Вконтакте

В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов.

Для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами.

ytbpdtcnty^ ajnj% August Baumeister , Public Domain

После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. После смерти Дария его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, Ксеркс продолжил подготовку к походу на Грецию.

Источники

Основным дошедшим до сегодняшнего времени источником, описывающим битву при Марафоне, является VI книга «Истории» Геродота. Подход «отца истории» к написанию своего труда - «мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всём моём историческом труде» - вызывает определённую критику.


Pe-Jo , Public Domain

Достоверность сведений в его «Истории» различна. Отдельные рассказы можно отнести к новеллам и легендам. В то же время специальные исследования подтверждают данные Геродота. При написании своих исторических произведений он использовал труды логогра́фов, записи изречений оракулов, памятники официального характера (списки магистратов, жрецов и жриц и пр.), рассказы очевидцев и устные предания. Также Геродоту не была чужда политическая тенденциозность. Проживая в Афинах, он очень высоко оценивает их вклад в окончательную победу над персами. О Спарте он пишет сдержанно, не отрицая при этом её заслуги в войне. Особенно отрицательно относится он к предавшим общеэллинское дело Фивам.

Ктесий в определённой мере дополняет и в то же время противопоставляет себя Геродоту. Будучи потомственным врачом, он попал в плен к персам и в конечном итоге стал придворным у царя Артаксеркса II. Являясь лечащим врачом персидского владыки, Ктесий якобы получил доступ к архивным материалам. По возвращении на родину он написал «Персидскую историю» (др. -греч. Περσικά ).

Ктесия критикуют как античные, так и современные исследователи. Недостоверность и баснословность приводимых им данных отмечали Аристотель, Феопомп, Страбон, Лукиан и Плутарх. Современные историки ставят под сомнение сам факт использования Ктесием официальных персидских летописей. Полемизируя с историками-предшественниками, он многое переписывал у них, изменяя лишь детали. Ктесий обвиняет Геродота во лжи и сочинительстве. При этом современные историки отмечают наличие в его «Персидской истории» выдуманных персонажей. Также Ктесий совершает грубые ошибки в датировке происходивших событий и оценке численности войск.

Событиям греко-персидских войн также уделяли внимание жившие намного позже античные историки-биографы Плутарх и Корнелий Непот. Данные о битве при Марафоне приведены в жизнеописаниях Аристида Плутархом и Мильтиада Корнелием Непотом.

Живший семь столетий спустя Павсаний описывает на месте сражения сохранившиеся 4 могильных холма со стелами - один для афинян, другой для платейцев, третий для участвовавших в бою рабов. Также, согласно древнегреческому географу, в Марафонской долине впоследствии похоронили и Мильтиада. Захоронения на поле боя упоминает в своей «Истории» Фукидид. Археологические раскопки подтверждают информацию из античных источников. При раскопках знаменитого археолога-любителя Г. Шлимана и В. Стаиса были обнаружены описанные Павсанием и Фукидидом захоронения.

Предыстория

Ситуация в Афинах

После смерти тирана Писистрата в 527 г. до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппарху и Гиппию. После убийства Гиппарха в 514 г. до н. э. оставшийся в живых Гиппий окружил себя наёмниками, с помощью которых надеялся сохранить власть. В 510 г. до н. э. спартанский царь Клеомен предпринял военный поход против Афин, в результате которого тиран был свергнут. В Афины вернулся представитель рода Алкмеонидов Клисфен. Ему была поручена подготовка новых законов. Осуществлённые им нововведения сделали Афины демократией (др. -греч. δημοκρατία ). Также им был введён остракизм - изгнание из города путём голосования выдающихся граждан, которые угрожали демократии. Нововведения Клисфена не нравились представителям афинской аристократии - эвпатридам. Сумев избрать архонтом своего представителя Исагора, они изгнали Клисфена и отменили его реформы. Исагора и его сторонников поддерживали спартанцы. Демос воспротивился этой перемене, поднял восстание и сумел выдворить из Афин как Исагора, так и спартанцев.

После их изгнания могущество города стало возрастать. Однако жители опасались мести со стороны спартанцев. Страх перед их армией был настолько велик, что Клисфен отправил в 508/507 г. до н. э. посольство в Сарды к персидскому сатрапу и брату царя Артаферну. Целью посланников было обеспечение оборонительного союза против спартанцев. Персы потребовали от афинян «земли и воды». Послы согласились. Этот символический акт означал формальное признание своего подчинения. Хотя по возвращении домой послы подверглись «суровому осуждению», персы стали считать афинян своими подданными, подобно ионийским грекам. Дальнейшее неповиновение рассматривалось ими как мятеж. Одной из основных целей последующих военных кампаний империи Ахеменидов в Грецию (поход Мардония 492 г. до н. э., экспедиция Датиса и Артаферна в 490 г. до н. э., а также вторжение армии Ксеркса) стало завоевание Афин.

Начало греко-персидских войн

В 499 году до н. э. греческие полисы на территории Малой Азии, находящиеся под властью персидского царя, подняли восстание. Представители повстанцев отправились к родственным им грекам западного побережья Эгейского моря. Спартанцы не захотели вступать в военный конфликт с персами, в то время как афиняне приняли решение отправить на помощь 20 кораблей. Повстанцам, совместно с афинянами, удалось захватить и сжечь важный город империи и столицу сатрапии Сарды. Дарий желал отомстить участвовавшим в восстании и неподвластным его власти грекам.


Anton Gutsunaev , CC BY-SA 3.0

Также Дарий видел возможность покорить разрозненные древнегреческие города. В 492 году до н. э. во время военной экспедиции персидского военачальника Мардония была завоёвана Фракия, Македония признала верховную власть персидского царя. Таким образом, персы обеспечили своему сухопутному войску проход к территории Древней Греции.

В 491 году до н. э. Дарий отправил послов во все независимые греческие города с требованием «земли и воды», что соответствовало покорности и признанию власти персов. Осознавая силу и военную мощь государства Ахеменидов, все города древней Эллады, кроме Спарты и Афин, приняли унизительные требования. В Афинах послы были преданы суду и казнены. В Спарте их сбросили в колодец, предложив взять оттуда земли и воды.

Экспедиция Датиса и Артаферна

Дарий отстранил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артаферна, придав ему опытного полководца мидийца Датиса. Основными целями военной экспедиции были завоевание или подчинение Афин и Эретрии на острове Эвбея, которая также оказывала помощь повстанцам, а также Кикладские острова и Наксос. Согласно Геродоту, Дарий приказал Датису и Артаферну «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи». При экспедиции находился и бывший тиран Афин Гиппий.

Во время экспедиции персидское войско завоевало Наксос и в середине лета 490 г. до н. э. высадилось на острове Эвбея. Когда это произошло, жители Эретрии приняли решение не покидать город и постараться выдержать осаду. Войско персов не ограничилось осадой, а пыталось взять город штурмом. Геродот писал о том, что борьба была ожесточённой, и обе стороны понесли тяжёлые потери. Тем не менее после шести дней боёв два знатных эретрийца, Евфорб и Филагр, открыли ворота врагу. Персы вошли в город, разграбили его, сожгли храмы и святилища в отместку за сожжение Сард. Захваченные в плен граждане были обращены в рабство.

Перед битвой

После завоевания Эретрии персы отплыли по направлению к Аттике. По совету находившегося в составе их армии бывшего афинского тирана Гиппия они высадились на равнине неподалёку от города Марафон. Для завоевателей она имела ряд преимуществ. Во-первых, равнина находилась ближе всего к Эретрии. Гавань была удобна и безопасна. В долине персы могли найти богатые и нетронутые пажити, на которых можно было бы пасти коней. Также Датис и Артаферн даже не думали о сражении в открытом поле, а предполагали, что афиняне ограничатся обороной стен своего города. По уверениям Гиппия, из долины можно было выйти по удобным дорогам прямо к Афинам.


Kingturtle , Public Domain

Узнав об этом, афиняне также направили своё войско к Марафону. Во главе армии по древней традиции находилось десять стратегов. На помощь также прибыло ополчение из Платей. Мнения стратегов относительно дальнейших действий кардинально разошлись. Одни высказывались против битвы в связи с малочисленностью войска, другие же, напротив, советовали вступить в битву. Тогда стратег Мильтиад обратился к полемарху Каллимаху, от решения которого зависело окончательное решение, со словами:

В твоих руках, Каллимах, сделать афинян рабами или же освободить их Ведь с тех пор как существуют Афины, никогда им ещё не грозила столь страшная опасность, как теперь. Мы - десять стратегов - разошлись во мнениях: одни советуют дать битву, а другие - нет. Если мы теперь же не решимся на битву, то я опасаюсь, что нахлынет великий раздор и так потрясёт души афинян, что они подчинятся мидянам. Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость. Всё это теперь в твоей власти и зависит от тебя. Присоединись к моему совету, и твой родной город будет свободен и станет самым могущественным городом в Элладе. А если ты станешь на сторону противников битвы, тогда, конечно, мы погибли.

Своими словами Мильтиад убедил Каллимаха в необходимости немедленного сражения. После принятия принципиального решения дать битву, а не придерживаться оборонительной тактики, все стратеги вслед за Аристидом уступили своё командование Мильтиаду.

Войско из афинян и платейцев прибыло к месту, где высадились персы. Равнина представляла обширную территорию, которая тянулась с юга на северо-восток вдоль моря и делилась ниспадавшим с Пентельского хребта водопадом на две половины. Южная её часть была ограничена горой Пентеликон, которая доходила непосредственно до морского побережья. Северная, отдалённая от Афин половина равнины также была окружена горными цепями. При этом ширина плоского пространства была кажущейся. На северо-востоке простирались обширные болотистые места, зелёная поверхность которых обманывала глаз.

Мильтиад распорядился стать лагерем на вершинах Пентельского хребта, перекрыв таким образом единственную дорогу к Афинам. Именно по ней Гиппий намеревался провести персов. Несколько дней оба войска стояли напротив друг друга и не предпринимали никаких военных действий.

Силы сторон

Греческие силы

У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот и Павсаний говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий.


Tungsten , Public Domain

В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил - афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов.

Армия персов

Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым». Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона «Менексен» и «Надгробном слове» Лисия указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина.


mshamma , CC BY 2.0

Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч).

Сравнительная характеристика греческого и персидского войск

Войско персов состояло из представителей множества народов и племён, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пёстрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племён были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожжёнными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы.

Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооружённых воинов в несколько шеренг. Во время боя главной задачей являлось сохранение её целостности: место павшего воина занимал другой, стоявший за ним. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю.

Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI-V вв. до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.

Во времена греко-персидских войн ещё были распространены так называемые «анатомические» бронзовые панцири, состоявшие из нагрудной и спинной пластин. Пластины рельефно со скульптурной точностью воспроизводили мышечные контуры мужского торса. Под панцирем гоплиты носили льняные туники, а спартанцы традиционно укрывались поверх доспехов красными плащами. Недостатком бронзовых кирас были незащищённые бедра. В эту эпоху уже появились так называемые линотораксы, панцири на основе многих слоёв пропитанного клеем льна, которые через несколько десятилетий вытеснили в Греции «анатомические» бронзовые панцири. Линотораксы позволяли прикрыть бёдра, не стесняя движений воина.

В состав защитного снаряжения также входили бронзовые поножи. Они повторяли рельеф передней части голени, чтобы плотно облегать ноги и не мешать ходьбе.

Битва

Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли.


Kaidor , CC BY-SA 3.0

В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже находились на судах. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев.

LiYan , CC0 1.0

Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке - на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом - платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно плотнее.

После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот:

они первыми из всех эллинов напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна - персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям. Грекам удалось захватить семь вражеских судов.


Dorieo , Public Domain

Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина, среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника.

После битвы

В Афинах существовала влиятельная «проперсидская» партия. Согласно Геродоту, врагу был дан условный сигнал щитом с вершины горы Пентеликон. Впоследствии распространилась молва, что это сделали Алкмеониды, предав таким образом общегреческое дело. Отчалив от Марафона, персидские суда направились к Суниону, чтобы, обогнув его, захватить Афины. Город оставался беззащитным, так как всё ополчение находилось на поле боя на расстоянии в 42 км.

Планы врагов были вовремя разгаданы Мильтиадом. Победителям при Марафоне не суждено было отдохнуть после боя. Оставив отряд во главе с Аристидом для охраны пленных и военных трофеев, греческая армия в полном вооружении совершила форсированный марш к Афинам.

Когда персы достигли Фалерской бухты, то обнаружили, что вся греческая армия снова стоит перед ними. Увидев, что город надёжно охраняется, персы не решились на сражение и отплыли домой.

Keith Schengili-Roberts , GNU 1.2

На следующий день к Афинам прибыла спартанская армия, пройдя расстояние от Спарты (220 км) за 3 дня. Опоздав к сражению, они осмотрели поле боя, воздали хвалу афинянам и возвратились домой. Погибшие были удостоены величайших по меркам древних афинян почестей - их похоронили на поле боя.


Tomisti , CC BY-SA 4.0

Победителям при Марафоне Симонид посвятил одну из своих эпиграмм:

В первых рядах на полях Марафона с врагами сражаясь,
Силу блестящих мидян дети Афин разнесли.

Развеяв миф о непобедимости персов, битва при Марафоне значительно подняла боевой дух афинян и впоследствии осталась в их памяти как символ величия Афин. О том значении, которое придавали греки данной победе, свидетельствует большое количество памятников и цитат, посвящённых Марафону. Участвовавший в бою Эсхил пишет в своей эпитафии:

В заливе воют трубы Марафона,
И челюстями брат, уже безрукий,
За скользкую хватается корму.
Нам суждена победа в дивной сече…

Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн

Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию.

За 10 лет, которые прошли от сражения при Марафоне до нового вторжения персов в Элладу, одним из участников битвы Фемистоклом был проведён ряд реформ по созданию в Афинах мощного флота. Именно его действия впоследствии привели к полному поражению армии Ксеркса.

Фотогалерея












Артаферн

Легенды

С битвой при Марафоне связано несколько легенд. Согласно одной из них, дошедшей до нас из «Истории» Геродота, афиняне отправили некоего гонца Фидиппида в Спарту, чтобы он поторопил лакедемонян с выступлением в поход. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придёт на помощь. Согласно легенде, бог сдержал своё обещание, после чего ему ежегодно стали приносить жертвы. Предание может иметь символический характер, так как от имени данного мифологического персонажа происходит слово «паника», которую Пан внушал при своём появлении. Возникшая паника среди войска персов была одним из важных факторов победы эллинов.

Согласно другой легенде, в битве принимал участие легендарный герой Тесей. В описании портика на афинском акрополе - расписной стои - Павсаний говорит об изображении на картине, посвящённой битве, и других богов-покровителей города. Таким образом, долю победы в столь важной для них битве греки приписывали богам.

Другая недостоверная историческая легенда дала название спортивной дисциплине - марафонскому бегу (бегу на 42 км 195 м). Согласно Плутарху, писавшему свои труды спустя более чем 500 лет после описываемых событий, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Лукиан трансформирует имя Плутархова гонца Евкла в Геродотова Фидиппида. Указанный Геродотом Фидиппид должен был бы пробежать несколько сотен километров (расстояние от Марафона до Спарты, оттуда обратно с посланием в Марафон, участвовать в битве, а затем со всеми греками вернуться быстрым бегом к Афинам - около 500 км). Так как к Афинам направлялся не один человек, а вся армия, легенда не выдерживает критики. Учитывая явную историческую недостоверность марафонского бега Фидиппида, с 1983 года группой энтузиастов ежегодно устраивается спартатлон - пробег между Афинами и Спартой в 246 км.

Битва при Марафоне в искусстве

Когда во главе Афин стал сын победителя битвы при Марафоне Мильтиада Кимон, то по его поручению на северной стороне Агоры (центральной площади) была воздвигнута одна из самых знаменитых построек древних Афин - Расписная стоя. Она представляла собой портик, расписанный лучшими художниками того времени. Одна из картин изображала отца Кимона Мильтиада во время битвы при Марафоне. В целом росписи Стои современные исследователи считают образцом монументальной пропаганды раннеклассической эпохи. Также памятник в честь сражения был установлен около южной стены Афинского акрополя.

Поэтическое описание битвы дано в стихотворном цикле «Марафон» немецкого поэта Георга Гейма. Лорд Байрон, принимавший участие в греческой революции против Османской империи, в своём произведении «Паломничество Чайльд-Гарольда» обращается к патриотическим чувствам греков, напоминая об их былых победах.

В 2010 году Национальный банк Греции выпустил памятную биметаллическую монету номиналом в 2 евро, тиражом 2,5 млн экземпляров, посвящённую 2500-летию Марафонской битвы. На реверсе монеты изображены щит и воин, которые обозначают борьбу за свободу и благородные идеалы. Птица на щите символизирует рождение западной цивилизации в её нынешнем виде.

Лорд Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда (пер. П. Козлова)

Прошли века, разрушены Афины!
А Марафонский дол дивит, как прежде, свет
Всё тот же он, лишь пахарь изменился.
В ту землю он рабом вонзает плуг;
Как в дни былые, с нею лавр сроднился;
Её, как встарь, лучами греет юг.
Но иностранца стала достояньем
Земля, где перед греками главу
Склонили персы. Живы те преданья
При слове: Марафон - воспоминанья
Нам представляют тень былого на яву.
Войска схватились: длится бой кровавый;
Мидянин лук бросает и колчан.
За ним несётся грек, покрытый славой.
Какой трофей оставили нам годы
В стране, где слёзы Азия лила,
Где озарил Элладу блеск свободы?
Немых гробниц разрушенные своды;
Обломки урн, - вот всё, что лет скрывала мгла.

«В 510 году до н.э. в Афинах был свергнут тиран Гиппий. Он отбыл в родовое владение своей семьи Сигей, а оттуда – ко двору Дария I. Через два года афиняне направили в Персию посольство. Его целью было заключить союз между полисом и империей Ахеменидов. В Сардах афинские послы встретились с сатрапом Артаферном. Он заявил, что союз возможен при условии дачи афинянами царю Персии «земли и воды». Это была формула, означавшая подчинение.»

Не совсем ясно, что произошло потом. Предполагают, что послы согласились на это, но решение должны были принять афиняне. Ратификация договора так и не состоялась, поэтому с точки зрения афинян они не были вассальным государством. Но Дарий мог посчитать, что Афины стали зависимым от них городом.

Перед началом Ионийского восстания в Афинах узнали, что Гиппий находится при персидском дворе и подговаривает персов против Афин. Их послы прибыли в Сарды и начали убеждать Артаферна не верить изгнанникам. Ответ сатрапа был жестким: если афинянам дороги их жизни, они должны снова принять тираном Гиппия.

В 500-494 годы до н.э. греческие полисы Малой Азии и близлежащих островов боролись на свою независимость с империей Ахеменидов. Из материковых греков на призыв собратьев о помощи откликнулись только афиняне и эретрийцы. Они послали в Малую Азию небольшие эскадры, которые вскоре отозвали. Но для персидской стороны это было casus belli, который оправдывал их нападение на эти города.
После 494 года до н.э. было очевидно, что персидские армии рано или поздно переправятся через Геллеспонт или Эгейское море, и греки будут перед выбором – сдаваться или бороться с крупнейшим государством того времени.

В Афинах в 490-е годы до н.э. действовало несколько группировок. Члены аристократической семьи Алкмеонидов выступали за мир с Персией. Мира с Ахеменидами хотели и оставшиеся в городе сторонники изгнанного тирана Гиппия.

В эти годы среди сторонников Алкмеонидов начинал карьеру молодой политик Фемистокл. После 494 года до н.э. он порвал с прежними союзниками и создал собственную группировку. Его позиция была твердой – противостояние с Персией и отстаивание свободы.
В 493 году до н.э. Фемистокл был избран на годичную должность архонта-эпонима. В том же году драматург Фриних поставил трагедию «Взятие Милета». Пьеса рассказывала о событии годичной давности – уничтожении главного города Ионии и колонии Афин персами. По требованию Алкмеонидов Фриниха оштрафовали.

Фемистокл в год своего архонтства сделал первый шаг созданию морской силы Афин. Он выбрал место для гавани (дем Пирей) и приказал начать работы по ее строительству. Но после истечения срока его полномочий эти работы прервались на десять лет. В это время в Афины вернулся человек, который сыграл решающую роль в событиях 490 года до н.э. – Мильтиад.

Мильтиад

Мильтиад происходил из знатного рода Филаидов. Будущий победитель при Марафоне родился около 550 года до н.э. Его дядя, тоже Мильтиад, захватил Херсонес Фракийский и правил там как тиран. Около 520 года до н.э. власть над этой областью унаследовал Мильтиад. Филаиды правили на Херсонесе как полунезависимые правители, но оставались гражданами Афин.

В Херсонесе Мильтиад женился на дочери фракийского царя. Когда в 513 году до н.э. в Европу переправился с войском Дарий I, афинянин признал его власть над собой и прибыл в персидский лагерь. Во время похода персидского царя против скифов Мильтиад и другие греческие тираны со своими отрядами охраняли мост, который Дарий навел через Дунай.

Вскоре после отступления персов из степей, скифы перешли в наступление. Они напали на Херсонес, и Мильтиад бежал из своих владений. Афинянин прибыл на остров Лемнос и основал там новую колонию, которую стали пополнять переселенцы из Афин. Через какое-то время тиран восстановил свою власть в Херсонесе.

В 493 году до н.э. после Ионийского восстания персидский флот отплыл к Херсонесу, чтобы подчинить эти земли себе. Мильтиаду пришлось снова бежать. Бывший тиран и его спутники спасались на пяти кораблях. Один из них персы захватили. На борту был сын Мильтиада Метиох. Его отослали в Персию, но Дарий обошелся с ним милосердно. Он выделил ему земельный надел, нашел жену из знатной персидской семьи.

Прибыв в Афины, Мильтиад вскоре стал обвиняемым на судебном процессе за свое правление как тирана. Филаид не только смог оправдаться, но и сразу стал ведущим политиком Афин.

Перед вторжением 492-490 годы до н.э.

В 492 году до н.э. сатрап Мардоний повел на Грецию армию и флот. Но он даже не довел армию до границ Фессалии. Он занял остров Фасос и часть македонских территорий Во Фракии он потратил много времени и сил для борьбы с племенем бригов. Около мыса Афон буря уничтожила его флот. После этого Мардоний отступил в Персию.

В 491 году до н.э. в греческие города направились персидские послы. Они требовали у греков дать «землю и воду». Геродот писал, что многие материковые греки и все островитяне подчинились. Точный список сдавшихся городов неизвестен. Вероятно, покорность персам выразили фессалийцы и общины, зависимые от них. Из островитян землю и воду дала Эгина, которая в то время была врагом Афин.
Послы достигли и Афин, где их казнили. Решение убить послов было принято на заседании народного собрания. Персов приговорили к сбрасыванию в баратрон (яма, в которую бросали приговоренных к смертной казни). От Античности остался текст псефизмы (постановления народного собрания), по которой так казнили тех, кто оскорблял афинский народ. В яму сбросили не только персов, но и переводчика-грека с Самоса, за то, что он пересказал по-гречески повеления царя Персии.

Поход Датиса и Артаферна

В 490 году до н.э. Дарий назначил новыми командующими армией своего племянника Артаферна и опытного военачальника мидийца Датиса. Поход был направлен против Афин и Эретрии. Войско погрузилось на корабли в Киликии, и флот двинулся к Самосу.

Персы решили не повторять маршрут флота Мардония и двинулись к Кикладским островам. Первым они достигли Наксоса. Жители островного полиса бежали из Наксоса в горы. Персы захватили немногих пленных и сожгли город.

После захватчики высадились на священном острове Делос, где, наоборот, почтили местное святилище. На других островах Киклад завоеватели набирали новых воинов и брали заложников. Жители Кариста попробовали сопротивляться, но после осады сдались.
Наконец флот Датиса и Артаферн достиг Эретрии и занял три местечка на острове. Жители Эретрии шесть дней обороняли свой город от персов, но знатные граждане открыли захватчикам ворота, и Эретрия пала.

Персы сожгли город. Они представляли это как месть за сожжение Сард в во время Ионийского восстания. Выживших эретрийцев сделали рабами и отослали в Персию. Через несколько дней флот отплыли из Эретрии их взял курс на Аттику.

Противостояние у Марафона

Персидский флот пересек Еврипский пролив, и армия вторжения высадилась недалеко от городка Марафон. Место высадки указал Гиппий. Он отмечал, что марафонская равнина удобна для кавалерии. В этом же месте полувеком раньше высадился его отец Писистрат, возвращаясь из второго изгнания.

Высадка стала неожиданностью для Афин, но Мильтиад твердо взял в свои руки подготовку ополчения к обороне. Он предложил псефизму, согласно которой все боеспособные мужчины призывались в ополчение. В их число вошли даже те, чей возраст не подходил для военной службы. Некоторое число рабов было освобождено, и они пополнили войско.

Но собранное ополчение насчитывало всего девять тысяч гоплитов. Еще тысяча воинов пришла из беотийских Платей, полиса, который несколько десятилетий был союзником Афин.

В Классических Афинах войсками командовали десять стратегов, которых избирали каждый год. От древних времен в полисе сохранилась должность полемарха, которая утратила реальное значение. В 490 году до н.э. одним из стратегов был Мильтиад.

Кто были другие стратеги, которые вели войско к Марафонской равнине? Согласно биографиям, написанным Плутархом, среди стратегов были Фемистокл и Аристид, два афинянина, которые будут играть ведущую роль в Афинах в последующие годы. Известно имя еще одного стратега – Стесилей. Возможно, еще двумя стратегами были Полизел и Кинегир. Последний был братом драматурга Эсхила. Но он мог быть не стратегом, а простым гоплитом.

Когда войско пришло к Марафону, мнения стратегов разделились. Половина (в их числе Мильтиад) считали, что нужно вступать в бой, половина – отступать. Решение зависело от голоса полемарха Каллимаха. Мильтиад убедил полемарха поддержать его, и войско осталось на месте.

Стратеги, поддерживавшие план Мильтиада, уступили ему свои дни командования войском. Он прождал несколько дней и вывел афинян на битву. Стратег сделал более слабым центр войска, но усилил оба фланга.

По сигналу афиняне и платейцы быстрым шагом двинулись на персов. В центре персидского войска стояли отряды самих персов и саков. Они сумели прорвать центр афинского войска и обратить ополченцев в бегство. Но на обоих флангах победили эллины, которые, развернувшись, ударили по персидскому центру. Как замечает Николас Хэммонд, Мильтиад должен был предвидеть прорыв центра, который он сделал более слабым. Вероятно, он отдал приказ флангам заранее, чтобы, победив своих противников, они разворачивались к центру.
Ход битвы описан в источниках детально, но остается один вопрос – где была персидская конница. Персы во время боя оказались обороняющимися, и нет указаний, что в начале битвы кавалеристы были с ними. Предположительно, ночью перед битвой персы отвели своих коней на водопой к источнику Макария, который находился на расстоянии от персидских позиций. Персидские кавалеристы не успели вернуться в лагерь, и греки-ионийцы, бывшие в армии Датиса и Артаферна, тайно сообщили это афинянам. Когда всадники вернулись, было уже поздно.

Армия Датиса и Артаферна побежала. Афиняне начали преследовать их к кораблям и захватили семь судов. Афиняне потеряли 192 человека, персы – больше шести тысяч. Среди погибших оказались полемарх Каллимах, стратеги Стесилей и Кинегир, который, согласно эпитафии, погиб, схватившись рукой за борт вражеского корабля.

Персы поплыли к Афинам, которые оставались без войска. Но Мильтиад повел ополчение обратно, и, когда персидский флот прибыл к гавани Фалер, афиняне уже были готовы к новой битве. После этого Датис и Артаферн решили возвращаться в Азию.

Паросская экспедиция и закат Мильтиада

После победы при Марафоне Мильтиад предложил афинской экклесии организовать поход против островных греков, которые подчинились Персии. Если бы афиняне установили над ними контроль, они бы обезопасили себя от новых ударов с моря.

Флот из семидесяти судов под началом одного Мильтиада отплыл к Кикладам. Описание последнего похода Мильтиада – пример, когда свидетельство Геродота менее значимо, чем свидетельства менее значимых авторов.

Согласно «отцу истории», Филаид напал на остров Парос, чтобы свести счеты с местной знатью. Там он решил пробраться на священный участок Деметры, впал в панику и сломал ногу. Впрочем, Геродот честно признавал, чтобы эту историю ему рассказали сами жители Пароса.

Обстоятельнее изложение этого эпизода у Корнелия Непота, который писал на основе утраченного труда аттидографа Демона. Афиняне направили флот против островных полисов, которые в прошлой кампании помогали персам. Некоторые из них Мильтиад сумел покорить.
В 489 году до н.э. стратег прибыл к острову Парос. Жители этого полиса предоставили годом раньше триеру с экипажем для похода Датиса и Артаферна на Афины. Сначала Мильтиад попытался договориться с паросцами. Затем он начал осаду. Стратег умело вел кампанию и почти покорил город. Но однажды ночью вдали вспыхнуло пламя. Обе стороны подумали, что это плывет персидская эскадра. Мильтиад приказал уничтожить деревянные навесы, которые использовал для осады Пароса, и увел свое войско.

При осаде Мильтиад получил рану (вероятно не при тех обстоятельствах, которые описал Геродот) и прибыл в Афины больным. Его состояние не помешало врагам привлечь неудачливого стратега к суду по обвинению во введении в заблуждение афинского народа. Суд проходил в народном собрании, обвинителем был Ксантипп, будущий победитель в битве при Микале. Сыновья Мильтиада и Ксантиппа, Кимон и Перикл, тоже будут потом соперниками.

Мильтиаду удалось избежать смертного приговора, но ему навязали огромный штраф – 50 талантов. Вскоре победитель в Марафонской битве умер от полученной раны. Выплата штрафа и восстановление доброго имени семьи стало задачей его сына Кимона, который спустя годы стал одним из лидеров Афин. Имена Мильтиада и Кимона в позднейшей литературной традиции эллинов будут идти вместе, как пример отца и сына в равной мере послуживших своему государству.

(G) 38.118056 , 23.978333
Дата 12 сентября 490 до н. э.
Место Марафон , Греция
Итог Победа афинян
Стороны Афины , Платеи Персидская империя Командующие Мильтиад Младший , Каллимах †, Аримнест Датис†, Артаферн Силы сторон 10 000 афинян, 1 000 платейцев 22 000 Потери 192 афинянина, 11 платейцев 6 400

Марафо́нская битва - сражение между войсками Афин и армией персидского царя Дария , произошедшее 12 сентября 490 г. до н. э. недалеко от греческого селения Марафон . Этот важный эпизод греко-персидских войн закончился победой греков.

Предыстория

Экспедиция Датиса и Артафрена

Дарий отрешил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артафрена, придав ему опытного полководца, мидийца Датиса. Основными целями были Афины и Эретрия на острове Эвбея , также оказывавшая помощь повстанцам; по словам Геродота , Дарий приказал им «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести перед его царские очи». При экспедиции находился и Гиппий.

Летом 490 г. до н. э. флот, состоявший из 600 судов (в том числе особые корабли для перевозки лошадей) был собран в Киликии и отплыл оттуда для покорения Греции. Покорив Наксос , персы высадились на Эвбее. После шести дней осады Эретрия была сдана в результате измены, разграблена и сожжена, а жители обращены в рабство. После этого персы переправились через пролив и по совету Гиппия высадились на равнине под городом Марафон . Предполагают, что Гиппий надеялся на помощь своих сторонников в Афинах, число и влияние которых он преувеличивал. Персы расположились лагерем на Марафонской равнине, имеющей вид полумесяца, концами упирающейся в Марафонскую бухту, а с наружной стороны окаймлённой рядом высот. Равнину делит на две части одноимённый ручей. Марафонская бухта замыкается с севера мысом Марафон (древняя Кинаура).

Афиняне со своей стороны спешно отправили скорохода просить о помощи спартанцев. Однако спартанцы медлили, и 9- или 10-тысячное ополчение афинян поддержали только 1000 воинов из соседнего городка Платеи . С этими силами афиняне выступили к Марафону и укрепились за оградой священной рощи, посвяшенной Гераклу , на высотах над персидским лагерем (примерно в 1,5 км от неприятеля). Афинянами командовали 10 стратегов , сменявшихся по обычаю каждый день, и архонт-полемарх Каллимах ; однако в чрезвычайных обстоятельствах все стратеги отказались от своих прав в пользу Мильтиада , как самого опытного и лучше всех знающего персидские воинские порядки (первым подал пример Аристид Справедливый). Однако Мильтиад прождал три дня, пока не настала его законная очередь командовать. После этого, он 12 сентября атаковал врага.

Битва

Схема битвы при Марафоне

Персы располагались на открытой равнине, со стороны бухты, в виду флота; афиняне выстроились в одной из боковых долин, примыкающих к Марафонской равнине, со стороны Пентеликонских гор; по бокам прикрывали их высоты Арголики и Котрони. Каллимах командовал правым крылом; в центре находился Мильтиад; на краю слева стояли платейцы. Центр неприятельской армии составляли природные персы и саки (среднеазиатские кочевники), лучшая часть персидского войска. Мильтиад приказал идти на персов бегом, чтобы как можно быстрее вступить в рукопашную схватку и лишить персов их главного преимушества - луков. Афиняне беглым маршем устремились на врага. На обоих флангах неприятель был отбит афинянами и платейцами, но в центре перевес был на стороне персов и саков; но в это время на персидский центр, уже торжествоваший победу, ударили греческие фланги. Разгромленные персы бежали в лагерь и стали спешно садиться на корабли; греки гнались за ними и, после схватки на берегу, захватили 7 кораблей. Богатая добыча досталась победителям. Бежавшие на корабли персы рассчитывали было, обогнувши мыс Суний, застигнуть Афины врасплох, беззащитными. Но Мильтиад опередил персов, и когда корабли их явились в фалерской гавани, они обнаружили афинский лагерь, расположившийся у стен города под гимнасием Киносарг . Простояв некоторое время на якоре, Датис и Артафрен отплыли обратно.

Так кончился первый поход персов на Элладу. Афинянам победа стоила 192 человек, в числе которых были полемарх Каллимах и брат трагика Эсхила , Кинегир; потери персов Геродот исчисляет примерно в 6400 человек. Эта была первая победа эллинов над персидской державой; ближайшими последствиями победы были упрочение афинской демократии и готовность эллинов помериться силами с азиатскими варварами и в будущем: без Марафона едва ли бы возможен Саламин .

В южной части равнины, в 800 метрах от моря возвышается и теперь холм Соро, общая могила падших в битве афинян, все имена которых начертаны были на 10 надгробных плитах, по числу 10 аттических колен. Недалеко оттуда видны две меньшие могилы: может быть, одна - платейцев, другая - сражавшихся при Марафоне рабов. К северу от большого холма находится мраморная развалина Пирго - или гробница Мильтиада, или победный трофей.

Легенда

Согласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид (по другим источникам - Филиппид) в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин , чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту , Фидиппид (Pheidippides) был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины , была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в Этике в первом веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий). Международный олимпийский комитет в 1896 году оценил фактическую длину дистанции от поля битвы в Марафоне до Афин в 34.5 км. На первых Играх современности в году и на Играх года марафонский бег действительно проходил по дистанции, проложенной от Марафона до Афин.

Примечания

Литература

  • Кроме старых изысканий Лика, Финлея, Анрио, также см. Noethe, «De pugna Marathonia» (Л., ).

Очередную революцию в военном деле совершили в V-IV веках до нашей эры греческие города-полисы. Главной ударной силой их войска стали не конники или лучники, а плотно сомкнутый строй пеших копьеносцев, получивший название «фаланга». Некоторая неповоротливость такого построения искупалась тем, что его почти невозможно было пробить ни конницей, ни обычной пехотой. Остановить наступающую фалангу, таким образом, было просто некому. Это тактическое изобретение царствовало на полях сражений около 300 лет.

Само по себе слово «фаланга» не означает ничего особенного (произошло от греческого «ствол дерева», который она действительно отдалённо напоминает). А вот внутреннее содержание нового военного термина было очень любопытным. Если говорить упрощенно, то фаланга - плотная «живая стена» из щитов и длинных копий, медленно, но неотвратимо двигавшаяся на врага. Глубина построения фаланги варьировалась в зависимости от ситуации, но классическим считается строй в восемь рядов.

Греческая фаланга. Современная реконструкция.

Однако у этого построения изначально был серьезный недостаток. Фаланга, практически непробиваемая с фронта (причем особенно безнадежны попытки бросаться на нее конницей - получится просто месиво из людей и лошадей), оказалась очень уязвимой при атаке с флангов и с тыла. К тому же, она была довольно медлительной: перестроение такой «стенки» требует времени, да и тяжелое вооружение фалангитов (копье, щит, защитный панцирь, на всякий случай - короткий меч) не способствует скорости. Но греческие полководцы нашли выход: они старались выбрать место для боя таким образом, чтобы растянуть фалангу по всей ширине фронта и исключить возможность её обхода. Именно так афинский военачальник Мильтиад одержал победу в первом крупном сражении греко-персидских войн - битве при Марафоне 12-го или, по другим источникам, 13 сентября 490 г. до н.э.

О размерах армий противоборствующих сторон историки спорят до сих пор. Традиционно считается, что войска Афин вместе с небольшим отрядом из города Платеи насчитывали около 10-11 тысяч человек, армия Персии под командованием военачальников Датиса и Артаферна была чуть ли не в 10 раз больше. Немецкий исследователь Ганс Дельбрюк путем скурпулезного подсчета установил, что Афины могли выставить на поле боя примерно 5 тысяч бойцов, плюс тысячный отряд из Платей. Соответственно, вполовину уменьшается и численность персидской армии. Не подлежит сомнению, что у персов было серьезное количественное превосходство, а в пользу их противников играли более современная тактика и боевой дух, ведь сражение развернулось на территории Греции.


Битва при Марафоне 12 или 13 сентября 490 г. до н.э. Схема сражения.

В построении греков заключается главный тактический нюанс битвы. Мильтиад растянул фалангу почти по всей ширине поля битвы, по некоторым данным - на 4-5 тысяч шагов! Однако от построения в 8 рядов пришлось отказаться - элементарно не хватало людей. И тогда афинский военачальник применил остроумный прием. Сильнейшие его отряды встали на флангах, глубиной в 5-6 рядов, в то время как фаланга в центре насчитывала всего 2-3 ряда. Греки первыми двинулись в атаку - это объяснялось тем, что основу персидского войска составляла легкая пехота и лучники. Первых из них нужно было как можно скорее лишить свободы маневра, а вторых - сделать бесполезными в ближнем бою, чтобы они не могли расстрелять гоплитов (так называли в Греции тяжеловооруженных пеших бойцов) издалека.

Можно сказать, что битва развернулась точно в соответствии с планом Мильтиада. Персы, стесненные со всех сторон стеной из щитов и копий, естественным образом вынуждены были направить свой контрудар в центр - самое слабое место греческого войска. Им удалось прорвать строй в нескольких местах. Но в то же время мощные «крылья» армии Мильтиада опрокинули противников на флангах. После этого они хладнокровно развернулись и ударили на прорвавшихся в центре персов с двух сторон. Под угрозой окружения персидское воинство срочно ретировалось к кораблям, с которых оно перед боем высаживалось на побережье Греции. Афиняне и платейцы преследовали врагов, жестоко расправляясь с ними. Они успели даже захватить шесть или семь судов, но большей части персов удалось уйти от погони - все-таки фаланга, как уже говорилось, не создана для быстрых маневров. Тем не менее, разброс потерь при Марафоне - весьма существенный: персы потеряли убитыми около 6,4 тысяч воинов, греки - всего 192 человека.


Мильтиад Афинский. Рисунок с древнегреческой скульптуры.

По-своему интересны, хотя и не имеют прямого отношения к тактике, события, случившиеся после битвы. Персидские полководцы попытались воспользоваться ситуацией и организовать морской рейд прямо на Афины. Так что греческому войску пришлось в буквальном смысле бегом возвращаться на защиту родного города. Мильтиад успел вернуться в Афины до прихода персов, и отсюда впоследствии пошла легенда о марафонском бегуне, который преодолел около 40 километров, чтобы сообщить согражданам весть о победе. А спортивная дисциплина «марафонский бег» и поныне числится в программе Олимпийских игр.

Любопытный факт. Позднейшим вариантом фаланги можно считать пехотные квадраты-«каре», которые с успехом применялись русскими полководцами в войнах с Турцией второй половины XVIII века нашей эры. Исчезли доспехи, копья сменились штыками, добавилась дистанционная атака (залпы из ружей), но в остальном принцип действия остался прежним. Главное усовершенствование касалось уязвимости с флангов и тыла: бывшая фаланга теперь стала четырехугольником, прикрытым «стеной копий» со всех сторон.


Каре русской пехоты XVIII-начала XIX веков. Реконструкция.

МАРАФОНСКАЯ БИТВА, произошла 13 сентября 490 года до н. э. во время греко-персидских войн 500-449 годов до н. э. у селения Марафон (в 40 км северо-восточнее Афин). Афинский стратег Мильтиад построил греческое войско (11 тысяч человек) в фалангу при входе в Марафонскую равнину. Греческая фаланга, сильно растянутая по фронту (примерно на 1 км), с неглубоким центром, с флангов была прикрыта лесистыми отрогами гор и вынесенными вперёд засеками, что защищало их от обхода персидской конницы. Кроме того, фланги были усилены отборными отрядами. Греки атаковали высадившихся с кораблей персов (около 20 тысяч человек), но были контратакованы персидскими пешими лучниками, которые прорвали слабый центр греческой фаланги и заставили греков отступить. Тем временем сильные фланговые отряды греков повели наступление на персидскую конницу и лёгкую пехоту и разгромили их, а затем, сомкнув фланги, нанесли поражение персидским пешим лучникам. Поскольку греки не перехватили пути отхода бежавших персов, последние погрузились на корабли и отплыли в море, оставив на поле боя (по словам Геродота) до 6400 человек убитыми. Греки потеряли 192 человек убитыми. В Марафонской битве греческие гоплиты, действовавшие в строю фаланги, победили более многочисленную, но менее организованную и подготовленную персидскую армию. Марафонская битва - первая крупная победа греков над персами; она не только ликвидировала угрозу второго персидского похода, но и имела большое значение для всего хода греко-персидских войн. Марафонская битва сыграла важную роль в последующем сплочении демократич. сил в Афинах, в укреплении политического и военного союза греческих полисов.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5: Линия адаптивной радиосвязи – Объектовая ПВО. 688 с., 1978.

Марафон

МАРАФОН (Maraton) - древнегреческое поселение, расположенное на одноименной равнине в Аттике (в 40 км от Афин). Близ него 13 сентября 490 года до н.э. произошло одно из крупнейших сражений периода греко-персидских войн . Греческое войско (согласно традиции, 10 тысяч афинян и 1000 платейцев) было построено стратегом Мильтиадом при входе в долину Марафона в фалангу. Фланги греческой фаланги, сильно растянутой по фронту, с неглубоким центром, были прикрыты лесистыми отрогами гор и вынесенными вперед засеками и усилены легковооруженными отрядами. Атаковав персов, греки перешли в бег, чтобы усилить удар и избежать больших потерь от персидских стрел, однако отборным персидским отрядам удалось прорвать греческую фалангу в центре и заставить ее отступить. Исход боя решили действия флангов, сжавших персидское войско и обративших его в бегство. Битва при Марафоне - первая крупная победа греков над персами; она не только ликвидировала угрозу второго персидского похода, но имела большое значение для всего хода греко-персидской войны.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Источники: Herod., VI, 107-117.

Литература: Энгельс Ф., Избр. военные произведения, М., 1958, с. 138-40; Разин Е. A., История военного искусства, т. 1, М., 1955.

Марафонская Битва

В 491 году до н.э. Дарий послал посольство в Грецию, требуя от греков покорности. Некоторые греческие полисы признали власть персов, но спартанцы и афиняне отказались это сделать и убили персидских послов.

В 490 году произошел новый поход персов. На этот раз они решили перевезти свою армию через южную часть Эгейского моря и высадить десант сразу в Центральной Греции. Захватив и разрушив г. Эретрию на острове Эвбея, персидская армия, состоявшая из лучников и всадников, высадилась в северо-восточной части Аттики, на Марафонской равнине около небольшого городка Марафон, в 42 км от Афин.

Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действия персидской конницы.

Персы имели 10 тысяч конницы и около 10 тысяч пеших лучников. У греков же было 11 тысяч афинских гоплитов. Численное превосходство было на стороне персов, качественное - на стороне греков. Обученные и спаянные воинской дисциплиной гоплиты столкнулись с разноплеменным персидским войском, основной массе которого была чужда цель похода.

Греческая армия состояла из тяжеловооруженной пехоты, гоплитов, с медными шлемами, в латах и набедренниках, с большими медными щитами; их оружием было длинное метательное копье. Пехота персов была легковооруженная, без шлемов и панцирей, защищалась легкими и плетеными щитами; главное оружие ее составляли лук и сабля.

Греками командовали десять стратегов: один из них, Мильтиад, был хорошо знаком со способами действия персидской армии.

Перед боем Мильтиад построил греческую фалангу при входе в Марафонскую долину. На правом фланге находились лучшие афинские гоплиты, левее выстроились остальные воины по филам; левый фланг составил отряд платеян. Правым крылом предводительствовал Каллемарх, левым флангом командовал храбрый Аемнест.

Вследствие численного превосходства персов и значительной ширины долины Мильтиад не мог дать своей фаланге необходимой глубины. Кроме того, он учитывал возможность охвата своих флангов персидской конницей. Поэтому он уменьшил количество шеренг в центре и соответственно увеличил число шеренг на флангах. Общее протяжение фронта достигало примерно 1 км.

Боевой порядок персов состоял из пеших лучников, располагавшихся в центре, и конницы, строившейся на флангах.

Чтобы не дать персидской коннице времени атаковать греков на равнине и чтобы вслед за стрельбой из луков непосредственно перейти к рукопашному бою, Мильтиад двинулся с высот на неприятеля "беглым маршем". "Беглый марш" позволял быстро преодолевать поражаемое стрелами пространство и морально действовал на противника.

Выдержав первый натиск, персидские лучники контратаковали греков, прорвали слабый центр афинской фаланги и преследовали афинян в глубь долины. Но сильные фланги греческой фаланги опрокинули персидскую конницу, которой не удалось прорвать здесь ряды афинян, и пошли против персидского центра, спеша на помощь своим стесненным товарищам. Следствием этой атаки стало поражение персидских лучников. Окруженные со всех сторон, персы обратились в бегство.

Афиняне завладели семью кораблями. На остальных кораблях персы отплыли в море, стремясь достичь Афин раньше, чем это сделает греческое войско. Афиняне также устремились в город и, опередив противника, достигли его раньше, чем персидское войско. Мильтиад расположил свое войско на восточной стороне Афин. Персы, подойдя на своих кораблях к Фалеру (Фалер был тогда гаванью афинян) и увидев, что афинское войско стоит у города и готово к битве, не отважились высадиться. Персидский флот повернул назад и поплыл обратно в Азию.

В бою греки потеряли 192 человека, персы - 6 400 человек.

В Марафонской битве греки дали первый отпор персам. Этот бой показал, что тяжеловооруженной, хорошо обученной пехоте не страшна иррегулярная конница. На месте сражения на Марафонском поле, рядом с братской могилой воинов, павших за родину, был воздвигнут памятник в честь вождя греков Мильтиада. Сцены из марафонской битвы были изображены в одном из портиков, находившихся на главной площади Афин.

Использованы материалы с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Далее читайте:

Греко-персидские войны (подборка статей).

Основные события V века до н.э . (хронологическая таблица).

Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность . Издательство "Наука", Главная редакция восточной литературы, Москва, 1975 г.

Литература:

Разин Е. А. История военного искусства. Т. 1. М.. 1955, с. 149-152;

Меринг Ф. Очерки по истории войн и военного искусства. Пер. с нем. Изд. 6-е. М., 1956, с. 26-34.