Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

Как работают арт-терапевты

Психотерапевты, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

Как помогает изотерапия

Самый распространенный и наиболее изученный на сегодняшний день вид арт-терапии – это или изотерапия. Все малыши любят рисовать, а специалисты по этому виду детского творчества, исходя из рисунков ребенка, способны классифицировать его эмоциональное и психическое состояние, и оказать ему помощь в борьбе с обнаруженными страхами и комплексами.

Если ребенок проявляет интерес к рисованию, то родителям можно начинать учить его самостоятельно, а потом отдать на занятия в художественную студию, где навыки ребенка будут развивать дальше.

В вашем браузере отключен JavaScript

Все переживания ребенка, которые он не может высказать словами, отражаются в его рисунке. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в , характер штрихов и линий – все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, выражают в красках свое настроение, показывают свой внутренний мир, выплескивают все скопившиеся внутри эмоции, а грамотный специалист ненавязчиво обсуждает все это с ними, чтобы лучше понять психологическое состояние своих маленьких пациентов. Процесс избавления малыша от страхов будет наглядно отражаться в его последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.

Чем полезна психотерапевтическая лепка

Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

Специалистами по арт-терапии разработана одна из самых интересных для ребенка и полезных для лечения его психического здоровья методика – маскотерапия. Сам малыш или врач лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Арт-терапевт объясняет малышу, что теперь все плохое ушло из него и осталось в этой маске, и теперь про нее нужно просто забыть, оставив ее навсегда брошенной в кабинете врача.

Как помогают звуки и танцы

Музыкотерапевты – психотерапевты, работающие со звуками и музыкой, пока еще встречаются в нашей стране достаточно редко, однако постепенно эта профессия все-таки набирает популярность. снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем малыша.

Во время музыкальных психотерапевтических занятий врач объясняет малышу базовые понятия из музыки в виде игровых образов. Арт-терапевт рассказывает детям о волшебной стране Гармонии, в которой правит королева Мелодия, король Ритм и так далее. Такие занятия не только дают детям необходимые базовые навыки, но и позволяют им отвлечься от проблем в реальном мире.

Также существуют и специальные методики для детей, имеющих задержки психомоторного развития. Во время таких сеансов малыши учатся развивать двигательные функции под соответствующий музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное напряжение и увеличивает их подвижность.

Чем полезен песок для детей

Все дети любят играть с песком, а специалисты арт-терапии, наблюдая за ними, могут анализировать состояние малышей и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Как помогает театр

Еще одним направлением арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Чем полезна сказкотерапия

Сказкотерапия – это арт-терапия для самых маленьких. Во время таких занятий врач просит малыша поговорить с ним о каком-либо сказочном сюжете и проанализировать его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию. Основными целями являются эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе.

Виктория Грицук

Уважаемые Родители! Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

Арт – терапия:

Помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

Помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;

Развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

Арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

Помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

Вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Занимаясь с малышом, помните, что руки малыша еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие иди несформированность этих умений сердит и расстраивает малыша, подскажите, помогите малышу – как нужно правильно выполнять определенное действие, но ни в коем случае не критикуйте.

Мы уверены в том, что для каждого из вас важна жизнь, эмоции, ощущения, взгляд на мир вашего ребенка, предлагаем использовать вам в общении с вашими детьми следующие игры, которые содержат в себе направления арт – терапии.

Рисование на мокрой бумаге

Окуните лист белой бумаги в воду, затем удалите лишнюю воду при помощи губки. Нанесите любой цвет на бумагу, пусть малыш обратит внимание как краска «расползается» по листу, как появляются нежные, размытые полутона. Дайте возможность малышу самому поэкспериментировать. Когда рисунок высохнет подумайте вместе с малышом, что это может быть - дом, лес в тумане, вечерний закат или еще что-нибудь.

Отпечатки на бумаге

Отпечатывать на бумаге – можно разными способами – половинкой картофеля, поролоном, сжатым кусочком скотча, смятым кусочком бумаги, комочком шерстяных ниток, осенними листочками, нанося на эти материалы краску.

Игра «Следы невиданных зверей»

Вы можете нарисовать или приклеить изображение любого животного на лист белой бумаги (можно даже выдумать несуществующее животное и его нарисовать) и предложить ребенку проставить следы этого животного, кусочком мятой бумаги можно дорисовать падающий снег, а кусочком картофеля – «отпечаток» солнца. Фантазия здесь может быть безгранична, помните важен не продукт – а сам процесс.

Техника монотипии

Игра «Зимняя сказка»

Возьмите чистый лист бумаги и небольшой кусочек нитки тонкой или полушерстяной смочите ее в краске и рисуйте ею разнообразные узоры, проводя по бумаге.

Разбрызгивание краски, случайные мазки, кляксография

Игры «Новогодний салют», «Дружные цвета», «Лопнул пузырь», «Падает снег».

На чистый лист бумаги ударяйте пальчиком на смоченную кисточку в краске под углом 90 градусом. В результате нанесения разноцветных брызг можно получить новогодний салют.

Штриховка. Каракули. Графика

Игра «Помоги ежику собрать овощи»

С помощью мелков, карандашей учите малыша проводить прямые линии – строя дорожку для ежика, которому нужно найти нарисованное яблочко, шишку, грибок (нарисованный вами) в конце листа.

Использование пальчиковых красок

Игры «Дорисуй котику усы», «Нарисуй колеса машине», «Нарисуй ежику иголки».

Игры с пластилином

Игра «Пластилиновые узоры»

Научите отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, лепите шарики, затем нажимайте на них, получая пластилиновое «пятнышко». А если нажимать на шарик и тянуть пальцем вниз – получится пластилиновая линия.

Игра «Пластилиновая мозаика», «Укрась пирог», «Выложи дорожку из камушков».

Нанесите на пластиковую дощечку или картон пластилин тонким слоем толщиной 5 мм. При помощи ножечка определите контур рисунка (пирог, дорожка, курочка Ряба и т.д.). Предложите крупы ребенку – горох, фасоль, зерна кофе, маленькие ракушки, камушки, бусины и т.д. Используя прием вдавливания, покажите ребенку, как можно оформить картину.

Приемы тесто пластики

Игра «Печем пирожки», «Разноцветные бабочки»

Проводя время на кухне за приготовлением пищи, вы можете изготовить соленое тесто, добавить в него пищевые красители (сок свеклы, моркови). Таким образом, получится цветное тесто. Пусть малыш лепит по своему желанию, помогите малыша слепить то, что он хочет. Потом поставьте полученный продукт в духовку и запеките. Полученные фигурки при определенной обработке можно будет использовать как брелоки, талисманы или магниты на холодильник. Во всяком случае, для ребенка важен сам процесс творчества.

Игра «Ямки»

Слепите с малышом комочки и теста, надавливая пальцем на комочки образуйте ямки - в них спрячьте изюминки (кусочек ягоды, фасоль, горох). Это можно сделать и с обычным тестом, запечь и предложить малышу попробовать.

Игры с песком

Прежде чем приступать к работе с песком – учтите, что песок должен быть безопасен – просеян, промыт и высушен, проколот в печи, а также он не должен содержать крупных, колких предметов, мусора, стекла, камней, которые бы могли повредить кожу малыша.

Учите пересыпать песок по стаканчикам различного размера, из одного стаканчика в другой. Если в доме нет песка, можно использовать мелкую крупу, допустим манку. И крупнозерновая крупа также имеет свои преимущества.

Игра «Спрячь ручки»

Предложите малышу спрятать ручки в песке, емкостях, наполненных разными крупами от мелких до крупных.

Игра «Пересыпь крупу»

Предложите ребенку с помощью маленькой лопатки, совка или воронки (можно и руками) пересыпать песок или крупу из одной емкости в другую. «Жила – была на свете мышка – норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные семена и крупы. Давайте поможем мышке разложить зернышки в баночки, коробочки, пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся ».

Игра «Гора песка»

Предложите ребенку построить из песка гору. Научите его загребать песок лопаткой или ладонью. «Вот какая высокая гора получилась!». Затем укрепите на вершине горы веточку или цветочек. «А на самой вершине вырос цветочек! Давай польем его из лейки, чтобы вырос!»

Игра «Прятки»

Спрячьте в песке маленькие фигурки животных, людей, игрушки (киндер – сюрпризы). «Помоги мне пожалуйста найти непослушные игрушки, они спрятались от меня и не хотят выходить. Мы с ними играем в прятки!»

Игры с водой

Игра «Кораблики»

Наполните пластиковую коробку водой, опустите туда бумажные кораблики, попросите ребенка изобразить морской ветер, дуя на кораблики. Можно устроить соревнование кто сильнее.

Игра «Переливаем водичку»

Предложите малышу переливать водичку из стаканчика в стаканчик, пусть малыш слушает звук переливающейся воды и тренирует мышцы кистей рук.

Игра «Поймай рыбку»

В емкости наполненной водой разместите картинки – «рыбки» из плотной бумаги, можно из пластика, предложите детям взять прищепку и поймать рыбок. Пусть ребенок сложит пойманный улов в ведерко.

Игра «Цветная вода»

Возьмите несколько пластиковых, прозрачных стаканчиков. Нанесите на кисточку краску и опустите в воду. Покажите, как краска с кисточки в воде быстро растворяется. Разведите несколько цветов, пусть малыш сам попробует разводить краску.

Приведенные игры занимают детей, они не требуют дорогостоящих материалов и затрат на них, но требуют вашего времени, внимания и участия, вашей похвалы и одобрения. Будьте щедры на свои положительные эмоции. Ваша похвала и одобрение бесценны для ребенка, дайте возможность малышу быть свободным в своем воображении, мыслях, речи, творчестве, ведь это придает ему уверенность, доверие к окружающему миру. Регулярно устраивайте выставку работ вашего малыша, демонстрируйте их гостям и близким, постоянно ее обновляйте.

Гармонично развитая личность ребенка, с присущей ей любовью к красоте сейчас в ваших руках. И от того, как вы построите модель своего поведения, общения с малышом сейчас, не откладывая на долгий срок, зависит его дальнейшая жизнь и судьба.

Желаем Вам удачи!

Миссия искусства в человеческой жизни – соединять мысли, душу и плоть. Искусство – посредник среди людей, помогающий понимать друг друга и собственную жизнь и сближающий меж собой и с природой. Искусство – это выражение чувств и передача индивидуального взгляда на созерцаемые вещи посредством пластики, речи и/или музыки. Искусство многогранно, оно может быть боевым и фито, арт и спортивным. Искусство в архитектуре, скульптуре, музыке, поэзии, литературе, живописи, кинематографии, фотографии… Дома, на работе, на улице… – везде. Могущество искусства – в воздействии на людей.

С середины ХХ века психологи и психотерапевты усиленно изучают исцеляющие возможности терапии искусством. Драма-, танцедвигательная, музыко-, художественная, цвето-, смехо-, природо- терапия. Все перечисленные занятия искусством объединяются одним термином – арт-терапия.

Как лечат арт-терапией, или Что взять на заметку у практикующих арт-терапевтов?

При использовании арт-терапии психологами (арт-терапевтами) воздействие на мозг происходит на 3 уровнях: духовном, вибрационном и эмоциональном. Психотерапевты, практикующие арт-терапевты, используют разные подходы к пациенту и придерживаются разных точек зрения на исцеление искусством:

1) с помощью арт-терапии устанавливают с клиентом более тесный контакт и получают доступ к его переживаниям;

2) эффект творчества используют для отвлечения мыслей пациента от наболевшего и создания у него положительного настроя;

3) считают, что арт-терапия сама помогает человеку сублимировать чувства, дает выход деструктивным эмоциям, изменяет эмоциональное состояние.

Что такое эмоция? Слово «эмоция» произошло в ХVII веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «колеблю», «волную». Таким образом, видна смысловая связь слов «эмоция» и «движение». Ученый Д. Стюарт назвал позитивные эмоции «энергетическим источником жизни», а негативные – «кризисными аффектами», которые нужны для выживания и трансформируются в позитивные посредством игры. Эмоции базируются на эмоциональном тоне ощущений, которые сопровождают впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые и другие), в том числе это эмоциональный отклик на произведения искусства.

Именно принцип воздействия на тон ощущений и лежит в основе науки арт-терапии. В нашей современной культуре и жизни мы относимся к эмоциям, чувствам и телу как к чему-то неосознанному. Социальное окружение вынуждает человека подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в психосоматических заболеваниях (п.з. – результат таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины). Как говорил один ученый об эмоциях – каждая из них имеет свою ценность в выживании, но та же эмоция, которая подавляется, может исказить тело.

Когда наступает время для арт-терапии? Когда наступает тяжелый момент в жизни, будь то накопившаяся усталость или стресс, человек начинает искать то, что сможет отвлечь его мысли от негатива. Часто за положительными эмоциями обращаются к искусству или спорту, даже к экстремальному спорту. Например, прыжок с парашютом в депрессивных ситуациях хороший помощник, поскольку вызываемые данным действием чувства – страх, восхищение – намного сильнее существующего негатива, а большие чувства (эмоции) поглощают меньшие. Но это не исцеляет мозг и душевное состояние, а наносит большую травму – убивает нервные клетки, подавляет.

Арт-терапия – метод релаксации, отвлечение от искусственно созданной реальности, помощь в самовыражении, в решении существующих проблем, в концентрации на важных задачах.

К ней и стоит обратиться в стрессовых ситуациях и истеричных состояниях. (Однако если состояние очень критично, лучше не практиковать самим, а обратиться к специалистам – врачам и психологам.)

Где в жизни встречается арт-воздествие? Чтобы успокоиться, снять психическое напряжение, сосредоточиться, неосознанно (часто – разговаривая по телефону) вы берете ручку и на клочке бумаге начинаете рисовать или штриховать геометрические фигуры. Мать убаюкивает своего ребенка колыбельной песней. Ученые сравнивают это по силе воздействия со снотворным, в то же время целебным. В оздоровительных санаториях, на занятиях лечебной физкультурой уроки проходят с музыкальным сопровождением – это позволяет усилить эффект процедуры. В акушерской практике музыка применяется на определенных этапах родовспоможения – это расслабляет роженицу и благотворно влияет на плод.

Почему родителям следует овладеть приемами арт-терапии? Безусловно, овладеть арт-терапией профессионально, прочитав одну статью, невозможно, но воспользоваться некоторыми ее приемами родителям стоит. Первый раз в сад, первый раз в школу, период экзаменов – все это стрессовые ситуации для неокрепшего организма ребенка. Чтобы воспитать в ребенке устойчивость к стрессовым ситуациям, любовь к прекрасному и к работе, а также развить мозг (так как работа пальцами развивает умственные способности), можно воспользоваться такими приемами арт-терапии перед стрессовой ситуацией и после нее:

Сказкотерапия и игротерапия: а) придумать сказку; б) прочитать начало незнакомой сказки, придумать окончание; дочитать сказку; обсудить.

Терапия изобразительным искусством:

а) взяв много разноцветных фломастеров, рисовать все что угодно, не думая; найти сходства с предметами и объектами;

б) нарисовать свой портрет; затем рисовать всё, о чём вы думаете.

Природотерапия:

а) наблюдать и слушать птиц; фантазировать, что они хотят сказать; дома рисовать увиденных птиц;

б) описывать, на что или на кого похожи облака;

в) после пикника на природе перед сном говорить с ребенком о том, что ему понравилось.

При сеансе арт-терапии важно:

1) перед началом совместного творчества закрыть глаза и расслабиться;

2) работать совместно, но каждый над своим делом;

3) часто смотреть в глаза;

4) помогать;

5) не отвлекаться от работы;

6) сохранять спокойствие всегда;

7) создать приятную атмосферу (хорошо включить тихую музыку или голоса природы как цветной фон вашего творчества);

8) обсуждать процесс (сеанс) по его окончании.

Как правильно выбрать искусство для «лечения»? Чтобы определить, какой вид арт-терапии будет иметь большее воздействие, ответьте на следующие вопросы:

1. К какому виду искусства имеется склонность?

2. Что приносит большее удовольствие?

3. Зевает ли человек во время сеанса (в том числе домашнего)?

4. Охотно ли приступает к затеваемой вами «игре»?

От правильно подобранного вида искусства зависит «выздоровление» личности, укрепляется волевой и эмоциональный фон. В процессе творчества тренируется умение самовыражаться, происходит самоутверждение, удовольствие от полученного результата вызывает положительные эмоции. Большее количество положительных эмоций за день формирует оптимистичный настрой личности в жизни. Сколько же еще пользы приносит искусство? Родители, работая с ребенком (например, рисуя с ним), снимают психологическое напряжение, избавляются от отрицательных эмоций, налаживают близкий контакт, укрепляют родственные связи. С помощью арт-терапии чувства (эмоции), которые с возрастом ослабели и огрубели, – освежаются. Можно не только любоваться произведениями искусства, но и лечиться в процессе их создания!

Здравствуйте, дорогие читатели сайта «Мамочка и Ребенок»! В силу разных обстоятельств я долгое время ничего не писала и не обновляла сайт. Это время не прошло зря, сейчас я полна сил, энергии и вдохновения для новой работы с Вами и для Вас, мои дорогие будущие и настоящие родители.

Сегодня я поделюсь с вами информацией об арт-терапии для детей. Но и родители не останутся в стороне .

Что такое Арт-терапия?

Арт-терапия – это, прежде всего творчество, высвобождение творческого потенциала, применяющийся как терапевтический (лечебный) инструмент.

Основной прием арт-терапии – это рисование, именно этот метод лечения искусством мы сегодня рассмотрим.

В чем ценность арт-терапии для детей?

  • Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его фантазии и креативности.
  • Развития нестандартного подхода к жизненным вопросам и ситуациям, способствует более легкой адаптации к новым жизненным условиям.
  • Возможность раскрыться в своем уникальном самовыражении.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе.
  • С помощью такой терапии можно выявить бессознательные страхи ребенка и легко справиться с ними.
  • Посмотреть на жизненную ситуацию с новой необычной стороны, увидеть ее в новом ракурсе и найти нестандартные решения.
  • Возможность прожить и пережить свои негативные эмоции (злость, гнев, обиду) на бумаге, и не идти с этим дальше по жизни.
  • Арт-терапия для детей и родителей позволит сблизиться и получить удивительный, уникальный совместный опыт.

Для родителей

И да, дорогие мои читатели, я предлагаю также и вам воспользоваться этим прекрасным расслабляющим методом. И я уверенна, что вам это очень нужно! Ведь это прекрасная возможность сбросить свои эмоции на лист бумаги и не держать ничего внутри.

И аргументы: «Я не умею рисовать», «Я кисточку в руках держала последний раз в пятом классе» и т.п. не принимаются. Ведь это СОВЕРШЕННО не важно! Важен процесс, ваш интимный процесс, ваши чувства и эмоции – позвольте себе расслабиться и «излиться» на бумаге.

Дети очень быстро поймут, чем вы занимаетесь и что пытаетесь им донести, тогда по жизни будет намного легче освобождаться от «эмоционального мусора», быстрее будут приходить интересные идеи. В любом случае возможность уникального творческого самовыражения убирает многие блоки и расширяет границы мышления.

Вы можете устраивать арт-терапевтические занятия всей семьей. Может это даже станет вашей воскресной традицией! Ведь папе после рабочей недели творческий вечер пойдет только на пользу.

Приступаем к процессу творения

  1. Итак, для творчества необходимо время. И как пойдет процесс арт-терапии неизвестно, поэтому хорошо выбрать время с запасом, чтоб не пришлось прерывать процесс, потому что пора идти обедать, купаться или спать.
  2. Заранее подготовьте все необходимое для творчества. Большой ватман, альбомные листы, карандаши, краски, кисточки, салфетки, фломастеры и т.п. Я обычно предлагаю сыну, а он выбирает, на чём и чем он будет творить.
  3. Выберите место для рисования. Пусть вашему творчеству с ребенком ни что не мешает: застелите пол, накройте диван, чтоб случайно уроненная кисточка не стала причиной для раздражения или недовольства. Если размеры вашей ванной комнаты позволяют, то это может быть идеальные вариант для рисования с ребенком.
  4. Если вы видите, что ребенка что-то тревожит, беспокоит, он подавлен или его поведение не такое как всегда – предложите ему порисовать. В процессе его творчества будьте рядом, или возьмите и для себя лист бумаги — начинайте рисовать. А дальше уже чувствуйте ситуацию и своего ребенка, возможно малыш не будет знать, что нарисовать, предложите ему нарисовать свои чувства. В зависимости от возраста ребенка, он может рассказать вам о своих переживаниях, например, он чего-то испугался и этот страх еще остался. Пусть нарисует свой страх! Пусть хорошенько его прорисует и не важно это будет размазня или четко прорисованная картинка, главное дать выразить эту эмоцию, прожить ее и справиться с ней. Например, можно этот страх посадить в клетку, можно нарисовать большое солнце, которое растопит этот страх, или если вы рисовали карандашом просто стереть его ластиком.

Пробуйте, экспериментируйте, творите – я думаю, вам понравится такое времяпровождение, такая ненавязчивая терапия. В процессе таких арт-терапевтических курсов вы еще больше сблизитесь с вашим ребенком, лучше узнаете о его мыслях и чувствах! Я уверенна и для вас это принесет неоценимую пользу. Попробуйте. Делитесь своими ощущениями, вопросами, результатами в комментариях.

Я желаю Вам счастья!

С уважением, Ирина Котульская

), специально для проекта "Жизнь без преград"

Дети с редкими генетическими нарушениями иммунитета часто и подолгу находятся в больницах. В благотворительном фонде "Подсолнух" уверены: мало поставить диагноз, даже редкий, необходимо научить человека с этим диагнозом жить. Поэтому фонд открыл в детских клиниках обучающую программу "Яркий мир", которая призвана сделать больницы не местами вынужденного заключения, а территорией опережающего развития. Дефицит иммунитета не должен приводить к дефициту уверенности в себе и проблемам с творческой реализацией ребенка, считает один из специалистов программы, арт-терапевт Александр Рунов, — и родители могут помочь ему в этом.

Каково психологическое состояние родителя, у которого ребенок болен редким заболеванием и который часто вынужден ложиться с ним в больницу?

— Психологическое состояние, как у всех людей, в разное время бывает разным. Есть общие тенденции, связанные с болезнью ребенка, есть абсолютно ситуативные вещи, связанные с нахождением в больнице. Бывает так, что родители приходят на занятия в сложном состоянии, причем похожем. Постепенно выясняется, что это общий гнев или злость, или напряжение, тревога. Эти состояния в отделении больницы, где много людей и сложно изолироваться, быстро распространяются. Один нервничающий переживающий родитель может потянуть за собой очень многих. Бывает, что в отделении вместо большого количества отдельных родителей появляется один Общий Родитель, большой, сердитый иногда, иногда контролирующий. Одна из моих задач — попробовать вытащить людей из этого Общего Родителя, сделать их обратно взрослыми мужчинами и женщинами, не только родителями.

- Как начинается работа и в чем она заключается?

— Для начала мы пытаемся просто физически разделить детей и родителей: они и так большую часть времени проводят вместе в одной палате. С большим трудом детей оставили в коридоре, садимся. Начинаем что-то делать руками, просто рядом друг с другом чем-то заниматься. У родителей очень большой опыт разговоров о состоянии своих детей. Мы пытаемся лепить, чтобы выключить разговор, заставить голову отдохнуть, делаем простые формы. Мягкий детский пластилин способствует: кто-то им мажет по листу, кто-то катает шарики, червячков, но каждый занят чем-то своим.

- Несмотря на то, что дверь то и дело открывается, и рвутся дети…

— Да, для детей непривычная ситуация, когда родителей забрал кто-то, и не к врачу, не на разговор об их состоянии. Они хихикают: а что, родители, у вас рисуют? Хаха! У детей есть свои отдельные групповые занятия, есть и совместные семейные, но сейчас речь только об отдельных группах для взрослых. Еще бывает, что родителю сложно на занятии, и он впускает ребенка под видом того, что "он без меня не может", занятие останавливается, можно уйти с ребенком, можно остаться, но точно без ребенка. Случается так, что уходят, но редко, так как все-таки в больнице этого нахождения без детей, такого отдельного "взрослого времени" не хватает.

- Родители как-то по-особенному относятся к болеющему ребенку? Дети это понимают?

— У каждой конкретной семьи все очень индивидуально. Но представьте себе ситуацию, когда родитель только узнает о диагнозе, осознает, что это на всю жизнь, что надо ездить в больницу, что нужен постоянный контроль со стороны врачей, что многое в жизни придется изменить. Стрессовое состояние. И тут миллион разных сценариев, но мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок считывает родительский дискомфорт и ощущает чувство вины за свою болезнь, за свою особенность.

Родитель, в свою очередь, может пытаться компенсировать ребенку все то, чего, по его мнению, теперь лишается ребенок, может начать сам делать его особенным. Например, пытаться сделать жизнь ребенка самой безопасной или лучше, чем у всех остальных. Иногда для этого запрещается общение со сверстниками, школа, хождение без маски. Хотя медицинских показаний для этого всего может и не быть. Ребенок привыкает к этому своему особенному статусу, учится так жить. Но это только один из возможных сценариев.

Вообще, надо сказать, что дети в принципе лучше взрослых адаптируются ко всему и часто чувствуют себя куда менее несчастными, чем это кажется взрослым. "Салочки" с капельницей наперевес и маска, которую используют, чтобы незаметно показывать язык, я видел своими глазами. Им гораздо проще справиться с пониманием того, что "особенность" это не про "хуже" или "лучше". Это, кстати, очень важный и большой пласт — отношение к детям с редкими заболеваниями у нас в культуре и в обществе. Часто больничное отделение становится единственным местом для полноценного общения детей и родителей, где все все понимают, где можно не бояться осуждения, где все стабильно.

Информированность людей о редких заболеваниях низкая, предрассудков много, желание разбираться в том, почему ребенок ходит в маске, есть далеко не у всех. И это обоюдный процесс. Ребенок может не хотеть ничего объяснять своим сверстникам, а родитель — своим. Может хотеть особого отношения и понимания, а делать первый шаг и рассказывать про необходимость этого особого отношения бывает тяжело. Есть семьи, которые каждый раз с радостью едут в больницу, потому что это возможность побыть в обществе. Сюда же присоединяется абсолютно материальная история, когда находиться в хорошей современной больнице физически удобнее и безопаснее, чем дома, поскольку государство далеко не всегда обеспечивает этих людей тем, что им положено по закону. Больница становится более желанной, чем дом, но иногда на другое не хватает сил. И мы пытаемся эти силы родителям вернуть, разобраться с тем, чем нахождение вне больницы может быть лучше или как его сделать таковым.

- А что с этим делать? Мы же не сделаем больницу хуже?

— Человек, в том числе и в процессе занятий, должен понять, как свою жизнь вне больницы сделать такой же комфортной, приятной и удобной, где взять общение, например. Необходимо разбираться с тем, что действительно связано с болезнью, лечением, необходимостью, а что скорее является стереотипом, удобной моделью поведения. Есть люди с болеющими детьми, которые живут полноценной жизнью, которые просто живут и учат детей этому.

- В итоге какую модель поведения родители транслируют своим детям?

— Это очень важный вопрос. Какую модель родители болеющего ребенка хотят дать. Как жить? Ребенок болеет. Бросить все силы на болезнь и жить болезнью или жить жизнью? Ребенок во многом ориентируется на родителей, но он может оказаться крутым и самостоятельным: отделится от родителя, и начнет бороться с этим представлением о том, что он какой-то особенный, с этой установкой родителя, что ребенок с редким заболеванием должен жить редкой жизнью, не как у всех. Таких случаев немного, но они есть. В мои задачи входит, чтобы этих историй было больше.

- Как к тому, что родители делают их особенными, относятся дети?

Интересно, что рядом с таким контролем за жизнью ребенка может существовать абсолютное наплевательство на собственную жизнь. Специфика заболеваний, с которыми работает фонд "Подсолнух", такова, что в любой момент можно уехать в больницу на неопределенный срок, ну и вообще все может поменяться в состоянии ребенка. Сложно строить планы, сложно что-то загадывать. И некоторые родители начинают просто плыть по течению, не проявляя инициативы и очень туманно представляя будущее ребенка после совершеннолетия. Плохо, когда такая же модель воспринимается ребенком, поскольку в ней совсем нет перспективы. Но преемственность не 100%, к счастью. У нас есть девочка, которая, несмотря на то, что у ее мамы нет никаких планов на жизнь для дочери и скептическое отношение к ее активности в будущем, уже многое спланировала для своей интересной жизни. У нее есть прекрасное понимание того, чего она может добиться, кем стать, чему учиться и чем заниматься.

- Как не сделать ребенка особенным?

— В том случае, если вы вдруг осознаете, что вместо вашей жизни, персональной, личной вдруг случилась ваша совместная жизнь с ребенком и постепенно осталась только она, когда вы начинаете все больше и больше использовать слово "мы" вместо "я и мой ребенок", нужно насторожиться. Деформация происходит там, где должно быть разделение взрослого и ребенка. Вспомните о том, кем вы были до рождения ребенка, до постановки диагноза, соотнесите свои цели, желания с тем, что есть сейчас. Цели и желания могли поменяться, это абсолютно нормально. Подумайте о том, в какой степени это связано с тем, что ребенок болеет, а в какой — нет. Должны ли они все быть связаны с ребенком?

Болезнь ребенка может сопровождаться психологическими сложностями у родителя. Человек не способен с этим взять и справиться одномоментно. Не стоит стесняться обращаться к специалисту. С этой ситуацией необязательно справляться самому. Может требоваться поддержка. Родители сами переживают, и им тяжело, это можно и нужно признать и работать с этим, не пытаясь заниматься исключительно тем, чтобы ребенку было хорошо. Хотя бы потому, что состояние родителей серьезно влияет на ребенка.

- Помогают ли людям занятия в рамках программы "Яркий мир"? Становится ли их мир таким же ярким, как у детей?

— Наши занятия в состоянии избавить родителей от части стресса, дать силы самостоятельно что-то делать. Появляется взгляд со стороны от людей, которые прошли похожую ситуацию и могут сказать, как там впереди, — это тоже много дает. Зачастую можно посмотреть и на детей со стороны. Они многое могут делать самостоятельно. На семейных занятиях мы именно на это стараемся обращать внимание. Родители уезжают домой и потом сообщают, что они вынесли для себя. Кто-то дал себе и ребенку чуть больше свободы. Кто-то научился строить планы, пусть маленькие, и осуществлять их. Кто-то стал тратить полчаса в день, час в неделю, один день в месяц, чтобы заняться тем, что ему интересно. Для кого-то этим стало творчество как продолжение того, что происходило на занятиях. Кто-то выяснил для себя, что это спортзал, прогулка. Они сами учатся находить силы и поддержку, и говорят, что после этого становится легче. Все это потом переносится в общение с ребенком. Меньше желания контролировать, больше личной свободы, понимание своих и детских границ. Похоже на спокойную жизнь рядом друг с другом, которая хороша и без редких генетических заболеваний.