Унгерн фон Штернберг Роман Федорович (1885, г. Грац, Австрия - 1921, Новониколаевск) - военный деятель. Происходил из старинного баронского рода.


Барон, лютеранин. Есаул (1916). Генерал-майор (1918). Генерал-лейтенант (1919). Получил 02.1921 от правительства Монголии титул князя, стал диктатором Монголии в городе Урга (ныне Улан-Батор). Окончил Павловское военное училище (1908). Участник Первой Мировой войны: сотник в Нерченском полку (где сблизился также с сотником этого полка, будущим атаманом Семеновым, с которым не порывал дружбы до конца своей жизни. Интересно, что командиром Унгерна и Семенова был в то время войсковой старшина (подполковник) барон Врангель). Командир эскадрона Кавказской дивизии, 1914-1916. Командир 3-го Веохнеудинского казачьего полка Забайкальского казачьего войска; есаул; 1917. Сотрудник посольства России во Франции (Париж); 10.1917. В Белом движении: по заданию Временного правительства Керенского направлен вместе с Семеновым в Сибирь для вербовки добровольцев в Русскую армию, командир отряда в Даурии; 08-10.1917. Командир конной Азиатской дивизии в войсках атамана Семенова, 12.1917-08.1920. Отличался жестокостью при карательных экспедициях против партизан и антиколчаковских выступлений в отдельных городах и районах Забайкалья. После эвакуации японцев и разгрома колчаковских войск вышел из состава и отделился от войск атамана Семенова в самостоятельную войсковую группу, 08-27.11.1920. Ушел 11.1920 со своей группой войск из Забайкалья в Монголию; захватил Ургу. (До 08.09.1919 Монголия была оккупирована войсками китайского генерала Сюй Шучжена.) В мае 1921 войска Азиатского корпуса - так стала теперь именоваться группа войск генерала Унгерна, - усиленные отрядами генералов Тирбаха («семеновцы») и Бакича («дутовцы», перешедшие в Монголию из Синдзяна (Китай) после убийства генерала Дутова), вторглись в Даурию вдоль реки Селенги. Однако общими усилиями Красной армии и Сухэ-Батора (Красная Монголия) войска Азиатского корпуса генерала Унгерна подверглись разгрому частями Красной армии, и его остатки бежали обратно в Монголию. В 06 - 07.1921 Красная армия, по просьбе Сухэ-Батора, вошла в Монголию для уничтожения оставшихся войск барона Унгерна. Совершая переходы в пустыне, изнуряемые жарой, испытывающие нехватку снабжения, части Красной армии все же дошли до Урги и заняли ее 06.07.1921. Благодаря подвижности конницы основные силы Азиатского корпуса генерала Унгерна избежали полного поражения и даже сумели вновь совершить набег, вторгнувшись в Бурятию и Даурию 24.07.1921. Понеся большие потери, под давлением Красной армии части Унгерна вынуждены были вновь уйти в Монголию. При этом наиболее недовольные командованием и действиями барона Унгерна выступили против Унгерна, убив его ближайшего помощника генерала Резухина. С помощью внедрившихся в части Азиатского корпуса агентов ВЧК генерала Унгерна также захватили силой и передали большевикам 22.08.1921 *). Остатки войск Унгерна были полностью уничтожены юго-восточнее Угры монгольскими войсками Сухэ-Батора. Барон Унгерн был расстрелян 15.09.1921 в Новониколаевске (ныне - Новосибирск).

Свидетельство современника:

Подъесаул барон Унгерн фон Штернберг, или подъесаул "барон", как звали его казаки, был тип несравненно более интересный.

Такие типы, созданные для войны и эпохи потрясений, с трудом могли ужиться в обстановке мирной полковой жизни. Обыкновенно, потерпев крушение, они переводились в пограничную стражу или забрасывались судьбою в какие-либо полки на Дальневосточную окраину или Закавказье, где обстановка давала удовлетворение их беспокойной натуре.

Из прекрасной дворянской семьи лифляндских помещиков, барон Унгерн с раннего детства оказался предоставленным самому себе. Его мать, овдовев, молодой вышла вторично замуж и, по-видимому, перестала интересоваться своим сыном. С детства мечтая о войне, путешествиях и приключениях, барон Унгерн с возникновением японской войны бросает корпус и зачисляется вольноопределяющимся в армейский пехотный полк, с которым рядовым проходит всю кампанию. Неоднократно раненый и награжденный солдатским Георгием, он возвращается в Россию и, устроенный родственниками в военное училище, с превеликим трудом кончает таковое.

Стремясь к приключениям и избегая обстановки мирной строевой службы, барон Унгерн из училища выходит в Амурский казачий полк, расположенный в Приамурье, но там остается не долго. Необузданный от природы, вспыльчивый и неуравновешенный, к тому же любящий запивать и буйный во хмелю, Унгерн затевает ссору с одним из сослуживцев и ударяет его. Оскорбленный шашкой ранит Унгерна в голову. След от этой раны остался у Унгерна на всю жизнь, постоянно вызывая сильнейшие головные боли и, несомненно, периодами отражаясь на его психике. Вследствие ссоры оба офицера вынуждены были оставить полк.

Возвращаясь в Россию, Унгерн решает путь от Владивостока до Харбина проделать верхом. Он оставляет полк верхом, в сопровождении охотничьей собаки и с охотничьим ружьем за плечами. Живя охотой и продажей убитой дичи, Унгерн около года проводит в дебрях и степях Приамурья и Маньчжурии и, наконец, прибывает в Харбин. Возгоревшаяся Монголо-Китайская война застает его там.

Унгерн не может оставаться безучастным зрителем. Он предлагает свои услуги монголам и предводительствуя монгольской конницей, сражается за независимость Монголии. С началом Русско-Германской войны Унгерн поступает в Нерчинский полк, и с места проявляет чудеса храбрости. Четыре раза раненный в течении одного года, он получает орден Св. Георгия, Георгиевское оружие и ко второму году войны представлен уже к чину есаула.

Среднего роста, блондин, с длинными, опущенными по углам рта рыжеватыми усами, худой и изможденный с виду, но железного здоровья и энергии, он живет войной. Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но сплошь и рядом грешит и против внешней дисциплины и против воинского воспитания, -- это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн-Рида. Оборванный и грязный, он спит всегда на полу, среди казаков сотни, ест из общего котла и, будучи воспитан в условиях культурного достатка, производит впечатление человека совершенно от них отрешившегося. Тщетно пытался я пробудить в нем сознание необходимости принять хоть внешний офицерский облик.

В нем были какие-то странные противоречия: несомненный, оригинальный и острый ум и, рядом с этим, поразительное отсутствие культуры и узкий до чрезвычайности кругозор, поразительная застенчивость и даже дикость и, рядом с этим, безумный порыв и необузданная вспыльчивость, не знающая пределов расточительность, и удивительное отсутствие самых элементарных требований комфорта.

Этот тип должен был найти свою стихию в условиях настоящей русской смуты. В течение этой смуты он не мог не быть хоть временно выброшенным на гребень волны и с прекращением смуты он также неизбежно должен был исчезнуть.

Врангель П.Н.

Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг, пожалуй, самая неординарная личность во всем . Он принадлежал к древнему воинственному роду рыцарей, мистиков и пиратов, ведущих свою родословную еще со времен Крестовых походов. Однако семейные легенды гласят, что корни этой семьи уходят намного дальше, во времена Нибегунгов и Аттилы.
Его родители часто путешествовали по Европе, что-то постоянно манило их на историческую родину. Во время одного из таких путешествий, в 1885 году, в городе Граце, в Австрии родился будущий непримиримый борец с революцией. Противоречивый характер мальчика не позволил ему стать хорошим гимназистом. За бесчисленные проступки он был отчислен из гимназии. Мать, отчаявшись добиться от сына нормального поведения, отдает его в Морской кадетский корпус в . Ему оставался всего один год до окончания учебы, когда началась . Барон фон Унгерн-Штернберг бросает обучение и поступает рядовым в пехотный полк. Однако в действующую армию он не попал, вынужден был вернуться в Санкт-Петербург и поступить в элитное Павловское пехотное училище. По окончании, фон Унгерн-Штернбер зачисляется в казачье сословие и начинает службу офицером Забайкальского казачьего войска. Он вновь попадает на Дальний Восток. Об этом периоде жизни отчаянного барона ходят легенды. Его настойчивость, жестокость и чутье окружили его имя мистическим ореолом. Лихой наездник, отчаянный дуэлянт, он не имел верных товарищей.
Культура Востока давно манила родовитого тевтонца. Он выходит в отставку и уезжает в Монголию, где в это время вели военные действия отряды разбойника Джа-ламы. Но и здесь гордому барону не удалось добиться воинской славы.
барон встретил с восторгом. Он вновь оказывается в действующей армии. Сражаясь с отчаянной храбростью, он даже был награжден Георгиевским крестом. Но его командиры не стремились повышать его по службе. Отчаянный характер барона вызывал опасения. Вскоре отчисленный из действующей армии за избиение адъютанта, он примыкает к Корниловскому мятежу, а затем отправляется на Байкал. Здесь его застала сначала , а потом и . Ярый монархист, он попадает в близкое окружение атамана Семенова, ставшего его единственным другом и единомышленником. Барон фон Унгерн-Штернберг призывает к азиатскому походу на Европу, которую считал колыбелью всех революций.
"Дикий барон", которого Семенов произвел в генерал-майоры, создает свою азиатскую дивизию и "огнем и мечем" насаждает жестокий феодальный порядок. Мечта Романа Федоровича о Великой Азиатской державе была отодвинута на второй план. Ненависть к большевизму оказалась сильнее. Он начинает активные боевые действия, однако, силы его дивизии были уже ослаблены. Унгерн скрывается в монгольских степях и собирает новую армию. Теперь он занят покорением Урги, власть над которой держали китайцы. Ожесточенные бои шли с попеременным успехом, в итоге город был захвачен. Барон опять объявляет поход на Советскую Россию.
Летом 1922 года в результате заговора барон фон Унгерн-Штернберг попал в руки красного разъезда. 15 сентября 1922 года состоялся суд. Барон был признан виновным по всем пунктам предъявленного обвинения. Был вынесен смертный приговор, который вечером того же дня был приведен в исполнение. Ушел из жизни последний рыцарь Средневековья, непримиримый борец с революцией, противоречивая личность, но очень жестокий человек.

Написал, что 90 лет назад его приговорили и расстреляли. И не где-нибудь, а в Новосибирске (тогда Новониколаевске, конечно). И еще, что это был величайший злодей Сибири. Я тут же устыдилась своего невежества, как это, здесь в Сибири зверствовал какой-то злодей, а я про это ничего не знаю? Личность и правда впечатляющая, кстати. Предлагаю вам тоже с ним познакомиться. К счастью — не лично…

Барон Роберт-Николай-Максимилиан (Роман Фёдорович) фон Унгерн-Штернберг

Как обычно бывает у злодеев, он родился и был маленьким мальчиком. Родители его тоже носили непроизносимые немецкие имена, много путешествовали, и этим конкретным отпрыском обзавелись в Австрии. А потом переехали в Ревель (это на самом деле Таллин). Там мальчик недолго ходил в гимназию, а потом был отчислен. Вроде как — воспаление легких, и его увезли на юг лечиться. Вот так наш бог войны выглядел в семь лет:

Потом его записали в морской кадетский корпус, но там тоже что-то не получилось, мальчишку вернули родителям. Но тут как раз случилась русско-японская война, и юный барон радостно ускакал на фронт. Точнее — ушел, потому что записался в пехоту. Море ему с самого начала не нравилось, а в кавалерии он оказался потом, позже.

Я человек войны, а на море - воюй не воюй - крови можно так и не увидеть.

Пересказывать героическую военную биографию барона я, пожалуй, не буду. Вы ее сами можете почитать в статье из Википедии . Просто упомяну, что он собрал целый ворох медалей и орденов, был много раз ранен, но всегда возвращался в строй, не долечиваясь и не сбегая в тыл.

Ну и так, парочка любопытных фактов, скорее штрихи к портрету. Он служил в казачьем полку, расквартированном в Даурии, долго там самоутверждался, что было делом крайне непростым, раньше-то он служил в пехоте. И вот однажды, приняв лишнего, он поспорил с однополчанином, что доедет верхом отсюда и до Благовещенска. А это, извините, 400 верст. И не по дороге вовсе даже, а по тайге. Его попытались отговорить, да где там! В общем, он ускакал в ночь глухую, объявился в Благовещенске. Как он затребовал свой выигрыш и на что именно они спорили — история умалчивает.

А еще однажды он напился и избил адъютанта своего командира — генерала Врангеля. Его осудили и посадили в тюрьму на три года. Так что когда случилась революция, фон Унгерн куковал в Петропавловской крепости. Речь идет не об октябрьской революции, а о февральской. Потому что вышел Унгерн в сентябре 1917 года. И его сразу забрал к себе атаман Семенов.

В 1918 году барону Унгерну, ветерану Первой Мировой войны, имевшему четыре ранения, Георгиевский крест и орден святой Анны 3-й степени, полновластный правитель Дальнего Востока атаман Семёнов предоставил Даурию на правах феодального владения. (Для справки — Даурия — это русское название Забайкалья и частично Приамурья)

И вот тут началось страшное. Унгерн проявил себя чрезвычайно жестоким ко всем недовольным. Он скармливал убитых диким животным и своей волчице, он беспокоился об обитавшем по соседству филине, а своих лупил бамбуковыми палками, да так, что мясо отваливалось от костей.

Впрочем, я не биограф, я вам лучше потом ссылок выдам на статьи, которые читала. Последовательность событий могу немного перепутать. Унгерн формирует Туземный конный корпус, который потом становится Азиатской конной дивизией. Дисциплина там была железная и все такое.

Потом пришли красный, Колчака убили, а Унгерн вместе со своим войском подался в Монголию, которая тогда была под пятой китайцев. И решил Унгерн китайцев выгнать, а в Монголии восстановить королевскую власть. Хоть где-то помочь монархии, раз в России не получилось.

Надо заметить, в деле освобождения Монголии Унгерн преуспел, китайцев выгнал, и Богдо-гэгэна VIII извлек из плена и посадил на трон. И потом еще женился на китайской принцессе и принял буддизм.

Казалось бы, все, можно и остановиться, смирившись с тем, что справедливость в России будет восстанавливать уже кто-то другой. Но он же бог войны, спокойствие и мирное существование — это не для него. Унгерн придумал план — восстановить империю Чингис-Хана. И начать надо, как всем понятно, с похода на Россию.

Вот почему-то эта идея для всех завоевателей плохо заканчивалась. Так и с Унгерном получилось. Пришел он Россию, в смысле, Сибирь, завоевывать, тут ему звиздец и пришел. Причем, звиздец в самом прямом смысле — его предали свои же. Сначала в него стреляли, потом долго не решались связать, потом убегали от связанного, а потом он попал на суд. Где и был благополучно приговорен и расстрелян.

Вот так закончил свои дни «черный барон». В Новониколаевске, в летнем театре в парке «Сосновка» (в настоящее время на этом месте находятся производственные корпуса по улице Фабричной на пересечении с улицей Спартака. Процесс был показательным, на него продавали билеты, а стенограмму потом напечатали в газете практически целиком.

Барон Унгерн фон Штернберг на взгляд джьотиш December 9th, 2015

Роман Федорович в молодые годы отдался дрейфу: военная карьера, без особых скачков, текла своим чередом, а барон в это время смотрел вглубь себя. В каком состоянии тогда находился Унгерн фон Штернберг, можно судить по характеристике барона Петра Врангеля, которому «посчастливилось» одно время быть командиром «буддиста»: «Оборванный и грязный, он спит всегда на полу среди казаков своей сотни, ест из общего котла и, будучи воспитанным в условиях культурного достатка, производит впечатление человека, совершенно от них оторвавшегося. Оригинальный, острый ум, и рядом с ним поразительное отсутствие культуры и узкий до чрезвычайности кругозор. Поразительная застенчивость, не знающая пределов расточительность…».

В июле 1913 года Унгерн вдруг выходит из дрейфа. Он подает в отставку - тогда барон был в чине сотника в 1-м Амурском полку Забайкальского казачьего войска - и уезжает в монгольский город Кобдо. Формальная цель Унгерна - присоединиться к монгольским повстанцам в их борьбе против Китая. Слабая объяснимость таких поступков с точки зрения конформистского здравого смысла и ставит впоследствие пишущих о бароне перед выбором - либо Роман Фёдорович безумен, либо, что вероятнее, он просто-напросто тщательно скрывал от окружения свои мысли и мотивы.

Вряд ли Роман Федорович так легко пожертвовал военной карьерой в Российской империи ради того, чтобы поступить на монгольскую службу. Более того, в полной мере поучаствовать в освободительной войне монголов ему так и не удалось - там воцарился мир. Согласно скудным сведениям об этом периоде жизни барона, он проводил время в изучении монгольского языка и конных ночных прогулках по степи, где любил погонять волков. Правда, другие свидетельства говорят, что фон Унгерн-Штернберг совершил паломничество в несколько буддийских монастырей и даже посетил Тибет.

Сразу же после начала Первой мировой фон Унгерн-Штернберг прервал свою монгольскую авантюру, вернулся в Россию, а затем отправился на фронт. На войне барон проявил граничащую с безрассудством отвагу, был ранен пять раз, но всякий раз смерть, оказавшись лицом к лицу с ним, вынуждена была свернуть в сторону. Один из сослуживцев барона вспоминал о нем: «Для того, чтобы так драться, надо или искать смерти, или точно знать, что ты не умрешь».

В начале 1950-х в одном из индийский журналов, посвященных джьотиш (индийской астрологии), была опубликована и проанализирована астрологическая карта Унгерна. Астролог обратил внимание на несколько комбинаций в гороскопе. Первая - это соединение Марса с так называемой планетой-призраком Раху. Под таким соединением рождаются безумные храбрецы, лишенные по природе своей страха. А самое главное - самореализация человека с такой комбинацией возможна только через войну. Второй была комбинация соединения Венеры и другой «теневой планеты» Кету в 12 доме гороскопа, что обещало барону освобождение от реинкарнаций уже в этой жизни. Кстати, своё признание Унгерна проявлением Махакалы буддийские ламы основывали вовсе не на его воинских подвигах, какможно подумать, на положении планет в его гороскопе.

Хотя должен заметить, что общераспространённое мнение о проявлении Махакалы стоит уточнения - великий Богдо-гэгэн признал его проявлением Бегдзе (Чжам-срин - тиб.), или Жамсарана, как его называли монголы. Это действительно бог войны, но если уж говорить о буддизме ваджраяны более профессионально, Бегдзе это проявление Речи Ямантаки.

Бегдзе (Жамсаран) .

Жамсаран-сахьюсан - особый Защитник, который связан с кармой монголоязычных народов. И его именем Богдо-гэгэн VIII назвал Унгерна. Бытует даже предание, что после того, как правитель Монголии объявил Унгерна, освободившего Ургу (Улаанбаатар) от китайских оккупантов, Защитником Дхармы и проявлением Жамсарана, он вручил ему этот пистолет:

На магазине пистолета - мантра Авалокитешвары. Выше - изображение
гневного подношения в высших тантрах ваджраяны.

Как последователь буддизма барон знал, что нельзя обрести освобождение без гуру. Кто был духовным наставником Унгерна, мы не знаем. Однако свидетельства говорят, что Роман Федорович никогда не действовал, не посоветовавшись с окружавшими его ламами. Даже формальные номера приказов командира Азиатской конной дивизии тщательно выверялись нумерологическими расчетами лам. Вряд ли гуру следует искать в окружении Унгерна. Подлинный духовный наставник находился, скорее всего, далеко: может быть, в каком-нибудь монгольском монастыре, может быть, вообще в Тибете. Именно приказом учителя можно объяснить то, что осенью 1920 года Азиатская конная дивизия Унгерна сорвалась с «насиженного» места в Забайкалье и совершила свой знаменитый рейд в Монголию.

Известно, что монгольский правитель и первосвященник, «живой Будда» у монголов, Богдо-гэгэн VIII, находясь под китайским арестом, тайно переслал барону послание с благословением на освобождение Урги от китайцев. Зимой 1921 года барон взял город, сломив сопротивление китайских войск, превосходивших его дивизию в несколько раз. Вернувший себе власть в Монголии Богдо-гэгэн даровал Унгерну титул князя. Был ли он гуру барона? Вряд ли. Вскоре фон Унгерн-Штернберг отправится в поход на Советскую Сибирь, в котором едва ли был заинтересован правитель освобожденной Монголии. Это означает, что барон был «духовным чадом» какого-то другого человека, амбиции которого никак не ограничивались Монголией.

Освобождение Урги 3 февраля 1921 г., и последовавшее за этим 26 февраля торжественное восстановление прежней халхасской теократии, поставили Унгерна и его соратников в один ряд с величайшими национальными героями Монголии. Соответствующий указ был подписан и оглашен VIII Богдо-гэгеном в монастыре Узун-хурэ. Он гласил: «Я, Джебцун Дамба Хутухта, лама Внешней Монголии, был возведен на трон, и по велению неба, по тройственному соглашению Монголии, Китая и России, страна наша управлялась самостоятельно. Неожиданно, вследствие насилия и неподобающих действий со стороны революционных китайских чиновников, солдат и офицеров, страна наша подверглась разным стеснениям. Но благодаря молитвам ламы, обладающего тремя сокровищами, объявились знаменитые генералы-военачальники, которые уничтожили коварного врага, взяли под свою охрану Ургу и восстановили прежнюю власть, почему они заслуживают великого почитания и высокой награды».

Унгерн возводился в ранг потомственного князя Дархан-Хошой Цин-вана - высший ханский титул, доступный лишь чингизидам по крови - с присвоением звания «Возродивший государство великий батор, генерал Чжан-чжин» (в другом переводе - «Дающий развитие государству великий батор, командующий»).


Унгерн в последний год своей жизни открыто декларировал, что его миссия - восстановление империи Чингисхана. Именно по этой причине летом 1921 году он отправился в свой сибирский поход, свой последний рейд. Интересно, что за несколько месяцев он рассказывал, что предчувствует свою скорую смерть и чуть ли не называл точное время. Означает ли это, что Унгерн собирался восстановить империю Чингисхана за фантастически короткий срок? Или это была просто декларация, а сам барон видел свое предназначение в гибели при воплощении нереализуемой амбиции?

Халат Унгерна, расстрелянного по приговору Чрезвычайного революционного трибунала 15 сентября 1921 г. в Новониколаевске, в настоящее время хранится в фондах Центрального музея вооруженных сил. Однако, существует любопытная информация о другом «мундире», хранящемся в фондах Минусинского краеведческого музея. В музей он был передан 30 сентября 1921 г. видным партизанским деятелем П.Е. Щетинкиным через Минусинский уездный исполком, о чем сохранились соответствующие документы. В описании журналистки Н. Калеменевой, это «какой-то странный жилет, запахивающийся, как монгольский халат - слева направо. Небольшой воротник-стойка, очень глубокие проймы для рук. По бокам слева и справа из желтого шнура сделаны навесные петли, застегивающиеся на выпуклые круглые пуговицы. На погонах таким же шнуром выложен зигзаг и пришито несколько металлических звезд… Вспомнилась фотография барона… На ней он заснят в этом странном жилете, одетом поверх то ли гимнастерки, то ли кителя. Видимо, он так и носил его - в сочетании с традиционной военной формой Российской армии».

Вишневая курма, принадлежавшая барону Р.Ф. Унгерн фон Штернбергу (Минусинский краеведческий музей, г.Минусинск). Фото А. Мухранова (опубликовано: http://www.muhranoff.ru/2009/1.htm)

Давайте послушаем самого Романа Федоровича, который писал в письме одному китайскому генералу: «Сейчас думать о восстановлении царей в Европе немыслимо… Пока возможно только начать восстановление Срединного Царства и народов, соприкасающихся с ним до Каспийского моря, и тогда только начать восстановление Российской монархии.. Лично мне ничего не надо. Я рад умереть за восстановление монархии хотя бы и не своего государства, а другого».

В августе 1921 года Унгерн попал в плен к красным. Уже через несколько дней Ленин высказал свое предложение: «Советую обратить на это дело побольше внимания, добиться проверки солидности обвинения, и в случае если доказанность полнейшая, в чём, по-видимому, нельзя сомневаться, то устроить публичный суд, провести его с максимальной скоростью и расстрелять». Троцкий, который возглавлял Реввоенсовет, хотел провести суд в Москве, на глазах «всех трудящихся». Однако «красные сибиряки» уговорили своих «старших братьев» провести трибунал в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Остается тайной, почему Троцкий и Ленин так легко отказались от желания показать «шоу» с «кровавым бароном» на «большом московском экране».

Суд состоялся 15 сентября 1921 года, и тем же вечером барона расстреляли. В архивах сохранились протоколы допросов Унгерна. Они очень странные: будто «комиссары» силились кому-то доказать, что допрашивали именно Романа Федоровича Унгерна фон Штернберга. Например, барон зачем-то рассказывал на допросе о том, что несколько раз бывал у «живого Будды» Богдо-гэгэна VIII и что тот очень любит шампанское. Или еще - на вопрос о том, почему он носил вишневый монгольский халат, Унгерн ответил, чтобы «на далеком расстоянии быть видным войскам». Кстати, халат, по сути дела, был одним из главных доказательств, что арестовали и расстреляли именно барона. Другой «уликой» была фотография пленного Унгерна в этом самом халате.

Очень подозрительно выглядит и эта цитата из протокола: «Живым в плен попал вследствие того, что не успел лишить себя жизни. Пытался повеситься на поводе, но последний оказался слишком широким». Буддист, которого монголы почитали Махакалой, рассказывает комиссарам, что хотел малодушно повеситься… Похоже на шутку. Документ с протоколом допроса заканчивается словами «На все вопросы без исключения отвечает спокойно». Пожалуй, это единственные слова, в которые можно было бы поверить. Говорят, что барона расстреливали, целясь в грудь, чтобы затем отвезти его мозг в Москву, для исследований. Тело же зарыли в лесу, в неизвестном месте.

После известия о казни барона правитель Монголии Богдо-гэгэн отдал приказ провести службы по Унгерну во всем монгольских храмах.

Кстати, день смерти Унгерна проанализировал астролог - в том самом индийском журнале 50-х. Так вот - на 15 сентября 1921 года, согласно гороскопу барона, в так называемом «доме смерти» соединились сразу четыре планеты: Меркурий, Юпитер, Сатурн и «призрак» Раху. Все это указывало, по мнению звездочета, что фон Унгерн-Штернберг все-таки покинул этот мир именно в тот момент. А в «доме врагов» соединились Солнце и Марс, главная планета в гороскопе барона.

Основной материал: Барон Унгерн. Путешествие на край ночи
Русская Семерка russian7.ru

Именно благодаря барону с его полным пренебрежением к опасности, смогшему увлечь в казавшийся современникам безумным поход на Ургу горстку казаков и солдат, сегодняшняя Монголия является независимым от Китая государством.

"Демон монгольских степей". Роман об Унгерне.

Барон Роберт-Николай-Максимилиан (Роман Федорович) фон Унгерн-Штернберг родился 29 декабря 1885 года (по старому стилю). Он происходил из старинного немецко-балтийского (остзейского) графского и баронского рода, включенного в дворянские матрикулы всех трех российских прибалтийских губерний. Барон вырос в Ревеле у своего отчима барона Оскара Федоровича фон Гойнинген-Гюне. В 1896 году по решению матери был отдан в петербургский Морской кадетский корпус, при поступлении в который барон поменял имя на русское и стал Романом Федоровичем. За год до окончания учебы, во время Русско-японской войны, фон Унгерн отправился на фронт вольноопределяющимся 1-го разряда в 91-й Двинский пехотный полк. Однако, когда полк Унгерна прибыл на театр военных действий в Маньчжурию, война уже закончилась. За участие в походе против Японии барон был награжден светло-бронзовой медалью и в ноябре 1905 года произведен в ефрейторы. В 1906 году поступил и в 1908 году окончил Павловское военное училище по 2-му разряду. С июня 1908 года служил в 1-м Аргунском полку Забайкальского казачьего войска в чине хорунжего. В конце февраля 1911 года был переведен в Амурский казачий графа Муравьева-Амурского полк. В июле 1913 года подал в отставку и уехал в Кобдо (Монголия), где служил в сотне есаула Комаровского сверхштатным офицером.

С началом Первой мировой войны Роман Федорович поступил в 34-й Донской казачий полк. За время войны пять раз был ранен. За подвиги, храбрость и отвагу во время войны барон был награжден целым рядом орденов. В конце 1914 года барон перешел в 1-й Нерчинский полк. В сентябре 1916 года был произведен из сотников в подъесаулы, а затем и в есаулы. В октябре 1916 года за нарушение дисциплины был удален из полка. В 1917 году Унгерн отправился во Владивосток, а оттуда попал на Кавказский фронт в 3-й Верхнеудинский полк, где оказался вновь вместе со своим другом по предыдущему полку Г. М. Семеновым.

В июле 1917 года Семенов выехал из Петрограда в Забайкалье. Он был назначен комиссаром Временного правительства на Дальнем Востоке по формированию национальных частей. Вслед за ним в Забайкалье отправился барон Унгерн. В Иркутске Унгерн присоединился к Семенову. Узнав об Октябрьской революции, Семенов, Унгерн и еще 6 человек уехали в Читу, оттуда — на станцию Даурия в Забайкалье, где было решено формировать полк.

2 Гражданская война

В декабре 1917 года Семенов, Унгерн и еще 5 казаков разоружили деморализовавшийся русский гарнизон станции Маньчжурия. Здесь Семенов начал формировать Особый Маньчжурский отряд для борьбы с красными. В начале 1918 года Унгерн был назначен комендантом ст. Хайлар. Барон разоружил находившиеся там пробольшевистски настроенные части. Успешные операции вдохновили Семенова и Унгерна на расширение своих действий. Они занялись формированием национальных отрядов, в том числе из представителей монголов и бурят. После появления зимой-весной 1918 года в Забайкалье многочисленных эшелонов с пробольшевистски настроенными солдатами, возвращавшимися с развалившегося германского фронта, семеновский отряд был вынужден отступить в Маньчжурию, оставив за собой лишь небольшой кусочек российской земли в районе реки Онон. Весной и летом года на Даурском фронте Маньчжурский отряд вел затяжные бои с красными, в которых участвовал Унгерн. После того, как советская власть в Забайкалье пала, Семенов в сентябре 1918 года утвердил в Чите свою ставку. Унгерн получил чин генерал-майора. Он перебазировался из Хайлара в Даурию.

1 сентября 1918 года в Даурии была сформирована Отдельная конная туземная бригада, на основе которой позже был образован Туземный конный корпус, затем преобразованный в Азиатскую конную дивизию под командованием Унгерна. Из Даурии Унгерн делал рейды против красных партизан Забайкалья.

В ноябре 1919 года войска красных приблизились к Забайкалью. В январе — феврале 1920 года они развернули широкое наступление. В марте красные взяли Верхнеудинск, семеновцы отступили к Чите. В июне — июле белые развернули последнее широкое наступление в Забайкалье. Унгерн действовал в направлениях на Александровский и Нерчинский заводы в координации с войсками генерала Молчанова. Но выдержать давление превосходящих сил красных белые не смогли. Унгерн стал готовить отход в Монголию. 7 августа 1920 года Азиатская дивизия была преобразована в партизанский отряд.

3 Поход в Монголию

В августе 1920 года Азиатская дивизия покинула Даурию и ушла в направлении Монголии, оккупированной китайскими войсками. Войско Унгерна перешло границу с Монголией 1 октября у поселка Усть-Букукун и направилось на юго-запад. Подойдя к столице Монголии Нийслэл-Хурэ, барон вступил в переговоры с китайским командованием. Все его требования, включая разоружение китайских войск, были отвергнуты. 26−27 октября и 2−4 ноября 1920 года унгерновцы штурмовали город, но потерпели поражение, понеся значительные потери. Китайцы ужесточили режим в Урге, установив контроль религиозных служб в буддийских монастырях, занявшись грабежами и арестами русских и монголов.

После поражения войско Унгерна отошло в верховья реки Керулен в аймаке Сэцэн-хана в восточной Монголии. Здесь Унгерн получил моральную и материальную поддержку всех слоев монгольского населения. Материальное положение дивизии улучшалось, в том числе за счет захватов караванов, направлявшихся из Китая для снабжения китайского гарнизона Урги. Дивизия пополнялась за счет отдельных групп белых, проникавших из Забайкалья. Монгольские князья организовали мобилизацию монголов. В дивизии царила жесткая палочная дисциплина. Теократический монарх Монголии, Богдо-гэгэн VIII, находившийся под китайским арестом, тайно прислал Унгерну свое благословение на изгнание китайцев из страны.

4 Штурм Урги

В течение двух месяцев, прошедших со времени предыдущего штурма, Азиатская дивизия выросла до 1460 человек. Она располагала 12 пулемётами и 4 орудиями. Монгольское население распространяло слухи о том, что Унгерн формирует большую монгольскую армию численностью до 5 тыс. человек. Это стало известно китайскому командованию, которое за всё время оккупации не проводило никаких фортификационных работ, и не могло подтвердить достоверность этих сведений из-за отсутствия налаженной разведки.

Сама личность барона Унгерна оказывала на китайцев деморализующее воздействие. В один из дней, когда шла подготовка к штурму, он побывал в осажденной Урге. Барон, одетый в свое обычное монгольское одеяние — в красно-вишневый халат, белую папаху, с ташуром в руках, — просто въехал в Ургу по главной дороге, средним аллюром. Он побывал во дворце главного китайского сановника в Урге, Чэнь И, затем мимо консульского городка вернулся в свой стан. На обратном пути, проезжая мимо тюрьмы, он заметил, что китайский часовой здесь мирно спал на своем посту. Это нарушение дисциплины возмутило барона. Он слез с коня и наградил спавшего часового несколькими ударами плети. Проснувшемуся и страшно испуганному солдату Унгерн пояснил, что часовому на карауле спать нельзя и что он, барон Унгерн, наказал его за это. Затем он сел снова на лошадь и спокойно поехал дальше. Это появление Унгерна в Урге произвело сенсацию среди населения города, а китайских солдат повергло в страх и уныние, внушив им уверенность, что за бароном стоят и помогают ему какие-то сверхъестественные силы.

В ночь на 1 февраля 1921 года отряд из тибетцев, монголов и бурят направился на юго-западный склон горы Богдо-ула (южнее Урги), где находился под арестом Богдо-гэгэн. Главные силы белых двинулись на Ургу. В тот же день отряд под командованием Резухина захватил передовые позиции китайцев южнее Урги. Две сотни под командой Хоботова и Неймана подошли к городу с юго-востока. 2 февраля войска Унгерна после боев захватили остальные передовые позиции китайцев и часть Урги. Во время этих боев из-под ареста был освобожден Богдо-гэгэн, его доставили в монастырь Манджушри-хийд. Это известие еще больше деморализовало китайцев.

3 февраля Унгерн дал своим войскам отдых. На сопках вокруг Урги белые ночью зажгли большие костры, по которым ориентировался отряд Резухина, готовившийся к решающему штурму. Костры также создавали впечатление, что к Унгерну подошли подкрепления, которые окружают город. 4 февраля барон предпринял решающий штурм столицы с востока, захватив сначала китайские казармы и торговую слободу Маймачен. После жестоких боев город был захвачен. Часть китайских войск покинула Ургу до и во время боев. Однако небольшие сражения происходили еще 5 февраля.

11−13 марта Унгерн захватил укрепленную военную базу китайцев в Чойрыне на юге Монголии; другую базу, в Замын-Уудэ несколько южнее, китайские солдаты оставили без боя. Оставшиеся китайские войска, отступившие от Урги на север Монголии, попытались обойти столицу и пробраться в Китай. Кроме того, большое число китайских солдат двинулось в том же направлении от Маймачена (у российской границы в районе города Кяхта). Русские и монголы восприняли это как попытку вновь захватить Ургу. Несколько сотен казаков и монголов встретили несколько тысяч китайских солдат в местности Талын-Улан-Хад в районе тракта Урга — Улясутай у реки Тола в центральной Монголии. Бои шли с 30 марта по 2 апреля. Китайцы были разбиты, часть сдалась, а часть прорвалась на юг в Китай. Теперь вся Внешняя Монголия была свободной.

Урга встретила белых как освободителей. Первое время в городе происходили грабежи, но вскоре Унгерн жестко их пресек. 22 февраля 1921 года состоялась торжественная церемония повторного возведения Богдо-гэгэна VIII на трон великого хана Монголии. За заслуги перед Монголией Унгерн был пожалован титулом дархан-хошой-чин-вана в степени хана. Часто ошибочно считают, что Унгерн стал диктатором или ханом Монголии, а монархическое правительство было марионеточным. Это не так: всю полноту власти осуществлял Богдо-гэгэн VIII и его правительство. Барон действовал с санкции монарха. Унгерн получил один из высших титулов в Монголии, но не власть.

5 Поход в Сибирь 1921 года

Понимая, что Белое дело в России проиграно, Унгерн пытался использовать для восстановления монархии в России недовольство народа советской властью. Он надеялся также использовать действия других белых отрядов, монархистов Монголии, Маньчжурии, Китая и Восточного Туркестана, а также японцев.

21 мая Унгерн издал приказ № 15 «русским отрядам на территории Советской Сибири», которым объявил о начале похода на советскую территорию. В приказе, в частности, говорилось:
«…в народе мы видим разочарование, недоверие к людям. Ему нужны имена, имена всем известные, дорогие и чтимые. Такое имя лишь одно — законный хозяин Земли Русской Император Всероссийский Михаил Александрович… В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой. Мера наказания может быть лишь одна — смертная казнь разных степеней. Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать «правда и безжалостная суровость». Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить Божественное начало в душе человеческой, должно быть вырвано с корнем…"

Необходимо отметить, что Михаил Александрович Романов был убит в Перми еще летом 1918 года. Но Унгерн не верил в его гибель.

Весной 1921 года Азиатская дивизия была разделена на две бригады: одна под командованием генерал-лейтенанта Унгерна, другая — генерал-майора Резухина. Последняя должна была перейти границу в районе станицы Цежинской и, действуя на левом берегу Селенги, идти на Мысовск и Татаурово по красным тылам, взрывая по пути мосты и тоннели. Бригада Унгерна наносила удар на Троицкосавск, Селенгинск и Верхнеудинск. Бригада Унгерна включала 2100 бойцов, 20 пулеметов и 8 орудий, бригада Резухина — 1510 бойцов, 10 пулеметов и 4 орудия, части оставленные в районе Урги — 520 человек.

В мае бригада Резухина начала рейд через границу с Россией к западу от р. Селенга. Бригада Унгерна выступила из Урги 21 мая и медленно двинулась на север. К этому времени красные уже перебрасывали войска с разных направлений к границе с Монголией.

Бригаде Резухина в Забайкалье удалось разбить несколько красных отрядов. В одном из этих боев, 2 июня под станицей Желтуринской, отличился К. К. Рокоссовский, который получил за это второй орден Боевого Красного Знамени. У Резухина не было связи с бригадой Унгерна, в результате действий красных создалась угроза окружения. 8 июня он начал отступление и с боями ушел в Монголию.

Бригада Унгерна потерпела поражение в боях за Троицкосавск 11−13 июня. Затем объединенные силы большевиков и красных монголов, после незначительных боев с арьергардами Унгерна, 6 июля вошли в Ургу, оставленную белыми.

Унгерн, дав небольшой отдых своей бригаде на р. Иро, повел ее на соединение с Резухиным. Бригада Унгерна подошла к бригаде Резухина 7 или 8 июля, но переправиться через Селенгу и соединить силы удалось лишь через 4−5 дней. 18 июля Азиатская дивизия уже двинулась в свой последний поход — на Мысовск и Верхнеудинск. Силы Азиатской дивизии к моменту выступления во 2-й поход составляли 3250 бойцов при 6 орудиях и 36 пулеметах.

1 августа 1921 года барон Унгерн одержал победу у Гусиноозерского дацана, взяв в плен 300 красноармейцев, 2 орудия, 6 пулеметов, 500 винтовок и обоз. Наступление белых вызвало большую обеспокоенность властей ДВР. Обширные территории вокруг Верхнеудинска объявили на осадном положении, была проведена перегруппировка войск, прибывали подкрепления. Вероятно, Унгерн понял, что его надежды на восстание населения не оправдались. Создалась угроза окружения красными. 3 августа Азиатская дивизия стала уходить в Монголию.

11 августа барон разделил дивизию на две бригады. Бригада Унгерна ушла вперед, а бригада Резухина выступила несколько позже в арьергарде, отбивая атаки наседавших красных. 14−15 августа унгерновцы перевалили Модонкульский голец, и вышли в Монголию.

6 Плен и казнь

Унгерн решил вести дивизию на запад — в Урянхай на зимовку, чтобы впоследствии вновь начать борьбу. Но потом решил уходить в Тибет. Солдатам и офицерам эти планы не понравились. Возник заговор.

В ночь с 17 на 18 августа 1921 года от рук своих подчиненных погиб Резухин. В ночь с 18 на 19 августа заговорщики обстреляли палатку самого Унгерна, однако последний успел скрыться. Взбунтовавшиеся бригады ушли в восточном направлении, чтобы через территорию Монголии добраться до Маньчжурии.

Утром 19 августа Унгерн встретил свой монгольский дивизион. Монголы не хотели продолжать борьбу. Утром 20 августа они связали Унгерна и повезли к белым. Однако, вскоре на них наткнулась разведгруппа красных. Барон фон Унгерн попал в плен.

Участь барона была предрешена еще до начала суда телеграммой Ленина: «Советую обратить на это дело побольше внимания, добиться проверки солидности обвинения, и в случае если доказанность полнейшая, в чем, по-видимому, нельзя сомневаться, то устроить публичный суд, провести его с максимальной скоростью и расстрелять».

15 сентября 1921 года в Новониколаевске состоялся показательный процесс над Унгерном. Главным обвинителем на процессе был назначен Е. М. Ярославский. Все дело заняло 5 часов 20 минут. Унгерну предъявили обвинение по трем пунктам: во-первых, действия в интересах Японии, что выразилось в планах создания «центральноазиатского государства»; во-вторых, вооруженная борьба против советской власти с целью реставрации династии Романовых; в-третьих, террор и зверства. Ряд обвинений суда обоснован фактами: в сношениях с монархистами, попытке создания Срединного азиатского государства, в рассылке писем и воззваний, сборе армии для свержения советской власти и восстановления монархии, наступлении на РСФСР и ДВР, расправе с подозреваемыми в близости к большевизму, в пытках.

Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг был расстрелян в тот же день в здании Новониколаевского ГПУ.