Архетипы: Явные (ложные) и Теневые (репрессируемые) стороныДрянная
Девчонка
Божественно
е Дитя
Бродяга
Ронин
Трикстер
Мудрость
Черный Маг
Ведьма
Принцесса
Принц
Сила
Жрица
Людоед
Воин
Амазонка
Самость
Ужасная
Мать
Хозяин
Охотница
Хозяйка
Архетипы: Явные (ложные) и Теневые
(репрессируемые) стороны

Принц/принцесса

Базовая потребность: стремится к новым впечатлениям, развлечениям.

Качества: радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности,
спонтанность, интерес, любопытство. Оптимист, фантазер и выдумщик, он
открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать.
Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление. Посещение новых
мест для него – праздник, быстро, переключается на очередную новинку.
Выбор профессии:
прикольно, за компанию
Отношения с противоположным полом: Легкие и ненавязчивые,
искренние.
Одежда и прическа:
Как бы ни был одет, во всем облике чувствуется
некоторая небрежность: расстегнутый ворот, слабо завязанный галстук и т.д.
Высоко оценивают себя во всем, любят хорошо одеваться и испытывают
удовольствие от этого. Внимательны к моде, но не идут у нее на поводу,
используют модные тенденции по своему. Зачастую опережают моду.
Тяготеют к удобной одежде.

Бродяга/дрянная девчонка

Бродяга/дрянная девчонка
Базовая потребность: Желание противостоять, Вызывать неодобрение у
окружающих.
Абсолютный возраст: Детство, юность.
Качества: Безответственность, нигилизм, отрицание любой иерархии,
показная грубость, демонстративное презрение к соц.
условностям, эпатаж, жалобы на жестокий мир, мечтательность,
отказ от любых границ, постоянные сомнения в том, любят ли
его, ценят (требования доказательств)
Выбор профессии: определяется внешними обстоятельствами
Отношения с противоположным полом: Несчастная любовь с
«заменителями», постоянный поиск «той
самой» половинки,
Характерное поведение: «Зависание» в гостях, квартирники, «отсидеться
дома»
Одежда и прическа: Одеты без разницы во что, не маркое, не привлекающее
внимание или протестное

Трикстер/жрица

Базовая потребность: Необходимость испытывать сильные эмоции,
показать себя.

Качества: Обаяние, Коммуникабельность, Сообразительность,
Креативность, Хитрость, Легкость, Смелость, Медиатор,
Посредник,
Выбор профессии: Творческая, дающая возможность творить и
выделиться, креативщик, спец по «безумным» планам, PRкомпаниям и прочей экзотике. Актеры, артисты, ведущие
Отношения с противоположным полом: Драматические
Характерное поведение: Душа компании, необязательность,
безалаберность, чувство юмора.
Одежда и прическа: Не столько стильное, сколько модное, бренды,
фейки, не дорогое, а понтовое, или явно дорогое с претензией на
высокий социальный статус. Губы, грудь, попа соответствующие
трендам.
Поведение демонстративное, вычурное, с фиксациями, постоянно
отслеживание реакции окружающих.
Фразы из интернета, афоризмы, расхожие выражения

10. Черный Маг/ Ведьма

Черный Маг/
Ведьма
Базовая потребность: Познание тайны
Абсолютный возраст: Молодость.
Качества: Расчетливость, сарказм, анализ. Многоходовые
комбинации, интриги ради интриг. Неразличение
добра и зла. Использование интересов других людей
в своих целях. Не понимает, зачем сообщать другим
о своих планах и действиях.
Выбор профессии: Профессии, связанные с информацией и
анализом или творчеством(бедные художники,
писатели, поэты)
Отношения с противоположным полом: не понимают сигналов и
бывают только по инициативе с другой
стороны
Характерное поведение: пребывание «в своем мире»
Одежда и прическа: не выразительная, чаще черная(водолазка),
прическа не опрятная

11.

12. Воин/Охотница

Воин/Охотница
Базовая потребность: Великая идея. Достижение целей. Борьба с
несправедливостью

Качества: Чувство собственного достоинства, командность, сила,
решительность, смелость, справедливость, суровость,
мужественность, честь активность. Четкая иерархия с
непременной выслугой. Признание и защита закона (с
недоверием к начальству). Прямота. В преимуществе
простые эффективные ходы. Непритязательность в еде и
жизненных условиях.
Выбор профессии: профессия с карьерой и/или развитием
Отношения с противоположным полом: Уважение, забота,
партнерские отношения.
Характерное поведение:. Рубленые движения, резкость
Одежда и прическа: Опрятная стрижка. Функциональность и
высокое качество одежды. Деловой костюм очень высокого
качества, униформа. Цвета: серый, синий. Только
функциональные детали

13.

14. Убийца/Амазонка

Базовая потребность: Борьба за ресурсы
Абсолютный возраст: Зрелость.
Качества: Перфекционизм и ЧСВ. Не способность к
симметричным отношениям. Деление на «своих» и
«чужих». Не умеет делегировать, предпочитает
делать сам. Недоверие к окружающему миру и его
законам. Цели примитивны.
Выбор профессии: Работа ради ресурсов
Отношения с противоположным полом: Двойные стандарты.
Потребительское отношение.
Характерное поведение: Тело в тонусе, движения напряженные.
Одежда и прическа: Функциональная стрижка, спортивная
одежда, униформа, защитный костюм. Цвета в одежде:
коричневый, серый, синий.

15.

16. Хозяин/Хозяйка

Базовая потребность: Стабильность, спокойствие, забота о
ближнем.

Качества: Ответственность, порядочность, следование нормам,
гостеприимство, прагматичность, приземленность.
Преемственность рода, Чадолюбие. Аккуратность и
бережливость. Стремление накопить и приумножить
накопленное. Толерантность. Любовь к природе,
животным и детям.
Выбор профессии: Проверенные временем профессии,
желательно не командные. Связанные с
людьми, природой (лесник, врач, учитель)
Отношения с противоположным полом: Уважение, бережное
отношение, забота.
Характерное поведение: Хлебосольство, Следование
Осторожность к новому.
правилам,
Одежда и прическа: Добротность, натуральность, без лишних
деталей.

17.

18. Людоед/Ужасная мать

Людоед/Ужасная мать
Базовая потребность: Предусмотреть опасности
Абсолютный возраст: Старость.
Качества: Гиперопека и сверконтроль, сохранение порядка.
Подозрительность, тревожность. Ярко выраженная
внутренняя референция. Гнев и печаль в качестве
основных инструментов управления.
Выбор профессии: Куда родители послали, профессии
проверенные временем.
Отношения с противоположным полом: Удержание, отношение
как к неразумному ребенку
Характерное поведение: Тревога, множество микродвижений,
«бегающий» взгляд, эмоции страха и
гнева.
Одежда и прическа: Старомодная, очень опрятная одежда.
Прическа простая, проверенная временем.

Каждый человек скрывает под гладью сознания обратную, тёмную сторону своего «Я» - К. Г. Юнг назвал её Тенью. Подобно другим архетипам психики, сознание человека может быть невольно подчинено влиянию Тени: большинство людей не отдаёт себе отчёта в том, что происходящее в их жизни - не случайное стечение обстоятельств, а лишь проекция бессознательного.


Юнг считал этот архетип животным наследием человека - собранием аморальных, неистовых, страстных желаний, мыслей и поступков, которые абсолютно неприемлемы для социума или идут вразрез с идеалами самого человека. В процессе становления личности мы учимся понимать не только что есть хорошо, а что плохо - но и создаём определённый образ (Персону по Юнгу), которая наиболее успешно впишется в общество. Сформированная личность довольно часто отождествляет себя с Персоной - скажем, с образом успешного, порядочного и толерантного человека. И при этом всё внутреннее содержание, которое может разрушить этот образ, старательно игнорируется.

Эта теневая сторона личности вытесняется и подавляется до такой степени, что человек чаще всего даже не замечает свои негативные характеристики. А тем временем в его бессознательном сгущаются тучи, которые рано или поздно разразятся громом и могут лишить человека самоконтроля.

Однако, называя эту часть бессознательного Тенью, Юнг не собирался таким образом подчеркнуть лишь негативный характер архетипа. Поскольку «нет добра без зла» и нет «света без тени», эта часть личности служит противовесом для сознания - а, значит, и толчком внутреннего развития. Без Тени исчезло бы внутреннее противоречие, которое не позволяет Персоне превратится в застывшую . Это подводит нас к тому, что без Тени человек не может быть целостным.

Как рождается Тень?

На заре человеческой цивилизации людьми правили естественные инстинкты, импульсы и законы и природы - они присущи и современному человеку. Однако мораль, этикет и прочие атрибуты развитого общества накладывают на большинство из них жёсткие ограничения. Конечно, мы можем с этим справиться - для этого и нужна Тень.

Она начинает активно формироваться в детстве, когда мнительные взрослые демонстрируют ребёнку азы неравенства и несправедливости этого мира. Например, если родитель поступает явно несправедливо по отношению к ребёнку, тот проявляет возмущение и . Но вместо того, чтобы попросить прощения и по-человечески поговорить, взрослый может унизить, накричать, ударить или наказать ребёнка другим способом, посоветовав «закрыть рот» и «уважать старших».

Через некоторое время урок будет усвоен: ребёнок перестает выражать агрессию, хотя она всё равно возникает! Негативные переживания вытесняются в область бессознательно и формирует второе «Я». Сюда же будут отправлены на хранение все нереализованные желания и идеи, не получившие активного развития по тем или иным причинам («брось это - у тебя ничего не получится», «то, что я делаю, никто не оценит» и т. п.)

Как ведёт себя Тень?

Тень терпеливо ждёт своего часа - и когда мы раздражены, обижены или находимся под действием алкоголя, она подталкивает нас к действиям, которые в обычном состоянии никогда себе не позволим. Можно начать махать кулаками, жестоко обидеть близких, наговорить невероятных вещей, изменить своим принципам или второй половине, стащить шоколадку с прилавка или дать пинка попавшейся под ноги кошке. Потом становится очень стыдно, мы раскаиваемся и объясняем произошедшее тем, что «на нас нечто нашло».

И даже при том, что за некоторые поступки стоило бы стоять в углу три-четыре пожизненных срока, нельзя сказать что вся вина лежит на нас самих - ведь мы действовали словно полусне, когда Тень «подмяла» под себя рассудок и вырвалась из темницы подсознания. И пусть ненадолго - но делов уже успела натворить… Как писал Юнг, Тени присуще свойство навязчивости, властного овладения, упорное противодействие моральному контролю. Так что не совсем понятно, кому предъявлять претензии: ослабевшему сознанию, обнаглевшему бессознательному или, может, сказать спасибо всем, кто в своё время плохо обращался с ребёнком?

Тень постоянно напоминает нам о собственном бессилии и беспомощности перед кем-то или чем-то, заставляя сомневаться в себе. С одной стороны, это просто повторение сценария нашего детства, а с другой стороны - так Тени проще бороться за власть. Как Анимус или Анима, Тень тоже проецируется на окружающий мир и людей. Поэтому когда мы кого-то ненавидим, вполне может быть, что на самом деле нас раздражают наши собственные качества в других людях. Эти качества могут действительно в них присутствовать или того хуже - незаслуженно им приписываться. Но порой очень трудно убедить человека, что проблема не в окружающих - а в том, что он сам «отбрасывает длинную тень».

Но что же мы всё о плохом? Тень - это не только обратное отражение Эго, но и источник творчества. Уходя корнями в коллективное бессознательное, Тень может дать человеку доступ к информации или образам, которые не может получить его Эго и уж тем более Персона.

Сильная и слабая тень

Иногда Тень и Персона спокойно сосуществуют человеке, мирно разделив территорию и не особенно мешая друг другу. Но Тень коварна! Поначалу человек просто разрешает себе иметь недостатки - ну нравится ему есть тортики в три часа ночи или лень держать данное кому-то слово… Но от этого воля ослабевает - а Тень только того и ждёт. Поэтому Юнг писал, что «человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь».

Однако «чем светлее свет, тем темнее тень», - продолжает психоаналитик. Чем сильнее мы подавляем тень, тем больше места она занимает в нашем бессознательном («в тихом омуте черти водятся»). Поэтому самое главное «не перекармливать и не морить голодом» свою Тень, а найти способ мирного существования - прежде всего, осознать её присутствие. «Тень с нами всю жизнь, и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим», - советует Юнг.


Просматривала я недавно онлайн-галерею колоды ассоциативных карт «Архетипы и тени». Увидела я ее случайно и очень заинтересовалась — в ней автор изобразил основные наши роли, которые мы так или иначе отыгрываем в жизни. Или, если хотите, то, что может влиять на нас из коллективного бессознательного.

Первое, что мне бросилось в глаза — четкое разделение колоды на архетипы, и, как ни странно, тени. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…»

У «теней» серая рамка, так что сразу возникает ассоциация, что там нарисовано что-то плохое. А разделение на «плохое» и «хорошее», особенно у консультанта и практика, попахивает дуализмом мышления и личной точкой зрения, которую тащить в кабинет, и, тем более, в массы, не всегда стоит.

Например, лично я не согласна, что Пуэр Вечный Юноша, не способный взять на себя ответственность — это хорошо, а та же Ведьма — плохо. Как по мне, так все наоборот, и это зависит исключительно от моих ценностей, а не мифической истины в последней инстанции.

Теневые проявления тоже часто ресурсные — изображенный автором «Вампир», к примеру, живет припеваючи, так как питается чужой кровью (энергией). И, вытащенная в качестве совета, карта вполне может посоветовать «подпитаться» — пожаловаться подруге, сходить в людное место или на концерт и так далее. Главное, не превращать это в стиль жизни. А в реальности — сегодня мы вампирим, завтра нас. Мы же так выживаем.

Или «Боец» («Competitor») который идет по головам… Морализм морализмом, но иногда это единственно правильная (хоть и вынужденная) стратегия выживания. И до чего прекрасен «Лентяй» =) Можно подумать, лениться плохо всегда. А как же пляж? Как же ?

Не люблю, в общем, когда делят на «плохое» и «хорошее» в отрыве от ситуации. Но статья не о том. Когда я пролистывала галерею, зацепилась взглядом за карту «Раненый целитель»

Тут, конечно, кто о чем, а вшивый о бане. Мы видим человека, который пытается оказать помощь, имея при этом не залеченную дыру в груди. Это для меня очень перекликается в последнее время.

В моем кабинете часто стали появляться на консультацию разного толка эзотерики. Биоэнергетики с огромным количеством физических болячек. Целители, страдающие от неустроенности личной жизни (вариант — ждущие того-самого-непонятно-чего). Экстрасенсы на грани нервного срыва («а у моего мужа кто-то есть?»). То есть люди, страдающие от временного физического и/или психического нездоровья и продолжающие оказывать услуги клиентам.

Ведь дело даже не в наличии или отсутствии денег, здоровья и личной жизни. Просто даже не практику невооруженным глазом видно, что человеку очень плохо. Ему ой как некомфорто с тем, что он имеет и это — результат не сиюминутного помутнения, а стиля жизни, мышления и карты мира.

Сможет ли такой практик помочь — вопрос. Скорее, поделится с Вами тараканчиками. Когда-то мы с Олей писали : если практик на вас срывается, обесценивает, разговаривает в тоне «так, а теперь слушай. пошел, сделал это, потом то. все понял? позвоню, узнаю», а тем более транслирует о том, что «все отношения должны быть тяжелые», «а откуда у тебя вообще могут быть деньги, ты же не простил избивающую тебя и пьющую мать», «пока не простишь — ничего не будет» или любой текст, который слишком похож на чужую картину мира — бегите. Не нужны Вам чужие тараканы.

Нормальный консультант всегда даст Вам право жить так, как Вам удобно в тех ситуациях, в которых Вам удобно, И личное мнение выдаст после слов «а теперь мое личное мнение, которое может быть не ваше». Он оставит Вам Вас.

А это сложно сделать, пока раны недолеченные. То, что беспокоит, всегда транслируется наружу.

Может, этот жесткий текст появился тоже от недолеченной обиды на такого целителя, кто знает=) не зря же ко мне приходят те, кто приходят — вполне возможно, что для этого осознания. Тем более, если со стороны послушать меня, высказывающую мнение о женских тренингах, очистке карме и прочих сомнительных практиках… Что-то в этом есть=)

Так что тем, кто работает с людьми, приходится в первую очередь много работать над собой, чтобы эти раны как минимум осознавать и не делиться болью с тем, кому сейчас и так не очень. Это, кстати, часть за . Самое опасное — когда человек решает, что он уже просветлился настолько, что в этом не нуждается. Это как раз первая проблема, которую нужно решать.

А колода хорошая, надо брать;)

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

Карл Густав Юнг является основоположником аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто обращался к мировым религиям, оккультизму, Священному Писанию, посещал «места силы». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимус/анима» и «тень».

Многие утверждают, что аналитическая психология открыла широким массам преисподнюю человеческой души. Сначала Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг рассказал о «тени» – оплоте демонической энергии человека.

В первую очередь Юнг отметил, что психика индивида состоит из нескольких частей. Ее центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» – архетипами и «солнцем» – сознанием по центру.

Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.

В своих исследованиях Карл Юнг подробно описал эти части человеческого «Я». В первую очередь – это комплекс Эго . Среди менее значимых можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество констелляций и архетипичных образов. Если рассмотреть человека поближе – он состоит из разнонаправленных установок, которые вступают в противоречие друг с другом, создают основу для внутреннего конфликта. Наиболее значимые субличности – это и Тень .

Архетипы по Юнгу

Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.

Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.

Бывает, мы встречаемся с людьми, которые нам неприятны без веских на то причин. Мы испытываем рядом с ними дискомфорт и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему архетипу «врага», и этим обусловлена реакция.

Юнг выделил три сферы в структуре личности:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное;
  • сознание.

Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.

Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.

  • Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
  • Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.

Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.

  • – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
  • – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.

Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:

  • Мать – утешение, спокойствие;
  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;
  • Герой – спасатель, защитник, опора;
  • Враг – опасность, тревога.

Что такое Тень?

Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.

В период становления личности, ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Со временем мы создаем определенный идеальный образ, согласно Юнгу – он называется Персона. Этот «идеальный человек» хорошо вписывается в нормы и стандарты общественной жизни: он толерантен, успешен, красноречив, имеет выдержку и терпение, порядочный и ответственный. При этом внутреннее содержание, способное разрушить Персону, тщательно игнорируется.

Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.

Согласно работам Юнга, не Тень считается оплотом зла в человеке. Скорее виновато то, что ее создает: завышенные ожидания, отрицание собственного «Я», абстрактные идеалы, проживание «чужой жизни», отсутствие любви и уважения к себе.

Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.

Взаимодействие Тени и Эго

Эго каждого человека отбрасывает Тень . Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам. Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов. В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.

Аналитическая работа с Эго может раскрыть теневые процессы и помогает их осознать, но защитные механизмы Эго работают эффективно, и лишь единицам удается их преодолеть.

Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.

Если вникнуть в корень человеческих намерений, желаний и выборов, окажемся в темной области. Мы увидим, что наше Эго в темной части самоуверенное, бесчувственное, эгоистичное, склонное к манипуляциям и извращенным желаниям. Перед нами предстает стопроцентный эгоист, который любой ценой стремится достичь удовольствия и власти над другими. Этот негатив внутри Эго и есть воплощение мирового зла в сказках, мифах и классической литературе. Например, персонаж Яго в шекспировском «Отелло» является ярким представителем Тени.

Самое интересное, что Эго никак не переживает свою Тень. Она проецируется на других людей, будучи неосознанной. Например, если вас раздражает отъявленный эгоист – это на него проецируется неосознанное содержание вашей тени. Несомненно, другие люди предоставляют «крючки» для проекции тени. Ведь в сильных эмоциональных реакциях присутствуют реальное восприятие и проекция.

Дефензивное Эго всегда настаивает на своей правоте, часто выступает в роли жертвы или наблюдателя. В то время как свое Эго делает человека «святым», другой человек превращается в «монстра». При психологической работе с собственным Эго можно научиться распознавать проекции и не создавать «козлов отпущения» .

Как зарождается Тень?

В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.

Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые старательно манипулируют детьми, демонстрируя все несовершенство и односторонность взрослого мира. К примеру, если родители подавляют ребенка или проявляют к нему несправедливость, ребенок реагирует возмущением и здоровой, естественной агрессией. Но вместо того чтобы извиниться и принять свою неправоту, взрослый еще больше унижает, кричит на ребенка, наказывает либо бьет. Ведь нужно «уважать старших» и «закрыть рот».

Спустя некоторое время малыш усвоит урок. Он перестанет демонстрировать агрессию, хотя она по-прежнему будет возникать. Ребенок начнет подавлять ее. Все негативные переживания вытеснятся в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я». Туда же отправятся на хранение нереализованные мечты и желания: «это денег не принесет», «мужики не танцуют», «займись нормальным делом», «этим на жизнь не заработаешь» и т.д.

Тень принимает в себя те черты характера, которые несовместимы с Персоной и Эго-сознанием личности. И Тень, и Персона на самом деле чужды сознанию. Согласно Юнгу, Персона – это «публичная личность», которая помогает человеку формировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень – незаметны для Эго. Но Эго более лояльно принимает Персону, так как она не противоречит моральным нормам поведения в обществе.

Как проявляет себя Тень?

Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, обессилены либо под действием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно она подталкивает нас к действиям, которые в трезвом состоянии мы никогда себе не позволим осуществить.

Человек под действием Тени обижает близких, машет кулаками, изменяет своим принципам, грубо разговаривает, затевает драку или что-то ворует. После произошедшего ему становится очень стыдно, и это состояние описывается как «что-то нашло», «муха укусила», «как подменили».

Несмотря на то, что за некоторые поступки нужно стоять в углу 3-4 жизни, нельзя во всем обвинять сознание человека. Ведь он на самом деле действует, словно во сне, когда Тень затмевает разум и вырывается из «темницы» бессознательного.

Юнг описывал, что Тени свойственно властно овладевать чем-то, вести себя навязчиво, упорно противодействовать моральным нормам. Так что в этом случае виноватых несколько – ослабевшее сознание, люди, которые плохо обращались с ребенком в детстве, вырвавшееся наружу бессознательное.

Именно Тень заставляет человека сомневаться в своих силах, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны – срабатывает сценарий детства, а с другой – в таких условиях Тени легче бороться за власть.

Следуя примеру Анимуса и Анимы, Тень проецирует себя на окружающих людей. Поэтому наша ненависть и злость к кому-то – это непринятие этих качеств в себе.

Архетип Тени в литературе и кино

Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.

Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.

В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.

Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:

Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.