Образование централизованного государства:

1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен»)

2) взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада».

3) война с Лугальзаггеси, победа над 50 правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива

4) походы на северо-запад: покорение Мари, Эблы до «кедрового леса» и «Серебряных гор», т.е. до горных хребтов Амана и Тавра

5) в конце правления Саргон завоевал Субарту (СМ)

6) набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)

Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:

1) создание общей ирригационной сети в южной Месопотамии и средней Месопотамии

2) строительство дорог, гаваней

3) введение общегосударственной системы мер и весов

Социально-политическое развитие:

1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин

2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти

3) царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»

4) переход храмовое хозяйство переходит в руки правителя

5) дополнительные льготы жречеству

6) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников

7) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отложились Субарту и Вавилон

Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития (впрочем, аналогичный процесс шел, видимо, и в соседнем с Шумером Эламе, расположенном к востоку от него). Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский). По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке и воспитанным чужими людьми (частый легендарно-мифологический сюжет, известный в истории многих народов). Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.

Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца, объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений бывших городов-государств, В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.


Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. Храмы с их жрецами, хозяйством и обслуживающим персоналом, равно как и возникавшие параллельно с ними и во многом на основе той же модели царские хозяйства, за счет которых выделялись наделы воинам и иным служащим, были основой экономического могущества центра. Рента-налог с общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были основой нормального функционирования структуры в целом. При этом усиление роли государственного хозяйства и приток дани извне объективно способствовали росту престижного потребления верхов, следствием чего стал заметный процесс приватизации. Вначале он выявлялся на уровне верхов и реализовывался в форме индивидуального накопления имущества - как в результате войн, так и в ходе обменных операций тамкаров. Важную роль играл при этом приток пленных иноплеменников, превращаемых в рабов, чей труд использовался практически почти бесплатно.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до «Кедрового леса» и «Серебряных гор», т. е. до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия). Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн, за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»),

Аккадская держава при приемниках Саргона. Эволюция царской власти в период правления Нарам-Суэна.

Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

Преемник Саргона - Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. Были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов - Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, перебито только в Умме и Дере около 13 000 человек.

При таком размахе карательных операций и шаткости внутриполитического положения организовать военные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь двумя походами на Элам.

Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборствующая сторона оказалась сильнее, и вследствие заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша - Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний. Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидского залива.

В целях укрепления царской власти Маништушу вводит налоги с храмового хозяйства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основы системы царских хозяйств. В то же время он ищет у жрецов поддержки, увеличивая размер наделов и количество рабов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток – в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне с луллубеями. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

1) три похода против мятежных правителей (против Уммы, Адаба, Лагаша)

2) два похода на Элам

3) попытка заручиться поддержкой жречества, смерть от рук заговорщиков

Маништушу

1) два похода на Элам

2) подавление ряда восстаний

3) ввод налогов с храмового хозяйства

4) расширение царского земельного фонда

5) поиск поддержки у жречества

Нарам-Суэн (2236-2200)

1) Внутренняя политика:

Подавление вспышки недовольства

Наместники в городах – сыновья Нарам-Суэна

Низведение «энси» до уровня чиновников

Ведущая линия политики – опора на жречество

Признание Нарам-Суэна «богом Аккада»

2) Внешняя политика:

Успешные походы на С-З (Эбла)

На С (Субарту, верховья Тигра)

На В (Элам, страны Персидского залива)

В горы Загрос (луллубеи)

Сузская «Стела Нарам-Суэна», титул «царя четырех стран света»

3) конец правления – упадок ирригации, конфликты с жречеством, голод

Нашествие кутиев.

Кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися вождями. Они обложили данью М., угоняли в плен население. Кутии предпочитали находиться на территории своей страны, а управлять М. с помощью наместников. Одним из таких наместников был Гудеа , возможно осуществлявший власть над всем Шумером ок. 20 лет во второй пол. 22в. Политическое поражение Аккада ослабило деспотическую Власть царя. При Гудеа Лагаш имел широкие торговые связи с сев. М. Сирией, Индией и др. странами. Около ста лет кути удерживали полит. Господство над страной. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил Утухенгаль.

В 2109г. Кути были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер и к власти пришел основатель 3й династии Ура – Ур-Намму . Династия правила объединенным шумерским гос-вом с конца 22 до конца 21 вв.

Саргон Древний. XXIII в. до Р. Х.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Шаррумкен (Саргон), царь Аккада в 2316-2261 гг. до Р. Х. Основатель Аккада династии.

По происхождению Шаррумкен был восточным семитом. Согласно "Царскому списку", он служил садовником и чашеносцем у последнего царя 4-й династии Киша Ур-Забабы, а затем, неизвестно каким образом ("по особой милости Иштар"), сделался царем вместо него. Однако править Шаррумкен стал не в Кише, а перенес свою резиденцию в небольшой северный городок Аккад, который дал название новому государству. Совершая отсюда походы, Шаррумкен овладел прежде всего верхней Месопотамией (в том числе государствами Акшак и Мари), а после напал на царя Урука Лугальзагеси, объединившего к этому времени под своей властью весь Шумер. По легенде, поводом к войне стал отказ Лугальзагеси породниться с Шаррумкеном. В 2312 г. до Р. Х. аккадцы разбили шумеров в большом сражении. Лугальзагеси попал в плен. В клетке для собак его отвезли в Ниппур и там, видимо, казнили. Шаррумкен взял Урук и разрушил его укрепления. В следующем году он разбил шумеров еще в одном сражении, взял Умму, Лагаш, вышел к Нижнему морю (Персидскому заливу) и омыл здесь свое оружие. Власть Шаррумкена простиралась теперь от Сирии до Персидского залива. Это было самое большое из когда-либо существовавших до этого государств Междуречья. Следующие годы Шаррумкен, по-видимому, посвятил организации власти в его царстве. Лишь в 2306 г. до Р. Х. он предпринял большой поход вверх по Евфрату через Сирию к Ливану.

О дальнейших военных событиях долгого царствования Шаррумкена известно очень мало. Существует легенда о его походе в Малую Азию. Другой большой поход был совершен против Элама. Аккадцы взяли Аван, Сузы и пленили правивших там царей. Но Элам сохранил после этого свою независимость. Кроме того, Шаррумкену пришлось подавлять какое-то большое восстание шумеров, которые даже осаждали царя в Аккаде.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Саргон, Шаррум-кен - основатель и царь Аккадского царства (2369-2314 гг. до н.э.). Согласно легенде, мать Саргона была бедной женщиной и подбросила маленького сына водоносу Акки, который усыновил его. В молодости Саргон работал садовником при храме богини Иштар в городе Киш. Впоследствии он стал слугой местного правителя Урзабабы. После поражения, которое Урзаба-ба потерпел от правителя города Умма Лугальзагеси, Саргон захватил власть в Кише. Стремясь придать своей власти характер законности, он объявил себя ставленником богини Иштар.
В самом начале своего правления Саргон уделял основное внимание созданию сильной армии, с помощью которой собирался подчинить себе Северное Междуречье. Ему удалось сформировать регулярный корпус из 5400 воинов, вооруженных луками. Этот корпус являлся ядром народного ополчения, на которое Саргон мог рассчитывать в военное время.
Имея в распоряжении внушительную военную силу, Саргон постепенно покорил города Северного Междуречья и объединил их в одно государство, имеющее типичные черты восточной деспотии. Город Аккад он сделал столицей нового царства, которое по названию столицы стало называться Аккадом.
После объединения Аккада Саргон обратил свои взоры на Южное Междуречье. Он задался целью покорить весь Шумер. Чтобы найти повод к войне, Саргон предложил правителю Уммы Лугальзагеси породниться с ним, но тот отказал. Тогда повелитель Аккада перешел к военным действиям. Вскоре ему удалось разгромить войска Лугальзагеси и пятидесяти энси (правителей), которые поддерживали его. Сам Лугальзагеси попал в плен и был в оковах отправлен в город Ниппур для принесения в жертву богу Энли-лю. Между тем Саргон продолжил поход на юг Междуречья и достиг берегов Персидского залива. Объединив Аккад и Шумер, Саргон принял титул "царя страны, которому Энлиль не давал врага", но это не означало, что он покончил с завоевательными походами.
Для того чтобы обезопасить юго-восточные границы своего царства, Саргон вторгся в Элам и захватил ряд эламских городов, через которые шел торговый путь в Индию. Вслед за этим он повел войско в страну Субарту, расположенную в северо-восточной части Междуречья, и завоевал ее. С этого момента все Междуречье оказалось в руках аккадского царя.
Однако Саргон не ограничился завоеваниями в пределах Междуречья. В стремлении захватить западные караванные пути он повел войско на запад. В течение трех лет он покорил Мари, страну к западу от среднего течения Евфрата, Ярмути и Иблу в Северной Палестине, а затем через Киликийские ворота проник в Сирию и вышел к берегам Средиземного моря. Есть основания предполагать, что Саргон хотел покорить всю Малую Азию; во всяком случае, достоверно известно, что он посылал часть своего войска в малоазийский город Ганиш для оказания помощи в борьбе с царем города Бурушханда.
Таким образом, в середине XXIV века до н.э. под властью Саргона оказалась огромная территория, объединенная в единый государственный организм. Саргон уделял много внимания усовершенствованию и расширению ирригационной системы; при нем были проведены новые оросительные и отводные каналы, что улучшило состояние земледелия в Междуречье. С целью развития торговли Саргон ввел единую систему мер и веса; он заботился о поддержании сухопутных и водных коммуникаций. Саргон был ревностным почитателем богов; он поддерживал культы многих аккадских и шумерских богов; примечательно, что свою дочь Эн-Хедуанну он отдал в жрицы бога Нанны, храм которого располагался в городе Ур.
Согласно легенде, Саргон был долгожителем - он прожил более ста лет. Созданная им династия (Саргониды) правила около ста сорока лет.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Примерно в 2316 году до н.э. в городе Кише, доминирующем в то время в Месопотамии, была свергнута власть в результате переворота. Согласно древним записям, успешное восстание возглавил садовник и подносчик кубков правителя Ур-Забабу.

Неизвестно, как его звали в то время, однако надеясь скрыть свое неблагородное происхождение, узурпатор назвал себя Шаррум-кен (Истинный царь), что позднее было интерпретировано как Саргон Аккадский. Захватив власть в Кише, он провел множество завоеваний, покорив окрестные номы. Только за первые три года правления он отправился войной на Эблу (современная Сирия), получив доступ к Средиземному морю.

Спустя год Саргон решил перенести столицу в город Аккаде́, который и дал название всему государству и правящей династии. Таким образом, он хотел отстраниться от ставших традиционными элит и жречества города Киш. Укрепив свое влияние в северных землях, Саргон начал войну с Лугальзегеси, захватив немалые земли.

После этого он получил признание в священном для религии жителей Месопотамии городе - Ниппуре. Спустя год вспыхнуло восстание под предводительством некоего Ура. В древних источниках указывается, что Саргон провел с ним 34 битвы, и в итоге победил.
В 2305 г. до н.э. Саргон Аккадский вновь вторгся в Сирию, одновременно направив походы в верховья Тигра против государства Элам.

В результате всех этих завоеваний появилось государство, обладающее наибольшими территориями в мире. Царю принадлежал большое количество земель, однако остальными распоряжаться он не мог. Саргон активно поддерживал культ богов, почитаемых в Аккаде, Кише, Энлиле и Ниппуре, однако деспотический характер его правления не вызывал восторга у жречества. Последние годы жизни Саргона были омрачены восстанием, которое было вызвано голодом. Его подавлением занимался его сын, Римуш.

У ассирийцев была репутация очень жестокого народа, хотя их царь Саргон II построил великолепный город в Хорсабаде. Были ли ассирийцы действительно такими, как о них говорили, и почему город, построенный Саргоном, был покинут после его смерти?

В северной Месопотамии, среди холмов, разделяющих реки Тигр и Евфрат, жили ассирийцы - это был народ, которого боялись больше всех в древнем мире. Но были ли эти люди просто жестокими варварами? Оставшееся после них искусство и великие города позволяют нам сказать, что это не так. Среди этих городов самым загадочным был Хорсабад. Этот город был построен царем Саргоном II, но был покинут, когда кончилось его правление. Какая же история скрывается за стенами этого странного города?

Царские апартаментыво дворце в Хорсабадебыли площадью300 квадратныхметров. Это был одиниз самых гигантскихдворцов древнего мира.

Рождение империи

Ассирийцы были осколком шумерской цивилизации, разрушенной после падения Ура примерно в 2000 году до н. э. Как большинство народов, живущих в Месопотам-ской долине, они занимались земледелием, используя плодородные почвы, выращиванием ячменя, а также животноводством, разводя крупный рогатый скот, овец и коз. Центром их империи был город-государство Ассур, сейчас место, где был расположен этот город, находится в северном Ираке. Отсюда началось строительство и других городов-государств - Ниневия и Арбелы. Ассирийцы начали строить свою империю примерно в 1363 году до н. э., но между ними и соседями происходили непрерывные войны в борьбе за власть и влияние в регионе. Самым удачливым царем в этот период был Тиглатпаласар (1114 - 1076 гг. до н. э.). Это был сильный военачальник, при котором в войне начали успешно применять боевые колесницы и красиво украшенное оружие из железа. Примерно к 1100 году до н. э. ассирийская империя протянулась от Средиземного моря на севере до тех мест, где сегодня находятся восточные рубежи Турции. После окончания правления Тиглатпаласара был период упадка, пока на троне не появился другой сильный царь - Тиглатпаласар III (744 - 727 гг. до н. э.). Он подчинил своему влиянию Сирию и Вавилон, начал вводить систему налогообложения и военного конт-роля. Когда Саргон II взошел на трон в 721 году до н. э., ему досталась огромная хорошо организованная империя.



Хорсабад находится в Северном Ираке, к северо-востоку от города Мосул. Рядом расположен знаменитый город Ниневия. Южнее - древние города Вавилон и Ур.

Царь Саргон

Саргон, вероятно, не был потомком ассирийских царей, но он принял имя одного из прежних монархов - Аргона Древнего, царя Аккада, основателя первой в мире империи. Первый Саргон был почти легендарной личностью и проявил себя как сильный и успешный правитель. Сирия и Вавилонское царство старались освободиться из-под ассирийского влияния, но Саргон подавлял все их выступления. Однако он был не только военным лидером. Найдены документы, в которых говорится, что он занимался восстановлением и перестройкой деревень, пришедших в упадок, постройкой каналов, а также основал научную библиотеку. Он также поддерживал художников и ремесленников. Его дворец был украшен изысканными настенным барельефами, кроме того, ассирийские ремесленники были настоящими мастерами в работе со стеклом и обработке металлов.

Непрерывное строительство

Правление Саргона было успешным, но этот царь был поистине неутомим и не мог подолгу жить на одном месте. Сначала он жил в Ассуре, где занимался ремонтом стен и украшением храма. Затем Саргон переехал в Кальху и перестроил там царский дворец. Его следующим местом жительства была Ниневия, здесь он снова занимался восстановлением храма. Саргон поступал таким образом, чтобы показать этим городам, какие великолепные здания он может построить для них и тем самым добиться к себе их расположения. Однако, во всех этих городах прекрасные постройки были и до Саргона. Сам он не основал ни один из этих городов. Тогда он решил основать новый город на пустом месте и приказал начать строительство города, который ассирийцы называли Дур-Шаррукин (город Саргона). Сегодня мы знаем его как Хорсабад.

Город мечты

Саргон и его архитектор Таб-Шар Ашур тщательно разработали план города. В этом месте были глинистые почвы, а она была хорошим материалом для строительства. Сам город был довольно большим и был окружен четырьмя стенами, которые более или менее были похожи на квадрат. За стенами города был настоящий лабиринт из узеньких улочек. Жилые дома были, вероятно, одноэтажными зданиями из грязевого кирпича и внутренним двориком в центре. Окна выходили только во двор, а не на улицу. Рядом с северной стеной находился царский дворец Саргона. Настенные каменные барельефы показывают нам, какие изысканные украшения делали в Ассирийской империи. Некоторые из них носят следы проходивших в империи битв. В Библии также рассказывается о жестокости ассирийцев. Однако, на самом деле ассирийцы не были такими кровожадными, как это кажется. В сражениях они использовали тактику террора, но по отношению к побежденным народам не проявляли чрезмерной жестокости. Пока побежденные платили дань, они оставляли их в покое.

Ассирийская бюрократия

Ассирийская империя была разделена на провинции, во главе каждой из них был губернатор, который подчинялся непосредственно царю. В распоряжении каждого губернатора были чиновники и солдаты, чтобы поддерживать порядок и соблюдать закон. Во время раскопок было найдено около 2000 письменных свидетельств переписки между столицей и провинциями и это говорит о том, что связь в империи была достаточно хорошо налажена. Что же произошло в Хорсабаде? В 705 году Саргон был убит в сражении. Ассирийцы восприняли это как плохое предзнаменование, поэтому Синахериб, сын и наследник Саргона, покинул Хор-сабад и сделал столицей империи Ниневию. В город Саргона ассирийцы больше не вернулись.

Саргон Древний, царь Аккада

Саргон II взял себе имя от Саргона Древнего, который управлял Северной Месопотамией, позднее известной как Аккад, и покорил шумеров примерно в 2300 году до н. э. Никто не знает, как царь Аккада Саргон стал царем, известно только, что у него были сильные лидерские качества. Возможно, именно поэтому Саргон II взял себе его имя. Саргон Древний был легендарной и загадочной личностью. В ассирийских документах сказано, что он утверждал, что царем его сделали боги. Он говорил, что является сыном благочестивой женщины, служившей в храме. Ей запрещено было иметь детей, поэтому, когда у нее родился ребенок, она положила его в корзину и бросила в реку. Течение реки несло корзину вниз, пока ее не обнаружил художник по имени Акки. Акки усыновил Саргона и позже сделал его садовником в храме. Саргон считал, что когда он был в храме, богиня Иштар помогла ему подняться на вершину власти.



Бронзовая голова Саргона Древнего, царя Аккада.



Царский дворец в Хорсабаде

Мы знаем о существовании дворца по найденным руинам и настенным барельефам, а также из переписки между Саргоном и дворцовым архитектором. Это был огромный дворец. Здесь большое пространство было отведено под хозяйственные нужды, включая кухню, пекарню, кладовые и конюшни. Главный вход вел на широкий внутренний двор. Слева от двора находился храмовый комплекс, куда входили несколько небольших храмов и зиккурат, состоящий из семи ступеней. Справа находились жилые дома. Прямо были расположены царские апартаменты. За ними находились государственные палаты, включая тронный зал длиной 46 метров. К трону можно было пройти через еще один огромный внутренний двор. Войдя в тронный зал, можно было увидеть, стены с резными барельефами с изображениями крылатых буйволов с мужскими головами. Эти мифические существа, как предполагалось, изображают Гильгамеша - легендарного героя Месопотамии. Эти существа охраняли трон и символизировали мощь и власть царя. Дворец украшен резными барельефами, изображающими ассирийцев, ведущих битвы за империю. На других показано, как они охотятся на слонов и львов.

Герой Гильгамеш

Гильгамеш - легендарный царь шумерского города-государства Урук был одним из первых известных героев эпоса. Его приключения описаны в поэме Сказание о Гильгамеше, записанной на двенадцати глиняных табличках, покрытых аккадскими письменами, которые были найдены в древней библиотеке в Ниневии. Гильгамеш - это реально существовавшая историческая фигура. Найдены записи о войне, которая была между ним и царем древнего города Киш. Однако, поскольку в глубокой древности цари были тесно связаны с богами, они проникли в легенды, в которых очень трудно отделить вымыслы от реально происходившего. В поэме Гильгамеш показан как героическая фигура: на две трети бог и на одну треть человек. Он и его товарищ Энкиду - человек из пустыни, воспитанный дикими животными - прошли через множество приключений. Затем Энкиду заболел и умер, а Гильгамеш так тяжело это переживал, что принялся искать секрет вечной жизни. Пройдя в своих скитаниях через множество опасностей, он попал на берег Океана Смерти. Здесь он попросил паромщика по имени Уршанаби перевезти его на другую сторону. Переплыв через океан и выйдя на берег, он повстречал бессмертного полубога Утнапиштима. Гильгамеш спросил у него, как он стал бессмертным. Утнапиштим рассказал ему, что богов раздражают шумные люди, которые не дают им спать, и поэтому боги задумали устроить на земле большое наводнение, чтобы уничтожить человечество. Однако, одна из них, богиня Эа, сообщила Утнапиштиму о наводнении, поэтому он построил небольшое судно и взял на борт свою семью и много различных животных. Сначала Энлил, бог шторма, был разгневан, что Утнапиштиму удалось остаться в живых во время наводнения, но Эа уговорила его подарить Утнапиштиму и его жене бессмертие. Утнапиштим затем рассказал Гильгамешу о растении, которое живет на дне моря. Он сказал, что это растение может, по крайней мере, сделать стариков молодыми. Гильгамеш привязал камни к своим ногам, нырнул в море и достал растение. На обратном пути в Урук он решил искупаться, и в это время змея украла растение, сбросила свою кожу и исчезла. А Гильгамеш понял, что людям суждено стареть и умирать.



Крылатые чудовища, изображенные на стенах дворца.

Армия страха

Ассирийцы не были бы так могущественны без эффективно организованной армии. В армии были пехотинцы, всадники и боевые колесницы. Саргон применял усовершенствованную тактику для пехотинцев и нашел хорошее применение для лучников. Он также начал применять большие колесницы, в которых помимо возничего, был лучник и один или два щитоносца. В армии использовались тараны для нападений и осады городов. Саргон всегда держал свою армию наготове. Он сам водил ее в сражения, хотя располагал великолепным подбором командиров. Армия во время похода изображена на настенных барельефах. Первым идет царь и его телохранители, за ним шли знаменосцы. Дальше следует всадник, с обеих сторон которого идут пехотинцы, готовые немедленно вступить в схватку. Затем шла основная армия, которую сопровождали повозки с продовольствием и различные приспособления, например, тараны и прочее.



Ассирийские солдаты, настенный барельеф.

Потерянный город в Месопотамии

Первые раскопки в Хорсабаде провел в середине девятнадцатого века французский археолог Поль-Эмиль Ботта. Город был похоронен под насыпью - так называемым теллем. Работу Ботга продолжил Виктор Плейс в 1851 году. Плейс впервые сделал план города и дал описание внешнего вида зданий. Между 1928 и 1935 годами большая работа была проделана учеными Восточного Института Чикагского Университета (США). Они тщательно проверили планы города, состав-ленные Плейсом и открыли новые участки города, включая храмы и жилые дома. Таблички с поэмой Сказание о Гильгамеше были обнаружены археологами во время раскопок библиотеки Ашшурбанипала, последнего царя Ассирийской империи. Дома, построенные из грязевого кирпича для обычных людей Хорсабада уже давно исчезли с лица земли, однако археологи обнаружили камни, которыми мостили улицы. Как выглядел дворец царя, представить легче, потому что сохранился фундамент.



Знатный горожанин сидит под нависающими скульптурными изображениями персидских царей, которые украшали колонны и двери Персеполя. Казалось, что всемогущий царь наблюдает за своими подданными повсюду, где бы они ни находились.


Участие в войнах: Война с Лугальзагеси. Подчинение юга страны. Поход на северо-запад Малой Азии. Поход в Элам
Участие в сражениях:

(Sargon of Akkad) Царь Аккаде, царь Аккада и Шумера

Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что родиной Саргона был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений.

Ввиду такой настойчивости традиции, мы едва вправе сомневаться в том, что Саргон действительно вышел из народа (собственно из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины — лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.).

Выбирая столицу для своего государства, Саргон Древний решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом, а восточносемитский язык — аккадским.

Вначале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную.

Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной.

Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил.

Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия примерно в 6000 воинов, кормившаяся за счёт царя.

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря).

Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьбы правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в Малой Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца».

Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова.

Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на западе, севере и юге он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов, среди которых наиболее значительными были собственно Элам во главе с царём Луххишшаном и энси Санамсимурру и Варахсе с правителем Сидгау.

Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум и Луллубум.

К сожалению надписи, в период правления Саргона, не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает дотированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».

При Саргоне Древнем храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств» , так теперь стали переводить по аккадски шумерский титул «лугаль Киша».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране и заботился о поддержании сухопутных и водных путей.

По преданию корабли из Мелахи (Индии) поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре.

В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество.

Свою дочь, носившую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы — эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны.

Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно, тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Государство Саргона Древнего не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его.

Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его», причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Сев. Месопотамии и Ассирии предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде.

В самом конце правления Саргона Древнего в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон скончался, так и не успев покорить это восстание.