«Графология это психологический анализ почерка.» - лаконично и немного безграмотно сообщает нам главная страница сайта Инессы Гольдберг, руководителя Института Графоанализа. На сайте утверждается, что с помощью графологии можно полностью, всесторонне проанализировать личность, провести психодиагностику, помочь выбрать профессию, решить проблемы в отношениях с партнером, провести психотерапию. Удивительно, что графология не лечит рак и перелом позвоночника!

Отражает ли почерк характер человека? Говорят, что характер человека отражает даже предпочитаемый им цвет нижнего белья. Вопрос в том, хотите ли вы верить подобным свидетельствам. Возможно, вы все же предпочтете, видя собственными глазами сильного, волевого и решительного человека, усомниться в результате графологического анализа, показавшего, что он - вялая мямля (что вряд ли произойдет - нужно же использовать эффект Барнума, о котором я скажу ниже… хотя с другой стороны, если есть шанс стрясти денег за графологическую психотерапию…). И хотите ли вы платить за получение сомнительных доказательств, что вы умны, красивы, а также гармоничная личность, от 270 $ (такова минимальная цена на услугу Института для частных лиц; графотерапия потянет на 520 подорожавших у.е.). Лучше спросите у мамы, честное слово.

Но какие же доказательства научности и достоверности графологии предлагаются на сайте Инессы Гольдберг? Они ведь там есть! Список под названием «Мировые научные исследования, которые доказали валидность графологического метода» насчитывает целых 13 пунктов. Рассмотрим все.

1. Заключения - работа о графологии и определении в почерке интеллекта человека, Альфреда Бине - ученого с мировым именем, основоположника теста интеллекта IQ.

Альфред Бине - психолог конца XIX века, когда клиническая психология как наука еще не была вполне выделена, а следовательно, любые рассуждения на тему того, что у людей в голове, проходили по статье «психология» в самом широком смысле - без особого учета степени их научности, обоснованности и достоверности. Список его публикаций включает такие работы, как «Экспериментальные исследования гипнотизма» и «Душа и тело». И да, он действительно разработал IQ-тест - для диагностики детей с задержкой умственного развития.

Честно скажу, не просмотрела все 200 статей. Но по первым нескольким десяткам (они идут не в хронологическом порядке, а в алфавитном, так что выборку вполне можно назвать случайной) можно сделать вывод, что они делятся на три группы:

– (бóльшая часть) исследования, не имеющие отношения к графологии, а имеющие к почерковедению, - реальной криминалистической дисциплине, о которой я скажу ниже, - либо к медицине.
– исследования про графологию, отнюдь не утверждающие ее научность: например, Anthony, D. (1967). Is graphology valid? Psychology Today, 1.
– разное.

Из последней группы исследований часть чисто социологических, никак с графологией не связанных - например, Briggs, D. (1980). A study of the influence of handwriting upon grades using examination scripts. Educational Review, 32(2), 185-193.

Ну и, конечно, попадаются настоящие, густые и сочные, работы по графологии - такие как Broschk, S. Graphology and personality – a correlational analysis. M.A. thesis. Department of Psychology, Rand Africaans University, South Africa. Но ни одна из них не опубликована в научных журналах.

3. Исследование Центр Оценки в сравнении с графологией. Графологический анализ как инструмент диагностики управленческого потенциала. Доктор Мария Анна Науэр, Швейцария, опубликовано в 1998, 42-45, в журнале 1998 , Мanagement, NR.4 Перевод с немецкого на яз. иврит. Также опубликовано в журнале Научная Графология, № 5 - 2010 г., стр. 14-20, перевод на рус. яз.

Ни журнал Management, ни журнал Научная Графология в список заслуживающих доверия рецензируемых научных журналов не входят.

4. Напряжение и расслабление: Исследование почерка с использованием Графодина (аппаратное исследование).
Клара Гольдзихер Роман. Оригинальная публикация - в журнале “Симпозиум Личности”, №2, 1950, Нью Йорк.

5. Почерк и речь: Исследование диагностической ценности графических показателей для исследования нарушений речи
Клара Гольдзихер Роман. Оригинальная публикация - в “Логосе”, Бюллетене Национального Госпиталя Нарушения Речи, Нью Йорк, 2, №1, 1959, стр. 29-39.

6. Исследование по изменчивости почерка: развитие скорости письма и стержневого нажима у школьников (аппаратное исследование).
Клара Гольдзихер Роман. Оригинальная публикация в США - Журнал Генетической Психологии, 1936, стр. 49, 1939, стр. 60.

9. Роль право и леворукости в почерке близнецов
Клара Гольдзихер Роман. Венгерский Психологический Обзор, том 15, 1942 г., №№ 1-4, стр. 64-68.

Медицина + социология. К графологии отношения не имеет. Плюс в двух последних случаях рекомендую обратить внимание на год издания: насколько строги были требования к научности методологии в то время в Венгрии - большой вопрос.

7. Графомоторные нарушения при деменции Альцгеймера
Кальман Я., Агарди Т., Янка З. Исследование Департамента Психиатрии Университета Сент-Джорджии.

Медицина. От себя добавлю, что если бы графология могла предсказать, будет ли у человека болезнь Альцгеймера - цены бы ей не было. Но я, честно говоря, сомневаюсь, что графолог хотя бы сможет понять по почерку, болеет ли человек Альцгеймером, если его заранее об этом не предупредить. (Кстати: посмотрите на сайте требования к отправляемым материалам. Если знать все о человеке все, что там перечислено - то можно и без образца почерка составить достаточно полную характеристику личности.)

8. Почерк при ревматоидном артрите
Д-р медицины Луис А. Готтшалк, К. Г. Роман, д-р психологии и д-р медицины Герман М. Серота. Источник - Институт психосоматических и психиатрических исследований Госпиталя Майкла Рииза и Института Психоанализа, Чикаго.

Медицина.

10. Определение индивидуальности несовершеннолетних развратных (извращенцев) на основе исследования их почерков
Д-р Немет Петер, Клара Гольдзихер Роман. Прикладная криминология и графология, Венгерская Специальная Педагогика, изд. Арпад, г. Калоча, 1933 г., стр. 12.

Название говорит само за себя. И, наверно, все уже обратили внимание: исследования одного и того же автора в 30-х годах в Венгрии по темам, мало имеющим отношение к «современной» «графологии», обеспечивают 5 из 13 пунктов, якобы доказывающих ее, графологии, научность.

11. Из книги Баруха Нево - израильского профессора психологии из Хайфского Университета, Научные аспекты графологии. Научная статья Графология и выполнение профессиональных обязанностей: исследование валидации. - израильского исследователя Амоса Дрори, Университет Бен Гурион, 2001, англ. яз. По запросу.

Во-первых, по-английски и «графология», и «почерковедение» - это одно и то же слово: “graphology”. Вполне возможно, что он писал как раз про почерковедение и его научные аспекты. Но он же психолог, - скажете вы. Да, скажу я, но это не значит, что в этой главе он хвалит упомянутую статью А. Дрори, а не развенчивает ее. Но даже если и хвалит - это публикация в издании университета (сразу хочу сказать, что никакого предубеждения против университета Бен-Гуриона у меня нет, насколько мне известно, там все вполне серьезно). А сам Барух Нево - крайне титулованный профессор (список титулов, pdf), сотрудничающий со многими университетами Израиля. Ну не думаете же вы, что уважаемому человеку отказали бы в такой мелочи, как опубликовать главу из его книги в сборнике университета?

Хотя - справедливости ради - за запрос денег не берут (хотя на сайте Инессы Гольдберг, может быть, и берут). Возможно, мне стоит самой таки прочитать эту книгу. Возможно, в ней блестяще, не оставляя камня на камне от аргументов оппонентов, доказывается научность графологии. Странно, впрочем, в таком случае приводить в данном, отнюдь не чрезмерно длинном, списке всего лишь одну главу из этой книги - кстати, написанной в 1986 году, когда графология только появилась и вопрос о ее научности действительно был временно поставлен (и довольно быстро решен).

12. Диссертационное исследование Сони Брощк Графология и Личность. Корреляционный анализ, Африкаанский (Бурский) Университет, 2003, англ. яз. Графология рассматривается как инструмент оценки персонала. По запросу.

Не сочтите меня предвзятой, но Африкаанский (Бурский) Университет?..

13. Данные о научном статусе графологии в мире - где официально признано применение графологического анализа в кадровой, медицинской, юридической, судебной и образовательной сфере.

Ссылка на другой графологический сайт. Но тот честнее - слово «наука» там не лезет изо всех щелей, а скромно упомянуто в одной-единственной фразе: France is the cradle of scientific graphology. Да и список, конечно, ни про какой «научный статус» не говорит - это просто перечисление стран, где есть всевозможные графологические институты (Графологические Институты, если следовать орфографии Инессы Гольдберг).

Что ж, мы разобрали «доказательства научности графологии», и они не продемонстрировали особой убедительности. Но что если я просто придираюсь? Креационисты тоже ведь постоянно оспаривают доводы сторонников теории эволюции лишь потому, что сами в нее не верят. Давайте зайдем с другой стороны - не с практики, а с теории - и посмотрим, что собой представляет графология с точки зрения критериев научности знания - хотя бы некоторых, ибо их много, и ценность их неодинакова.

Одним из неотъемлемых свойств научного знания признается объективность , то есть независимость результата от личности исследователя. Однако сайт И. Гольдберг сообщает нам следующее: «качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков». Видимо, речь идет о том же самом «чутье», которое помогает гадалке видеть вашу судьбу в магическом кристалле. Думаю, что размещение на сайте такой - довольно компрометирующей, по крайней мере, с точки зрения человека, склонного к скептицизму - формулировки преследует как минимум две цели. Во-первых, это оправдывает отсутствие у графологии какой-либо внятной методологии - зачем она, если все строится на «интерпретации признаков» с помощью «чутья»? И во-вторых: Институт ведь не только оказывает услуги анализа личности и пр. Там еще, за каких-то несчастных 1480 $, могут обучить графологии любого желающего. Как же Институту защититься от будущих жалоб клиентов на его нерадивых учеников, написавших обидную и несправедливую характеристику, - «кого это вы тут навыпускали»? Только обезопасить себя, заранее поместив на сайте дисклеймер - дескать, все дело в чутье. Извините, мол, мы-то всему научили, а если человеку недостало чутья, чтобы увидеть в вашем почерке весь ваш ум и глубину моральных качеств и составить правильную характеристику, - это уж не обессудьте.

Но я отвлеклась. Перейдем к следующему критерию научного знания - фальсифицируемости . В общем, сразу ясно, что к графологии этот критерий не имеет отношения - доказать, что графология может ошибиться, нельзя. Если графолог мэтр, вроде самой Инессы, то всегда можно сказать, что пациент просто не признает в себе четко определенных по его почерку качеств, а если новичок - ну что ж, пока что не хватает чутья.

А вот с идущей рука об руку с предыдущим критерием верифицируемостью все уже гораздо интереснее. Дело в том, что идея написать этот текст появилась у меня не просто так, а после посещения семинара (бесплатного! ничему-то люди не научились) ученицы - или двух учениц, не помню - Инессы Гольдберг. В своей презентации юная дева (а может быть две) делала особый упор на научность графологии, и на то, что ее выводы о личности человека абсолютно точны. Подняв руку, я задала простой вопрос. «Допустим, у вас есть пять полных описаний личностей пяти людей, сделанных профессиональными психологами на основе признанных клинической психологией тестов. А также есть пять образцов почерка, принадлежащих этим людям. Можно ли со 100%-ной точностью соотнести каждый почерк с заранее данным характером?» Девушка долго мялась и упрекала меня в некорректности, но все-таки ответила: нет. Квод эрат, как говорится, демонстрандум - а ведь эксперимент, который был бы проще и лояльнее к графологии, чем этот, сложно придумать.

Еще немного критериев. Интерсубъективная проверямость - ни с какими научными дисциплинами, кроме психологии, графология не заявляет своей связи, а психологией, как уже отмечено выше, ее проверить нельзя. Эвристичность , т.е. способность научной теории в большей степени предсказывать, чем объяснять - тоже увы: предсказать графология ничего не может. Воспроизводимость - что ж, вполне возможно, что «анализ» двух разных графологов совпадет, если их обучал один и тот же человек по одним и тем же пособиям, но способность повторить неправильный вывод отнюдь не добавляет методу научности. В конце концов, в любом тесте с множественным выбором каждый из неправильных вариантов выберет довольно большое количество народу (например, если тест проходят все школьники страны). Но стоит ли из этого заключать, что каждый из этих вариантов - по-своему верен?..

В общем, у меня нет цели разбирать все критерии, но если существуют такие, по которым графологию можно признать наукой, я жду не дождусь возможности о них узнать - кто знает, может быть, моему просвещению поспособствует публикация этой заметки.

Далее я хотела рассмотреть, наоборот, критерии лженауки, но после всего вышесказанного уже начинаю чувствовать себя Капитаном Очевидность. Давайте сделаем так: вы выберете свой любимый перечень признаков лженауки - ведь такие списки составлялись многими уважаемыми учеными и популяризаторами науки, и наверняка есть тот, который вы предпочитаете (а если нет, см. статью «Псевдонаука» в Википедии), и сами посмотрите, скольким из них удовлетворяет графология. Так и вам будет интереснее, и я хотя бы отчасти переложу ответственность за выводы с себя - а то, может быть, я огульно поношу и шельмую?

Но еще один аспект я все же не стану исключать и озвучу свои соображения. Что-то ведь заставляет людей не только верить во все это, но еще и добровольно отдавать свои деньги, и важно понять, что именно. Поэтому скажу пару слов о когнитивных искажениях, стоящих на службе графологии.

Во-первых, конечно, это эффект Барнума , заключающийся в том, что люди склонны считать максимально расплывчатое описание личности подходящим лично им, особенно если его общий тон тяготеет к похвале. К тому же, если хотя бы несколько свойств угаданы точно (а почему бы и нет - какое качество ни придумай, в достаточно большой выборке найдутся люди, которые ему соответствуют), человек наверняка экстраполирует свое восхищение этой тонкой догадкой на все остальное описание и убедится в его полной достоверности.

Самоисполняющееся пророчество - если человек верит в реальность того, что ему насулила графология, он может повести себя таким образом, чтобы так все и получилось. (Кстати, позволю себе одно маленькое лирическое отступление - если человек заявляет вам, что он, к примеру, Овен, Козерог, либо же Есенин или Бальзак, то, несмотря на полную антинаучность астрологии и соционики, можете смело идти читать описание данного знака/типа и ожидать от человека соответствующего поведения. Если он сделал это столь важной частью своей идентичности, что считает необходимым сообщать об этом первым же делом, то это наверняка уже стало для него самосбывающимся пророчеством.)

Немного другой эффект - ретроспективное искажение , «фильтрация памяти о прошлых событиях через теперешнее знание». Приведу еще один пример с семинара, который я посетила. Рассказав об основных признаках почерка и их значениях, ведущая показала аудитории несколько образцов почерка известных людей (не называя их сначала) и предложила описать характер по каждому из предъявленных образцов. Когда после нескольких попыток описания называлось имя, люди страшно радовались («о, я так и думал(а), что он такой!»). В какой-то момент дело дошло до одного довольно красивого почерка, и люди стали называть положительные качества - целеустремленный, рациональный, дальновидный… Но когда выяснилось, что автор продемонстрированной записки - Адольф Гитлер, люди сделали вид, что они все угадали, просто «переименовав» названные качества - амбициозный, расчетливый, хитрый… Таким образом, аудитория даже не заметила, как результат изменился на прямо противоположный, причем это сделали они сами посредством «всего лишь» небольшого подгона изначальных версий под полученный ответ.

Эффект простого объяснения, частный случай когнитивной экономии . Личность человека удивительно сложна и многогранна - кого-то это факт восхищает, но человека, экономящего умственные усилия, попросту пугает. А ведь каждому хочется думать, что уж он-то разбирается в людях - хотя на самом деле вообще не факт, что в них можно «разбираться». Но куда проще жить, если с людьми все будет четко и понятно. Узкий почерк - признак узкого кругозора, а отсутствие наклона у букв - черта сдержанного человека. Приятная, успокоительная очевидность. (Должна честно признаться, что данную информацию я взяла не с портала Института Графологии, где за это тайное знание мне пришлось бы выложить круглую сумму, а с более демократичного сайта, где все интерпретации выложены бесплатно, а деньги - и то смешные, от 1000 до 2500 рублей - запрашиваются лишь за персональную консультацию графолога.)

И еще один эффект, название которого мне, к сожалению, неизвестно, но наблюдается он часто: склонность некоторых людей доверять только вещам, за которые они заплатили, причем чем больше заплатили, тем сильнее доверие. На это часто сетуют врачи: если честно сказать человеку, что лекарство от его недуга - спокойный отдых на больничном, проветривание помещения и обильное питье - или, паче чаяния, более подвижный образ жизни и здоровое питание - то нередко это может спровоцировать скандал, с обязательными обвинениями в безразличии и некомпетентности, разрешить который можно только назначением дорогостоящего лечения, а в идеале, для начала, нескольких дорогостоящих анализов. Когда заблуждение «дорого = хорошо, дешево/бесплатно = плохо» посещает головы людей, которым банально некуда девать деньги, это не страшно. Для таких людей графология идеальна - стоит это куда дороже, чем, например, услуги профессионального таролога. Но вот если человек ради консультации графолога буквально продает последний айфон - это очень печально.

В заключение еще раз скажу: не нужно путать графологию с почерковедением (и, соответственно, априори считать шарлатанством все англоязычные статьи, в названии которых присутствует слово “graphology”). Почерковедческая экспертиза проводится экспертами-криминалистами в тесном сотрудничестве с медицинскими и лингвистическими экспертами и с учетом прочих криминалистических данных (например, принадлежности отпечатков пальцев на листе, на котором стоит спорная подпись). Она обладает разработанной методологией, отвечающей научным критериям, и преследует четко определяемые цели. Увы, она не подберет вам идеального партнера и не поспособствует карьерному росту, ну что ж - без мракобесия жизнь, конечно, гораздо скучнее.

Глава 6. Почерк как объект науки графологии

Графология является наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью. Мы не будем останавливаться на том, как объясняют физиологи акт письма и связь его с деятельностью мозга. Ограничимся только определением, что письмо есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. Исследованиями физиологов в учении о локализации мозговых функций, клинически подтвержденными, установлен специальный центр письма, находящийся в заднем отделе второй лобной извилины левого полушария головного мозга.

История создается в результате неустанной борьбы человека с природой, и письменность появилась у человека как одно из орудий этой борьбы. Однако переход от первых высеченных на камне письмен-рисунков к современному письму-скорописи потребовал много лет наблюдений и опытов. Более или менее значительное распространение письменность получила только в эпоху Возрождения. Человек, пользуясь письменностью, запечатлевал понятия о многих вещах, но в письме рефлекторно отражались и свойства его психики.

Письменность нельзя рассматривать как совершенно самостоятельное явление, возникшее по воле его изобретателя. Письмо является одним из организационных средств человеческого коллектива, и, следовательно, почерк как форма индивидуального изображения организационного орудия письма не может не содержать в себе всего того латентного, которое заключается в психическом развитии человечества вообще и отдельного индивида в частности.

Артист, изображающий то или иное переживание своего героя, всегда стремится, чтобы его жесты были тождественны с психическим состоянием героя; акт же писания представляет собою не что иное, как в миниатюре сконцентрированный жест при воспроизведении условных знаков-букв. Поэтому жест, необходимый при начертании букв, также должен отражать латентное состояние пишущее го, то есть его скрытые, внутренние переживания и общий колорит его настроения. Явления же, при которых создается индивидуальная форма начертания букв, почерк, вполне поддаются наблюдению и эксперименту. Таким образом, графология имеет все данные, чтобы стать точной наукой. Профессор сравнительной патологии Кильского университета Г. Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, конкретизирующихся через движения.

«Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения, - говорит он далее, - если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма». Таким образом, движения, употребляемые при письме, образуют в данном случае особо благоприятное поле действий, так как почерк очень подвижен и тонко реагирует на зарождающиеся в нашем мозгу мысли и чувства, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела.

Существует такой опыт: человек садится на стул, стоящий на засыпанной песком поверхности, и пишет большим пальцем на песке или прикрепленным к пальцу куском мела на горизонтально положенной доске или просто на полу; с первого взгляда легко бросается в глаза тождественность письма, воспроизведенного рукой или ногой. Подобным же образом профессор Прейер исследовал и другие органы: рот, колени, кисть руки, подбородок, голову.

Результат был постоянно один и тот же. Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата. Замечено, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. п.

Показательным в этом отношении является почерк (особенно военных) довоенного времени: манерный, аффектированный и щеголеватый. Подобную щеголеватость и примитивное франтовство можно было наблюдать и в поведении, одежде, особой прическе и т. п. Все это объяснялось теми условиями жизни, которые совершенно нивелировали социальное выражение личности и сужали до минимума круг интересов.

Подобным специфическим канцелярским почерком отличались и мелкие служащие, причем чем незначительнее было занимаемое положение, тем украшеннее и манернее был почерк, как будто бы в эту затейливость и фантастичность росчерков автор вкладывал все стремление к какому-либо проявлению личности, ущемленной условиями существования.

В настоящее время это манерное, канцелярское письмо почти совершенно выродилось, как выродился и тот рожденный временем тип «военного писаря».

Я знал одного почтового служащего, достаточно нетребовательного в своих личных привычках. Его детство прошло в военные нее легкие годы, когда учиться не было возможности. Практически вся трудовая биография этого скромного, но активного человека укладывается в должности почтового работника от простого разносчика корреспонденций до начальника отдела международных перевозок.

Его почерк отличался также простотою и естественностью до тех пор, пока он работал простым сотрудником почтового отделения. Но постепенно этот человек стад продвигаться по службе, стал заведующим одним из почтовых отделений. Все это естественно сказалось и на его внешности, поведении, манере общения и, конечно, на почерке. Поскольку ему в интеллектуальном плане не было возможности расти, разве что постигать основы марксизма-ленинизма на политзанятиях, его почерк существенных изменений в плане конструктивности не получил. Вместе с тем он начал украшать свою подпись несуразными штрихами, например свою подпись (фамилия Рассанов), он изображал двумя буквами «р» и «с», но со временем окончание буквы «с» имело удлинение вниз.

Известны противоположные случаи: украшенность письма обычно исчезает во время прохождения военной службы, что легко объясняется условиями казарменной жизни.

У человека с обостренной нервной чувствительностью порывистостью, деятельность которого отличается неравномерностью приложения энергии, также и почерк будет отличаться неравномерностью, геометрической невыдержанностью (в нажиме, который будет распределен неравными по силе мазками, размере букв в одном слове и т. п.)

Поэтому профессор Шнейдемиль в своем труде, посвященном школьному воспитанию («Графология на службе школы»), советует родителям и воспитателям особенно бережно и осторожно относиться к ребенку, почерк которого содержит подобные особенности.

Замечено, что во время беременности почерк женщины также претерпевает определенные изменения (становится наклоннее, неровнее); это не покажется удивительным, если принять во внимание, что женщина обыкновенно в такое время обнаруживает много резко бросающихся в глаза странностей в своем поведении, прихотях, настроениях и даже мышлении. Известный немецкий психиатр Крепелин, например, пишет, что 14 % из общего числа душевных расстройств женщины приходится на различные периоды беременности.

В настоящий момент вообще можно считать твердо установленным факт непременного изменения почерка при всяком расстройстве нервной системы, проявляющегося ранее всех других симптомов болезни. Легкие расстройства письменной речи, указывает известный судебный эксперт Е. Буринский, на которые обычно не обращает никакого внимания сам пишущий, крайне распространены, и едва ли найдется много людей, у которых не наблюдалось это хотя бы временно. Незначительные неправильности кровообращении, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке, и если мы этого не замечаем, то только потому, что привыкли вообще не следить за своим почерком. Первые признаки усталости также отражаются в почерке, который становится крупнее; при сильной утомленности появляется дрожание в волосяных штрихах букв. Отсюда видно, какую роль может сыграть графология в вопросах гигиены умственного и физического труда.

Равным образом влияют на почерк и временные нарушения деятельности мозга, вызванные различными состояниями наркотического возбуждения (см. «Патологические явления в почерке»).

Современными исследователями установлено, что каждая профессия характеризуется определенным комплексом признаков, выявляющих собою отличительные стороны данной профессии. Так, например, военная профессия требует присутствия в характере выносливости, самообладания, решительности и находчивости. Таким образом, молодые люди, в почерке которых имеются признаки, указывающие на подобные свойства характера, безусловно, будут более пригодны для этой профессии, чем те, почерк которых указывает на нее решительность, неуравновешенность, нетерпеливость и т. п.

«Прежде всего, не подлежит никакому сомнению, что различные профессии в различной степени затрагивают те или иные основные способности и склонности человека, - указывает известный русский характеролог А.Ф. Лазурский. «Никто не станет отрицать, - говорит он далее, - что профессия ученого значительно больше требует способности к систематическому, последовательному, логическому мышлению, нежели профессия композитора или дирижера оркестра; точно так же несомненно, что авиатор должен обладать большей смелостью, решительностью и самообладанием, чем мелкий торговец, все время проводящий за своим прилавком.»

Характер почерка, как правило, учитывается при подборе кадров, а также при прогнозировании будущей специальности.

Долголетнее занятие определенной профессией естественно отражается и на почерке. Например, безусловно, имеют нечто общее почерки врачей на рецептах. Образность представлений, творческая фантазия, присущая людям художественного склада (художникам, поэтам), выражается, например, в известной стилизации, фигурности рисунков букв, часто типографичности заглавных букв. Математики настолько привыкают к писанию формул и цифр, что в их почерке некоторые буквы совершенно напоминают алгебраические и т. п. знаки. Также у лиц, занимающихся цифровым трудом, некоторые буквы бывают поразительно похожи на цифры.

Накладывают отпечаток на почерк и занятия письменным трудом, хотя необходимо в данном случае подразделять этот труд на две основных группы: механический и творческий. При первом буквы будут очень ясны, почерк будет весьма близок к каллиграфическому, заглавные буквы часто будут снабжены специфическими «канцелярскими» завитками; второй же чаще всего неразборчив, в отдельных деталях даже некрасив, но образует одно гармоническое целое благодаря легкости, быстроте и свободности, с которыми он исполнен (почерк ученых, литераторов).

Однако следует подчеркнуть, что графология не позволяет по почерку определить точно род занятий испытуемого. Она может быть только определенным ориентиром в плане векторного определения рода занятий человека.

Изучая происхождение и развитие анализа почерка, писанная история свидетельствует о том, что графология в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад.

В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому, что его почерк показывает, что у него - предательская натура». В трудах Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром».

Первая известная ныне книга, специально посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Его длинное название гласило « Tratto come una letra si cognoscano la natura e qualita del scrittore», то есть «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В свое время книга произвела определенное впечатление на читающую публику, но не более, так как в то время люди считали, что для того чтобы понять характер человека по почерк, необходимо обладать даром ясновидения или интуиции.

Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции, когда ученый церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил, что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа.

Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал два греческих слова - «графо» (писать) и «ологи» (наука). Так и родилось имя новой науки - графология.

Ученик Фландрэна аббат Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу « Система графологии». Так впервые было употреблено слово « графология». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье - Жамэна, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.

Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили немало времени совершенствованию анализа почерка. Графологами - любителями были премьер - министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По.

В начале ХХ века доктор Людвиг Клагес (Германия) предпринял крупную научную работу по определению и обоснованию принципов графологии, методов ее применения и ее интерпретации. Современные исследователи почерка считают доктора Клагеса отцом современной графологии.

С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран.