Артикуляция – это понятие, которое означает, насколько правильно и отчетливо вы произносите звуки. Красивая речь важна для всех, неважно, диктор вы или обычный офисный работник. И для её грамотного построения обязательно необходимо овладеть основами артикуляции.

Артикуляция в русском языке, как и во всех остальных, состоит из нескольких этапов.

  • Экскурсия – начало, самый первый этап, который обозначает подготовку частей речевого аппарата к произнесению звука.
  • Выдержка – то, как вы произносите звук. При этом важно учитывать положение речевого аппарата – оно должно отвечать нормам.
  • Рекурсия – завершающий этап. Речевой аппарат завершает свою работу, его составляющие переходят в состояние покоя или готовятся к произнесению следующего звука.

Однако такая четкая последовательность событий характерна только для произношения одного звука. Это выглядело бы так четко, как на схеме, если бы человек проговаривал звуки по отдельности.

В реальной речи, повседневной, этапы «накладываются» друг на друга, их четкость смазывается. Выдержка часто сливается с рекурсией предыдущего звука. Человек не успевает тщательно подготовить органы к произношению звука, поэтому экскурсия не выражается как следует. Из-за этого речь становится невнятной.

Это не значит, что вы должны четко произносить каждый звук, выделять его интонацией. Это было бы просто невозможно, общение бы затруднилось. Правильное произношение предполагает, что сначала вы научитесь теории, научитесь её применять, а затем она перейдет в безусловный рефлекс.

Рассмотрим это на примере произношения звука «Т». С ним часто возникают проблемы, потому что неподготовленные к правильному произношению люди выражают звук слишком невнятно. Он получается сиплым, сдавленным.

Вот как следует произносить звук «Т»:

  • Следите за парой «воздух – язык». Воздух не должен быть направлен на связки, потому что в этом случае как раз и получится сиплый вариант, о котором говорилось выше.
  • Направляйте струю воздуха четко на язык.

Тренировка по произношению этого звука позволяет улучшить не только произношение, но и повысить упругость языка, хорошо потренировать речевой аппарат.

Вы уже ознакомлены с теорией по произношению звука «Т». Сначала вы будете долгое время следить за тем, как он звучит у вас в повседневной речи, но затем, когда вы убедитесь, что говорите правильно, эта информация закрепится, у вас больше не будет нужды поправлять себя и следить за собой.

Артикуляционная гимнастика

Что это такое? Такая гимнастика предназначена для разогревания мышц . Эти упражнения необязательно выполнять в какое-то определенное время суток. Можно легко применять их время от времени, потому что они просты и не требуют особого внимания.

Гимнастика для щёк включает следующие упражнения:

  • Представьте, что вы – хомяк. Нужно набрать воздуха за одну щеку, потом плавно «перегнать» его под нижнюю губу, ни в коем случае не размыкая губ. Затем переходите к другой щеке, крайней. Повторить такой цикл нужно несколько раз.
  • Следующее упражнение похоже на предыдущее в плане того, что снова нужно использовать воздух. Наберите его в рот и надуйте щеки. Крепко сомкните губы. Теперь нужно попытаться вытолкнуть воздух наружу, но ни в коем случае не открывайте рот! Вы почувствуете небольшое давление, которое хорошо разогреет щеки.

Для того, чтобы разогреть нижнюю челюсть, можно применить одно нехитрое упражнение, которое многие люди делают неосознанно. Можно просто двигать нижней челюстью по кругу, взад-вперед, тем самым подготавливая её к правильной дикции. Тут нужно быть осторожным, так как можно случайно вывихнуть челюсть. Не переусердствуйте.

Вы когда-нибудь пробовали зевнуть с закрытым ртом? Если нет, то обязательно попробуйте. Это поможет разогреть нёбо. Другой способ – скопировать полоскание рта. Если сложно это представить, то сначала реально прополоскайте рот, а затем имитируйте эти движения самостоятельно. Со временем у вас начнет получаться.

После выполнения этих заданий можно переходить к упражнениям для улучшения артикуляции, которые зависят от проблемных звуков, которые у вас есть. Существуют специальная , и многие другие, которые вы можете найти на данном сайте. Некоторым людям достаточно простого развития речевого аппарата, ведь у многих он слаб, поэтому нуждается в тренировках. Упражнения выше помогут исправить ситуацию.

Артикуляция позволяет научиться правильно произносить не только проблемные звуки, а и все, что имеются в русском языке, ведь большинство людей даже не подозревает, что те или иные звуки они произносят неправильно.

ЗВУКИ «С» И «СЬ»
Губы растянуты и слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута,посредине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз. При мягком «сь» спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.



ЗВУК «Ц»
Звук «Ц» образуется при слиянии двух звуков «Т» и «С».
Губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты или сближены.
Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с небом. Кончик языка слегка отдергивается от нижнихзубов.



ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ «Ш, Ж, Ч, Щ»
Шипяшие звуки «Ш, Ж, Ч, Щ» одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части неба и находится за верхними резцами – это «верхние» шипящие. Шипящие звуки могут быть и «нижними», что менее желательно. При нижних шипящих кончик языка отодвигается от нижних резцов, а к переднему небу поднимается спинка языка. При произнесении шипящих края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам. При произнесении шипящих воздух проходит по щели (желобку), которая образуется между языком и твердым небом.

ЗВУК «Ш»
Губы немного округлены и вытянуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним алльвеолам (бугоркам за верхними резцами), но не касается твердого неба, с которым образует щель. Боковые края языка плотно прижатыы к верхним коренным зубам. Выдыхаемая воздушная струя обильная и теплая.



ЗВУК «Ч»
Губы слегка выдвинуты вперед, но меньше, чем при «Ш». Расстояние между губами 1 мм. Возможно верхнее и нижнее положение передней части языка. При «верхнем» положении кончик языка находится в положении близком «верхнему» «Ш», при нижнем в положении близком нижнему «Ш». В обоих случаях края языка прижаты к верхним коренным зубам. Напряжение тока воздуха сильное.



ЗВУК «Щ»
Звук «Щ», подобно другим шипящим может быть «верхним» и «нижним». Положение органов артикуляции (губ, языка, голосовых связок) такое же как при звуке «Ч». Обычно «верхнему» «Ч» соответствует и верхний «Щ», а «нижнему» «нижний».



ЗВУКИ «Л» И «ЛЬ»
Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка приподнят и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. При мягком «ЛЬ» задняя часть языка опущена, а передняя часть спинки языка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол.

ЗВУКИ «Р»
Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними резцами) и соприкасается с ними вов ремя вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

Звук «РЬ»
Передний край языка передвигается вперед и опускается ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет. Пинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше. Слышится короткий одноударный звук «РЬ».

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Поэтому мы даем описание нормальных артикуляций всех гласных, что поможет воспитателю в случае надобности исправить тот или иной дефект. Методика же дана только для более часто наблюдающихся случаев.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его).
Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Устранение недостатков произношения звуков и, ы

Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
и .
«Лошадки». Дети в упряжке бегают и ржут: ииии.. .иии...
и и э (е) . Воспитатель поправляет.
Стишки, потешки, в которых часто перемежаются звуки и, э (е) :
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зернышки и крошки.
Он немножко поклюет
И «спасибо» запоет.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Убежит Кирюшка в сад,
Петушок зовет назад.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка».
Это стихотворение можно инсценировать: рассказчик - все дети, спрашивает же воспитатель или один из ребят.
Игры и тексты для обучения звуку ы .
«Телефон». Дети передают друг другу поочередно звуки и-ы .
Стишки, потешки, в тексте которых часто встречается звук ы рядом с и :

Чище мойся - воды не бойся.

Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, Вымыл хвостик,
Вымыл ухо, Вытер сухо.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.

У пней, погляди-ка,
Растет земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые - спелы,
Которые - белы,
Которые - сладки,
Которые - гадки.

Полезна игра в «Театр». По фотографиям-открыткам детских головок или куклам отгадываются звуки.

Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях

Для устранения замены и звуком э (е) пользуются такими приемами:
1) делают гимнастику языка - поднимание и опускание средней части спинки языка;
2) то же повторяют с соответствующим произнесением при слегка оскаленных зубах, поочередно: эиэиэи... , затем и-и-и-..., пи-би-ки-ги .
Если ы произносится как и (рил - рыл, сипал - сыпал), кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают (шпателем) несколько ниже.
В случае вообще неотчетливого произнесения гласных (мало раскрывается рот, ребенок говорит сквозь зубы, не вполне правильно лежит язык, недостаточно растягиваются, выпячиваются, поднимаются и раскрываются губы) после гимнастики языка, губ произносят отдельно каждый звук и потом комбинации их (слитно на одном выдохе): аоуэиы, иоуаэы , потом бабобу-бэбибю и т. п.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Русский язык очень красивый и многогранный, но огромную роль играют не только слова,
но и само произношение - как человек говорит, насколько правильно и точно выражать свои мысли.

Сегодня начинаем небольшую серию замечательных уроков по развитию техники речи.

Урок первый — Артикуляция, в котором мы узнаем, как добиться отчетливой и красивой речи и натренировать артикуляционный аппарат.

Практические упражнения

Расслабление челюсти.

Сжимаем левую руку в кулак, подставляем кулак под челюсть и пытаемся открыть рот. После нескольких неудачных попыток убираем кулак и челюсть падает вниз.

Указательными и большими пальцами обеих рук поднимаем и опускаем челюсть, двигаем ее взад и вперед без помощи челюстных мышц.

Разминка для губ.

Покусываем верхнюю губу. Покусываем нижнюю губу. Покусываем обе губы.

С силой втягиваем губы в себя, расслабляя «делаем» улыбку и показываем зубы, вытягиваем губы трубочкой вперед. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Верхняя губа наверх, нижняя свободна. Нижняя губа вниз, верхняя свободна. Главное сохранить неподвижность всего лица. Верхняя губа наверх, нижняя вниз.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Вытягиваем губы трубочкой вперед и расплываемся в улыбке, но не показываем. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Разминка языка.

Аккуратно покусываем кончик языка. Аккуратно покусываем середину языка. Достаем языком до подбородка и аккуратно покусываем корень языка.

«Чистим» зубы языком. Важно чистить зубы везде, и снизу и сверху и в труднодоступных местах. Язык должен быть очень активен.

Язык бьется попеременно то об одну, то о другую внутреннюю сторону щеки.

Делаем упражнение «болталка». Очень быстро высовываем и прячем язык назад.

Садимся, кладем руки на колени, корпус опускаем вперед, высовываем язык и активно трясем головой.

Практические упражнения для развития артикуляции смотрим в видео, а ниже, как всегда, немного теории (для особо любознательных:)

Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Чтобы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться правильного произношения каждой согласной и гласной в отдельности.

Для начала в общих чертах ознакомимся с устройством речевого аппарата. Полость рта спереди и с боков ограничена зубами, сверху нёбом, снизу - языком. Эти органы речевого аппарата и участвуют в образовании членораздельных звуков.

Сзади твердого нёба слизистая оболочка формирует складку - мягкое нёбо. Его бока срастаются со стенками глотки, а нижняя часть остается свободной и переходит в язычок.
Пространство между мягким нёбом и корнем языка называется зевом. За зевом идет полость глотки, разделяющаяся на пищевод и гортань или верхнюю часть дыхательного горла.
На первом кольце дыхательного горла лежит перстневидный хрящ, который как бы служит основанием гортани и остается неподвижным, но к нему прикрепляются мышцы, управляющие движением других хрящей.
На узкой, обращенной вперед части перстневидного хряща лежит подвижный щитовидный хрящ.
По обе стороны задней расширенной части находятся два меленьких черпаловидных хряща.
Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами таким образом, что между связками остается голосовая щель.

Щитовидный хрящ может подниматься и опускаться, а черпаловидные - смыкаться и раздвигаться. Благодаря этому голосовые связки натягиваются и расслабляются.
Высота тона зависит от напряжения и длины голосовых связок (у женщин голос выше, так как у них связки короче, чем у мужчин).
За гортанью следует дыхательное горло или трахея, бронхи и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на веточки, заканчивающиеся пузырьками - альвеолами.
Легкие представляют собой два полуконуса, лежащие в грудной полости.
Легкие ограничены снизу диафрагмой - мышечным колоколом, отделяющую грудную полость от брюшной.


Артикуляция гласных звуков

Когда мы произносим гласные звуки, выдох должен быть совершенно беззвучным и теплым.

Артикуляция звука У - рот складываем трубочкой. Воздух выдыхаем в узкое кольцо губ.

Звук Ы - губы раскрываем, зубы раздвигаем на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди (неправильный прикус), выдыхаемый воздух не должен стлаться по стенкам гортани (это даст неприятный призвук), а выходить в середину отверстия между зубами.

Артикуляция звука И - расстояние между зубами - кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней (правильный прикус). Во время выдоха следим, чтоб воздух шел прямо в отверстие между зубами, не ударяясь в верхние зубы, иначе будет свист.

Звук О - рот в кольцо, более широкое, чем на У. Воздух выходит теплой, широкой струёй.

Прежде чем приступить к артикуляции звуков А и Э, следует научиться широко открывать гортань. Для этого плотно закроем губы, зажмем пальцами нос и произнесем несколько раз звук М (м-м-м).
Ясно ощущается поднятие нёбной занавески, расширение гортани и если обхватить горло рукой, то чувствуется выпирание зева вперед.
Проделывайте эту гимнастику в течении двух недель по двадцать раз каждый день, затем постарайтесь зевнуть по-настоящему, сохраняя тоже положение.

Звук Э - губы раскрываем горизонтально, расстояние между зубами - большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска приподнята. Выдох направляем в середину зубов, воздух не должен стелиться по полости рта. Артикуляция звука А - гортань открыта широко, нёбная занавеска поднята, рот - большое кольцо, нижние зубы закрыты губой. Выдох очень теплый.

Когда усвоена артикуляция гласных звуков в отдельности, начинаем сочетать звуки:

У - У - Ы - Ы

У - У - И - И

У - У - О - О

У - У - Э - Э

У - У - А - А

Следим за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (нельзя выдыхать толчками) и за точностью открытия рта и разжимания зубов. Нужно обратить в привычку правильное движение диафрагмы.
С каждым днем делайте упражнение быстрее и быстрее. Требуется довести подвижность губ и диафрагмы до непринужденной легкости.



Артикуляция согласных звуков

Согласные звуки, также как и гласные, должны быть поставлены на правильном выдохе. Уже одно это поможет исправить легкие дефекты речи.
Надо ясно представлять, какие части речевого аппарата (язык, зубы, губы) участвуют в артикуляции и какой силы поток воздуха нужен для произношения согласной.
Согласный звук надо произносить ярче и сильней, чем в разговорной речи.

Механизм вбирания воздуха при произношении гласных, остается таким же и для согласных. При выдыхании следите, чтоб воздух не задевал связок (при сильном выдохе) и не стлался по полости рта (при слабом выдохе).

Звук П - образуется при размыкании губ. Закройте рот, возьмите воздух, пользуясь нижним дыханием, подведите его к сомкнутым губам и разорвите их силой воздушного потока.

Артикуляция звука Б - звук также образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и сильным выдохом выбросьте их наружу. Не примешивайте какой-либо гласный звук.

Звук Т - образуется с помощью языка. Внимательно следите, чтобы воздух был направлен только на язык, не задевая связок, в противном случае это даст неприятный сиплый призвук. Над звуком Т нужно работать долго и упорно. Это уничтожает вялость языка, развивает его упругость, силу.

Звук Д - также образуется движением языка. Кончик языка, упираясь в то же место, где образуется Т, как бы приклеивается к нёбу. Потоком воздуха язык отрывается вниз.

Звук Х - образуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Если произносить звук Х на сильном выдохе, он будет резкий, неприятный. Если же с легким выдохом провести его через гортань, получится тихий, мягкий звук.

Звук К - происходит при смыкании тех же органов речи, у маленького языка. С помощью сильного короткого выдоха воздух моментально выбрасывается из гортани.

Звук Г - также происходит при смыкании задней спинки языка с мягким нёбом, но ниже. Подражая грудному ребенку, произнесите "аг-г-гу". Вы ясно ощутите то место, откуда исходит звук. При произнесении звука Г следите, чтобы звук был чистый, без примеси К или Х.

Артикуляция звука Н - язык сильно прижимаем к нёбу. Кончик языка упирается в верхние зубы, которые слегка открыты. Губы образуют горизонтальную щель. Легкую струю воздуха направляйте на кончик языка, но не в нос. Зажмите пальцами ноздри и зафиксируйте положение речевого аппарата на звуке Н. Затем произносите Н с открытым носом, не усиливая и не ослабляя звука, иначе Н будет с примесью гнусавости.

Звук М - произносите М, зажав ноздри. Ясно чувствуется расширение гортани, слабая струя воздуха направляется в губы, слегка разрывая их. Зафиксируйте положение рта и направление воздуха, и затем произнесите М с открытым носом, не ослабляя губ и не усиливая звука, чтобы звук не стал гнусавым.

Звуки В и Ф - происходят при одинаковом положении рта. Верхняя губа приподнята, верхние зубы обнажены, нижняя губа соприкасается с верхними зубами.

При артикуляции звука Ф сильный поток воздуха, подаваемый движением диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между верхними зубами и нижней губой.

При звуке В нижняя губа слегка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух процеживается, напоминая звук виолончели. По чистоте произношения, звук В - один из самых трудных. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не примешался звук Ф и В не потерял звучность.

Артикуляция звука Л - вначале язык подтянут к нёбу, а кончик упирается в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный поток воздуха, попадая на переднюю часть языка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте несколько раз, не отнимая языка. Когда место образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отрывом языка.

Звук Р - получается от быстрого колебания или вибрации передней части языка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно произнесите несколько раз звук Д и сразу же звук Р. Получится: д-ррр.

Звук Ч - губы мягко раскрыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка приближается к зубной части нёба. Для произнесения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным коротким движением диафрагмы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длительном выдохе Ч звучит как Щ.

Звук Ц - язык артикулирует к верхним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. Иначе будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, направлен на нижнюю губу и подбородок. При длительном выдохе Ц превратится в С.

Чтобы Ц и Ч были короткими, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.

Звук С - язык легко приподнят к зубам. Раскрытые губы, нижняя губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Протяжный и сильный выдох, поток воздуха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик языка не был между зубами.

Звук Ш - зубы обнажены, губы раскрыты, расстояние между зубами незначительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной части нёба. Струя воздуха направлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа прижата к зубам, или нижняя челюсть будет впереди верхней, это вызовет шепелявость.

Звук Щ - положение рта - как и при Ш, но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и сильный выдох.

Звук З - положение рта - как при С. Звук З питается небольшим количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик языка приводится в легкое колебание. Если язык перестанет вибрировать, к звуку З может присоединиться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, нужно произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.

Звук Ж - зубы обнажены, губы мягко раскрыты, расстояние между зубами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Количество выдыхаемого воздуха незначительно, ощущается его колебание на языке.

Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются коротким движением воздуха. Эти звуки нельзя протянуть, не прибавив к ним какой-либо гласной.

В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, кроме силы, есть и продолжительность звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на верхнем дыхании.

Звуки Ч и Ц, если их протянуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и четкости произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно чаще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К-Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.

П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х-Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усвоены все твердые согласные, приступаем к работе над мягкими согласными. Некоторые согласные звуки произносятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только мягко (Щ, Ч).
Все остальные - мягко или твердо, все зависит от гласной, которая следует за ними. Когда произносим мягкие согласные столб воздуха, который их питает, гораздо слабее.

Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , так как к ДЬ зачастую примешивается звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире открывать рот. Кончик языка направлен к передней части нёба.

ЛЬ - размягченный язык, отодвигается вглубь рта, его кончик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику языка, а стелется по его бокам.

РЬ - язык вибрирует ниже, чем при твердом Р, ближе к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком случае тренируйте: д-рь, д-рь-д-рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появлялось РИ.
avernus.ru

Небольшой мастер-класс от преподавателя курсов Искусство речи в Санкт-Петербургской школе телевидения Юлии Вяловой.


Удачи и успехов Вам!!!

Лекция 2. Артикуляционные и акустические характеристики русских звуков. Полный фонетический разбор.

План.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков по:

а) месту образования,

б) способу образования,

г) твердости / мягкости,

д) длительности / краткости.

Подробная характеристика работы речевого аппарата при образовании звуков каждой группы.

3. Типология гласных по:

а) месту изгиба языка,

б) степени подъема языка,

в) участию губ.

Подробная артикуляционная характеристика и группировка звуков.

4. Графические интерпретации артикуляционной классификации гласных русского языка.

5. Акустическая классификация звуков. Учение о различительных признаках в общей и русской фонетике.

6. Порядок и методика фонетического анализа (транскрипция, место ударения, слогоделение, определение типов слогов, харак-ка звуков)

7. Фонетический разбор в школьной практике.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков.

Характеристику согласных составляют пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость.

а) Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п, б, м] (пассивный орган - верхняя губа) и губно-зубными : [в, ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается или смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными : [т, д, с, з, н], когда передняя часть языка направляется к зубам, и передненёбными : [р, ш, ж, ч"], когда она направлена к передней части нёба. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные : [j]. Заднеязычные либо средненёбные : [к", г", х"] либо задненёбные : [к, г, х].

· Губно-губные [б, п, м]

· Губно-зубные [в, ф]

· Переднеязычно-зубные [т, д, с, з, н, л, ц]

· Переднеязычно-передненебные [р, ш, ж, ч]

· Среднеязычно-средненебные [j]

· Заднеязычно-средненебные [г’, к’, х’, γ’]

· Заднеязычно-задненебные [г, к, х, γ]

б) Способ образования согласного - это характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие это бывает двух родов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые .

Щелевые (фрикативные - от лат. fricatio - "трение") образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных орга­нов речи, представляющих узкую щель. Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в, ф, з, с, ж, ш, j]. При щелевых боковых воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами: [л, л"].

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие . Взрывные согласные содержат в своем образовании два момента: сначала происходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом. Таковы, например, [п, б, т, д, к, г]. Аффрикаты (или смычно-щелевые, слитные) содержат, как и взрывные, тот же начальный момент - полную смычку органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц, ч"]. Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной (носовой) занавески; воздух свободно протекает через носовую полость: [м, н]. Дрожащие образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р"].

· Щелевые / фрикативные

Боковые [л, л’]

Срединные [в, ф, з, с, ш, ж, j, х, γ]

· Смычные

Носовые [м, м’, н, н’]

Взрывные [п, б, д, т, г, к]

Аффрикаты (слитные) [ц, ч]

Дрожащие (вибранты) [р, р’]

в) соотношению голоса / шума, По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р, л, м, н, j] и шумные [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч", ш]. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [б, в, г, д, ж, з]. Разница между сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч", ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т. е. по звонкости и глухости, согласные звуки образуют пары [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] и др. Звук [ц] глухой. Но у него есть звонкая пара - звук [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным, например, в словах плацдарм, спецзадание, Шпицберген, это отец был, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч"] и звонкий [дж"]. В словах алчба, начбазы, лечь бы, мяч закатился, это дочь была произносится не [ч"], а его звонкий заместитель [д"ж"]. Он, как и [дз], появляется перед звонким шумным согласным.



г) твердости / мягкости, Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образования мягких согласных тело языка концентрируется в более передней части, а при образовании твердых - в более задней части ротовой полости. [в"]ил- [в]ыл, [п"]ил- [п]ыл, [л"]ёг- [л]ог, [р"]яд- [р]ад. Это основное движение по горизонтали сопровождается напряжением и приподнятием разных участков языка. При образовании мягких согласных напрягается и приподнимается по направлению к твердому нёбу передняя часть языка. При образовании твердых согласных напрягается и приподнимается по направлению к мягкому нёбу задняя часть языка. Согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"] и др. У [ж] пара [ж"], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж"]ы - вожжи, дро[ж"]ы - дрожжи. Так произносят эти слова многие говорящие на литературном языке. (Допустимо и произношение твердого [ж] на месте [ж"].)

Только у [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу является основной артикуляцией. Без этой артикуляции никакого согласного звука вообще не возникает.

д) длительности / краткости

2. Парность согласных звуков в вузовской и школьной трактовке.

3. Типология гласных

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти.

Классификация гласных строится на трех признаках: а) месту изгиба языка, б) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, в) участии губ.

а) месту изгиба языка, (По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали) различаются гласные переднего рядa [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а]. Простейшая таблица русских гласных такова (она именуется квадратом Р.И. Аванесова):

б) степени подъема языка,По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

в) участию губ. По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные ) и неогубленные (нелабиализованные ). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.