Почему стоит ожидать того, что качество аспирантских диссертаций вскоре упадет, как у аспирантов меняется философское осмысление мира, чем аспирантура похожа на смертную казнь и на кубинские ретроавтомобили, сайт рассказали ученые и преподаватели, узнавшие о том, что защита диссертаций по окончании аспирантуры станет обязательной.

На днях министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что теперь любая аспирантура будет обязательно оканчиваться защитой диссертации. Соответствующее положение, по словам министра, и в ближайшее время документ будет опубликован для обсуждения на портале правовой информации.

«Я убеждена, что аспирантура заканчивается диссертацией, если не можешь защититься, значит, тебе не быть ученым», - заявила министр на встрече с молодыми исследователями в Дальневосточном федеральном университете.

После того как в 2013 году был принят новый закон об образовании, аспирантура стала рассматриваться как третья ступень образования, а не как начало научной работы. В том, что предшественники Васильевой с реформой поторопились, а аспирантуре необходимо вернуть научный статус, уверены как ученые, так и министерские чиновники. Этот вопрос они подробно обсуждали на совместном заседании совета Российского союза ректоров и Президиума РАН в МГУ в конце июня. Тогда исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов аккуратно назвал реформу аспирантуры поспешной и предложил вернуться именно к научной аспирантуре. Министр Васильева эту идею поддержала и пообещала в том числе сделать .

Когда защита диссертации станет обязательной для аспирантов, пока неизвестно, рассказал сайт заместитель министра образования и науки Григорий Трубников. «Мы хотим это обязательно обсудить на Совете по науке при Министерстве, с Российской академией наук, с Ассоциацией ректоров и с Союзом ректоров. Это вопрос сложный, и тут не стоит цель как можно быстрее это дело реформировать. Мы спокойно все обсудим и эволюционным путем придем к исследовательской аспирантуре. Когда это состоится, зависит в первую очередь не от министерства, а от университетского и от научного, академического сообщества», - подчеркнул Трубников.

Так ли обязательна защита?

Введение обязательной защиты вряд ли повысит качество диссертаций, считает , руководитель аспирантской программы Сколтеха по направлению «Науки о жизни» Константин Северинов.

Эта инициатива вредная и глупая. Она приведет к ухудшению уровня диссертаций, так как и руководители аспирантов, и сами аспиранты будут вынуждены гнать халтуру, чтобы выполнить требования обязательной защиты по окончании аспирантуры.

Константин Северинов

Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

«Руководство министерства должно быть обеспокоено разработкой мер по улучшению качества образования и науки в нашей стране, а не начетничеством и желанием достичь бессмысленных показателей, которые позволят рапортовать об успехах "на бумаге", ухудшив ситуацию на деле», - считает Северинов.

Аспирантура должна быть нацелена на защиту диссертаций, но при этом необходимо сделать сроки защиты более гибкими, отмечает проектор МГУ Алексей Хохлов. «Нельзя от организации требовать защиты диссертации точно в срок окончания аспирантуры, поскольку это приведет к дальнейшему падению качества защищаемых диссертаций. Поэтому неправилен такой подход, когда нужно обязательно защитить диссертацию в срок, иначе организация будет наказана», - заявил Хохлов.

Профессор РАН, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Сергей Попов сравнил введение обязательных защит с ретроавтомобилями в Гаване. «Во многом система науки в России вообще и аспирантура в частности напоминают мне эти машины. А попытки министра что-то реформировать - ремонт таких машин. Можно обсуждать, в какой цвет их красить, можно переставлять руль с правой стороны на левую, можно менять обивку то на одном сиденье, то на другом (в зависимости от текущей концепции). Но все это не имеет отношения к нормальному автопрому или возможности граждан купить современный автомобиль», - прокомментировал Попов.

От инициативы министерства не будет ни вреда, ни пользы, отметил философ и социолог Григорий Юдин (НИУ ВШЭ). «Это бесполезная и безвредная инициатива, как и большинство инициатив Васильевой. Заставлять защищаться никого все равно невозможно, даже если пригрозить смертной казнью», - подчеркнул эксперт.

Что нужно изменить в подготовке аспирантов

Обязательная защита - не единственное нововведение в аспирантуре. Изменения могут коснуться и программ подготовки аспирантов. Как их менять, Министерство образования и науки планирует обсудить с учеными и преподавателями вузов. «Все лучшее, конечно, останется. Все, что работает, все, что дает эффективную подготовку квалифицированных кадров, конечно, все эти практики останутся обязательно», - пообещал Григорий Трубников.

Сейчас много вопросов вызывают вступительные и кандидатские экзамены, обязательные курсы и педагогическая практика. В перечень обязательных вступительных испытаний во многих университетах входит «Философия». Аспиранты первого года обучения слушают курс по «Истории и философии науки» и сдают по нему кандидатский минимум. Однако качество философской подготовки аспирантов оставляют желать лучшего. «Этот экзамен всегда был насмешкой над философией, осмысленно подготовиться к нему было невозможно, и единственное, чему он надежно обучал, так это отвращению к философии. По счастью, некоторые университеты, такие как ВШЭ, начали отменять его как обязательный экзамен, и пока никто не жалуется, что уровень философского осмысления мира у аспирантов снизился», - заявил Григорий Юдин.

Ввести в программу обязательных курсов можно и более актуальные для аспирантов предметы, считает профессор Университета Северной Каролины и МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор химических наук Александр Кабанов. «Философия в зависимости от специальности, может, и нужна, но далеко не всем. Для химиков, биотехнологов, фармацевтов (области, которые я представляю хорошо) вместо философии я бы ввел какие-то другие курсы, современные и более полезные для специальности, которых не хватает выпускникам вузов. Это могут быть статистические методы, которым, по моим старым представлениям, учат не очень хорошо, или информатика, или курс, сфокусированный на взаимоотношении различных дисциплин, с целью подготовки специалистов к междисциплинарным, "конвергентным" исследованиям в будущем», - рассказывает Кабанов.

Кабанов добавил, что вместо философии внимание в подготовке аспирантов следует уделять иностранному языку. «Успехи в философии, конечно, не отражают способность поступающих к творческой научной работе. Куда важнее способность хорошо говорить и связно выражать свои мысли, в том числе по-английски», - отметил он. Такого же мнения придерживается и Константин Северинов.

Уровень владения английским подавляющего большинства выпускников российских аспирантур, мягко говоря, не высок, а те, кто знает язык, выучили его не благодаря официальным занятиям в аспирантуре.

Константин Северинов

Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

Помимо философии и качества преподавания английского языка, вызывает вопросы и то, что аспиранты обязаны преподавать. «Педагогическая практика не обязательна, но возможна, - считает Александр Кабанов. - За деньги и добровольно. Чтобы желающим аспирантам платили за ограниченное количество преподавательских часов».

По мнению Константина Северинова, педпрактика, наоборот, должна стать важным элементом подготовки кандидатов наук. «Другой вопрос, что правильно организовать педагогическую практику сложно, ведь речь должна идти не о мытье пробирок или переключении слайдов для профессора. Человек со степенью кандидата в принципе должен быть способен профессионально провести лекцию на университетском уровне в области своей специализации. Было бы здорово, если бы подготовка и чтение нескольких лекций были частью аспирантуры. Так же, как и руководство дипломниками. Лучший способ что-то понять самому - это объяснить другому», - полагает ученый.

Философию и педпрактику, по мнению Сергея Попова, едва ли можно считать проблемой российской аспирантуры. Он считает, что в аспирантуру (в основном по гуманитарным направлениям) часто идут люди, которые не планируют строить академическую карьеру и заниматься научными исследованиями. Более того, в России не работает «нормальная система организации науки» и нет запроса на аспирантов. «Это видно уже по отсутствию, скажем, сколько-нибудь заметного числа китайских-индийских постдоков в России. Это хороший индикатор», - поясняет Попов.

Едва ли реформирование аспирантуры в научную сторону что-то изменит, считает эксперт. «В короткой перспективе это приведет к тому, что просто ничего не изменится. Будут ругать руководителей за то, что не обеспечили достаточное число защит, но руководители уже привыкли, что их ругают за невыполнение каких-нибудь невыполнимых требований вроде так называемых "майских указов президента". Или пойдет поток очень слабых защит», - сетует Попов.

С ним согласен и Константин Северинов. «"Испеченные" по новым правилам "кандидаты" в будущем будут занимать различные руководящие посты в системе высшего образования и в науке, так что ущерб от предложенных мер, если они будут приняты, будет долговременный и переживет нынешнего министра», - согласился Константин Северинов.

Реформа аспирантуры (как и системы присуждения ученых степеней), возможно, даст большую автономность вузам. «В целом последняя реформа системы аттестации научных кадров показывает, что мы постепенно приходим к тому, что каждый университет может иметь собственные представления о том, как он хочет обучать аспирантов, что с них спрашивать и какие экзамены принимать», - комментирует Григорий Юдин.

По мнению Алексея Хохлова, необходимо отлеживать, насколько эффективна аспирантура в той или иной организации. «Если видно, что из года в год аспиранты, проучившись три или четыре года, уходят безо всякой защиты, не имеют никаких публикаций и идут работать в место, не связанное с наукой, это плохо. Если они публикуются регулярно на протяжении всего срока аспирантуры, защищаются, не обязательно в срок, но в течение одного, максимум двух лет после окончания аспирантуры, и после этого они используют свои знания, работают по специальности, это хорошо», - подводит итог Хохлов.

На прошлой неделе в РАН состоялись слушания по развитию аспирантуры в России, в которых приняли участие президент Академии наук Александр Сергеев и его коллеги, а также представители Министерства науки и высшего образования и Рособрнадзора. С докладом о предложениях по развитию научной аспирантуры России выступил член-корреспондент РАН Юрий Ковалев [ , ].

— 1 ноября в Академии наук прошли общественные слушания о научной аспирантуре. Каков главный итог состоявшейся дискуссии, на ваш взгляд?

— Мне кажется, был достигнут консенсус: мы категорически не можем позволить, чтобы произошла очередная болезненная и тяжелая реформа аспирантуры. При этом научная аспирантура должна быть организована так, чтобы было удобно научным и образовательным организациям, аспиранты вместе со своими руководителями могли заниматься именно наукой, а российские дипломы кандидатов наук признавались в мире.

— Идея, предложенная Советом по науке, чтобы существовали как научные, так и научно-педагогические аспирантуры, многими коллегами была отвергнута. Большинство высказалось только за научные аспирантуры…

— Год или полтора назад, когда мы начали заниматься этим вопросом в Совете по науке прошлого Министерства образования и науки, я тоже говорил о том, что нужна только научная аспирантура. Однако обсуждение этого вопроса с чиновниками Минобрнауки привело к пониманию, что помимо значительного числа организаций с серьезной научной компонентой есть не менее значительное число образовательных организаций, которым аспирантура нужна для доучивания своих магистров до уровня, необходимого для работы преподавателем в вузах. Для них крайне важно иметь возможность в рамках аспирантуры дать выпускникам магистратур дополнительные знания, необходимые для работы преподавателем. В рамках современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) таким аспирантурам работается хорошо, но аспирантам, стремящимся к научной работе, и их научным руководителям в этой системе неудобно. Поэтому мы предлагаем вариант, который направлен на вариативность и существование двух путей развития аспирантуры.

Первый — научно-педагогическая аспирантура . Если уровень подготовки магистров недостаточен и организации нужно доучить человека, то ей можно пойти по пути научно-педагогической аспирантуры. Тогда большое количество учебных часов, которые запланированы в рамках ФГОСов, будут организации в помощь. Может быть, организация захочет еще больше часов на лекции и семинары. Логично, если после завершения подобного обучения люди будут получать дипломы об окончании аспирантуры и с этими дипломами смогут преподавать. Тогда не нужно будет пытаться «лепить» слабых кандидатов наук, если у молодых коллег нет цели работать в науке.

Второй путь — научная аспирантура. На слушаниях в РАН как раз обсуждалось, чтó сегодня мешает научной аспирантуре. Обязаловка по «палкам» большого количества учебных часов приводит к тому, что наши аспиранты сидят на не очень нужных им занятиях. В рамках научной аспирантуры должно быть минимальное количество учебных курсов — только то, которое необходимо для сдачи кандидатских минимумов. И это всё! Остальное время наши аспиранты должны заниматься научной работой: учиться и выполнять исследовательскую работу.

Мы считаем, что научная аспирантура должна заканчиваться защитой диссертации. Соответственно, в ее рамках мы должны готовить кандидатов наук. Хочу заметить, что пожелание заканчивать научную аспирантуру именно защитой диссертации не должно привести к требованию 100% защит по окончании аспирантуры. Иначе в этом случае далеко не все диссертации будут на необходимом высоком уровне.

Вариативность, которую мы предлагаем, можно реализовать в рамках существующего закона об образовании изменением ФГОСов. Это как раз и позволит вузам и научным организациям выбирать, по какому пути в рамках аспирантуры они хотят пойти. Замечу, что существуют и другие пути решения данной задачи. Они обсуждались нами и коллегами на общественных слушаниях.

— Воспринимаются ли ваши идеи Министерством науки и высшего образования?

— Да, у нашей рабочей группы есть взаимопонимание с министерством о том, как идеи, связанные с научной аспирантурой, претворить в жизнь. Но следующий шаг сейчас должна сделать Академия наук по результатам состоявшихся общественных слушаний. Как было сказано во время заключительного слова президента РАН А. М. Сергеева и вице-президента РАН А. Р. Хохлова, будет подготовлен результирующий документ, который должен отразить консенсусное мнение, сформированное в ходе этого обсуждения. И этот документ будет направлен в Министерство науки и высшего образования.

Теперь вопрос в том, какой документ подготовит Академия наук и как на него отреагирует министерство. У меня позитивные ожидания. Мне кажется, что на слушаниях мы все, при существующей разнице в деталях, говорили об одном и том же. Нам вместе с чиновниками необходимо принять решение о том, как наиболее оптимально с точки зрения закона и наиболее эффективно и безболезненно для научно-образовательных организаций, аспирантов и их научных руководителей реализовать решение обсуждаемых выше задач.

Минобрнауки подготовило план реформы одной из самых традиционных форм обучения на постсоветском пространстве – аспирантуры. Неудивительно – в настоящий момент кандидатские диссертации защищают только треть аспирантов, прочие же используют свой статус совсем в других целях. Как именно предлагается реформировать аспирантуру и какой ожидается результат?

Накануне в Минобрнауки , что рассматривают варианты реформирования аспирантуры. По мнению авторов реформы, новшества позволят нивелировать ряд негативных моментов, с которыми вынуждены сталкиваться россияне, претендующие на ученую степень.

На сегодняшний день в аспирантуру может поступить выпускник вуза, имеющий степень магистра или бакалавра, предварительно сдав кандидатский минимум. За три года обучения он обязан написать научную работу по своей специальности, опубликовать минимум две научные статьи в специализированных журналах, собрать документы для допуска к защите, провести не менее 50 часов преподавательской работы. Каждый из пунктов несет в себе сложности и риски, поэтому только 30% поступивших в аспирантуру готовы защищать диссертацию.

«Я не знаю ни одного аспиранта, который смог был за три года написать научную работу, несмотря на аспирантский план. После трех лет соискатель получал в институте справку, которая продлевала период обучения, – рассказал газете ВЗГЛЯД кандидат исторических наук Александр Чаусов. – К тому же нельзя было сразу защитить научную работу, в диссертационных советах была очередь из соискателей. Но и после защиты приходилось долго ждать официальных документов, подтверждающих ученую степень».

В итоге аспирантура часто становится ширмой, за которой молодые люди скрываются от военной службы. И даже те, кто искренне желал связать свою жизнь с наукой, раз за разом сталкиваясь с препятствиями, отказываются от идеи получить научную степень.

Представители научного сообщества объясняют это тем, что результат часто не оправдывает затраченных усилий:

«Вузовский преподаватель (кандидат наук) зарабатывает меньше, чем менеджер среднего звена, особенно в регионах. Поэтому зачастую пребывание в аспирантуре никак не связано с мотивацией к защите диссертации. Педагогическая составляющая в аспирантуре мне тоже, конечно, кажется лишним элементом, вся эта необходимость отвлекаться от своего исследования на задания и зачеты», – считает доктор филологических наук, завкафедрой журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Татьяна Каминская.

По ее мнению, трехступенчатая система образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура) не оправдала себя, поскольку все три ступени мало связаны между собой:

«У меня было несколько аспиранток, которые, написав одну главу и одну статью для ВАКовского журнала (Высшая аттестационная комиссия – прим. ВЗГЛЯД), на этом этапе сходили с дистанции, понимая, что усилия эти одного года – всего лишь четверть того, что требуется. А продвижения в вузе либо вообще трудоустройства им никто не гарантирует.

В результате в нашем вузе средний возраст 40 лет – это очень хороший показатель, и для многих кафедр недостижимый. Остаются или фанатики науки, или те, кто успел защититься еще в советские времена или 90-е, когда не было такой формалистики и волокиты».

«Золотой век» советской аспирантуры

Аспирантура как форма подготовки специалистов высшей квалификации возникла в РСФСР в 1925 году, в 1930-х годах распространилась в вузах и НИИ СССР, когда страна выстраивала новую систему подготовки научных и педагогических кадров. В аспирантуру принимали специалистов с высшим образованием, отработавших по своей специальности от двух лет. Возраст соискателей был не менее 35 лет, при этом государство давало два–три года на написание и защиту научной работы. За это время аспирант получал достойную стипендию, сравнимую с зарплатами в крупной промышленности.

В послевоенный период советская власть провозгласила подготовку научных кадров основополагающим принципом государства. До 60-х годов были приняты постановления по улучшению подготовки и аттестации специалистов, были повышены стандарты диссертационных работ, стимулирующие институты и вузы для подготовки высококвалифицированных кадров. Все это способствовало тому, что с 60-х годов аспирантура в СССР переживала подъем: в 1968 году в аспирантуре обучалось свыше 96 тыс. человек.

Однако после развала Советского Союза престиж ученой степени резко упал, она перестала быть признаком элитарности. Аспиранты и доктора могли работать за идею и с призрачной перспективой зарплаты, оставаясь в вузах и НИИ, уходить в более прибыльные сферы или уезжать за рубеж. В итоге

период с 1995 по 2012 гг. в научной среде называется «аспирантским пузырем» – и считается откровенным провалом в системе вузовской аспирантуры.

Высокие требования для соискателя ученой степени остались фактически на том же уровне. Однако времени, достаточной финансовой поддержки от государства, индивидуальной помощи от научного сообщества часто недостаточно.

С еще большими трудностями сталкиваются аспиранты из бывших советских республик, поскольку часто собственной научной базы не хватает, процент защитивших диссертацию там еще ниже. Например, в Белоруссии в 2014 году из 1148 аспирантов успешно защитились только 67 человек.

О необходимости реформ в этой сфере специалисты Министерства образования и науки говорили давно: глава ведомства Ольга Васильева , что Минобрнауки предлагает вернуть обязательную защиту диссертаций для аспирантов, обсуждает возможность увеличить срок аспирантуры с трех до пяти лет и разделить ее на два этапа.

«Есть несколько разных сценариев. Научное сообщество и вузовское сообщество, профессиональное должно выбрать самую адекватную и самую современную модель аспирантуры. Она может быть двухуровневой или двухэтапной», – считает замглавы Минобрнауки Григорий Трубников.

Он пояснил, что при реализации такого сценария первый этап, который будет длиться два–три года, предполагает три традиционных экзамена: специальность, иностранный язык и, возможно, философия, а также квалификационный экзамен по итогам обучения. «И эта аспирантура целиком финансируется из бюджета, то есть это бюджетные места», – отметил Трубников.

Второй этап, по его словам, также продлится два или три года и будет представлять собой специализацию по конкретной области наук, по которой аспиранты собираются защищать свою кандидатскую работу. При этом аспирант может получать стипендию как из бюджетных средств, так и по системе грантов.

«Я полностью согласен с Трубниковым. Государственная аспирантура должна обязательно заканчиваться кандидатской диссертацией.

Сейчас процент защит крайне мал. Государство тратит огромные деньги на подготовку кадров высшей квалификации, но защита аспиранта зависит лишь от волевых качеств его руководителя, старательности и интеллекта самого аспиранта»,

– сообщил газете ВЗГЛЯД проректор по научной работе Дальневосточного федерального университета, д.б.н., профессор Кирилл Голохваст.

По словам замминистра, реформа предполагает, что по завершении первого уровня аспирантуры молодой ученый обязан будет защитить квалификационную работу, которая будет являться неким аналогом степени PhD в зарубежных университетах (PhD – это аналог российского кандидата наук, академическая степень, присуждаемая университетами в большинстве стран – прим. ВЗГЛЯД).

Трубников предлагает обсудить взаимное признание квалификационного диплома, который был бы аналогичен зарубежному диплому PhD. Профессор Кирилл Голохваст подчеркнул, что кандидатская степень российского кандидата наук автоматически признается во всем мире научным сообществом.

Кризисный постперестроечный период в российской научной среде преодолевается поэтапно, но до второго «золотого века» ему далеко, считают эксперты. Однако государство больше не готово пускать на самотек систему послевузовского образования и вместе с правами дает аспирантам больше обязанностей. Оставляя высокие стандарты качества диссертационных исследований, Минобрнауки может в рамках реформы снять бюрократические и преподавательские обязанности с аспиранта. Увеличение стипендий и гранты позволят аспиранту меньше думать о личном бюджете. Таким образом время для написания научной работы освободится, и у молодого ученого, если он действительно намерен заниматься наукой, а не тянуть время, больше не будет объективных причин не выходить на защиту диссертации.

​За крупными и грозными событиями политики и экономики, несколько в тени пребывает грядущая реформа российской аспирантуры. Не столь уж многих занимает эта, относительно небольшая часть образовательной сферы - да, может быть, не так уж сильно она и меняется. Но некоторые нюансы тут есть.

Аспирантура, вообще-то, всегда пребывала как бы «между образованием и наукой». Между ними, она и останется - вопрос лишь в том, «на какую ногу» упор будет сильнее. «Точкой отсчета» в данном случае станет последняя редакция федерального закона об образовании, вступившая в силу в 2013 году и назначившая аспирантуру третьим этапом высшего образования.

Это повлекло за собой ряд мер - прежде всего, по обеспечению надлежащего объема учебных часов и занятий. И, помнится, руководство многих научных институтов, где были аспиранты и где их рассматривали прежде всего как молодых ученых, оказалось и озадачено, и обеспокоено, как теперь быть.

И вот, похоже, предстоит «наклон в другую сторону» с переносом центра тяжести все-таки «на научную ногу». С таким заявлением выступил президент Российской академии наук Александр Сергеев. Заявление было очень кратким - зато президент РАН не просто «выдвинул инициативу», но обещал решение вопроса в ближайшее время, благо все уже согласовано с новым министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым .

Изменений, собственно, четыре: во-первых, все аспиранты будут обязаны написать научную работу (с чем сейчас дело обстоит далеко не благополучно). Во-вторых, объем учебных часов для них будет сокращен - пока не сказано, насколько. «Уменьшить объем педагогики, не накручивать огромное количество часов лекций», - поставил задачу академик Сергеев.

В-третьих, срок аспирантуры может быть продлен до пяти-шести лет - не всем подряд, а тем, кому это реально нужно для завершения научной работы. И, наконец, в-четвертых, аспирантам, вроде как, помогут материально. Президент РАН сформулировал это так: «К примеру, можно будет давать аспирантов только туда, где руководители и институты докажут, что они смогут с самого начала обеспечить нормальную зарплату».

Последнее, возможно, вызвало оживление у образованной публики. За постсоветские годы россияне уже привыкли к тому, что не только аспирантская стипендия не может рассматриваться вообще как деньги, но и на зарплату научную жить нельзя. Сейчас это стало не совсем так - но, тоже, смотря где. История выживания ученых сложна и драматична.

В советские времена на аспирантскую стипендию (а она называлась именно стипендией), помнится, можно было прожить - одинокому целеустремленному молодому ученому, не претендовавшему ни на какие излишества. Иные из нас, выросшие в интеллигентских семьях, помнят назидательные родительские рассказы о том, как у них в НИИ был один аспирант - замечательный головастый парень из бедной семьи, из глубинки. И брюки-то у него были рваные - и, чтобы их не показывать лишний раз, он безвылазно сидел в лаборатории да в библиотеке - а в итоге так блестяще защитился, ему вместо кандидата сразу доктора присвоили.

Иногда случалось и так. Другое дело, что далеко не все аспиранты были столь фанатично преданы науке - возраст же аспирантский, «в самом соку», способствовал как раз ускоренному созданию семей, и те 70 брежневских рублей уже проблемы не решали. А после 1991 года всем этим назиданиям пришел конец - ни в каких, даже самых рваных брюках, молодому ученому стало не выжить.

Однако, если серьезно, можно было бы ожидать, что ректоры и вузовская профессура отнесутся к переменам в аспирантуре отрицательно или, как минимум, настороженно - все-таки, это означает как бы некоторое сокращение их «сферы влияния», выигрыш «конкурирующей организации». Пока вузовское сообщество не спешит высказываться, но некоторые голоса уже свидетельствуют, что ситуация сложнее.

В поддержку «научного сдвига аспирантуры» в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказались профессор Высшей школы экономики, академик Российской академии образования Виктор Болотов, за чьими плечами работа заместителем министра образования РФ и руководителя Рособрнадзора, и проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Андрей Марголин.

«Когда принимался закон об образовании - когда, собственно, аспирантура и стала третьим уровнем - еще тогда было очень много споров. Зачем это делать? - рассказал Болотов. - В российской традиции уровень образования всегда дает право на некоторую профессиональную деятельность. Вопрос: на какую профессиональную деятельность дает право завершение аспирантуры?».

Сторонники последней версии закона пытались на это ответить: мол, дает оно право на преподавание в высшей школе. «А что, в высшей школе нельзя преподавать, не завершив аспирантуру? - спросил Виктор Болотов. - Половина нынешних преподавателей ее не завершала, и прекрасно преподает, особенно практики. Решение тогда приняли, а ответ на этот вопрос так и не был даден. Что дало аспирантам то, что аспирантуру превратили в третий уровень высшего образования, так до сих пор и непонятно».

Поэтому, как считает Болотов, «ничему не навредит отмена этого решения». «Правда, это надо делать через закон, - подчеркнул собеседник агентства. - Надо менять закон об образовании».

Виктор Болотов одобрил сокращение учебных занятий, «школярства» - «потому что в аспирантуре надо научную литературу читать, статьи писать, учиться исследовать». Дифференцировать сроки аспирантуры - тоже правильно, ибо, как напомнил опытный педагог, «в разных отраслях знаний требуется разное количество времени на написание завершенного научного текста и, даже если по статьям защищаться - на создание результата». Особенно в экспериментальных науках - физике, химии, где эксперименты длятся по нескольку лет, и надо их еще и оформить.

Идея, что не все институты могут получить право на аспирантуру, а только те, которые смогут доплачивать аспирантам - естественно, не просто так, а за то, что они участвуют в реализации проектов и преподавании дисциплин, связанных с их научной деятельностью, тоже представляется собеседнику правильным.

«Исследования ВШЭ показали, что больше половины аспирантов подрабатывают. Это было и в советское время. И если подработка не связана с их научной деятельностью, то это мешает научной работе, защите и т. д., - рассказал Виктор Болотов. - Когда прежний министр Дмитрий Ливанов был ректором МИСиС, он жестко поставил условие, что если профессор не может найти работу аспиранту, связанную с его деятельностью, и платить приличные для жизни деньги, то он такому профессору аспирантов не давал».

Проректор РАНХиГС Андрей Марголин также подчеркнул что «в эпицентре, конечно, должны быть научные исследования, а не сами эти учебные занятия в больших количествах».

«Я, честно говоря, поддерживаю эту точку зрения, потому что я не думаю, что аспирантура как третья форма высшего образования была правильным решением, - отметил Марголин. - Аспирантура - это про исследования, а не про учебный процесс. Поэтому все-таки гораздо лучше, чтобы аспиранты имели много времени для подготовки диссертации».

Из собственно-учебных занятий, по мнению проректора, аспирантам, скорее, нужны некоторые дополнительные курсы. «Например, по написанию статей в рейтинговых журналах - это особая технология, - отметил Андрей Марголин. - По работе с разнообразными базами данных. Может быть, по методологии научных исследований как таковых».

На естественный в таком случае вопрос - а зачем же тогда, не столь уж давно, принимали такую редакцию закона? - ответы прозвучали тоже для нашей страны естественные «Есть принцип неуправляемости прошлого, - заметил Марголин. - Значит, в момент корректировки закона так сложился консенсус - сторонники аспирантуры как третьего этапа высшего образования оказались в большинстве». Виктор

Болотов в данной связи процитировал известную фразу депутата Госдумы Олега Смолина: «Большинство проголосовало, не приходя в сознание».

Леонид Смирнов

  • Внимание чиновников к исследованиям ученых оборачивается лишь усилением бюрократического пресса

    ​Президент РФ Владимир Путин рассказал о планах по заманиванию обратно в Россию наиболее успешных ученых-россиян. Избранный в сентябре 2017 года новый президент Российской академии наук Александр Сергеев энергично взялся за дело (в минувшем январе оба президента встретились и остались довольны друг другом).

  • Правительство призывает менять школьную программу в соответствии с научно-техническим прогрессом

    Правительство обязало Минобрнауки совместно с академиками проверять научное обоснование всех предлагаемых изменений в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Ранее в Минобрнауки неоднократно называли действующие стандарты "пустыми" и осенью 2017 году попытались перейти на новую версию ФГОС с "детализацией требований" к результатам обучения.

  • Историк Игорь Федюкин о правилах защиты диссертации как метафоре государственного управления

    Процедура защиты диссертаций, т. е. допуска в профессию, едва ли не самое больное место российской науки. С одной стороны, качество защищаемых работ и самой процедуры защиты нередко оказывается позорно низким, на грани (или за гранью) профанации; коррупция и плагиат давно уже носят массовый характер.

  • Его пример – другим «Наука»: почему важнейший национальный проект может сработать вхолостую

    ​1 октября, правительство должно представить окончательный вариант национального проекта «Наука», одного из 12 нацпроектов, определенных в майском «суперуказе» президента РФ Владимира Путина. Реализация нацпроекта начинается с 1 января 2019 года.

  • Вузы России неоднозначно оценили планы по реформированию аспирантуры

    ​Аспиранты и преподаватели вузов считают своевременной дискуссию о реформировании аспирантуры, однако их мнения по поводу предложений Минобрнауки РФ разделились. С одной стороны, увеличение сроков обучения позволит больше времени уделить глубине и качеству научных исследований.

  • В частности, продлится обучение и увеличится время на научную работу. Аспирантом в России быть непросто: приходится тратить время на подработки, а не на науку. Есть те, кто даже уезжает учиться за рубеж. Поможет ли реформа?

    Глава Российской академии наук Александр Сергеев анонсировал реформу аспирантуры. Он предлагает продлить обучение там до 5-6 лет, при этом уменьшить количество лекций и увеличить число часов на научную работу. Обязательной станет и защита кандидатской диссертации, сейчас это по желанию. Плюс в первые годы аспирантуры можно было бы ввести специальные меры финансовой поддержки для аспирантов, считает глава РАН.

    «Гуманитарии» сейчас учатся в аспирантуре три года, «естественники» — четыре. Многие иногородние идут в аспирантуру ради общежития. Некоторые молодые люди пытаются увильнуть от армии — защитивших кандидатскую не призывают. Есть и те, кто грезит о карьере преподавателя или ученого — без аспирантуры не защитишь кандидатскую диссертацию. Но жить на стипендию аспиранта невозможно — в среднем по стране она не выше 10 тысяч рублей.

    Ирина Абанкина директор Института развития образования ГУ ВШЭ «Очень многие университеты, если берут студентов, не ограничиваются только стипендией, но и зачислением по внутреннему совместительству на полставки в научные сотрудники, и действительно выплачивают вознаграждение уже за работу в научных исследованиях, в научных проектах».

    Предыдущая реформа прошла два года назад. Аспирантуру превратили в продолжение системы бакалавриат — магистратура. Количество предметов увеличилось, из-за этого времени на написание кандидатской стало гораздо меньше, а она может стать обязательной, жалуется аспирант журфака МГУ Максим. При этом приходится подрабатывать. У него работа в музее на ставке в 20 тысяч, плюс он водит частные экскурсии по Москве, но это только в теплый сезон. Многие его знакомые зарабатывают на жизнь репетиторством. О поддержке научных проектов говорить не приходится, рассказывает Максим:

    Максим аспирант факультета журналистики МГУ «Есть система грантов, но получить грант крайне сложно, и это огромная ответственность с точки зрения отчетов. На гранты подают все-таки уже состоявшиеся ученые, а аспирантам это и не так просто, только если научный руководитель этим будет заниматься. Стало больше разных дополнительных предметов помимо основных, по которым сдаются экзамены кандидатского минимума. Ты ощущаешь себя немножко жителем мира Кафки, который идет куда-то к замку долго, но его по дороге все время что-нибудь отвлекает. Если это сократят, будет замечательно».

    Сокращение числа лекций может навредить как студентам, так и преподавателям, уверен Илья Утехин, профессор факультета антропологии Европейского университета, который сейчас существует как исследовательский центр в Санкт-Петербурге:

    Илья Утехин профессор факультета антропологии Европейского университета «Если мы позволим инициативы, когда научное сообщество само организует что-то новое и позволяет аспирантуре быть реально обучающей, тогда действительно мы преодолеем то отставание в области науки и в области высшего и самого высшего образования, которое явно проявляется сейчас при сравнении России и развитых стран».

    Business FM поговорила с теми, уехал учиться в аспирантуру за рубеж. Выпускница физфака МГУ Диана Гришина в 2013 году мечтала связать свою жизнь с российской наукой. Но с перспективой получать примерно шесть тысяч рублей в месяц в аспирантуре Диана понимала, что наукой придется жертвовать. Она начала искать в интернете предложения за рубежом. Ее труды в области создания трехмерных фотонных кристаллов из кремния заинтересовали нидерландских ученых. Во многих европейских странах аспирант может спокойно жить без подработок, продолжает Диана Гришина:

    Диана Гришина аспирант, выпускница физфака МГУ «Тебя нанимают на должность «молодой ученый», у тебя контракт на четыре года с фиксированной зарплатой, нет никаких лекций, ты только сам иногда учишь студентов, но в конце ожидается, что ты напишешь диссертацию. Когда набирают аспирантов, то у группы уже есть финансирование, которое она выиграла как грант, то есть такого не может быть, что деньги закончились, тебе больше нечего делать. Нет никаких войн, которые я очень много видела у нас на факультете. Иногда мне казалось, что в России очень много ученых, которые в основном заняты не наукой, а поиском денег на науку. Надо подавать заявки сильно заранее, даже на какие-то мелочи. Помню, как на физфаке я хранила образцы в коробочках из-под йогурта, потому что мы не могли купить коробочек для образцов».

    Что касается увеличения срока обучения, тут есть как минусы, так и плюсы. Из недостатков — статус «вечный студент». Из преимуществ — все наверняка будут успевать завершить кандидатскую. Сейчас некоторые студенты не укладываются в три-четыре года.