Результаты войны для Германии. Вторая мировая война закончилась для Германии трагически: уровень промышленного производства едва достигал одной трети довоенного; снизился уровень жизни; возникла нехватка горючего; упала покупательская способность денег.

Германия потеряла самостоятельность, ее территория была поделена на 4 оккупационные зоны. Для решения общих вопросов по Германии был создан Контрольный Совет в составе главнокомандующих войсками союзников.

Следуя решениям Крымской и Потсдамской конференций, союзники проводили в отношении Германии политику трех «Д»:

  • демилитаризации — ликвидация вооруженных сил Германии и их разоружение;
  • денацификация — запрещение нацистских организаций, отмена нацистских законов, наказание военных преступников;
  • демократизация — превращение Германии в демократическое, миролюбивое государство.

Так как западные государства и СССР по-разному относились к политике трех ”Д» и использовали оккупацию в своих целях, то проведение единой политики по отношению к Германии было невозможным.
Начало «холодной войны», противостояние бывших союзников сделало неизбежным раскол Германии.

Раскол Германии. Опасаясь усиления «советской угрозы», западные страны отказались от плана экономического ослабления Германии и перестали брать с нее репарации. В июне 1948 года была проведена денежная реформа, и рейхсмарку заменили дойчмаркой. Инфляцию остановили, «черный рынок» исчез, производство и строительство росло, формировалась рыночная экономика.

В ответ на денежную реформу в западных секторах, СССР взял в блокаду Западный Берлин. Это событие ускорило решение европейских стран создать западно-германское государство. Еще в декабре 1946 года объединились английская и американская зоны оккупации, а в начале 1947 года к ним присоединилась и французская зона.

Конституция Германской Федеративной Республики вступила в силу в мае 1949 года. По Конституции, Федеративная Республика Германии (ФРГ) объявлялась парламентской республикой. Высшей законодательной властью стал бундестаг — двухпалатный парламент. В отличии от Веймарской конституции, президент избирался не всеобщим голосованием, а на заседании бундестага и обладал ограниченными полномочиями. Глава правительства федеральный канцлер. Его кандидатура выдвигалась в качестве лидера победившей на выборах партии и утверждалась бундестагом.

Конституционный суд мог отменить любой закон, противоречащий конституции. Столицей ФРГ стал город Бонн.

В сентябре 1949 года лидер Христианско- Демократического Союза Конрад Аденауэр стал канцлером ФРГ.

7 октября 1949 года в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика. Восточный Берлин стал столицей ГДР.

«Экономическое чудо»и его причины. Причины «немецкого чуда» — ускоренного развития экономики ФРГ:

а) материальная помощь в размере 3,6 миллиардов долларов, полученная от США в рамках «плана Маршалла»;

б) отсутствие военных затрат и армии до середины 50-х годов;

в) большое количество дешевой рабочей силы.

Особенно быстрыми темпами развивались в ФРГ машиностроение, электроэнергетика, химическая и сталелитейная промышленность.

Во внешней политике ФРГ склонялась на сторону США,и это укрепляло ее позиции на международной арене. В 1951 году на территории ФРГ был отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ вступила в НАТО, а в 1957 году — в ЕЭС. Подошла к концу историческая вражда Франции и Германии. ФРГ отказывалась признавать ГДР и призывала бойкотировать ее всем международным сообществом. В 1956 году деятельность Германской Коммунистической партии была запрещена.

Социал-демократы у власти. В 1960-е годы канцлером ФРГ был Л. Эрхард. Затем к власти пришло правительство «Большой коалиции», составленное из христианских демократов и социал-демократов. В программе Германской Социал-демократической партии конечной целью значилось построение демократического социализма

В 1969 году к власти пришло правительство «Малой коалиции» во главе с лидером социал-демократов В. Брандтом. Увеличилась зарплата и пенсии, на предприятиях были созданы производственные советы, ограничивающие самоуправство администрации.

Принципы реализации «новой восточной политики» правительства Брандта:

  • Отказ от «холодной войны», уважение к реальному соотношению сил;
  • Нормализация отношений со странами Восточной Европы, пострадавшими от гитлеровской агрессии, в первую очередь с СССР и Польшей;
  • Признание Германской Демократической Республики.

В результате «Восточной политики» правительства:

  1. Были признаны послевоенные границы Восточной Европы.
  2. Были налажены межгосударственные отношения с ГДР.
  3. Было достигнуто соглашение о статусе Западного Берлина.

Все это означало окончание политики, именуемой «мюнхенское владычество». Разразившийся в 1974 году экономический кризис затронул ФРГ гораздо меньше, чем другие страны.

Стало известно, что одна из сотрудниц В. Брандта была агентом разведки ГДР, и в 1974 году канцлер Брандт подал в отставку.

Сменивший его на этом посту социал-демократ Г. Шмидт продолжил политическую линию В. Брандта. В 1982 году, спустя 13 лет, к власти вновь пришли христианские демократы. Лидер ХДС Гельмут Коль стал федеральным канцлером. Его правительство уменьшило налоги и государственные расходы, приняло меры для ослабления роли государства в регулировании бизнеса и для стимулирования честной конкуренции. С 1983 года в стране начался экономический подъем.

Путь к единству немецкого народа. Гельмут Коль добился объединения Германии. Символ раскола Германии — «Берлинская стена» — была демонтирована в 1989 году.

12 сентября 1990 года состоялись переговоры по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР + США, СССР, Великобритания, Франция). Был подписан договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 3 октября 1990 года Германия объединилась. Г. Коль стал первым федеральным канцлером объединенной Германии.

В 1998 году к власти пришел социал-демократ Г. Шредер. Сегодня пост канцлера Германии занимает Ангела Меркель. В настоящее время экономика Германии развивается стабильно и динамично. И на Западе, и на Востоке Германия ведет взвешенную политику.

Первая мировая война

Развитие человечества после Второй мировой войны распадается на два этапа. Первый (1945 — 1991 гг.) характеризовался острым противостоянием двух сверхдержав (США и СССР), начавшимся сразу же после завершения Второй мировой войны .

С лёгкого пера западных журналистов это противостояние получило название «холодной войны », поскольку характеризовалось бескомпромиссной борьбой во всех сферах жизни, но всё-таки не привело к прямому крупному военному столкновению сверхдержав. Противостояние СССР и США несло огромную идеологическую нагрузку, поскольку представлялось лидерами противоборствующих держав как конфликт двух мировоззрений.

Следствием борьбы сверхдержав стал раскол мира на две части, возглавляемые ими. Линия раскола порой проходила даже в пределах одной и той же страны. В послевоенные десятилетия на две части оказались расколотыми такие страны, как Германия, Китай, Корея, Вьетнам. В 1949 году вокруг США возник военно-политический блок НАТО, после присоединения к которому Западной Германии в 1955 году была образована Организация Варшавского Договора, объединившая вокруг СССР страны Восточной Европы, которые в послевоенные годы стали ближайшими союзниками Советского Союза и пошли по пути строительства социалистического общества по советскому образцу.

Ключевым звеном «холодной войны» стала гонка вооружений, исход которой и определил развязку противостояния двух сверхдержав в послевоенном мире. Развернувшись со второй половины 1940-х годов, она продолжалась с переменным успехом до середины 1980-х, когда стало окончательно ясно, что Советский Союз оказался не в состоянии продолжить её. Причины поражения СССР в гонке вооружений следует искать прежде всего в изначальном неравенстве экономических потенциалов сверхдержав, в силу чего задача победить США на этом поприще было едва ли возможно. Длительное соревнование, увенчавшееся к началу 1970-х годов установлением примерного паритета военных потенциалов сверхдержав, было возможным только в силу исключительных возможностей перекачки ресурсов из одной отрасли народного хозяйства в другую, которые давала командно-административная система. Однако и её возможности оказались к середине 1980-х годов полностью исчерпанными.

Определяющее значение для исхода гонки вооружений имели, как это ни может показаться парадоксальным на первый взгляд, 1970-е годы, вошедшие в историю международных отношений послевоенного времени как годы разрядки напряжённости, смягчения остроты противостояния сверхдержав. Как это произошло?

1970-е годы со всей очевидностью продемонстрировали преимущества той модели социально-экономического развития, которая утвердилась во всех странах Запада в послевоенные десятилетия. Социально ориентированная рыночная экономика в полной мере показала свой потенциал уже в 1950 — 1960-е годы, породив понятие «экономического чуда» — длительного бескризисного развития с устойчивыми высокими темпами экономического роста, который был особенно характерен для стран, потерпевших поражение во Второй мировой войне — Западной Германии, Италии, Японии. В рождении «экономического чуда» важную роль сыграли правительства названных стран. Но оно стало возможным ещё и потому, что после Второй мировой войны державы-победительницы и прежде всего США отказались от экономического давления, принципов жёсткого протекционизма, взяв курс на глубокую экономическую интеграцию. К такому решению их в немалой степени подталкивали задачи противостояния с Советским Союзом и объединившимися вокруг него странами мировой системы социализма.


В 1948 — 1952 гг. США предоставили экономическую помощь пострадавшим от войны странам Западной Европы в размере 13 млрд. долларов (так называемый план Маршалла , получивший название по имени госсекретаря США), причём получение помощи было поставлено в зависимость от корректировки внешне- и внутриполитического курса в русле, желательном для Соединённых Штатов.

В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали , в которое вошли предприятия металлургической и горнодобывающей отраслей шести стран (Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), снявшее таможенные барьеры на пути развития тяжёлой промышленности. В 1957 г. эти же страны образовали Европейское экономическое сообщество (Общий рынок), призванное обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Экономическая интеграция позволила создать ёмкий рынок и избежать развала экономических связей, который был одним из негативных факторов развития Западной Европы в 1930-е годы.

Моментом истины в экономическом соревновании двух сверхдержав и двух мировых систем стали 1970-е годы. Их начало было отмечено падением темпов экономического развития стран Запада. В 1974 — 1975 гг. впервые после Второй мировой войны разразился экономический кризис, который повторился в 1980 — 1982 гг. Экономический кризис 1974 — 1975 гг. был во многом связан с энергетическим кризисом. Последний был вызван возникновением организации стран — экспортёров нефти, сумевших преодолеть разногласия и с начала 1970-х годов общими усилиями обеспечивших повышение цен на нефть в 10 раз.

Это подтолкнуло индустриальные страны к ускорению поисков новых энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Решить эту задачу было возможно лишь на принципиально новой научной и технологической основе. Во второй половине 1970-х гг. в связи с развитием электронно-вычислительной техники, гибких производственных систем, генной инженерии и биотехнологий начался новый этап научно-технического прогресса. Этот рубеж принято связывать с важнейшей вехой в истории человечества — переходом наиболее развитых стран от стадии индустриального общества к стадии информационного общества , для которого характерен переход от экстенсивного типа производства к интенсивному. Переход к информационному обществу стал возможен благодаря механизму рыночной экономики, обеспечившему приток капиталовложений в наиболее перспективные области научных исследований и вновь возникающие отрасли промышленного производства.

Экономика СССР, получившая значительный приток финансовых ресурсов в результате повышения мировых цен на нефть, осталась в 1970-е годы в стороне от качественных технологических инноваций. Когда же в середине 1980-х гг. внедрение ресурсосберегающих технологий привело к быстрому падению цен на нефть, а дальнейшее освоение нефтяных месторождений Западной Сибири потребовало значительных затрат, необходимость ускорения научно-технического прогресса в СССР стала настолько очевидной, что породила политику Перестройки.

Попытки проведения экономической реформы в СССР оказались безрезультатными вследствие решительного сопротивления партийно-бюрократического аппарата, опасавшегося потерять привилегированное положение в обществе. Попытка же проведения глубокой политической реформы обернулась распадом СССР (декабрь 1991 г.) и мировой системы социализма.

Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI вв. отмечено нарастанием процессов глобализации. Глобализация распространяется сегодня на самые различные сферы жизни общества, комплексное, растущее единство современного мира обусловлено необходимостью решения глобальных проблем. Она включает в себя прежде всего формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.

Глобализация порождает немало серьёзных проблем. Разрушаются традиционные уклады жизни, приходят в упадок оказавшиеся неэффективными отрасли производства. В этих условиях значительно возрастает роль национального государства, главной задачей которого становится обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики, согласия в обществе, основанного на учёте интересов всех его классов и социальных слоёв.

Победа Объединенных Наций - СССР, США, Великобритании и их союзников над агрессивными государствами "оси" во Второй мировой войне коренным образом изменила ситуацию в мире и определила будущее развитие стран на десятилетия. С одной стороны, зачинщице войны - Германия, Италия и Япония, ранее имевшие статус великих держав, вследствие военного поражения не только были ослаблены экономически, но и потеряли на время возможность активно участвовать в международной жизни. С другой стороны, Франция и Великобритания, понеся большие материальные потери в войне, также потеряли статус мировых держав. Распад их колониальных империй, начавшийся сразу после окончания войны, еще больше продемонстрировал ослабление международных позиций бывших мировых метрополий. В то же время доминирующие позиции на мировой арене занимают США и СССР, которые вышли из войны наиболее окрепшими в военном и политическом планах. Во Второй мировой войне они выступали как союзники и совместно обеспечили победу государств антигитлеровской коалиции. Однако еще не успела закончиться война, как между СССР и США стали возникать недоразумения и противоречия. Они были обусловлены разногласиями двух великих держав в подходах к послевоенного устройства, в частности стремлением Советского Союза, вопреки Атлантической хартии, установить свою гегемонию в Европе и некоторых азиатских регионах. Советское руководство, вдохновленное победой, стало на путь активного продвижения идеи социализма в страны Центральной и Юго-Восточной Европы, насаждая в них тоталитарные коммунистические режимы. Внешняя и внутренняя политика этих стран была поставлена под контроль Советского Союза. Усиление СССР и превращение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в форпост дальнейшего продвижения социализма были восприняты недавними союзниками такие, что угрожали их коренным интересам. И если Советский Союз ставил своей целью насаждения социализма в мире, то Запад всячески противодействовал этому. США, самая сильная в экономическом плане страна мира, стала объединяющей силой европейских стран в противодействии СССР. США заполнили тот вакуум силы в Западной Европе, образовавшийся в результате разгрома Германии.

Однако прежде чем отношения между вчерашними союзниками достигли критической отметки (начало 50-х годов), им удалось воплотить в жизнь ряд договоренностей и заключить важные соглашения. Так, был успешно разработан устав ООН (1945 г.) и начато ее деятельность, осужден главных военных преступников на Нюрнбергском (1946-1946) и Токио (1946-1948) процессах. Преодолев различные трудности, союзники смогли довести до логического завершения Парижскую мирную конференцию (июль - октябрь 1946 г.), на которой согласовывались условия мирных договоров с европейскими союзниками Германии - Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Мирные договоры, подписанные 10 февраля 1947 г., утверждали возвращение к довоенным границам и фиксировали определенные территориальные изменения в Европе. Италия лишалась всех своих колоний, уничтожала военные укрепления на границах Франции, итало-югославский рубеж менялся в пользу Югославии, острова Додеканес от Италии передавались Греции. Советско-финляндский граница устанавливалась по состоянию на 1 января 1941 г., Финляндия передавала СССР область Петсамо (Печенга). Договоры узаконивали передачу СССР ранее уже присоединенных к УССР Северной Буковины, Южной Бессарабии и украинского Закарпатья. Среди территориальных приобретений СССР были также часть немецкой Восточной Пруссии (Калининградская область России), Южный Сахалин, Курильские острова и тому подобное. Договоры предусматривали выплату репарационных платежей странами-агрессорами.

Мирные договоры с Германией и Японией не были разработаны в то время, и их решение было отложено. Запад и СССР не нашли взаимопонимания по этим вопросам. Особую важность в послевоенных міжсоюзницьких отношениях мало германский вопрос. Летом 1945 г. в Потсдаме Трумэн, Сталин и Черчилль договорились о том, что разделена на 4 оккупационные зоны Германия будет рассматриваться как единое экономическое целое, а мирный договор с ней будет подписан одновременно всеми победителями. Оккупационная политика сводилась к 4 "где": денацификация, демилитаризация, демонополизация и демократизация. В реализации этой программы выявились глубокие разногласия между СССР и Западом. В советской зоне послевоенные преобразования имели целью прежде всего закрепление советского влияния. Здесь формировались органы новой власти, где преобладали прорадянсь-ки деятели социал-демократической партии и коммунисты. Западные государства поставили цель помочь немцам создать в будущем стабильную экономически здоровую державу, которая будет разделять западные общественные стоимости. Представители США и Англии 2 декабря 1946 г. в Вашингтоне подписали соглашение об экономическом и административном объединении американской и английской зоны оккупации и создания так называемой Бизонии. Вскоре Бизония была объединена с французской зоной оккупации. Союзническая совещание (без СССР) в Лондоне (февраль - июнь 1948 г.), созвана для рассмотрения положения в Германии, привела к тому, что Запад открыто заявил о намерении включить Германию в европейских экономических структур и программы американской помощи Европе (план Маршалла). На совещании был решен вопрос о созыве в Западной Германии Учредительного собрания для подготовки конституции и проведения денежной реформы. Советский Союз осудил эти намерения, что привело к прекращению (март 1948 г.) деятельности Союзного контрольного совета - последней символической основы немецкого единства. В ответ на сепаратную денежную реформу в Западной Германии (июнь 1948 г.) СССР установил блокаду Западного Берлина. После этого раскол Германии стал неизбежным. В апреле 1949 г. США, Англия и Франция приняли Оккупационный устав и решение о создании федеральной западногерманской государства. В 1949 г. раскол Германии на две части получил институциональное оформление - в сентябре было создано Федеративную Республику Германию с правительством во главе с Конрадом Аденауэром, в октябре - Германскую Демократическую Республику. На четыре десятилетия в центре Европы пролег немецко-немецкую границу, который стал едва ли не главным символом раскола мира на два враждебных блока.

На Дальнем Востоке международная ситуация в послевоенные годы оставалась достаточно напряженной. После разгрома японской армии Советский Союз по соглашению между союзными государствами временно оккупировал Маньчжурию (Северо-Восточный Китай и север Корейского полуострова (до 8-й параллели). С юга Корею заняли американские войска. Союзники имели целью принять капитуляцию японской армии. В зонах оккупации начали формироваться прора-советский и проамериканский режимы. В мае 1948 г. на юге страны под наблюдением ООН были проведешь парламентские выборы и провозглашено создание Республики Корея. Однако северный режим не признал результатов выборов и в августе провел свои выборы, в результате которых была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Промосковский лидер Ким Ир Сен и ставленник Вашингтона Ли Сын Ман, провозгласив намерения мирного объединения Страны, поспешно готовились к войне.

Основная борьба на Дальнем Востоке между Москвой и Вашингтоном развернулась за Китай. Несмотря на подписанный в августе 1946 г. Договор о дружбе и союзе между СССР и Республикой Китай, сталинская оккупационная администрация не допустила войска Чан Кайши в Маньчжурию и чинила всевозможные препятствия его чиновникам. В советской зоне оккупации активно формировалась армия коммунистов Китая. Москва их вооружала и оказывала всяческую помощь. Вашингтон в свою очередь поддержал официальное правительство Чан Кайши. На протяжении послевоенных лет между коммунистическими и гомінданівськими вооруженными силами происходили локальные стычки. Весной 1947 г. в Китае разгорелась широкомасштабная гражданская война завершилась победой коммунистов. 1 октября 1949 г. было провозглашено образование Китайской Народной Республики (КНР). Остатки партии Гоминьдан переправились на остров Тайвань, освобожден американцами от японцев.

Мирный договор с Японией был подписан в сентябре 1951 г. на международной конференции в Сан-Франциско. По его условиям Япония признавала независимость Кореи и отказывалась от претензий на Курильские острова, Южный Сахалин, Тайвань. СССР, Польша и Чехословакия, которые были участниками конференции, отказались поставить свои подписи под этим договором, требуя приглашения для участия в работе конференции делегаций коммунистического Китая, Монголии и других союзников. Кроме того, СССР требовал вывести из Японии американские войска и ликвидировать военные базы США. Лишь в 1956 г. была подписана советско-японская декларация о прекращении войны и восстановлении дипломатических отношений. Вопрос о мирном договоре России как правопреемник СССР с Японией остается на сегодня не решенной.

Итак, уже с первых месяцев после окончания Второй мировой войны вследствие острых противоречий между двумя великими державами, противостояние демократии и тоталитаризма международное положение начало резко обостряться, что привело к "холодной войны",

Расходы на вооружение ведущих стран мира в 1940 г.: Германия — 6 млрд долл., Великобритания — 3,5 млрд долл., СССР — 5 млрд долл., США — 1,5 млрд долл. В 1941 г.: Германия — 6 млрд долл., Великобритания — 6,5 млрд долл., СССР — 8,5 млрд долл., США — 5,5 млрд долл. Соотношение военных расходов воюющих стран в 1940 г. было 6: 10, а в декабре 1941 г. 6: 19,5 в пользу противников Германии.

Жертвы

Вторая мировая война изменила политическую карту мира.

В результате поражения, Германия сохранилась как национальное госу-дарство, правда понеся территориальные потери. Самые большие территориальные приращения получил СССР: 500 тыс. км 2 с 20 млн населения. Япония потеряла всё, что захватила с конца XIX в.: Тайвань (Формоза), возвращённый Китаю, Сахалин, отошедший к СССР, и Корею, которая была разделена на две части — Север-ную и Южную.

Война велась до победного конца, что нашло своё выражение в требовании безоговорочной капитуляции. Во Второй мировой войне, особенно на Восточном фронте, сражались не только армии, но и народы. Справедливому гневу народов, оказавшихся под влас-тью фашистов, противостояла неоправданная жестокость нацистов: убийства людей по национальному признаку приобрели массовый характер и стали отвратительным принципом Второй мировой войны.

Войну окончательно завершили Нюрнбергский процесс (20 но-ября 1945 г. — 1 октября 1946 г.) над главными нацистскими пре-ступниками и Токийский трибунал (3 мая 1946 г. — 12 ноября 1948 г.) над японскими военными преступниками.

Нюрнбергский и Токийский процессы имели существенное значение для утверждения принципов и норм современного меж-дународного права, рассматривающих агрессию как тягчайшее преступление.

Во время Нюрнбергского процесса советская сторона наложила вето на обсуждение следующих вопросов: 1. Отно-шение СССР к Версальскому договору. 3. Советский пакт о ненапа-дении с Германией. 4. Общественно-политический строй в СССР. 5. Прибалтийские республики. 6. Проливы. 7. Балканы. 8. Польша. Материал с сайта

Вопросы послевоенного устройства мира обсуждались на Тегеранской , Мос-ковской , Ялтинской и Потсдамской кон-ференциях глав правительств союзных держав в 1943-1945 гг.

На конференциях союзников был сформирован совершенно новый геополитический порядок, который проявился в растянув-шейся на десятилетия «

Первые послевоенные годы стали временем возрождения мирной жизни. В пострадавших от войны странах вновь отстраивались города, промышленные предприятия, памятники культуры. Известны примеры, когда жители восстанавливали свои города буквально из руин и пепла. Среди таких воскресших из небытия городов были Сталинград, Варшава и другие. В большинстве стран жизнь людей после недавно закончившейся войны проходила в напряжённом труде, тяготах и лишениях. В городах существовала карточная система распределения продуктов. Не хватало одежды, других товаров широкого потребления. Но с возобновлением работы транспорта, деятельности школ, больниц и бытовых учреждений у людей росла надежда на лучшее будущее.

От войны к миру

Утверждение мирной жизни не означало возврата к старому. После войны произошли значительные перемены в разных областях общественных отношений. Одновременно с устранением остатков фашистских, реакционных режимов расширялись демократические устои общества. Закреплялись новые права и свободы граждан, избирательные процедуры, принципы деятельности органов власти, политических и общественных организаций. Во многих европейских странах возросли общественные функции государства, усилилась его ответственность за решение социальных задач. В ряде случаев государство взяло на себя управление отдельными отраслями хозяйства, предприятиями (в том числе предприятиями, отнятыми у военных преступников и коллаборационистов). Всё это нашло отражение в новых конституциях, которые были приняты во многих странах во второй половине 1940-х годов и закрепили демократические завоевания народов.

На международном уровне идеалы послевоенного мира декларировались в документах созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Её учредительная конференция состоялась в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Официальной датой образования ООН считается 24 октября 1945 г., когда был ратифицирован её Устав.

В преамбуле (вводной части) Устава ООН сказано:

«Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооружённые силы применялись не иначе как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей».

С ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. в городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал над немецкими военными преступниками. Перед ним предстали главные подсудимые, в их числе Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель и другие. Обвинители от СССР, США, Великобритании и Франции и сотни свидетелей раскрыли страшные факты преступлений нацистов против мира и человечества. По приговору Международного трибунала 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 7 - к разным срокам заключения, 3 - оправданы. В 1946-1948 гг. в Токио состоялся суд Международного трибунала над японскими военными преступниками. Так именем народов были осуждены те, кто развязал войну и руководил уничтожением миллионов людей.

Память о гибели миллионов людей в годы войны вызвала стремление установить и защитить как особую ценность права и свободы человека. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она открывалась положением о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Далее определялись гражданские, политические, экономические и культурные права человека. Первые документы ООН имели особое значение потому, что в них учитывались уроки прошлого, предлагалось усовершенствовать будущую жизнь людей, предотвратить угрозу существованию человека и общества. Однако воплощение намеченных целей оказалось делом непростым. Реальные события последующих десятилетий далеко не всегда развивались в соответствии с предначертанными идеалами.

Изменения на политической карте. Начало «холодной войны»

Развернувшаяся в годы войны освободительная борьба народов Европы и Азии против оккупантов и их пособников не ограничивалась задачей восстановления довоенных порядков. В странах Восточной Европы и ряде стран Азии в ходе освобождения к власти пришли правительства Национального (Народного) фронта. В то время они чаще всего представляли коалиции антифашистских, антимилитаристских партий и организаций. Активную роль в них уже тогда играли коммунисты и социал-демократы.

К концу 1940-х годов в большинстве названных стран коммунисты сумели сосредоточить в своих руках всю полноту власти. В одних случаях, например в Югославии, Румынии, устанавливались однопартийные системы, в других - в Польше, Чехословакии и других странах - допускалось существование других партий. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, Чехословакия во главе с Советским Союзом составили особый блок. К ним примкнуло несколько государств Азии: Монголия, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай, а в 1960-е годы - Куба. Это сообщество называлось сначала «социалистический лагерь», затем - «социалистическая система» и, наконец, «социалистическое содружество». Послевоенный мир оказался разделённым на «западный» и «восточный» блоки, или, как их тогда называли в советской общественно-политической литературе, «капиталистическую» и «социалистическую» системы. Это был биполярный (имевший два полюса, олицетворяемые США и СССР) мир. Как же складывались отношения между государствами Запада и Востока?

Ещё до того как разделение оформилось окончательно, У. Черчилль, отличавшийся известной дальновидностью, сказал, выступая перед слушателями Вестминстерского колледжа в Фултоне (в США) в марте 1946 г.:

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы...

Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...»

Случилось так, что слова британского политика о предотвращении угрозы войны оказались незамеченными, зато понятие «железный занавес» прочно и надолго вошло в историю международных отношений.

В 1947 г. президент США Г. Трумэн провозгласил, что политика его страны должна предусматривать помощь «свободным народам, которые не хотят подчиняться вооружённым меньшинствам или внешнему давлению» (под вооружёнными меньшинствами подразумевались коммунисты, а под силой, оказывавшей внешнее давление, - Советский Союз). В «доктрине Трумэна» определялось отношение к странам, избравшим разные «жизненные пути». С ней был связан план Дж. Маршалла (в годы войны известного военачальника, а в тот момент государственного секретаря США), предусматривавший оказание экономической помощи европейским государствам.

По замыслу авторов плана помощь должна была стабилизировать экономическое положение и тем самым предотвратить социальные выступления в европейских странах. Её предоставление оговаривалось тем, что в правительствах получающих помощь стран не должно быть коммунистов. Трумэн впоследствии писал в своих воспоминаниях: «...без плана Маршалла Западной Европе было бы трудно остаться свободной от коммунизма». План Маршалла подписали руководители 17 западноевропейских стран (включая образованную позже ФРГ). Государства Восточной Европы отказались принять помощь (в ряде случаев не без давления со стороны СССР).

Результатом возраставших противоречий между недавними союзниками стал произошедший в 1949 г. раскол Германии на два государства - Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику.

Шагами на пути к расколу оказались следующие действия:

  • объединение сначала американской и британской (в январе 1947 г.), а затем и французской оккупационных зон в одну зону, создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти;
  • принятие в западной зоне помощи по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута;
  • проведение в западной зоне 20 июня 1948 г. сепаратной (отдельной) денежной реформы;
  • установление с 24 июня 1948 г. советскими войсками блокады Западного Берлина, все наземные дороги в который были закрыты для западных союзников. В течение нескольких месяцев существовал «воздушный мост»: американские самолёты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий и т. д. (блокада была снята в мае 1949 г.);
  • принятие 8 мая 1949 г. западногерманской конституции, выборы в бундестаг (август), провозглашение Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 г.;
  • провозглашение 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики.

Многие жители Германии стремились предотвратить раскол своей страны. В 1947 - начале 1949 г. движение борьбы за единство Германии и заключение мирного договора организовало три общенемецких конгресса. Но в обострявшейся внутриполитической и международной обстановке их голос не был услышан.


К концу 1940-х годов противоречия между западными державами и СССР переросли в политическое и экономическое противостояние и соперничество. 25 сентября 1949 г. советское телеграфное агентство (ТАСС) сообщило о том, что в СССР проведено испытание атомного оружия. В начале 1950 г. Г. Трумэн заявил о развёртывании работ по созданию в США водородной бомбы. «Холодная война» набрала полную силу.

Противостояние двух блоков было закреплено созданием их военнополитических и экономических организаций. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португалия создали Организацию Североатлантического договора - НАТО. 9 мая 1955 г. в работе сессии НАТО впервые приняла участие делегация Федеративной Республики Германии (решение о вступлении ФРГ в НАТО принято осенью 1954 г.).

14 мая 1955 г. было объявлено о создании Организации Варшавского договора (ОВД), куда вошли СССР, Албания (в 1961 г. она вышла из состава ОВД), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Органами экономического сотрудничества двух групп государств стали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), образованный СССР и восточноевропейскими странами в январе 1949 г., и Европейское экономическое сообществозападноевропейских государств (основано в марте 1957 г. шестью странами, затем состав его участников расширялся).

Разделение стран на государства и территории с различными политическими системами, подобное происшедшему в Германии, имело место и в Азии. Такая судьба постигла народы Вьетнама, Китая, Кореи. Внутренние противоречия при этом усиливались вмешательством внешних сил. Так, в Корейской войне (1950-1953) противоборствовавшим армиям Северной и Южной Кореи помогали, с одной стороны, Китай и СССР, а с другой - США и ещё несколько государств. Последние участвовали в событиях как силы ООН. Таким образом, в «холодной войне» возникали «горячие точки», очаги вооружённых конфликтов, а соперничество Запада и Востока, США и СССР в различных частях света становилось предметом жёстких политических споров и борьбы в рамках ООН.

Одним из наиболее значительных исторических процессов во второй половине XX столетия стало освобождение народов Азии и Африки от колониальной зависимости. Система колониальных империй, складывавшаяся в течение нескольких веков, рухнула за два-три десятилетия. На политической карте мира вместо обширных территорий, окрашенных в цвета держав-метрополий, появились названия и границы десятков новых независимых государств. Если в 1945 г. при создании ООН в неё вошло 51 государство, то в 1984 г. членами этой организации были уже 159 стран. Большую их часть составляли освободившиеся государства Азии и Африки.

Процесс становления новых государств оказался сложным, полным драматических событий. Определение государственных границ, установление монархической или республиканской форм власти, выбор путей развития - всё это часто происходило в острой борьбе. Молодым государствам предстояло определиться в своих отношениях не только к бывшим метрополиям, но и к существовавшим тогда «западному» и «восточному» блокам. Выбор ориентации стал для многих стран Азии и Африки существенной проблемой. А отношения со странами третьего мира, как тогда говорили, оказались полем соперничества великих держав, в первую очередь США и СССР.

Научно-технический прогресс: достижения и проблемы

Понятие «прогресс» в сочетании с эпитетами «научный», «социальный» неслучайно стало одним из наиболее употребляемых во второй половине XX столетия. Во многих сферах науки в это время были совершены крупнейшие открытия, появились новые отрасли знания. Ещё в начале века можно было заметить, что научные идеи значительно быстрее, чем прежде, находят воплощение в технических проектах, новых машинах и т.д. Во второй половине века этот процесс значительно ускорился. Теперь настало время научно-технической, научно-технологической революции, для которой характерны тесное взаимодействие науки и техники, быстрое внедрение научных достижений в различных сферах деятельности, использование новых материалов и технологий, автоматизация производства.

Обратимся к фактам. Начало XX в. ознаменовалось значительными открытиями в области атомной физики. В последовавшие десятилетия актуальной научной и практической задачей стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в США группа учёных под руководством Э. Ферми создала первый ядерный реактор. Полученный в нём обогащённый уран был использован для создания атомного оружия (две из трёх произведённых тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный реактор построили в СССР (руководил работой И. В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире атомная электростанция, в 1957 г. спущен на воду первый атомный ледокол.

Во второй половине XX в. началось освоение человеком космоса. Первые шаги в этом сделали советские учёные и конструкторы во главе с С. П. Королёвым. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся полёт первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1969 г. американские космонавты Н. Армстронг и Б. Олдрин высадились на Луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2 тыс. искусственных спутников, собственные спутники вывели на орбиту также Индия, Китай, Япония. Эти устройства используются для передачи радио-и телесигналов, наблюдения за земной поверхностью, погодой и т.д. Для того чтобы оценить значение названных событий, необходимо представить, что за ними стоят достижения многих современных наук - аэронавтики, астрофизики, атомной физики, квантовой электроники, биологии, медицины и т. д. Они потребовали многолетних творческих поисков, неустанного труда и мужества тысяч людей.

Важной составной частью развития современной науки и техники стала компьютерная революция. Первые электронно-вычислительные машины (компьютеры) были созданы в начале 1940-х годов. Работу над ними вели параллельно немецкие, американские, английские специалисты, но наибольшие успехи были достигнуты в США. Первые ЭВМ занимали целую комнату, для их настройки требовалось значительное время. Применение транзисторов (с 1948 г.) позволило сделать вычислительные машины более компактными и быстродействующими. В начале 1970-х годов появились микропроцессоры, а вслед за ними - персональные компьютеры. Это была уже настоящая революция. Расширились и функции компьютеров. Сегодня они используются не только для хранения и обработки информации, но и для обмена ею, проектирования, обучения и т. д.

Если первая половина XX столетия была веком кино, то вторая стала веком телевидения. Его изобрели ещё до Второй мировой войны. Первые телепередачи состоялись в 1936 г. в Лондоне. Война приостановила развитие нового вида техники. Но уже с 1950-х годов телевидение стало входить в повседневный быт людей. В настоящее время в развитых странах телеприёмники имеются в 98 % домов. Сегодня телевидение является самым мощным, массовым каналом передачи разного рода информации - от политических новостей до развлекательных, зрелищных программ.

Указанные научные и технические достижения в совокупности привели к информационной революции. Она, в свою очередь, изменила основы современного общества, которое называют постиндустриальным или информационным. Обществоведы полагают, что, если в Средние века главным источником богатства и власти являлась земля, в XIX в. - капитал, то в конце XX столетия эта функция перешла к информации. Неслучайно средства массовой информации - газеты, радио, телевидение - рассматривают сегодня как «четвёртую власть».

Технический прогресс в современном обществе имеет не только положительные стороны. Он порождает и значительные проблемы. Некоторые из них связаны с тем, что «машина заменяет человека». Хорошо, что она облегчает труд людей. Но что делать тем, кто лишился работы, поскольку их заменила машина? (Существуют, например, подсчёты, что один компьютер заменяет труд 35 человек.) Как отнестись к мнению, что машина может научить всему лучше учителя, что она с успехом восполняет человеческое общение? Зачем иметь друзей, если можно играть с компьютером? Зачем ходить в театр, если с большим удобством можно посмотреть спектакль по телевидению? Это вопросы, на которые сегодня приходится искать ответ каждому.

Ряд серьёзных, глобальных проблем связан с последствиями научно-технического прогресса для экологии, среды обитания человека. Уже в 1960-1970-е годы стало ясно, что природа, ресурсы нашей планеты не являются неисчерпаемой кладовой, а безоглядный технократизм (власть техники) приводит к необратимым экологическим потерям и катастрофам. Одним из трагических событий, показавших опасность технологических сбоев на современных предприятиях, явилась авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), в результате которой в зоне радиоактивного заражения оказались миллионы людей. Проблемы сохранения лесов и плодородных земель, чистоты воды и воздуха сегодня актуальны на всех континентах Земли. На защиту окружающей среды, жизни самого человека встали экологические движения и организации («зелёные», «Гринпис» и др.). Так к концу XX в. научно-технический прогресс сделал глобальной проблему сохранения природной, культурной, духовной сфер существования человека и общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.