Плюсы 1. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества. 2. Принятие «Программы мира» , основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами. 3. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой. 4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов. 5. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить. 6. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город. 7. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения. 8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961). 9. Освоено 30 млн га целинных земель. 10. Приоткрылся «железный занавес» , оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.
Минусы 1. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере. 2. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140! 3. Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» . И не выполнил… 4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности. 5. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил… 6. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом. 7. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота. 8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма. 9. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза» . 10. Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров) .

все)) если что не правильно,прошу прощения..
помогите мне... напишите сочинение по картине Кившенко"отправка Марфы Борецкой и новогородского вечевого колокола в Москву в 1478 году"
спасибо зарание)

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Вариант 1 1. Каков главный результат борьбы за власть после смерти Сталина? а) была пересмотрена экономическая

политика

б) вся полнота государственной и партийной власти перешла в руки

в) произошли перестановки в руководстве партии

2. На кого была возложена вина за репрессии 30-х годов?

а) на Берию и Ежова

б) на Молотова и Маленкова

в) на органы НКВД

3. Когда началось освоение целинных земель?

а) в 1953 г. б) в 1954 г. в) в 1959т. г) в 1962 г.

4. В чем различие программы Хрущева от программы Маленкова в развитии с/х?

а) Хрущев выступал за большую самостоятельность колхозов

б) Хрущев предлагал увеличить производство зерновых за счет целинных земель

в) Были увеличены расходы на социальное развитие села

5. Какие мероприятия относятся к экономической политике, проводимой Хрущевым?

а) замена министерств совнархозами

б) ускоренное развитие предприятий легкой промышленности

в) эксперимент с введением хозрасчета

6. Каких успехов добилась советская наука в годы «оттепели»?

а) высадка человека на Луну

б) строительство атомного ледокола

в) создание реактивного пассажирского лайнера

7. Кто из советских писателей своим произведением «Оттепель» дал название хрущевским временам?

а) А. Солженицын

б) Ф.Панферов

в) И.Эренбург

8. В каком году была образована Организация Варшавского Договора?

9. Какие соглашения были заключены между СССР и США после Карибского кризиса?

а) демонтаж советских ракет на Кубе

б) вывод американских ракет из Турции

в) отказ СССР от экономической помощи Кубе

г) закрытие американской военной базы на Кубе

10. В какую страну Восточной Европы ввел свои войска Советский Союз в 1956 году?

а) Болгария

б) Чехословакия

в) Венгрия

11. Успехами социальной политики СССР можно считать:

а) жилищное строительство

б) снижение тарифных расценок на производстве

в) бесплатное образование

г) принятие закона о пенсиях

Вариант 2

1.К чему привело усиление позиций Хрущева в борьбе за власть?

а) к установлению нового культа личности б) к отставке Г.К. Жукова

в) к усилению позиций Маленкова

2. Когда состоялся XX съезд партии?

3.Найдите правильное высказывание:

а) экономическая программа Xpyщева способствовала экстенсивному развитию хозяйства

б) экономическая программа Хрущева способствовала интенсивному развитию хозяйства

в) экономическая программа Хрущева способствовала складыванию рыночной экономики

4. Почему, несмотря на успехи социальной политики, отставка Хрущева не вызвала протестов у советского народа?

а) политика Хрущева обострила национальные противоречия

б) росло недовольство возросшей ролью КПСС

в) произошел рост цен на товары повседневного спроса

г) была значительно сокращена численность армии

5. Какие мероприятия оживили культурную жизнь в СССР?

а) регулярные встречи деятелей ЦК и культуры

б) открытие Московского кинофестиваля

в) проведение международных выставок

6. Что из перечисленного является признаком «оттепели»

а) появление антисталинских произведений литературы

б) начало реабилитации

в) ослабление роли коммунистической партии

г) расширение международных контактов интеллигенции

7. Когда был запущен первый искусственный спутник?

8. Когда был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах?

9. Почему произошло усиление влияния ССС Р в 00 Н?

а) произошло ослабление роли США

б) появление в СССР баллистических ракет

в) поддержка Советским Союзом антиколониального движения.

10. Во время отставки Хрущев был обвинен:

а) в волюнтаризме

б) в сокращении армии

Вы находитесь на странице вопроса "Экономическая политика Хрущева плюсы и минусы плиз. ", категории "история ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "история ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Царица Савская – экзотическая, таинственная и властная женщина – увековечена в величайших религиозных книгах, среди которых еврейская Библия и мусульманский Коран. Ее образ также появляется в турецкой и персидской живописи, в каббалистических трактатах, и в средневековых христианских мистических произведениях, где она рассматривается как воплощение божественной мудрости и предсказатель культа Распятия. В Африке и Аравии о ней рассказывают и по сей день и, действительно, рассказы о ней рассказывались и пересказывались во многих странах в течение почти 3 000 лет.

Попытки выяснить, кем царица Савская (Шеба) могла быть в действительности, наталкиваются на определенные трудности. Почему, если о ней так мало известно, она стала такой важной фигурой? Рассказы о Соломоне и царице Савской, в конце концов, входят в легенды о создании современных государств Израиль и Эфиопия.

Еврейская легенда

Среди всех известных народов-рассказчиков в мире, наряду с кельтами, греками и индусами, евреи оставили человечеству одно из величайших литературных наследий. Библейские рассказы были записаны в конце железного века и в период персидского и греческого правления на Ближнем Востоке (600-200 гг. до н.э.). Они оказались на удивление живучими – их исключительное влияние на историю цивилизации было достигнуто в основном из-за их важности для трех монотеистических религий.

Первое появление рассказа о визите царицы Савской к царю Соломону – это короткое его описание в Ветхом Завете:

Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. <…> И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее. Третья книга Царств, глава 10, 1-13

Это история, которую до сих пор не удалось проверить. Но в ней есть достаточно намеков и подсказок, чтобы оставаться дразнящей и загадочной. «Драгоценные камни», «пряности» и «благовония», что царица принесла в дар Соломону из своей родины, подсказывают, что она прибыла из страны, богатой драгоценными камнями и благовонными деревьями.

Лишь немногие страны могут похвастаться этим всем – такие страны, как Сомали и Эфиопия (в районе Африканского Рога), и Оман и Йемен на юге Аравийского полуострова. Так могла ли страна царицы Савской быть где-то там? А как насчет самого имени царицы? Есть ли какие-то данные о земле под названием Сава

Поиск свидетельств

На самом деле в Библии есть несколько человек по имени Сава: один – потомок сына Ноя Сима, а другой – его сына Хама. Но также упоминается и место под названием Сава. В книге пророка Иезекииля (глава 27, 22-24) упоминается, что купцы, торговавшие с Тиром, пришли из Савы и Раамы, и привезли с собой пряности, драгоценные камни и золото – точно такие же товары, что царица Савская привезла с собой, когда она приехала навестить Соломона в Иерусалиме.

Но самым популярным переводом еврейского слова Сава является арабское слово Саба (Шеба) – со ссылкой на великое Сабейское царство, сегодня входящее в состав Йемена. И, хотя явных исторических доказательств о самой царице Савской не хватает, в тексте есть доказательства в поддержку этой версии. В ассирийских текстах, правители по имени Итамру и Кариб-илу ассоциируются с царями Сабы из йеменских текстов, по именам Йита’амарс и Карибил.

Исламская традиция

Еще более интересными являются результаты нынешних раскопок древнего храма рядом с рынком в старом Марибе – на землях, когда-то бывших частью древнего Сабейского царства. Храм известен как Махрам Билькис, или храм Билькис, а Билькис – это имя, данное царице Савской позже, в исламской традиции. В более ранних версиях Корана имя царицы Савской не называется. В ее истории есть несколько знакомых нам сюжетных линий из Библии, но есть и несколько дополнительных.

Бог, как считается, позволил Соломону разговаривать с птицами и понимать их, и однажды заметил, что не хватает чибиса. Когда птица вернулась, она объяснила, что долетела до чужой земли, известной как Саба, который правит царица, очень богатая и сидевшая на троне из золота и серебра. Потом Соломон пригласил эту царицу к нему в гости.

По прибытии она вошла во дворец, специально построенный для нее. Стены и пол дворца были сделаны из стекла, и по полу текла вода. Она подняла юбку, чтобы не замочить её, и таким образом показала всем свои ноги, которые были покрыты волосами, словно козлиные.

(В более поздней арабской легенде говорится о том, что у царицы Савской вместо ступни было копыто козы. Когда ее мать была беременна ею, она встретила красивого козла и возжелала его, «что свойственно беременным», и, когда родилась ее собственная дочь, у нее была одна нормальная нога, а вместо другой – козлиное копыто).

Эфиопская традиция

Из всех рассказов о царице Савской (царице Шебе), те, что пришли из Эфиопии и стран Африканского Рога, вероятно, больше всего сохранили связь с повседневной жизнью. Эта история была увековечена в священной эфиопской книге – Кебра Нагаст (Книга о Славе Царей)– в которой мы можем найти упоминания мохнатых копыт царицы, ее поездку к Соломону и ее соблазнение. Но история на этом не заканчивается. Затем царица возвратилась в свою столицу Аксум, расположенную на севере Эфиопии, и несколько месяцев спустя родила от Соломона сына, назвав его Менелик, что означает «сын мудреца».

Спустя годы Менелик отправился в Иерусалим, чтобы увидеть своего отца. Соломон встретил его с радостью и предложил ему остаться, чтобы править после его смерти. Но Менелик отказался от этого и решил вернуться домой. Под покровом темноты он покинул город, взяв с собой из Иерусалимского храма самую драгоценную реликвию – Ковчег Завета. Он привез его в Аксум, где он находится и по сей день в специально построенном хранилище во дворе церкви Святейшей Девы Марии.

Важность царицы Шебы, Ковчега Завета и «Кебра Нагаст» в эфиопской истории нельзя переоценить. Исходя из текста «Кебра Нагаст» эфиопы считают свою страну избранной Богом, место последнего упокоения его ковчега – и царица Савская и ее сын помогли ему туда попасть. Таким образом, царица Савская стала прародительницей своего народа, и цари имеют божественное право на власть, потому что они являются ее непосредственными потомками. Император Хайле Селассие даже закрепил это положение в Конституции Эфиопии от 1955 года.

Хайле Селассие стал, однако, не первым императором, публично заявившим о важности Кебра Нагаст. В Лондонском Национальном архиве есть письма, датированные 1872 годом, написанные эфиопским императором Йоханнысом IV королеве Виктории, в котором он пишет (перевод):

У вас там есть книга под названием «Кебра Нагаст», которая содержит законы всей Эфиопии, и имена шумов (аналог губернаторов), церквей и провинций. Прошу вас установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать ее мне, так как без этой книги мой народ в моей стране не будет мне подчиняться.

С разрешения королевы Виктории книга была возвращена в Эфиопию, и в настоящее время хранится в церкви Рагел в Аддис-Абебе, а табличка перед ней объясняет ее историю.

Кебра Нагаст

В конечном счете, нет очевидных доказательств, археологических или письменных, что царица Савская была царицой Эфиопии. Впечатляющие руины Аксума на тысячу лет старше королевы – современницы Соломона – по крайней мере, обычно их датируют десятым веком до нашей эры. А правящая династия великого Сабейского царства в Южной Аравии, о котором у нас есть письменные свидетельства, впервые завладела троном в то время, когда, предположительно, пришла к власти, царица Савская.

Но история должна на чем-то основываться. Если версия, изложенная в Библии, была записана веками позже времени ее правления, как многие думают, чтобы прославить Израиль и правление царя Соломона, то в ней может описываться время большого расширения, время, когда мир был неведом человеку. Может, поездка царицы в Израиль и была одной из первых дипломатических миссий в мире?

Интересно, что существуют древние тексты, которые рассказывают о могущественных царицах северной Аравии, правивших в седьмом и восьмом веках до нашей эры – время, которое некоторыми историками в Израиле полагается временем правления царя Соломона.

Что касается самой царицы Савской, ее история остается загадкой. Она была властной женщиной, обожающей матерью и таинственной любовницей – а также стала прародительницей нации и демоном с раздвоенными копытами. Все это и сделало ее невероятно популярной исторической фигурой.

Мать царицы Савской, будучи беременна ею, встретила красивого козла, возможно, на 21-ой неделе беременности. В это время у будущего ребенка укрепляется и костная и мышечная система. Кроме того, возрастают аппетиты будущих мам.

Царица Савская – одна из самых загадочных женщин в мировой истории. По распространенному предположению, она была царствующей особой одной из древних стран, хотя этому нет никаких доказательств. Существует также версия, что она была женой какого-то правителя. Не очень понятно и местоположение страны, в которой правила легендарная женщина. По всей вероятности, это государство включало в себя часть современного Йемена и, возможно, Эритреи и Эфиопии.

Встреча с Соломоном

Соломон, желая произвести на нее впечатление, с помощью джиннов перенес его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой?»

Согласно Библии, не названная по имени царица земли Сабы услышала о большой мудрости царя Соломона и совершила путешествие к нему с богатыми подарками – специями, золотом, драгоценными камнями. Длина пути через пустыни Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим составляла около 700 км. Поскольку царица путешествовала на верблюдах, такой вояж должен был длиться около 6 месяцев только в один конец. Кроме знакомства, правительница хотела задать Соломону несколько хитрых загадок, чтобы проверить его мудрость. По легенде, израильский правитель произвел на нее впечатление. В свою страну женщина возвратилась также с богатыми подарками от правителя Израиля: красота царицы из южной страны очаровала Соломона. Между тем, в библейских текстах, повествующих о царице Савской, нет никакого намека на любовь или какие-то отношения между ней и Соломоном. Они изображены там лишь как два монарха, заботящиеся об интересах своих государств.

В Коране, главном религиозном тексте ислама, также упоминается царица Савская; арабские источники называют ее Балкис. Их сведения несколько отличаются от библейских легенд. Согласно кораническому повествованию, Соломон узнает от птицы чибис о Сабейском царстве, которым управляет царица, восседающая на золотом троне, украшенном драгоценными камнями. Люди в этой стране поклоняются солнцу вместо единого Бога. Соломон посылает письмо с приглашением царице посетить его и уверовать в единого Бога. Царица Савская колебалась, принимать ли ей это приглашение. Для начала она решила послать подарки Соломону и подождать его ответа. Соломон, однако, не был впечатлен подношениями царицы, заявив, что подарки, которые он получил от Бога, имеют гораздо большую ценность. Также он пригрозил, что пошлет в Сабию войска, захватит ее города и выгонит их жителей с позором. После этого Балкис решила сама приехать к Соломону.

Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, желая произвести на нее впечатление, с помощью джиннов перенес его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой?» Балкис узнала его и была приглашена во дворец, построенный для нее Соломоном. Пол во дворце был сделан из стекла, под которым в воде плавали рыбы. Балкис, решив, что ей надо будет идти по воде, подняла подол своего платья, оголив ноги. И тогда поняла, насколько мудр ее оппонент.

Потомки царицы из Эфиопии

Одна версия связывает личность царицы Савской с известной царицей Египта Хатшепсут.

Некоторые народы считают, что происходят от рода легендарной правительницы. Императорская семья Эфиопии уверена, что ведет свое происхождение от потомков царицы Савской и царя Соломона. Царицу Сабы эфиопы называют Македа. Это имя некоторые исследователи связывают с Македонией и более поздними эфиопскими легендами об Александре Великом. Эфиопы полагают, что царица родилась примерно в 1020 г. до н.э. в Офире (легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и захватывала даже остров Мадагаскар. Древние обитатели этой страны были светлокожими и высокого роста). Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей страны.

Древние эфиопские легенды гласят, что у царя Соломона и царицы Савской родился сын Менелик, ставший первым императором Эфиопии. Соломон в эфиопской мифологии выглядит откровенным соблазнителем. Полюбив царицу, он решил действовать хитростью: обещал не домогаться ее, если она поклянется не брать у него ничего без спросу, а на ужин приказал подать слишком соленые блюда. Ночью страдавшая от жажды царица напилась из стоявшего рядом с кроватью кувшина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к любви. Правда, их роман продолжался всего полгода.

Потомками Соломона и царицы Савской считали себя представители эфиопского народа фалаша, по преданию ведущими свое происхождение от еврейских чиновников и священников, которым царь Соломон велел следовать в Африку вместе со своим сыном Менеликом. Менелик решил похитить из Иерусалимского храма хранившийся там священный ковчег Завета. Ночью он выкрал святыню и тайно увез ее в Эфиопию к своей матери, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских священников, ковчег и поныне находится в тайном подземном храме в эфиопском городе Аксум.

Другая эфиопская легенда говорит об отце царицы Савской по имени Агабо, расширившем свою империю на обе стороны Красного моря – африканскую и аравийскую. Царица Савская, согласно этим эфиопским источникам, была правительницей Эфиопии, посетившей в Иерусалиме царя Соломона. А древнееврейский историк І ст. н.э. Иосиф Флавий называет гостью Соломона царицей Египта и Эфиопии. В Новом Завете она также именуется «царицей Юга». Юг идентифицируется как Египет.

Это не случайно, так как еще одна версия связывает личность царицы Савской с известной царицей Египта Хатшепсут, правившей страной с 1489 по 1468 гг. до н.э. Ее отец, фараон Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию). Согласно этому мнению, имя Хатшепсут переводится как «царица Сабы». Она наладила активную торговлю с соседними странами и создала процветающую экономику в эпоху 18-ой династии фараонов. А солнечное божество, которому, согласно Корану, поклонялась царица Савская, было близко этой династии египетских фараонов: дед Хатшепсут, фараон Эхнатон, ввел культ поклонения богу солнца Атону. Царством Сабиев иногда называют и Нубию, страну между Эфиопией и Египтом. Некоторые современные арабские историки видят легендарную царицу как правительницу торговой колонии в Северо-Западной Аравии, основанной южными аравийскими царствами. Современная археология действительно подтверждает тот факт, что подобные колонии существовали, хотя ничего определенного, относящегося к царице Балкис, или царице Савской, ученым найти не удалось. Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, скорее всего, мог быть торговой миссией, связанной со стремлением израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией. Недавние археологические открытия в Йемене подтверждают версию, согласно которой царица Сабы управляла Южной Аравией. Выяснилось, что резиденцией сабейских царей был город Мареб в Йемене. Команда исследователей из университета Калгари (Канада) во главе с профессором археологии, доктором Биллом Гланзманом, исследует древний 3000-летний храм в Маребе, предположительно связанный с царицей Савской. Согласно преданиям, где-то недалеко от храма под землей находится и дворец правительницы. Увенчаются ли успехом эти поиски, покажет время, однако пока в Великобритании, Канаде и США словосочетание «царица Савская» используется как фигура речи, обозначающая что-то совершенно нереальное и не соответствующее действительности.

Salomon, Педро Берругете

Богоматерь с Младенцем (на престоле, с предстоящими Давидом и Соломоном) Печать

Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет. Чаще всего годами его правления называют 972-932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.

Соломон отличался любовью к женщинам. Некоторые источники утверждают, что у него было около 700 жён и более 300 наложниц. Самой старшей женой израильского царя являлась египтянка, которая предположительно носила имя Вифия.

Однажды слухи о мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его удивительном уме и божественной премудрости.

«Прибытие царицы Савской» , картина Самуэля Коулмена

Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом и благовонными маслами.

«Соломон и царица Савская» ,

По легенде, Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни одного гостя.

« Встреча Соломона и царицы Савской ».

Говорили, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства. Тогда же царица Савская загадала правителю Израиля три загадки, на которые царь якобы заранее получил ответ у подкупленного им савского жреца и, не задумываясь, сразу же отвечал царице. Женщина ещё больше дивилась мудрости прославленного Соломона

«Соломон и царица Савская»,

Она, всегда гордая и непреклонная, даже ответила согласием, когда тот попросил Балкиду стать его женой. Однако перед этим Соломон пожелал раскрыть тайну царицы и тем самым опровергнуть жуткие слухи о Балкиде. Про царицу савскую рассказывали, что наружностью она прекрасна и поразительно мудра. Ей даже приписывали сверхъестественные способности, нередко называли «царицей джиннов» и «демоном». Однако говорили, что при всех достоинствах повелительницы савеев, она обладала нечеловеческими, козьими ногами, а вместо ступней у неё были перепончатые, словно у гусыни, лапы.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом,

Влюблённый царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Всё это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провёл царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, вдруг подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд её ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел настоящие, человеческие ноги, только слишком кривые и некрасивые.

Оскорблённая царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанёсшим повелительнице савеев жестокую обиду.

Царь быстро забыл иноземную гостью и вновь наслаждался наложницами, собранными в царском гареме со всего мира. « Женщина слаще жизни и горше смерти », — говорил Соломон о своих возлюбленных.

Он продолжал строить города, укреплять флот и возводить храмы. Однако его приближённые становились всё больше недовольными расточительной политикой правителя. Сразу же после смерти «мудрейшего из царей» произошло восстание против династии Давида, и Израиль был разделён на две территории: Израиль и Иудею. Последней некоторое время правил сын Соломона Ровоам.

Таинственная царица Савская January 13th, 2014

Я та — чьё имя славится повсюду,
Под рокот арф и лиры звон;
В сказаньях вечных я пребуду
Певцов всех стран и всех времён.
За разум мой, могущество и силу
Мне служат все, познавшие меня.
Я — Саба. Я молюсь светилу
Всепобеждающего дня.

Мирра Лохвицкая



Edward Slocombe. «Царица Савская».

Царица Савская принадлежала к роду сабейских царей-жрецов - мукаррибов. Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа. Родилась она приблизительно в 1020 году до нашей эры в стране Офир, которая простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми и добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, овец и верблюдов, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь и умели выплавлять бронзу

Кадр из фильма «Царица Шева»

Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии. В пятнадцатилетнем возрасте Македа отправилась царствовать в Южную Аравию, в Сабейское царство, где стала царицей Савской. Она правила царством около сорока лет.
Подданные говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины. Столицей Сабейского царства был город Мариб. В Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись Солнцу.

«Святая Македа, царица Савская» современная икона

Гипотезы и археологические свидетельства

Относительно недавно ученые установили, что в народной религии древнего Йемена большую роль играло солнечное божество Шамс. Легенды говорят, что первоначально царица поклонялась звездам, Луне, Солнцу и Венере. Она имела почетный титул верховной жрицы планетарной соборности и устраивала в своем дворце «Соборы мудрости». Была она верховной жрицей и некого южного культа нежной страсти. Лишь после путешествия к царю Соломону она познакомилась с иудаизмом и приняла его.

Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)

По описаниям античных авторов, владыки Сабы жили в мраморных дворцах, окруженных садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей. Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая держала воду в искусственном озере. Через сложную систему каналов и стоков озеро поило крестьянские поля, а также фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах

«Царица Савская».Миниатюра из средневекового немецкого манускрипта.

Длина каменной дамбы достигала 600, а высота - 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, раз в год приносимая тропическим ураганом из Индийского океана. Коран утверждает, что ирригационная система была разрушена небом как кара за язычество. В реальности же катастрофу учинили римляне, разграбившие город и разрушившие шлюзы в наказание за отчаянное сопротивление жителей Мариба.

Миниатюра к книге Боккаччо«Достославные женщины», Франция, XV в.

В город Мариб, где в незапамятные времена правила легендарная царица Савская, ученые пытались проникнуть давно. Однако само его местонахождение долгое время оставалось тайной, которую тщательно хранили местные арабские племена и власти Йемена.

«Царица Савская на троне»:Персидская миниатюра XVI в

В 1976 году очередную попытку проникнуть в заветный город предприняли французы. Они вели переписку с йеменскими властями долгих семь лет, пока не добились разрешения на посещение развалин одним человеком, которому было дозволено лишь осмотреть их. И тогда в Мариб решили послать парижского фотографа из журнала «Фигаро», умеющего снимать скрытой камерой.

Афиша кинофильма 1921-го года

Ему удалось увидеть и снять массивные колонны разрушенных храмов и дворцов, а также несколько скульптур, относящихся к периоду VI-IV веков до нашей эры. Одни были сделаны из мрамора, другие - из бронзы, третьи - из алебастра.
Какие-то фигуры имели явно шумерские черты, другие - парфянские. Все они находились внутри развалин, прислоненные к камням. Фотографу удалось запечатлеть и выбитую на камне своего рода охранную грамоту: «Люди Мариба возвели этот храм под покровительством своих богов, царей и всего народа государства Саба. Кто повредит эти стены или унесет скульптуры, тот погибнет сам, а его род будет проклят».

Соломон и Шева. Парма, епархиальный музей

Как раз после съемки этого текста фотографа попросили уехать. Запись была сделана на осколке барельефа внутри здания, от которого остался лишь фундамент. Внутри него копошились люди в лохмотьях, которые укладывали в мешки половинки кирпичей.

У фотографа сложилось впечатление, что в Мариб европейцев не пускают не из-за того, что он объявлен священным для мусульман местом, а по той причине, что он является частной каменоломней какого-то местного феодального клана. По словам фотокора «Фигаро», ему удалось сфотографировать лишь сотую часть возможного. Он признался, что такая работа сродни тому, чтобы промчаться на мотоцикле по залам Лувра.

Пьеро делла Франческа - 2a. Шествие царица Савская

Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией.

Пьеро делла Франческа - Легенда Истинный Крест - царица Савская -в зале приемов с Соломоном

Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.

Соломон и Шеба,витраж в Страсбургском романском соборе

Встреча Шебы и Соломона,витраж в Кельнском кафедральном соборе

Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.

Развалины Храма Солнца в Марибе. Построен в VIII веке до н. э., существовал в течение 1000 лет

В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб.

Развалины древнего Мариба

Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова.

Соломон и царица Савская-портик.Врата рая

Деталь»Врата рая»

Надписи, обнаруженные в южной Аравии, не упоминают правительниц, однако из ассирийских документов VIII-VII веков до н. э. известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. В 1950-е годы Вендел Филипс (Wendell Philips) произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе. В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны). По словам исследовательницы из США Мадлен Филлипс, найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы в возрасте 3 тысячелетий.

Йемен — территория, откуда, вероятно, прибыла царица

Эфиопия — страна, где, возможно, правил её сын

Возникновение легенды о сыне царицы Савской в Эфиопии исследователи связывают с тем, что, по-видимому, в VI веке до н. э. сабейцы, перебравшись через Баб-эль-Мандебский пролив, осели у Красного моря и заняли часть Эфиопии, «захватив» воспоминание о своей правительнице с собой и пересадив его на новую почву. Одна из провинций Эфиопии носит название Шева (Шава, совр. Шоа).

В амьенском соборе,медальоны с сценами легенды о Шеве

Достаточно распространена также точка зрения, согласно которой родиной царицы Савской или её прототипа была не Южная, а Северная Аравия. В ряду других североаравийских племён сабейцы упоминаются на стеле Тиглатпаласара III.

Фреска-де «Salomón y la Reina de Saba» в библиотеке Эскориала

Эти северные сабейцы по ряду признаков могут быть ассоциированы с сабейцами (савеянами), упоминаемыми в книге Иова (Иов.1:15), Савой из книги пророка Иезекииля (Иез.27:22), а также с внуком Авраама Шевой (Быт.25:3, ср. также Быт.10:7, Быт.10:28) (упоминаемое рядом имя брата Шевы, Дедана, связано с оазисом Эль-Ула к северу от Медины) .

Царица Савская перед храмом Соломона в Иерусалиме, Саломон де Брей (1597-1664)

По мнению некоторых исследователей, Израильское царство сначала вступило в контакт с северными сабейцами, и лишь потом, возможно через их посредничество, с Сабой на юге. Историк Дж. А. Монтгомери предположил, что в X веке до н. э. сабейцы жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга

Зенобия, царица Пальмиры, в XX веке также стала «крестной»Зены — королевы воинов

Знаменитый исследователь Аравии Г.Сент Джон Филби (H.St.John Philby) также полагал, что царица Савская происходила не из Южной Аравии, а из Северной, и легенды о ней в какой-то момент смешались с историями о Зенобии, воинственной царицей Пальмиры (совр. Тадмур, Сирия), жившей в III веке н. э. и принявшей иудаизм.

Каса-де-Алегри Sagrera, Salomó я-де-ла-Рейна Sabà

«Соломон и царица Савская»,Пьетро Дандини

Еврейская каббалистическая традиция также считает Тадмур местом захоронения царицы—злой дьяволицы, и этот город считается зловещим приютом демонов

«Царь Соломон и царица Савская.»,Франса Франкена

Франс Франкена

Кроме того, существуют параллели между Савской и другой восточной самодержицей — знаменитой Семирамидой, также воевавшей и занимавшейся ирригацией, жившей примерно тогда же — в к. IX в. до н. э., которые прослеживаются и в фольклоре. Так, писатель нашей эры Мелитон пересказывает сирийскую легенду, в которой отец Семирамиды зовётся Хадхад. Вдобавок, иудейская легенда сделала царицу матерью Навуходоносора, а Семирамиду — его женой

.

« Царица Савская на Коленях перед Царем Соломоном»,Иоганн Фридрих Август Тишбейн

Один из спутников Васко да Гамы высказал предположение, что царица Савская происходила из Софалы — древнейшей известной по документам гавани Южного полушария, берега, который, по его предположениям именовался Офиром. В этой связи упоминает Софалу в «Потерянном рае» Джон Мильтон. Кстати, позже в этих местах португальцы будут предпринимать экспедиции в поисках золотых копей царицы Савской.

«Соломон принимает царицу Савскую», художник Антверпенской школы,17в

Прочие версии

Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» приводит рассказ о посещении Соломона царицей, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства.

Общий вид храма Хатшепсут

Согласно основанной на этих данных реконструкции исследователя Иммануила Великовского, создателя внеакадемической «ревизионистской хронологии», царица Савская — это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию).

Хатшепсут

Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной», или, по другому переводу, «Божьей Землёй». Барельефы Хатшепсут изображают сцены, схожие с библейским описанием визита царицы Савской к царю Соломону.

«Соломон и Шева»,Кнюпфера

Историки не знают, где в точности находилась эта земля, хотя в настоящее время существует гипотеза, что земля Пунт — территория современного Сомали. Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы» — столица Египта в период правления Хатшепсут (др.-греч. Θῆβαι —Теваи) — однозначны.

Сабейская стела: пир и погонщик верблюдов, наверху надпись на сабейском языке.

Британский писатель Ральф Эллис (Ralph Ellis), теории которого ставятся учёными под сомнение, предположил, что царица Савская могла быть супругой фараонаПсусеннеса II, который правил Египтом в период жизни Соломона, и чьё имя по-египетски звучало как Pa-Seba-Khaen-Nuit.

Эдварда Пойнтер, 1890 , "Визит царицы Савской к Царю Соломону"

Также предпринимались попытки провести аналогию между царицей Савской и китайской богиней Си Ван Му — богиней западного рая и бессмертия, легенды о которой возникли приблизительно в ту же эпоху и имеют схожие черты

«Прибытие царицы Савской», картина Самуэля Коулмена

Путешествие Билкис (так называют царицу Савскую в более поздних арабских текстах) к Соломону стало одним из самых известных библейских сюжетов. Она отправилась в семисоткилометровый путь с караваном из 797 верблюдов.

«Соломон и царица Савская», Джованни Демин, XIX век

Свита ее состояла из черных карликов, а охранный эскорт - из высокорослых светлокожих гигантов. На голове царицы красовалась корона, украшенная страусиными перьями, а на мизинце был перстень с камнем «астерикс», который неизвестен современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

Пьеро делла Франческа. Царица Савская Встречи с Соломоном.Фреска, - Сан-Франческо В Ареццо, Италия

В Иудее царица задавала Соломону мудреные вопросы, но все ответы владыки были абсолютно верными. Историки отмечают, что едва ли не большинство загадок царицы основывались не на житейской мудрости, но на знании истории еврейского народа, и это действительно выглядит странным в устах солнцепоклонницы из далекой, по меркам того времени, страны.

«Соломон и царица Савская», Конрада Вица

В свою очередь, Соломон был покорен красотой и умом Билкис. Эфиопская книга «Кебра Негаст» описывает, что по прибытии царицы Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней»

«Соломон и царица Савская»,картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо

Согласно некоторым преданиям, он женился на царице. Впоследствии двор Соломона получал из знойной Аравии лошадей, драгоценные камни, украшения из золота и бронзы. Самым же ценным по тому времени было благовонное масло для церковных курений. Царица тоже получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину.

«Царица Билкис и удод».Персидская миниатюра, ок. 1590—1600

Согласно большинству преданий, она с тех пор правила в одиночку. Зато от Соломона у Билкис родился сын по имени Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии. В конце жизни царица Савская вновь вернулась в Эфиопию, где к тому времени правил ее повзрослевший сын.

Царица Савская скачет в Иерусалим.Эфиопская фреска

Еще одна эфиопская легенда повествует о том, что долгое время Билкис хранила в тайне от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим, сказав, что он узнает отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в храме бога Яхве.

«Соломон и царица Савская», деталь. Османский мастер, XVI в.

Добравшись до Иерусалима и придя в храм на богослужение, Менелик достал портрет, но вместо рисунка с удивлением обнаружил небольшое зеркало. Посмотрев на свое отражение, Менелик обвел взглядом всех присутствующих в храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец…

Загадка для ученых

Между тем недавно случай помог приблизиться к разгадке целого ряда тайн Древней Аравии. Менее десяти лет назад поработать в Йемене пригласили целую группу горных инженеров из стран Европы, США и Саудовской Аравии.

В эту сугубо техническую команду без лишнего шума были включены несколько археологов. Первое, что они обнаружили, это обилие забытых оазисов и древних поселений. Пустыня, овеваемая восточными легендами и знойными ветрами, в давние времена далеко не везде была безжизненной.

«Соломон и царица Савская»,анонимный художник, XV век, Брюгге

Там были пастбища, охотничьи угодья, прииски драгоценных камней. Среди прочего была обнаружена небольшая каменная скульптура, напоминающую древнюю индоевропейскую Богиню-мать, что озадачило ученых. Как ритуальная скульптура попала в южные края? Впрочем, и многие керамические черепки со специфическими орнаментальными украшениями были явно индоевропейского типа, близкого к шумерскому.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом, фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо

На севере Йемена археологи нашли десять участков с отвалами шлаков. По плавильным печам они определили, что там перерабатывали добротную медную руду, делали бронзу. Слитки из Сабы шли в страны Африки, Месопотамию и даже в Европу. Все это доказывало, что удачливыми металлургами были отнюдь не бедуины, а оседлые племена другого этнического происхождения.

Джованни Демин (1789-1859), «Соломон И Царица Савская»

Интересные факты

Оба варианта имени царицы, Билкис и Македа, являются относительно распространёнными женскими именами — первое, соответственно, в исламских арабских странах, второе — среди христиан Африки, а также у афроамериканцев, подчёркивающих свою африканскую идентичность и интересующихся растафарианством.

Царь Соломон и царица Савская,Рубенса

11 сентября, день возвращения царицы Савской от Соломона в родную страну, является в Эфиопии официальной датой начала Нового Года и носит названиеEnkutatash.

Царица Савская,Рафаэля,Урбино

Третьим по старшинству орденов Эфиопии является Орден царицы Савской (Order of the Queen of Sheba), учреждённый в 1922 году. Среди кавалеров ордена были: королева Мария (супруга английского короля Георга V), президент Франции Шарль де Голль, президент США Дуайт Эйзенхауэр

Гравюра иллюстрация Nicaula, царица Савская и Соломон

Предок Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, по одной из версий, был родом из Эфиопии и, по его утверждениям, принадлежал к княжескому роду. Если этот род, что вполне допустимо, имел какие-либо брачные связи с правящей династией, то «кровь царицы Савской и Соломона» текла и в жилах Пушкина

В Сомали в 2002 году были отчеканены монеты с изображением царицы Савской, хотя с этой страной её не связывают никакие легенды.

Эфиопская церковь,фрески

Редкий вид йеменской газели носит имя «газель Билкис» (Gazella bilkis) в честь царицы Савской

Акопо Тинторетто,»Соломон и Шеба».

Во французской кухне существует блюдо, названное в честь царицы — gâteau de la reine Saba, шоколадный пирог.

Скульптура из камня копия статуи царицы Савской собора в Реймсе.

В честь царицы названо два астероида: 585 Bilkis и 1196 Sheba.

Царство Шебы,Ллорейна

Одно из туристических мест Эфиопии — развалины Дунгур в Аксуме — называют (без каких бы то ни было оснований) «дворцом царицы Савской». То же показывают в Салала в Омане.

Миндельхайм (Германия), вертеп в Йезуитский церкви, „царица Савская“

В 1985 году в мансийском святилище рядом с селением Верхне-Нильдино было обнаружено серебряное блюдо с изображением Давида, Соломона и царицы Савской, почитавшееся местным населением как фетиш. По местным легендам, оно было выловлено из Оби неводом во время рыбной ловли.