Игоря Северянина (1887-1941).

23 года прожил Игорь Северянин без родины, но до конца жизни его не покидала надежда вернуться. Поэт мыслями возвращался в свою прославленную молодость, вспоминал потерянную им Россию:

Я мечтаю, что Небо от бед

Избавленье даст русскому краю.

Оттого что я – русский поэт,

Оттого я по-русски мечтаю!

Игорь Васильевич Лотарев родился 16 мая 1887 г. в Петербурге, где и прошли его детские годы. С 1895 г. жил с отцом, Василием Петровичем, в Новгородской губернии. Поэт гордился старинной дворянской родословной матери, Наталии Степановны.

В 1908 г. он меняет настоящую фамилию на псевдоним. Первоначально свои работы поэт подписывал как Игорь-Северянин, указывая вторым именем на значение Севера в жизни и творчестве. С 1913 г. имя-псевдоним превратилось в фамилию.

И.Северянина несправедливо упрекали в некультурности и малообразованности, так как его официальное образование ограничивается четырьмя годами обучения в Череповецком реальном училище. Другом и наставником, поддерживающим творческие порывы сына, стала мать, к которой он вернулся в конце 1903 г. У Наталии Степановны часто бывали в гостях литераторы, музыканты и художники. Северянин так определяет свое призвание быть поэтом:

Из меня хотели сделать торгаша,

Но торгашеству противилась душа.

Смыслу здравому учили с детских дней,

Но в Безразумность влюбился соловей.

Настоящее признание принесла поэту вышедшая в 1913 г. книга «Громокипящий кубок», причиной успеха которой стала ее современность. Обстановка светских гостиных, облики прекрасных дам, шуршащих муаровыми платьями, летучие яхты и автомобили, «мороженое из сирени» соседствуют в ней с северными форелевыми реками и «одебренным» лесом.

Построением эта первая главная книга Северянина, воплотившая в себе тонкий поэтический слух, «композиторский» талант автора, напоминает музыкальное произведение. Не случайно стихотворные сонаты, увертюры, прелюдии, мелодические стихи, вошедшие в «Громокипящий кубок», привлекали внимание музыкантов. Среди них были выдающиеся современники поэта: композиторы Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев.

«Душой сегодняшнего дня» называл мировосприятие Игоря Северянина критик и поэт . «Может быть, в ней (душе) отразились все пороки, изломы, уродства нашей городской жизни …., но в ней отразилось и небо, еще синеющее над нами», — отмечал он. И. Северянин обладал тонким чувством природы, вдохновенно писал о ее красоте.

В восприятии современников имя Игоря Северянина часто ассоциировалось с книгой «Ананасы в шампанском» (1915 г.). Через 8 лет после ее выхода одна из почитательниц таланта поэта даже подала ему на десерт ананасы в шампанском. Автор книги смотрит на повседневную жизнь, как на романтическое путешествие, достойное изящной словесности. Он наслаждается жизнью и любит ее так, что иногда трудно заметить грань между лирикой и иронией.

«Неведомым паяцем», «поэтом экстаза и каприза» представлялся в сознании многих И. Северянин. Сложность мировоззрения поэта, его истинный талант скрывались за маской эпатажа, самолюбования, иронии над самим собой.

Обладающий исполнительским даром, Северянин выступал перед публикой в залах. Именно его избрали «Королем поэтов» в феврале 1918 г., хотя среди претендентов на это звание были такие известные поэты, как и К.Бальмонт. Это был пик славы Игоря Северянина, за которой впоследствии ему пришлось изведать безграничную печаль изгнанника.

Настроение всеобщего подъема, которое испытывал поэт в дни Февральской революции (период создания цикла стихотворений «Револьверы революции»), летом 1917 г. изменилось. Тогда он писал: «Что делать в разбойное время поэтам… Мы так неуместны, мы так невпопадны».

В конце 1917 г. И. Северянин уехал в Эстонию, поселился в поселке Тойла, поэтому после получения республикой независимости оказался в эмиграции. Живя вдали от России, поэт обратился к работе над мемуарами и автобиографическими романами в стихах, совершал гастрольные поездки в Париж, Берлин, Белград, Прагу и другие города.

В последние годы жизни поэта мучила ностальгия, он был готов вернуться на родину, писал письма, ждал помощи… В то же время его удерживало чувство самосохранения.

Умер поэт 12 декабря 1941 г., его могила находится в Таллине, на Александро-Невском кладбище.

Любовь к родине, легкость и песенная певучесть стиха – качества, определяющие цельность творческого пути Игоря Васильевича Северянина. И пусть возвращение поэта в нашу литературу задержалось, без его творчества трудно представить достаточно полно поэзию Серебряного века.

(настоящее имя и фамилия - Лотарёв Игорь Васильевич)

(1887-1941) русский поэт, эссеист, переводчик

К популярности Игоря Северянина относятся по-разному. Одни говорят, что он был не более чем талантливым рифмоплетом «ресторанно-будуарной тематики», другие, напротив, считают его весьма одаренным поэтом. Бесспорным остается лишь то, что он посвятил всю свою жизнь поэзии и прожил ее, подчиняясь однажды избранному предназначению. Даже в тяжелые предвоенные годы Игорь Северянин отказывался поступить на государственную службу, предпочитая, чтобы его считали только литератором.

Многое в поступках человека, в его отношении к жизненным ценностям объясняется полученным в детстве воспитанием. Мать поэта, Наталья Семеновна Шеншина, принадлежала к старинному дворянскому роду, одна из ветвей которого восходила к историку Н. Карамзину. Отец был военным инженером, а родом происходил из владимирских мещан.

Мальчик получил превосходное домашнее образование, рано приобщился к театру. Но потом его родители расстались, и он жил то с отцом, то с матерью. Одно время учился в Череповецком реальном училище. Неподалеку от города находилась усадьба его дяди по отцу, где Игорь Северянин и проводил каникулы. Когда отец вышел в отставку и получил место коммерческого агента, мальчик отправился с ним на Дальний Восток в Маньчжурию. Он был просто покорен экзотическими красотами и до конца жизни сохранил любовь к морю. Но в душе он все-таки оставался приверженцем северных краев, поэтому вскоре возвратился из Маньчжурии к матери в Гатчину. Даже выбирая себе псевдоним, будущий поэт стремился подчеркнуть связь своего творчества с северной природой. Правда, в печати так и не утвердилось придуманное им написание псевдонима - Игорь Северянин.

В 1904-1905 годах Игорь Северянин на деньги дяди издает несколько небольших поэтических брошюр патриотического содержания. В них вошли стихотворения «Гибель «Рюрика»», «Подвиг «Новика»», «Захват «Решительного»», навеянные событиями русско-японской войны.

Сам поэт начало своей литературной деятельности относил к 1905 году, когда в журнале для солдат «Досуг и дело» было опубликовано его стихотворение «Гибель «Рюрика»». Первый же поэтический сборник Северянина «Зарницы стихов» был опубликован в 1908 году.

Ранние стихотворения молодого литератора написаны под явным влиянием известных в то время поэтов М. Лохвицкой и К. Фофанова. Мирру Лохвицкую он просто боготворил, воспроизводя вслед за ней движения собственной души и мечтая о недостижимом. Константин Фофанов же привлекал его своим умением передавать собственные настроения через пейзажные зарисовки. В то же время оба поэта отдавали дань любовным чувствам.

Начало XX века было временем достаточно нестабильным, ощущалась тяга к скорым переменам и одновременно возникало желание совершать нечто неординарное, экстравагантное. В 1911 году Игорь Северянин возглавил течение эгофутуризма, куда вошли молодые поэты Р. Ивнев, И. Игнатьев, К. Олимпов. Свои чувства поэта-эготиста (вселенского поэта) он отразит в стихотворении «Эпилог» (1912):

Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Со временем у Игоря Северянина возникли и свои почитатели. В основном это были гимназистки, слушательницы Бестужевских курсов, студентки-медички, экзальтированные молодые дамы. Для них поэт изобрел особую форму подачи своих стихов: он их не читал, а практически исполнял под музыку. «Мое творчество стало развиваться на двух основных принципах: классическая банальность и мелодическая музыкальность», - писал позже Северянин в своей автобиографии «Образцовые основы».

Его поклонницы с ума сходили от таких, например, строк:

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Очень точное определение стихам Игоря Северянина позже дал критик Г. Адамович, отметив их «резиново-легкую нарядность». Но все же и он вслед за первыми критиками подтвердил оригинальность стиля поэта.

Настоящая известность приходит к Игорю Северянину после публикации сборника «Громокипящий кубок» (1913), который за два года выдержал семь переизданий. Однако популярность поэта носила скорее скандальный характер, чему в немалой степени способствовали известные деятели культуры. Так, прочитав одно из ранних стихотворений Северянина «Хабанера II», Л. Толстой назвал его безнравственным. Эти слова тут же опубликовали все газеты, и читатели, естественно, сами захотели познакомиться с творчеством поэта, который удостоился такой категорической оценки. Что конкретно имел в виду Толстой, было уже неважно; главное, что «стена молчания» критики вокруг Игоря Северянина раз и навсегда рухнула.

Однако его поддержал В. Брюсов, который в то время был уже ведущим критиком и мэтром поэзии. Он отметил, что Северянин попытался обновить поэтический язык, введя в него арго, неологизмы и необычайно смелые метафоры. Хотя, по мнению Брюсова, это у него не всегда получалось, но он надеялся, что «со временем его мутный плеск может обратиться в ясный и сильный поток». Между ними завязалась переписка, и Брюсов одним из первых приветствовал Игорю Северянина как главу новой поэтической школы.

Третьим ценителем его поэзии оказался Ф.Сологуб. Хотя он и раскритиковал программу эгофутуризма, вскоре после встречи они впервые вместе читали на вечере свои произведения и даже устраивали совместные гастроли. Между двумя поэтами возникли дружеские отношения, и впоследствии именно Северянин уговаривал Сологуба уехать из страны, как бы предвидя его будущую личную трагедию.

Силу лирического дарования Игоря Северянина отмечали также А. Блок, Н. Гумилев, М. Горький. Как и многие другие поэты того времени, Северянин постоянно занимался словообразованием. Он создал целый ряд неологизмов - «взозить», «бездарь», «окалошить», «плутоглазка», «ленноструйный»; увлекался созданием слов с приставкой «без» - безрезье, безнадежье, безвопросен; образовывал глаголы от существительных - крылеть, грозоветь, ветрить, нюнить. Любопытны и его метафоры: «грезы кларета», «лилии ликеров», «шампанский полонез». Нельзя обойти вниманием и его «мороженое из сирени» или «ананасы в шампанском»...

Шаг за шагом Игорь Северянин создавал свой образ выдающегося поэта, который пользовался невероятным успехом у женщин и любовью публики. Он даже не называл своих возлюбленных их именами, а каждой придумывал свое, поэтическое.

Свои стихи Игорь Северянин всегда пронумеровывал, именуя даже маленькие книжечки «томами». Однако всему на свете приходит конец, и слава стала постепенно покидать его. Со временем от него ушли друзья-футуристы, и он примкнул к кубофутуристам. Издательства тоже постепенно потеряли интерес к его стихам, и поэту приходилось печатать их на собственные деньги.

Однако Северянин не собирался сдаваться, и 1918 год стал годом его триумфа. Он берет верх в творческом соперничестве с Маяковским и становится королем поэтов. Но в это время живой русский классик уже вынужден жить в эмиграции, в Эстонии.

Последующие годы жизни поэта были небогаты событиями. Он даже продолжал печататься, иногда его приглашали выступать с чтением своих произведений. Но теперь ему большей частью просто приходилось бороться за выживание. Игорь Северянин никогда не служил, поэтому основным источником дохода была его литературная деятельность. В эмиграции он опубликовал тринадцать книг, практически столько же, сколько до этого издал в России.

Литературных заработков, конечно, не хватало, и Игорь Северянин кормился рыбной ловлей или тем, что собирал в лесу. Поэт обосновался в селении Тойла, где обрел и семейное счастье, женившись на эстонке Ф. Круут. Ради их общего благополучия он принимает эстонское гражданство. В 1922 году у Северянина родился сын, которого счастливый отец назвал...Вакхом, в честь античного бога. Но ведь и свою жену поэт воспевал как Ариадну Изумрудную.

Эстонский период творчества Северянина несколько иной: поэт больше внимания уделяет пейзажной лирике, иногда даже откликается на события современности, хотя в его поэзии не стоит искать откровенно политические стихи. Вершиной лирики Игоря Северянина этого времени становится сборник «Классические розы» (1931), а главной темой его поэзии - великая и духовно богатая Россия. До конца своих дней поэт не терял надежды на возвращение сюда.

В поздних стихах Северянина сохраняется присущая его творчеству непосредственность, но в то же время они становятся более традиционными по форме и манере изложения.

С помощью жены Северянин, не владея письменным эстонским языком, осуществляет беспрецедентное издание - составляет антологию собственных переводов «Поэты Эстонии» (1928), за что получает денежную субсидию от министерства просвещения Эстонии. Они вместе также переводят несколько прозаических произведений - книги М. Ундер «Процветенье» и А. Ранкит «В оконном переплете».

Однако через двадцать лет наступил конец счастливой семейной жизни Северянина. Он увлекся другой женщиной, В.Коренди, и расстался со своей женой. Их творческий союз тоже распался. Теперь единственным источником существования для поэта становятся субсидии из фонда «Культурный капитал», которые выделяет ему эстонское правительство.

После вхождения Эстонии в состав СССР, Игорь Северянин всей душой стремится вернуться на родину. В это время он практически ничего не печатает и даже не записывает свои стихи, не видя в том смысла. Однако вскоре началась Вторая мировая война, и его отъезд отодвинулся на неопределенное время. К тому же жизненные сложности усугубили болезненное состояние поэта. В декабре 1941 года Северянин скончался в Таллине от сердечного приступа.

Популярность Игоря Северянина легко объяснима. Он всегда обращался непосредственно к своему слушателю, не отделяя себя от него никакой дистанцией.


Облегчение поступления в университет. Вы можете задать своему ребенку конечную цель всего учебного процесса, тем самым убедив его в необходимости хорошей учебы. Часто родители говорят своим детям, что если они будут плохо учиться, то не смогут приобрести хорошую профессию в будущем, и пойдут в дворники.
  • Особенности питания школьника
    Питание в школе должно быть хорошо организованным. Школьник должен быть обеспечен в столовой обедом и горячим завтраком. Интервал между первым и вторым приемом пищи не должен превышать четыре часа. Наиболее оптимальным вариантом должен быть завтрак ребенка дома, в школе же он съедает второй завтрак
  • Детская агрессия в школе и сложности в процессе обучения
    Между детской агрессией и трудностями в процессе обучения установлена определенная взаимосвязь. Каждый школьник хочет иметь в школе много друзей, иметь хорошую успеваемость и хорошие оценки. Когда это у ребенка не получается, он делает агрессивные поступки. Каждое поведение на что-то нацелено, имеет смысловую
  • Советы психологов родителям
    В любых олимпиадах и всевозможных конкурсах ребенок, прежде всего, самовыражается и самореализовывается. Родители обязательно должны поддерживать своего ребенка, если он увлечен интеллектуальными соревнованиями. Ребенку важно осознавать себя частью общества интеллектуалов, в котором царят сопернические настроения, и ребенок сравнивает свои достигнутые
  • Ребенок отказывается от приема пищи в столовой школы
    Разборчивому ребенку школьная еда может прийтись не по вкусу. Зачастую, это самая распространенная причина отказа школьника от еды. Все происходит от того, что меню в школе не учитывает вкусовые потребности каждого отдельного ребенка. В школе никто не будет исключать какой-либо продукт из питания отдельного ребенка дабы
  • Как родители относятся к школе
    Для того чтобы понять как родители относятся к школе, то важно для начала охарактеризовать современных родителей, возрастная категория которых весьма разнообразна. Не смотря на это большую часть из них составляют родители, которые относятся к поколению девяностых годов, которые отличаются тяжелым временем для всего населения.
  • Школьная форма
    Первые школьные сборы навсегда остаются в памяти каждого из нас. Родители начинают закупать всю необходимую канцелярию, начиная с августа. Главным школьным атрибутом является форма школьника. Наряд должен быть тщательно подобран, чтобы первоклассник чувствовал себя уверенно. Введение школьной формы обосновывается многими причинами.
  • Прислать биографию

    Игорь Васильевич Северянин (Лотарев)

    (16.05.1887 - 20.12.1941)

    Сам Игорь-Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя, а не фамилия. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви (как приложение "Сибиряк" в псевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...

    Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь-Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. аж 35. Стихи особого отклика не имели.

    20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.

    В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры — "Хабанера II", начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, — И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие", — вспоминал позднее поэт.

    Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

    Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894—1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

    Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

    27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

    Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

    В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

    В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!

    Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

    Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:

    Стала жизнь совсем на смерть похожа:

    Все тщета, все тусклость, все обман.

    Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,

    Чтобы кануть вместе с ней в туман...

    "В туманный день"

    А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".

    Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

    Как хороши, как свежи будут розы,

    Моей страной мне брошенные в гроб!

    Северянин Игорь Васильевич

    Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в
    Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из
    "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г.
    сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода
    Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства
    связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826) .
    Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин
    находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г.
    родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому
    времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на
    Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего
    ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи
    начал писать в 8 лет.
    Сам Игорь-Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя, а
    не фамилия. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого
    древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало
    псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной
    любви (как приложение "Сибиряк" в псевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция
    писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция
    толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...
    Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату) ,
    которая и вдохновляла будущего поэта.
    В 1905 году (год его романа с девушкой в сиреневой накидке) он - всего лишь
    Игорь Лотарев. Восемнадцатилетний юнец. Без образования. Без
    специальности. И без гроша в кармане. И при этом крайне уверенный в себе
    юнец, ничуть не сомневающийся, что когда-нибудь, а точнее, совсем-совсем
    скоро будет богат и известен...
    В конце жизни, когда пришла пора подводить итоги, Игорь Васильевич,
    оглядываясь назад, с грустью признался самому себе, что в ранней
    молодости ему очень мешали правильно воспринимать людей и «глупая
    самовлюбленность», и «какое-то скольженье по окружающему». И это
    относится и к друзьям, которых он недооценил, и к женщинам: «в последнем
    случае последствия бывали непоправимыми и коверкали жизнь, болезненно и
    отрицательно отражаясь на творчестве». Поскольку эта запись сделана в
    дневнике, когда он непоправимо и навсегда расстался с двумя
    «недооцененными» им женщинами - своей первой любовью Евгенией и
    единственной законной женой эстонкой Фелиссой Круут, можно
    предположить, что приведенная выше сентенция относится именно к ним.
    С Евгенией Менеке, тогда еще Женей, Женечкой Гуцан, Игорь Лотарев
    познакомился зимой 1905 года, в Гатчине, где жил вместе с матерью и старой
    няней. Женя же снимала угол в Петербурге, зарабатывала шитьем, а в Гатчину
    приезжала по воскресеньям - навестить и обиходить отца, спившегося и
    опустившегося после смерти жены, Жениной матери. Была она на редкость
    хороша собой: стройная, с роскошными золотыми вьющимися волосами. Игорь,
    влюбившись, придумал своей юной подруге новое имя Злата и задарил
    стихами. Больше задаривать было нечем... Однако у Златы были не только
    золотые волосы, но и золотые руки - она умела пустяками «изузорить» их
    ветхий «уют».
    И вдруг Евгения забеременела, о женитьбе не могло быть и речи, а с ребенком
    на руках какое житье? И она сделала то единственное, что могла сделать
    молодая женщина в ее положении: стала содержанкой богатого «старика».
    Впрочем, стариком он, видимо, не был, а главное, любил детей. К родившейся
    вскоре девочке, названной Тамарой, относился так хорошо, что благодарная
    Злата родила и второго ребенка - тоже девочку. Так ли был богат
    покровитель Златы, как это изображено в стихотворении Северянина:
    У тебя теперь дача, за обедом омары,
    Ты теперь под защитой вороного крыла,
    - мы не знаем. Но все остальное соответствует истине их отношений: Злата
    действительно ушла от него «ради ребенка»...
    Однако жертва оказалась напрасной. Богатый покровитель внезапно умер, и
    молодая мать осталась без гроша и с двумя маленькими детьми... Игорь
    Васильевич к тому времени успел стать известным поэтом, и какие-никакие
    деньги у него имелись, но он был связан с другой женщиной - Марией
    Васильевной Домбровской, и связан прочно, пусть и не узами законного брака.
    И Злата распорядилась своей судьбой сама, учтя сделанные ошибки. Вышла
    замуж, но не за богатого, а за надежного человека, скромного служащего,
    немца по национальности. Хотя вполне могла, при ее-то внешних данных,
    сделать и более блестящий выбор. Но она думала не о себе, а снова о детях.
    Затем началась война и... немецкие погромы. Супруги Менеке эмигрировали в
    Берлин. Девочек оставили у родственников. Забрать их фрау Менеке смогла
    лишь в 1920 году, после заключения мирного договора с Германией. В
    Берлине Злата открыла пошивочную мастерскую, была завалена работой,
    семья ни в чем не нуждалась. Девочку Тамару, у которой обнаружились
    способности к музыке и танцам, смогли отдать в хорошую балетную школу
    (дочь Северянина стала профессиональной танцовщицей). Об отце Тамары
    Евгения Менеке, занятая по горло, вспоминала с грустной нежностью, думая,
    что он погиб, как и многие их ровесники, на войне, пока не прочитала в одной
    из берлинских русских газет стихи, подписанные его именем. Написала в
    редакцию с просьбой переслать, если это возможно, если есть адрес, ее
    послание - а это была настоящая исповедь! - автору. И самое удивительное:
    письмо нашло адресата! Потрясенный Северянин написал чуть ли не в один
    присест поэму о первой любви - "Падучая стремнина".
    Спустя семь лет, в Эстонии, в июле,
    Пришло письмо от Златы из Берлина...
    О, Женечка! Твое письмо - поэма.
    Я положил его, почти дословно,
    На музыку, на музыку стихов...
    Началась переписка... Но поэт только что женился, жена, Фелисса
    Михайловна Круут, любила мужа без памяти, но и ревновала люто. Игорь
    Васильевич сумел успокоить «ненаглядную эсточку». Супруги собирались
    ехать в Германию, а там без помощи Златы не обойтись. Да и зачем
    ревновать ей, такой юной, к "пожилой" замужней женщине?
    Евгения Менеке встретила чету Лотаревых на вокзале и, как и обещала,
    устроила их на недорогую, но удобную квартирку. А на другой день впервые в
    жизни Северянин увидел свою шестнадцатилетнюю дочь, кстати, похожую на
    него, а не на свою красавицу мать. Такого поворота Фелисса Михайловна не
    ожидала и поставила вопрос ребром: или они, или я.
    Игорь Васильевич пообещал жене, что больше не увидится со своей первой
    любовью, и хотя потом дважды приезжал в Берлин, вопреки обыкновению,
    слово сдержал. Но со Златой все-таки встретился. Правда, уже после того,
    как расстался с Фелиссой. И не в Берлине, а в Таллине, и снова, как и в
    прошлый раз, через 17 лет - в 1939 году.Этой встречи поэт совсем не хотел.
    Боялся увидеть усохшую старушку. Но его спасения не сбылись: и в 52 года
    Евгения была красива и элегантна. Судьба вообще ее, что называется,
    хранила. Во времена нацистов Злату арестовали за то, что укрывала в своей
    мастерской евреев, но потом выпустили. Умерла Евгения Гуцан-Менеке в 1952
    году, в Лиссабоне, легко, на руках обожавших ее дочерей.
    Фелисса и Северянин

    Моя жена мудрей всех философий, -
    Завидная ей участь суждена,
    И облегчить мне муки на Голгофе
    Придет в тоске одна моя жена!
    из стихотворения "Дороже всех..."

    Со своей будущей женой, тогда еще гимназисткой, Северянин познакомился в
    Тойле.
    По-видимому, Игорь Васильевич увидел в этой случайной встрече небесное
    знамение. Мать, Наталья Степановна, единственная женщина, которая
    скрашивала его холостое житье-бытье (после того как подруга Игоря
    Васильевича Мария Васильевна, еще недавно вроде бы влюбленная и
    нежная, готовая на любые жертвы ради их взаимного счастья, не выдержав
    испытания захолустьем, ушла от него), была совсем плоха, местный доктор
    сказал: безнадежна... И вот судьба, словно бы сжалившись, посылала ему эту
    строгую девочку, чтобы, она заменила тридцатичетырехлетнему поэту
    горькую утрату! Похоронив матушку, Северянин скоропалительно, и сорока
    дней не минуло со дня похорон, спасаясь от ужаса одиночества на чужбине,
    «осупружился».
    В очень высокой, слишком прямой и для ее девятнадцати чересчур уж
    серьезной "эсточке", ученой дочке деревенского плотника, не было ни
    обаяния, ни ликующей свежести Женечки-Златы, ничуть не походила она и на
    шальную, «сексапильную» Сонку. В ней вообще не было ничего от того, что
    пленяло Северянина в женщинах - игры, кокетства, изящества. Зато имелось,
    и с лихвой, то, чего хронически недоставало как предыдущим, так и
    последующим дамам его выбора: основательный, практичный ум, твердость
    характера, а главное - врожденный дар верности. Такого надежного
    товарища, терпеливого и выносливого, о его изменчивой и трудной судьбе
    больше уже не будет.
    Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и
    дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено
    стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно,
    издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и
    рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. аж
    35. Стихи особого отклика не имели.
    20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он
    познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином
    Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908
    году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном
    самим Северяниным.
    В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр
    ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву
    Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно
    из "явно иронических" стихотворений этой брошюры - "Хабанера II" ,
    начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, - И взоры женщин не
    будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская
    пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным
    на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху
    Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали
    печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно
    приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, -
    участие", - вспоминал позднее поэт.
    Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-
    1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив
    брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб
    (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в
    составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий
    кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю
    Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая
    звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав
    совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.
    Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное
    направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу
    его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-
    1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян
    (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и
    Георгий Иванов (1894-1958) , вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы
    в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В.
    Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму
    олимпиаду футуризма.
    Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные
    интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг
    поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже
    приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро
    понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания,
    заполняя дальше дневник своей души.
    27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-
    Северянин был избран "королем поэтов" . Вторым был признан В. Маяковский,
    третьим В. Каменский.
    Рассказывая о вечерах поэзии, все современники говорят о переполненном
    зале, о толпе жаждущих попасть на вечер, о милиционерах, наводящих
    порядок, о царившей в зале атмосфере заинтересованности, неравнодушия.
    Политехнический музей и пропагандировал новую поэзию, и приобщал к ней
    самые широкие круги.
    Устраивались вечера отдельных писателей и поэтов - В. В. Маяковского, А. А.
    Блока, С. А. Есенина; проводились выступления группы объединенных
    едиными творческими принципами поэтов - футуристов, имажинистов и
    других. Но особенное внимание привлекали коллективные вечера, на которых
    выступали поэты различных школ и направлений.
    Первым из наиболее ярких и запомнившихся вечеров, воспоминания о котором
    можно и сейчас еще услышать, был вечер 27 февраля 1918 года - «Избрание
    короля поэтов».
    «Избрание короля поэтов» открыло собой длинную серию поэтических
    вечеров в Большой аудитории Политехнического музея, на которых поэты и
    публика вступали в прямой диалог; приговоры - поддержка, одобрение или
    неприятие - выносились тут же. Может быть, никогда еще поэты не стояли
    так близко к своему читателю и не ощущали его так отчетливо.
    Вечера носили общее название «Вечеров новой поэзии», хотя некоторые из
    них имели и свои названия: «Смотр поэтических школ», «Вечер поэтесс»,
    «Чистка поэтов» и т. д. Для всех этих вечеров была характерна общая
    заинтересованность и откровенная реакция публики, на них бушевали
    страсти, возникали скандалы, но, несмотря на анекдотичность некоторых
    эпизодов, за ними всегда чувствуется высокая поэтическая атмосфера этих
    вечеров.
    Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинной очередью. На эстраде
    было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не
    поместившаяся в проходе молодежь. Читающим смотрели прямо в рот.
    Маяковский выдавался над толпой. Он читал «Революцию», едва имея
    возможность взмахнуть руками. Он заставил себя слушать, перекрыв
    разговоры и шум. Чем больше было народа, тем он свободней читал, тем
    полнее был сам захвачен и увлечен. Он швырял слова до верхних рядов,
    торопясь уложиться в отпущенный ему срок.
    Но «королем» оказался не он. Северянин приехал к концу программы. Здесь
    был он в своем обычном сюртуке. Стоял в артистической, негнущийся и
    «отдельный». Прошел на эстраду, спел старые стихи из «Кубка». Выполнив
    договор, уехал. Начался подсчет записок. Маяковский выбегал на эстраду и
    возвращался в артистическую, посверкивая глазами. Не придавая особого
    значения результату, он все же увлекся игрой. Сказывался его всегдашний
    азарт, страсть ко всякого рода состязаниям.
    - Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо.
    Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. Третьим был
    Василий Каменский.
    Часть публики устроила скандал. Футуристы объявили выборы
    недействительными. Через несколько дней Северянин выпустил сборник, на
    обложке которого стоял его новый титул. А футуристы устроили вечер под
    лозунгом «долой всяких королей».
    После выборов Маяковский довольно едко подшучивал над его «поэтическим
    величеством», однако мне показалось, что успех Северянина был ему
    неприятен. Я сказал ему, что состав публики был особый, и на эту публику
    гипнотически действовала манера чтения Северянина, у этой публики он
    имел бы успех при всех обстоятельствах.
    Маяковский ответил не сразу, затем сказал, что нельзя уступать аудиторию
    противнику, какой бы она ни была. Вообще надо выступать даже перед
    враждебной аудиторией: всегда в зале найдутся два-три слушателя, по-
    настоящему понимающие поэзию.
    - Можно было еще повоевать...
    Тогда я сказал, что устраивал выборы ловкий делец, импресарио, что, как
    говорили, он пустил в обращение больше ярлычков, чем было продано
    билетов.
    Маяковский явно повеселел:
    - А что ж... Так он и сделал. Он возит Северянина по городам; представляете
    себе, афиша - «Король поэтов Игорь Северянин»!
    Однако нельзя сказать, что Маяковский вообще отрицал талант Северянина.
    Он не выносил его «качалки грезерки» и «бензиновые ландолеты», но не
    отрицал целиком его поэтического дара.
    Впрочем, может быть, никакой подтасовки и не было: 9 марта Маяковский
    пытался сорвать выступление новоизбранного короля русских поэтов. В
    антракте он пытался декламировать свои стихи, но под громкий свист
    публики был изгнан с эстрады, о чем не без ехидства сообщила газета
    "Мысль" в номере за 11 марта 1918 года.
    В марте вышел в свет альманах "Поэзоконцерт". На обложке альманаха был
    помещен портрет Игоря-Северянина с указанием его нового титула. Под
    обложкой альманаха помещены стихи короля поэтов, Петра Ларионова, Марии
    Кларк, Льва Никулина, Елизаветы Панайотти и Кирилла Халафова.
    Заметки о Маяковском (1941):
    В марте 1918 г. в аудитории Политехнического музея меня избрали "Королем
    поэтов". Маяковский вышел на эстраду: "Долой королей - теперь они не в
    моде". Мои поклонники протестовали, назревал скандал. Раздраженный, я
    оттолкнул всех. Маяковский сказал мне: "Не сердись, я их одернул - не тебя
    обидел. Не такое время, чтобы игрушками заниматься"...
    Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую
    приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь
    Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в
    маленькой "еловой " Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно
    быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.
    В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт
    прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За
    Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от
    всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин
    признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.
    В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не
    эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против
    Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов.
    Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-
    прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в
    1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт
    гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия,
    1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в
    довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая
    стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"! .
    Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей.
    Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он
    довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника
    стихотворений.
    Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов
    "Классические розы" , обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах
    состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но
    издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов
    "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался
    распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936
    году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссо й Круут и сошелся с
    В.Б. Коренди:
    Стала жизнь совсем на смерть похожа:
    Все тщета, все тусклость, все обман.
    Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,
    Чтобы кануть вместе с ней в туман...
    "В туманныйдень"
    А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет
    на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
    Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был
    похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены
    его строки:
    Как хороши, как свежи будут розы,
    Моей страной мне брошенные в гроб!