Для развития социальной структуры человеческого общества потребовался ряд предпосылок. Основной предпосылкой было прямохождение, которое на первом этапе не давало особого преимущества человеку, но освободило его передние конечности и позволило применять различные предметы, используя их как орудия труда, защиты, охоты, хозяйственной деятельности. Низкий рост гоминид компенсировался способностью коллективно трудиться (Рис. 2). Труд становится основным фактором эволюции человека.

Изготавливая и используя орудия труда, человек совершенствовал кисти рук, а усложнение трудовых навыков привело к укрупнению головного мозга. Первые гоминиды не умели быстро двигаться, были небольшими, не обладали выносливостью, острыми клыками, острыми органами чувств, поэтому существовали крупными сообществами и вели коллективную деятельность.

Рис. 2. Гоминиды ()

Коллективная деятельность привела к необходимости передачи и обмена информацией,

Возникает голосовой аппарат и вторая сигнальная система, что предопределяет увеличение и усложнение нервной системы. Человек приспосабливается к природным условиям в результате морфофизиологических изменений, переделывает окружающую среду, пользуясь орудиями труда, изготовляя одежду, строя жилище, передавая опыт. Другие млекопитающие тоже способны передавать свой опыт, но человек делает это в разы эффективнее. Эффективность сплоченного человеческого коллектива, обладающего полученными навыками, была очень высока. Она исключала голод, холод, внезапное нападение хищников. Вектор естественного отбора постепенно изменяется: на первый план вместо признаков силы, агрессивности, выносливости выходят внимательность, коммуникабельность, наблюдательность, способность к трудовым навыкам. Все это способствовало росту головного мозга, совершенствованию голосового аппарата и выработки тонкой моторики кисти. Начинается процесс разделения труда в зависимости от пола, возраста, силы. В зависимости от степени приобретенных навыков люди начинают разбиваться на группы, появляются люди, ответственные за определенные обязанности, производство и учебу. Это привело к возникновению особой социальной структуры -традиций, условностей, обрядов, законов, религий.

Для успешного существования необходимо быть не только ловким и сильным, но и получить определенное воспитание и образование.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Stud24.ru ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Biovedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Что представляет собой биологический вид Homo sapiens?
  2. Что такое социальная структура?
  3. Назовите преимущества коллективной деятельности.

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Предмет: Обществознание

Класс: 10

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока : Биосоциальная сущность человека

Тип урока: Комбинированный

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:

Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания.

Цели урока/ занятия/ мероприятия:

Раскрыть взаимосвязь биологического и социального компонентов человеческой сущности.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия:

1. Актуализировать знания учащихся по теме.

2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий «личность» , «индивид», «индивидуальность».

3. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

4. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

5. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.

6. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

7. Организовать работу в парах.

8. Организовать работу в группах.

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:

Актуализируют: представления о важности процесса социализации дл формирования личности.

Приобретут: представление о структуре человека как совокупности биологических и социальных черт.

Закрепят: знания и представления о том, что такое человек.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Отличие человека от животного. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. Роль труда в антропогенезе. Происхождение мышления и речи. Социогенез. Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. Культурогенез Возникновение мифологических представлений. Мифология как первичная форма духовного производства Бинарная природа человека. Проблема природы и культуры

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие «Речевка»

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

2 мин

Тексты речевок выдаются учителем на перемене три варианта на каждый ряд. Каждый ряд должен скооординированно и дружно прочитать свою речевку.

Речевка 1:

«Человек – это звучит гордо»

Речевка 2:

«Труд сделал из обезьяны человека»

Речевка 3:

«Личностью не рождаются - личностью становятся»

Погружение в тему

Определение целей урока

5 минут

3х3

После того, как дети озвучили свои речевки, плавно переходим к цели урока.

Для начала нам нужно определить, чем человек отличается от животного и то, чем походит на него. Пожалуйста, подумайте и назовите по три отличия и сходства человека и животного.

Задание выдается на весь класс. Опрос проводится выборочно, по одному отличию или сходству с ученика. Предложенные варианты обсуждаются.

Делается вывод о том, что основными отличиями человека от животного являются: мышление, речь, способность к творчеству, а сходствами: биологическое строение, физиология, рефлексы, инстинкты.

Определение опасений и ожиданий учащихся

Выяснить опасения и основные ожидания учеников

3 минуты

После того, как ученики вместе с учителем определили основные отличия и сходства, необходимо узнать их ожидания и опасения относительно урока, нового материала. Для этого им предлагается игра «Я». Суть заключается в том, что каждый ученик готовит ответ на вопрос: "Чего вы опасаетесь/чего ждете". Ответ дается учеником в форме: "Я жду…" или/и "Я опасаюсь…". От каждого ученика должен быть получен один и/или по одному ответу на каждый вопрос. После того, как ответят желающие ученики, проводится краткий анализ ответов и дается обобщающий итог.

Фаза 2 «»

Закрепление изученного (обсуждение д/з)

Закрепить проеденный материал, касающийся основных теорий происхождения человека

«Перекрестный-опрос»

5 минут

После подведения итогов игры «Я», детям задается ряд вопросов об основных теориях происхождения человека.

Задача: Повторить основные теории происхождения человека

Вопросы:

    Как называется наш биологический вид?

    Назовите два вида разумных существ, живших на Земле до нас? (Homo habiles , Неандерталец)

    Какие теории происхождения человека вы знаете?

    Какая теория принята современной наукой?

    Кратко опишите теорию эволюции.

После опроса учителя , детям предлагается разбиться на команды по рядам. Каждая команда придумывает два вопроса по одному для других команд. По очереди ученики задают друг другу свои вопросы. Побеждает команда, ответившая на большинство вопросов верно.

Инпут

Раскрыть важность процесса социализации для формирования человеческой личности.

«Закрытый показ»

18 минут

После опроса домашнего задания, частью которого являлся просмотр документального фильма о детях-маугли, начинается демонстрация наиболее важных фрагментов этого фильма с комментариями учителя. Затем ученикам задается ряд вопросов :

1.Почему никто из детей-маугли не умел говорить в тот момент, когда был пойман?

2. Как вы думаете, почему никто из детей-маугли, уже после того, как попал в человеческое общество, так и не смог научиться человеческой речи и освоить нормы поведения в обществе?

3. Как вы считаете, какие меры нужно было принять людям, чтобы обучить обнаруженных детей человеческому языку и поведению?

На основе просмотра фильма и его обсуждения делается вывод о том, что человек может стать «человеком» в полном смысле этого слова, только в процессе социализации – общения и обучения в обществе других людей. Дается представление о таких понятиях как – индивид - биологическая сущность человека; индивидуальность – особенности отличающие человека от других людей; личность – сумма социально значимых качеств человека. Ученики должны подойти к выводу о том, что сформированные вне общества дети-маугли были развиты как индивиды и даже приобрели частичную индивидуальность, но без социализации так и не смогли сформироваться как личности.

Проработка темы

Проработка учебного материала

Закрепить значение и содержание рассматриваемых терминов

«Терминологические карточки»

4 минуты

Подготовленные учителем карточки с терминами и определениями, которые рассматриваются на данном уроке, а так же, термины, которые относятся к другим темам курса обществознания выводятся на интерактивную доску, из всех представленных, дети должны выбрать, какие термины относятся к изучаемой теме, остальные - лишние, будут удаляться с экрана после того, как их несоответствие озвучат ученики.
Список терминов : социализация , экономический рост, личность , воспитание , демократия, индивид , неандерталец , акция, облигация, эволюция , индивидуальность .

На данном этапе закрепляются полученные в ходе урока знания и повторяется терминология.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

«Согласен - не согласен»

5 минут

Тем терминам, которые остались на доске после предыдущего задания, учителем даются определения. Услышав верное определение термина, дети должны высоко поднять руки и два раза хлопнуть в ладоши. Если определение дано неверно, дети должны завести руки за спину и так же хлопнуть в ладоши два раза.

Термины и определения:

    Социализация – процесс усвоения человеком культурных норм и стереотипов поведения в обществе. (верно)

    Личность – человек как биологический организм. (неверно)

    Воспитание часть процесса социализации, отвечающая за первичное усвоение культурных норм.

    Индивид – человек как отдельный представитель своего вида. (верно)

    Неандерталец – представитель нашего вида Homo sapiens . (неверно)

    Эволюция – процесс постепенного развития живой природы от низших форм к высшим. (верное)

    Индивидуальность – отличительные особенности конкретного человека. (верно)

Рефлексия

Подвести итог урока, и на уровне образа зафиксировать основной вывод

«Творческий рисунок»

5 минут

Завершающим этапом урока является творческий рисунок, при помощи которого, ученик должен закрепить пройденный материал не только на понятийном, но и на образном уровне. Используя подготовленные канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки и т.п.) ученикам дается задание нарисовать основные отличия человека от животного.

Итогом урока должно стать то, что ученики получат развернутое научное представление о формировании человека, осознать важность правильной и максимально полной социализации, влияние этого процесса на формирование личности. Ученики должны свободно владеть основной терминологией по теме и использовать ее в верном смысловом контексте.

Домашнее задание

Повторить изученные термины для терминологического диктанта.

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна.

Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира

человека оказались неудачными. Человек оказался слишком

сложным предметом для исследования точной науки.

«Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». (А. Лосев)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»

«Человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия»

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин.

  • Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.;
  • Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.;
  • Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия,
  • космическая медицина и др.;

  • Человеке как личность –
  • педагогика, этика, психология,

    эстетика и др.;

  • Человек как субъект
  • деятельности – инженерная

    психология, эвристика и др.).

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Между человекообразными обезьянами и и Homo sapiens пролегает незримаяграница:

  • Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность.
  • Способность абстрактно мыслить, т.е. осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности.
  • Человек способен непрерывно осваивать культуру с
  • каждым новым поколением,

    т.е. происходит социализация человека.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.

Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала

природы и общества, как творец

духовного мира. Начало философской

антропологии связано с появлением

классических работ Макса Шелера

«Положение человека в космосе»

(1928) и Хельмута Плеснера «Ступени

органического и человек» (1928)

МАКС ШЕЛЕР (1874-1928) - НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека – его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д. Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум?

Человек – цель, а не средство для другого человека (И. Кант)

Человек - универсальный и высший предмет философии. Сущность

человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела и души (Л. Фейербах)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Концепция философской антропологии:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
  • Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
  • Их единство и образует сущность человека.
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология оказала значительное влияние на развитие:

  • Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека.
  • Экзистенциализм – философия существования, считает отличительным признаком человека его свободу.

Сущность человека, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.

(М. Шелер)

Человек представляет собой сложную,

многоуровневую систему, здесь

взаимосвязаны биологическое,

социальное и духовное начала,

сознание и сфера подсознательного.

  • Субъект - активно действующий
  • человек с его знаниями, опытом и

    способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности.

  • Субъектность - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием.
  • Человеческая субъективность – присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Обладает сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Биосоциальное существо

  • Деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит социальный характер

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Субъективный аспект деятельности, т.е. зависящий от человека

Объективный аспект деятельности, т.е. не зависящий от человека

СОЗИДАНИЕ

ТВОРЧЕСТВО

РАЗРУШЕНИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – основа человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он продал ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Речь – универсальное средство формирования и выражения

мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.

Внутренняя речь - это речь, лишенная звукового оформления, внутреннее проговаривание.

Внешняя речь - система звуковых сигналов и символов для передачи информации, процесс материализации мысли..

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Человек называет, обозначает в своей речи это явление словами. В результате в голове другого человека возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.

План: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Отличие человека от животного. 3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. 4. Роль труда в антропогенезе. 5. Происхождение мышления и речи. 6.Социогенез. 7. Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху 8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. 9. Культурогенез 10. Возникновение мифологических представлений. 11. Мифология как первичная форма духовного производства 12. Бинарная природа человека. 13. Проблема природы и культуры


1. Человек как результат биологической и социальной эволюции Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos человек и genesis происхождение).


Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. Религиозная теория Теория палеовизита Естественно-научные (материалистические) теории Ч. Дарвин () английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории Ф. Энгельс () социальный мыслитель, политический деятель Божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке. Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Главная причина появления человека труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность сущность человека.


Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы. Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.



2. Основные отличия человека от животного Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­ пользовать их как средство производства материальных благ. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.


3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. Теория антропогенеза базируется на симиальной (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. Полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7–8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека: австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы.


4. Роль труда в антропогенезе. Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.




8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. Экзога́миа запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен: необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.); стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс); необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов). Термин введён английским исследователем брачно- семейных отношений первобытного общества Дж. Макленнаном. Положение женщин.


9. Культурогенез Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе. Характерные черты первобытной культуры: Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры. Формирование культурных универсалий. Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение. Эволюция материальной культуры. Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, анимизм – общее и особенное. Зарождение морали. Табу и ритуалы как первые регуляторы общественных отношений. Внеличностный характер первобытной морали. Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.


Искусство - это такое изображение мира, которое волнует людей, пробуждает в их сознании глубокие чувства и переживания. Во-первых, искусство это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и руками людей. Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество. В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота. В-четвертых, искусство - способ для людей обменяться чувствами и переживаниями друг с другом.


10. Возникновение мифологических представлений. В первобытной родовой общине человек не только жил и трудился бок о бок с сородичами. Искусство тоже создавалось всеми совместно. Как имущество было общим, так и искусство принадлежало всем. Конечно, в дружной и сплоченной общине сознание людей было единым и нераздельным. И живопись, и устные легенды, и музыка были связаны с верой в богов, с обучением и воспитанием молодежи. Ученые назвали все это вместе взятое мифом.


11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифология (от греч. mifos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.


11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев многообразны. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения.


12. Бинарная природа человека. Бинарная природа человека. Двойственная (бинарная) природа человека проявляется в том, что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности. Человеку, рассматриваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучаться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, человек может также рассматриваться как существо общественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индивидами.


Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Личность 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Наиболее часто встречается понятие индивид. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек. Индивид (от лат. individuum неделимый, неразделенный) это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Индивидуальность это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Личность (от лат. persona особа) это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).