У нас сегодня классный час. У любого классного часа или урока должна быть тема. Тему нашего классного часа я пока объявлять не буду. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались, о чём мы будем с вами говорить сегодня на классном часе.

Я думаю, что после прослушивания сказки вы сразу поймёте. Сказка называется «Белочка -Припевочка».

В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка - Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.

Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки. Белочка ела их, благо-дарила маму и прыгала дальше. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.

Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. А Припевочка стала печаль-ной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама», - грустила она.

Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало ве-село, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.

Прыгает Белочка, ищет орехи - нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала - не полу-чается. Еще раз - опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».

Сказано - сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась. Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку - там орешки, другую сорвала - и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные, и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголода-лись. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали - всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».

На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.

Работа над содержанием сказки.

Почему белочку называют «припевочкой»? (Жила беззаботно, припеваючи, прыгала, скакала, ничем себя не утруждала.)

А жить беззаботно жить хорошо? (До определённой поры.Но наступает в жизни такое время, когда человек должен надеяться только на самого себя.)

А что же случилось с нашей белочкой? (Она осталась одна, без еды и оказалась беспомощной)

Вот и наступило для нашей белочки как раз такое время, когда никого нет рядом и надеяться не на кого. Нужно задуматься, правильно ли ты живешь?

Ребята, вы уже знаете, что любая сказка нас воспитывает и чему-нибудь учит.

Ну, кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня?

Итак, тема классного часа - Что такое самостоятельность? Что значит быть самостоятельным?

Мы с вами узнаем, что такое самостоятельность, нужна ли она человеку, как можно её развивать, насколько в нас развита самостоятельность.

А чтобы раскрыть понятие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, давайте порассуждаем и составим динамическую таблицу.

Я предлагаю вам главные качества самостоятельного человека- это ответственность, взрослость и свобода дополнить эти понятия отвечая на вопросы.

Ответственность за что? (за результат)

Взрослость в чем? (в выполнении действий без подсказок)

Свобода в чем? (в выборе решения)

Ребята, а вы сможете сформулировать определение понятия «самостоятельность» опираясь на таблицу.

Самостоятельность-это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; это способность рассчитывать только на свои силы и нести ответственность за это действие.

Сейчас поиграем в игру, которая называется «свободный микрофон» Я беру у вас интервью.

Приходилось ли вам проявлять самостоятельность по дороге в школу; на контрольной работе; когда оставались одни дома; приготовлении еды; выбор одежды. В чем проявляется самостоятельность?

Много ситуаций когда вы должны проявить самостоятельность. А что это значит?

Физминутка

Кто самостоятельно может провести физминутку?

А сейчас мы с вами проведем групповую работу «Кто больше?»

Мы разделим вас по рядам, на 3 команды. Сейчас вам нужно выбрать одного представителя от команды, который будет защищать ваш проект. Сейчас я раздам вам карточки с составляющими самостоятельность.

Итак, сначала вы совещаетесь в парах. Первый ряд, подумайте, когда и какие решения вы можете принимать. Второй ряд- у вас на карточке написано быть независимым, от кого и от чего можно быть не зависимым. Третий ряд- быть успешным, в чем?

Определим какая из команд самая самостоятельный.

Вы работали в группах, это и есть самостоятельность, вы сами без подсказок справились с заданием.

Сейчас давайте определим степень самостоятельности каждого из вас. Сейчас проведем не большое анкетирование.

1.Я выполняю домашнюю работу…

2.Я выполняю домашние обязанности…

3.Я хожу в магазин…

4. Покупаю одежду…

5.Я хожу на кружки, потому что…

Посчитайте одинаковое количество букв. Если у вас преобладает количество букв «А»- то вы очень самостоятельный, то «Б»- то еще не совсем самостоятельной, «В»- то вам нужно работать над своей самостоятельностью, «Г»- задумайтесь над своими действиями.

Остаются прежние команды по рядам, проведем игру под названием «Сделай сам». Сейчас мы раздадим вас составляющие части какого то действия, ваша задача расположить в правильном порядке. Первый ряд-приготовление обеда; второй-уборка комнаты; третий-работа над рефератом. Кто выполнит поднимите руку(проверка на слайде). Для того чтобы проявлять самостоятельность, нужно разобраться в обстоятельствах. Чтобы самостоятельность не навредила. Иногда проявление излишней самостоятельности может навредить. Сейчас мы убедимся посмотрев известный вам мультфильм «Лунтик». В чем ошибка Кузи? (сам-ть ответственность за результат, не умеешь не берись).

Я раздаю карточки, на них написаны качества, на слайде написана фраза, «Для развития моей самостоятельности, мне надо…» Сейчас поставьте + возле тех качеств, которые вы считаете правильными продолжением для фразы.

Ответственность

Доверие

Справедливость

Рассеяность

Невнимательность.

Сохраните эти листочки и работайте над своей самостоятельностью.

Итак, самостоятельность... Вдумайтесь еще раз в смысл этого слова. Само-стоять, т.е. стоять самому, без поддержки, не быть в доме просто жильцом, иждивенцем, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и родители, признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком. Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?

Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Что значит быть взрослым и самостоятельным? Интересный вопрос. Согласно законодательству, взрослым в Украине считается человек, достигший 18 лет. И возрастной критерий – не единственный показатель зрелости. Еще одним показателем взрослого человека является самостоятельность. Я понимаю самостоятельность как способность принимать решения и нести за них полную ответственность. Но, на мой взгляд, эта формулировка также не является полным. Дело в том, что людям часто нужно принимать решения, от которых зависит частично, а иногда и полностью судьба других людей. Ярким примером здесь может стать война. Во время боевых действий от решений командира зависит судьба воинов, а от решений полководцев – судьба народов.

Конечно же, не только на войне людям бывает необходимо решать сложные вопросы. С самого рождения человек нуждается в заботе и защите родителей. И родители, со своей стороны, должны очень ответственно подходить к решению о рождении ребенка. Но так случается не всегда. В нашей стране остро стоит проблема детей-сирот. В некоторых из них родители умерли, нет родственников, которые могли бы о них позаботиться. Но все чаще становятся случаи, когда матери оставляют детей в роддомах, мотивируя отказ невозможностью обеспечить малыша. Вопрос, зачем человек сделал шаг, к которому была не готова, в большинстве случаев остается без ответа. И бесспорным остается факт: человек, совершивший такой шаг, взрослым считаться пока не может. Прежде всего, потому, что сделав ответственный шаг, она не выдержала ответственности.

Еще одним важным, на мой взгляд, аспектом взрослости является независимость. Во-первых, потому, что независимость является частью самостоятельности. Если человек зависит от кого-то материально, морально или физически, и эти обстоятельства могут влиять на ее решения, то такое решение, по моему мнению, не может считаться полностью самостоятельным. Поэтому я считаю, что умение приобретать и сохранять собственную независимость является необходимым для взрослого человека. Проанализировав все вышесказанное, я пришел к выводу, что взрослым может себя назвать далеко не каждый совершеннолетний человек. А от того, как взросления протекает, зависит судьба человека. А может, даже и не одной.

Крутяк! 7

Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным - значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды.

Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?

В своей жизни мы часто видим тех, кто повзрослел слишком рано. Чаще всего это дети из неблагополучных или многодетных семей, где каждому приходится заботиться о себе самому при этом помогая родителям воспитывать своих младших братьев и сестер. Рано взрослеют дети, потерявшие родителей, те, кто живет с пожилыми бабушками и дедушками.

Чтобы ребенок взрослел вовремя, родители с детства должны приучать его быть самостоятельным. 5 класс – это время, когда ребенок вполне может помыть за собой посуду или помочь маме накрыть на стол, убраться в своей комнате.

Многие мамы чересчур заботятся о своих детях и даже в восемнадцать лет не пускают их на кухню, чтобы что-то приготовить или помочь с уборкой. Такое отношение только вредит. Именно они в первую очередь и становятся теми, кто готов сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Можно сказать, что они даже не виноваты в том, что не могут пожарить яичницу или сварить простой суп, помыть за собой посуду или постирать грязное белье - их этому не научили в детстве.

Именно в детстве в человеке закладываются качества, необходимые любой личности. Из маленького ребенка можно «слепитьСам» что угодно, ведь он прислушивается ко всему, что ему говорят, его характер только начинает формироваться, а потому он принимает все, что в него вкладывают. Вот почему процесс правильного воспитания и обучения самостоятельности так важен.

Ребенок смотрит на мир иначе, чем взрослый. Как правильно заметил Антуан де Сент-Экзюпери в своём самом известном произведении «Маленький принц», взрослые думают лишь о цифрах и собственной выгоде, они не способны видеть прекрасное во всем, даже в том, что кажется обычным или уродливым. Именно дети делают наш мир лучше, поэтому так важно, чтобы они повзрослели в положенное время.

Самостоятельный человек - тот, кто может позаботиться о других людях, и совсем не играет роли, родственник он ему или просто чужой человек. Самостоятельность тесно связана с человечностью, это одни из важнейших качеств, определяющих зрелую личность, каким и должен быть каждый человек. Она очень важна для любого человека, вот почему в школе часто пишут на тему самостоятельность сочинение. Сочинение позволяет задуматься: «А самостоятельный ли я?» и возможно, изменить свою точку зрения на этот счет.

Самостоятельность - важная часть взросления человека. Я считаю, что только самостоятельный человек может в полной мере назвать себя взрослым, и это очень важно.

ЕГЭ по биологии сдается по выбору ученика, который планирует поступать в высшее учебное заведение с определенной специализацией. По уровню популярности этот предмет занимает каждый год 5-6-е места, его сдают около 18% школьников. В каких ВУЗах нужна биология? Этот предмет сдается в учебных заведениях такой направленности: медицина, биология, педагогика по специальности «Учитель биологии», сельское хозяйство, ветеринария, физическая культура, психология, садовый дизайн, экология, технические специальности, где биология граничит с физикой. Профессии: психолог, эколог, спортсмен, инженер, врач.


Работа состоит из заданий, которые условно поделены на две части. В 2018 году заданий было 28: 21 – тесты, требуется выбрать вариант из предложенных, 7 – повышенной сложности, нужно дать развернутый ответ.

На работу дается 210 минут – как распределять время на ответы решает ученик самостоятельно.

Пороговый балл для поступления в различные ВУЗы зависит от требования конкретного учебного заведения – эту информацию нужно уточнять в ВУЗе.

  • В первой части содержатся задания на знание теории и умение пользоваться этими знаниями. Типы заданий первой части: на множественный выбор (может сопровождаться рисунком), на установление логической последовательности, на решение задач, дополнение данных в таблице, на анализ данных.
  • Вторая часть ставит целью выявление особенностей и глубины знаний испытуемого. Цель подобных заданий: проверка умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, пользоваться теорией на практике, обосновывать свою позицию, мыслить логически. Именно эта часть испытания является ключевой в процессе отбора потенциальных студентов ВУЗов.

Первая часть проверяется автоматически, при помощи компьютера. Вторая анализируется специалистами.

В чем сложность экзамена по биологии?

  • Главная трудность состоит в значительном объеме информации, которую необходимо повторить. Школьный курс начинается в 5-6 классах, поэтому при подготовке придется «копать глубоко».
  • Сложности связаны также со структурой экзамена. Не обязательно качественные теоретические знания гарантируют успешную сдачу ЕГЭ – необходимо научиться выполнять задания определенных типов. Этому можно научиться при помощи профессионального репетитора или, проходя тестирование в онлайн режиме. Каждый год в структуру вводятся задания нового типа – к этому необходимо быть готовым.
  • Наибольшую сложность вызывают такие темы: фотосинтез, ДНК, энергетический обмен. С этими разделами и заданиями на данную тему лучше обращаться к репетитору.

Как эффективно подготовиться к экзамену?

  • Главное – внимательно слушать на уроках и изучать учебники. Это станет надежной базой для успешной сдачи экзамена.
  • Планирование: систематическая подготовка требует стабильного и тщательного изучения материала программы ЕГЭ.
  • Самообразование: читайте справочники, самостоятельно.
  • Проходите онлайн тестирование.

Главное преимущество онлайн тестирования – возможность отработать до автоматизма умение решать задания разного типа и уровня сложности, правильно распределять время на экзамене. С учителем или репетитором рекомендуется готовиться ко второй части.