Наблюдения за взаимоот­ношениями родителей и детей натолкнули меня на мысль о том, что родители не в полной мере понимают речевые проблемы своих детей и в силу этого не оказывают им должного внимания. Именно это и явилось мотивом для создания и реали­зации проекта «Гласные - пре­красные».

Участниками проекта стали дети подготовительной группы (6-7 лет) с тяжелыми нарушения­ми речи, их родители, .

Проект направлен на социально-коммуникативное и ре­чевое развитие детей. Он носит краткосрочный характер - про­ект недели. Проблема позволи­ла определить следующие цели и задачи проекта.

Цели:

  • Обратить внимание родите­лей на речевые проблемы детей.
  • Показать некоторые вариан­ты помощи детям в совместной деятельности родителей и детей.

Задачи:

  • Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совмест­ную деятельность.
  • Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
  • Развивать фонематический слух, восприятие, творческое во­ображение на материале глас­ных звуков.

Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта:

  • Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах»
  • Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные»
  • Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая».
  • Подборка стихов о гласных буквах «Читаем сами»
  • Рукотворный альбом «Все они гласные»

Этапы создания проекта:

Подготовительный этап:

  • планирование работы;
  • подбор методического материала;
  • подбор игр и материалов для продуктивного этапа.

Основной этап:

  • проведение конкурса «Веселые стихи о гласных»;
  • создание рукотворной книги «Гласные – прекрасные»;
  • создание подборки стихов о гласных буквах;
  • проведение дидактических игр для знакомства с гласными звуками и буквами.

Итоги проекта:

  • проведение логопедической игры-путешествия «В гостях у Пиши-Читая»;
  • выпуск рукотворной книги «Гласные – прекрасные»;
  • оформление выставки работ родителей с детьми «Они такие разные, но все они гласные»;
  • альбом стихов о гласных буквах.

Три дня недели были отведены на обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах в различ­ных дидактических играх и упражне­ниях. Каждый из этих дней был от­веден двум звукам и буквам: поне­дельник - А, Э, вторник - О, У, чет­верг - И, Ы. В среду организова­ли выставку гласных букв сделанных из различных материалов детьми и родителями «Они такие разные, но все они гласные» . Ни одна из букв не была похожа на другую. Родители с детьми ярко проявили свои творче­ские способности: были буквы из пе­нопласта, компьютерных дисков, сан­технических деталей, пазлов и мно­гих других материалов. Каждый из де­тей рассказал, из чего сделана бук­ва, с кем ее делали и как.

Провели конкурс чтецов «Веселые стихи про гласные буквы» . Дети выбрали ша­почки с буквами, о которых они чи­тают стихи. Часть детей рассказала стихи, которые были выучены на за­нятиях, некоторые подобрали и раз­учили веселые стихи о гласных с ро­дителями. После проведения конкурса была создана подборка (картоте­ка) стихов о гласных буквах (см. при­ложение 1), оформленная совместно с детьми в виде рукотворной книги. На выставку и конкурс были пригла­шены родители, которые смогли по­смотреть на своих детей со сторо­ны, прислушаться к их речи, заме­тить проблемы своих детей.

В пятницу был проведена логопе­дическая игра-путешествие с исполь­зованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая» , которая яви­лась итогом проекта. В ходе путеше­ствия по Стране гласных дети с боль­шим удовольствием выполняли задания Пиши-Читая, направленные на фор­мирование фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Ро­дители, которые смогли принять уча­стие в игре-путешествии, увидели, как с помощью различных дидактических игр помочь преодолеть речевые про­блемы своим детям и подготовить их к успешному обучению в школе.

По­сле игры-путешествия некоторые из них отметили, что в большинство игр они смогут играть с детьми на прогу­лах, по дороге в детский сад, в транс­порте (см. приложение 2).

Понедельник

  • Звуки и буквы А, Э. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»

Вторник:

  • Дидактические игры и игровые упражнения, направлен­ные на формирование фонетико-фонематической сто­роны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».
  • Звуки и буквы О, У. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»

Среда:

  • Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные» (объемные модели букв).
  • Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных буквах».
  • Созда­ние картотеки стихов о гласных буквах.

Четверг:

  • Дидактические игры и игровые упражнения, направлен­ные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».
  • Звуки и буквы Ы, И. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные».

Пятница:

  • Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая» с использованием мультимедийной презентации.

Таким образом, краткосрочный про­ект достиг своих основных целей: ро­дители увидели проблемы своих де­тей, получили возможность увидеть игры и игровые упражнения, направ­ленные на их преодоление, выказали желание использовать их.

Приложение 1: Картотека стихов о гласных буквах

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
С. Маршак

Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает алфавит!
А. Шибаев

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла -
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан

Над лугами в синеве
Пролетает буква «Э».
Это ласточка весной
Возвращается домой.
В. Степанов

Вот зигзагом буква «И» -
Будто молния, гляди.
Ира в игры не играла,
Ира «И» в словах искала.
С. Иванов

Утром рано у реки
Удят рыбу рыбаки.
Коль улов - не чепуха,
Будет вкусная уха.
Л. Слуцкая

«Эге-гей!» - крикун кричит.
Изо рта язык торчит.
Г. Виеру

Букве «Ы» не быть вначале,
Но и вы, и мы встречали
Букву ту, срывая рыжик
И скользя на быстрых лыжах.
А. Манфиш

Посмотри на колесо -
И увидишь букву «О».
А. Шибаев

«А» как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
Г. Виеру

Аист нес в авоське алой:
Азбуку для Ани с Аллой,
Абажур, альбом - Алисе,
Алычу, арбуз - Анфисе.
Т. Маршаллова

На калитку посмотри:
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
А вот шагает буква «Ы».
Без «Ы» не выучитесь вы.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы» -
Все мы знать ее должны.
В. Степанов

Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев

Приложение 2: Конспект логопедической игры-путешествия с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая»

Цель: формировать фонети­ко-фонематическую сторону речи детей.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о глас­ных звуках, их артикуляции и зву­чании.
  • Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображе­ние на материале гласных звуков.
  • Совершенствовать навык зву­кослогового анализа и синтеза.
  • Закрепить образы гласных букв.
  • Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.
  • Воспитывать доброжелатель­ность, умение выслушивать до конца ответы других.

Материалы и оборудование:

  • кар­та Страны гласных,
  • мультимедийная презентация «В гостях у Пиши-читая» и оборудование для ее демонстра­ции;
  • гласные буквы, прикрепляющие­ся к карте;
  • булочки в виде гласных букв для сюрприза;
  • «волшебный ме­шочек» с буквами, физкультурные палки и обручи, листы со словами из трех букв, в которых пропуще­ны гласные.

План проведения логопедической игры-путешествия

1. Создание мотивиру­ющей ситуации

— Ребята, сегодня пришло видеописьмо. Давайте посмотрим его.

Обращение Пиши-Читая: «Злая и вредная Опечатка решила всем навре­дить. Она стерла с карты Страны гласных все гласные, а как же можно читать и писать без гласных? Попробуйте. Получилось? Нет. Помогите мне найти гласные и восстановить карту Страны гласных».

Пиши-Читай: «Для того чтобы вернуть гласные, надо выполнить задания. Если задание выполнено верно, гласная возвращается на нашу карту».

В ходе игры дети выполняют задания Пиши-Читая, получают гласные буквы и прикрепляют их на карту Страны гласных

Слайд 1. Песенка Пиши-Читая.
Слайд 2. Обращение Пиши-Читая с просьбой о помощи.
Слайд 3. Слова с пропущенными буквами: м…к, к…т, л…сь.
Слайд 4. Карта Страны гласных без гласных

2. Игра «Веришь - не веришь»

Ответы на вопросы. Вопросы для детей:

— Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим?
— Веришь ли ты, что буквы мы пишем и видим?
— Веришь ли ты, что гласные звуки встречают преграды?
— Веришь ли ты, что буква «О» обозначает один звук [о]?
— Веришь ли ты, что в слове «лук» нет гласного звука?
— Веришь ли ты, что гласные звуки не встречают преграды?
— Веришь ли ты, что есть слово, которое начинается с гласного звука [ы]?

Вопросы для присутствующих родителей и педагогов:

— Верите ли вы, что в русском языке 6 гласных звуков?
— Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных букв?
— Верите ли вы, что в слове «елка» два гласных звука - [о] и [а]?
— Верите ли вы, что в слове «юла» два гласных звука - [йу] и [а]?

— Молодцы! Прикрепите букву «А» на карту

3. Игра «Живые звуки»

— Замените в слове «бык» гласную «Ы» на «О». Какое слово получилось?

Бык - бок - бак - бук.
Дым - дом.
Эхо - ухо (И т. п.)

— Молодцы, справились еще с одним заданием! Вот и эта буква - «О». Прикрепите ее на карту

4. Игра «„Волшебный ме­шочек“ с гласными бук­вами»

Узнавание гласных букв на ощупь и подбор слов, которые будут пи­саться с этой буквы.

— Молодцы. Вот ее то и спрятала Опечатка. При­крепите букву «j».

5. Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку

Буква волнуется - раз,
Буква волнуется - два,
Буква волнуется - три,
На месте буква «О» - замри!

Слайд 5. Звучит веселая музыка

6. Игра «Путаница»

Отбор слов с заданным звуком в заданной позиции.

— Найдите цветы, в названии которых звук [а] был бы в начале, сло­ва. (Астра.)
— Звук [а] был бы на втором месте. (Мак.)
— Найдите цветы, в названии которых звук [о] был бы на втором ме­сте. (Розы.)
— Картинку с изображением животного, в названии которого звук [о] на­ходится на втором месте. (Кот.)
— Найдите картинку с изображением домашней птицы, в названии кото­рой звук [у] был бы в начале слова. (Утка.)
— Звук [у] был бы на втором месте. (Гусь.)
— Картинку с изображением дерева, в названии которого звук [у] на вто­ром месте. (Дуб.)
— Картинку с изображением насекомого, в названии которого звук [у] на втором месте. (Жук.)
— Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [и] на первом месте. (Индюк.)
— Найдите картинку с изображением цветов, в названии которых звук [и] был бы в начале слова. (Ирис.)

— Молодцы, и с этим заданием вы справились! Вот и последняя буква с нашей карты - «Ы». Прикрепите ее к карте

Слайд 6. Изображения: астра, мак, ирисы, розы, кот, утка, гусь, дуб, жук, индюк, елка, кактус, утка

7. Игра «Вылечи слова»

— Ребята, Опечатка забрала гласные буквы, но часть их мы уже нашли и сможем вылечить слова. Вылечить их можно, если вместо точек вста­вить гласную букву, так чтобы получилось слово.

М…к, с…к, к…ст, т…рт, л…сь, с…ль и т. п.

Часть слов предложить взрослым («Помощь зала»).

— С этим занятием вы справились. Вот и буква «И»

8. Выкладывание гласных букв из физкультурных па­лок и обручей

— Что же это сделала Опечатка! Все буквы разобрала на палочки и кру­жочки. Припомните, какие гласные буквы можно собрать из этих ча­стей. Соберите. Вот и буква «Э». Прикрепите ее на карту

9. Подведение итогов игры. Сюрпризный мо­мент

Пиши-Читай: «Все буквы вы собрали на карте Страны гласных. Не уда­лось Опечатке навредить вам. Снова все гласные с вами! А Опечат­ку мы запрем на замок в ее замке, чтобы больше не вредничала. По­смотрите внимательно, что появилось в группе нового?»

— Вот и сюрприз Пиши-Читая. На что похожи эти булочки? (На гласные буквы)

Слайд 7. Карта Страны гласных со всеми буквами.
Слайд 8. Благодарность Пиши­ читая. Информация о сюрпризе

Литература:

1. Программы дошкольных об­ разовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филиче­ва Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. - М., 2010.
2. Программа воспитания и об­учения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г. и др.; Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб.:, 2009.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронталь­ные логопедические заня­тия в подготовительной груп­пе для детей с фонетикофонематическим недоразвитием. Пособие для логопе­дов. - М., 1998.
4. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. - СПб., 1998.
5. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Ме­тодическое пособие. - СПб., 1999.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недо­развития речи у детей дошкольного возраста: практическое по­собие. - М., 2008.

Материал предоставлен , январь 2015.

Тест по теме «Притяжательные местоимения».

6 класс

1. Вставь недостающие слова на месте пропусков:

Притяжательные местоимения отвечают на вопросы (а) ______________, указывают на (б)_________________ и склоняются как (в)___________. Этим они отличаются от отрицательных местоимений, выражающих (г)___________ и от неопределенных, которые указывают на (д)________________________.

2. В каждом ряду местоимений найди и выпиши «лишнее»:

А. Никто, наш, нисколько;

Б. Нечто, своими, твой;

В. Меня, мной, мой;

Г. Себя, свой, о своих;

3. Среди словосочетаний выбери те, в состав которых входит притяжательное местоимение :

А. слушал его рассказ:

Б. увидел его во дворе;

В. птичий клюв;

Г. свой путь;

Д. познать себя;

Е. узнал их историю;

Ж. узнал их на улице;

4. В каком предложении выделенное местоимение является притяжательным ?

А. Посмотрели они с Петькой картину - комедию, вышли из клуба и дружно разложили ее по косточкам.

Б. Петька толкал его в бок и сердито шипел: «Ты чего? Как дурак...».

В. Они были очень умные и всё знали - Петькина тетя и ее муж.

Г. А дома в это время смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину.

5. В каком предложении выделено местоимение не является притяжательным?

А. «Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник».

Б. Левонтий, сосед наш , работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым.

В. «Ой, дитятко мое!» — принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька.

Г. Последней ходу задавала Васеня, и бабушка моя привечала ее до утра.

*Из какого произведения данные отрывки?

6. Заполни таблицу, выписав ВСЕ личные, возвратные, притяжательные местоимения из предложений. Повторяющиеся слова достаточно записать один раз.

У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар…<> Мне редко приходилось стучать шайбой по монетам, но я пользовался своим приемом: если Вадик бил с накатом на себя, я, наоборот, тюкал от себя..<> Я удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней.

*Из какого произведения данные отрывки?

КЛЮЧ

ответ

Баллы

Примечания

а)Чей? Чья? Чьё? Чьи?;

б) принадлежность;

в) прилагательные;

г) отсутствие чего-либо;

д)неопределенные лица, предметы, признаки, количества.

Балл за каждый верный ответ

Б - нечто;

Балл за каждый верный ответ

Балл за каждое верное словосочетание

«Критики», В. Шукшин

межпредметные связи

«Конь с розовой гривой», В. Астафьев.

межпредметные связи

Личные местоимения

Возвратные местоимения

Притяжательные местоимения

Упражнение 1.

Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу местоимения в нужной форме.

1. Elisabeth really loves … garden. … used to work there every day. – Элизабет действительно любит свой сад. Она привыкла там работать каждый день.
2. Harry is sure that the bag belongs to … cousin. … saw … in … hands. – Гарри уверен, что эта сумка принадлежит его двоюродной сестре. Он видел ее (сумку) в ее руках.
3. This reference book is not … . It`s … . – Это не мой справочник. Он твой.
4. Robert is never ashamed of … . … is a very naughty boy. – Роберту никогда не бывает стыдно за себя. Он очень наглый парень.
5. Could … make supper for … tonight? – Вы не могли бы приготовить ужин для нас сегодня вечером?
6. Kevin is going to do it … . – Кевин намеревается сделать это сам.
7. The children were sitting in the corner and whispering among … . – Дети сидели в уголке и шушукались между собой.
8. Mary`s parents have built … a beautiful modern house. – Родители Мэри построили себе красивый современный дом.
9. … neighbors invited … to … party. – Наши соседи пригласили нас на свою вечеринку.
10. Put the book on the table! It is not … ! – Положи книгу на стол! Она не твоя!

Ответы. 1. Her, she. 2. His, he, her. 3. Mine, yours. 4. Himself, he. 5. You, us. 6. Himself. 7. Themselves. 8. Themselves. 9. Our, us, their. 10. Yours.

Упражнение 2.

Вставьте вместо пропусков соответствующие возвратные или усилительные местоимения, если это необходимо.

1. Jane had to carry the heavy bag … . – Джейн пришлось самой нести эту тяжелую сумку.
2. Barbara always cuts her daughter`s hair … . – Барбара всегда сама стрижет волосы своей дочери.
3. His guests already washed … . – Его гости уже умылись.
4. James takes the last look at … in the mirror and goes out. – Джеймс бросает на себя последний взгляд в зеркало и уходит.
5. I always type my articles … . – Я всегда печатаю свои статьи сам.
6. Sarah always worries about her husband because he can`t look after … . – Сара всегда беспокоится о своем муже, потому что он сам не может о себе позаботиться.
7. John`s wardrobe is almost empty. The only thing is a bluish shirt hanging … on a wooden hanger. – Платяной шкаф Джона почти пустой. Единственная вещь в нем – это голубоватая рубашка, сама по себе (= одиноко) болтающаяся на деревянных плечиках.
8. Have you spent your holiday with your wife? – No, I spent it … . – Ты провел отпуск со своей женой? – Нет, я провел его один (= самостоятельно).
9. Alice asked the children to help … to some drinks. – Элис предложила детям угоститься напитками (= выбрать самостоятельно).
10. They say John was going to kill … with a gun. – Говорят, Джон собирался застрелиться.

Ответы. 1. By herself. 2. Herself. 3. –. 4. Himself. 5. Myself. 6. Himself. 7. By itself. 8. By myself. 9. Themselves. 10. Himself.