажет, что и Джахангир, и его сыновья Мухаммад-Султан и Пир-Мухаммад уйдут из жизни молодыми, так и не познав полноты власти над могучей империей, созданной их отцом и дедом. А ведь именно с Джахангиром и Мухаммад-Султаном Темур связывал судьбу своей империи, а Пир-Мухаммаду он ее официально завещал. Но не свершилось! Джахангир внезапно умирает в возрасте 20 лет в 1376 году, когда самому Темуру было 40 лет. Мухаммад-Султан, рожденный в год смерти отца (1376) по одним источникам или в 1374 - по другим (таблички в Музее Обсерватории Улугбека и в Мавзолее Гур-Эмир) также внезапно умирает в возрасте 27(29)лет в 1403 году, за год до смерти самого Амира Темура (это для него Темур строил мавзолей Гур-эмир, в котором впоследствии и сам был погребен). А Пирмухаммад, тоже рожденный в 1376 году, всего на два года переживет своего венценосного деда. И, так и не став Правителем Империи Великого Темура, тоже внезапно умирает в 1407 году (погребен в?). Потомков Ульджай не остается, разве что девочки, о которых мне неизвестно. Гарем - это больше, чем личная жизнь восточного мужчины. Гарем - это политика выживания, это интриги, результатом хитросплетений которых, как правило, становилась чья-то смерть. В ход шли и яды, и кинжалы, и сплетни. Как же женщины, огражденные от всего мира стенами покоев гарема, могли влиять на политику властителя, на жизнь мужчин, не входящих в их покои? Все жены гарема имели драгоценности. Они получали подарки от мужей, друг от друга за сохранение тайны, да и каждая приходила в гарем со своей шкатулкой украшений, подаренных ей родителями. А за перстень с лалом (один из драгоценных камней: рубин, изумруд, сапфир) можно было нанять убийцу. Это, конечно, абстрактные рассуждения, но, мне думается, в них есть определенная доля смысла. Тем более, что жены Темура были богаты - муж щедро одаривал их, привозя из походов несметные сокровища. Ульджай Туркан-ага умерла в 1366 году, ей было не больше 25 лет (Темуру - 30). Возможно, она тоже стала жертвой гаремных интриг, возможно, умерла при очередных родах. История умеет хранить свои тайны. Но, мне почему-то кажется, что со смертью Ульджай, Темур потерял любовь. Есть рассказ о том, что Темур спасался бегством от Алибек-хана - это случилось на пути в Хорасан - и скакал на коне, спасая вместе со своей жизнью жену Ульджай. Их схватили ночью, спящими, и посадили в яму с насекомыми, в которой они мучились 50 дней (по другим данным - 62), пока тот же хан, поняв свою ошибку, не освободил их (по "Автобиографии"). Вместе Темур и Ульджай выдержали это испытание. Это трогательный эпизод. И он дает мне основание утверждать, что Темур любил Ульджай, как и ее сына. И она тоже любила мужа. Стоит упомянуть также, что пока была жива Ульджай, Темур не трогал ее брата - эмира Хусейна, хотя раздор между ними случился еще до 1366 года, тогда, когда они вместе захватили Самарканд, а его правителем по праву знатности рода стал Хусейн.

С эмиром Хусейном связана история и третьей жены Амира Темура. Ее звали Сарай Мульк-Ханум . Борьба за власть сделала бывших друзей врагами. Темур и Хусейн воевали четыре года, и в 1370 году Темур победил и стал единовластным правителем Мавераннахра. Хусейна убили. Сказать, что это сделал Темур нельзя - Хусейна зарезал Кай-Хосров, осуществив право кровной мести, - но и в стороне от этого убийства Темур не остался. Кроме самого Хусейна были заживо сожжены два его сына, а женщины гарема отданы на поругание. Сам Темур забрал из гарема Хусейна его жену Сарай Мульк-Ханум. Она была знатного происхождения - дочь Казан-хана и правнучка самого Чингизхана. Последнее было особенно значимым для Темура. Женившись на принцессе чингизидского происхождения, он добавил к своему имени прозвище "гурган", что означает "зять великого хана" и тем самым получил официальное право на царствование. Сарай Мульк-Ханум была на пять лет моложе Темура. Она родилась в 1341 году. Когда Темур женился на ней - а это случилось в 1370 году - ей было 29 лет, ему 34. О Сарай Мульк-Ханум в истории сохранилось более всего сведений, в отличие от других жен Темура. Темур уважительно относился к этой женщине, доверял ей, как никому другому, она стала Катта-Ханум - старшей женой или главной императрицей его гарема. И это при том, что Сарай Мульк-Ханум не родила Темуру детей. Но именно ей умный и расчетливый Темур доверил воспитание своих любимых внуков Улугбека (сына Шахруха) и Мухаммад-Султана (сына Джахангира). Из всех жен гарема только Сарай Мульк-Ханум позволялось встречать его после военных походов. В чем причина? Только в знатности рода и того, что она дала самому Темуру? Имеет ли место предположение, что Темур, спустя четыре года после смерти любимой жены Ульджай, признав в Сарай Мульк-Ханум равную себе, еще и полюбил ее? Об этом можно только догадываться. Но надо сказать, что Темур был очень щедр по-отношению к своим женам. Став эмиром Мавераннахра и позже, завоевав полмира, Темур окружил свой двор невиданной роскошью. В Самарканде, Шахрисабзе, Туркестане, Бинкенте он строил мавзолеи, медресе, дворцы, убранство которых поражало всех, кто имел счастье быть приближенными ко двору Сахибкирана; закладывал сады, названные очевидцами райскими. Посол Клавихо описывает в своих воспоминаниях Новый сад Темура, стены дворца в котором были украшены розовыми подвесками с драгоценными камнями в центре, золотыми столами, на которых стояли семь золотых бутылей, инкрустированных жемчугом, изумрудами, бирюзой, рубинами. Темур дарил дворцы и сады своим женам. Сам он предпочитал роскоши дворцов шатер военного лагеря. Оставаясь кочевником в душе, Темур не мог долго сидеть на одном месте и постоянно находился в походах, лишь зимуя там, где его заставали холода. На время зимовок он неизменно вызывал к себе Сарай-Мульк-Ханум с любимыми внуками и одну из молодых жен гарема. Сколько жен было у Амира Темура и кто они, сказать однозначно трудно. Точной информации об этом нет, во всяком случае, в доступных для всех источниках. По одним утверждениям жен было 16, по другим - 19. Я же нашла упоминание о восьми, включая и трех, о которых рассказала выше. 1-я жена - Турмуш-ага , свадьба в 1353-55 годах, ему 17-19 лет 2-я жена - Ульджай Туркан-ага , свадьба в 1355 году, ему 19 лет 3-я жена - Сарай Мульк-Ханум , свадьба в 1370 году, ей 29 лет, ему - 34 Дильшод-ага - дочь правителя страны Джетте Камар-ад-дина и его жены Хужан-агао. Мать и дочь были взяты в плен сыном Темура Джахангиром, который подарил Дильшод-ага отцу. Это случилось до 1376 года, т.к. Джахангир умер в 1376 году. Туман-ага , дочь сестры Сарай Мульк-ханум, свадьба в 1378 году, ей 12 лет, ему 42. Туман-ага оставила о себе память, как инициатор строительства в святом месте Шахи-Зинда архитектурного комплекса, состоящего из мавзолея, мечети и приюта для дервишей- мулозимхоны. Известно, что мавзолей украшен мастером Шейх Мухаммад Ибн Хожи Бандгир Ат-тугри Табризи. Возможно, в Мавзолее погребена сама Туман-ага.
Туглук-текин - ничего не известно Кутлуг-ага - о ней известно по захоронению в Мавзолее, построенном А.Темуром в 1360-61 годах в Шахи-Зинда, о котором сказано, что в нем похоронена одна из жен А.Темура Кутлуг-ага.

Тукал-ханум - последняя жена Амира Темура. Она - монгольская принцесса, дочь монгольского хана Хизрходжи. Темур женится на ней из династических и стратегических соображений в 1397г, ему 61 год, ей 10 лет. Она возведена в ранг "Кичик-ханум" - младшей императрицы. Судьбе последней жены Сахибкирана Тукал-Ханум не позавидуешь. Ребенком, ее отдают в жены старику - больному человеку, жестокому властителю, вся жизнь которого - есть война и созидание во имя памяти потомков. В гареме, куда попадает девочка, разыгрываются нешуточные страсти. Внимание повелителя - это укрепление своих позиций, возвышение над другими женами, получение драгоценных подарков, дворцов, слуг. Искушенные интригами женщины, скорее всего, в штыки принимают новую и очень молодую жену эмира. Только Сарай Мульк-Ханум держит гарем в руках, сохраняя мир в его стенах своим влиянием и особым статусом среди всех жен гарема. Старая женщина - а Сарай Мульк-Ханым в 1397 году уже 56 лет! - могла принять монгольскую принцессу как дочь, но могла и затаить злобу, быть настороженной к ней. Ведь девочка - новая игрушка в руках Темура, и кто знает, может быть, ее мать успела преподать дочери уроки выживания в гареме. Не возьмет ли новая жена, сразу же объявленная почетным званием "Кичик Ханум", власть в свои детские ручки? Но Сарай Мульк-Ханум на то и мудрая, что, когда Темур призывал ее прибыть к нему вместе с "Кичик-ханум", она, всегда выполняла его волю. Сохранились описания здоровья последних лет Темура: Великого Правителя, как простого смертного, мучили фурункулы, усыпавшие почти все тело. Темур не мог даже сидеть. К тому же, у него болели покалеченные еще в молодости рука и нога. Но женщинам уготовано было облегчать страдания мужа, лаская его, согревая своим телом, радуя улыбкой и пылкими речами. Вряд ли все это выпадало на долю шестидесятилетней Сарай-Мульк-Ханум. Но все же одна судьба постигла двух титулованных женщин гарема Темура. И Сарай Мульк-Ханум, и Тукал-Ханум после смерти Амира в 1405 году были отравлены женой внука Темура от сына Мираншаха Халиль-Султана Шади-Мульк. Сарай Мульк-Ханум умерла в возрасте 65-ти лет, а Тукал-Ханум - 18-ти. После смерти Темура Халиль-Султан завладел казной деда и, благодаря этому, ненадолго получил власть над частью империи, сразу начавшей разваливаться. Не только мужчины делили власть, от которой зависели жизни их самих, их семей и приближенных. Гарем также делил власть, утверждаясь в правах и могуществе только ему известными способами. Но безрадостная судьба ожидала и всех остальных женщин гарема Амира Темура. В конце концов, их всех, как добычу, разделили меж собой придворные, близкие и дальние родственники Темура. Некоторых жен и дочерей, не считаясь с их знатным происхождением, выдали замуж за простолюдинов, сделали служанками или наложницами, теша таким образом свое самолюбие или мстя бывшему хозяину за страх и унижения.
В "Автобиографии" Амир Темур не раз повторяет пророчество о потомках своего рода. "Думая о смерти, я был очень озабочен, что станется с моим царством после моей смерти и кого из своих потомков мне следует назначить своим преемником, на случай моей смерти. Пророку угодно было успокоить меня: он открыл мне, что 70 поколений моего потомства будут царствовать". "Мать, помолившись, в свою очередь отправилась к амиру Кулялю. Тот сказал ей: "Женщина! Сын твой будет царем всего света и 370 потомков его будут могущественны, а 70 потомков будут царствовать. В его потомстве может быть и больше царей, но это в том случае, если он будет следовать шариату пророка и не оскорбит его чистого духа". Мать рассказала мне все слышанное от амира Куляля, и я принял твердое решение во всех своих поступках в точности руководствоваться постановлениями Шариата". Хилда Хукхэм, рассказывая об одном из эпизодов жизни Амира Темура, пишет: "Прибыло все потомство императора. Здесь должны были состояться свадьбы его внуков. К этому времени (1404 год, прим.Г.Д.) род Тимура состоял из двух сыновей - Мираншаха и Шахруха, тридцати четырех внуков и тридцати шести внучек и правнучек. (Посчитаны только живые на тот момент времени, прим. Г.Д.) По родословной Амира Темура, оформленной таблицей в Музее у Обсерватории Улугбека, я насчитала 32. Но это только мужчины. Хотя, вряд ли Амир Куляль имел в виду дочерей Темура, когда говорил его матери о венценосных потомках ее сына. Видимо, не во всем Темур руководствовался постановлениями Шариата, или недостаточно молились о его душе потомки. Историческая справка: У Амира Темура было четыре сына - Джахангир, ОмарШейх, Шахрух и Мираншах. Джахангир и Омаршейх погребены в Шахрисабзе, в мавзолее комплекса Дорус-Сиядат, в 1376 году(20 лет) и 1394(38 лет) году соответственно. Шахрух и Мираншах, а также любимые внуки Темура Мухаммад-Султан и Улугбек погребены в Мавзолее Гур-Эмир в Самарканде. Сыновья - в 1447(70 лет) и 1406(41 год) соответственно, и внуки в 1403(29 лет) и 1449(55 лет) соответственно. Места погребения жен Ульджай Туркан-ага, Тукал-ханум и Сарай-Мульк-Ханум неизвестны. (Встречается сообщение о захоронении Улджа-айим в одном из Мавзолеев Шахи-Зинда.)
Ташкент, октябрь, 2010 год. *Использованная литература: "Автобиография Амира Темура" (автор персидской версии Наби-джан Хатыф, 1835 год, русский перевод?) "Моя родная история", Г.А. Хидоятов, 1990 г. "Тимур, Завоеватель. Последний день Тимура", Хилда Хукхэм, основываясь на работах историка Мирзы Хайдар Дугпата, в переводе Г.А. Хидоятова Надписи на табличках, установленных в Шахи-Зинда и Гур-Эмир, и в Музее Обсерватории Улугбека, Самарканд, 2010 г. Если вас интересует тема жизни и смерти Амира Темура, тайны, которые он оставил потомкам вместе с великолепными мечетями, мавзолеями, медресе, ставшими культурным наследием, приглашаю прочитать следующие очерки: Фамильная усыпальница тимуридов Гур-Эмир и ее тайны По воле судьбы В небольшом рассказе альтернативного жанра я описала рождение Темура, но родился... а вот прочитайте и узнаете кто: На все воля Всевышнего! Стихотворение тоже о той эпохе: Прославлен будь в веках, творец! А также рекомендую прочитать очерк о комплексе Биби-Ханум и легендах, сплетенных временем и людьми вокруг этого грандиозного строения эпохи Темура. Очерк написан Цой Анной-Марией.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сарай-мульк ханым (Катта ханым, Каньо, Биби ханым) - Главная жена среднеазиатского завоевателя Тимура .

Родословная

Сарай-мульк ханым была дочерью чингизида - Казан-хана , последнего легитимного правителя Чагатайского улуса от чингизидской династии . Также у неё была сестра, которая стала женой эмиры Мусы из племени тайчуют. От этого брака у них родилась дочь - Туман-ага, которая впоследствии тоже станет женой Тимура .

Ранние годы и первый брак

Сарай-мульк ханым родилась в 1341 году . О ранних этапах её жизни практически ничего не известно. В 1346 году её отца - Казан-хана , убивают во время битвы. Победу в борьбе за власть в улусе одерживает эмир Казаган . Тем не менее, улус распадается на два государства - Моголистан и Мавераннахр . В последнем и начинает править Казаган женив Сарай-мульк ханым на своем внуке - Эмире Хусейне . О детях от этого брака ничего не известно. После смерти деда Хусейна - эмира Казагана (в 1358 году), на трон Мавераннахра садится его сын - Абдулла, однако его правление оказывается недолгим. Его в конце-концов убивают. После этого страна погружается в анархию . Для Могол-хана Туглук-Тимура образовалась благодатная почва и он захватил Мавераннахр . Хусейн со ставкой в Балхе восстает против Туглук-Тимура , и терпит от него поражение в сражении. В это время на политической арене уже появился Тимур . Они с эмиром Хусейном тогда были в дружеских отношениях. Кроме того сестра Хусейна - Ульджай-туркан ага была любимой женой Тимура . После захвата Кеша , Тамерлан переходит на сторону Могол-хана , но после назначения Ильяс-Ходжи правителем Мавераннахра , отношения новой власти и Тимура портятся. Поэтому Тамерлан примыкает к своему старому другу и товарищу Хусейну , который, после поражения, скрывался от мести Туглук-Тимура . После трех лет скитаний обоим эмирам удается взять Самарканд , тем самым установив свою власть на территории Мавераннахра . Однако правление оказалось недолгим. После поражения в «грязевой битве» от Ильяс-Ходжи , они теряют город. Но благодаря усилиям Сербедаров его удалось отбить. Новая власть также не надолго устанавливается в городе, вплоть до 1366 года. Эмиры казнив предводителей Сербедаров , снова правят в Самарканде . Однако теперь из хороших друзей оба превратились в заклятых врагов. Последние надежды на примирение были утеряны со смертью сестры Хусейна и любимой жены Тимура - Ульджай-туркан ага . Итогом этой борьбы было поражение Хусейна в 1370 году и его смерть. Гарем проигравшего был распределён между сподвижниками Тимура . Сарай-мульк ханым вместе с двумя другими вдовами вышли за него замуж. Тимур благодаря браку с Сарай-мульк ханым получил титул Гурган.

Второй брак

Напишите отзыв о статье "Сарай-мульк ханым"

Литература

  • Руи Гонсалес де Клавихо «История Великого Тамерлана» (Historia del Gran Tamorlan. Seville, 1582)
  • «Уложение Тимура» Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, Ташкент. Перевод с персидского Хамидуллы Караматова, под научной редакцией Б. Ахмедова, автор предисловия, примечаний и комментариев Б. Ахмедов, 1999.
  • Хильда Хукхэм «Властитель семи созвездий» 1995, Ташкент, издательство «Адолат».
  • Му‘изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания, подготовка факсимиле к изданию Ш. Х. Вахидова. // История Казахстана в персидских источниках. Т. 3. Алматы: Дайк-Пресс, 2006, с.147
  • Ибн Арабшах История эмира Тимура = Аджайиб ал-макдур фи тарих-и Таймур. - 2-е изд. - Ташкент: Институт истории народов Средней Азии имени Махпират, 2007.
  • The Legendary Biographies of Tamerlane. By Ron Sela
  • Manz, Rise and Rule , 78; Mu q izz, fol. 116a
  • Tamerlane: sword of Islam, conqueror of the world By Justin Marozzi
  • Women in the Medieval Islamic World, edited by Gavin R. G. Hambly
  • Women in Iran from the Rise of Islam to 1800, edited by Guity Nashat, Lois Beck
  • The state under Timur: a study in empire building, Syed Jamaluddin - 1995-191 pages, Page 41
  • Domesticity and Power in the Early Mughal World, By Ruby Lal
  • Four Studies on the History of Central Asia, Volume 1, By Vasilij Vladimirovič Bartold, V. Minorsky, T. Minorsky
  • The Cambridge History of Iran, Volume 6, edited by Peter Jackson, Lawrence Lockhart
  • The Mughal Empire, By John F. Richards
  • Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture, Volume 3, edited by Oleg Grabar
  • Power, Politics and Religion in Timurid Iran, by Beatrice Forbes Manz
  • Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture, edited by Gülru Necipoğlu
  • Islamic culture, Volume 56, Marmaduke William Pickthall, Muhammad Asad, Islamic Culture Board - 1982 - Publisher: Islamic Culture Board, 1982,Original from: the University of Virginia, Digitized: 24 Apr 2009
  • Administration law and justice in medieval I, Raj Kumar - 2000-282 pages - Publisher:Anmol Publications Pvt. Ltd., 2000,Original from the University of Michigan, Digitized:17 Oct 2008, ISBN 8126103906, 9788126103904, Length:282 pages
  • The state under Timur: a study in empire building, by Syed Jamaluddin
  • Imperial Identity in Mughal Empire: Memory and Dynastic Politics in Early Modern Central Asia, by Lisa Balabanlilar
  • Imaging Sound: An Ethnomusicological Study of Music, Art, and Culture in Mughal India, by Bonnie C. Wade
  • March of Central Asia, By Ram Rahul
  • A History of the Moghuls of Central Asia: The Tarikh-I-Rashidi, By Mirza Muhammad Haidar Dughlt, N. Elias, E. Denison Ross

Отрывок, характеризующий Сарай-мульк ханым

Особенно преследователи боялись пещеру Сакани – она заканчивалась шестью отдельными ходами, зигзагами вёдшими прямиком вниз. Настоящую глубину этих ходов не знал никто. Ходили легенды, что один из тех ходов вёл прямиком в подземный город Богов, в который не смел спускаться ни один человек.
Подождав немного, Папа взбесился. Катары никак не хотели исчезнуть!.. Эта маленькая группка измученных и непонятных ему людей никак не сдавалась!.. Несмотря на потери, несмотря на лишения, несмотря ни на что – они всё ещё ЖИЛИ. И Папа их боялся... Он их не понимал. Что двигало этими странными, гордыми, неприступными людьми?!. Почему они не сдавались, видя, что у них не осталось никаких шансов на спасение?.. Папа хотел, чтобы они исчезли. Чтобы на земле не осталось ни одного проклятого Катара!.. Не в силах придумать ничего получше, он приказал послать в пещеры полчища собак...
Рыцари ожили. Вот теперь всё казалось простым и лёгким – им не надо было придумывать планы по поимке «неверных». Они шли в пещеры «вооружившись» десятками обученных охотничьих псов, которые должны были их привести в самое сердце убежища катарских беглецов. Всё было просто. Оставалось лишь чуточку подождать. По сравнению с осадой Монтсегюра, это была мелочь...
Пещеры принимали Катар, раскрыв для них свои тёмные, влажные объятия... Жизнь беглецов становилась сложной и одинокой. Скорее уж, это было похоже на выживание... Хотя желающих оказать беглецам помощь всё ещё оставалось очень и очень много. В маленьких городках Окситании, таких, как княжество де Фуа (de Foix), Кастеллум де Вердунум (Castellum de Verdunum) и других, под прикрытием местных сеньоров всё ещё жили Катары. Только теперь они уже не собирались открыто, стараясь быть более осторожными, ибо ищейки Папы никак не соглашались успокаиваться, желая во что бы то ни стало истребить эту скрывавшуюся по всей стране окситанскую «ересь»...
«Будьте старательны в истреблении ереси любыми путями! Бог вдохновит вас!» – звучал призыв Папы крестоносцам. И посланцы церкви действительно старались...
– Скажи, Север, из тех, кто ушёл в пещеры, дожил ли кто либо до того дня, когда можно было, не боясь, выйти на поверхность? Сумел ли кто-то сохранить свою жизнь?
– К сожалению – нет, Изидора. Монтсегюрские Катары не дожили... Хотя, как я тебе только что сказал, были другие Катары, которые существовали в Окситании ещё довольно долго. Лишь через столетие был уничтожен там последний Катар. Но и у них жизнь была уже совершенно другой, намного более скрытной и опасной. Перепуганные инквизицией люди предавали их, желая сохранить этим свои жизни. Поэтому кто-то из оставшихся Катар перебирался в пещеры. Кто-то устраивался в лесах. Но это уже было позже, и они были намного более подготовлены к такой жизни. Те же, родные и друзья которых погибли в Монтсегюре, не захотели жить долго со своей болью... Глубоко горюя по усопшим, уставшие от ненависти и гонений, они, наконец, решились воссоединиться с ними в той другой, намного более доброй и чистой жизни. Их было около пятисот человек, включая нескольких стариков и детей. И ещё с ними было четверо Совершенных, пришедших на помощь из соседнего городка.
В ночь их добровольно «ухода» из несправедливого и злого материального мира все Катары вышли наружу, чтобы в последний раз вдохнуть чудесный весенний воздух, чтобы ещё раз взглянуть на знакомое сияние так любимых ими далёких звёзд... куда очень скоро будет улетать их уставшая, измученная катарская душа.
Ночь была ласковой, тихой и тёплой. Земля благоухала запахами акаций, распустившихся вишен и чабреца... Люди вдыхали опьяняющий аромат, испытывая самое настоящее детское наслаждение!.. Почти три долгих месяца они не видели чистого ночного неба, не дышали настоящим воздухом. Ведь, несмотря ни на что, что бы на ней ни случилось, это была их земля!.. Их родная и любимая Окситания. Только теперь она была заполнена полчищами Дьявола, от которых не было спасения.
Не сговариваясь, катары повернули к Монтсегюру. Они хотели в последний раз взглянуть на свой ДОМ. На священный для каждого из них Храм Солнца. Странная, длинная процессия худых, измождённых людей неожиданно легко поднималась к высочайшему из катарских замков. Будто сама природа помогала им!.. А возможно, это были души тех, с кем они очень скоро собирались встречаться?
У подножья Монтсегюра расположилась маленькая часть армии крестоносцев. Видимо, святые отцы всё ещё боялись, что сумасшедшие Катары могут вернуться. И сторожили... Печальная колонна тихими призраками проходила рядом со спящей охраной – никто даже не шевельнулся...
– Они использовали «непрогляд», верно ведь? – удивлённо спросила я. – А разве это умели делать все Катары?..
– Нет, Изидора. Ты забыла, что с ними были Совершенные, – ответил Север и спокойно продолжил дальше.
Дойдя до вершины, люди остановились. В свете луны руины Монтсегюра выглядели зловеще и непривычно. Будто каждый камень, пропитанный кровью и болью погибших Катар, призывал к мести вновь пришедших... И хотя вокруг стояла мёртвая тишина, людям казалось, что они всё ещё слышат предсмертные крики своих родных и друзей, сгоравших в пламени ужасающего «очистительного» папского костра. Монтсегюр возвышался над ними грозный и... никому ненужный, будто раненый зверь, брошенный умирать в одиночку...
Стены замка всё ещё помнили Светодара и Магдалину, детский смех Белояра и златовласой Весты... Замок помнил чудесные годы Катар, заполненные радостью и любовью. Помнил добрых и светлых людей, приходивших сюда под его защиту. Теперь этого больше не было. Стены стояли голыми и чужими, будто улетела вместе с душами сожжённых Катар и большая, добрая душа Монтсегюра...

Катары смотрели на знакомые звёзды – отсюда они казались такими большими и близкими!.. И знали – очень скоро эти звёзды станут их новым Домом. А звёзды глядели сверху на своих потерянных детей и ласково улыбались, готовясь принять их одинокие души.
Наутро все Катары собрались в огромной, низкой пещере, которая находилась прямо над их любимой – «кафедральной»... Там когда-то давно учила ЗНАНИЮ Золотая Мария... Там собирались новые Совершенные... Там рождался, рос и крепчал Светлый и Добрый Мир Катар.
И теперь, когда они вернулись сюда лишь как «осколки» этого чудесного мира, им хотелось быть ближе к прошлому, которое вернуть было уже невозможно... Каждому из присутствовавших Совершенные тихо дарили Очищение (consolementum), ласково возлагая свои волшебные руки на их уставшие, поникшие головы. Пока все «уходящие» не были, наконец-то, готовы.
В полном молчании люди поочерёдно ложились прямо на каменный пол, скрещивая на груди худые руки, и совершенно спокойно закрывали глаза, будто всего лишь собирались ко сну... Матери прижимали к себе детей, не желая с ними расставаться. Ещё через мгновение вся огромная зала превратилась в тихую усыпальницу уснувших навеки пяти сотен хороших людей... Катар. Верных и Светлых последователей Радомира и Магдалины.
Их души дружно улетели туда, где ждали их гордые, смелые «братья». Где мир был ласковым и добрым. Где не надо было больше бояться, что по чьей-то злой, кровожадной воле тебе перережут горло или попросту швырнут в «очистительный» папский костёр.
Сердце сжала острая боль... Слёзы горячими ручьями текли по щекам, но я их даже не замечала. Светлые, красивые и чистые люди ушли из жизни... по собственному желанию. Ушли, чтобы не сдаваться убийцам. Чтобы уйти так, как они сами этого хотели. Чтобы не влачить убогую, скитальческую жизнь в своей же гордой и родной земле – Окситании.
– Зачем они это сделали, Север? Почему не боролись?..
– Боролись – с чем, Изидора? Их бой был полностью проигран. Они просто выбрали, КАК они хотели уйти.
– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?

18 февраля 1405 года умер Тимур (Тамерлан) - великий полководец, воин, правитель, основатель империи тимуридов, а также — страх и ужас всех народов конца четырнадцатого начала пятнадцатого веков. Этот человек сочетал в себе невероятную беспощадность и тонкое понимание искусства и науки.

Тамерлан родился в семье потомственных монгольских воинов. Несмотря на то, что он происходил из совсем непримечательной и не знатной семьи, да еще и имел физический недостаток (хромал на левую ногу), Тимур сверг хана и захватил власть над Джагатайским улусом. После этого он открыто заявил о том, что является прямым потомком Чингисхана. Следующие тридцать пять лет он захватывал все новые и новые земли, наводя ужас на врагов и восхищая подданных.

1. "Железный хромец"

Великий эмир Тимур, основатель империи Тимуридов вошел в историю под именем - "Тимур-э Ленг" или Тамерлан, что переводится, как железный хромец. Существует легенда, когда родился Тамерлан, в его зажатом кулаке была запекшаяся кровь. Отец мальчика, былой воин Тарагай ("Жаворонок"), сразу понял, что сына ждет путь великого воина, и назвал новорожденного Тимуром (тюркский вариант монгольского Темюр - "Железный").

Это было не просто распространенное мужское имя, оно несло в себе глубокий сакральный смысл, так как корнями уходило в религиозные традиции тюркских народов, у которых железо всегда было священной материей. Согласно некоторым азиатским преданиям, в центре мира стоит железная гора, а "вечное царство" в монгольской мифологии зовется "подобным железу". Кроме того, важно учитывать, что Тимур появился на свет в племени барласов, где еще сохранялись языческие верования, а данное при рождении имя определяло дальнейший жизненный путь.

Прозвище Ленг (хромой) пристало к Тимуру уже после персидского похода и носило оскорбительный характер, указывая на увечье воина - неправильно сросшиеся кости правой ноги, которое он получил в одном из сражений. С тех пор непобедимого эмира гордо величают уничижительным именем Тамерлан.


2. Образованный тиран

Тимур, несмотря на свою репутацию "кровавого варвара", был очень образованным правителем. По воспоминаниям современников, он в совершенстве владел разговорным тюркским, персидским и монгольским языками. Согласно другим источникам, грамоты он не знал, но любил искусства и изящную словесность, привлекал убеждениями и силой доставлял к себе ученых, художников, ремесленников и инженеров, считая их лучшей добычей.

Именно при Тимуре Самарканд стал "Сияющей звездой Востока" — одним из главных культурных центров в Азии. Удивительно, но Тамерлан любил свою столицу, несмотря на то, что он был из степняков-нормадов, которые предпочитали не ограничивать себя городскими стенами. Биографы великого эмира говорят, что активное строительство, которое он вел в Самарканде, было для него способом забыть все, что он разрушил и разорил. Его стараниями в Самарканде появилась огромная библиотека, дворец Коксарай и многие другие достопримечательности города, дошедшие до наших дней. Словно подтверждая незыблемую власть своего основателя, надпись на двери дворца Тамерлана гласила: "Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки".


3. Духовный учитель Тамерлана

Жажда знаний у Тамерлана появилась не на пустом месте, еще в детстве его окружали мудрые наставники, среди которых был потомок пророка Мухаммеда суфийский мудрец Мир Саид Барак. Именно он вручил Тамерлану символы власти - барабан и знамя, предсказав ему великое будущее. "Гуру" практически всегда был рядом с великим эмиром, сопровождал его даже в военных походах. Он же благословил Тимура на решающую битву с Тохтамышем. Существует легенда, что уже во время баталии, когда последний начал одерживать верх над Тимуром, Саид Барак высыпал песок перед войском хана и тот потерпел поражение. Он же предостерег своего ученика от битвы с Дмитрием Донским, и, как известно, Тимур развернул свои войска и через Елец отправился в Крым, не став дальше углубляться на территорию Руси.

Тамерлан глубоко уважал своего учителя. Он завещал ему свое почетное место в фамильном мавзолее Гур-Эмир Саиду Барака, а себя повелел похоронить у него в ногах, дабы тот заступился за него, великого грешника, на Страшном суде.


4. Знамя Тимура

Знамя, символ власти Тамерлана, имело огромное религиозное значение. В тюркской традиции верили, что это дух войска, потерять его, значит потерять возможность сопротивляться врагу. Знамя служило и призывом к войне - если эмир выставлял его у своей кибитки - быть войне, тотчас весь его род спешил вооружиться, в союзные аулы летели гонцы.

На знамени Тамерлана были изображены три кольца, расположенные в форме равностороннего треугольника. Их значение до сих пор не ясно. Некоторые историки считают, что это могло символизировать землю, воду и небо. Возможно, круги обозначают три части света (по тем представлением - все части света), которыми владеет Тамерлан, то есть знамя значило, что Тамерлану принадлежит весь мир. Об этом в XVI веке свидетельствует испанский дипломат и путешественник Клавихо. Существует легенда, что в битве при Анкаре с османским султаном Баязидом, последний воскликнул: "Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!", на что получил ответ: "Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна".

Были и более мифологические трактовки этого символа. Николай Рерих видел в нем знак "триединости", который является достаточно универсальным во многих культурах - тюркской, кельтской, индийской и многих других, вдохновивший знаменитого философа на создание "Знамени мира".


5. Любимая жена

У Тамерлана было 18 жен — в лучших традициях мусульманского мира. Одной из любимых была Сарай-мульк ханым, которая некогда принадлежала ближайшему соратнику Тимура, а потом его злейшему врагу - эмиру Хусейну. Женщина стала добычей Тамерлана после смерти первого мужа, но полюбилась завоевателю и вскоре стала его главной женой. Она отнюдь не была тихой супругой - при дворе ее роль была значительна, она могла своей милостью спасти человека или же убить его. Какое-то время только она могла встречать мужа с походов, что считалось большой привилегией. При этом детей великому завоевателю она так и не родила.

Во многом именно влияние Сарай-мульк ханым обеспечило "золотой век" культуры в эпоху Тамерлана. Она была настоящей покровительницей наук и искусств. Именно Мульк-ханым воспитает из внука Тамерлана Тимура Улугбека мудрого правителя. При ней в Самарканде будет вестись активное строительство. Её именем названа кафедральная мечеть Биби-ханым, что означает — "Госпожа Бабушка" — одно из имен Сарай-мульк ханым.


6. Милосердный палач

Если остановиться на вышеперечисленном, то перед нами бы предстал великий правитель, которому все улыбается: он мудр, талантлив, а его деяния всегда благо: им создано мирное, стабильное и процветающее и богатое государство. Но это незавершенный портрет Тамерлана. Источники донесли до нас множество упоминаний о его кровавых деяниях, которые, в свое время, вдохновили Верещагина на создание его знаменитой картины "Апофеоз войны". Однажды Тимур решил поставить памятник своим победам, велев возвести десятиметровую пирамиду из отрубленных голов. Он стал палачом цветущих городов Востока - Исфагана, Дели, Дамаска, Багдада, Астрахани. Жестокость, с которой Тимур подавил восстание в Персии, прогремела на весь мир: он разрушил несколько городов, перебил жителей, а головы их приказал замуровать в башни. При взятии египетского города Халеб Тимур обещал не пролить ни капли мусульманской крови. И обещание "сдержал" — все христиане были перерезаны, а мусульмане погребены заживо. Однако приближенные Тамерлана говорили, что эмир всегда сам страдал от своей жестокости, оправдывая ее тем, что это "ошибки, преступления и прегрешения... безжалостные и необходимые сестры моих побед". Завоеватель не любил рассказы о войне и, когда осознавал содеянную им жестокость, повторял: "Я этого не хотел!"


7. Поход на Русь

В 1395 году Тамерлан, шедший походом на Тохтамыша, прошёл Рязанскую область и взял город Елец, после Тамерлан двинулся в сторону Москвы, но неожиданно развернулся и ушёл 26 августа обратно. Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь. До Москвы Тамерлан не дошёл, его армия прошла по Дону и взяла полон.


8. Облик Тамерлана

До сих пор досконально неизвестно, к какому народу принадлежал Тамерлан. По самой распространенной версии, он относился к тюркскому племени барласов. Но те немногие сохранившиеся описания его внешности не соответствуют его образу монгола. Так, историк Ибн Арабшах, плененный эмиром, сообщает, что Тимур был рослым, имел крупную голову, высокий лоб, был очень силен и храбр, крепко сложен, с широкими плечами. А цвет кожи...белый. Антропологическая реконструкция останков завоевателя, которую проводил знаменитый советский антрополог Герасимов, говорит: "Обнаруженный скелет принадлежал сильному человеку, слишком высокому для азиата (около 170 см). Складка века, самая характерная черта тюркского лица, выражена относительно слабо. Нос прямой, небольшой, слегка приплюснут; губы толстоваты, презрительны. Волосы седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих. Тип лица не монголоидный". Результаты этого парадоксального исследования были опубликованы в статье Герасимова "Портрет Тамерлана". Насколько соответствует этот портрет действительности, судить не рискнем, ясно одно — не все тайны "железного хромца" еще раскрыты.

Эти медресе на площади Регистан, или мусульманские профкультучилища, построили в целях подготовки кадров для распространения исламской веры… Сооружения внушительные, и красиво по отношению друг к другу расположены… Бросились в глаза изображения зверей на одной из них… Спросил о них у Турсуна… Он рассказал, что барс – это символ города. По легенде, когда был заложен город Самарканд, то с гор спустился леопард- палянг, побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился... С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами, так как они горды, не терпят лжи, не стремятся к богатству, и душа их открыта прекрасному… Ведь среди них много великих мастеров по части создания чудес, украшающих мир. Барс с Солнцем на спине, украшающий медресе Шер-Дор, олицетворяет Правителя. Только Барс, смелое и сильное животное, с которым вынужден считаться человек, в состоянии нести на себе верховное небесное светило…

Понял… Пришёл леопард, похлопал строителей по плечу, сказал: «Молодцы, братаны…!», - и все в городе стали, как барсы… Помнится, когда я ехал по Военно-Грузинской дороге в деревню Верхний Ларс - есть там такая под самыми небесами, так тоже один местный показывал на развалины сакли и говорил, что «легенда гласит …, здесь спустился…, напал…, но тут пришёл…, достал кинжал…, и с тех пор…». И утверждал, увидев руины какой-то овчарни, что это раньше был замок самой царицы Тамары… Так что легенды – это такое дело… И на гербе Узбекистана расположили птицу Хумо с распростертыми крыльями – она в узбекской мифологии является символом счастья и свободолюбия. Кстати, на гербе Казахстана размещён волк – символ силы и мудрости. Да и на гербах многих российских городов тоже животные: Владивостока – тигр, Пскова – лев, Новгорода – олень, Челябинска - почему-то верблюд, Вязьмы – павлин на пушке… Или рыбы… В Калининградской области вон на гербе города Балтийска осётр – символ того, что он тут когда-то в незапамятные времена был… Так что, пусть Всевышний поможет самаркандцам сохранить веру, что этот барс на самом деле отражает то, что в этот символ заложено… А не то, что когда-то может быть и было…

Едем к мечети Биби-Ханым… Тоже впечатляет… Приехавший с нами Турсун опять поведал легенду о том, что: «Биби попросила зодчего ускорить работу…, тот потребовал поцелуй…, она поломалась…, он настоял…, она согласилась…, он поцеловал…»… Хотя никакой любимой жены Биби-Ханым у Тимура никогда не было… На самом деле мечеть построили в 1399-1404 годах по его приказу после возвращения из индийского похода. Её поистине громадные размеры отражают известное выражение Тимура: «Если ты сомневаешься в нашем величии - посмотри на наши постройки». Мечеть возвели за 5 лет… За огрехи в строительстве Тимур приказал казнить двоих, надзирающих за сроками и качеством работ, вельмож - Давида и Дисельда… Какие-то совсем не мусульманские имена…. Она посвящена любящим 65-летним Тимуром любимой 60-летней жене Сарай-Мульк-Ханым… Вот это, я понимаю, страсть так страсть… Не то, что сейчас – вышли на пенсию и считают, что жизнь уже позади…
Летопись гласит: «В воскресенье – 4 числа месяца рамадана 801 года, искусные мастера в час, счастливый и предсказанный по звездам, положили основание постройке. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети, и пятьсот человек в горах упорно трудились над обтесыванием камня и отправкой его в город. Артели ремесленников, собравшись со всех концов мира к подножию трона, прилагали, каждый в своей области, тщательное старание. Для привоза материалов 95 гороподобных слонов приведены были из стран Индии в Самарканд, и пущены в дело».

Хотя от постройки сохранились теперь лишь только портал, большие мечети внутри двора, малые по сторонам и минарет некогда величественной мечети, но их отделка не просто восхищает удивительной красочностью, но и поражает разнообразием цветной майолики и наборной мозаики, резным деревом и мрамором. Даже нас, привыкших к современной гигантомании, поразили размеры портала. Тут же находится лаух – огромная каменная подставка для Корана, расположенная в центре внутреннего двора. Она была поставлена Улугбеком - с этого места в Биби Ханым читались проповеди. Считается, что если обойти его, а затем пролезть под этим лаухом, то у вас обязательно родится ребенок. К Биби Ханым приходят те, кто уже отчаялся обрести радость материнства и отцовства.
Неподалёку расположен и мавзолей Биби-Ханым с двумя саркофагами. Стиль и отделка позволили считать, что комплекс строили одновременно. При вскрытии саркофагов в 1941г. были обнаружены останки двух женщин, богатство одежды которых наводит на мысль, что одна из них – та самая Сарай-Мульк-Ханым… Сарай – какое хорошее имя, однако… Интересно, если бы мою так звали, как бы я её нежно называл…? Сараюшечка ты моя неразвалившаяся…? Когда я ей об этом сказал, то получил второй подзатыльник… Бедный Тимур – он же свою Бибю всю жизнь Сараем почти каждый день называл…

Рядом с Биби-Ханым вот уже 600 лет находится базар…Наши экскурсанты решили, что на сегодня хватит… Действительно, что-то нас за очень короткое время просто перекормили впечатлениями… Не только у всех нас, но и у детишек уже, наверно, рябило в глазах от всей этой пышности и красочности Востока, и от которой они уже явно устали… Подъехали к гостинице, где должен быть ночлег, но оказалось, что мест хватит только половине народу… Остальным придётся ночевать в автобусе… Как раз нам восьмерым и выпала такая честь… Бажа Вовка психанул, но я ему намекнул, что здесь уже в четвёртый раз, и ещё не вечер… А пока пошли-ка сходим на знаменитейший самаркандский базар… Молодёжь отказалась, наши дамы заявили, что у них ноги гудят… Поэтому мы пошли вдвоём…
Да-а, восточный базар словами описать совершенно невозможно… Уж вы мне поверьте… А по красочности он не уступит историческим памятникам, которые мы посетили… Перечислять всё, что есть на самаркандском базаре – занятие бесперспективное… Потому что на нём есть всё…! Короче, мы с Володей накупили винограду, абрикосов, персиков, груш, взяли огромную дыню «торпеду»… Ну и, конечно, лепёшек…

О самаркандских лепёшках нужно рассказать особо… Потому что таких больше нигде на Земном Шаре вы не найдёте… Они славятся…

Рецензии

Здравствуйте, Наташа...!!!

Да уж, в связи с моим непостоянством и отвращением к одному месту работы, мне довелось неслабо помотаться по просторам географии... О чём я и пытаюсь поведать в своих опусах...

И Вам всего наилучшего по жизни,

С признательностью, В.А.