АС-12 также известная как «Лошарик» - это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации - атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров.
«Лошарик» - это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.
Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит». Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов.

Весь мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта - «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок - NORSUB-5.


В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем - лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек - все офицеры.

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф - специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

Внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.
http://topwar.ru/24870-sekrety-losharika.html

По сообщению газеты «Известия», со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске возобновлено строительство еще одной атомной глубоководной станции (АГС). Лодка станет уменьшенным вариантом АПЛ «Лошарик» и будет, так же как и он, предназначена для специальных работ на дне океана, в том числе в Арктике.

Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно зимой 2010-2011 г. и точно не ранее 2008 г. (фото обработано, оригинал взят здесь -

Честно говоря, сначала я полагал, что все попытки нацистов основать собственную колонию в Антарктиде на этом закончились – по крайней мере, до 1945 года, когда они ринулись туда просто от безысходности. Действительно, каким образом удавалось снабжать две достаточно крупные полярные станции, если страна фактически находилась в жесткой морской блокаде? Настораживало только то, что я не встречал никаких следов эвакуации полярников с антарктических станций. Действительно, трудно предположить, что несколько сот человек были брошены на произвол судьбы и погибли, не оставив после себя следов.

Впрочем, почему бы и нет? Гитлеровский режим никогда не отличался особой сентиментальностью, а готовность к самопожертвованию преподносилась как высшая добродетель. Следы вполне могли быть заметены теми, кто прибыл в Антарктику после войны… Нет, все получалось как-то слишком сложно и неправдоподобно.

В этот момент мне в руки попала книга «Подводный флот Третьего рейха». Я заглянул в нее в надежде узнать какую-нибудь информацию про верфь «Нептуния». Однако обнаружил нечто совсем иное, впрочем, не менее полезное для хода моего исследования. Скрывалось это сокровище в разделе «Нереализованные проекты». Перевернув очередную страницу, я сначала решил, что мое зрение меня обманывает: на рисунке красовался типичный атомный крейсер конца XX столетия! Однако, вчитавшись в текст, я понял, что к подводным ракетоносцам изображенная субмарина не имеет никакого отношения. Речь шла о проекте большого подводного транспорта, способного транспортировать сотни тонн груза на дальние расстояния. В частности, говорилось следующее:

Проект подводного транспорта разрабатывался судостроительными фирмами Германии начиная с 1938 года, когда стало ясно, что на горизонте маячит мировая война. Было вполне очевидно, что с началом боевых действий страна окажется в морской блокаде и будет отрезана от многих видов дефицитного стратегического сырья. Руководство военно-морским флотом прекрасно понимало, что надводным кораблям будет трудно прорвать британскую блокаду, и планировало использовать для этой цели подводные корабли. К лету 1939 года рабочие чертежи подводного транспорта под кодовым названием UF (Unterwasserboot-Frachtschifr) были готовы. Однако по ряду причин, в частности из-за нехватки производственных мощностей, проект так и не был реализован.

Вот в последнем я сильно сомневался. Если корабль действительно нужен, его строят, и никакая нехватка мощностей здесь не помеха. Впрочем, кто говорит о том, что ни одна подобная субмарина не была построена? Логично предположить, что ограниченная серия все же была выпущена. Правда, отнюдь не для доставки в рейх стратегических материалов, а для регулярного сообщения с Антарктидой. И тут меня осенило: буквенный код UF я уже видел в каком-то документе из отцовского архива!

Полчаса спустя я уже держу в руках пожелтевший листок, явно вырванный из какой-то тетради. На нем незнакомым мне размашистым почерком написано:


Для людей, не являющихся специалистами в военно-морской истории, поясню: римские цифры – это типы подводных лодок. VII и IX – это океанские подводные лодки, предназначенные для атак надводных кораблей торпедами. XIV серия – это подводные танкеры; UF, как мы теперь уже знаем, – подводные транспорты. Заметьте, количество транспортных кораблей в эскадре А значительно превышало число боевых на протяжении практически всей войны. Следовательно, эскадра А создавалась с чисто транспортными целями. Маршрут, очевидно, был определен раз и навсегда: от Гельголанда, маленького скалистого островка в Северном море, одной из основных баз германского флота, до карстовых пещер под антарктическими горами, где находилась база «Вальгалла».

Но почему же эти лодки никто не видел? – спросите вы. Дело в том, что их никто особенно и не искал. Транспортные субмарины шли своим маршрутом, стараясь не привлекать к себе особого внимания и не вмешиваясь в происходившие на поверхности боевые действия. Кроме того, существовала специальная «отвлекающая» группа подлодок, получившая название «личный конвой фюрера». Именно они совершали активные операции в южных районах Атлантики, привлекали внимание противолодочных кораблей и исправно гибли под их ударами.

С этим «личным конвоем» связано немало легенд. Свою отвлекающую роль он продолжает играть и сегодня, уводя внимание исследователей от эскадры А. Вот уже несколько десятилетий историки и обычные энтузиасты пытаются доказать, что на субмаринах «конвоя» в Южную Америку перевозились некие секретные грузы и пассажиры. Правда, что это были за грузы, куда конкретно и зачем они доставлялись и, самое главное, много ли груза можно было перевезти на самых обычных боевых лодках – история умалчивает. Сторонники загадочной миссии «личного конвоя фюрера» оперируют простым доводом: раз существует множество свидетельств тайных манипуляций с этими подлодками, значит, тут что-то не так! Они не понимают простой вещи – как раз существование подобных свидетельств и подтверждает то, что «личный конвой» – не более чем бутафория. Потому что профессионалы следов не оставляют.

Ну, или почти не оставляют. Потому что гигантские подводные лодки все-таки были замечены несколько раз с разведывательных самолетов. Тогда этим рапортам не придали значения: мало ли как может выглядеть самая обычная субмарина в глазах усталого пилота? Хорошо, если он еще и морского змея при этом не увидит! Один раз промелькнула информация о том, что такая субмарина была потоплена оказавшимся на ее пути эсминцем США – впрочем, поскольку подлодка – это не рыба, которая всплывает брюхом вверх, проверить что бы то ни было не представлялось возможным.

Теперь я знаю, что гигантские подлодки серии UF действительно существовали и в течение всей Второй мировой войны совершали регулярные рейсы между Антарктикой и Германией. Причем объем перевозок был достаточно большим – иначе зачем строить и использовать целый флот громадных подводных транспортов в условиях, когда катастрофически не хватало самых обычных субмарин?

Что же создавали на Ледовом континенте нацистские лидеры?

Севастополь, как утверждают местные жители, - один из самых солнечных городов юга России. Две тысячи часов в год здесь жарит солнце. Сейчас, конечно, на носу зима - но и воспоминания о лете согревают.

В иные летние дни на солнцепёке западной набережной Балаклавской бухты долго не выдержишь. Казалось бы, а что здесь делать: яхты и рыбные ресторанчики на другой, прогулочной стороне. Зато на этой - можно попасть в музей, который так и называется - «Балаклава». Туда идут не только чтобы познакомиться с историей подводных лодок и рассмотреть макеты кораблей - летом там спасаются от зноя.

Недалеко от Балаклавы, в другом севастопольском пригороде с романтическим иноземным названием Голландия, сейчас находятся корпуса Севастопольского политехнического института. Стела, установленная здесь, сообщает, что полвека назад в этих зданиях работали знаменитые совет-ские учёные Курчатов и Александров . Для всех, кто знаком с историей советской науки, здесь сразу очевидно, над чем могли работать два выдающихся совет-ских физика-ядерщика в 1940-1950-х гг.

Много лет в совет-ские времена Севастополь был закрытым городом, о чём горожане вспоминают с ностальгией и сочиняют об этом чуть ли не мифы. Так вот, город объявлялся закрытой территорией, пожалуй, даже не столько из-за базирования Черноморского флота, сколько из-за размещения здесь ядерного оружия и проводившихся исследований в этой области.

После взрывов американских атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки одним из ответов на исследования США в области ядерного оружия стало строительство совет-ского подводного флота с ядерным оружием на борту. Был приказ Сталина : найти место, где можно спрятать подводные лодки с ядерными ракетами. С водными и сухими доками, хранилищем торпедного арсенала. Искали несколько лет. А решение лежало чуть ли не на поверхности. Балаклавская база стала этим уникальным гидросооружением.

Вход на секретную базу подводных лодок. Фото: / Андрей Дорофеев

Что спрятали в горе Таврос?

Много веков Балаклава была не просто рыбацким посёлком, но и военным портом. Сначала его облюбовали генуэзцы, построив неприступную крепость Чембало. Было время, стоял здесь и турецкий гарнизон. В годы Крымской войны в Балаклаве был английский лагерь. Недалеко отсюда элитная «Лёгкая бригада» британской кавалерии пыталась совершить свою знаменитую, но обречённую на провал атаку - и была разбита защитниками Севастополя.

Балаклавская бухта действительно не видна с моря. У моряков есть даже поговорка: «Берег слева, берег справа - по-средине Балаклава». Так вот, сюда в 1953 г. для осуществления директивы о создании парка подводных лодок на Чёрном море и выдвинулись военные строители.

Главный водный канал внутри комплекса. В случае ядерного удара здесь могли укрыться от 7 до 9 подлодок. Фото: / Андрей Дорофеев

Внутри горы Таврос построили секретную военную базу, в которой могли укрыться от неприятельских глаз до полутора десятков подводных лодок. При необходимости их здесь же ремонтировали и дополнительно загружали торпедами.

В любое время года внутри горы прохладно (не выше 10-15 градусов тепла) и сыро. База подлодок, созданная на глубине нескольких десятков метров, - один из самых секретных военных объектов СССР, спроектированный ещё под руководством Лаврентия Берии , когда тот курировал атомную программу страны. База способна выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы, в 5-6 раз мощнее тех, что сброшены на Японию. Считалось, что она практически не поддаётся разрушению.

Макет торпедного отсека подлодки. Фото: / Андрей Дорофеев

База была сразу же засекречена и получила ничего не говорящее название «Объект 825 ГТС». Её строили 8 лет. Горная порода оказалась настолько труднопроходимой, что обратились к московским метростроевцам. С их помощью вырезали и удалили 120 тонн породы. В пустотах сформировали огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.

Пропавшая немецкая подлодка, которая якобы перевезла нацистское руководство в Южную Америку, обнаружена спустя 73 года у берегов Дании. Как выяснили журналисты , U-3523 была одной из подводных лодок Гитлера нового усовершенствованного типа XXI, которая появилась слишком поздно, чтобы предотвратить победу союзников.

Как сообщает Daily Mail, находка обнаружена в десяти морских милях к северу от датского города Скаген и в девяти милях к западу от позиции, на которой, как считается, ее уничтожил британский тяжелый бомбардировщик B24 Liberator 6 мая 1945 года.

Сканирование морского дна показало, что субмарина в данный момент лежит на глубине 123 метров, что затрудняет доступ к ней. При этом, как утверждается, ее положение весьма необычно — передняя часть лодки зарыта в песок, а задняя часть возвышается над дном на 20 метров.

U-3523 была сделана по последнему слову техники, могла находиться под водой в течение длительного периода времени и имела запас хода, который позволял ей беспрепятственно добираться в том числе и до берегов Южной Америки.

Невозможность обнаружить место затопления судна породила слухи о том, что оно смогло ускользнуть с неким ценны грузом на борту.

По данным датского Музей морских войн, обнаружившего находку, нет никаких свидетельств того, что она могла перевозить лидеров нацистов или какие-либо их ценности. «Ходят слухи, что она имела большое значение для Германии, так как исчезла после окончания войны, — заявил директор музея Герт Андерсен. — Думаю, эти слухи подогревались теми фактами, что U-3523 была очень современной подлодкой, способной перемещаться на большие расстояния, и что некоторые нацисты пытались бежать с драгоценностями в последние дни перед капитуляцией. Однако, на самом деле, она шла в Норвегию, а не в Южную Америку».

Андерсен также показал копию последней телеграммы, отправленной с субмарины 5 мая 1945 года, в которой не упоминается ни о каких драгоценных грузах или о высокопоставленных пассажирах.

По данным издания, рассекреченные документы американской разведки способствовали распространению слухов о том, что руководство нацистов, включая самого Гитлера, бежало в Южную Америку в последние дни войны.

Так, один из материалов ЦРУ, датируемый 3 октября 1955 года, содержал утверждение бывшего солдата СС по имени Филипп Ситроен, о том, что Гитлер скрывался сначала в Колумбии, а затем в Аргентине. К своему заявлению солдат приложил фотографию, якобы сделанную в 1954 году в колумбийском городе Тунха, на которой он якобы изображен с Гитлером.

Также издание описывает другие свидетельства якобы пребывания лидера нацистов в Латинской Америке, полученные американскими спецслужбами.

Нацистская Германия построила 118 подводных лодок типа XXI, но из-за плохого контроля качества только четыре из них были пригодны для плавания к концу Второй мировой войны, и лишь двое были спущены на воду, так и не успев затопить ни одного корабля союзников.

Позднее их дизайн был скопирован Великобританией, США, Францией и Советским Союзом, а через советские модели и Китаем.

На сегодняшний день в мире существует только одна оригинальная подводная лодка типа XXI. U-2540, теперь известная, как «Вильгельм Бауэр», является частью немецкого морского музея в Бремерхафене.

Как сообщала , аргентинский писатель-документалист Абель Басти провел исследование, которое документально указывает на то, что Адольф в Южной Америке и дожить там до старости.

Адольф Гитлер — основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, фюрер Национал-социалистической немецкой рабочей партии, рейхсканцлер и фюрер Германии, верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии во Второй мировой войне.

По показаниям свидетелей, допрошенных как советскими органами контрразведки, так и соответствующими службами союзников, 30 апреля 1945 года в окруженном советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов). Однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).

Однако существует точка зрения, будто в бункере были найдены трупы двойников Гитлера и его жены, а сам он успешно сбежал.