После тщательного анализа специалистами на Земле сложившейся ситуации и возможных последствий разрешение на посадку было дано с 6-часовой задержкой.

Командир экипажа Джон Янг и пилот лунного модуля Чарльз Дьюк провели на Луне почти трое суток - 71 час. Они совершили три поездки на «Лунном Ровере», общей протяжённостью 26,7 километра. Три выхода на поверхность Луны продолжались в общей сложности 20 часов 14 минут. Было собрано и доставлено на Землю 95,8 килограмма образцов лунной породы. В ходе этой экспедиции был установлен рекорд скорости передвижения по Луне на Лунном автомобиле - 18 км/ч.

Экипаж

Состав экипажей был официально объявлен 3 марта 1971 года , сразу после окончания трёхнедельного карантина для возвратившихся на Землю 9 февраля астронавтов «Аполлона-14» , и более, чем за год до намеченного старта «Аполлона-16» .

Основной

  • Джон Янг - командир (4)
  • Томас Маттингли - пилот командного модуля (1)
  • Чарльз Дьюк - пилот лунного модуля (1)

На момент полёта командир «Аполлона-16» Джон Янг был самым опытным в отряде астронавтов США. Для него это был четвёртый космический полёт и второй полёт к Луне. Первый раз он летал в космос в 1965 году в качестве пилота космического корабля «Джемини-3» . Второй раз в 1966 - командиром «Джемини-10» . Свой первый полёт к Луне он совершил в мае 1969 года в качестве пилота командного модуля «Аполлона-10» . В Янг был дублёром Джеймса Ловелла , командира «Аполлона-13» .

Для Томаса (Кена) Маттингли это был первый полёт в космос. Он готовился к полёту «Аполлона-13» в качестве пилота командного модуля основного экипажа, но за три дня до старта был заменён дублёром из-за опасений, что заболеет краснухой, которую ему мог передать Чарльз Дьюк. Последний готовился к полёту «Аполлона-13», как дублёр пилота лунного модуля . Астронавты «Аполлона-13» из-за аварии не смогли совершить посадку на Луну, а Маттингли не заболел краснухой. По иронии судьбы в первый полёт Маттингли и Дьюк отправились вместе.

Для Чарльза Дьюка полёт тоже был первым. 20 июля 1969 года он был оператором связи (англ. ) во время исторической высадки на Луну экипажа «Аполлона-11» Нила Армстронга и Эдвина Олдрина .

Дублирующий

  • Фред Хейз - командир
  • Стюарт Руса - пилот командного модуля
  • Эдгар Митчелл - пилот лунного модуля

Все члены дублирующего экипажа имели опыт полёта к Луне. Фред Хейз летал в качестве пилота лунного модуля «Аполлона-13» . Стюарт Руса был пилотом командного модуля «Аполлона-14» . Эдгар Митчелл летал вместе с ним, как пилот лунного модуля, и вошел в историю, как шестой человек, ступивший на Луну .

Команда поддержки

  • Филипп Чэпмен
  • Энтони Ингленд
  • Роберт Овермайер

Члены команды поддержки не проходили предполётной подготовки и, соответственно, не были кандидатами, которые могли бы претендовать на место в составе экипажа. Но они имели полномочия представлять основной и дублирующий экипажи на различных совещаниях, если последние были заняты в это время на тренировках. Во время полётов они, как правило, выполняли очень важные функции операторов связи (англ. CapCom - Capsule Communicator ).

Позывные кораблей

Район посадки

Лунный модуль «Орион» «Аполлона-16» впервые осуществил посадку не в лунном море, а в высокогорном районе, на плато Кэйли (англ. Cayley Plains ), примерно в 550 км к юго-востоку от центра лунного диска, севернее древнего кратера Декарт (англ.) русск. , названного в честь французского математика , философа , физика и физиолога XVII века Рене Декарта . Этот район лежит на 7800-8050 м выше поверхности сферы с радиусом , равным экваториальному радиусу Луны (1738 км) , и на 2250 м выше уровня района посадки «Аполлона-11» в Море Спокойствия . Координаты места посадки: 8,97301° ю.ш. 15,49812° в.д. .



Места посадок КК «Аполлон» (отмечены зелёными треугольниками) и КА «Луна» (красными) и «Сервейер» (жёлтыми) на карте видимого полушария Луны . «Аполлон-16» - к юго-востоку от центра Район посадки «Аполлона-16» Район посадки «Аполлона-16» (отмечен белой стрелкой), как он выглядит в земные телескопы. Внизу чуть правее центра - кратеры Кирилл и Теофил (немного покрывает Кирилла) Район посадки более крупно. Ближе к левому нижнему углу - Южный Лучевой кратер. Два близко расположенных друг к другу кратера прямо к северу от места посадки - кратеры Кива и Северный Лучевой

Первоначально в качестве потенциальных районов посадки «Аполлона-16» рассматривались два: кратер Альфонс и район кратера Декарт к западу от Моря Нектара . Оба района интересовали учёных с точки зрения обнаружения лунных пород вулканического происхождения. Однако некоторые геологи предполагали, что кратер Альфонс загрязнён выбросами от метеоритного удара, образовавшего Море Дождей . В районе кратера Декарт интересными представлялись два геологических образования: формация Декарт и формация Кэйли. Фотоснимки, полученные с помощью земных телескопов и снятые на окололунной орбите, дали учёным основание полагать, что обе эти формации имеют вулканическое происхождение, хотя и образованы более вязкой магмой , чем лава , заполняющая лунные моря. (Результаты экспедиции «Аполлона-16» покажут, что эти представления были ошибочными). Считалось также, что возраст формации Кэйли был сопоставим с возрастом метеоритного удара, образовавшего Море Дождей. Обе геологические формации в районе Декарта покрывали 11% площади видимой стороны Луны , что делало их изучение важным с точки зрения понимания формирования Луны. Наконец, район кратера Декарт был значительно удалён от мест посадок всех предыдущих «Аполлонов». Это давало преимущества в плане расширения сети геофизических научных приборов, оставленных астронавтами на Луне. В июне 1971 года окончательный выбор был сделан в пользу Декарта. На основании фотоснимков, сделанных астронавтами «Аполлона-14» он был признан безопасным для посадки. Конкретное место посадки было выбрано между двумя молодыми ударными кратерами , Северным Лучевым кратером (англ. North Ray Crater , около 1000 м в диаметре) и Южным Лучевым кратером (англ. South Ray Crater , 680 м в диаметре). Они были природными скважинами, пробитыми в реголите до подстилающей породы. Кратер Альфонс на время стал главным потенциальным районом посадки «Аполлона-17» , но, в конечном итоге, от него и вовсе отказались .

Перенос старта

В процессе подготовки космического корабля к старту несколько раз возникала необходимость замены отдельных систем и узлов. В середине ноября 1971-го было решено заменить все три основных парашюта командного модуля из-за того, что в августе при посадке «Аполлона-15» один из них не раскрылся, и корабль садился на двух парашютах. 13 декабря 1971 года связка ракета-носитель Сатурн V - «Аполлон-16» была перевезена из здания вертикальной сборки на стартовую площадку 39-А . Однако последующие испытания привели к разрушению одной из тефлоновых камер самовоспламеняющегося топлива для двигателей системы ориентации командного модуля. Поскольку в ходе испытаний использовался гелий, а не реальное топливо, ущерб был не очень велик. Но топливную камеру нужно было заменить, а для этого требовалось снять теплозащиту командного модуля. В это же время, в ходе испытаний, связанных с будущей орбитальной станцией «Скайлэб », были выявлены существенные дефекты, из-за которых не работали пирошнуры. Точно такой же пирошнур был установлен на «Аполлоне-16» для разделения лунного и командно-служебного модулей перед возвращением на Землю. Его также необходимо было заменить. В результате, впервые за всё время осуществления программы «Аполлон» было принято решение возвратить ракету-носитель со стартовой площадки в здание вертикальной сборки, а запуск, запланированный на 17 марта 1972 года , отложить . Обратная транспортировка состоялась 27 января 1972-го . Командно-служебный модуль был демонтирован и после всех замен снова водружён на своё место на вершине ракеты. 9 февраля «Аполлон-16» был окончательно установлен на стартовом столе. Следующее после 17 марта «окно» для запуска открывалось 16 апреля, далее - 14 мая .

Запуск и полёт к Луне

В день запуска «Аполлона-16», 16 апреля 1972 года , первым в кабину корабля поднялся пилот командного модуля из дублирующего экипажа Стюарт Руса. В его обязанности входила проверка и, при необходимости, установка в нужное положение всех до единого переключателей на главной панели управления. В шпаргалке-инструкции всё, что ему необходимо было проделать, было расписано по 454 пунктам .

Примерно за три часа до старта свои места заняли члены основного экипажа. Командир Джон Янг - в левом кресле, пилот командного модуля Кен Маттингли - в центре, пилот лунного модуля Чарльз Дьюк - справа. Старт «Аполлона-16» с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида состоялся 16 апреля 1972 года в 17:54:00 UTC. Через 11 минут 40 секунд корабль вышел на расчётную околоземную орбиту высотой 162,7 км на 169 км . Далее в течение почти двух витков астронавты проверяли основные системы. На ночной стороне планеты они наблюдали грозы и лесные пожары в Африке.

Через 2 часа 33 минуты после старта был включён двигатель третьей ступени. Он отработал почти 6 минут, 341,9 секунды . «Аполлон-16» перешёл на траекторию полёта к Луне. Скорость корабля в этот момент составила 36 360 км/час . Ещё через 25 минут астронавты начали перестроение отсеков - манёвр, когда командно-служебный модуль отходит от третьей ступени, в верхней части которой находится лунный модуль, разворачивается в автоматическом режиме на 180°, стыкуется с лунным модулем и затем вытаскивает его из третьей ступени. По завершении разворота командно-служебный модуль находился примерно в 15 метрах от лунного модуля. Неожиданно для себя астронавты увидели вокруг третьей ступени и лунного модуля довольно плотное облако мельчайшего мусора. Для сближения на 4 секунды были включены двигатели системы ориентации служебного модуля. Но этого оказалось недостаточно. Потребовались ещё два очень коротких дополнительных включения, менее одной секунды каждое .




Старт «Аполлона-16» Вид Земли с орбиты до перехода «Аполлона-16» на траекторию полёта к Луне Снимок Земли, сделанный во время полёта «Аполлона-16» к Луне. Видно западное полушарие. Бо́льшая часть территории США свободна от облаков

Во время отхода от третьей ступени и разворота астронавтам не было слышно работы двигателей системы ориентации служебного модуля. Однако, когда расстояние между модулями сократилось до трёх метров, звук реактивных струй, ударяющих по обшивке лунного модуля, стал отчётливым . Астронавты увидели в иллюминатор летящие крупные хлопья и поток частиц коричневого цвета. Это разрушалась краска на кремнийорганической основе, которая была дополнительным средством теплоизоляции лунного модуля на случай, если корабль был бы запущен на сутки позже, и, соответственно, Солнце стояло бы на Луне выше над горизонтом . После стыковки на обшивке верхней части взлётной ступени лунного модуля были видны следы облетевшей краски. Кусочки и мелкие частицы краски окружали корабль вплоть до момента расстыковки на лунной орбите .

На второй день полёта, после подъёма экипажа, «Аполлон-16» находился на расстоянии около 182 000 км от Земли . Астронавты провели эксперимент по электрофорезу полистирола . Его целью была оценка возможностей производства в будущем на долговременных орбитальных станциях высокоочищенных вакцин и лекарственных препаратов . Затем с помощью 2-секундного включения основного двигателя была проведена коррекция траектории полёта. В результате, скорость корабля увеличилась на 3,84 м/с . В этот же день Янг и Дьюк снова перешли в лунный модуль для уборки корабля и проверки систем связи. Внутри «Ориона» было чисто, если не считать пары маленьких винтиков, которые проплыли мимо астронавтов и были ими немедленно собраны .

В начале третьего дня полёта «Аполлон-16» находился на расстоянии 291 000 км от Земли . Вскоре после подъёма Янг, Маттингли и Дьюк провели первый из двух запланированных экспериментов по наблюдению визуальных вспышек (фосфенов). Он продолжался 66 минут. (Такой же эксперимент в предыдущем полёте проводил экипаж «Аполлона-15»). Во время эксперимента Чарльз Дьюк надевал специальный шлем с нанесённой на стекло в районе глаз специальной чувствительной эмульсией для прямого измерения космических лучей, вызывающих визуальные вспышки. У Джона Янга глаза были закрыты повязкой, Кен Маттингли фиксировал результаты. Изначально предполагалось, что именно он будет в шлеме в течение всего эксперимента, но, по непонятной причине, он не видел ни одной вспышки. Маттингли стал единственным астронавтом после «Аполлона-11» , который не наблюдал вспышек. Всего за 66 минут Янг и Дьюк отметили 70 вспышек. Командир наблюдал в среднем одну каждые 3,6 минуты, а пилот Лунного Модуля - одну каждые 1,3 минуты .

Позже Джон Янг и Чарли Дьюк в третий раз перешли в лунный модуль, подключили систему электропитания и проверили все системы. Всё функционировало нормально. Затем астронавты вернулись в командный модуль, надели скафандры без шлемов и перчаток и снова перешли в «Орион», отрепетировав последовательность своих действий в день посадки. Дьюк доложил в Хьюстон, что ему с трудом, и то с помощью Янга, удалось застегнуть молнии своего скафандра. Ощущения, по его словам, были такими, словно скафандр стал теснее, а сам он вырос на несколько сантиметров. Дьюк попросил разрешения немного ослабить шнуровку на ногах скафандра, увеличив их длину. Ответить на это ему пообещали на следующий день. В самом конце этого рабочего дня, в 59 часов 19 минут 45 секунд полётного времени, «Аполлон-16» пересёк воображаемую черту, за которой гравитационное воздействие Луны на него стало больше земного. В этот момент корабль находился на расстоянии 330 902 км от Земли, до Луны оставалось 62 636 км. Его скорость, которая к этому времени упала до 880 м/с, снова начала увеличиваться. В ЦУПе в Хьюстоне все полётные данные были переведены в значения относительно Луны, а не Земли, как было до этого .

Выход на орбиту Луны и ожидание посадки

В начале четвёртого дня полёта экипаж начал подготовку к включению основного двигателя, которое должно было вывести корабль на окололунную орбиту. На расстоянии 20 635 км от Луны была сброшена крышка-дверь, закрывавшая модуль научных приборов (англ. Scientific Instrument Module, SIM ) . На 75-м часу полёта «Аполлон-16» скрылся за западным краем лунного диска, связь с кораблём была на время потеряна. В 74 часа 28 минут 27 секунд полётного времени над обратной стороной Луны был включён основной двигатель командно-служебного модуля. Он отработал 6 минут 15,1 секунды. Скорость корабля уменьшилась на 854,6 м/с, он вышел на эллиптическую окололунную орбиту с апоселением 315,6 км и периселением 108 км. Вскоре после этого в Луну врезалась третья ступень (S-IVB) «Аполлона-16». Астронавты не видели этого, район падения находился от них за горизонтом , но удар был зафиксирован сейсмографами , оставленными на Луне предыдущими экспедициями. В ЦУПе в Хьюстоне было объявлено, что Джон Янг стал первым человеком, которому дважды довелось летать по окололунной орбите (до него первым человеком, дважды слетавшим к Луне [на «Аполлоне-8» и «Аполлоне-13» ], стал Джеймс Ловелл , но «Аполлон-13» из-за аварии не выходил на орбиту, а только облетел Луну) .

В конце второго витка, также над обратной стороной Луны, астронавты осуществили манёвр изменения параметров орбиты. С помощью включения основного двигателя на 24,2 секунды корабль был переведён на орбиту снижения с апоселением 109 км и периселением 19,8 км . Остаток четвёртого полётного дня заняли наблюдения, подготовка к активации лунного модуля, расстыковке и посадке.Астронавты продолжили подготовку к активации и отстыковке лунного модуля вскоре после пробуждения. Янг и Дьюк вошли в лунный модуль для активации и проверки систем корабля. Несмотря на вход в ЛМ на 40 минут раньше запланированного, подготовка была завершена всего на 10 минут раньше из-за многочисленных задержек. Отстыковка произошла в 96 часов 13 минут 13 секунд полётного времени. В течение двух витков Маттингли готовил командный модуль к сдвигу на круговую орбиту, а Янг и Дьюк готовили лунный модуль к снижению. Во время тестов была замечена неисправность в резервной системе управляемого двигателя командного модуля. В данном случае командный центр мог приказать экипажам модулей отменить посадку и повторно стыковаться с целью использования двигателя лунного модуля для возвращения на Землю. Однако после нескольких часов анализа данных центр управления полётами пришёл к выводу, что неисправность может быть устранена, и Янг с Дьюком могут продолжать снижение. В результате снижение началось с задержкой в 6 часов, из-за которой Янг и Дьюк начали заходить на посадку с более высокой позиции, чем предыдущие миссии, с высоты около 20 км. На высоте 4000 м Янг уже мог полностью видеть посадочную площадку. Лунный модуль совершил посадку на 270 метров севернее и на 60 метров западнее запланированной точки через 104 часа 29 минут 35 секунд после старта с Земли, в 2:23:35 UTC 21 апреля.После посадки были отключены некоторые системы модуля для экономии заряда батареи. После завершения начальной настройки астронавты подготовили модуль к трёхдневному пребыванию на поверхности, сняли скафандры и провели геологический осмотр места посадки, после чего приступили к своему первому лунному приёму пищи. Поев, они подготовили кабину к первому сну на поверхности. Задержка посадки потребовала существенных пересмотров графика миссии. Аполлон-16 должен был провести на один день меньше на лунной орбите после завершения исследования поверхности. Для улучшения режима сна астронавтов третий выход на поверхность решено было сократить с семи часов до пяти.

Работа на Луне

На пятый день полёта после завтрака Янг и Дьюк начали подготовку к первой высадке на поверхность. После того, как астронавты одели и герметизировали скафандры, была произведена разгерметизация кабины лунного модуля. Джон Янг выбрался на площадку над лестницей. Дьюк передал Янгу мешок с мусором, чтобы тот выбросил его на поверхность. После этого Янг спустил на поверхность мешок для переноски оборудования, необходимого на поверхности. Янг спустился по лестнице и стал девятым человеком, ступившим на Луну. Сделав первый шаг, Янг выразил свои чувства такими словами: «А вот и ты, загадочный и неизвестный Декарт. Горные равнины. Аполлон-16 изменит твой вид». Вскоре к нему спустился Дьюк, став десятым и самым молодым человеком, высадившимся на Луну. На тот момент ему было 36. Сделав первый шаг, он произнёс: «Фантастически! О, этот первый шаг на лунной поверхности восхитителен, Тони!». Первой задачей было разгрузить «Лунный Ровер» и другое оборудование с модуля. Задача была выполнена без происшествий, но первая поездка показала, что заднее рулевое управление не функционирует. Янг сообщил об этом в центр управления, после чего приступил к установке телевизионной камеры и флага США. Следующей задачей было развёртывание комплекта оборудования для экспериментов (Apollo Lunar Surface Experiments Package, ALSEP). При парковке ровера с установленной камерой для съёмки процесса развёртывания рулевое управление вдруг само по себе заработало. При развёртывании эксперимента по изучению тепловых потоков, который сгорел с лунным модулем Аполлона-13 и провалился во время миссии Аполлона-15, кабель ненароком обмотался вокруг ноги Янга. После развёртывания оборудования Янг и Дьюк произвели забор образцов в окрестностях модуля. Примерно через четыре часа после начала высадки астронавты отправились на ровере к первой геологической остановке - кратеру Слива диаметром 36 метров, расположенном на кольце кратера Флаг (290 метров в поперечнике). Там, на расстоянии 1,4 км от лунного модуля, Янг и Дьюк собрали образцы пород в окрестностях кратера Флаг, которые по мнению учёных проникли через верхний реголит в подстилающую формацию. В этом месте по запросу центра управления Янг подобрал самый большой камень, доставленный миссией Аполлон, брекчию, получившую название Большой Мулли в честь геолога-исследователя миссии Билла Муэльбергера. Следующей остановкой был кратер Бастер в 1,6 км от ЛМ. Тут Дьюк произвёл фотографирование окрестностей, в то время как Янг проводил развёртывание эксперимента по изучению магнитного поля. На этом этапе учёные начали пересматривать свою гипотезу о том, что Декарт был следствием прежней вулканической активности. После остановки Янг произвёл демонстрационную поездку на ровере, которую Дьюк запечатлел 16-мм кинокамерой. После завершения ещё некоторых заданий в рамках ALSEP Янг и Дьюк вернулись к ЛМ для завершения высадки. Они вошли в лунный модуль спустя 7 часов 6 минут 56 секунд после начала высадки. Они произвели герметизацию и подкачку кабины, провели получасовой брифинг с учёными в центре управления и подготовили кабину ко сну.

Вскоре после пробуждения утром шестого полётного дня, Янг и Дьюк обсудили с центром управления график на день. Основной целью второго дня высадки было посещение Каменной горы. Астронавтам предстояло взобраться по склону с уклоном в 20 градусов, чтобы попасть к массиву из пяти кратеров, известному как кратеры Цинко. Ровер доставил астронавтов к кратерам, расположенным в 3,8 км от ЛМ. Находясь на высоте 152 м от подножья склона, они были выше относительно уровня лунного модуля, чем все другие миссии Аполлон. Астронавты провели забор образцов, и после 54 минут, проведённых на склоне, отправились к следующей остановке - кратеру диаметром 20 м. Там они надеялись найти материалы, которые не были загрязнены выбросами из большого кратера южнее места высадки. Следующая остановка - кратер 10 м в поперечнике, где они надеялись взять образцы формации Кэли. Пропустив одну остановку для экономии времени, они прибыли на более низкое крыло Каменной горы. Там был произведён забор образцов чёрной и белой брекчий, а также более мелких камней, богатых плагиоклазом. Также было сделано ещё две остановки для забора образцов и проведения экспериментов. По просьбе астронавтов высадка была продлена на 10 минут. После возвращения в лунный модуль и брифинга с центром управления Янг и Дьюк приготовили кабину ко сну.Седьмой день полёта был последним днём пребывания на лунной поверхности. После третьего выхода на поверхность астронавты должны были вернуться на орбиту и присоединиться к Маттингли. Задачей высадки был осмотр кратера Северный Луч - самого большого из кратеров, которые посещали астронавты миссий Аполлон. Кратер находился в 4,4 км от лунного модуля, был 1 км в поперечнике и глубиной 230 м. Было проведено фотографирование местности и забор образцов, которые окончательно развеяли гипотезу о вулканическом происхождении кратера Декарт. Проведя 1 час 22 минуты на остановке, астронавты отправились к большому полю булыжников примерно в 0,5 км от Северного Луча. По пути они установили лунный рекорд скорости, двигаясь со склона со скоростью примерно 17,1 км/ч. Они прибыли к огромному камню высотой 3 метра, который они назвали «Скала Тени». Тут они взяли образцы затемнённой почвы. Через 3 часа 6 минут после начала выхода астронавты вернулись к ЛМ, завершили несколько экспериментов и разгрузили ровер. Недалеко от ЛМ Дьюк положил фотографию своей семьи и памятный медальон ВВС США. Янг отвёз ровер на 90 метров восточнее лунного модуля, чтобы его телевизионная камера могла наблюдать старт Аполло-16 с Луны. Общая продолжительность высадки составила 5 часов 40 минут. Астронавты загерметизировали и наддули кабину, после чего началась подготовка ко взлёту.

Взлёт с Луны и стыковка

За 8 минут до отбытия оператор связи Джеймс Ирвин сообщил Янгу и Дьюку, что они готовы ко взлёту. За две минуты до запуска они активировали главный правляющий переключатель и кнопку прерывания этапа, после чего ожидали зажигание взлётного двигателя. После зажигания пиропатроны отделили посадочный двигатель от взлётного, а специальные гильотины обрубили соединявшие блоки кабели. Через шесть минут после взлёта модуль вышел на лунную орбиту на скорости около 1,4 км/с. Лунный модуль успешно состыковался с командным, на котором Маттингли в течение 3 дней проводил различные наблюдения. Перед открытием люков Янг и Дьюк произвели очистку кабины, чтобы минимизировать попадание лунной пыли в командный модуль, после чего команда перенесла собранные образцы лунной породы. После проведения всех операций пришло время сна.

Работа на лунной орбите

На следующий день после завершения финальной проверки был сброшен лунный модуль. Из-за того, что некоторые переключатели в ЛМ не были активированы перед сбросом, стал невозможным удалённый запуск двигателя для сведения отработанного модуля с орбиты. ЛМ сошёл с орбиты и разбился о поверхность Луны спустя примерно год после завершения миссии. Следующим этапом был запуск мини-спутника из инструментального отсека командного модуля. Запуск двигателя для выведения КМ на орбиту, необходимую для спутника, был отменён, из-за чего последний проработал всего около половины предполагаемого времени жизни. Менее чем через 5 часов после этого, на 65 витке вокруг Луны, главный двигатель был включён, корабль перешёл на траекторию полёта к Земле. Несмотря на неисправность, приведшую к задержке посадки несколькими днями ранее, двигатель отработал в штатном режиме.

Полёт к Земле и возвращение

На расстоянии около 310 000 км от Земли Маттингли провёл выход в открытый космос для извлечения кассет с плёнками из отсека научной аппаратуры. Находясь в открытом космосе, Маттингли провёл биологический эксперимент с помощью устройства экологической оценки микробов (Microbial Ecology Evaluation Device, MEED). Данный эксперимент проводился только на Аполлоне-16. MEED содержал 798 кювет с микроорганизмами, 140 нейтральных фильтров, 28 фильтров в разных полосах пропускания, 8 записывающих термометров, один дозиметр заряженных частиц высокой энергии, 64 актинометрических кювета с фериоксалатом калия, 44 кювета с фотоплёнкой и 18 кюветов с термолюминесцентными дозиметрами. Перед завершением дня команда произвела различные задачи по содержанию космического аппарата и приняла пищу.Предпоследний день полёта был преимущественно посвящён экспериментам, кроме периода 20-минутной пресс-конференции во второй половине дня. В ходе пресс-конференции астронавты ответили на вопросы относительно некоторых технических и нетехнических аспектов миссии, подготовленные и расставленные по приоритету журналистами, наблюдавшими за полётом в Центре пилотируемых полётов в Хьюстоне. Также астронавты подготовили корабль к предстоявшему на следующий день входу в атмосферу. В конце последнего полного дня команды Аполлона-16 в космосе аппарат находился на расстоянии около 143 000 км от Земли и приближался к ней со скоростью около 2,1 км/с.

Когда поступил сигнал к пробуждению, корабль находился на расстоянии около 83 000 км от Земли и двигался со скоростью 2,7 км/с. За 3 часа до посадки в Тихом океане команда совершила последнюю коррекцию курса, изменив скорость на 0,43 м/с. Примерно за 10 минут до входа в атмосферу командный модуль отделился от сервисного. В 265 часов 37 минут полётного времени на скорости 11 км/с Аполлон-16 вошёл в атмосферу Земли. Температура термоизоляционной обшивки капсулы достигала 2200-2480 °C. После успешного выпуска парашютов и менее чем через 14 минут после входа в атмосферу командный модуль приводнился в Тихом океане в 350 км к юго-западу от острова Рождества. Общее время миссии составило 290 часов 37 минут 6 секунд. Посадочная капсула и её экипаж были подняты и доставлены судном USS Ticonderoga.

Параметры миссии

  • Масса:
    • Стартовая масса: 2 921 005 кг
    • Общая масса космического корабля: 46 782 кг
      • Масса командно-служебного модуля: 30 354 кг, из них КМ - 5840 кг, СМ - 24 514 кг
      • Масса лунного модуля: (перед посадкой) - 16 666 кг, масса взлетной ступени при взлете с Луны - 4966 кг
  • Витков вокруг Земли: около двух до старта к Луне, около одного при возвращении
  • Перигей : 166,7 км
  • Апогей : 176,0 км
  • Наклонение : 32,542°
  • Период обращения : 87,85 мин
  • Витков вокруг Луны: 64
  • Периселений : 107,6 км
  • Апоселений : 315,4 км
  • Наклонение : 168°
  • Период обращения : 120 мин
  • Координаты места посадки: 8.97301° S - 15,50019° E или 8° 58" 22.84" S - 15° 30" 0.68" E

Стыковка - расстыковка командно-служебного и лунного модулей

  • Расстыковка : 20 апреля 1972 - 18:07:31 UTC
  • Стыковка : 24 апреля 1972 - 03:35:18 UTC

ВКД (внекорабельная деятельность)

  • Янг и Дьюк - первая ВКД
  • Начало первой ВКД : 21 апреля 1972, 16:47:28 UTC
  • Окончание первой ВКД : 21 апреля 1972, 23:58:40 UTC
  • Продолжительность : 7 часов 11 минут 02 секунды
  • Янг и Дьюк - вторая ВКД
  • Начало второй ВКД : 22 апреля 1972, 16:33:35 UTC
  • Окончание второй ВКД : 22 апреля 1972, 23:56:44 UTC
  • Продолжительность : 7 часов 23 минуты 09 секунд
  • Янг и Дьюк - третья ВКД
  • Начало третьей ВКД : 23 апреля 1972, 15:25:28 UTC
  • Окончание третьей ВКД : 23 апреля 1972, 21:05:31 UTC
  • Продолжительность : 5 часов 40 минут 03 секунды
  • Маттингли (Дьюк - в открытом люке КМ) - ВКД на пути к Земле
  • Начало : 25 апреля 1972, 20:33:46 UTC
  • Окончание : 25 апреля 1972, 21:57:28 UTC
  • Продолжительность : 1 час 23 минуты 42 секунды

См. также

  • Список космических аппаратов с рентгеновскими и гамма-детекторами на борту

Примечания

  1. Woods, David and Brandt, Tim. The Apollo 16 Flight Journal. Day One Part One: Launch and Reaching Earth Orbit (англ.) . Apollo Flight Journal . NASA (2003-2009). Архивировано
  2. Gemini 3 (англ.) . . NASA (2000). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.
  3. Gemini-X (10) (англ.) . Project Gemini. Manned Missions . NASA (2000). Архивировано
  4. Orloff, Richard W. Apollo 10. The Fourth Mission: Testing the LM in Lunar Orbit (англ.) . Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.
  5. Orloff, Richard W. Apollo 13. The Seventh Mission: The Third Lunar Landing Attempt (англ.) . Apollo By The Numbers: A Statistical Reference . NASA (SP-2000-4029) (2000). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.
  6. Orloff, Richard W. Apollo 11. The Fifth Mission: The First Lunar Landing (англ.) . Apollo By The Numbers: A Statistical Reference . NASA (SP-2000-4029) (2000). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
  7. Orloff, Richard W. Apollo 14. The Eighth Mission: The Third Lunar Landing (англ.) . Apollo By The Numbers: A Statistical Reference . NASA (SP-2000-4029) (2000). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.
  8. Peebles, Curtis Names of US Manned Spacecraft (англ.) . Spaceflight, Vol. 20 (02.02.1978). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
  9. Compton, William David (англ.) - P. 244. - NASA-SP-4214 (1989). Архивировано
  10. И. И. Шунейко Пилотируемые полёты на Луну, конструкция и характеристики Saturn V Apollo, глава IV, Apollo 16 (рус.) . Ракетостроение, том 3 . Всесоюзный институт научной и технической информации (1973). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 23 ноября 2012.
  11. Apollo 16 Press Kit (англ.) . - Washington, D. C.: NASA, 1972. - С. 40.
  12. Apollo 16 Landing Site (англ.) . The Apollo Program . Smithsonian National Air and Space Museum. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 23 ноября 2012.
  13. Landing Site Overview (англ.) . Apollo 16 Mission . Lunar and Planetary Institute. Архивировано
  14. Apollo 16 Press Kit (англ.) . - Washington, D.C.: NASA, 1972. - С. 6.
  15. Apollo 16 Press Kit (англ.) . - Washington, D.C.: NASA, 1972. - С. 9.
  16. Woods, David; Brandt, Tim Day One Part Three: Second Earth Orbit and Translunar Injection (англ.) . The Apollo 16 Flight Journal . NASA (2006). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 26 ноября 2012.
  17. Woods, David; Brandt, Tim Day One Part Four: (англ.) . The Apollo 16 Flight Journal . NASA (2006). Архивировано
  18. Transposition, Docking and Ejection (англ.) . Apollo 16 Mission Report - P. 9-5. - NASA (August 1972). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 27 ноября 2012.
  19. Transposition, Docking and Ejection (англ.) . Apollo 16 Mission Report - P. 9-6. - NASA (August 1972). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 27 ноября 2012.
  20. Transposition, Docking and Ejection (англ.) . Apollo 16 Mission Report - P. 9-8. - NASA (August 1972). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 27 ноября 2012.
  21. Woods, David; Brandt, Tim Day 1 Part 5: Settling into Translunar Coast (англ.) . The Apollo 16 Flight Journal . NASA (2006). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 28 ноября 2012.
  22. Transposition, Docking and Ejection (англ.) . Apollo 16 Mission Report - P. 9-9. - NASA (August 1972). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 27 ноября 2012.
  23. Woods, David; Brandt, Tim Day Two Part 1: Electrophoresis Experiment and Midcourse Correction Burn (англ.) . The Apollo 16 Flight Journal . NASA (2006). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  24. Apollo 16 Press Kit (англ.) . - Washington, D. C.: NASA, 1972. - С. 103-104.
  25. Woods, David; Brandt, Tim Day Three Part One: ALFMED Experiment (англ.) . The Apollo 16 Flight Journal . NASA (2006). Архивировано
  26. Visual Light Flash Phenomenon (англ.) . Apollo 16 Mission Report - P. 5-18. - NASA (August 1972). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 30 ноября 2012.
  27. Woods, David; Brandt, Tim Day Three Part Two: Lunar Module Activation and Checkout (англ.) . The Apollo 16 Flight Journal . NASA (2006).

«Аполло́н-16» (англ. Apollo 16 ), десятый пилотируемый космический корабль в рамках программы , пятая высадка людей на Луну. Первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт. Это была вторая, после Джей-миссия (англ. J-mission ) с акцентом на научные исследования. Командир экипажа Джон Янг и пилот лунного модуля Чарльз Дьюк провели на Луне почти трое суток - 71 час. Они совершили три поездки на «Лунном Ровере-2», общей протяжённостью 26,7 километра. Три выхода на поверхность Луны продолжались в общей сложности 20 часов 14 минут. Было собрано и доставлено на Землю 95,8 килограмма образцов лунной породы. В ходе этой экспедиции был установлен рекорд скорости передвижения по Луне на Лунном автомобиле - 18 км/ч.

Состав экипажей был официально объявлен 3 марта 1971 года, сразу после окончания трёхнедельного карантина для возвратившихся на Землю 9 февраля астронавтов «Аполлона-14», и более, чем за год до намеченного старта «Аполлона-16».

Основной

    Джон Янг - командир

    Томас Маттингли - пилот командного модуля

    Чарльз Дьюк - пилот лунного модуля

На момент полёта командир «Аполлона-16» Джон Янг был самым опытным в отряде астронавтов США. Для него это был четвёртый космический полёт и второй полёт к Луне. Первый раз он летал в космос в 1965 году в качестве пилота космического корабля «Джемини-3». Второй раз в 1966 - командиром «Джемини-10». Свой первый полёт к Луне он совершил в мае 1969 года в качестве пилота командного модуля «Аполлона-10». В 1970 Янг был дублёром Джеймса Ловелла, командира .

Для Томаса (Кена) Маттингли это был первый полёт в космос. Он готовился к полёту «Аполлона-13» в качестве пилота командного модуля основного экипажа, но за три дня до старта был заменён дублёром из-за опасений, что заболеет краснухой, которую ему мог передать Чарльз Дьюк. Последний готовился к полёту «Аполлона-13», как дублёр пилота лунного модуля. Астронавты «Аполлона-13» из-за аварии не смогли совершить посадку на Луну, а Маттингли не заболел краснухой.

Для Чарльза Дьюка полёт тоже был первым. 20 июля 1969 года он был оператором связи (англ. CapCom - Capsule Communicator ) во время исторической высадки на Луну экипажа «Аполлона-11» Нила Армстронга и Эдвина Олдрина.

Дублирующий

    Фред Хейз - командир

    Стюарт Руса - пилот командного модуля

    Эдгар Митчелл - пилот лунного модуля

Все члены дублирующего экипажа имели опыт полёта к Луне. Фред Хейз летал в качестве пилота лунного модуля «Аполлона-13». Стюарт Руса был пилотом командного модуля «Аполлона-14». Эдгар Митчелл летал вместе с ним, как пилот лунного модуля, и вошел в историю, как шестой человек, ступивший на Луну.

Команда поддержки

    Филипп Чэпмен

    Энтони Ингленд

    Генри Хартсфилд, Мл.

    Роберт Овермайер

Члены команды поддержки не проходили предполётной подготовки и, соответственно, не были кандидатами, которые могли бы претендовать на место в составе экипажа. Но они имели полномочия представлять основной и дублирующий экипажи на различных совещаниях, если последние были заняты в это время на тренировках. Во время полётов они, как правило, выполняли очень важные функции операторов связи (англ. CapCom - Capsule Communicator ).

Позывные кораблей

    Командный модуль - «Каспер»- назван в честь героя популярного мультфильма. Этот вариант предложил Кен Маттингли, потому что на телекартинке астронавты на Луне были очень похожи на привидений.

    Лунный модуль - «Орион», по названию созвездия. В древнегреческой мифологии - легендарный охотник. Лунный модуль «Аполлона-16» впервые доставил на Луну ультрафиолетовый телескоп, который, как охотник, сделал первые астрономические фотографии с поверхности Луны.

В процессе подготовки космического корабля к старту несколько раз возникала необходимость замены отдельных систем и узлов. В середине ноября 1971-го было решено заменить все три основных парашюта командного модуля из-за того, что в августе при посадке «Аполлона-15» один из них не раскрылся, и корабль садился на двух парашютах. 13 декабря1971 года связка ракета-носитель Сатурн V - «Аполлон-16» была перевезена из здания вертикальной сборки на стартовую площадку 39-А. Однако последующие испытания привели к разрушению одной из тефлоновых камер самовоспламеняющегося топлива для двигателей системы ориентации командного модуля. Поскольку в ходе испытаний использовался гелий, а не реальное топливо, ущерб был не очень велик. Но топливную камеру нужно было заменить, а для этого требовалось снять теплозащиту командного модуля. В это же время, в ходе испытаний, связанных с будущей орбитальной станцией «Скайлэб», были выявлены существенные дефекты, из-за которых не работали пирошнуры. Точно такой же пирошнур был установлен на «Аполлоне-16» для разделения лунного и командно-служебного модулей перед возвращением на Землю. Его также необходимо было заменить. В результате, впервые за всё время осуществления программы «Аполлон» было принято решение возвратить ракету-носитель со стартовой площадки в здание вертикальной сборки, а запуск, запланированный на 17 марта 1972 года, отложить. Обратная транспортировка состоялась 27 января 1972-го. Командно-служебный модуль был демонтирован и после всех замен снова водружён на своё место на вершине ракеты. 9 февраля «Аполлон-16» был окончательно установлен на стартовом столе. Следующее после 17 марта «окно» для запуска открывалось 16 апреля, далее - 14 мая.

В день запуска «Аполлона-16», 16 апреля 1972 года, первым в кабину корабля поднялся пилот командного модуля из дублирующего экипажа Стюарт Руса. В его обязанности входила проверка и, при необходимости, установка в нужное положение всех до единого переключателей на главной панели управления. В шпаргалке-инструкции всё, что ему необходимо было проделать, было расписано по 454 пунктам.

Примерно за три часа до старта свои места заняли члены основного экипажа. Командир Джон Янг - в левом кресле, пилот командного модуля Кен Маттингли - в центре, пилот лунного модуля Чарльз Дьюк - справа. Старт «Аполлона-16» с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида состоялся 16 апреля 1972 года в 17:54:00 UTC. Через 12 минут корабль вышел на расчётную околоземную орбиту. Далее в течение почти двух витков астронавты проверяли основные системы. На ночной стороне планеты они наблюдали грозы и лесные пожары в Африке.

Через 2 часа 33 минуты после старта был включён двигатель третьей ступени. Он отработал почти 6 минут, 341,9 секунды. «Аполлон-16» перешёл на траекторию полёта к Луне. Скорость корабля в этот момент составила 36 360 км/час. Ещё через 25 минут астронавты начали перестроение отсеков - манёвр, когда командно-служебный модуль отходит от третьей ступени, в верхней части которой находится лунный модуль, разворачивается в автоматическом режиме на 180°, стыкуется с лунным модулем и затем вытаскивает его из третьей ступени. По завершении разворота командно-служебный модуль находился примерно в 15 метрах от лунного модуля. Неожиданно для себя астронавты увидели вокруг третьей ступени и лунного модуля довольно плотное облако мельчайшего мусора. Для сближения на 4 секунды были включены двигатели системы ориентации служебного модуля. Но этого оказалось недостаточно. Потребовались ещё два очень коротких дополнительных включения, менее одной секунды каждое. Во время отхода от третьей ступени и разворота астронавтам не было слышно работы двигателей системы ориентации служебного модуля. Однако, когда расстояние между модулями сократилось до трёх метров, звук реактивных струй, ударяющих по обшивке лунного модуля, стал отчётливым. Астронавты увидели в иллюминатор летящие крупные хлопья и поток частиц коричневого цвета. Это разрушалась краска на кремнийорганической основе, которая была дополнительным средством теплоизоляции лунного модуля на случай, если корабль был бы запущен на сутки позже, и, соответственно, Солнце стояло бы на Луне выше над горизонтом. После стыковки на обшивке верхней части взлётной ступени лунного модуля были видны следы облетевшей краски. Кусочки и мелкие частицы краски окружали корабль вплоть до момента расстыковки на лунной орбите. Примерно через час после того, как экипаж доложил в Центр управления полетами в Хьюстоне о проблеме с частицами мусора, он получил инструкцию перейти в Лунный Модуль для его первого осмотра. Джон Янг и Чарльз Дьюк открыли переходной туннель и перешли в «Орион». Все системы корабля работали нормально. Никаких утечек в системах основного двигателя или двигателей системы ориентации не было. Через несколько минут астронавты вернулись в командный модуль. Второй осмотр лунного модуля был проведён на вторые сутки полёта. В ходе него предусматривались уборка корабля и проверка систем связи. Внутри лунного модуля было чисто, если не считать пары маленьких винтиков, которые проплыли мимо Янга и Дьюка и были ими немедленно собраны.

В самом начале третьих суток полёта Янг, Маттингли и Дьюк провели первый из двух запланированных экспериментов по наблюдению визуальных вспышек (фосфенов). Он продолжался 66 минут. (Такой же эксперимент в предыдущем полёте проводил экипаж «Аполлона-15»). Во время эксперимента Чарльз Дьюк надевал специальный шлем с нанесённой на стекло в районе глаз специальной чувствительной эмульсией для прямого измерения космических лучей, вызывающих визуальные вспышки. У Джона Янга глаза были закрыты повязкой, Кен Маттингли фиксировал результаты. Изначально предполагалось, что именно он будет в шлеме в течение всего эксперимента, но, по непонятной причине, он не видел ни одной вспышки. Маттингли стал единственным астронавтом после «Аполлона-11», который не наблюдал вспышек. Всего за 66 минут Янг и Дьюк отметили 70 вспышек. Командир наблюдал в среднем одну каждые 3,6 минуты, а пилот Лунного Модуля - одну каждые 1,3 минуты.

Параметры миссии

    Масса:

    • Стартовая масса: 2 921 005 кг

      Общая масса космического корабля: 46 782 кг

      • Масса командно-служебного модуля: 30 354 кг, из них КМ - 5840 кг, СМ - 24 514 кг

        Масса лунного модуля: (перед посадкой) - 16 666 кг, масса взлетной ступени при взлете с Луны - 4966 кг

    Витков вокруг Земли: около двух до старта к Луне, около одного при возвращении

    Перигей: 166,7 км

    Апогей: 176,0 км

    Наклонение: 32,542°

    Период обращения: 87,85 мин

    Витков вокруг Луны: 64

    Периселений: 107,6 км

    Апоселений: 315,4 км

    Наклонение: 168°

    Период обращения: 120 мин

    Координаты места посадки: 8.97301° S - 15,50019° E или 8° 58" 22.84" S - 15° 30" 0.68" E

Стыковка - расстыковка командно-служебного и лунного модулей

ВКД (внекорабельная деятельность)

    Янг и Дьюк - первая ВКД

    Продолжительность: 7 часов 11 минут 02 секунды

    Янг и Дьюк - вторая ВКД

    Продолжительность: 7 часов 23 минуты 09 секунд

    Янг и Дьюк - третья ВКД

    Продолжительность: 5 часов 40 минут 03 секунды

    Маттингли (Дьюк - в открытом люке КМ) - ВКД на пути к Земле

    Продолжительность: 1 час 23 минуты 42 секунды



План:

    Введение
  • 1 Экипаж
    • 1.1 Основной
    • 1.2 Дублирующий
    • 1.3 Команда поддержки
  • 2 Позывные кораблей
  • 3 Перенос старта
  • 4 Старт и полет к Луне
  • 5 Параметры миссии
    • 5.1 Стыковка - расстыковка Командно - Служебного и Лунного Модулей
    • 5.2 ВКД (внекорабельная деятельность)
  • Примечания
    Литература

Введение

«Аполлон-16» (англ. Apollo 16 ) - десятый пилотируемый космический корабль в рамках программы Аполлон, пятая высадка людей на Луну. Первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалеку от кратера Декарт. Это была вторая, после Аполлона - 15 Джей - миссия (англ. J - mission ) с акцентом на научные исследования. Командир экипажа Джон Янг и пилот Лунного Модуля Чарлз Дьюк провели на Луне почти трое суток - 71 час. Они совершили три поездки на Лунном Ровере - 2, общей протяженностью 26,7 километра. Три выхода на поверхность Луны продолжались в общей сложности 20 часов 14 минут. Было собрано и доставлено на Землю 95,8 килограмма образцов лунной породы.

Экипаж приземлилися в Тихом океане, 0°43′ южной широты, 156°13′ западной долготы.

В ходе этой экспедиции был установлен рекорд скорости передвижения по Луне на Лунном автомобиле - 18 км/ч.


1. Экипаж

1.1. Основной

  • Джон Янг - командир
  • Томас Матингли - пилот командного модуля
  • Чарльз Дюк - пилот лунного модуля

На момент полета командир Аполлона - 16 Джон Янг был самым опытным в отряде астронавтов США. Для него это был четвертый космический полет и второй полет к Луне. Первый раз он летал в космос в 1965 году в качестве пилота космического корабля Джемини 3. Второй раз в 1966 - командиром Джемини-10. Свой первый полет к Луне он совершил в мае 1969 года в качестве пилота Командного Модуля Аполлона - 10. В 1970 Янг был дублером Джеймса Ловелла, командира Аполлона - 13. Для Томаса (Кена) Маттингли это был первый полет в космос. Он готовился к полету Аполлона - 13 в качестве пилота Командного Модуля, но за три дня до старта был заменен дублером из - за опасений, что он заболеет краснухой, которую ему мог передать Чарлз Дьюк. Последний готовился к полету Аполлона - 13, как дублер пилота Лунного Модуля. Астронавты Аполлона - 13 из - за аварии так и не смогли совершить посадку на Луну, а Маттингли так и не заболел краснухой. Для Чарлза Дьюка полет тоже был первым. 20 июля 1969 года он был оператором связи (англ. ) во время исторической высадки на Луну экипажа Аполлона - 11 Нила Армстронга и Эдвина Олдрина.


1.2. Дублирующий

  • Фред Хейз - командир
  • Стюарт Руса - пилот Командного Модуля
  • Эдгар Митчелл - пилот Лунного Модуля

Все члены дублирующего экипажа имели опыт полета к Луне. Фред Хейз летал в качестве пилота Лунного Модуля Аполлона - 13, который из - за аварии Служебного Модуля не совершил посадку на наш естественный спутник. Стюарт Руса был пилотом Командного Модуля Аполлона - 14. Эдгар Митчелл летал вместе с ним, как пилот Лунного Модуля, и вошел в историю, как шестой человек, ступивший на Луну.


1.3. Команда поддержки

  • Филипп Чэпмен
  • Энтони Ингленд
  • Генри Хартсфилд, Мл.
  • Роберт Овермайер

Члены команды поддержки не проходили предполетной подготовки и, соответственно, не были кандидатами, которые могли бы претендовать на место в составе экипажа. Но они имели полномочия представлять основной и дублирующий экипажи на различных совещаниях, если последние были заняты в это время на тренировках. Во время полетов они, как правило, выполняли очень важные функции операторов связи (англ. CapCom - Capsule Communicator ).


2. Позывные кораблей

  • Командный Модуль - Каспер (назван в честь героя популярного мультфильма. Этот вариант предложил Кен Маттингли, потому что на телекартинке астронавты на Луне были очень похожи на привидений).
  • Лунный Модуль - Орион, по названию созвездия. (В древнегреческой мифологии - легендарный охотник. Лунный Модуль Аполлона - 16 впервые доставил на Луну ультрафиолетовый телескоп, который, как охотник, сделал первые астрономические фотографии с поверхности Луны).

3. Перенос старта

Первоначально старт Аполлона - 16 был запланирован на 17 марта 1972 года. В ноябре 1971 было решено заменить все три основных парашюта Командного Модуля из - за того, что в августе при посадке Аполлона - 15 один из них не раскрылся, и корабль садился на двух парашютах. 13 декабря 1971 года связка ракета-носитель Сатурн V - Аполлон - 16 была перевезена из сборочного ангара на стартовую площадку 39А. Однако последующие испытания привели к разрушению одной из тефлоновых камер для самовоспламеняющегося топлива в системе корректировочных двигателей Командного Модуля. Поскольку в ходе ипытаний использовался гелий, а не реальное топливо, ущерб был не очень велик. Но все равно топливную камеру нужно было заменять, а для этого требовалось снять тепловой щит Командного Модуля. Кроме того, возникла проблема с заменой одного из взрывчатых шнуров, которые отделяют Лунный Модуль от Командно - Служебного перед возвращением на Землю. Все это привело к решению перенести дату запуска. А ракета - носитель впервые за все время осуществления программы Аполлон была возвращена со стартовой площадки в сборочный ангар . Следующее после 17 марта окно для запуска открывалось 16 апреля.


4. Старт и полет к Луне

Старт Аполлона - 16 с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида состоялся 16 апреля 1972 года в 17:54:00 UTC. Через 12 минут корабль вышел на расчетную околоземную орбиту. Далее в течение почти двух витков астронавты проверяли основные системы. На ночной стороне планеты они наблюдали грозы и лесные пожары в Африке.

Старт Аполлона - 16

Вид Земли с орбиты до перехода Аполлона - 16 на траекторию полета к Луне

Через 2 часа 33 минуты после старта был включен двигатель третьей ступени. Он отработал почти 6 минут, 341,9 секунды . Аполлон - 16 вышел на траекторию полета к Луне. Скорость корабля в этот момент составила 36. 360 км/час . Еще через 25 минут астронавты начали перестроение отсеков - маневр, когда Командно - Служебный Модуль отходит от третьей ступени, в верхней части которой находится Лунный Модуль, разворачивается в автоматическом режиме на 180°, стыкуется с Лунным Модулем и затем вытаскивает его из третьей ступени. По завершении разворота Командно - Служебный Модуль находился примерно в 15 метрах от Лунного Модуля. Неожиданно для себя астронавты увидели вокруг третьей ступени и Лунного Модуля довольно плотное облако мельчайшего мусора. Для сближения на 4 секунды были включены коррекционные двигатели. Но этого оказалось недостаточно. Потребовались еще два очень коротких дополнительных включения, менее одной секунды каждое. Во время отхода от третьей ступени и разворота астронавтам не было слышно работы коррекционных двигателей Командно - Служебного Модуля. Однако, когда расстояние между модулями сократилось до трех метров, звук реактивных струй, ударяющих по обшивке Лунного Модуля, стал отчетливым. Астронавты увидели в иллюминатор летящие крупные хлопья и поток частиц коричневого цвета. Это разрушалась краска на кремнийорганической основе, которая была дополнительным средством теплоизоляции Лунного Модуля на случай, если корабль был бы запущен на сутки позже, и, соответственно, Солнце стояло бы на Луне выше над горизонтом. . После стыковки на обшивке верхней части взлетной ступени Лунного Модуля были видны следы облетевшей краски. Кусочки и мелкие частицы краски окружали корабль вплоть до момента расстыковки на лунной орбите. Примерно через час после того, как экипаж доложил в Центр управления полетами в Хьюстоне о проблеме с частицами мусора, он получил инструкцию перейти в Лунный Модуль для его первого осмотра. Джон Янг и Чарлз Дьюк открыли переходной туннель и перешли в Орион. Все системы корабля работали нормально. Никаких утечек в двигательной или реактивной системе управления не было. Через несколько минут астронавты вернулись в Командный Модуль. Второй осмотр Лунного Модуля был проведен на вторые сутки полета. В ходе него предусматривались уборка корабля и проверка систем связи. Внутри Лунного Модуля было чисто, если не считать пары маленьких винтиков, которые проплыли мимо Янга и Дьюка и были ими немедленно собраны.

В самом начале третьих суток полета Янг, Маттингли и Дьюк провели первый из двух запланированных экспериментов по наблюдению визуальных вспышек (фосфенов). Он продолжался 66 минут. (Такой же эксперимент в предыдущем полете проводил экипаж Аполлона - 15). Во время эксперимента Чарлз Дьюк надевал специальный шлем с нанесенной на стекло в районе глаз специальной чувствительной эмульсией для прямого измерения космических лучей, вызывающих визуальные вспышки. У Джона Янга глаза были закрыты повязкой, Кен Маттингли фиксировал результаты. Изначально предполагалось, что именно он будет в шлеме в течение всего эксперимента, но, по непонятной причине, он не видел ни одной вспышки. Маттингли стал единственным астронавтом после Аполлона - 11, который не наблюдал вспышек . Всего за 66 минут Янг и Дьюк отметили 70 вспышек. Командир наблюдал в среднем одну каждые 3,6 минуты, а пилот Лунного Модуля - одну каждые 1,3 минуты .

Снимок Земли, сделанный во время полета Аполлона - 16 к Луне. Видно западное полушарие. Большая часть территории США свободна от облаков


5. Параметры миссии

  • Масса:
    • Стартовая масса: 2 921 005 кг
    • Общая масса космического корабля: 46 782 кг
      • Масса Командно - Служебного Модуля: 30 354 кг, из них КМ - 5840 кг, СМ - 24 514 кг
      • Масса Лунного Модуля: (перед посадкой) - 16 666 кг, масса взлетной ступени при взлете с Луны - 4966 кг
  • Витков вокруг Земли: около двух до старта к Луне, около одного при возвращении
  • Перигей: 166,7 км
  • Апогей: 176,0 км
  • Наклонение: 32,542°
  • Период обращения: 87,85 мин
  • Витков вокруг Луны: 64
  • Периселений: 107,6 км
  • Апоселений: 315,4 км
  • Наклонение: 168°
  • Период обращения: 120 мин
  • Координаты места посадки: 8.97301° S - 15.50019° E или 8° 58" 22.84" S - 15° 30" 0.68" E

5.1. Стыковка - расстыковка Командно - Служебного и Лунного Модулей

  • Расстыковка : 20 апреля 1972 - 18:07:31 UTC
  • Стыковка : 24 апреля 1972 - 03:35:18 UTC

5.2. ВКД (внекорабельная деятельность)

  • Янг и Дьюк - первая ВКД
  • Начало первой ВКД : 21 апреля 1972, 16:47:28 UTC
  • Окончание первой ВКД : 21 апреля 1972, 23:58:40 UTC
  • Продолжительность : 7 часов 11 минут 02 секунды
  • Янг и Дьюк - вторая ВКД
  • Начало второй ВКД : 22 апреля 1972, 16:33:35 UTC
  • Окончание второй ВКД : 22 апреля 1972, 23:56:44 UTC
  • Продолжительность : 7 часов 23 минуты 09 секунд
  • Янг и Дьюк - третья ВКД
  • Начало третьей ВКД : 23 апреля 1972, 15:25:28 UTC
  • Окончание третьей ВКД : 23 апреля 1972, 21:05:31 UTC
  • Продолжительность : 5 часов 40 минут 03 секунды

21 апреля 1972 года по лесенке лунного модуля «Орион» спустился человек в неуклюжем белом скафандре. Старт «Аполлона-16» был назначен на 17 марта 1972 года. Но из-за поломок механизмов отделения лунного отсека и погрешностей в работе бортовых батарей он был перенесен на 16 апреля.

Старт и полет к Луне прошли нормально, но неисправность запасной системы регулирования тяги двигателя заставила астронавтов задержаться на орбите спутника Луны. В это время на Земле анализировали возможные последствия этой неисправности. Этого времени астронавтам хватило, чтобы они совершили три незапланированных витка. Наконец, через шесть часов посадка была разрешена.

Но участок посадки оказался загроможденным крупными камнями. Потому фактическая точка прилунения лежала в 150 метрах севернее и в 215 метрах западнее расчетной точки - плато Декарта. Плато Декарта не случайно выбрали для посадки пятой лунной экспедиции. Именно здесь предполагалось обнаружить следы вулканической деятельности.

21 апреля 1972 года по лесенке лунного модуля «Орион» спустился человек в неуклюжем белом скафандре. Это был Джон Янг, командир «Аполлона-16». Площадка вокруг лунной кабины была покрыта слоем пыли. Вслед за Янгом спустился и Дьюк. Но тут произошла оказия - Дьюк случайно уронил один прибор. В результате пыль поднялась такая, «как будто взорвалась бомба».

Космический корабль «Аполлон-16» провел на естественном спутнике Земли три дня. После завершения экспедиции экипаж «Аполлона-16» приводнился на Земле 27 апреля 1972 года менее чем в двух километрах от авианосца «Тикондерога», установив новый рекорд точности посадки для «Аполлонов».

Аполлон-16 это:

«Аполло́н-16» — десятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон». пятая высадка людей на Луну. Первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт. Это была вторая, после Аполлона-15 Джей-миссия с акцентом на научные исследования. В распоряжении астронавтов (как и у экипажа предыдущей экспедиции) был лунный автомобиль. «Лунный Ровер № 2».

Посадка на Луну едва не была отменена из-за возникших неполадок в резервной системе управления отклонением основного двигателя командно-служебного модуля на кардане. После тщательного анализа специалистами на Земле сложившейся ситуации и возможных последствий разрешение на посадку было дано с 6-часовой задержкой.

Командир экипажа Джон Янг и пилот лунного модуля Чарльз Дьюк провели на Луне почти трое суток— 71 час. Они совершили три поездки на «Лунном Ровере», общей протяжённостью 26,7 километра. Три выхода на поверхность Луны продолжались в общей сложности 20 часов 14 минут. Было собрано и доставлено на Землю 95,8 килограмма образцов лунной породы. В ходе этой экспедиции был установлен рекорд скорости передвижения по Луне на Лунном автомобиле — 18 км/ч.

Ракета Аполлон-16 продырявила Луну - ученые

Американские специалисты объявили о сенсационном открытии. Известный американский астрофизик Джефф Плеша из Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, изучая снимки Луны, сделанные аппаратом Lunar Reconnaissance Orbiter, обнаружил ударный кратер, оставшийся от падения ускорителя ракеты Сатурн-5. Она использовалась в ходе миссии Аполлон-16 в 1972 году.

Ученый нашел на поверхности Луны ударный кратер от падения ускорителя ракеты «Сатурн-5», которая принесла на Луну американских астронавтов в ходе миссии «Аполлон-16» в 1972 году. «Аполлон-16» ознаменовался пятой высадкой людей на Луну. В рамках одного из экспериментов в ходе миссии астронавты разбили ускоритель третьей ступени ракеты «Сатурн-5» о поверхность спутника. Таким образом астронавты смогли провести сейсмические измерения, позволяющие оценить внутреннюю структуру Луны.

Как уверяет Плеша, кратер остался на спутнике Земли от миссии Аполлон-16, в рамках которой состоялась пятая высадка людей на Луну. По его словам, американская ракета оставила на планете весьма существенную дыру, сообщает издание Science Alert.

Добавим, что специалисты до сих пор скептически относятся к факту полета американцев на Луну и находят спорные моменты, как на фотографиях, так и в видеохронике.

Согласно официальным данным, полет Аполлона-16 проходил с 16 по 27 апреля 1972 года. В рамках миссии США была совершена пятая высадка человека на Луну. Впервые лунный модуль приземлился в горной местности спутника.

Известный американский астрофизик Джефф Плеша из Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, изучая снимки Луны, сделанные аппаратом Lunar Reconnaissance Orbiter, обнаружил ударный кратер, оставшийся от падения ускорителя ракеты Сатурн-5 . Она использовалась в ходе миссии Аполлон-16 в 1972 году.

Как уверяет Плеша, кратер остался на спутнике Земли от миссии Аполлон-16, в рамках которой состоялась пятая высадка людей на Луну. По его словам, американская ракета оставила на планете весьма существенную дыру . сообщает издание Science Alert.

Добавим, что специалисты до сих пор скептически относятся к факту полета американцев на Луну и находят спорные моменты как на фотографиях, так и в видеохронике. Согласно официальным данным, полет Аполлона-16 проходил с 16 по 27 апреля 1972 года. В рамках миссии США была совершена пятая высадка человека на Луну. Впервые лунный модуль приземлился в горной местности спутника.

Источники: www.calend.ru, dic.academic.ru, odnako.su, dni.ru, www.segodnya.ua

Предназначение Cтоунхенджа

Стоунхендж - внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир. ...

Хрущевской оттепель: сфера управления

Деятели литературы и искусства благодаря Хрущевской оттепели получили определенную свободу действий. Над творческим процессом контроль государства ослабел, и соответственно стали появляться...

Скандинавская мифология

Сначала не было ничего: ни земли, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна черная бездна Гиннунгагап. ...

Запорожье - столица казачества Малой Руси

Своими достопримечательностями крупный административный центр на юге Украины ничем не уступает заграничным красотам. Вы можете смело покупать билет...

Как известно, земная атмосфера не пропускает ультрафиолетовое излучение. Поэтому астрономические наблюдения в этом спектре стали осуществляться лишь после начала космической эры. Для них использовались геофизические ракеты, космические аппараты и телескопы («Хаббл», «Астрон», SOHO, Swift), а также пилотируемые орбитальные станции («Скайлэб» и «Мир»). Но самые знаковые ультрафиолетовые наблюдения были выполнены на поверхности Луны в апреле 1972 года астронавтами экспедиции «Аполлон-16».
Для них использовалcя 22-килограммовый инструмент под названием UVC (Far Ultraviolet Camera/Spectrograph). Он представлял собой позолоченный трехдюймовый телескоп с подсоединенной к нему фотокамерой, с полем зрения 20 градусов. Во избежание перегрева UVC разместили в тени, отбрасываемой лунным модулем.

Прибор мог регистрировать свет на длинах волн от 50 до 160 нм. В этом диапазоне в основном излучают массивные звезды спектральных классов О, В и А с температурами поверхности от 10 тысяч до 50 тысяч градусов.

Всего камера сделала 178 снимков лунного неба. Астронавты фотографировали звезды, туманности, Большое Магелланово облако и Землю. Камера сумела запечатлеть звезды с видимой звездной величиной +11 и даже овал полярного сияния над Землей.

По сей день импровизированная обсерватория экспедиции «Аполлон-16» остается единственной в истории внеземной обсерваторией, работавшей на поверхности другого небесного тела. Но в целом, стоит сказать, что идея строительства на Луне полноценного телескопа уже давно будоражит умы астрономов. На сегодняшний день существует множество предложений и проектов по строительству лунной обсерватории. Как знать, может нам повезет стать свидетелями реализации одного из них? Ну а пока, вот несколько изображений лунного неба, сделанных 45 лет.