ОСГБУСОССЗН «ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Коррекционное развивающее занятие на тему:

Подготовила и провела:

социальный педагог 4 группы

Златова В.Е.

Белгород, 2014 г.

Цели: формировать у детей культуру общения Форма проведения: Час общения с элементами беседы Оформление: плакаты с высказываниями:

    Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть. Не отвечайте на грубость грубостью. Хочешь иметь друга - будь вежлив. Уважая других - уважаешь себя. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.

Ход занятия

1. Организационный момент - Давайте начнем наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваше действие. 2. Введение в тему Мы сегодня отдохнем
Потанцуем и споем
А главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.
Что такое общение? (Ответы детей)
-А вот что об этом говорят пословицы и поговорки:
    Возле людей живи да ума набирайся. Всегда и всюду будь лицом к люду. Держи с народом связь - не ударишь лицом в грязь.
3. Основная часть Практическое задание «Волшебные слова»
А сейчас вспомним и прочитаем волшебные слова, пословицы, узнаем содержание и основные мысли, чтобы вы их запомнили.
Задание. Раскрыть смысл слов и составить одно самое красивое предложение из 5 слов с использованием этих волшебных слов.
    Здравствуйте! Спасибо. Пожалуйста. Извините. Благодарю. До свидания! Будьте добры. Будьте любезны. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Спокойной ночи!
«Что нам помогает общаться»
- Ребята мы учимся общаться. А нужны ли человеку руки при общении? - Как можно с помощью рук общаться?
Задание. Потрогайте руки друг у друга. Что можно о них сказать?
- Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.
- Что ещё можно сказать?
- Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?
- Какое значение в общении имеет мимика, как вы думаете?
- В общении на первом месте по переживаниям стоят ссоры, конфликты с товарищами, которые часто происходят из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание.
Овладение культурой общения, конечно, нас никогда не освобождает от ошибок, но может помочь нам сделать выбор в своих действиях более осознанным, осмысленным, обдуманным. Может подсказать нам, какой способ общения выбрать лучше, чтобы не причинить человеку зла.
С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытаясь этим угадать настроение человека, его намерения, характер. Вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека по мимики лица.
Проверим, все ли умеют «легко читать» эмоциональное состояние другого человека? Например, печаль, радость, веселье, смех, удивление, равнодушие, боль, удовольствие.
Дети пытаются определить правильное эмоциональное состояние, а потом объясняют, почему так решили и чем смогли бы помочь человеку, если это необходимо.
Обсуждение «Роль зрения в общении»
Эксперимент. Вызвать двух желающих. Им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, мультфильма, допустим, самый интересный момент). Все наблюдают.
Разговор не получается. В чем причина?
- Как-то неудобно, трудно говорить, а потому и неинтересно. Почему?
- А если повернуть лицом друг к другу?
- Значит, глаза тоже сильно помогают в общении с людьми.
- Ребята, а можно ли развить у себя внимание, память?
Игра на внимание 1. Мама послала сына в магазин купить молоко, масло, сметану.
Он купил молоко, масло, сало.
-Что он не купил?
2. Я прочту вам слова. А вы, подняв руку, скажите, в каких словах есть буква «д». (Портной, труба, подвал, запад и т.п)
3. Все встали. Педагог говорит одно, называя любую часть лица, а сам показывает при этом на другую. Кто сделает ошибку, садится.
Музыкальная пауза
Звучит музыка. Ребята под музыку зачитывают стихи.
Тетя Сима попросила
Витю слазить на чердак.
-Извините тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната
Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.
Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать.
-Я бы мама убрала,
Только я еще мала.
Петя ловко ловит рыбу
Может лодку смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
- Как вы можете охарактеризовать ребят, о которых вы услышали в стихах? Мы узнаем характер человека в общении друг с другом. Что такое характер?
Характер - это совокупность основных наиболее устойчивых психологических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.
Человек с характером - волевой, твердый, а человек без характера - слабовольный.
В пословицах так говорят о характере:
    Каков характер, таковы и поступки С виду тих, да характер лих. Слово сказал, как узлом завязал. Характер определяет человека
Сила характера заключается в умении, как говорится, держать себя в руках в любой ситуации.
Послушайте стихотворения об этом.
Чтение и обсуждение стихотворений
Доброе слово.
Я встал ужасно рано хмурым,
Ни петухам,
Ни лопухам,
Ни курам и ни пастухам
Не крикнул «С добрым утром!»
А самолеты пели,
А речки голубели,
А солнышко светило.
Ну сколько было силы!
В саду дорожка мокрая
И нива золотистая
Такое утро доброе,
Оно не рассердилось!
Э. Мошковская
А сейчас послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встречи и прощании?
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
«Ну я пошел…Пока! Всего!»
Какие слова приветствия прощания вы употребляете? Почему?
Послушайте стихотворение Ю. Мориц. С кем разговаривает этот смешной и милый ежик? Как он обращается к елкам, птицам?
Ёжик резиновый.
По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шел ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара калош.
Божьей коровке,
Цветочной головке,
Ласково кланялся ёж.
- Здравствуйте, ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы- волки вокруг?
Как вам не стыдно?
Это обидно, когда ощетинился друг.
Милая птица,
Извольте спуститься-
Вы потеряли перо.
На красной аллее,
Где клены алеют,
Ждет нас находка в бюро.
Небо лучистое,
Облако чистое,
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шел и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Много дорожек
Прошел этот ёжик,
А что подарил он дружку?
Об этом он в Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку.
4. Обратная связь - Почему так говорят: «Слово – не воробей…»?
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.
5. Итог занятия В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце-доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?

Литература

    Литвинова, Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников / Л.С.Литвинова. – М.: 5 за знания, 2005. Бударникова, Л.В. Проблемы нравственного становления / Л.С.Бударикова – Волгоград: Учитель, 2007

Конспект
модифицированного интегрированного занятия
по программе О.В. Хухлаевой
«Тропинка к своему Я» в первом классе.
Тема: Мои чувства. Радость.

Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, как ресурса
адаптации.
Задачи:
­ научить распознавать и описывать свои чувства, чувство радости;
­ профилактика школьной дезадаптации;
­ формировать уверенность в себе и своих чувствах. Способствовать снижению
тревоги. Создание положительного эмоционального климата;
­ научить понимать язык жестов, мимики, пантомимики;
­расширение психологического словаря детей;
­развитие метапредметных универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
­ познакомить с чувством «радость»;
­ учиться осознавать собственные эмоции и чувства.
Регулятивные УУД:
­учиться проявлять чувство радости;
­ самостоятельно влиять на изменение настроения.
Познавательные УУД:
­ находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок,
песня);
­устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
­учиться работать в группе, оформлять свою мысль в устной речи;
­учиться позитивно проявлять себя в общении;
­учиться понимать эмоции других людей и влиять на их изменение;
­ формировать способность выражать словом свои чувства.
Условия для реализации занятия по теме «Мои чувства. Радость» должны быть
следующими:
1. Занятие проводится в классе с хорошим освещением.
2. Пространство класса можно поделить на зоны, разместив стулья в классе
таким образом, чтобы была возможность работы в круге.
3. Количество участников – 7­12 человек.
Материал и оборудование:
1. Компьютер или ноутбук с проектором.
2. Запись фрагмента из мультфильма «Крошка Енот».
3. Заготовки – воздушные шары из цветной бумаги с названием чувств.
4. Магнитная доска, магниты.
5. Флипчарт.
6. Цветные краски, кисти, ватманы.
Ход занятия
Этапы работы
Вводная часть.
Приветствие, присоединение.
Содержание этапа

Активационный этап.
Цель: настроить
учащихся на работу,
подвести к теме
занятия. Введение в
новую тему. Создание
эмоционально
благоприятного
климата.
Показ фрагмента с песней «Улыбка» из мультфильма «Крошка
Енот».
Ученикам задаются вопросы.
«Кто был внимательный? О чем пел герой мультфильма? И что
делали герои во время песни?»
Дети отвечают. В результате ответов определяются наиболее близкие к
понятию «радость», «настроение».
«А что такое улыбка и почему мы улыбаемся?»
Выслушиваются варианты ответов детей.
Основная часть.
Цель:
познакомить с
понятием «радость»,
«мимика»,
«жест»,
«пантомимика».

« Улыбка – это мимика, движение лица человека – средство
выражения чувств. Радость – это чувство. Я рада встрече! А вы, я
думаю, с радостью идете в школу!
Жест – это движение рук человека. Пантомимика – это движение
тела. Все это помогает нам выражать свои чувства.
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о таком чувстве, как
радость. Но сначала, давайте расскажем о своем настроении с помощью
красок и цвета. Каждое настроение имеет свой цвет, и с его помощью
можно передать ваше настроение сейчас. Давайте попробуем, но
сначала я хочу вас познакомить с цветом и настроением:
красный ­
восторг, оранжевый ­ радость, желтый ­ удовольствие, зеленый ­
спокойствие, синий ­ грусть, фиолетовый ­ тревога, коричневый ­ обида,
черный – страх».
Практическая часть.
Цель: изучение
настроения учащихся
на начало занятия;
развитие умения
понимать и выражать
свои чувства.
Профилактика
дезадаптации.
Формирование
уверенности в себе и
своих чувствах,
снижение тревоги.
Расширение
психологического
словаря детей. Развитие
метапредметных
универсальных учебных
действий (УУД).

1.Упражнение «Радуга настроений».
«Подойдите
и выберете краску
такого цвета, какое
настроение вы испытываете сейчас и нарисуйте им дугу на радуге
настроений».
После того, как ребята нарисовали радугу, идет обсуждение
совпадений цветов на радуге.
«Что вы заметили? Все ли испытывают одинаковые чувства? Или
настроение разное? Давайте порассуждаем. А как по мимике узнать
какое чувство испытывает мама, друг, учитель или просто прохожий?
Какие жесты мы используем, когда радуемся? А как по движению тела
можно узнать, что у человека хорошее настроение? Где рождается
радость? Какие события или люди дарят нам радость? (Друзья,
родители, одноклассники, достигнутые результаты).
Попробуем
разобраться».
2. Упражнение «Закончи предложение»
«Для ребенка радость – это …»
«Для ученика радость ­ это…»
«Для мамы радость – это…»
«Для учителя радость – это…»
«Все наши радостные чувства – это мы сами! Именно в нас самих
зарождаются все виды и оттенки радостей, хорошие мысли, прекрасное
настроение».
«Радость - положительная эмоция ­ веселье, удовольствие и счастье.
А теперь, вспомни ситуации, когда ты испытывал радость или дарил

радость. Какие ассоциации (картинки в памяти и слова на ум)
появляются в твоем воображении, когда ты слышишь эти слова?
2.Упражение «Выражаем чувство мимикой».
Сейчас я вас попрошу выразить чувства мимикой лица, с помощью
газ, губ, бровей. Все выражаем – радость, ­ веселье, ­ удивление, ­
счастье.
Молодцы мы с вами сейчас попробовали отобразить свои чувства с
помощью мимики.
«Подарить радость». Чем похожи эти два слова? Как можно
подарить или передать радость другу? А как вы думаете, как можно
поднять настроение себе, другу? Как можно повлиять на его настроение,
на свое настроение?» Скажите, а кто знает, как можно доставить
радость другому человеку, с помощью чего?
Дети высказывают предположения о том, как можно доставить
радость другому человеку: попытаться рассмешить, сказать добрые
слова, подарить подарок и т.д.
3.Упражнение «Добрые слова»
Ребята говорят друг другу ласковые, добрые, волшебные слова
4. «Неопределенные фигуры».
Мы с вами сегодня говорим о радости и радостных чувствах, таких,
как веселье, удивление, счастье. Давайте попробуем охарактеризовать,
какое изображение больше подходит, к какому чувству.
5. «Мысленная картинка».
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, руки положите на колени,
закройте глаза и пока звучит музыка, мысленно представьте себе свое
чувство радости, какой у него цвета, размер, на какой предмет оно
похоже.
Музыка закончилась, прошу вас открыть глаза и перенести ваше
чувство на бумагу с помощью красок.
6. «Рисунок­ чувство».
Дети рисуют свои чувства, какие они испытывают в данный момент.
Обсуждение.

«Какие чувства вы сегодня испытывали на занятии? Что вам
понравилось? Что не понравилось? Что узнали и с чем познакомились
впервые?»
«В начале нашей встречи я просила вас нарисовать дугу на Радуге
Настроений. Вы отобразили с помощью цвета то настроение, с каким
вы пришли на занятие. Сейчас я вновь прошу вас подойти и взять
краску такого цвета, какое настроение вы испытываете сейчас.
Изменились ли радуга? Кто заметил изменения? Переворачиваем
радугу. И что же видим? Во что превратилась радуга? (улыбка)»
Обсуждение.
Подведение итогов.
Цель:
мониторинг
настроения учащихся.
Развитие
навыков
рефлексии.

Рефлексия.
Цель:
получить
обратную связь от
участников
группы.
Подвести итог занятия.

Ритуал прощания
Прощание при помощи жестов и мимики.

Цели:

Первичное знакомство с чувством радости;

Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние;

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;

Развитие чувства единства.

Материалы:

Пиктограмма «радость»;

Фотографии веселых людей;

Бумага, карандаши.

Ход занятия:

1. Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель упражнения - создание положительного эмоционального фона.

Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я очень рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

2. А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма «радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть он сердитый? Или веселый, радостный? …. Да этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?

3. Но пред этим поиграем с «солнечным зайчиком».

Упражнение « солнечный зайчик».

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по твоему лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на твой животик – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с «солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Сейчас я расскажу вам одну историю…..

4. Этюд «Встреча с другом»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

У мальчик был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на дачу. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его друг. Как же они обрадовались друг другу!

Попробуйте разыграть эту сценку.

Плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).

У вас отлично получилось! А сейчас посмотрим вот на эти фотографии (фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство по вашему, испытывают эти люди? Как вы догадались?

5. Упражнение «Я радуюсь когда».

Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).

6. Рисование.

Вступительное слово

Каждому человеку нужно научиться выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание же другого человека - причина возникновения страха, отчужденности, враждебности.

В младшем школьном возрасте ребенку важно научиться использовать все доступные средства выразительности: принятие позы, характерные движения рук, ног, туловища, мимику. В результате занятий психологии дети овладевают мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности, учатся с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние.

У учащихся появляется адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они учатся глубже понимать и чувствовать себя и других. Именно поэтому мое занятии посвящено РАДОСТИ и ЧТО ТАКОЕ МИМИКА.

Тема занятия: РАДОСТЬ И ЧТО ТАКОЕ МИМИКА.

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости;

-обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- познакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения;

- развивать мимические и пантомимические способности;

- обучать умению распознавать чувства других людей;

-развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведение;

- поддерживать у детей интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим, сотрудничать;

-формировать благоприятный психологический климат группы

- Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.

Материалы : плакат «Гномы – настроения», пиктограммы основных эмоциональных состояний, карточки с заданиями.

Ход занятия

1.Вводная часть .

Психолог: Здравствуйте, ребята! Прежде чем приступить к занятию проводим нашу разминку. (Проводим традиционные упражнения «Тропинка к своему Я», «Лягушата», «Лезгинка», «Ухо-нос.»

Наше занятие я сегодня начну со слов известной вам песни:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется…

Давайте мы тоже улыбнемся друг другу. Передайте свою улыбку друзьям!

Психолог: Ребята, какое чувство вы сейчас испытали? (Дети отвечают)

Конечно радость.

Тема нашего занятия : Радость. Что такое мимика.

А с помощью чего мы сейчас показали свою радость?

(С помощью выражений лица, с помощью мимики).

Мимика - это средства выражения наших чувств.

2. Основная часть .

Психолог: Ребята, посмотрите внимательно на плакат «Мир эмоций». Посмотрите, у каждого гнома свое выражение лица. О каких чувствах мы догадываемся по выражению эмоций? Чувства помогают нам понимать других людей и себя. Важно научиться распознавать чувства и самому правильно выражать их.

А давайте попробуем определить настроение каждого гнома.

    Это радостный гном. Улыбаемся, как он. (Мимика: откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице – улыбка.)

    Этот гном очень любопытный. Представьте, что вы открываете подарок, вам любопытно? Покажите, что вы чувствуете! (Мимика: пристальный взгляд, нижняя губа закушена.)

    У этого гнома всегда отвратительное настроение. Представьте, что вам нужно поднять грязную бумажку. Покажите, как вам неприятно. (Мимика: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза защурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.)

    Этот гном всегда удивляется. Давайте удивимся, как будто вы увидели чудо! (Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.)

5. Этот гном всего боится. Представьте, что вы потерялись в лесу. Что вы чувствуете? (Мимика: голова запрокинута и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.)

6. А – это злой гном. Разозлитесь как Баба-Яга! (Мимика: брови напряжены и сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены.

    А это – печальный гном. Погрустим вместе с ним. (Мимика: поникшая голова, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, уголки губ опущены.)

    У всех гномов разное настроение, а Белоснежка всегда спокойна. Постарайтесь передать спокойное настроение. (Мимика: глаза прикрыты, брови не напряжены, губы расслаблены.)

Психолог: Итак, давайте вспомним «Что чувствует этот гном?» (радость, печаль и пр.) Возьмите пиктограммы, изображающей схематично эмоциональное состояние и давайте вставим их к соответствующему рисунку гнома.

Психолог: Молодцы!

2. Основная часть .

«Закончи предложение»

Психолог: В начале занятия мы с вами говорили о радости. Я предлагаю вам закончить мои предложения. Для этого нужно вспомнить какое-то радостное событие из своей жизни.

«Для ребенка радость – это…»

«Для ученика радость – это…»

«Для мамы радость это…»

«Как доставить радость другому человеку?»

Психолог: Ребята, а как можно доставить радость другому человеку?

(Попытаться рассмешить, погладить его, сказать добрые слова и т. д.)

Предлагаю поиграть в игру «Собираем добрые слова». Вспоминаем добрые слова или хорошие качества человека называем их, перебрасывая друг другу мячик.

«Пирог эмоций»

Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.

Психолог: Сейчас мы с вами испечем пирог только с хорошими эмоциями и угостим всех собравшихся в классе. Повторяйте за мной.

Взяли мы немножко смеха,

И немножечко успеха,

Удивления на ложке,

Любопытства поварешку,

Много радости налили,

Тесто быстро замесили.

Испекли пирог мы в печке,

Остудили на крылечке.

А потом пирог делили

И гостей всех угостили.

Все ладошки подставляйте,

Угощенье получайте!

(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).

Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?

3.Заключительная часть . Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Какое у вас сейчас настроение?

Выводы: Эмоции не нужно подавлять, это даже вредно, хорошо если человек умеет выражать их мирно, не разрушая дружеские отношения и не нанося вред своему здоровью. Вот этому нужно учиться.

Психолог: Предлагаю занятие закончить песней. Я говорю строчку, а вы повторяйте.

Землю обмотали.

На берегу…

Большой реки…

Оса ужалила…

Медведя прямо в нос…

«О-у-ха-ха!»…

Взревел медведь…

Сел на пенек…

И начал петь…

1.Землю обмотали…

Тоненькие нити…

Нити-параллели…

Из озер и рек…

Совершите чудо…

Руку протяните…

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

2.Обогрейте словом…

Обласкайте взглядом…

От хорошей шутки…

Тает даже снег…

Это так чудесно…

Если с вами рядом…

Станет добрым и веселым хмурый человек.

3.Мы не зря мечтали…

О волшебном чуде…

Пусть планету кружит…

Всемогущий век…

Совершите чудо…

Пусть выходит в люди…

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Психолог: Ребята, я желаю, чтобы вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю медаль с изображением радостного человечка. А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».

Занятие 10.

Тема: «Живи в согласии с другими».

Цели и задачи:

    развивать мимические и пантомимические способности;

    научить детей понимать и принимать чувства других;

    дать им представление о «сотрудничестве»;

    воспитывать в них терпимость к друг другу.

    обучать детей приемам расслабления.

Ход занятия.

1.Вводная часть. Мимическая гимнастика.

Учитель раздает каждому ребенку по набору карточек с пиктограммами эмоциональных состояний (9 штук). Предлагает послушать стихотворения, определить, о каком настроении идет речь, и показать соответствующую карточку, и объяснить свой выбор. Зачитываются отрывки из произведений А.С.Пушкина.

Печаль.

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица.

Плачет, бьется в ней царица…

Любопытство.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Спокойствие.

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Удивление.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой…

Страх.

С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась…

Злость.

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..,

«Ах, ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло».

Отвращение.

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Самодовольство.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.

Радость.

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира…

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация к занятию тема: «Радость» 1 класс (7-8 лет) Педагог: Мосейкина Ольга Сергеевна

2 слайд

Описание слайда:

Цель: Развитие эмоциональной сферы младших школьников. Задачи: *Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояния в мимике. *Создать условия для доверительной обстановки во время занятия. *Создать условия для развития способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. *Создать условия для развития творческого воображения через рисование психологического рисунка.

3 слайд

Описание слайда:

Материал для занятия: *Пиктограммы эмоций: радость, удивление, злость, страх, робость. *Цветные карандаши, бумага. *CD-диск с релаксационной музыкой, веселой музыкой. *Презентация на тему: «Наши эмоции». *Смайлики

4 слайд

Описание слайда:

Приветствие Упражнение «Ток» Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. А теперь давайте поприветствуем друг друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие. Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки.

5 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Мы тоже!» После каждого высказывания Вы произносите одну и ту же фразу: «Мы тоже!». Педагог-психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением! Дети: «мы тоже!» Педагог-психолог: «я дарю вам улыбку» Дети: «мы тоже» Педагог-психолог: «я радуюсь» Дети: «мы тоже!» Педагог-психолог: «Я прыгаю от счастья!» Дети: «Мы тоже!» Педагог-психолог: «Я вас люблю!» Дети: «Мы тоже!» Педагог-психолог: «Я вас обнимаю!» Дети: «Мы тоже» Все обнимаются в едином кругу. Ваше настроение отличное? (ДА!!!) Если в группе появились ответы: «Нет», уточнить почему? Что произошло?

6 слайд

Описание слайда:

Основной этап. Беседа. Обращение к опыту детей. -Ребята, как вы понимаете слово «эмоции»? Когда возникают эмоции? Какие вы знаете эмоции? А для чего нам нужны эмоции? -Верно, эмоции - это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Эмоциональный опыт человека обогащается в течение жизни. Эмоции очень важны в человеческом общении. Но своими эмоциями нужно уметь управлять. Сегодня мы поговорим об уже знакомых вам эмоциях, научимся управлять своими эмоциями. И научимся дарить друг другу положительные эмоции. -Что умеет делать каждый человек со своими чувствами? Чувство можно показать. Чувство можно узнавать. О чувствах можно рассказать. Чувствами можно управлять. Дети рассматривают пиктограмму с изображением эмоции «Радость» (показ презентации). -Что происходит со ртом человека? Покажите! Губы растягиваются в улыбке, может, даже до ушей. -Что происходит с глазами? Вокруг глаз появляются лучистые складочки… -Что происходит с бровями? Они немного опускаются вниз…

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Подари улыбку». - Давайте возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку! Дети встают в круг, берутся за руки, дарят улыбку и высказывают свои пожелания друг другу.

11 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Что может поднять тебе настроение» - Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть стихотворение, музыка, телевизор, веселая шутка, цветы, цирк, веселая книга, воздушный шарик или может быть уколы??? (ответы детей)

12 слайд

Описание слайда:

Подвижная игра «Салют» под веселую музыку. -Встаньте со стульев и выйдите на середину зала. Сейчас мы сделаем из бумаги салют (педагог берет лист бумаги и сжимает ее в комок) вот так, и подбросим его вверх. Это будет у нас салют. Берите листочки и бросайте. Психолог может приготовить уже заранее сделанные комочки и бросить их для игры детям. Можно предложить кричать: «Ура». После того как дети поиграли, педагог предлагает весь салют собрать и положить в волшебный мешочек и завязать его.

13 слайд

Описание слайда:

Рисование эмоции радость. Педагог-психолог: о наших эмоциях можно рассказать словами, а еще можно рассказать на листе бумаги. Возьмите карандаши и нарисуйте себе радость так, как вы ее себе представляете!

14 слайд

Описание слайда:

Чтение стихотворения Н. Екимовой «Облака». -А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Облака». Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать облака. По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облака Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас. Вот облачко веселое Смеется надо мной: -Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной! Я тоже посмеялся с ним: -Мне весело с тобой! И долго-долго облачку Махал я вслед рукой. А вот другое облачко Расстроилось всерьез: Его от мамы ветерок Вдруг далеко унес. И каплями-дождинками Расплакалось оно… И стало грустно-грустно так, А вовсе не смешно. И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек. А маленькое облачко Над озером плывет, И удивленно облачко Приоткрывает рот: -Ой, кто там в глади озера Приоткрывает рот: -Ой, кто там в глади озера Пушистенький такой, Такой мохнатый, мягонький? Летим, летим со мной! Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать. Какие облака вы увидели? Какое облако вам показалось красивее всех остальных? А безобразнее всех? Какое облако было изобразить труднее всего?

15 слайд

Описание слайда:

По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облака Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас. Вот облачко веселое Смеется надо мной: -Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной! Я тоже посмеялся с ним: -Мне весело с тобой! И долго-долго облачку Махал я вслед рукой. А вот другое облачко Расстроилось всерьез: Его от мамы ветерок Вдруг далеко унес. И каплями-дождинками Расплакалось оно… И стало грустно-грустно так, А вовсе не смешно. И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек. А маленькое облачко Над озером плывет, И удивленно облачко Приоткрывает рот: -Ой, кто там в глади озера Приоткрывает рот: -Ой, кто там в глади озера Пушистенький такой, Такой мохнатый, мягонький? Летим, летим со мной! Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать.

16 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Тренируем эмоции». -А сейчас мы с вами будем учиться тренировать эмоции. Я буду вам давать задания, а вы его выполнять. Нахмурьтесь, как осенняя грозовая туча; как рассерженный человек; как злая волшебница. Улыбнитесь, как кот на солнце; как самый счастливый человек на свете; как летний солнечный денек. Удивитесь так, как будто вы увидели чудо. Разозлитесь, как ребенок, у которого отняли любимую игрушку. Испугайтесь, как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака. Устаньте, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, притащивший большую соломинку. Отдохните, как путник, прошедший длинный путь; как человек, который много потрудился. Засмейтесь самым счастливым смехом.