В начале января 2017-го в подмосковном Жуковском скончался Игорь Петрович Волк - командир уникального подразделения лётчиков-космонавтов. На этот отряд возлагались огромные надежды, ведь выполнять боевые задачи опытные специалисты должны были на многоразовом космическом корабле "Буран", истинное предназначение которого долгие годы скрывалось от общественности.

Противовес для шаттла

Всерьёз утверждать о научной и грузовой миссии для многоразового космического челнока могут лишь те, кто не знает, для каких целей свой орбитальный корабль разрабатывали американцы. Забегая вперёд, стоит отметить, что то количество денег, которое было потрачено на разработку и строительство многоразовых кораблей в США и СССР, ни одной научной и даже коммерческой программой оправдать невозможно. Уникальность многоразового корабля заключается в том, что благодаря большому транспортно-грузовому отсеку он мог не только выводить на орбиту спутники и другое научное оборудование... но и забирать с орбиты любой объект с предельно допустимой массой.

В пользу сугубо военного назначения американских шаттлов говорило и наличие манипулятора. С помощью "длинной руки" прямо на орбите по кусочкам можно было разобрать любой нужный спутник и, не спрашивая ни у кого разрешения, увезти секретное оборудование общей массой до 14,5 тонны домой. Однако главным обстоятельством, максимально ускорившим создание отечественного многоразового орбитального корабля, стало происшествие, сам факт которого в Советском Союзе долгие годы отрицали. Отрицали не потому, что проморгали, а потому, что реагировать на новую угрозу было нечем.

Полёт американского спейс-шаттла в 1986 году особенно хорошо врезался в память советским лётчикам и лично командующему войсками ПВО. Во время обычного, на первый взгляд, ухода с орбиты американский челнок совершил энергичный манёвр и, развернувшись на высоте в 80 километров, нырнул в атмосферу планеты аккурат над Москвой. Историки космонавтики утверждают, что если бы в грузовом отсеке корабля в тот момент находилась ядерная бомба, то ни один, даже самый современный, советский истребитель-перехватчик не смог бы помешать экипажу орбитального корабля сбросить бомбу прямо на Кремль.

"Буран" создавался с практически стопроцентной оглядкой на конструкцию американцев - чертежи, дизайн, схемы. Изучалась каждая крупица информации, которую удавалось добывать и по линии разведки, и официально. Однако сходство в дизайне и обводах корпуса, пожалуй, единственное, что роднит американский и советский многоразовые корабли. "Буран" был крупнее, имел более вместительный грузовой отсек и мог совершать посадку в автоматическом режиме. Последнее - результат огромного объёма работ математиков и советской промышленности, создавшей целую серию управляющих компьютеров специально для этой космической программы. Управлять сложнейшей техникой должны были не просто лётчики или космонавты. Пилотировать "Буран" должны были мастера экстра-класса, одинаково хорошо умеющие ходить, принимать пищу и управлять авиационно-космической техникой на запредельных режимах.

Первая "волчья стая"

Случайных попаданий и зачислений в первый отряд космонавтов "Бурана" не было. Да и вообще, далеко не все лётчики решались принимать участие в спецпрограмме по переподготовке. Риск при прохождении медицинского и профессионального отбора был очень велик. При провале медкомиссии или профотбора для полётов на "Буране" лётчики рисковали не только не попасть в секретную программу подготовки, но и вылететь с обычной лётной службы. К здоровью будущих космонавтов специального назначения комиссия относилась особо строго, никаких различий в званиях и заслугах перед родиной при отборе не делали. Три обязательных требования были одинаковы для всех: идеальное здоровье, абсолютный профессионализм и отсутствие любых, даже мелких, "залётов" по службе. Командиром отряда испытателей "Бурана" был назначен Игорь Волк - опытный советский лётчик-испытатель, суммарно налетавший на всех летательных аппаратах более 7 тысяч часов.

Волк Игорь Петрович. Командир первой группы. Лётчик-испытатель 1-го класса

Из более чем 500 кандидатов на зачисление в сверхсекретный отряд 90% были отсеяны на этапе медкомиссии и профессионального тестирования. Большинство из тех, кто стремился попасть в "волчью стаю", социалистические блага не очень-то и влекли. Обещанные квартиры и дефицитные продукты питания и рядом не стояли с возможностью летать в космос, да ещё и на секретном орбитальном корабле.

В первую восьмёрку помимо командира группы Игоря Волка вошли опытные советские лётчики: Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Однако почти сразу судьбы отобранных для программы лётчиков пошли наперекосяк - одна за другой стали происходить необъяснимые катастрофы, природу которых не могли выяснить ни члены комиссии, ни опытные сотрудники советских спецслужб. Эксперты до сих пор спорят о том, что в действительности происходило с членами специального космического отряда. Кто-то утверждает, что это было обычное совпадение. Другие, напротив, уверены, что почти сразу после составления списка на первую восьмёрку начали охотиться зарубежные спецслужбы, ведь два члена отряда космонавтов-испытателей погибают почти одновременно.

Первым из "волчьей стаи" погиб Владимир Букреев. 17 мая 1977 года во время тренировочного полёта у самолёта МиГ-25ПУ, который пилотировал Букреев, внезапно "сложилась" носовая стойка шасси. Из-за трения о покрытие взлётно-посадочной полосы самолёт загорелся, и лётчик-испытатель, находившийся внутри, получил сильнейшие ожоги. Несмотря на то что ещё живого Букреева пожарные и техники вытащили из самолёта, 22 мая советский лётчик-испытатель скончался.

Виктор Иванович Букреев. Лётчик-испытатель 4-го класса. С 1974 старший лейтенант запаса

Буквально через месяц трагическое происшествие обрывает жизнь ещё одного лётчика - Александра Лысенко. Во время испытаний нового бортового оборудования самолёт МиГ-23, на котором Лысенко летел вместе с напарником, сорвался в штопор и рухнул на землю. По стечению обстоятельств напарнику Лысенко удалось выжить, но кандидат в отряд космонавтов номер один спастись не сумел.

Лысенко Александр Иванович. Лётчик-испытатель. Капитан запаса. Кандидат в группу космонавтов-испытателей

Тремя годами позднее, 8 сентября 1980 года, когда программа испытаний начинает входить в активную фазу, погибает Олег Кононенко. Палубный самолёт-штурмовик Як-38, имевший и без того дурную репутацию, стал последним самолётом, который пилотировал лётчик-испытатель. При взлёте с палубы отказавшие двигатели не позволили лётчику перевести машину во взлётный режим, и, ударившись о заграждение авианесущего крейсера "Минск", самолёт Кононенко рухнул в воду. Кононенко мог катапультироваться, но делать этого не стал, до последнего пытаясь вытянуть машину на нормальную траекторию.

Кононенко Олег Григорьевич. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова

После гибели Кононенко командир отряда Игорь Волк понимает: программа на грани срыва. Тогда же Волк принимает решение о дополнительном наборе в элитный космический отряд. И хотя слухи о судьбе испытателей "Бурана" постепенно начали доходить до строевых лётчиков, ещё семь человек с уникальным лётным опытом от предложения послужить родине в космическом пространстве отказаться не смогли.

Трудности профессии

Вновь прибывшие в отряд "Урал" Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер, Юрий Приходько и Владимир Туровец должны были пройти полный цикл подготовки к полётам на "Буране". Помимо тренировки на земле каждый член отряда космонавтов должен был пройти через уникальное испытание. И хотя программа испытания каждого лётчика-испытателя включала в себя полёт в космос, слетать на орбиту и вернуться для лётчиков было самым простым.

Для выявления физического предела от зачисленных в уникальный космический отряд лётчиков требовалось невозможное: слетать в космос, вернуться и сразу сесть за штурвал самолёта. Нечеловеческие условия для космонавтов специального назначения создавались намеренно: государственная комиссия и командование должны были лично убедиться, что после пребывания на орбите моторика и общее состояние космонавтов позволят им выполнять поставленные задачи.

Как и положено, в июле 1984 года вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой в космос полетел командир отряда Игорь Волк. После приземления спускаемого аппарата для Волка начинается самый сложный этап. Савицкую и Джанибекова согласно инструкции бережно достают из капсулы, а Волк, соблюдая условия эксперимента, выбирается самостоятельно. Едва не падая после 12 суток пребывания в космосе, Волк садится за штурвал вертолёта Ми-8, на котором он вылетает на аэродром.

В пункте назначения лётчика-космонавта уже ожидает заправленный Ту-154, кабина которого переоборудована под кабину "Бурана". На самолёте Игорь Волк вылетает в Ахтубинск. Однако сложное даже для профессионала испытание на этом не заканчивается. В Ахтубинске Волка ожидает готовый к вылету истребитель МиГ-25, на котором, согласно полётному заданию, лётчик-космонавт должен приземлиться на ВПП космодрома Байконур. Несмотря на усталость, и этот длительный перелёт Игорь Волк перенёс без особых трудностей. Приземлившись на Байконуре, Волк подтвердил догадку учёных о том, что навыки опытного лётчика-космонавта после полёта в космосе не потеряются.

"Буран"

Следующим проходить испытание на выносливость отправился лётчик-испытатель Анатолий Левченко. Полёт на орбиту прошёл нормально, но при возвращении спускаемого аппарата в районе приземления разыгралась страшная метель. Капсулу с космонавтами ударило об землю, и все члены экипажа были травмированы. Космонавты Романенко и Александров, возвращавшиеся вместе с Левченко в спускаемом аппарате по завершении работы на станции "Мир", почти сразу после жёсткого приземления были доставлены в госпиталь. Анатолий Левченко, не желая срывать эксперимент, выбрался из спускаемого аппарата самостоятельно.

Несмотря на сотрясение и многочисленные ушибы, Левченко повторяет "смертельный номер" - садится за штурвал Ту-154, а затем пилотирует МиГ-25. После испытательного полёта Левченко начинают мучить страшные головные боли. Однако к врачам Герой Советского Союза ("Золотую Звезду" Левченко получил сразу после полёта лично из рук генсека) решает не обращаться. Переживает, что отстранят от полётов. За полгода до первого полёта "Бурана" Левченко становится хуже: на одной из первомайских демонстраций он едва не теряет сознание. Врачи диагностируют у лётчика-космонавта прогрессирующую опухоль мозга. Своевременно провести операцию по удалению опухоли врачи не успели. 6 августа 1988 года Левченко скончался.

Левченко Анатолий Семенович. Заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза

Тяжелее остальных смерть Левченко переживали космонавты Владимир Титов и Муса Манаров, с которыми Левченко летал в космос. Во время сеансов связи космонавты просили ЦУП передать привет Толе Левченко и лишь после завершения годовой экспедиции на орбите, по возвращении на землю, узнали, что их друга уже полгода нет в живых.

Задолго до полёта

Официальная дата полёта ещё не была утверждена, а уникальный лётный отряд уже лишился пятерых опытных специалистов. Шестым погибшим стал лётчик Александр Щукин, 18 августа 1988 года разбившийся во время полёта в подмосковном Жуковском.

Щукин Александр Владимирович. Летчик-испытатель 1-го класса, майор, кандидат в космонавты

На судьбе специального испытательного отряда МКС "Буран" государственная комиссия ставит крест. Выпускается даже специальная резолюция: "Первый полёт пройдёт в автоматическом режиме!" Несмотря на то что именно для контроля техники и формировался опытный экипаж, обсуждению решение руководства не подлежит. Чтобы "Буран" точно приземлился на взлётно-посадочную полосу, специалисты готовятся заранее. Руководитель проекта Глеб Лозино-Лозинский лично принимает полосу. Проверяет качество покрытия он весьма необычным способом: на приборную панель служебной "Волги" ставят стакан с водой. Машина разгонялась до скорости 100 километров в час, и в том месте, где вода проливалась, бетонные плиты фрезеровали до абсолютно ровного состояния.

Вопреки переживаниям, полёт и посадка в автоматическом режиме электроника "Бурана" отработала идеально. В тот момент, когда бортовой компьютер отправил "Буран" на второй круг, чтобы погасить скорость, многие в центре управления стали хвататься за сердце. Однако никакого сбоя не было - ЭВМ просчитала посадочную скорость и дала команду выполнить разворот. Советские специалисты и все причастные к созданию "Бурана" второго полёта машины так и не увидели - сказался курс на "перестройку и гласность". Программу по разработке и производству МКС "Буран" закрыли, но необходимого результата советская промышленность всё-таки добилась. Учёные и рабочие, годами создававшие "Буран", доказали всему миру, что единолично владеть космосом Соединённые Штаты не будут.

Однако после первого пуска "Бурана" с многоразовым орбитальным кораблём было покончено. Генеральный секретарь ЦК Михаил Горбачёв так сильно хотел подружиться с Рейганом, что о целевом использовании боевого орбитального корабля не могло быть и речи. Горбачёв настолько боялся, что его упрекнут в двойной игре, что отказался присутствовать даже на запуске ракеты-носителя "Энергия". Руководитель и ответственный за запуск "Бурана" генерал-майор Владимир Гудилин через много лет в одном из интервью выскажется на эту тему так:

"После пуска ракеты-носителя Горбачёву стали докладывать о том, что к старту практически готов "Буран". Докладывали и о том, что целевое космическое средство готово к выполнению боевых задач. Горбачёв сказал тогда: "Энергию" мы вам разрешим пустить, а вот "Буран" - едва ли"

Именно высшее политическое руководство страны старательно подводило перспективную программу "Энергия" - "Буран" к краю пропасти, готовясь в удобный момент толкнуть проект с обрыва. Генерал Гудилин позднее скажет, что если бы при запуске "Бурана" взорвалась ракета "Энергия", заправленная водородом, то высшее руководство страны, скорее всего, вздохнуло бы с облегчением. Уникальный космический корабль, над созданием которого миллионы человек трудились 12 лет, просто забыли. Печально закончили своё существование и пять построенных в рамках программы кораблей.

Первый закончил жизнь в качестве аттракциона в парке им. Горького. Второй - в качестве музейного экспоната побывал на открытии Олимпиады 2000 года в Сиднее, а в 2008-м был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм. Первая пара точных копий "Бурана" с авиационными двигателями не предназначалась для полётов в космос. Корабли были построены для отработки транспортировки и горизонтальных лётных испытаний в атмосфере. Именно на атмосферном аналоге "Бурана" и оттачивал мастерство пилотирования командир отряда Игорь Волк.

Летавший в космос "Буран" в 2002 году погиб из-за обрушения кровли монтажно-испытательного комплекса на Байконуре. Другой уцелевший корабль сейчас находится в музее космодрома Байконур. Ещё один наполовину достроенный "Буран" находится в Жуковском. Эксперты говорят, что в НПО "Молния" начинали строить и ещё один корабль, но документальных подтверждений этому найти не удалось.

Кроме самой программы непростая судьба сложилась практически у всех членов отряда испытателей. Даже у тех, кто по определённым причинам выбыл из процесса подготовки. Николай Садовников, покинувший программу в 1977-м, ещё долго летал на других воздушных судах, однако дважды падал в самолётах и в 1994 году скончался от последствий тяжёлых травм.

Садовников Николай Федорович. Лётчик-испытатель ОКБ имени П. О. Сухого, майор. Герой Советского Союза

А четырьмя годами ранее во время показательного полёта на Су-27 разбился другой член элитного отряда - Римантас Станкявичюс.

Станкявичюс Римантас Антанас. Заслуженный лётчик-испытатель. Подполковник. Космонавт-испытатель ЛИИ им. М.М Громова

Из первого экипажа "Бурана" последним из жизни ушёл Игорь Волк. Прожив яркую и насыщенную жизнь, легендарный командир первого отряда испытателей орбитального корабля скончался на 80-м году жизни. Из лётчиков-испытателей второй волны не пострадал никто. Магомед Толбоев, сопровождавший "Буран" во время посадки на истребителе МиГ-25, Сергей Тресвятский, Виктор Заболоцкий и Урал Султанов живы и здравствуют до сих пор.

Сергей Андреев

"Буран" – самая странная и мистическая страница в летописи Российской космонавтики. Команду бурановских испытателей преследовало настоящее проклятие. Летчики, которые должны были лететь на этом корабле, загадочным образом погибали.

В фильме приняли участие: Сергей Тресвятский (летчик-испытатель), Степан Микоян (заместитель главного конструктора НПО "Молния" по лeтным испытаниям), Магомет Толбоев (летчик-испытатель), Альгиз Станкявичус (сын Р. Станкявичуса), Игорь Волк (летчик-космонавт, командир отряда испытателей), Олег Кононенко (сын О.Г.Кононенко), Лидия Шеффер (вдова Ю.Шеффера), Борис Сотников (заместитель начальника НИЦ РКК "Энергия"), Валерий Тимошенко (начальник центра наземных испытаний и экспериментальных исследований НПО "Молния"), Альберт Каримов (ведущий конструктор НПО "Молния), Егор Щукин (сын А.Щукина), Алексей Бородай (летчик-испытатель), Ирина Волк (дочь И. Волка).

Игорю Волку поручили сформировать отряд из летчиков-испытателей. (Позже их назовут "Волчьей стаей"). Требовалось идеальное здоровье и отличная подготовка. Точно такая же, как у космонавтов. Тогда Игорь Волк и предположить не мог, что его выбор станет для летчиков роковым. Первая легендарная восьмерка пилотов русского "шаттла": Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко.
Двое из них погибли сразу.
Виктор Букреев. Он совершал обычный тренировочный полет. Во время взлета у самолета сломалось переднее шасси. Машина загорелась, Букреев получил сильнейшие ожоги.
Следующим был Александр Лысенко. Вместе с напарником он испытывал на истребителе новый пилотажный прибор. Прибор отказал, самолет рухнул на Землю. Пилот, не имевший к "Бурану" никакого отношения, выжил, вылечился и продолжал летать. А вот Александр Лысенко погиб. Потом отряд теряет еще одного летчика. Олега Кононенко. Пилот "Бурана" погибает на испытаниях.
Вчетвером не поднять "Буран" на орбиту. Поэтому "Волчьей стае" нужны новые пилоты. Но после смерти Олега Кононенко среди испытателей пошли слухи о проклятье "Бурана". Многие летчики отказывались поступать в отряд. И всe-таки Волку удалось уговорить новых испытателей: Виктора Заболотского, Урала Султанова, Магомеда Толбоева, Сергея Тресвятского, Юрия Шеффера и Владимира Туровца.
Следующим в трагическом списке стал Владимир Туровец. Он успел только пройти медкомиссию. Туровец погиб при испытаниях вертолета Ми-8. Это была уже четвертая смерть в отряде.
Военные хотят запустить "Буран" как можно быстрее. Поэтому было решено приступить к следующей фазе испытаний. Прорепетировать посадку "Бурана" после настоящего космического полета. Руководство программы принимает беспрецедентное решение: отправить в космос членов "Волчьей стаи" на "обычных" кораблях "Союз". А после посадки провести эксперимент: посадить их в самолет за ручки управления, как в "Буране", и заставить летать.
В июле 1984 года Игорь Волк стартовал в космос вместе с командиром Владимиром Джанибековым и бортинженером Светланой Савицкой. Через 12 суток полета экипаж "Союза Т-12" вернулся на Землю. Джанибекова и Савицкую спасатели бережно на руках вынесли из корабля. Так положено по инструкции. После полета трудно не то, что ходить, а просто стоять на ногах. Волку же никто не помогает. Он выбирается из люка сам. Шатающейся походкой он подходит к вертолету. Сначала Игорь Волк управляет вертолетом Ми-8. Затем пересаживается на Ту-154. Его кабина переделана под кабину "Бурана". На "тушке" через всю страну Волк летит в Ахтубинск. Но испытания еще не закончены. Его пересаживают в сверхзвуковой истребитель МиГ-25. На МиГе он возвращается на Байконур. Заключение медиков: в экстренном случае подготовленный пилот сможет выполнить посадку "Бурана", даже если откажет автоматика.
15 ноября 1988 года состоялся первый полет "Бурана" в космос в автоматическом режиме. Советский Союз должен был победить в "звездных войнах". Пустой "Буран" приземлился идеально. Казалось, что, несмотря на все проклятия, скоро "Волчья стая" отправится в космос. Игорь Волк даже настаивал: уже второй полет "Бурана" должен быть с экипажем. Но пилоту отказали. Полет назначили на 1991 год. Корабль надо было подремонтировать, привести в порядок двигатели. Потом второй полет перенесли на конец 1992 года, затем на 1993-й. Но денег так и не нашлось. А в мае 1993-го директор Российского космического агентства Юрий Коптев подписал распоряжение о прекращении работ по программе "Буран". Многоразовый "Буран" оказался одноразовым. Пилоты стали уходить из "Волчьей стаи". Но мистические смерти продолжались. Еще пять человек умерли уже после закрытия программы.
12 мая 2002 года. Космодром Байконур. 9 утра. На бетонную крышу монтажно-испытательного корпуса поднимаются 8 строителей – устранить крупную протечку. Строители добрались до самого высокого участка крыши, когда она вдруг начала проседать. Все восемь человек рухнули вниз с 60- метровой высоты. Никто не выжил. Кроме людей, под бетонной крышей корпуса погиб и многоразовый космический корабль "Буран". Тот самый, который в 1988 году совершил первый и единственный полет в космос по программе "Энергия-Буран". Самый мощный и самый дорогой советский космический корабль. Мистика, но после этого больше не погиб ни один испытатель, готовившийся к полету на "Буране".

После полета на Луну американских астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина, в результате которого США доказали всеми миру свое превосходство в освоении космоса, перед Америкой стал вопрос о выработке дальнейших шагов по проникновению в космическое пространство. Для разработки и реализации космических программ требовались большие затраты. Но даже такая богатая страна, как Америка, не могла себе позволить такие расходы, поскольку в конце 60-х годов требовались значительные средства на реализацию социальных программ и на ведение военной операции во Вьетнаме. Руководство NASA обратилось к американским фирмам, работающим в области космических технологий, с просьбой рассмотреть возможность создания многоразовой космической системы. В результате исследовательская группа предложила два варианта: первый – экспедиция на Марс (программа максимум) и второй - вывод на окололунную или на околоземную орбиту пилотируемой станции, которая будет обслуживаться кораблями многоразового использования (программа минимум). Реализация программы минимум (космическая станция и челнок) требовала финансирования в размере $5 млрд. в год, что также было очень дорогостоящим проектом для США.


Было принято решение, разрабатывать новую космическую систему – станция и транспортный корабль многоразового использования, как окупаемый проект, способный принести прибыль за счет выведения на орбиту спутников на рыночной основе. По экономическим подсчетам при выполнении ряда условий (снижение уровня эксплуатационных расходов, отказ от эксплуатации одноразовых транспортных кораблей, установление для каждого из челноков минимум 30 полетов в год) возможна окупаемость всего проекта. То есть проектирование пошло по пути не оптимального пути развития космической техники и технологий, а по пути коммерческой эффективности и максимального снижения затрат.

Советские космические эксперты не могли понять истинных причин разработки американцами программы Space Shuttle. Все экономические расчеты показывали отсутствие рентабельности этой программы. Даже возможно допустимый уровень грузоперевозок с Земли на станцию и обратно не обеспечивал окупаемость проекта. Не имея сведений, что американцы планировали использовать шаттлы для обслуживания крупной космической станции, советские специалисты терялись в догадках. По одной из выдвинутых ими версии, шаттлы могли быть использованы в военных целях для поражения любой цели на территории СССР. Скорее всего, именно по причине сохранения безопасности страны, советским руководством было принято решение о строительстве советского шаттла – корабля многоразового использования «Буран».

В марте 1972 года был утвержден облик советского транспортного корабля многоразового использования. Конструкция шаттла состояла из двух твердотопливных ускорителей (I ступень) и самого корабля с тремя маршевыми двигателями, а также подвесного топливного отсека (II ступень). В этой системе только топливный отсек являлся одноразовым элементом. По подсчетам одни и те же ускорители могли быть использованы в двадцати полетах, двигатели рассчитаны на 55 полетов, а сам корабль мог совершить около ста полетов.

Главным разработчиком советского шаттла стало НПО «Молния», где уже были наработки в проектировании многоразовой авиа-космической системы «Спираль». Производство наладили на Тушинском машиностроительном заводе (Москва). На аэродроме Байконур реконструировали взлетно-посадочную полосу, поскольку для обеспечения полетов «Бурана» требовалась усиленная площадка. Также были оборудованы 16 резервных мест для приземления «Бурана»: аэродром Багерово (Крым), Восточный (Приморье), на Кубе, в Ливии и другие.

Конструкторы «Бурана» не скрывали, что их корабль частично скопирован с американского шаттла: например, конфигурация аппарата, двигатель, некоторые узлы конструкции, а также габариты грузового отсека. Но были и отличия. На «Буране» была сконструирована надежная и эффективная система срочного спасения экипажа. В случае необходимости «Буран» имел возможность отделяться от ракеты-носителя и совершать самостоятельную срочную посадку. В советском шаттле многоразовыми частями был сам корабль и блоки первой ступени, а вот вторая ступень вместе с двигателями, топливными баками, отсеками и системами контроля утрачивались в процессе запуска, а значит являлись частями одноразового использования. И это обстоятельство значительно увеличивало затраты на строительство и эксплуатацию «Бурана».

Одновременно с конструированием и строительством космического корабля многоразового использования создавалась и команда космонавтов, которые должны были стать пилотами «Бурана». Первая группа была набрана среди летчиков-испытателей. В нее входило пять человек. Возглавил этот отряд лучший пилот Летно-исследовательского института (ЛИИ) Игорь Петрович Волк. Профессия летчика-испытателя не только призвание, она накладывает отпечаток на весь образ жизни человека. Летчик испытатель должен обладать не только профессиональными навыками: знанием авиа-космической техники, умением находить выход в экстремальной ситуации, способностью освоения новой техники и технологий, поддерживать свою физическую форму на надлежащем уровне, но и быть просто земным хорошим человеком, надежным другом и товарищем. Именно по этим причинам командиром «бурановской» группы стал И.П. Волк.

Игорь Петрович Волк уже имел за плечами обучение в Кировоградском военном авиационном училище, в Московском авиационном институте и школе летчиков-испытателей. Работая в ЛИИ, он испытывал практически все типы авиационной техники военного назначения (истребители, транспортники, бомбардировщики и вертолеты). Из общего налета в 7 тыс. часов 50% составляли испытательные полеты.

Он первым испытал новейший самолет СУ-27 на закритических углах атаки.

Осенью 1985 года совершил первый полет на аналоге «Бурана» отработке горизонтального полета в слоях атмосферы Земли. Всего таких испытательных полетов было 13, в 10 из которых Волк выполнял функции командира.

Под стать ему были и другие члены группы.

Анатолий Семенович Левченко - заслуженный летчик-испытатель (1986), летчик-космонавт (1987) и Герой Советского Союза (1987). Был земляком И.П. Волка (их путь в авиацию начался в Харьковской области). После завершения обучения в Черниговском высшем военном авиационном училище (1964) и школе летчиков-испытателей (1971) он работал в ЛИИ. Летал на новейших моделях истребителей, бомбардировщиков и самолетах для транспортной авиации. Общий налет составлял 3600 часов. В качестве космонавта исследователя участвовал в космическом полете на корабле «Союз ТМ-4» и станции «Мир» (1987). Совершил четыре испытательных полета на аналоге «Бурана» по программе тестирования нового оборудования.

Олег Григорьевич Кононенко - один из лучших ассов-вертолетчиков увлекался авиамодельным и парашютным спортом.

Станкявичюс Римантас Антанас - Антано. Заслуженный лётчик-испытатель (1989).

Прошел курс обучения такой же, как А.С. Левченко. С 1985 года работал в ЛИИ. Общий налет составлял 2 тыс. часов. Он участвовал в испытании 57 типов самолетов. По программе подготовки к полету на «Буране» отрабатывал систему ручного управления и автоматической посадки на самолетах, оснащенных аналогом системы управления «Бураном». Он также участвовал в 14 горизонтальных испытательных полетах на машине 002 ГЛИ, являющейся подобием «Бурана».

Римантас Станкявичюс был очень артистической натурой: играл на нескольких видах музыкальных инструментах и очень любил петь.

Увлекался музыкой и еще один член отряда - Александр Владимирович Щукин: он обладал прекрасным слухом, часами мог возиться с музыкальной аппаратурой, пытаясь довести ее до совершенства.

А.В. Щукин лётчик-испытатель 1-го класса (1984). Окончил Качинское высшее военной авиационное училище летчиков (1970), Московский авиационный институт (1980) и школу летчиков-испытателей ЛИИ (1977). Летал на 50 типах отечественных самолетов военного назначения. Общий налет составлял 3 тыс. часов. Вместе с товарищами из «бурановской» группы участвовал в испытании системы управления кораблем многоразового использования. С 1987 года выполнял обязанности заместителя отряда космонавтов-испытателей.

Члены отряда были не только сослуживцами, но и хорошими товарищами, проводившими вместе много свободного времени. Частые посиделки, где сослуживцы обменивались своими мнениями по многим вопросам, заканчивались пением задушевных и любимых песен. Товарищи по службе часто в шутку называли первый «бурановский» отряд «волчьей стаей» из-за фамилии их руководителя.

Пока конструкторы работали над строительством «Бурана», летчики-испытатели продолжали выполнять свои обязанности по испытанию новых типов самолетов и занятиями на тренажерах, шлифуя свои профессиональные навыки. Но еще до полета «Бурана» отряд начал безвозвратно терять своих членов.

Первым группа потеряла О. Кононенко, который погиб при испытании реактивного самолета. Отрабатывался взлет Як-38 с палубы авианосца. Из-за того, что после короткого разбега по палубе корабля сопло двигателя самолета не развернулось до необходимого уровня, машина упала в море.

А. Левченко в результате получения травмы головы, при приземлении спускаемого аппарата после полета на станцию «Мир» в 1987 году, умер через пять месяцев после аварии.

А. Щукин погиб при испытательном полете на спортивном самолете СУ-26М. Пилот не успел вывести самолет из плоского штопора - не сработала годами наработанная методика.

В сентябре 1990 года при совершении показательного полета на международном авиасалоне в Италии погиб Станкявичюс.
Лишь один член «волчьей стаи» остался в живых, испытав горе от гибели друзей и похоронив своих товарищей - это командир отряда И.П. Волк.

Но программа по подготовке полета «Бурана» продолжалась. Игорь Петрович Волк в качестве космонавта-исследователя участвовал в космической экспедиции в 1984 году на корабле «Союз Т-12», со стыковой и работой на станции «Салют-7». Полет длился около 12 суток. Перед Игорем Петровичем стояла задача подтвердить возможность пилотирования самолетов МиГ-25 и Ту-154, а следовательно и «Бураном», сразу после многосуточного пребывания в космосе. Как вспоминает И. Волк, что после длительного космического полета космонавтов Джанибекова и Савицкую спасатели после приземления бережно вынесли на руках, поскольку после полета трудно даже стоять на ногах, а не то, что ходить. А вот Волку никто не оказывает поддержки - он сам выбирается из люка и нетвердой походкой идет к вертолету Ми-8, чтобы самостоятельно совершить на нем запланированный перелет. Затем сразу пересаживается на Ту-154, кабина которого переделана под «Буран», которым управляет в длительном полете до Ахтубинска. Возвращается он на Байконур на сверхзвуковом истребителе МиГ-25. По результатам его полетов, медики сделали заключение, что хорошо подготовленный космонавт сможет выполнить экстренную посадку «Бурана» при отказе автоматики.

После космического полета он продолжал заниматься делом всей своей жизни - испытанием новой авиатехники, а с 1995 года был руководителем ЛИИ. Заслуги Игоря Петровича по достоинству были оценены государством: ему присвоены звания заслуженного летчика-испытателя (1986), летчика-космонавта (1987) и Героя Советского Союза (1987).

Трагическую судьбу первого отряда советского шаттла повторил и сам «Буран».

Успешные испытания в 1988 году ракетно-космической системы «Энергия-Буран» вселяли уверенность в возможность удачно выполнить намеченную программу. «Волчья стая» готовилась к будущим, и казалось, к таким близким по времени космическим полетам.

В 1976 году было принято решение о строительстве пяти «Буранов», но реально к 80-м годам готовность к полету была только у двух. Программа испытаний постоянно менялась, что не способствовало ускорению работ по запуску «Бурана». Планировалось, что первые четыре полета должны быть беспилотными. Перед конструкторами стояла задача отработать автоматическое сближение и стыковку с комплексом «Мир». А вот в пятый полет должен быть направлен корабль оборудованный системой жизнеобеспечения и двумя местами для космонавтов. В состав первого экипажа этого испытательного полета были намечены И. Волк (командир) и А Иванченков (бортинженер). Руководители программы не учли мнение И. Волка о необходимости включения в состав экипажа испытательного полета еще одного пилота - Римантаса Станкявичуса, вместо бортинженера.

Поскольку конструкторы уделяли большое внимание безопасности для космонавтов полетов на «Буране» они многократно проверяли функционирование всей системы полета: запуск, автоматическая стыковка со станцией «Мир», переход космонавтов на борт «Бурана», расстыковка со станцией, управление в автоматическом режиме, автономный полет по орбите, отделение «Бурана» от корабля-носителя и посадка в беспилотном режиме.

В ноябре 1988 года состоялся единственный полет «Бурана». На орбиту он был выведен с помощью ракеты-носителя «Энергия». Сделав два витка вокруг Земли, корабль приземлился на аэродроме Юбилейный. Полет проходил в автоматическом режиме, без экипажа. Управляла полетом автоматика. Этот полет внесен в книгу рекордов Гиннеса, как космическое путешествие, проведенное полностью в автоматическом режиме.

Специалистам было понятно, что ситуация в ракетно-космической отрасли страны сложилась так, что первый полет «Бурана» станет для него единственным. «Буран» совершил еще один перелет на самолете-носителе Ан-225 “Мрия», который доставил его в 1991 году на авиашоу в Париж.

На прекращение работ по программе «Буран» повлияло не только сокращение финансирования космонавтики, как отрасли российской экономики, но и изменение военной доктрины страны.

В 1993 году работы по программе «Буран» были прекращены. Пришел в упадок стартовый комплекс «Энергия-Буран» на Байконуре и аэродром «Юбилейный». Оборудование и техника, включая «Буран», были переданы Казахстану. Все это привело к тому, что для «Бурана» космос закрыли. Это не только печальная, но и трагическая страница советской космонавтики. Труд многих ученых и конструкторов, отдавших годы свое жизни на реализацию программы «Буран», перечеркнут.

А сам уникальный космический корабль «Буран» был уничтожен в результате аварии при ремонте крыши ангара на космодроме Байконур где хранился аппарат.

У «Бурана» было еще четыре копии.

Один экземпляр, названный «Бурей», планировался к полету к станции «Мир», но стал экспонатом музея на Байконуре.

Второй, долгое время простоявший на причале Химкинского водохранилища, сейчас передан в город Жуковский для реставрации. Планируется, что он будет продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2013.

Еще две копии не покинули стен своего производителя - Тушинского машиностроительного завода и были, в последствии, разобраны.

В московском парке Горького и городе Королеве (Московская область) установлены макеты легендарного корабля многоразового использования «Буран».

Оригинальные конструкторские решения, которые воплотили в жизнь советские конструкторы и промышленники при создании «Бурана», до настоящего времени не утратили актуальности. Остается надежда, что настанет время, когда человечество воспользуется ими при реализации программ по освоению космического пространства.

Использованы материалы:
http://tainy.info/disasters/bratstvo-volka/
http://otvet.mail.ru/question/56267776
http://www.mapsssr.ru/piloty.html
http://www.buran.ru/htm/pilots.htm

Космонавт-испытатель Минавиапрома СССР
Игорь Петрович Волк рассказывает
о некоторых страницах истории создания
ОК "Буран", в том числе:

О роли Министерства авиационной
промышленности СССР, 12 Главного
управления и руководителей Министерства;

О принципах принятия решений по Бурану;

Об участии лётчиков-испытателей ЛИИ,
членов отряда космонавтов-испытателей
Минавиапрома СССР.

Запись выполнена у него дома 24-04-2010 г.
Е.В.Копыловым.

История создания отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР (по теме МКС "Буран"):

1. 1977 год - создана Группа лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ)
для работ по тематике «Буран» приказом начальника ЛИИ от 12 июля 1977 года №630 в составе:

Волк Игорь Петрович
Кононенко Олег Григорьевич
Левченко Анатолий Семёнович
Садовников Николай Фёдорович
Щукин Александр Владимирович

2. 1981 год - создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР приказом Министра
авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа
1981 года №26) в составе (первый набор):

Волк Игорь Петрович - командир отряда
Левченко Анатолий Семёнович
Станкявичюс Римантас Антанас-Антано
Щукин Александр Владимирович

3. 1983 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 25 апреля 1983 г. № 213 в Отряд
ы: Султанов Урал Назибович и
Толбоев Магомед Омарович.

4. 1984 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 12 апреля 1984 г. № 177 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Заболотский Виктор Васильевич .

5. 1985 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 21 ноября 1985 г. № 537 в Отряд
Тресвятский Сергей Николаевич и
Шеффер Юрий Петрович.

6. 1987 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 3 февраля 1987 г. № 7 в ЛИИ
им. М.М. Громова создан Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей МАП (ОКПКИ МАП)
- начальник Волк И.П.,в следующем составе: отряд космонавтов-испытателей, медицинский отдел, инженерный
отдел, отдел кино-видеосъёмок. Штат сотрудников ОКПКИ МАП был установлен 60 человек.

7. 1989 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 22 марта 1989 г. № 126 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Приходько Юрий Викторович .

В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ).
В 1969 году окончил Жуковский филиал Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
В 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1965 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на всех типах современных отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения и вертолётах.
Общий налёт более 7000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 3500 часов.

Первым в мире провёл лётные исследования поведения самолёта Су-27 на закритических углах атаки
(до 100°), впервые выполнив и впоследствии описав, фигуру высшего пилотажа «Кобра» (впоследствии, по недоразумению, названной "Коброй Пугачёва").

По программе подготовки к пилотированию ОК "Буран"c 17 по 29 июля 1984 года участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» в качестве космонавта-исследователя.
Продолжительность космического полёта составила 11 суток 19 часов.
Главной целью этого полёта было подтверждение возможности пилотирования самолётов Ту-154 и МиГ-25 космонавтом сразу после многодневного пребывания в космическом пространстве.

10 ноября 1985 года, совместно с Р.А.Станкявичусом, совершил первый атмосферный
полёт на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

Всего выполнил 13 испытательных атмосферных полётов на машине 002 ГЛИ, в том числе:
10 полётов в качестве командира и 3 в качестве второго пилота.


В феврале 1987 года назначен начальником, созданного Минавиапромом СССР, Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ - ОКПКИ (аналога Центра подготовки космонавтов Минобороны).
С 1995 по 1997 года работал начальником Лётно-испытательного центра ЛИИ. Работал заместителем начальника ЛИИ до 2002 года.
Первый Вице-президент Федерации космонавтики России, Председатель Исполкома Федерации космонавтики России в 2003-2005 г.г.

Волк Игорь Петрович

-

командир отряда космонавтов-испытателей
Минавиапрома СССР

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983).
Летчик-космонавт СССР (1984).
Герой Советского Союза (1984).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1986),
Летчик-космонавт СССР (1987),
Герой Советского Союза (1987).

Родился 21 мая 1941 года в городе Краснокутск Харьковской области УССР.
Скоропостижно скончался 6 августа 1988 года.

Левченко Анатолий Семёнович

В 1964 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЧВВАУЛ).
В 1971 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1971 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.

Общий налёт более 3600 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 1900 часов.

По программе подготовки к пилотированию ОК "Буран"c 21 по 29 декабря 1987 года участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз ТМ-4» и орбитальной станции «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час.

В 1986 - 1987 годах, совместно с А.В. Щукиным совершил 4 испытательных полёта на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

Станкявичюс Римантас Антанас - Антано

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989).

Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе Литовской ССР.
Погиб 9 сентября 1990 года во время демонстрационного полёта на Су-27 на международном авиасалоне в городе Сальгареда Италия.

В 1966 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЧВВАУЛ).
В 1975 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1975 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на многих типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Общий налёт более 4000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 2000 часов. Освоил 57 типов самолетов.

С сентября 1984 года по программе подготовки к космическому полету на ОК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».

10 ноября 1985 года, совместно с И.П. Волком, совершил первый атмосферный полёт на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.
Продолжительность полёта составила 12 минут, высота - 1500 метров.
Всего выполнил 14 испытательных атмосферных полётов на машине 002 ГЛИ.

Щукин Александр Владимирович

Лётчик-испытатель 1-го класса (1984).

Родился 19 января 1946 года в городе Вена, Австрия, в семье военнослужащего.
Погиб 18 августа 1988 года во время тренировочного полёта на спортивном самолете Су-26М.

В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков (КВВАУЛ).
В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
В 1977 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1977 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на многих типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Общий налёт более 3000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 1200 часов. Освоил 50 типов самолетов.

С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на ОК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».

В 1986 - 1988 годах, совместно с И.П. Волком, А.С. Левченко и Р.А.А. Станкявичюсом совершил 7 испытательных полётов на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

В феврале 1987 года был назначен заместителем командира отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома.

ОТРЯД КОСМОНАВТОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ МИНАВИАПРОМА СССР (состав 1989 года)

Сидят (слева-направо): Ю.П. Шеффер, У.Н. Султанов, И.П. Волк, М.О. Толбоев
Стоят (слева-направо) : Ю.В. Приходько, С.Н. Тресвятский, Р.А.А. Станкявичюс, В.В. Заболотский

Беседа В.В. Волоконского (МАП СССР) с космонавтом-испытателем Минавиапрома СССР
Игорем Петровичем ВОЛКОМ
об истории создания отряда космонавтов-испытателей в авиапроме:

Об испытаниях самолётов на бездвигательную
посадку;

О подборе и подготовке первого состава
отряда космонавтов-испытателей;

Воспоминания о членах отряда космонавтов-
испытателей первого набора.

Документальный фильм студии "Крылья России"

"Лётчик-испытатель Игорь Волк"

Из цикла "Дороже золота" 2008 год.

Фильм рассказывает о жизни и лётной работе
.великого лётчика-испытателя современности,
"Чкалова наших дней" -
Героя Советского Союза, Заслуженного
лётчика-испытателя СССР,
Космонавта-испытателя Минавиапрома
Игоря Петровича ВОЛКА