Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 комбинированного вида

Проект

«Здравствуй, солнышко!»

Одинцово, 2013г.

Проект по теме

Участники проекта : дети старшей группы детского сада, воспитатели, родители детей.

Цели и задачи :

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении в жизни природы и человека;

Учить видеть характерные особенности весеннего солнца (пригревает, прибывает световой день);

Познакомить детей с художественным образом солнца в различных видах искусства;

Освоение способов изображения солнца;

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.

Длительность проекта : 3-4 недели (середина марта – апрель)

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: смешанный

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей об особенностях весеннего солнца и его роли для окружающего мира,

Освоения умения изображать один предмет (солнце) разными способами,

Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности, активизация словарного запаса,

Получение удовольствия от участия в коллективной работе и результатов творчества.

Распределение деятельности по этапам проекта

Предварительный

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, подбор материала.

Начальный

Организация выставки картин с изображением солнца, времени года;

Наблюдения в помещении за освещением группы;

Работа в группе: посадка лука в «Огороде на окне»;

Работа с родителями: рекомендация найти вместе с детьми и познакомить их с интересной информацией по теме проекта, детской художественной литературой, детскими музыкальными произведениями о солнышке, привнести свой материал в проект.

Деятельный

Основная деятельность с детьми

Беседы : «Зачем нужно солнышко», «Какого цвета солнышко», «Солнышко и витамины»;

НОД : рисование декоративное «Солнышко, нарядись!», лепка рельефная декоративная «Солнышко, покажись!», интегрированное занятие – чтение художественной литературы (Г.Р.Лагздынь «Татьянкина кричалка») и рисование-экспериментирование «Солнечный цвет», аппликация из шерстяных ниток «Пушистое солнышко»;

Тематические прогулки : «Наблюдение за солнцем весной», «Солнечная мозаика», «Здравствуй, солнечный зайчик!»

Игры : подвижные игры «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и тучки» и др., игры с мозаикой, игры с конструктором, театр теней рук и др.

Заключительный.

Коллективная реализация проекта

Ручной труд, изготовление коллективной работы «Солнышко из ладошек»,

Создание альбома «Наши солнышки»

Презентация проекта

Распространение опыта работы в ДОУ, в интернете, на личном сайте воспитателя.

Тематические прогулки

«Здравствуй, солнечный зайчик!»

Цель:

Продолжать знакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света, тепла);

Учить соблюдать правила игры, способствовать развитию ориентировки в пространстве;

Способствовать развитию дружеских отношений;

Воспитывать активность, самостоятельность.

Материал: зеркальце, мелки.

Наблюдение приметы весны;

Подвижная игра «Солнышко и дождик»;

Развлечение «Солнечные зайчики»;

Рисование солнышка мелками на асфальте.

«Солнечная мозаика»

Цель:

Закреплять признаки весны;

Развивать наблюдательность, память.

Материал: крышки от бутылочек разных цветов, камешки, палочки.

Наблюдение за особенностями весеннего солнца

Опыт «Солнышко и ладошки»;

Выкладывание мозаики «Солнышко»;

Проговорить заклички, пропеть песенки, вспомнить стихи и загадки о солнышке.

Тематическая прогулка «Наблюдение за солнцем весной»

Цель : Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игры с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.Наблюдение за солн цем. Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).3. На что солнце похоже? (На шар).4. Какая сегодня погода? (Тёплая).5. Почему на улице тёпло? (Светит и греет солнышко).Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.Художественное слово:Солнце греет с высоты,Расцвели уже цветы.Выползли букашкиИз цветочной чашки.Солнцу очень радыМуравьёв отряды.(А.С. Уфимцева)

Солнышко лучистое, Любят тебя дети.Нет теплее солнышкаНичего на свете.(Л. Чадова)Воспитатель: У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.Вы вокруг все посмотрите,Лицо к солнцу поднимите.Потяните руки, дети -Оно ласково нам светит.Чувствуете, солнце греет,Лицо на солнце наше млеет.И деревья, и цветы,И травинки, и кусты – Дружно тянутся к нему…Догадайтесь, почему?(А.С. Уфимцева)Воспитатель: Солнышко приглашает вас поиграть.Подвижная игра: «Солнышко». (Л. Чадова)Цель: Учить детей согласовывать свои движения с текстом, воспитывать стремление активно включаться в игру.Солнышко лучистое, Мы тебя встречаем! (Дети манят солнышко руками к себе)Солнышко лучистое,В гости приглашаем!Солнышко лучистое,Попляши-ка с нами! (Дети хлопают в ладоши, топают ногами)Мы в ладошки хлопаем,Топаем ногами!Трудовая деятельность: Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата. Воспитатель: Ребята, дворник у нас старенький и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Вы у меня сильные и быстрые. Д/игра «Кто быстрее наполнит ведёрко». Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Цель: Учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Учить быстро реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.Солнце ярко в небе светит,На прогулку вышли дети. (Дети гуляют по участку.)Туча солнце вскоре скрыла,Стало грустно и уныло. (Дети остановились и насторожились)Дождь по крыше застучал,Детей под зонтики загнал. (Дети бегут под зонтик.)

Гимнастика для глаз

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо - влево)

Легких - две штучки,

Тяжелых - три штучки. (смотреть глазами вверх - вниз)

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)

Физкультминутки

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде - раз!

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде - два!

«В гости к Солнцу»В гости к Солнцу мы идем,И немножко отдохнем.Остановимся и дружноГлубоко сейчас вздохнем.Руки в стороны, вперед,Дружный, мы, такой народ!Дружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погуляли,Может, дети, вы устали?

Лепка рельефная декоративная

«Солнышко, покажись!»

Задачи. Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки и др.). развивать чувство ритма и композиции.

Предварительная работа. Беседа о солнце как источнике жизни на земле. Искусствоведческая беседа о солнечных (солярных) знаках в декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства (дымковские игрушки, писанки, керамика, хохлома и др.).

Материалы, инструменты. Картонные квадратики размером 10х10 или 15х15, пластилин, стеки, дощечки для лепки, 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с солярными элементами декора.

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Далее следует рассказ воспитателя о том, что с давних времён люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод – это знак солнечного круга), изображают на одежде, посуде, мебели, в книгах и т.д.

Показ нескольких произведений декоративно-прикладного искусства с объяснением символики декоративных элементов. Например, волнистая линия – это дорога или вода, ромб – поле, а круг – солнце. Декоративные варианты изображения солнца – круг, круг с точками, завитками, круг с волнистыми линиями или треугольниками.

Воспитатель сообщает о том, что в течение нескольких недель, пока работаем над проектом, дети смогут сами изобразить солнце разными способами и из различных материалов, и предлагает для начала слепить портреты солнышка, которое выглянуло из-за тучек и улыбается. Затем педагог раскрывает особенности техники рельефной лепки.

Вначале возьмём картонную основу и наметим солнечный круг простым карандашом (эскиз), выберем понравившийся вариант изображения солнца и его лучей. Представим солнышко во всей его красе.

Начинаем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим картину постепенно. Берём кусочек пластилина, раскатываем в шарик, сплющиваем в лепёшку и прижимаем к фону, разглаживаем. Это солнечный диск. Затем оставшийся пластилин делим на несколько одинаковых кусочков (можно взять другой цвет) и превращаем их в лучики, одинаковые или разные по форме и размеру, одноцветные или многоцветные.

Мы договорились лепить портрет солнца. Что нужно слепить обязательно, чтобы получился именно портрет? Дети вспоминают – глаза, нос, рот. Как показать, что солнышко весело улыбается? Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами.

Провести физкультминутку и перейти к практической части, выполняют дети самостоятельно. Воспитатель во время работы детей может еще раз прочитать закличку:

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенёк,

Посвети весь денёк!

После занятия. Оформляется выставка портретов весеннего солнышка. Беседа, обсуждение, повторение стихов и песенок о солнышке.

Рисование декоративное «Солнышко, нарядись!»

Задачи. Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Умело пользоваться кистью.

Предварительная работа. Знакомство с солярными элементами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Сравнение средств художественно-образной выразительности в разных видах народного искусства. Создание портретов солнца в лепке. Упражнение в подборе гармоничных цветосочетаний.

Материалы, инструменты. Гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, палитры, альбомные листы.

Физкультминутка.

Переходим к выполнению задания. Мальчик, который хотел стать художником, нарисовал для Радуги портрет прекрасного солнышка. Давайте и мы нарисуем «красное солнышко» – яркое, большое, красивое, весеннее. С лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться.

Дети выполняют портреты своих солнышек согласно своим замыслам, воспитатель по ходу читает песенку Г.Р.Лагздынь:

Словно яркий апельсин,

Вышло солнце из осин,

Красное, румяное,

Всюду всеми званое!

Красное, красное,

Ясное, ясное!..

В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов весёлого солнышка. Оформляется интегрированная выставка детских работ «Здравствуй, солнышко!». В свободное время педагог предлагает детям составить описательный рассказ о своих солнышках.

Интегрированное занятие

(чтение художеств . л итературы, рисование- экспериментирование)

«Солнечный цвет»

Задачи. Познакомить детей с художественным образом солнца в литературе. Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных» оттенков. Развивать воображение. Активизировать словарный запас. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа. Чтение рассказа Г.Р.Лагздынь «Татьянкина кричалка». Рассказать о древней русской традиции призывать солнце (заклички, кричалки, потешки – объяснить название).

Гимнастика для глаз.

Материалы, инструменты. Краски гуашевые и акварельные, палитры, кисточки разных размеров, щетки, ватные тампоны, комочки смятой салфетки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Все цвета солнца» для обогащения «солнечной палитры», уточнения оттенков одного цветового ряда и активизации словаря прилагательными обозначения цвета

Золотая шапка мимозы

И жё лтый листик берёзы,

Янтарная смолка сосновая

И медный жёлудь дубовый,

Огненный хвост лисы на снегу,

Рыжий клён на речном берегу –

Собрались оттенки в тесный кружок –

Солнечный яркий небесный желток.

Физкультминутка.

Задание и вопросы детям. Попробуйте и вы рисовать пальчиком или ватной палочкой, или тупым концом карандаша – это удобно, быстро и легко. Составьте на палитрах свои солнечные цвета и оттенки.

Дети рисуют, воспитатель помогает советами, наводящими или косвенными вопросами, напоминает, что рисовать можно как лёгкими быстрыми прикосновениями, так и контурными линиями или большими цветовыми пятнами.

После занятия. Чтение стихотворения О.Высотской «Одуванчик», по желанию выучивание наизусть. Составление альбома «Наши солнышки».

солнышко ладошками.

Аппликация декоративная (полихромная, накладная)

«Солнышко, улыбнись!»

(коллективная работа)

Задачи. Продолжать знакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов. Продолжать формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Развивать воображение. Вызывать у детей интерес к созданию образа солнца в технике аппликации. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Предварительная работа. Беседа с детьми о безопасном использовании ножниц. Обсуждение с детьми выражения «Наши руки не для скуки» и понятия «золотые руки». Рассматривание книжных иллюстраций с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнца.

Материалы, инструменты. Цветная бумага плотной текстуры разных оттенков желтого цвета, простые карандаши, ножницы, клей, кисти, салфетки, цветной картон для создания коллективной композиции.

Педагог напоминает детям о том, что солнце в декоративно-прикладном искусстве изображается по-разному. На примере дымковской игрушки, дети находят и показывают образ солнца и лучей. Затем предлагает создать большое весеннее солнце способом аппликации, а лучи солнца в этот раз будут выглядеть совсем иначе. В этот раз солнце мы создадим с помощью своих рук!

Демонстрация.

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям взять листы цветной бумаги, приложить к ним свои ладошки с расставленными пальцами и обвести карандашом, затем вырезать. По ходу действий подсказывает детям, что удобнее вырезать вначале всю «рукавичку» , а потом по отдельности каждый пальчик.

Дети, которые быстро справились с заданием, могут сделать несколько силуэтов разных оттенков.

Создание коллективной композиции. На картонную основу (воспитатель заранее нанесёт примерный рисунок) собираем из ладошек солнышко, приклеиваем ладошки внахлёст – лучики, затем солнечный круг. Завершаем композицию, приклеивая заготовки глазок и улыбки.

После занятия. Обсуждение и любование созданной работой.

Беседа о солнце

Программное содержание :

1. Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях.

2. Подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла.

3. Расширять и активизировать запас слов детей (оттепель, небосвод, закат, проталина), приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме.

4. Учить понимать произведение искусств, выражать свое отношение к ним, сравнивать.

5. Воспитывать эстетический вкус. Предварительная работа: Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями, за погодой, за расположением солнца, цветом неба в солнечный, пасмурный дни. Беседа о красоте природы. Чтение и обсуждение пословиц, стихов, песен о солнце, слушание произведений Чайковского «Времена года». Рассматривание картин с изображением одного пейзажа в разные времена года.Ход занятия:Дети, сегодня мы с вами поговорим о солнце. Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день. Сейчас послушайте рассказ о том, как лучи солнца разбудили зверей, птиц, насекомых.«Выплыло на небе красное солнце и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.Первый луч полетел на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с нашестов, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов».Вос.: – Дети, во все ли времена года светит солнце, и в какое время года мы чаще всего видим солнце?Дети: – Солнце светит во все времена года, но чаще всего оно светит летом, весной и ранней осенью.Вос.: – Какое у вас настроение в солнечный день и что вам хочется делать в такую погоду?Дети: – В солнечную погоду настроение веселое, радостное, бодрое, задорное, хочется прыгать, скакать, кувыркаться, веселиться, петь песни.Вос.: – Как вы думаете, на что влияет солнечный свет и его тепло?Дети: – Солнечный свет и его тепло влияет на рост деревьев, кустарников и травы, согревает землю, на настроение людей и животных; когда станет тепло, светло после зимней стужи просыпаются медведи, барсуки, ежи, у них появляются детеныши, прилетают птицы, выводят птенцов.Вос.: – Недаром говорят в народе «Солнышко, что мать родная и согреет и приласкает». Как вы понимаете эту пословицу?Дети: – Солнце сравнивается с родной матерью, греет и ласкает солнышко, как родная мама.Вос.: – а в какой пословице еще солнце сравнивается с матерью?Дети: – «При солнышке тепло, при матери добро».Вос.: – А какие вы еще пословицы знаете о солнце?Дети: – «Взойдет красное солнышко, прощай, светел месяц?»Дети: – «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подвигайся».Дети: – «Всякий день солнце всходит».Вос.: – Ребята, вспомните произведение Чуковского «Краденое солнце», когда не стало солнышка, не только зверям, даже маленьким воробушкам было плохо.

«Плачет серый воробей,Выйди солнышко скорейНам без солнышка обидноВ поле зернышка не видно.»

Вос.: – Да, видите, как плохо без солнца, даже не видно ничего на земле. А какие вы еще стихи знаете о солнышке? (дети рассказывают стихи, выученные заранее) 1. – День пришел!

Лишь только первый лучикУдарит мне в окно.Лишь только солнце встанетА в комнате светло.Погаснут звезды – крошкиИ ночь уйдет домойИ спрячет месяц рожкиЗа тучей грозовойА в городе машиныСтучат, гремят, бегутКак будто что-то новоеСчастливое везут. 2. – Д. Кикин «Закат»Раз березы сеть связали,Рыбу – солнышко поймали,Хороша была, кругла,Да немножко тяжела.Даже сети порвала,А как сети порвалаЗа сугробы уплыла. 3. – Я. Колос.Солнце ласково смеется,Светит ярче, горячей,И с пригорка звонко льетсяРазговорчивый ручей.

Вос.: – Молодцы ребята, хорошие вы стихи знаете о солнце. Даже в январские морозы, когда солнышко низко над землей и его лучи только скользят по поверхности земли, стоит выглянуть солнышку и становится все сказочно, красиво.Вспомните дети, в каком стихотворении Пушкин говорит о красоте природы, когда светит солнце?Дети: – Пушкин о красоте природы говорит в стихотворении «Зимнее утро»«Под голубыми небесамиВеликолепными коврамиБлестя, на солнце снег лежит.Прозрачный лес один чернеетИ ель сквозь иней зеленеетИ речка надо льдом блестит».Вос.: – А какие изменения происходят в природе весной?Дети: – С каждым днем солнышко все выше и выше, дни становятся длиннее, теплее, начинаются оттепели, звенят капели, бегут веселые ручейки, веселее щебечут птицы.Вос.: – Какие еще признаки весны вы можете добавить?Дети: – Улыбчивым смотрит солнце с чистого небосвода, вся природа преображается, земля покрывается нежным зеленым ковром.Вос.: – Дети, когда особенно солнышко поднимается высоко, а его жаркие лучи льются на нашу землю? Дети: – Летом, в садах поспевают плоды, ягоды, на полях зреет пшеница, рожь, овес.Вос.: – А кто помнит небольшое стихотворение о солнечном луче?Дети: – Теплый лучик солнечныйЗолотой иголочкойСарафаны вышилЯгодками вишен.Вос.: – Дети, вспомните, что мы с вами наблюдали после дождя, когда выглянуло солнце и ярко светило?Дети: – Когда солнце светило ярко после дождя, то мы видим радугу-дугу.Вос.: – Всю эту красоту мы видели благодаря солнышку. А кто помнит стихотворение о радуге-дуге. -Радуга-дуга Не давай дождя, Давай солнышко Из-под бревнышка. Солнышко-солнышко Выгляни на бревнышко Сядь на пенек Погуляй весь денек.Физкультминутка Вос.: – Сейчас я вам покажу картины, где художник изобразил солнце в разные времена года.Вос.: – Расскажите, что художник изобразил на этой картине?Дети: – Здесь художник изобразил лето, солнце светит ярко, жаркие лучи падают на землю. Все цветет, растет, зреет.Вос.: – Какое время года на этой картине?Дети: – Осень. Подул ветер, набежали тучи и закрыли небо и солнце, пошел сильный дождь, стало холодно, падают листья.Вос.: – Что вы видите на этой картине?Дети: – Зимний пейзаж. Солнце светит, но не греет, небосвод оранжевого цвета, холодный, отражается на снегу.Вос.: – Расскажи, Саша, об этой картине.Саша: – Весна, солнце стало светить ярче, землю пригревать жарче, сошел снег с полей. Появились проталины, на реке растаял лед, ледоход. Появляется зеленая трава.Вос.: – Не только художники, но и композиторы отражают красоту солнечного тепла и света. Послушайте, как композитор в своей музыке передал красоту русской природы.СлушаньеВос.: – Кто написал музыку и как она называется?Дети: – Музыку написал Чайковский, называется она «Подснежник»Вос.: – Что рассказал композитор в своей музыке?Дети: – Весна, солнце поднимается высоко, ярко светит, растаял снег, появились проталины, журчат ручьи, на проталинах появились первые подснежники, птицы весело щебечут.Вос.: – Послушайте музыкальное произведение об осени. Вос.: – А что вам сейчас представилось?Дети: – Хмурый день, солнце не видно, дует холодный ветер, моросит дождь.

Анализ Вос.: – О чем мы сегодня беседовали?Дети: – Мы сегодня беседовали о солнце. Вспомнили, что солнце необходимо для жизни на земле. Когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца. Читали стихи о солнце, вспомнили пословицы, слушали, как композитор Чайковский изобразил солнышко в музыке.

Цель: 1. Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.

2. Вызвать желание детей с помощью опытов узнать свойства солнца, воздуха, воды.

3. Закрепить знания о правилах здоровья и вызвать желание выполнять их.

4. Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Материал: костюм Айболита, шапочка «солнце», семена огурца, прозрачные банки, фильтры, вода.

Предварительная работа: предварительное замачивание семян огурца. Проращивание семян на солнце и в тени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто это, вы узнаете если отгадаете загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.... (Айболит)

(Одеваю халат и шапочку)

Айболит: - Здравствуйте, дети, как ваше здоровье? Я вижу, что вы здоровы! Румяные щёчки, блестящие глаза, весёлые улыбки! А хорошо ли вы кушали? А спали? Вы группу свою проветриваете? Любите гулять на улице, когда светит солнце?

Давайте сядем на ковре в кружок, а я вам загадаю загадку:

«Голубой платок, желтый колобок

По платку катается, людям улыбается».

Правильно! Это солнышко. А что вы знаете о солнце? (Ответы детей)

Солнце – это источник тепла и света. Что бы случилось, если б не было солнца?

Правильно, солнечный свет необходим всему живому: человеку, животным, растениям. Если человека на долгое время поместить в темноту, он ослепнет. А растение в темноте будет чахнуть и погибнет.

Я знаю, вы делали опыт с семенами огурца, давайте посмотрим что получилось. В блюдечке, стоявшей на солнце, семена огурца проросли лучше, чем в том, что стояло в тени. Какой вы сделаете вывод? Для роста растений и живых организмов нужен солнечный свет.

Скоро лето и вы будете много гулять, и загорать на солнце. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д» , который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару носить головной убор и долго не загорать на солнце.

Ребёнок: Мы на солнце полежали,

И друг друга не узнали.

Кто же мы – ребятки,

Или шоколадки.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко».

Отдохнули? Давайте пройдём в «лабораторию» (За столы)

Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.

Он нам нужен для того,

Чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный

А когда он очень грязный

Говорим мы: Ах! Ох! Ух!

Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… (воздух)

Что мы вдыхаем? Давайте вдохнём воздух, куда он попал? Воздух попадает в нос, после этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку, затем через бронхи - в лёгкие.

Какие свойства воздуха вы знаете?

Мы его видим? Значит он прозрачный.

У воздуха есть форма? Говорят, такой большой, что весь мир занимает; такой маленький, что в любую щель проникает.

Воздух звучит? (дети надувают шары и со звуком выпускают воздух)

У воздуха есть запах? (нет) Есть вес? (нет)

Предлагаю вам отдохнуть.

Дыхательные упражнения «Насос», «Надуваем шар»

А что бы случилось, если б не было воздуха? (ответы детей)

Правильно, без воздуха нет жизни. Запомним правило: Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот.

Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом.

А чтобы жили и росли растения, что ещё для этого им нужно? Правильно, вода!

Ребята, вы знаете, откуда берётся чистая вода? Послушайте стихотворение Бунина «Родник».

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

Стеклом расплавленным бежит.

Ребята, какие свойства воды вы знаете? (вода течёт, журчит, она прозрачная, может изменять цвет, бывает холодная и горячая, чистая и грязная и т. д.)

А бывает твёрдая вода? Правильно, это – лёд.

Бывает и газообразная – это пар.

Дети, для чего нужна вода? (ответы детей)

А можно пить грязную, не кипячёную воду? (нет, в ней микробы)

Запомним правило: Пить только кипячёную воду.

В природе самая чистая вода в роднике. А где ещё есть вода? Отгадайте загадки.

Течёт, течёт – не вытечет

Бежит, бежит – не выбежит.

Кругом вода, а с питьём – беда.

Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Ребята, сегодня мы с вами говорили о солнце, воздухе, и воде. Узнали, что все они очень полезны для вашего здоровья.

Чем полезно солнце? А воздух? Вода? (ответы детей)

Доктор Айболит советует вам чаще гулять на свежем воздухе, загорать и дружить с водой.

Запомните такие слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

(говорят хором)

А чтобы вы были здоровы, угощаю вас витаминами.

До свидания, ребята!


Реммер Ольга Александровна

Надежда Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце - источник жизни» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи :

Формировать у детей представления о том , что солнце – источник жизни .

Расширять представления о значении солнца для закаливания и правилах принятия солнечных ванн .

Развивать связную речь, употреблять в речи распространённые предложения.

Упражнять детей в использовании разных приёмов лепки.

Развивать творческое воображение , фантазию.

Воспитывать чувство радости от закаливания солнцем .

Материал : модели : кому нужно солнце .

Предварительная работа : беседа «Польза и вред загара» , дидактическая игра «Хорошо - плохо» , опыт «Нужен ли растениям солнечный свет , чтение : словацкая сказка «У солнышка в гостях » , К. Чуковский «Краденое солнце » , К. Ушинский «Утренние лучи» .

Воспитатель : У вас хорошее настроение? (Ответы детей .)

Давайте друг другу подарим улыбки. Мне очень приятно, что мы встречаем друг друга с хорошим настроении, ведь улыбка – это здоровье.

Вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей .)

Тогда отгадайте загадки :

1. Утром добрая девица ,

В каждый дом попасть стремится,

Чтобы стало всем светло,

И уютно и тепло.

Ну, а вдруг раздухарится,

Эта рыжая девица,

Будет и жара и зной,

Не поспорите со мной! (Солнце )

2. Не стукнет, не брякнет,

Не спросит чего,

А, если захочет,

Заглянет в окно. (Солнце )

3. Не сидится высоко,

Прокатится далеко,

Везде погуляет,

Всех нас согревает. (Солнце )

Ходите узнать еще что-то интересное о солнце ? (Ответы детей .)

Вспомните сначала, какие сказки мы читали о солнце ?

Что случилось в сказке «Краденое солнце » (вопросы по содержанию) .

Почему все звери в сказке «У солнышка в гостях » пошли искать солнце ? (вопросы по содержанию) .

Кому еще на Земле нужно солнце ? (дети выбирают модель и рассказывают по ней)

Кто знает, что обозначает выражение : «Солнце – источник жизни » ? (Ответы детей .)

Скажите мне, что обозначает слово «источник » ? (Ответы детей .)

Если «источник » , «исток » - это начало чего-то, начало жизни , то подумайте и скажите, кому дает жизнь солнце ?

Что же произойдет, если Солнце перестанет светить , то какие условия наступят на Земле? Что тогда произойдет со всеми живыми организмами? (Предположения детей ) .

Физкультминутка (Дети встают в круг)

Показало Солнышко правый лучик , показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения)

Набежала тучка. Закрыла солнце (закрыть лицо руками) . Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое , доброе, лучистое ! Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами) . Давайте и мы подарим свои солнечные лучики друг другу . Потянулись вверх, в стороны, взялись за руки. Подарите тепло своих рук. Молодцы!

- Воспитатель : С давних времен люди очень любили солнце , боготворили и уважали его. Даже придумали такие небольшие стихотворения, которые называются заклички

Как вы думаете, что делали люди с помощью закличек? (Ответы детей .)

- Вот послушайте заклички :

Солнышко , выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Солнышко , покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода :

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнышко , покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Как говорится в закличках, для чего люди звали солнышко ? (Ответы детей )

А нам с вами для чего нужно солнце ?

Что случится, если мы будем не правильно загорать?

Как нужно загорать, чтобы не случилось беды?

Что нужно сделать, если вы уже сильно загорели?

А если у кого-то случится солнечный или тепловой удар , что нужно делать?

Давайте придумаем правила, чтобы солнце на нас не рассердилось :

Загорать нужно утром, когда солнце еще не очень горячее, или вечером, когда оно уже немного остыло;

На солнце нельзя находиться очень долго;

Кепка или панама – защита от солнца ;

Если вы уже «сгорели» нужно уйти в тень и смазать тело кремом;

Если у кого-то случился солнечный удар , нужно отнести его в тень, положить на голову мокрое полотенце и вызвать врача;

Нельзя ходить загорать без взрослых.

Дети, давайте обозначим их на нашем «Дереве правил» .

- Воспитатель : А теперь я хочу дать вам по куску пластилина, чтобы из него каждый из вас слепил свое солнышко .

Итог : Рассматривание готовых работ. Поощрение детей .

Ребята! Сегодня мы рассмотрим очень красивое природное явление.

Отгадайте загадку.

Последний солнца луч

Окрасил облака,

Стала алою река. (Закат.)

Закат — одно из самых величественных и прекрасных зрелищ, которые дарят нам небеса! Что же такое закат? Это заход солнца за линию горизонта. Вы, конечно, знаете, что утром, на рассвете, солнце появляется над горизонтом.

♦ Вспомните, как называется такое явление.

В течение дня солнце поднимается все выше и выше, пока не достигает своего зенита — самой высокой точки над линией горизонта.

После полудня солнце начинает не спеша опускаться вниз. Часов в пять-шесть вечера его золотистые косые лучи насквозь пронизывают травы, кустарники, речную воду. Солнце не спеша подходит к линии горизонта и уходит за нее. На землю опускается светлый легкий сумрак. Он сгущается, а когда на небе появляется первая звездочка, наступает ночь.

На закате удивительно красиво окрашены последними, заходящими лучами солнца тучи и облака. Они напоминают то старинные замки с высокими башнями, то летящих по небу коней с разметавшимися гривами. Иногда небо на закате похоже на волшебную каменистую страну, где есть скалы, величественные горы и водопады. Это последние лучи заходящего солнца придают небесам такие причудливые очертания и краски.

♦ Видели ли вы закат? Расскажите о нем.

Пожалуй, в природе не бывает двух закатов, похожих один на другой. Зимой — это тонкая желтоватая полоска на небе, летом — игра ярких красок!

Послушайте стихотворение.

Осенний закат

Последние лучи по зеркалу паркета

Скользнули и исчезли в глубине ковра.

И на мгновенье их закатным светом

Вся комната была озарена.

И в сумраке наставшем

Таинственно и чисто

Вдруг зазвучал рояль…

Прекрасна жизнь,

И всем ее познавшим

Понятна светлая осенняя печаль.

Ответьте на вопросы

1. Что такое закат?

2. Видели ли вы закат?

3. Почему закаты называют «фантастическим зрелищем»?

4. Чем отличаются летний и зимний закаты солнца?

♦ Попробуйте разгадать загадку: «Оно свет на землю льет и тепло нам всем дает».

Верно! Это Солнце.

♦ Помните, почему древние славяне называли Солнце Даждьбогом?

Да, Солнце дает нам свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

♦ А как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?

Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.

«На Масленицу — Солнцу радость!» — говорили люди.

На Масленицу

Мы на Масленой неделе

Будем жарко жечь костры,

Чтобы искорки летели

Над землей во все концы,

Чтобы Солнце разбудили:

«Освети нас и согрей!

Покажись в красе и силе.

Ждем тебя мы много дней!»

Мы на Масленой неделе

Испечем румяный блин:

«Солнышко! Вставай с постели!

Угостить тебя хотим!»

♦ А почему на Масленицу пекут блины?

Блин напоминает нам горячее солнышко.

Если посмотреть на небо, то Солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскаленных газов.

Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас, на расстоянии 150 млн км.

Даже свет, который пробегает за одну секунду триста тысяч километров, доходит от Солнца до Земли за 8 минут.

♦ Давайте вместе подумаем, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.

Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет и тепло. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. (Хотя ученые предполагают, что в центре Земли находится раскаленное расплавленное ядро.) Солнце очень горячее, а его поверхность — газы.

Планеты сами не светятся. Это огромные шары, освещенные звездами, например Солнцем.

Наконец, Солнце во много раз больше Земли.

Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз. Оно в 109 раз больше Земли!

Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь.

Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания.

Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

С неба высокого солнышко светит —

Рады лучам его взрослые, дети...

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир одаряя теплом, красотой!

Вопросы в конце беседы

♦ Как называется самая близкая к нам звезда?

♦ Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?

♦ Что больше— Солнце или Земля?

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?