Курбатов А. А.

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 7. Саратов, 1990. С. 3-14.

С. 3 В отечественной историографии до сих пор сравнительно слабо разработана проблема роли правящих классов в истории. Это относится и к вопросу о месте и значении аристократии в процессах, происходивших в эллинских полисах архаической эпохи. Данная статья, не притязая на его общее решение, посвящена выяснению лишь одной из составляющих его частей, может быть, наиболее наглядной: роли аристократии в военной области. Значимость этой проблемы вытекает из факта принципиального совпадения гражданской, политической и военной организаций выросшего из родовой общины древнегреческого полиса1.

В первую очередь, не вызывает сомнения тесная связь аристократии с кавалерией. Аристотель в нескольких местах «Политики» говорит об этом весьма недвусмысленно. Он указывает, что в древности государства, военная мощь которых базировалась на коннице, имели олигархический строй, приводя в пример Эретрию и Халкиду на Эвбее и Магнесию на Меандре, а также несколько неопределенно упоминая «многие другие» (города) по всей Азии (Arist. Pol. IV. 3. 2. 1289b). Хронологически он относит появление таких режимов к эпохе крушения монархий, когда полноправными гражданами являлись всадники, поскольку в ранних войнах именно конница была решающей силой ввиду отсутствия опыта правильной с. 4 и эффективной организации гоплитов (Arist. Pol. IV. 10. 10. 1297b). Эти соображения Аристотеля разделяются современными авторами2. Экономическая причина аристократизма раннегреческой кавалерии - возможность содержания коней только крупными собственниками (Arist. Pol. VI. 4. 3. 1321a). Современные ученые и здесь согласны с великим философом3.

Вероятно, не случайно халкидские аристократы на Эвбее именовались гиппоботами («воспитывающими коней»), которых Геродот называет «жирными» (Hdt. V. 77). Их упоминает и Страбон, со ссылкой на Аристотеля отмечающий, что в древности во главе правительства «всадников» в Халкиде стояли выбранные на основе имущественного ценза лица, управляющие в аристократическом духе (Strab. X. 1. 8). В соседнем эвбейском полисе Эретрии государственная власть находилась, по Аристотелю (Ath. pol. XV. 2), также в руках всадников (по крайней мере, в период второго изгнания Писистрата из Афин). Плутарх, упоминающий об удалении гиппоботов из Халкиды Периклом, характеризует их как богачей, пользовавшихся особенной славой (Plut. Per. 23). Сходным образом именовались жившие в Магнесии и Колофоне гиппотрофы (ἱπποτρόφοι - «выращивающие коней» (Her. Pont. XXII), причем правящая группа в Колофоне составляла тысячу человек (Her. Pont. XI). По предположению М. Арнхейма, население Колофона составляло около 30000 человек (7500 домовладельцев), а 1000 составляла правящую аристократию4.

Коневодство с древнейших времен было развито в Фессалии, где господствовали аристократические роды Алевадов, Скопадов, Креондов и др., и кавалерия играла важную роль. Так, фессалийцы послали Писистратидам, ввиду вторжения спартанцев, 1000 всадников во главе с царем Кинеем из Кония (Hdt. V. 63). Фессалийская конница была существенной силой (Hdt. VII. 173, 196). Во времена Ксенофонта Фессалийский союз располагал силой в 6000 всадников и более 10000 гоплитов, не считая пельтастов (Xen. Hell. VI. 1. 8-9).

Кавалерия сохраняла известное значение и в Беотии. В битве при Платеях фиванские всадники сражались на стороне персов (Hdt. IX. 69). Известно, что во 2-й половине V в. с. 5 войско Беотийского союза составляли 11000 гоплитов и 1100 всадников (Hell. Oxyr. XI. 3). По тимократической конституции Солона, в Афинах «всадниками» назывались граждане с доходом не менее 300 медимнов5, причем Аристотель особо отмечает, что это название, вероятно, отражает их действительную службу (Ath. pol. I. 7). К сожалению, их количественный состав неизвестен. В период правления Перикла афинская конница (вместе с конными лучниками) насчитывала 1200 всадников (Thuc. II. 13. 7). Поэтому трудно полностью согласиться с мнением А. Берна, что к концу архаической эпохи с ростом военного значения гоплитской фаланги в Греции к югу от Фессалии падает значение кавалерии, которая к началу V в. до н. э. там даже временно исчезает6. Представляется также недостаточно обоснованным мнение Г. Шеманна о том, что в условиях разорения части аристократии и появления богачей из незнатных, только эвпатриды явно обозначают родовую аристократию; «всадники» же могут быть не только аристократами, но и людьми со всадническим цензом7. Совершенно очевидно, что этот термин в значении цензовой категории мог употребляться лишь с позднеархаического времени, с появлением тимократических конституций, в которых, вероятнее всего, зафиксированы реальные доходы аристократов, необходимые для службы в кавалерии.

К этому времени аристократия сложилась вполне, со всеми ее отличительными признаками и идеологией; с ростом же военного значения гоплитской фаланги, повлекшим за собой некоторую демократизацию общества (Arist. Pol. IV. 10. 10. 1297b), коневодство осталось обязанностью и привилегией знатных семейств, как отличительная черта аристократизма8, олицетворяя доблесть и богатство; а старинное богатство и доблесть, по определению Аристотеля (Pol. IV. 6. 5. 1294a), и есть благородство.

Действительно, в традиции разведение коней считалось благородным занятием, свидетельствовавшим о знатности рода9. Пиндар посвящает одну из своих од «конному роду могучих Алкмеонидов» (Pind. Pyth. 7). Коней, выступавших на Олимпиадах, выращивали не только тираны, богатейшие в Греции люди, но и другие представители аристократических с. 6 родов, например, Филаиды (Hdt. VI. 35-36) и Эвпатриды (Thuc. VIII. 73. 3; Plut. Alc. 11) в Аттике. Алкивиад, как и его предки, служил в коннице, о чем свидетельствует спасение Сократа в битве при Делии (Plut. Alc. 7). Нельзя сбрасывать со счета и такие отмеченные М. Финли факты: распространенность изображений всадников на расписной архаической керамике; появление кавалерии в Италии с греческими переселенцами, что придавало гоплитскому войску мобильность на поле боя10.

Несколько сложнее обстоит дело с лакедемонской конницей, о которой достоверно известно только с классического времени11. Правда, имеется туманное свидетельство о реформе спартанской конницы Ликургом (Plut. Lyc. 28). Однако и в классическое время, несмотря на то, что содержание лошадей поручалось богатейшим из граждан, боеспособность спартанской конницы была весьма низкой (Xen. Hell. VI. 4. 10-11). Тем не менее, судя по сообщениям античных авторов, и в Спарте существовали так называемые «всадники». Из сообщений о них ясно, что это было отборное подразделение спартиатов12, насчитывавшее 300 человек13, являвшихся царскими телохранителями14, которыми командовали трое начальников конницы (οἱ ἱππαγρέται)15. «Всадники» выполняли и тайные поручения геронтов и эфоров, что явствует из рассказа о подавлении заговора Кинадона (Xen. Hell. III. 3. 9), а Эфор причислял «всадников» вместе с геронтами к высшим спартанским государственным должностям, указывая при этом, что спартанские «всадники», в отличие от критских, не держат коней (Strab. X. 4. 18). Проблема происхождения и функций спартанских «всадников» стала предметом специального изучения16. Несомненна элитарность этого корпуса, являвшегося важным исполнительным органом17. Нас, однако, интересует лишь происхождение этого отряда. В весьма содержательной статье, исходя из определения некоторыми античными авторами «всадников» как эфебов, Ю. В. Андреев с. 7 присоединяется в этом вопросе к мнению Жанмэра, видевшего в них реликтовую форму юношеского союза гомеровского периода18.

Однако этому противоречит отмеченный Геродотом факт ежегодного перехода старейших (πρεσβύτατοι) из «всадников» в количестве пяти человек в состав ἀγαθοεργοί, выполнявших в течение года посольские функции, для которых юноши вряд ли были пригодны. Срок службы в отряде «всадников» нам неизвестен. Это заставляет с осторожностью относиться к гипотезе о «всадниках» как реликте эпохи военной демократии. Не менее вероятно, что спартанские «всадники» классической эпохи представляли рудимент более позднего периода недолгого господства в Спарте аристократии. Может быть, это были потомки некогда знатных родов или семейств Спарты, происходивших от Гераклидов и слившихся с другими спартиатами в ὅμοιοι.

Символична сама численность «всадников»: она указывает на трехчисленное деление, характерное для дорийцев. Может быть, до реформ Ликурга в Спарте существовал отряд настоящих всадников, составленный из представителей аристократических родов, по 100 от каждого племени? Нельзя исключить и сакрального значения цифры «300»: во время второй Мессенской войны Аристомен сформировал отборный отряд из трехсот человек (Paus. IV. 18. 1); Леонид, направляясь к Фермопилам, отобрал 300 спартиатов, имевших детей (Hdt. VII. 205); в битве при Платеях на призыв Павсания заменить мегарцев откликнулся афинский отряд в 300 отборных бойцов (Hdt. IX. 21); наконец, когда позднее Горгид организовал священный фиванский отряд, его численность также была установлена в 300 мужей (Plut. Pel. 18, 23).

Возвращаясь к архаике, следует согласиться с тем, что прогресс в экономической области (в частности, развитие металлургии и рост торговли) оказал глубокое воздействие и на военное дело: понижение стоимости вооружения и перманентная межполисная борьба способствовали развитию гоплитского строя19. Важно определить роль аристократии в этом процессе. Ч. Старр считает, что появление фаланги не является чисто аристократическим феноменом, поскольку новый с. 8 строй преимущественно комплектовался из свободных крестьян, и подчеркивает, что крупные и мелкие землевладельцы стояли вместе в рядах фаланги, как они стояли вместе против доминирования личного лидерства в политической сфере20. По мнению В. Эренберга, хронологически эти изменения в военной, экономической и политической жизни, будучи соединенными друг с другом частями единого процесса, относятся ко 2-й половине VIII и к VII вв. до н. э., когда на место индивидуального боя пришла тактика тесной фаланги гоплитов, что стало возможно, только когда «рыцари» исчезли, и военный строй стал базироваться на равенстве, находящем свое дополнение в политическом строе как общине свободных людей21. Р. Литтман полагает, что фаланга, подрывавшая власть аристократии, была введена в Греции около 700 г. до н. э. 22; аристократы полностью потеряли контроль над военными силами государства, а их собственная военная роль упала до незначительности23. В отличие от него, М. Финли считает, что преимущества гоплитской фаланги привели к ее доминированию в Греции лишь к концу VII века. Это вызвало глубокие социальные последствия, дав общинникам важную военную функцию, хотя не означало демократизацию армии, так как доспехи были достаточно дороги, и таковым процессом может считаться лишь использование бедняков на флоте, как в Афинах классической эпохи24.

По проблеме хронологии следует отметить асинхронность сходных и тождественных процессов в отдельных районах Греции, а иногда их качественные и количественные различия. Так, можно полагать, что в Спарте гоплитский строй победил в 1-й половине VIII в. до н. э., до первой Мессенской войны, в других полисах - несколько позднее. Но роль, место и значение аристократии в магистральном развитии общества, в том числе и в военной области, на наш взгляд, в большинстве случаев оцениваются необъективно: не следует забывать, что появление гоплитского строя синхронно эпохе господства знати в Греции. Аристотель подчеркивал, что архаические виды государственного строя относятся к числу олигархических и монархических (Pol. IV. 10. 11. 1297b), поскольку гоплитская служба, с. 9 как и кавалерийская, скорее соответствует возможностям состоятельных людей, чем неимущих, и только легковооруженные и матросы соответствуют демократии (Pol. VI. 4. 3. 1321a); стратегию же он считал одной из важнейших функций царской власти (Pol. III. 9. 2-3. 1285a-b).

Античная традиция донесла до нас множество свидетельств о представителях древних царских родов, сохранивших царское достоинство или перешедших в разряд аристократии, но первейшей обязанностью которых оставалось руководство военными действиями. Так, в дорийских общинах правители эпохи архаики возводили свои родословные к Гераклу. В Спарте это были не только царские роды Агиадов и Эврипонтидов25, но и представители других родов, явно потомки прежней аристократии (ср.: Plut. Lys. 24). К Гераклидам возводили свое происхождение царские династии Теменидов в Аргосе, к которым принадлежал знаменитый Фидон (Strab. VIII. 3. 33), в Сикионе (Paus. II. 6. 7) и даже в Македонии26; Эпитидов в Мессении до спартанского завоевания (Paus. IV. 3. 3-8. 15. 4); Бакхиадов в Коринфе (Paus. II. 4. 3-4) и в Верхней Македонии (Strab. VII. 7. 9). Родичами Гераклидов считались этолийские цари (Paus. V. 3. 7).

Царская власть сохранялась в Аркадии, по крайней мере, до 2-й Мессенской войны (Paus. VIII. 1. 4-5. 13), на Кипре, где было несколько мелких царств до греко-персидских войн (Hdt. V. 104-113), в Эпире, в конце концов объединенном царями молоссов, возводившими свой род к Зевсу через Эака, Ахилла и Неоптолема27. В Фессалии эпохи греко-персидских войн гражданская и военная власть находилась в руках династов из знатнейших родов Алевадов, Скопадов и других28, составлявших, по мнению Г. Шеманна, общефессалийское собрание, призывавшее воинов на службу29. Царское происхождение имел род Пенфилидов на Лесбосе (Strab. XIII. 1. 3; Paus. II. 18. 6). Знатнейшие роды Афин и ионийского двенадцатиградья (Медонтиды, Мелантиды, Басилиды, Нелеиды и др.) возводили свою родословную через афинского царя с. 10 Кодра к сыну Нестора Нелею30. Одним из знаменитейших афинских аристократических родов, давших славнейших мужей (Plut. De Herod. malign. 16, 27), в частности, таких известнейших магистратов, как Мегакл и Клисфен, был род Алкмеонидов, в традиции - также потомков пилосского царя Нестора (Paus. II. 18. 8-9). В эпоху Солона афинским главнокомандующим в войне дельфийской амфиктионии с Киррой был явно представитель этого рода по имени Алкмеон (Plut. Sol. 9).

Характерным явлением архаики было возникновение старшей тирании, появившейся во всех наиболее развитых, в социально-экономическом отношении, полисах Греции, за исключением Халкиды на Эвбее, избежавшей ее, по мнению М. П. Нильссона, благодаря раннему расцвету и вовлечению в конце VIII в. до н. э. в длительную войну с Эретрией, и Эгины, отличавшейся большой дифференциацией населения, обычной для преимущественно коммерческого центра31. В определенной степени было бы правомерно рассмотреть военную политику раннегреческих тиранов, их роль в войнах и в организации военного дела, поскольку подавляющее большинство их вышло из аристократии32, и в своей политике выражало определенные тенденции эпохи. Еще Аристотель отмечал склонность тиранов вести войны с целью упрочения личной власти (Arist. Pol. V. 9. 5. 1313b). Помимо агрессивности, для тирана часто создавали отряды телохранителей из наемников (Arist. Pol. V. 9. 4. 1313b). Однако социальная политика тиранов, направленная отчасти в пользу демоса, и недостаток места препятствует включению этого вопроса в данную статью, хотя анализ и изучение общей тенденции внешней политики наиболее передовых полисов в эпоху старшей тирании представляют исключительный интерес. При этом еще раз подчеркиваем, что раннегреческие тираны принадлежали часто по происхождению и всегда по положению к верхушке знати. Ч. Старр правильно называет «высшие классы» Греции архаической эпохи наиболее могущественной и агрессивной частью греческого общества33.

С. 11 История греко-персидских войн особенно наглядно показывает командную роль аристократов в организации армии и флота, в выработке стратегии и тактики, в руководстве войсками на полях сражений, ибо это считалось не только правом, но и исключительной обязанностью аристократии. Так, походом на Сарды руководили брат зачинщика ионийского восстания Аристагора Харопин и другой милетянин - Гермофант, судя по имени - также аристократ (Hdt. V. 99). Персы, настигшие ионян в Эфесе, убили среди многих знатных лиц, участвовавших в набеге, эретрийского военачальника Эвалкида, победителя в состязаниях, воспетого Симонидом Кеосским (Hdt. V. 102). Если же знатные люди изменяли общему делу и переходили на сторону врага, оно оказывалось проигранным. Так, двое знатных изменников сдали Эретрию персам на седьмой день осады (Hdt. V. 101; Paus. VII. 10). На сторону Ксеркса перешли фессалийские Алевады34, безусловно, сыграв значительную роль в измене других фессалийцев, поначалу выступивших вместе с эллинами (Hdt. VII. 172-174). Фиванские аристократы поставили Фивы и почти всю Беотию в ряды союзников персов (Hdt. IX. 86-88; Paus. IX. 6. 1-2).

При изучении генеалогии крупнейших афинских полководцев той эпохи бросается в глаза, что все они - цвет аристократии. Марафонский победитель Мильтиад, сын Кимона, внук Стесагора, и его сын Кимон, не менее прославленный полководец, принадлежали к древнему роду Филаидов, возводившего свое происхождение через Теламона и Эака к Зевсу35. Другой знаменитый герой, командир афинских гоплитов при Платеях Аристид (Hdt. IX. 28), лидер аристократов, происходил из семьи, вероятно, принадлежавшей к знатному элевсинскому роду Кериков (Plut. Arist. 2, 5, 25). Его политический противник, знаменитый Фемистокл (Hdt. VII. 143), командир афинских гоплитов в Фессалии (Hdt. VII. 173) и афинского флота в сражении при Артемисии (Hdt. VIII. 4-5) и при Саламине (Hdt. VIII. 57-110), также из знатного жреческого рода Ликомидов (Plut. Them. 1; Paus. I. 37. 1). Вероятно, афинский триерарх Ликомед, первым захвативший персидский корабль в Саламинской битве (Plut. Them. 15), был его родичем. И позднее, в середине V в. до н. э., победившая афинская демократия выдвигала на должность стратегов наиболее родовитых людей: Перикла, сына Ксантиппа с. 12 (Plut. Per. 3, 16) из рода Бузигов36, знатного богача Никия (Plut. Nic. 2), Алкивиада, сына Клиния (Plut. Alc. 13-15) из рода Эвпатридов (Plut. Alc. 1)37, и многих других. Избрание стратегом Клеона, с нескрываемой иронией описанное Фукидидом (Thuc. IV. 27. 3-29. 1), являлось редким исключением из правил. Аналогичную картину мы наблюдаем и в демократических Фивах эпохи Пелопида и Эпаминонда, которые происходили из родов, знаменитых в городе (Plut. Pel. 3).

Обращаясь к вопросу о роли аристократии в развитии военного флота, организации морских походов и руководстве непосредственными действиями на море, следует обратить внимание на свидетельство Плутарха о «вечных мореплавателях» (ἀειναῦται) - влиятельных людях в Милете после изгнания Фоанта и Дамасенора (Plut. Quaest. Graec. 32), то есть во 2-й половине VI в. до н. э. По Гесихию (Hesych. s. v.), это были милетские власти. Эти сообщения стали предметом специального анализа38 и сопоставления с «вечными мореплавателями» из Эретрии с Эвбеи (древнейшая надпись, где они упоминаются, датируется V в. до н. э.)39. Автор пришла к выводу, что «вечные мореходы» VI в. до н. э. были крупными земельными собственниками, аристократами, строившими и содержавшими корабли, предназначавшиеся для военных действий, пиратства и торговли40.

По преданию, сохраненному Фукидидом, коринфяне первыми в Элладе стали строить корабли способом, похожим на современный Фукидиду, создали первые триеры (Thuc. I. 13. 2). Помощь в строительстве четырех кораблей (вероятно, триер) на Самосе была также получена из Коринфа, по вычислениям Фукидида, примерно за 300 лет до окончания Пелопоннесской войны (Thuc. I. 13. 3), то есть около 700 г. до н. э., во время правления в Коринфе аристократического рода Бакхиадов, выступающих, таким образом, в качестве организаторов строительства нового типа боевых кораблей. В конце их правления, около 660 г. до н. э. (за 260 лет до окончания Пелопоннесской войны), произошла первая в Греции морская битва между коринфянами и керкирянами (Thuc. I. 13. 3), с использованием с. 13 триер, сыгравших столь большую роль для Эллады.

В дальнейшем важнейшей морской державой стал Самос: во 2-й половине VI в. до н. э., когда на острове установилась тирания Поликрата, самосский флот господствовал в Ионии (Hdt. III. 39; Thuc. I. 13. 6). Поликрат располагал флотом в 100 пентеконтер (Hdt. III. 39) и минимум 40 триер, на которых он отправил опасных для него сограждан в Египет на помощь Камбису (Hdt. III. 44). Вероятно, более низкими боевыми качествами оставшихся у Поликрата судов и объясняется его поражение в морской битве с возвратившимися изгнанниками. Вряд ли можно сомневаться в аристократическом происхождении Поликрата: помимо его имени, об этом косвенно свидетельствует любопытный эпизод, передаваемый Геродотом (III. 142-143), когда один из уважаемых (δόκιμος) граждан Самоса, Телесарх, заявил наместнику Поликрата, Меандрию, что тот не достоин властвовать, так как он подлого рода (γεγονώς τε κακῶς…). Логично предположить, что ранее Поликрату подчинялись, поскольку он имел благородство. Весьма знатными людьми были и командиры кораблей ионийского флота на персидской службе: члены кипрского царского рода (Hdt. VII. 98; VIII. 11), многочисленные тираны (Hdt. IV. 97, 137-138; V. 11, 36-38) и аристократы (Hdt. V. 33; VI. 50; VII. 195; VIII. 82).

В Афинах флотоводцами также были виднейшие аристократы. Так, стратегом двадцати кораблей, направленных на помощь восставшей Ионии, афиняне назначили Меланфия, одного из самых уважаемых афинских граждан (Hdt. V. 97). В сражении при Артемисии отличился Клиний, сын Алкивиада (и отец Алкивиада) из рода Эвпатридов, участвовавший в войне на построенной за свой счет триере (Hdt. VIII. 17; Plut. Alc. 1). Известно, что в битве при Микале афинским флотом командовал Ксантипп, сын Арифрона и отец Перикла, из рода Бузигов (Paus. III. 7. 9). О происхождении Фемистокла достаточно сказано выше.

Примеры можно умножить, но и приведенных достаточно, чтобы сделать вывод, что и после определенной демократизации военной машины греческие аристократы архаической и даже классической эпох сохранили (в том числе и во флоте) руководящее положение. Следует упомянуть еще одну вескую причину, способствовавшую сохранению позиций знатных военачальников: необходимость жертвоприношений перед сражением или походом богам и героям от лица всей общины41 с. 14 (раньше это было обязанностью басилеев). Для этой цели более всего подходили люди, происходившие от героев, а значит - и от богов; кроме того, практически каждый аристократический род имел свои культы, а аристократы исполняли жреческие обязанности. Например, в Афинах элевсинский культ осуществляли шесть знатных родов42: Эвмолпиды, Керики, Филаиды, Крокониды, Койрониды и Эвдайнемы. Представитель рода Ликомидов Фемистокл перед Саламинской битвой принес в жертву Дионису Оместу трех знатных юношей-персов (Plut. Them. 13). Многочисленность и общеизвестность примеров этой важнейшей, по древним представлениям, функции военачальников очевидна и не нуждается в дальнейших доказательствах.

Подводя итоги, следует сказать, что греческая аристократия архаической эпохи играла в военной области руководящую роль, обусловленную целым рядом причин: ее социально-экономическим, политическим и религиозным лидерством, традициями и воспитанием. Военное дело было священным долгом всех граждан, но для аристократов оно являлось и основной профессией.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. С. 465-466.

2 Arnheim M. T. W. Aristocracy in Greek society. L., 1977. P. 54; Jeffery L. H. Archaic Greece: The City States c. 700-500 B. C. L., 1978. P. 67.

3 Chamoux F. La civilisation Grecque a l’Epoque archaique et classique. P., 1963. P. 62, 154; Finley M. I. Early Greece: the Bronze and Archaic Ages. L., 1970. P. 100.

4 Arnheim M. T. W. Op. cit. P. 54.

5 Arist. Pol. II. 9. 4. 127a; Ath. pol. I. 7. 3; Plut. Sol. 18.

6 Burn A. The Lyric Age of Greece. L., 1978. P. 175 f.

7 Schoemann G. F. Griechische Alterthümer. B., 1897. Bd. 1. S. 130 f.

8 Arnheim M. T. W. Op. cit. P. 54; Chamoux F. Op. cit. P. 154.

9 Aristoph. Nub. 60 fr.; Diog. Laert. VIII. 2. 51.

10 Finley M. I. Op. cit. P. 100.

11 Thuc. V. 67. 1; Xen. Hell. IV. 3. 4-6; 5. 11-12; V. 4. 52.

12 Hdt. VIII. 124; Xen. Resp. Lac. IV. 2-5. Comp.: Plut. Lyc. 25.

13 Hdt. VIII. 124; Thuc. V. 72. 4; Dion. Hal. II. 13.

14 Hdt. VI. 58; Thuc. V. 72. 4; Xen. Hell. IV. 3. 6.

15 Xen. Hell. III. 3. 9; Resp. Lac. IV. 3.

16 Андреев Ю. В. Спартанские «всадники» // ВДИ. 1969. № 4. С. 24-36.

17 Там же. С. 35-36.

18 Там же. С. 31.

19 Littman R. J. The Greek experiment. Imperialism and social conflict 800-400 B. C. Honolulu, 1974. P. 114.

20 Starr Ch. G. The origins of Greek civilisation 1100-650 B. C. N. Y., 1961. P. 334 f.

21 Ehrenherg V. The Greek State. 2 ed. L., 1969. P. 20.

22 Littman R. J. Op. cit. P. 115.

23 Ibid. P. 104 f.

24 Finley M. I. Op. cit. P. 101 f.

25 Hdt. VII. 204; VIII. 131; Polyb. IV. 35. 10, 13; Strab. VIII. 5. 5; Apd. II. 8. 4; Paus. III. 1. 1-10. 6; Plut. Agis. 3; Lyc. 1.

26 Hdt. VIII. 137-139; Thuc. II. 99. 2; Diod. Sic. XVII. 1; Arr. Anab. Alex. III. 3. 2; Plut. Alex. 2; App. B. C. II. 151.

27 Strab. VII. 7. 5; XIII. 1. 27; Diod. Sic. XVII. 1; Paus. I. 9. 7-8; 11. 1-3; 13. 3, 9; 29. 4; Plut. Alex. 2; Pyrr. 1; App. B. C. II. 151.

28 Hdt. V. 63; VII. 6. 130; IX. 58; Pind. Pyth. X. 5; Xen. Hell. VI. 1. 19; Theocr. Idill. XVI. 34 fr.

29 Schoemann G. F. Griechische Alterthümer. 4 Aufl. B., 1902. Bd. 2. S. 83.

30 Hdt. I. 147; IX. 97; Strab. VIII. 4. 1-7. 1; XIV. 1. 3-4; Paus. VII. 2. 1-3; IV. 5. 10; Ael. Var. Hist. VIII. 5 etc.

31 Nilsson M. P. The age of the early Greek tyrants. Belfast, 1936. P. 9-11.

32 Соловьева С. С. Раннегреческая тирания (к проблеме возникновения государства в Греции). М., 1964. С. 35; Zörner G. Kypselos und Pheidon von Argos. Untersuchungen zur frühen griechischen Tyrannis. Marburg/Lann, 1971. S. 77-85, 211.

33 Starr Ch. G. Op. cit. P. 302.

34 Hdt. VII. 6, 130, 172; Paus. VII. 10. 2; IX. 6. 1-2.

35 Hdt. VI. 103-104; Paus. II. 29. 2-4; Plut. Sol. 10; Cim. 4; Toeffer I. Attische Genealogie. B., 1889. S. 320. Taf. 6.

36 Toeffer I. Op. cit. S. 317. Taf. 1.

37 Toeffer I. Op. cit. S. 317. Taf. 2.

38 Vélissaropoulos J. Les Naucleres grecs. Recherches sur les institutions maritimes en Grece et dans l’Orient hellenisé. Geneve; Paris, 1980. P. 21 suiv.

39 Ibid. P. 22-26.

40 Ibid. P. 21-26, 336.

41 Starr Ch. G. Op. cit. P. 333.

42 Toeffer I. Op. cit. S. 24-112.

И вот здесь важно для гражданского коллектива и для полиса ещё одно понятие, о котором мы с вами не говорили. Граждане выступают не только как равные собственники, и никого нет выше их в отношении их собственности. Никто не имеет права вне закона посягнуть на их собственность. Если они не преступники, государство у них не имеет право отобрать их собственность. Они выступают как равные участники боевого ополчения, которые все вместе защищают родину, никто не может ткнуть и сказать: а ты там не был и ты не сражался при Марафоне. Они все участвуют в политической жизни.

А вот здесь, на рынке, они встречаются как равные товаропроизводители. Вот их здесь объединяют не какие-то установления, не какие-то законы, а рыночные законы. Никто не может заставить их продать или купить что-то такое. Никто не может подойти и отнять у них продукцию и сказать: я буду твоей “крышей”. Понимаете ли, это в нормальном государстве в принципе невозможно. В государстве, которое мы называем гражданское общество. И именно это общество у нас и возникает в этот период.

Единственное, я хотел бы, чтобы вы чётко представляли, что греки не такие уж мудрые, хорошие, проникнутые экономическими идеями. Да, они создали рыночную систему, повторяю, которая, с моей точки зрения, была гораздо лучше и эффективней ныне существующей вообще, не только у нас, а вообще на Западе. Она была попроще, поэтому она более функциональна была.

Почему это отличается от восточной модели? Почему там, на Востоке, рыночные отношения были более слабо развиты? Там что, не нужен был обмен? Нужен, только, понимаете ли, на Востоке решалось иначе: когда мне что-то надо, я возьму и отниму. Поэтому война на Востоке – это не форма того, что они такие дикие или кровожадные. Война – есть форма во многом решения не только политических, но и экономических потребностей. Если мне что-то надо, я совершил поход на соседа и отнял у него уже готовую продукцию, готовых людей и т.д.

А потом, на другом этапе, стали создаваться мировые державы: Новоегипетская держава, Ассирийская держава, Нововавилонская держава, Мидийская держава, Персидская держава. Что это такое, вот эти огромные конгломераты? Во многом и наше государство так же создавалось: нам нужны источники сырья, нам нужны источники поступления налогов – мы эту территорию просто “взяли” и присоединили. Греки не делали этого не потому, что они были добрыми и миролюбивыми, а потому что политическая раздробленность не позволяла им совершать экспансию. От необходимости они стали рыночниками и создавали такой тип экономики. Как только они объединились под руководством Александра Македонского, они сделали то же самое, что до них совершали великие восточные державы: пошли и всё взяли на Востоке.

Древнегреческая аристократия

Второй аспект архаического периода – это формирование гражданского общества в течение VIII - VI веков. И это формирование происходило за счёт устранения пережитков родоплеменных отношений.

В начале эпохи архаики в VIII веке, когда начинает формироваться греческий полис, фактически все население каждого греческого полиса делилось как бы на две части. Первая часть населения называлась аристократия, а вот вторая часть называлась демос. Демос – значит народ, то есть демос – это все, что не аристократия. И в начале, и позже архаики политическая власть в греческих полисах принадлежала аристократам. Аристократы были наиболее экономически мощным социальным слоем, и аристократы контролировали также сферу религиозную. Именно на базе крупной земельной собственности, на базе того, что аристократы имели в руках политическую власть, контролировали сакральную сферу, и базировалось их особое положение. Они, естественно, в каждом полисе были меньшинством, очень незначительным процентом населения, но, повторяю, их значение в каждом полисе было огромное.

Итак, что есть аристократия? Вот в принципе мы дважды в истории будем встречаться на европейской почве с понятием аристократии. Вот есть аристократия античная, греческая аристократия, римская аристократия, и в следующем году мы будем говорить об аристократии западноевропейских феодальных обществ.

Итак, здесь важно следующее для понятия аристократ. Во-первых, аристократ – есть понятие наследственное, с точки зрения исторического развития – это потомки родоплеменной знати. Когда же у греков сформировалось представление об аристократии, то представитель аристократического рода – это есть представитель рода, который ведет свое происхождение от какого-либо греческого героя, то есть каждый аристократической род имеет своего мифологического первопредка. Это может быть Геракл, Ясон, Тесей, Беллерофонт и масса других всяких героев. Причем важно отметить, что все греческие герои, которых вы знаете по греческой мифологии, в свою очередь являются сыновьями божества. Это либо чаще всего Зевс, либо Аполлон, либо там еще кто-то, в редких случаях, например, Афродита, как род Юлиев в Риме.

То есть, понимаете ли, для греков мифологическое время - это было реальное время, но которое безвозвратно ушло. И еще раз хочу подчеркнуть, что статус аристократа передается только по наследству, аристократом стать нельзя, аристократом можно только родиться, будучи потомком аристократического рода. Поэтому всякие вот эти бредни и игры в наши дни во всякие дворянские собрания и так далее… Они могут кого угодно назначить (Пугачеву, например) представителем русской аристократии – все это глупости. Аристократом либо ты родился, либо не родился, это уж так пришлось. Ну, а поскольку мифологические времена ушли, и боги у нас не спускаются теперь на землю, то пополнение аристократических родов в принципе невозможно.

Причем хочу подчеркнуть, что греки, несмотря на весь их рационализм мышления, свято верили в этот самый статус. Во времена перикловых Афин вы вполне могли увидеть потомка Геракла, который идёт по улице. Понимаете ли, ни у кого не вызывало сомнения, что это действительно потомок того легендарного героя. Это мало что уже в V веке давало, но это действительно потомок этого самого героя, о котором знают буквально все. Итак, первое – это происхождение.

Качества аристократа - этос и арете

Для аристократов характерно особое такое явление, по-гречески это называется этос. Этос – это представление о качествах аристократа, об образе жизни аристократа. Во-первых, именно в среде аристократов складывается очень важное понятие вообще для греческой культуры, для греческой цивилизации, это понятие калокагатия. Это от двух греческих слов: kalos kai hagatos - красивый и хороший. Kalos – это значит “прекрасный”, внешне прекрасный, прекрасный телесно, и для аристократа, именно в среде аристократов, возникает представление о совершенстве человеческого тела. Вот кто такие греческие боги у нас будут? Это совершенные люди, физически совершенные. Почему эти статуи богов столь прекрасны? Да потому что они воплощают принцип телесной красоты. Это то, что будет совершенно расходиться с более поздним христианством. Там это, так сказать, оболочка и не совсем лучшая оболочка, главное - это то, что внутри содержится. Для греков же характерно было именно это.

Правда, должен сразу же отметить (я, вероятно, разочарую большую часть аудитории), когда речь идет о физической красоте, имеется в виду красота мужская. Понимаете ли, вообще всё искусство греческое, те нормы, которые будут существовать, они основаны на принципе мужской красоты. Для женщины внешние данные не играли такой большой роли. В нормальном греческом обществе женщина должна быть прежде всего добропорядочной, хорошей матерью, хорошей супругой, она управляет домашним хозяйством, а красивым должен быть мужчина.

Вот только в период кризиса, о котором будем говорить уже на следующей лекции, появятся первые обнажённые женские статуи, появятся всякие там любовь, эротика, вся эта ерунда, которая в гражданском обществе в принципе не должна иметь значение.

В теории аристократия очень отличается от описаний в истории. Два известных греческих философа, Аристотель и Платон, фактически разработали идею аристократии. По их концепции, аристократ - это представитель наиболее способной части населения, который отвечает за все свои действия и должен входить в но это противоречило греческой демократии того времени. На практике возникли некоторые трудности в реализации аристократической формы правления. В основном, за счет невозможности определить, кто наиболее подходит для этих целей.

История возникновения

Идея аристократии широко распространилась по всему миру. Большинство правительств решило, что единственный способ определить, способен ли человек управлять, - это посмотреть на его родословную. Аристократ - это тот, чьи родители были успешными, богатыми и знаменитыми. Считалось, будет иметь больше привилегий и отличные Это продолжалось в течение нескольких поколений, независимо от эффективности такой идеи. В конце концов это привело к появлению королевских семей, а термин "аристократия" стал непосредственно связан с идеей монархии.

Были и другие аристократы, которые не имели глубоких генеалогических корней. В некоторых странах статус был непосредственно основан на таких вещах, как или богатство, независимо от происхождения. В других это могло быть связано с религиозными факторами. Иногда ряд таких составляющих позволял человеку стать аристократом в некоторых странах.

Что такое аристократический стиль?

Аристократия так же стара, как человечество. Древнегреческие философы признали важность определенных лиц, их превосходство и установили стандарт поведения. Они должны были сохранять определенное расстояние от остальных людей, чтобы не находиться под чьим-либо влиянием в их стремлении к идеалу.

Аристократический стиль - это, в основном, желание стать идеалом в физическом отношении, но это редко достигается. Иногда это военная, политическая, культурная карьера, но всегда безукоризненная.

Человечество нуждается в идеалах. Создавать их - это работа аристократа, который является цивилизованным человеком, элегантным мужчиной, храброй личностью. Аристократ - это который не чувствует себя связанным общечеловеческими нормами поведения и часто бывает эксцентричным, но на самом деле его жизнь значительно отличается.

Элементы аристократизма:

  • образование;
  • ответственность;
  • богатство;
  • вкус;
  • стиль;
  • праздность.

Богатство, праздность и ответственность высшего класса

В обсуждении праздности высшего класса неизбежно переходят к вопросу о работе в общепринятом понимании.

Правда в том, что настоящая аристократия никогда не была праздным классом. Ответственная задача ее состояла в воспитании граждан, обеспечении правопорядка. Это отличает аристократов от буржуа. Первые получают удовольствие и гордость от своей деятельности, а буржуа работают для того, чтобы просто делать деньги, которые можно потратить в свободное время. Аристократ - это человек, который оценивает свою жизнь пользой для общества, таким образом, это становится не столько трудом, сколько ритуалом.

Праздность была в моде в эпоху Возрождения у купечества и мелкой знати, желающих укрепить свою власть и показать, что им не нужно зарабатывать на жизнь. Это практикуется до настоящего времени.

Кажется, что деньги создают элиту. Есть истории людей, которые хотели быть частью элиты и использовали материальные блага как пропуск в высший свет.

Деньги действительно являются средством для достижения цели. Они обеспечивают доступ к определенным благам, таким как образование и качественные товары и услуги. Но можно стать элитой, и не имея огромных средств.

Совершенство аристократа состоит из хороших манер, образования и стиля в одежде. Деньги помогают приобретать эти вещи, но они не дают гарантии аристократизма.

Аристократическое образование

Образование действительно определяет аристократа в обществе. Для высшего света образованность является существенным элементом и влияет на право прохода в это общество даже больше, чем деньги. Аристократ духа - это тот уникальный человек, который стал частью элиты благодаря знаниям и талантам.

Дискуссии по истории, литературе и политике заменяют аристократам обсуждения спортивных новостей и телепередач. Знание тонких аспектов развития многих цивилизаций в беседе заменяет жалобы на коррумпированных политиков и налоги. Аристократ знает, что мир несовершенен, и не расстраивается, когда возникают проблемы. Они пребывают в погоне совершенно за иным - абсолютными знаниями. Аристократ - кто это? При любой форме обучения от него требуются обширные познания:

  • Освоение учений великих греческих философов, знание ключевых движений, философских школ. Кроме того, понимание иудаизма, христианства, ислама и базовое понимание буддийского учения. Это в сочетании со знанием сатанизма, язычества, оккультизма.
  • Доскональное владение родным языком, знание разговорного французского, немецкого, итальянского и испанского (это как минимум), а также латыни и чуть-чуть греческого.
  • Достаточное изучение математики, основ алгебры и геометрии.
  • Абсолютное знание истории античного и средневекового периодов, времен Ренессанса и Просвещения, викторианской и современной эпохи и их характерных черт.
  • Знание литературы каждого исторического периода. Язык является более достойным носителем культуры, чем фильм.

Аристократы должны обучаться музыке, пению, игре на музыкальном инструменте, разбираться в классических и других направлениях музыки, в том числе джазе и биг-бэнде, иметь базовые знания в области рок-н-ролла.

Изысканный вкус или снобизм

Слово «снобизм» всегда было связано с высшим классом, имеющим хороший вкус, который является элементом воспитания. Хороший вкус часто путают со снобизмом. На самом деле это слово имеет значение «без дворянства».

Настоящий аристократ - что это такое? Представителя высшего класса в первую очередь характеризует то, что он, столкнувшись с полохим качеством предмета культуры, еды, напитка, а также с неприятным вопросом или разговором, никогда не покажет своего отношения и не выскажет свои стандарты. То, что делает человека изысканным, - это способность подавать пример, проявлять терпение и

Аристократическая мода

Мода является единственной сильной формой невербальной коммуникации.

Это средство проявления уважения к окружающим. Чтобы быть хорошо одетым, необходимо оценить общество, в котором живете. Аристократы знают важность внешнего вида в мире. Стандарты являются их хлебом и маслом, поэтому они их применяют - это и есть мода.

Сегодня стандарты одежды для мужчин те же, что были установлены в 20-м веке. Есть много стилей, поэтому можно выбрать. Аристократ - это человек, который не будет отказываться от канонов стиля, чтобы его не назвали эксцентричным. Он знает, как одеваться по каждому поводу, чтобы это было приятно и уместно, и это в сочетании с достоинством и манерами.

«Плохая» аристократия

Во многих странах в конечном итоге идея аристократии действительно перестала нравиться. Это произошло главным образом потому, что не было вообще никакого справедливого способа выбрать достойных руководителей или убедиться, что во главе находятся самые лучшие люди. Развитие - это своего рода аристократия, только если выбирают наиболее способных лидеров.

Теоретически аристократия с неограниченной властью могла бы работать некоторое время. Единственное условие для этого - избранные должны были действовать в интересах народных масс.

На практике коррупция часто просачивается в систему, где люди имеют слишком много власти без сдерживающих факторов и противовеса, и это сводит на нет многие потенциальные преимущества, которые должен иметь аристократ. Что это такое - аристократия? Пережиток прошлого или спасение современного общества? Каждый может решить это для себя, опираясь на факты, а не на домыслы и предрассудки.

Аристократия

АРИСТОКРАТИЯ

(aristocracy) Правление лучших. Критерии, по которым выявляются или избираются лучшие, могут быть самыми разными. Например, способность к управлению можно определить либо по техническим или оценочным показателям, либо по историческим или династическим признакам. Поскольку, по определению, лучшие – это те, кто избран, различие между аристократией и олигархией (oligarchy) со временем стирается, и олигархию часто представляют как извращенную форму аристократии.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Аристократия

(от греч. aristos – лучший и kratos -власть) – форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим как власть достойных, компетентных людей (ученых, философов и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власти толпы), тимократии (власти корыстных людей).В новое время сторонником аристократии являлся, например, Г.Гроций. В других концепциях (Болингброк, Э.Бэрк, И.Бентам) аристократия выступает в качестве элемента «смешанной формы правления», конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным – монархическим, демократическим – структурам, и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов – верхняя палата парламента. В истории аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Аристократия

(от греч. aristos лучший)

форма государственного правления, основанная на власти знатного привилегированного меньшинства, избранных (лучших), а также сам социальный слой, состоящий, как правило, из крупных землевладельцев (в феодальной России и в других странах эпохи средневековья и Нового времени).


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аристократия" в других словарях:

    - (греч. aristokratia, от aristos благородный, лучший, и kratos сила). 1) высшее сословие в государстве. 2) правление, в котором вся верховная власть находится в руках высшего сословия. 3) совокупность лиц, приобретших в известной профессии важное… … Словарь иностранных слов русского языка

    аристократия - и, ж. aristocratie f. <, лат. aristocratia <гр. 1. Аристократическая форма правления. Сл. 18. Одни желали учредить республику, другие аристократию, иные анархию, отметая одно Монархическое правление. Херасков Кадм 69. Аристократия или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Знать, высшее общество, свет (большой), бомонд (beau monde), high life (чит. : хайлайф). Родовая аристократия, денежная аристократия; аристократия ума, таланта. . Прот. знать. См. знать денежная аристократия... Словарь русских синонимов и сходных … Словарь синонимов

    - (аристократия устар.), аристократии, мн. нет, жен. (греч. aristokratia господство лучших). 1. Государственное устройство, при котором власть принадлежит богатым и знатным (ист. полит.). 2. собир. Высший слой дворянства, родовитая знать. ||… … Толковый словарь Ушакова

    Аристократия - (гр. aristokratia: aristos – жақсы, kratos – билік) – құлдық және феодалдық қоғамдағы ең дәрежелі сословие (жік, топ) немесе ең жоғарғы рулық ақсүйектер, сол сияқты елде барлық билік аристократияға жататын мемлекеттік басқару формасы (түрі).… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (греч.) такая республиканская форма государственногоуправления, в которой верховная власть находится исключительно в рукахвысших привилегированных классов, которые правят или одни, или присодействии представителей остальных классов. Ей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от греческого aristos лучший и...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В докапиталистическом обществе наследственная знать, обладающая властью и привилегиями; в ряде стран… … Современная энциклопедия

    Жен., греч. правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия; вельможедержавие, боярщина; | само сословие это, вельможи, знать, высшие бояре, окольничьи, высшее сословие по праву рождения, родовая знать; | дворянство… … Толковый словарь Даля

    - (от греч. , букв. власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при которой гос. власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. «Монархия как власть одного,… … Философская энциклопедия

    аристократия - и устарелое аристократия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Аристократия Берои в эпоху эллинизма , Ю. Н. Кузьмин. Монография посвящена изучению родственных связей между рядом жителей македонского города Бероя эпохи эллинизма, которые рассматриваются главным образом на примерах знатных семей…

ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Рубрика (тематическая категория) История

АВТАРКИЯ - (греч. аutarkeia - самостоятельный) - экономическая и политическая независимость полисов, их самостоятельный, самодовлеющий характер.

АВТОКРАТОР - (греч. auto - само, kratos - властный) - звание единоличного предводителя, какого - либо греческого союза. К примеру, стратегами - автократорами Коринфского союза, созданного для борьбы с персами, являлись Филипп и Александр Македонский.

АВТОХТОНЫ- (греч. autos - сам, chthon - земля: родившиеся из самой земли), коренные обитатели данной страны, туземцы.

АГЕЛА - (греч а - стадо) - воспитательные группы полноправных юношей до 17 лет в Спарте Целью агел была подготовка настоящих воинов путем жестких физических упражнении.

АГОН - (греч. аgon - борьба) - античный принцип соревновательности, состязательности, охватывающий всœе виды человеческой деятельности, начиная от спорта͵ заканчивая агонами в ремесле, пении, поэзии, философии

АКАДЕМИЯ - (греч. akademia) - роща, посвященная мифическому герою Академу на окраинœе Афин, где находился гимнасий и про ходили встречи молодежи с интересными людьми Академию в начале 4 века до н. э. о для своих занятий философ Платон. Слово стало обозначает место где занимаются наукой.

АКРОПОЛЬ - (греч. akros - верхний, polis - город) - укрепленная часть города, цитадель, занимающая в полисе господствующую высоту. В Афинах, стараниями стратега Перикла, в последней трети 5 века до н. э. Акрополь стал роскошным архитектурным центром города.

АМФИКТИОНИЯ - (греч. amphiktionos - сосœеди) - религиозно - политический союз племен и полисов, созданный для решения общих проблем и не допущения конфликтов, часто на базе какого - либо уважаемого храма. К примеру, известна Дельфийская амфиктиония при храме бога Аполлона в Дельфах.

АПЕЛЛА - (греч. apella - народное собрание) - собрание полноправных граждан свыше 30 лет в Спарте для решения политических, военных и иных вопросов. Апелла собиралась на берегу реки Эврот. Считалась высшим законодательным органом власти, реально просто утверждала предложенные царями или герусией решения.

АРЕОПАГ - (греч. Areos - Арей, pagos - холм) - первоначально совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на холме, посвящен ном богу войны Аресу на Акрополе. По мере развития демократии постепенно терял политической и военное значение. После реформы Эфиальта 462 года до н.э. превратился в верховный уголовный суд по делам об умышленных убийствах и святотатстве.

АРИСТОКРАТ - (греч. aristoi - лучший) - представитель родовой аристократии в полисах.

АРИСТОКРАТИЯ - (греч. aristois - лучшие, kratos - власть) - система правления в полисах, когда высшие государственные должности сконцентрированы в руках представителœей родовой знати. Наиболее яркий пример - Спарта.

АРХОНТ - (греч. arhontos - правитель, начальствующий) - член афинского Ареопага, первоначально назначался пожизненно, за тем выбирался из числа наиболее уважаемых граждан полиса.

АРХЭ - (греч. arche - господство, власть) - Второй этап существования Афинского морского союза, возникшего как объединœение греч. полисов под предводительством Афин после греко-персидских войн 80- 70 гᴦ. 5 века до н.э. В Архэ входило около 200 полисов, казна союза находилась в Афинах. Архэ распалось после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 году до н.э.

БАСИЛЕЙ - (греч. basileos - вождь) - в Микенский период Греции правитель небольшого государства, в эпоху Гомера глава племени или общины, обладавший всœеми видами власти. В Спарте - титул царя.

БУЛЕ - (греч. bule - совет) - По реформе Солона Совет 400, затем по реформе Клисфена Совет 500 в Афинах. Избирался сроком на один год по 50 человек от 10 территориальных фил. Готовил повестку для Народных Собраний, обладал распорядительной властью.

ВАРВАР - (греч. barbaros - чужеземец) - презрительное название не эллинов, людей говорящих на не понятном языке.

ВСАДНИКИ - (греч.hippeus - класс всадников) - особое сословие богатых граждан полиса, способных содержать боевого коня. Вторая категория афинских граждан по реформам Солона - люди, имевшие годовой доход в 300 медимнов. Обладали всœей пол нотой гражданских прав.

ГЕКАТОМБА - (греч. 1iе1а - сто быков) - крупное торжественное жертвоприношение от лица всœей общины, посвященное какому - либо празднику или событию.

ГЕЛИЭЯ - (греч. heliaia - суд) - общегражданский суд созданный Солоном в 594 году до н.э. Состоял из 6000 гелиастов из всœех сословий, избираемых жребием на Народном Собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов.

ГЕОМОРЫ - (греч. geomoroi - земледельцы) - в период архаики сельскохозяйственное населœение Эллады. Обычно простые крестьяне.

ГЕРУСИЯ - (греч. gerusia - собрание стариков) - Совет старейшин-геронтов в Спарте, состоящий из 28 геронтов и двух царей. Обладал исполнительной и законодательной властью. Геронты должны быть не моложе 60-ти лет, избирались на заседании апеллы пожизненно.

ГЕТЕРА - (греч. hetaira - подруга) - образованная не замужняя женщина, находящаяся на содержании состоятельных граждан полисов.

ГЕТЕРИЯ - (греч. hetairia - союз друзей) - первоначально группы молодых аристократов, позже в полисах тайные антидемократические союзы аристократов.

ГЛИПТИКА - (греч. gliphio - вырезаю) - искусство резьбы по камню.

ГОМЕИ - (греч. gomoios - равные) - свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10000 человек.

ГОПЛИТ - (греч. hoplon - оружие) - тяжеловооруженные воины, имеющие щит, шлем, панцирь, меч и копье. Сражались обычно в фаланге.

ДЕМ - (греч. Dem – округ) - одна из ста территориальных единиц в Аттике, установленная реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ДЕМАГОГ - (греч. demegorio - говорящий перед народом) - в эпоху расцвета полисов политический деятель, пользующийся поддержкой демоса. В период кризиса полиса демагог - ловкий беспринципный политик, манипулирующий общественный сознанием.

ДЕМИУРГИ - (греч. demiurgos - ремесленник) - в полисах ремесленники. Позже в переносном смысле слова - творцы, созидатели.

ДЕМОКРАТИЯ - (греч. demos - народ, kratos - власть) - система организации полисной власти, при которой реальными полномочиями обладали Народное собрание и народный суд. Все граждане имели право избираться на должности любых полисных магистратов.

ДЕМОС - (греч. demos - народ) - свободное полноправное населœение полисов, обладающее всœей полнотой прав.

ДИАКРИИ - (греч. Deakria - горная часть Аттики) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Лидером являлся Писистрат. Партия выступала за радикальное продолжение реформ.

ДИАЛОГ - (греч. dialogos - разговор двоих) - излюбленная форма раз мышления и рассуждения в Элладе. Она представляла собой как бы возможный спор - обсуждение двумя собеседниками некоего вопроса.

ДОКИМАСИЯ - (греч. docimasia - испытание) - проверка членов гражданской общины на соответствие их общественного статуса или имущественного положения.

ЗЕВГИТЫ - (греч. zevgites - упряжка быков) - граждане - середняки, третья цензовая группа афинских граждан по реформе Солона, имеющие ежегодный доход в размере 200 медимнов. Составляли основу полисного коллектива.

ИЛОТ - (греч. hilot - изгнанные) - покоренное спартанцами населœение Мессении в Пелопоннессе, низведенное до положёния государственных рабов, обслуживающих свободных спартиатов.

КЛЕР - (греч. kler - надел, жребий) - земельный надел гражданина полиса

КЛЕРУХИЯ - (греч. kleruchia - надел) - военно-земледельческая колония, члены которой не теряли прав граждан материнского полиса.

КОМЕДИЯ - (греч. komos - веселое шествие, ode - песня) - первоначально веселые шуточные, часто скабрезные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. Далее театральный жанр.
Размещено на реф.рф
Наиболее известным античным комедиографом был афинянин Аристофан.

КРИПТИЯ - (греч. kriptos - скрытый, тайный) - особые тайные экспедиции спартанских юношей с целью убийства илотов, носившие характер инициаций.

КСЕН - (греч. ksenos - гость, чужой). - гражданин полиса, связанный узами гостеприимства, побратимства с человеком из другой общины.

ЛИТУРГИЯ - (греч. leiturgia - общественная служба) - специальный налог на богатых граждан в полисах. Как правило, существовал в виде хорегии и триерархии.

ЛОГОГРАФ - (греч. logos- слово, graphe - описание) - название первых греческих историков, описывавших историю своих родных полисов.

МЕТЕК - (греч. metek - чужак) - переселœенцы из других полисов, живущий на территории чужой общины без получения гражданских прав.

МЕТРОПОЛИЯ - (греч. meter - мать, polis- город) - материнский полис, выводящий колонию.

МИСТЕРИИ - (греч. mysterion - тайна) - тайные закрытые религиозные священнодействия. Известны вакхические и элевсинские.

МУЗЕЙ, МУСЕЙОН - (греч. Mythoi - Музы) - храм, посвященный Музам, богиням - покровителям различных видов творчества. Известен Александрийский Музей, центр эллинистической науки и культуры.

НЕОДАМОДЫ - (греч. neodamodes - новый гражданин) - новые, недавно введенные в гражданский статус люди в Спарте. Ими могли стать периэки и илоты, доказавшие свою исключительную верность Спарте. Обычно пополнение рядов граждан совершалось после крупных войн, где спартиаты несли большие потери.

НОМОФЕТ - (греч. nomotetes - законодатель) - законодатель в полисах.

ОБЫ - (греч. оbе - часть народа) посœелœения граждан в Лакедемоне. Столица этого государства, Спарта состояла из пяти об, называемых так же комами.

ОЙКОС - (греч. oikos - дом, жилище) - хозяйство гражданина, его дом, семья.

ОЙКИСТ - (греч. oikistes - основатель колонии) - глава коллектива, создающего колонию, часто инициатор самого выведения колонии.

ОЙКУМЕНА - (греч. oikumena - обитаемая земля) - заселœенная, обжитая людьми территория Земли.

ОЛИГАРХИЯ - (греч. oligos- немногий, archer - власть) - система власти в полисах, где реальными управленческими полномочиями обладали наиболее богатые граждане, то есть представители высших цензовых разрядов.

ОРАКУЛ - (греч. oracl - предсказание) - предсказание, выдержанное в стихотворной форме, полученное от пифий по какому - либо поводу или в ответ на запрос. Часто знамение.

ОРХЕСТРА - (греч. orchestra - площадка) - место для хора в античном театре.

ОСТРАКИЗМ - (греч. ostrakon - глиняный черепок) - изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Остракизм проводился раз в несколько лет на Народном Собрании. Введен в 509 году до н.э. Клисфеном. Подвергнувшиеся остракизму изгонялись из полиса на 10 лет без конфискации имущества.

ОХЛОКРАТИЯ - (греч. ochlos - толпа, kratos - власть) - система власти, когда власть в полисах оказывалась у граждан низших цензовых разрядов. Синоним не управляемой вольницы.

ПАНАФИНЕИ - (греч. Panaphenaina) - ежегодный праздник в Аттике в честь богини Афины.

ПАРАЛЫ - (греч. paralos - прибрежный) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы средних слоев населœения, связанным с ремеслом, торговлей, мореплаванием. Выступала за укрепление реформ Солона. Лидерами являлся Мегакл Алкмеонид.

ПЕДИЭИ - (греч. pedias - равнина) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы аристократов - землевладельцев, выступавших против реформ Солона. Лидерами являлись Гиггпоклид и Ликурᴦ.

ПЕЛЬТАСТ - (греч. pelte - щит) - тип средне вооруженного воина, появившийся в начале 4 века до н.э. после реформы афинского полководца Ификрата.

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ - (греч. Pentacos - пятьсот, medimnos - мера зерна) - высший цензовый разряд по реформе Солона, имеющий в год 500 медимнов зерна. Граждане, имеющие право занимать высшие государственные должности.

ПЕПЛОС - (греч. peplos - покрывало) - женская одежда из прямоугольного куска ткани.

ПЕРИЭКИ - (греч. peri - вокруг, oikos - живущий) - не полноправная часть населœения Спарты, по своему статусу занимавшие промежуточное положение между спартиатами и илотами. Не имея политических прав, они, тем не менее, имели право на занятие ремеслом и торговлей.

ПЕДОНОМ - (Греч. paideutes - воспитатель) -учитель в древнегреческих школах.

ПИФИЯ - (греч. pyphia - предсказательница) - жрица при храме бога Аполлона в Дельфах, которая, находясь в состоянии наркотического возбуждения, предсказывала будущее в ответ на запросы, то есть давала так называемые оракулы.

ПОЛИС - (греч. polis - город, государство, община) - гражданское сообщество, особая форма общины в эпоху античности, самоуправляющийся раннегосударственный коллектив.

ПРИТАНЕЯ - (греч. pritaneia - председательство) - группа в 50 человек, представляющая в Совете 500 одну из городских фил, получавшая по очереди на месяц властные полномочия.

ПРОСТАТ - (греч. prostates - защитник, покровитель) - политик - за щитник демоса в период социальных преобразований в по лисах.

РИТОРИКА - (греч. rhetor - оратор) - наука о законах красноречия, умение выстраивать свое выступление перед публикой.

СЕЙСАХФИЯ - (греч. seisachteia - стряхивание от бремени) - мероприятие, проведенное в Афинах реформатором Солоном. Ее суть заключалась в списании всœех долгов земледельцев. Внешне это производилось в виде выбрасывания с земель крестьян закладных камней, на которых писались суммы долгов.

СИММАХИЯ - (греч. syn - вместе, machomai - сражаюсь) - военный союз греческих полисов направленный против общего врага. Существовала Делосская симмахия, основанная в 479 году до н.э. под эгидой Афин, для продолжения борьбы против персов. Считалась союзом равных, но из-за чрезмерной гегемонии Афин позже переродилась в Архэ - Первый Афинский морской союз.

СИССИТИЯ - (греч. syssytos - сотрапезник) - обязательные общественные обеды в Спарте, введенные по реформам Ликурга Одновременно сиссития была общественной и военной единицей, ʼʼсоюзом палаткиʼʼ, в которую входило до 20 человек, связанных между собой отношениями дружбы и родства.

СОФИСТ - (греч. sophistes - мудрец) - профессиональный платный учитель философии и риторики в полисах Эллады, для которого не существовало моральных или религиозных ценностей. На рубеже 5 - 4 веков до н.э. в Афинах наиболее прославились Протагор и Горгий.

СТРАТЕГ - (греч. strategos - ведущий войска) - член коллегии 10 стратегов в Афинах по реформе Клисфена. Обладали всœей полно той власти, избирались на один год, командовали по очереди. Позже в более широком смысле слова - командующий армией.

ТЕАТР - (греч. teates - зритель) - место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Возникновение театра связано с праздником Великих дионисий, утвержденным тираном Афин Писистратом в серединœе б века до н.э.

ТИРАН - (греч. tyrannos - властитель) - не легитимный правитель, узурпатор власти в полисах.

ТИРАНИЯ - (греч. tyrannis - неограниченная власть) - форма единоличного господства в полисах, установленная обычно насильственным путем. Различают раннюю, или Старшую тиранию, способствовавшую ослаблению власти родовой аристократии и позднюю, или Младшую, откровенно эгоистическую и лишенную прогрессивного значения.

ТРАГЕДИЯ - (греч. tragos - козел, ode- песнь) - изначально гимны на религиозные и мифологические темы, исполнявшиеся на полисных праздниках людьми, наряжавшимися сатирами, мифическими козлоногими существами. Далее после появления особых актеров, отвечающих хору, трагедии привели к появлению греческого театра, где они играли ведущую роль как особый род выступления.

ТРАПЕЗИТЫ - (греч. trapedza - стол менялы) - менялы, банкиры и ростовщики в полисах. Так же члены торгово-банковских сообществ.

ТРИЕРА - (греч. trieres - три ряда гребцов) - основной тип гребного боевого корабля эллинов, принимавший на борт до 400 человек, часто использовавший в качестве средства боя укреп ленный на носу судна таран.

ТРИЕРАРХИЯ - (греч. trierarchia - командование кораблем) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа. Одна из разновидностей литургии.

ТРИТТИЯ - (греч. trittys - треть) - третья часть территориальной филы, введенная афинским реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ФАЛАНГА - (греч. phalanx- ствол) - боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 - 30 шеренг, ощетинившихся копьями.

ФЕТЫ - (греч. pheticos - поденщики) - название низшей четвертой цензовой категории афинских граждан по реформе Солона в 394 году до н.э. до реформ Перикла феты не имели право занимать высшие государственные посты.

ФИЛА - (греч. phyle - племя) - родоплеменное объединœение в Элладе на первых этапах греческой истории. К примеру, в Аттике насчитывалось четыре родовые филы. Затем, после реформ Клисфена филы стали территориальными единицами. В Аттике их стало 10.

ФОРОС - (греч. phoros - сбор) - специальный денежный или натуральный налог на членов делосской симмахии - афинской Архэ.

ФРАТРИЯ - (греч. phratria - братство) - в раннее время объединœение братских родов (старших и младших). Позднее, родовое религиозное объединœение.

ХОРА - (греч. chora - район) - сельская округа полиса, место проживания земле владельцев.

ХОРЕГИЯ - (греч. сhоrе - опека об артистах) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку какой-либо драмs, трагедии или комедии, и работу актеров. Одна из разновидностей литургии.

ЭВПАТРИДЫ - (греч. еuраtridеs - родовитый) - афинская родовая знать, крупнейшие землевладельцы Аттики.

ЭККЛЕСИЯ - (греч. ессlеsia - сходка) - народное собрание в полисах, высший законодательный орган власти, контролирующий при этом деятельность всœей властной системы и полисных магистратов.

ЭЛЛИН - (греч.) - самоназвание греков, представлявших себя в виде потомков мифического прародителя Эллина. У него, в свою очередь, были сыновья Ион, Эол и Дор, от которых произошли основные эллинские племена.

ЭПИГОНЫ - (греч. ерigones - родившиеся после) - дети диадохов, то есть сподвижников Александра Македонского, так же участвовавшие в борьбе за власть после его смерти.

ЭПИСТАТ - (греч. ерistasia - глава) - глава Совета 500 в Афинах, заново избираемый каждый день.

ЭПОНИМ - (греч. ерiоnоmа - дающий имя) - тот, чье имя давалось году, городу, местности и т. д. Особый эпитет первого из 9 афинских архонтов, по имени которого именовался год.

ЭПОС - (греч. ероs - слово, рассказ) - литературный поэтический жанр, которым писали авторы (аэды и рапсоды) на героические и нравственные темы.

ЭСИМНЕТ - (греч. аisymnetes - судья) - общественный посредник, при миритель враждующих групп населœения в период реформ. К примеру, Солон. Так же должностные лица и судьи в полисах.

ЭФЕБИЯ - (греч. ерfiеbо - юноша) - государственное воспитательное объединœение в полисах, где проходили двухлетнюю военную службу юноши, достигшие 18 лет.

ЭФОР - (греч. ерhoros - наблюдатели) - члены коллегии пяти в Спарте. Высший контрольный орган власти, имевший право собирать апеллу, герусию и лишать власти царей.

ЭФОРАТ - (греч. еphoros - наблюдатели) - коллегия Пяти в Спарте. Орган власти присматривающий за царями и контролирующий выполнение законов Ликурга и других постановлений гражданами Спарты.

ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" 2017, 2018.