АНГОЛА
Республика Ангола, государство в юго-западной части Африки. На севере и северо-востоке граничит с Демократической Республикой Конго (ДРК), на юго-востоке - с Замбией, на юге - с Намибией. С запада омывается водами Атлантического океана. Протяженность береговой линии ок. 1600 км. Провинция Кабинда, расположенная на побережье Атлантического океана к северу от устья р.Конго, отделена от основной территории страны небольшой полосой территории ДРК. Площадь страны 1246,7 тыс. кв. км. Численность населения 10,9 млн. человек. В середине 1990-х годов в крупнейшем городе страны, столице Луанда, проживало более 2 млн. человек. Название Ангола происходит от "нгола" - наследственного титула правителей средневекового государства Ндонго, находившегося на севере современной Анголы. С конца 19 в. Ангола была колонией Португалии, в 1975 обрела независимость.




С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

ПРИРОДА
Строение поверхности. Большую часть территории Анголы занимает плоскогорье с высотами более 1000 м. Его наиболее возвышенная часть массив Бие местами имеет высоты более 2000 м. Там же расположена самая высокая гора страны - Моко (2620 м). На западе плоскогорье обрывается крутыми уступами и сменяется полосой прибрежных равнин шириной от 50 до 160 км. В северном, северо-восточном и юго-восточном направлениях плоскогорье понижается. Большая часть рек принадлежит бассейнам Конго и Замбези. Две крупные реки - Кванза и Кунене, берущие начало в массиве Бие, а также многие малые впадают в Атлантический океан. Реки судоходны в основном в нижнем течении, так как на контакте плоскогорья и прибрежной равнины имеется много порогов и водопадов. На реках Кванза протяженностью более 1000 км и Кунене - ок. 950 км судоходны лишь нижние 200 км. Самый высокий (100 м) водопад Дуки-ди-Браганса на р.Лукала (приток Кванзы). Реки Анголы - важный источник электроэнергии.
Климат внутренних районов страны экваториальный муссонный. Четко выделяются два сезона - влажный и сухой. Влажный сезон приходится на октябрь - май (прерывается коротким сухим интервалом в январе-феврале). За этот период в среднем выпадает 1300-1500 мм осадков. Сухой период продолжается с июня по сентябрь включительно. Самые теплые месяцы в году - сентябрь-октябрь (средняя месячная температура на более высоких участках плато 21-22° С, а в нижних частях склонов - 24-29° С), самые холодные - июнь-июль (соответственно средняя температура 15° и 22° С).
Климат на прибрежной равнине тропический, пассатный, засушливый. Там за год выпадает всего 300 мм осадков в Луанде, 230 мм - в Лобиту и 25 мм на крайнем юге в Намибе. Самый теплый месяц - март (средняя температура 24-26° С), самый холодный - июль (средняя температура 16-20° С. Осадки выпадают преимущественно в феврале-марте. Прибрежные районы испытывают охлаждающее влияние Бенгельского течения.
Растительность и фауна. Почти 40% территории Анголы занято лесами и редколесьями. Наиболее густые влажные тропические леса сосредоточены на северо-западе, к северу от р. Кванза - главным образом по долинам рек бассейна Конго и в провинции Кабинда. Во внутренних районах распространены сухие листопадные тропические редколесья, перемежающиеся с обширными злаковыми саваннами. На морском побережье травянистые и кустарниковые саванны, в изобилии произрастают пальмы. К югу от Луанды их рощи редеют, а южнее Бенгелы местность становится все более пустынной. Злаковники особенно характерны для южных и восточных областей. Среди бедного растительного покрова пустыни Намиб на крайнем юге страны встречается своеобразное ксерофитное дерево-карлик вельвичия удивительная (Welwitchia mirabilis).
Животный мир Анголы очень богат. Из крупных млекопитающих водятся слоны, львы, леопарды, зебры, антилопы и обезьяны. Однако человек нанес их популяциям серьезный урон. Так, например, некогда крупная популяция африканских слонов на юго-востоке Анголы сократилась как минимум вдвое по сравнению с 1980 из-за браконьерского отстрела животных с целью экспорта слоновой кости. Значительно уменьшилась численность черного носорога, гепарда и леопарда. Прибрежные воды богаты морской фауной, включая китов, черепах и моллюсков, не говоря уже об огромных рыбных ресурсах. Серьезной проблемой в последние годы стал перелов рыбы. Для охраны животного мира создано несколько национальных парков.
НАСЕЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВО
Население. Современная демографическая статистика по Анголе базируется на оценочных данных, поскольку последняя перепись населения проводилась в 1970. Следствием гражданской войны стала не только гибель людей во время боевых действий и от голода, но и массовая эмиграция. В 1997 в стране проживали ок. 10,9 млн. человек. Высокий коэффициент рождаемости (3,06% в год в 1997) и фертильности (6,27%) обеспечивают быстрый прирост населения, несмотря на одну из самых высоких в мире смертность детей в возрасте до пяти лет. Средняя плотность населения 8,8 человек на 1 кв. км. Особенно редко заселены восточные и южные районы страны, а также наиболее высокие участки внутреннего плато.
Большинство португальских поселенцев прибыли в Анголу после Второй мировой войны. В 1940 там проживали всего 44 тыс. европейцев, в 1960 - 172 тыс., а в 1974 - ок. 330 тыс. После провозглашения независимости Анголы страну покинули 90% португальцев. Во время войны за независимость (1961-1975) несколько сотен тысяч африканцев бежали в соседние страны, главным образом в Конго (Заир). Хотя многие потом вернулись на родину, немало людей осталось на чужбине. Новая волна беженцев покинула Анголу в 1980-е годы после возобновления гражданской войны. Однако основные миграционные потоки после провозглашения независимости были связаны с внутренней миграцией, массовым переселением людей в города и их вынужденными перемещениями в пределах сельской местности, поскольку многие районы в зоне боевых действий не раз переходили из рук в руки. К концу 1987 свои дома покинули примерно 2 млн. человек (ок. 20%). В 1975-1985 население Луанды утроилось и достигло примерно 1,3 млн. человек. В других городах численность жителей увеличивалась еще быстрее.
Во время непродолжительного мира в 1992-1994 многие ангольцы вернулись в свои дома, однако с возобновлением гражданской войны еще больше людей устремилось в перенаселенные города. В конце 1998 число перемещенных лиц составляло не менее 1,4 млн. человек, а население Луанды - 2,5 млн. человек.
Этнические корни и языки народов Анголы. Жители Анголы, имеющие африканское происхождение, говорят на языках банту. Ангольцы европейского и смешанного происхождения обычно используют в качестве основного языка португальский. На нем же говорит значительная часть африканцев, проживающих в городах. Основные различия между этническими группами африканцев определяются по лингвистическому принципу. Приблизительно 38% африканского населения составляет народ овимбунду, который говорит на языке умбунду. Овимбунду сосредоточены в центральной наиболее возвышенной части плоскогорья (преимущественно в провинциях Южная Кванза, Бенгела, Уамбо). Амбунду (мбунду), говорящие на языке кимбунду, составляют приблизительно 23% африканцев Анголы и живут в провинциях Луанда, Северная Кванза, Маланже. Баконго, или конго (ок. 14% африканского населения), говорят на языке киконго. Из малочисленных этнических групп выделяются проживающие на востоке страны лунда и чокве, на юге - куаньяма. Межэтнические браки, миграционные процессы внутри страны и то обстоятельство, что многие африканцы свободно владеют двумя, тремя, а то и большим числом языков, означают, что этнические различия редко совпадают с европейским стереотипом фиксированных "племенных" границ. Возможно, не менее важным в определении этих различий является учет таких факторов, как степень владения португальским языком, проживание в сельской местности или городских центрах, место, откуда они родом, приверженность традициям предков, связь их трудовой деятельности с традиционным хозяйством или современным сектором экономики. Процесс взаимопроникновения португальской и африканской культур наиболее динамично происходит в городах Луанда и Бенгела и в местах концентрации кимбундуязычного населения в провинции Луанда.
Конфессиональный состав. По приблизительным подсчетам, ок. 38% ангольцев - католики, 15% - протестанты, остальные придерживаются традиционных местных верований. Протестантская церковь представлена в Анголе баптистами, методистами и конгрегационалистами. В период португальского правления католицизм был государственной религией, и поэтому многие отождествляли его с колониализмом. После обретения независимости возникла напряженность в отношениях между марксистским руководством страны и Римско-католической церковью.
Протестантские церкви, как правило, сконцентрированные в определенных районах, вели службы и проповеди на местных африканских языках. В результате те или иные протестантские миссии стали ассоциироваться с конкретными районами и этническими группами, что в дальнейшем послужило причиной раздробленности национально-освободительного движения. Американские миссионеры-методисты действовали главным образом в районах проживания кимбундуязычного, британские баптисты - среди киконгоязычного населения, а американские и канадские конгрегационалисты - среди умбундуязычного населения.
Традиционное общество. Основное занятие африканского населения Анголы - земледелие. Исключение составляют народы, населяющие более засушливые южные районы, которые сочетают скотоводство и земледелие. Почти все африканцы Анголы говорят на языках банту и являются наследниками культурных традиций народов этой языковой семьи. Говорящее на языках киконго и кимбунду население северо-западных и прибрежных районов раньше других соприкоснулось с культурой Португалии. Знакомство баконго с христианами относится к 16 в., в том же столетии португальцы основали город Луанду в районе проживания племен, говорящих на кимбунду. Традиционная культура кимбундуязычных этнических групп наиболее близка культуре родственных народов Центральной Африки, а также населения Кабинды и северо-восточных провинций Северная и Южная Лунда. Чокве, жившие на северо-востоке, в 19 в. занимались охотой и торговлей и вдоль торговых путей постепенно проникали в другие районы страны. Куаньяма, распространенные на крайнем юге Анголы, являются этнографической группой овамбо и родственны народам северной Намибии; их традиционное занятие - скотоводство. Ньянека и хумбе, расселившиеся в окрестностях города Лубанго на юго-западе страны и известные приверженностью к традиционной культуре, занимаются скотоводством и земледелием. Наиболее многочисленная этническая группа овимбунду, живущая на самых плодородных землях в центральных провинциях, во времена португальского правления обеспечивала продовольствием городское население, а часть их продукции даже экспортировалась. Кроме того, овимбунду занимались торговлей. Традиционно наиболее плотно были населены районы с достаточным увлажнением, благоприятные для ведения сельского хозяйства.
В колониальный период наиболее привлекательными для поселения были прибрежные города и административные центры провинций. Колониальная администрация, белое население, торговля и общественные учреждения были сосредоточены в Луанде. Ключевая роль столицы и других крупных городов еще более усилилась после обретения страной независимости. Наиболее развитые в экономическом отношении районы тяготеют к основным железнодорожным магистралям субширотного простирания. Портовые города Лобиту и Бенгела связаны с меденосным поясом Центральной Африки железной дорогой, пересекающей центральную часть плоскогорья. Вторая железная дорога проходит от Намибе к Лубанго и Менонге через южную часть плоскогорья. Столица Луанда связана железной дорогой с горнорудным районом в окрестностях Маланже. Наиболее значимые экономические районы Анголы: Северный с кофейными плантациями, Кабинда с нефтяными месторождениями и Северо-Восточный - с крупными месторождениями алмазов.
Города. Наиболее крупные города - Луанда, Уамбо (бывш. Новый Лиссабон), Лобиту, Бенгела, Лубанго (бывш. Са-да-Бандейра), Маланже, Куито и Намибе. Столица Анголы Луанда - крупнейший портовый город страны, административный, деловой и финансовый центр. На территории самого значительного морского порта Лобиту находится терминал бенгельской железной дороги, по которой поступает минеральное сырье из провинции Шаба (ДРК). Намибе и Бенгела являются центрами рыболовства, а Уамбо, Маланже, Лубанго и Куито - административными, сельскохозяйственными и транспортными центрами внутренних районов страны.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Хотя португальцы колонизировали Анголу еще в конце 15 в., ее границы были определены лишь на Берлинской конференции 1884-1885, на которой западноевропейские колониальные державы разделили между собой территорию Африки. В 1951 Ангола стала заморской провинцией Португалии. Вооруженная борьба народа Анголы против португальского колониализма началась в 1961. Основные силы национально-освободительного движения были сосредоточены в трех военно-политических организациях: Народном движении за освобождение Анголы (МПЛА, создано в 1956), Национальном фронте за освобождение Анголы (ФНЛА, создан в 1962) и Национальном союзе за полную независимость Анголы (УНИТА, создан в 1966). Португальцы были полны решимости сохранить свое господство в этой части Африки и развернули безжалостную борьбу с повстанцами. В результате военного переворота 1974 к власти в Португалии пришло новое правительство, которое приняло решение прекратить войну в Анголе и предоставить ей независимость. После обретения независимости МПЛА провозгласила создание Народной Республики Ангола и приняла в качестве государственной идеологии марксизм-ленинизм. ФНЛА и УНИТА боролись против МПЛА, но к 1979, несмотря на заявление о создании объединенных вооруженных сил обеих группировок, ФНЛА фактически прекратила свое существование. С тех пор борьба за власть велась между МПЛА и УНИТА. В 1990 МПЛА заявила об отказе от марксизма и согласилась на переход к многопартийности и рыночной экономике. В 1992 были проведены выборы. В настоящее время Ангола является государством с многопартийной системой управления при сохранении сильной президентской власти.
В территориально-административном отношении страна разделена на 18 провинций во главе с назначаемым губернатором и местным законодательным органом. Провинции делятся на советы, коммуны, округа, районы и деревни.
Ангола - член ООН, Организации африканского единства и Сообщества развития Юга Африки (САДК).
Политические партии. МПЛА выступала от имени всех ангольцев, но наибольшей поддержкой пользовалась среди кимбундуязычного населения провинции Луанда. Поскольку ее деятельность была запрещена, бойцы движения действовали с баз, расположенных на территории соседних стран (Заира и др.). Главной опорой созданного Холденом Роберто ФНЛА было население северных районов страны, говорящее на киконго. Лидер УНИТА Жонас Савимби опирался на умбундуязычное население. Накануне выборов 1992 в стране возникли другие небольшие партии, но ни одна из них не пользовалась широкой поддержкой населения.
См. далее
АНГОЛА. ЭКОНОМИКА
АНГОЛА. ИСТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Хазанов А.М. Ангола - республика, рожденная в борьбе. М., 1976 Хазанов А.М., Притворов А.В. Ангола. М., 1979


Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АНГОЛА" в других словарях:

    Народная Республика Ангола, гос во на 3. Африки. Совр. название Ангола (Angola) принято от названия гос ва, существовавшего на ее территории в XV XVII вв., Ндонго или, по титулу его верховного правителя, Нгола. Португ. завоеватели, вторгшиеся в… … Географическая энциклопедия

    Ангола - Ангола. Водопад на р. Кванза. АНГОЛА (Республика Ангола), государство в Юго Западной Африке, омывается Атлантическим океаном. Площадь 1246,7 тыс. км2. Население 10,6 млн. человек овимбунду, амбунду, конго и др. Официальный язык португальский.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (республика Ангола), государство в Юго Западной Африке, омывается Атлантическим океаном. Площадь 1246,7 тыс. км2. Население 10,6 млн. человек овимбунду, амбунду, Конго и др. Официальный язык португальский. Традиционных верований придерживается… … Современная энциклопедия

Страна Ангола когда-то была колонией Португалии, нынче же это республика, которая расположилась на краю и с одной стороны омывается Атлантическим океаном. Особенность этих мест - изобилие бананов, нефти и алмазов.

Независимость страны была провозглашена в 1975 году, однако лучше ситуация не стала, так как после этого началась изнурительная гражданская война. В результате масса людей погибла, ещё пара миллионов жителей спасалась бегством.

Такая борьба двух партий (МПЛА и УНИТА) сделала Анголу не свободной, а упадочной, её называли очень опасной и криминальной. Такой образ бедной и злой страны совсем не соответствовал проживающим там людям, отзывчивым и бескорыстным, а также удивительной природе.

Войну удалось закончить лишь в 2003 году, когда не стало основных повстанцев: лидера Национального объединения УНИТА Жонаса Савимби вместе с заместителем.

История земель Анголы очень древняя, так как здесь люди были и в доисторические времена. Когда же европейцы впервые добрались до этих территорий, то тут были раннефеодальные государства:

  • Ндонго;
  • Конго;
  • Лунда и прочие.

Ндонго ещё называли Ангола, так как именно эта династия здесь правила, это же название и прижилось потом.

Первые португальцы, ступившие на ангольские земли, приплыли в 1482 году, они сумели наладить контакты с Конго. С 1575 года начался захват территорий Анголы, когда португалец Паулу Диаш ди Новаиш с военной экспедицией нарекал пройденные земли португальскими владениями.

Местные сразу же оборонялись от иностранных завоеваний. Агрессоры ощутили мощный отпор в 16 веке, когда руководить освободительными действиями стал вождь Килуанжи. Такое же положение дел было и при ангольской королеве Нзинге Мбанди Нгола, после смерти которой португальцы всё же одержали желанную власть над Ндонго и Матамба.

Для Португалии очень выгодной стала Страна Ангола. Народы Анголы стали ценнейшим товаром для европейцев, рабов массово продавали на американский континент, выручая за это большие богатства.

И хотя ангольцы были очень подавлены и ограничены в собственном развитии, они накопили достаточно сил, чтобы эффективно сопротивляться оккупантам.

В процессе раздела африканских земель в начале 20 века сформировались границы Анголы, тогда же и завершилась полная оккупация Португалией.

Всё это время продолжалась борьба ангольского народа за свою свободу. С приходом 20 столетия в стране появились организации, которые культивировали идеи независимости коренных жителей Анголы, они отстаивали национальные права.

В конце 1956 года образовалась МПЛА - патриотическая организация, которая активно начала вооружённые действия, направленные на освобождение от колонистов.

Такая активная борьба привела к получению долгожданного результата - 11 ноября 1975 года Ангола стала Народной Республикой. Однако собственный суверенитет от всевозможных посягательств стране пришлось ещё долго отстаивать.

Народы страны Анголы

В Анголе более всего представлены такие этнические группы:

  • овимбунду (около 37 %);
  • амбунду (мбунду) (около 25 %);
  • баконго (конго) (около 13 %).

Есть и такие мелкие народности:

  • чокве;
  • амбо;
  • гангуэла;
  • гереро;
  • нханека-хумбе;
  • ксиндунга;
  • куаньяма.

Народы в Анголе чаще всего разделены территориально. В северной части страны поселились бантуязычные конго, их язык - киконго. Этот народ включает в себя такие племена:

  • сосo;
  • йембе;
  • солонго.

Южнее проживают амбунду, которые заняли бассейн местной реки Кванза, там же находится и столица Анголы - Луанда. Для них распространённым языком считается кимбунду.

Центральная возвышенная часть страны занята овимбунду, говорящими на умбунду.

На востоке встречаются менее многочисленные народы - чокве, лунда. На юге Анголы живут куаньяма.

Помимо африканских народов в Анголе можно встретить белых (их около 1 %), которые представлены переехавшими сюда португальцами, и мулатов африкано-европейского происхождения (коло 2 %).

Больше половины всех жителей исповедуют христианство:

  • католики - больше двух третьих из них;
  • протестанты (баптисты, методисты и конгрегационалисты) - меньше одной трети.

Все остальные верны традиционной местной религии. А около 2 % из ангольских народов почитают ислам.

Коренные жители в основном пользуются языками банту, а вот те, кто имеет европейское происхождение, говорят на португальском, он же распространён в городах.

Контрастных границ между народами чаще всего нет, так как ангольцы легко разговаривают на нескольких, употребляемых на этих землях, языках, да и браки между представителями различных этносов тоже частые.

Конфликтными являются лишь отношения между основными группами в населении Анголы:

  • «асимиладуш» - ассимилированные африканцы и мулаты, которые переняли португальскую культуру;
  • «индиженат» - местные жители, сохраняющие традиционный жизненный уклад.

Республика Ангола – сердце Центральной Африки, омываемое Атлантическим океаном. Здесь есть все сокровища: газ,алмазы, кварц, нефть, золото, железная и медная руды, а также табак, сахар и кофе. Это самая богатая страна Африки.

Город Луанда, основанный в 1575 году, является столицей Анголы. Располагается он на севере страны на побережье Атлантического океана. В 1627 году Луанда был центром продажи рабов. На сегодняшний день здесь находится торговый и промышленный; самый большой порт страны, нефтеперерабатывающая, пищевая и текстильная промышленность.

Но далеко не это привлекает сюда путешественников и туристов. Жемчужиной Анголы были и остаются народы, населяющие страну. Эти люди говорят на языках банту баконго, бам- бунту, валуимбэ, овагиреро, вамбуэ-ла, вайейе и валучази. Поскольку письменности у этих народов нет, все легенды, мифы, сказания передаются из уст в уста в течении многих веков.

Несмотря на то что в Анголе есть христиане, католики, протестанты,население придерживается традиционных африканских верований.

Прибывая в Анголе не тратьте время и деньги на покупку магнитиков, футболок и кружек с национальной символикой. Здесь есть кое-что куда интереснее.

Ангола — церемониальные маски и сувениры

Ангола — церемониальные маски

Первое, на что вы должны обратить внимание – церемониальные маски. Этот экзотический сувенир окутан мистикой и невероятной энергетической силой. Маски в Анголе используют во время ритуалов в честь рождения, свадьбы, охоты, урожая и пр. Их изготовляют из цельного куска древесины с использованием растительных волокон. Маски представляют собой человеческие головы с удлиненными лбами, широкими губами и узкими глазами.




Туристы используют этот сувенир как настенное украшение. Но не следует забывать о том, что каждая маска несет свое предназначение и не следует покупать ее наобум. Нужно поподробнее расспросить продавца о ее качествах и свойствах. Каждая маска – это своя особая легенда.

Путешественникам очень уж сильно полюбилась маска мвана пвево или «молодая женщина», символизирующая женскую красоту, женского предка народа чокве.

В Анголе вы встретите множество статуэток из дерева, меди, керамики, бронзы, камня и пр. Каждая этническая группа работает со своим материалом и имеет свой ремесленный стиль.

Ангола — статуэтки из дерева

Статуэтки, как и маски, также несут в себе некую мистическую загадку. Бывали случаи, когда туристы заходя в сувенирную лавку, выходили от туда с головокружениями и бледными лицами. Поэтому прислушивайтесь к своим ощущениям и интуиции. Не берите с собой то, что вызывает у вас дискомфорт, даже если вещица визуально вас притягивает. Маленькая статуэтка может в корне изменить вашу судьбу. Вот только не известно в какую сторону.

И конечно же не проходите мимо ювелирных магазинов. Золота и алмазов здесь предостаточно.

Фотографии местных жителей и природы республики Ангола

Ангола — народы и местные племена республики Ангола

Луимбе и вамбунду, умбе, иногда объединяемые названием вагангела. На северо-востоке, в бассейне Касаи и в районе водораздела Конго – Замбези, обитают и валуэна, а на крайнем востоке, в верховьях Замбези, – . В южной части атлантического побережья и далее на вплоть до водораздела рек – расселены ванья-нека, на крайнем юге, вдоль границы с Намибией, – овагереро и , на юго-востоке, в бассейнах Кубанго и ,- вамбуэла и вайейе. Кое-где на юге и юго-востоке Анголы встречаются отдельными небольшими группами .

При колониализме в Анголе было много лиц европейского происхождения (около 600 тыс.). Среди них преобладали португальцы; к концу 1975 г. страну покинули свыше 300 тыс. человек.

Несмотря на многовековую активную европейских миссионеров – католических и отчасти (на севере) протестантских, большинство коренных жителей Анголы до сих придерживается анимистских традиционных верований. Христиане (это преимущественно католики) составляют немногим более населения страны. Некоторым влиянием на севере Анголы пользуются христианско-африканские секты, сочетающие христианские догмы с местными традициями.

Города строились в прошлом по образу и подобию провинциальных городов Португалии. Сейчас для них (по крайней мере для благоустроенных кварталов) характерна современная , но в облике старых городов еще сохраняются черты колониального периода. Планировка городов в однотипна: на побережье – или причал, вдали от побережья – или , затем деловая часть, административные, а также бывшие аристократические кварталы и рабочие пригороды.

Планировка ангольских деревень круговая: в центре селения находится « собраний» (чаще всего просто большой навес), вокруг него располагаются жилые хижины, за ними – хозяйственные постройки, за которыми начинаются огороды и поля.

Итоги четырехсотлетней «цивилизаторской» деятельности португальцев в Анголе оказались весьма жалкими: среди коренного населения неграмотность составляла более 90%. Несмотря на рост числа учебных заведений и количества учащихся, в 1965-1970 гг. системой начального и среднего образования была охвачена примерно % детей школьного возраста. Нужда в рабочих кадрах заставляла колонизаторов организовывать профессиональную подготовку очень небольшого числа специалистов из среды местного населения.

Центром культурной жизни Анголы была и остается столица страны – Луанда. Здесь помимо многочисленных школ и лицея находится единственный в стране университет.

В Анголе развиты художественная резьба и . Резные изображения, которыми украшается , иногда представляют собой сложные скульптурные композиции, отражающие различные бытовые сцены. Из дерева вырезают и предметы религиозных культов – стилизованные статуэтки людей и животных, которым приписывается магическая . Распространены резные деревянные ритуальные маски. Еще чаще для изготовления масок используют ткань из пальмового волокна; поверх нее накладывается смола, из которой вылепляют лицевую часть и затем раскрашивают ее красной и белой глиной. Изготовленные из тростника, травы, веток или соломы корзины, циновки и другие плетеные изделия имеют четкий геометрический . Изделия местных гончаров тоже украшаются геометрическим узором.

В стране развито музыкальное и танцевальное искусство. Музыкальные и хореографические жанры тесно связаны не только с трудовыми процессами, но и с различными традиционными обычаями, религиозно-мистическими церемониями, в том числе траурными. Нередко в танцах участвует почти все деревни. Пляшут под барабанов, разного рода ксилофонов, труб из слоновых бивней и других музыкальных инструментов.

Богатое устное ангольского народа – множество мифов и легенд, сказок, пословиц, поговорок, поэм изучено еще не полностью, но ангольские деятели культуры провели в этом направлении большую работу. На основе народных легенд современный ангольский писатель Каштру Сороменью создал книгу « Черной Земли» (1960 г.).

Письменная , в основном португалоязычная, зародилась в конце XIX в. Ее представляли такие деятели культуры, как Кордейру да Матта, Тадеу Бастуш, Силвериу Феррейра, Пайшао Франку, Асиз Жуниор. В произведениях современных ангольских писателей, таких, как Антониу Жазинту и другие, выражен призыв к живущим и будущим поколениям ангольцев создавать нового человека, готового отстоять свое национальное . И не случайно послевоенное Анголы, вдохновленное чтением этой литературы, в 1948 г. основало культурного направления «Идем открывать Анголу», которое воспитало многих борцов национально-освободительного движения.

В ангольской литературе развивается патриотическое направление, для которого характерны темы, посвященные разоблачению колониализма и империализма, борьбе за свободу и человеческое достоинство, революционной войне и трудовым подвигам сегодняшнего дня. Появилась молодых талантливых поэтов и писателей. К числу выдающихся поэтов современной Анголы и Африки принадлежит президент Агостиньо Нето, творчество которого пронизано идеями борьбы за народа Анголы, всей Африки и человечества от гнета колониализма и эксплуатации.