Человека можно научить добродетели.
Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.
Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.
Начало образования состоит в исследовании слов.
[О платоновских «идеях»:] Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.
Глазами его [бога] нельзя увидеть, он ни на что не похож.
Безвестность есть благо.
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.
Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.
Удовольствие – благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния.
Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.
Праздник – это повод для обжорства.
Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.
С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.
Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.
Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.
На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».
На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [Антисфен] сказал: «Умереть счастливым».
На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: «Умение беседовать с самим собой».
На вопрос, какая наука самая необходимая, он [Антисфен] сказал: «Наука забывать ненужное».
Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он [Антисфен] сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».
Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; (…) Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве».
Когда его однажды хвалили дурные люди, он [Антисфен] сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»
Когда Платон в своей школе о чем-то долго рассуждал, Антисфен заметил: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора».
Когда какой-то человек спросил Антисфена. чему надо учить сына, он ответил: «Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике».
Умер он от чахотки. (…) Однажды, когда он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто» – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» – возразил Антисфен.
Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.
Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.
Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.
Добродетель – орудие, которого никто не сможет отнять.
Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.
Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.
Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти – живых.
Удовольствиями пользоваться можно по праву только после трудов, а не прежде них.
Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.
Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей – ибо только мудрец знает, кого стоит любить.
Философ Антисфен, основатель школы киников
Я предпочел бы безумие наслаждению [Антисфен и прочие киники превыше всего в жизни ставили умение ни в чём не нуждаться, довольствоваться малым и избегать излишеств.]
Кто-то восхвалял роскошную жизнь. «Такую бы жизнь детям врагов наших!» – воскликнул Антисфен
Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны
На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, Антисфен ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».
Узнав однажды, что Платон дурно откликается о нем, Антисфен сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное»
Кто-то сказал Антисфену: «Тебя многие хвалят». – «Что же, – спросил он, – я сделал дурного?»
Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями
Будучи спрошенным, почему он так суров с учениками, Антисфен ответил: «Врачи тоже суровы с больными».
Увидев прелюбодея, спасавшегося от погони, Антисфен сказал ему: «Несчастный! От какой опасности мог бы ты избавиться за какой-нибудь обол!» [т. е. наняв за эту мелкую монету проститутку-гетеру]
Лучше попасться стервятникам, чем льстецам: те пожирают мертвых, эти – живых
Как ржавчина съедает железо, так завистников пожирает их собственный нрав
На вопрос, что блаженнее всего для человека, Антисфен сказал: «Умереть счастливым»
Государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных
Нелепо, отвеивая мякину от хлеба и исключая слабых воинов из войска, не освобождать государство от дурных граждан
Братская близость единомыслящих крепче всяких стен
Антисфена иногда попрекали, что он водится с дурными людьми. Он сказал на это: «И врачи водятся с больными, но сами не заболевают»
На вопрос, что дала ему философия, Антисфен ответил: «Умение беседовать с самим собой»
На вопрос, какая наука самая необходимая, Антисфен изрёк: «Наука забывать ненужное»
Однажды Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев»
К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она похваляться?» – «Красотою», – сказал тот. – «И тебе не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?»
Юноша, приехавший с Понта , обещал наградить Антисфена, как только прибудет его корабль с соленой рыбой. Антисфен, взяв его с собой и прихватив пустой мешок, отправился к торговке хлебом, набил мешок зерном и пошел прочь; а когда та стала требовать денег, сказал: «Вот этот юноша заплатит, когда придет его корабль с соленой рыбой!»
Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний
Справедливого человека цени больше, чем родного
В общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности
Разумение – незыблемая твердыня: ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений
Когда Антисфен умирал от чахотки, к нему пришел его ученик Диоген и принес с собою кинжал. В разговоре с ним Антисфен воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!» Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто». – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» – возразил Антисфен.
древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ
ок. 445 - ок. 360 г. до Р. Х.
благо
Безвестность есть благо, равно как и труд.
блаженство
Блаженнее всего для человека - умереть счастливым.
война
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
враг
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
государство
Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.
добродетель
Добродетель - орудие, которого никто не сможет отнять.
Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
единомышленники
Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.
жена
Красивая жена - общее достояние, некрасивая - наказание мужа.
женщины
Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.
зависть
Как ржавчина съедает железо, так завистников - их собственный нрав.
лесть
Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти - живых.
мудрость
Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей - ибо только мудрец знает, кого стоит любить.
наука
Самая необходимая наука - это наука забывать ненужное.
справедливость
Справедливого человека цени больше, чем родного.
счастье
Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.
терпение
Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.