Цели и задачи урока: выявить идейно-художественные особенности изображения Аустерлицкого сражения как композиционного центра всей войны 1805-1807 гг.; осознать роль в этом эпизоде Андрея Болконского; уметь отвечать на вопросы; выстраивать монологическую речь; способствовать воспитанию патриотического чувства.

Форма урока: групповая.

Особенности урока: дифференцированный подход.

Оборудование: текст 1 т. романа «Война и мир», карточки с вопросами, иллюстрации, компьютер, DVD.

Ход урока.

  1. Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.

Каковы причины войны 1805-1807гг? Как относится Толстой к этой войне? Как проявили себя в Шенграбенском сражении рота Тимохина и батарея Тушина? Что такое трусость и героизм? С какими мыслями уходил Андрей Б. на войну? Какие чувства он испытал, участвуя в этой войне?

Учитель. Подводя итог всему сказанному, делаем вывод: Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой относится к войне отрицательно. Она жестока и бессмысленна. Ведь все люди - братья. Но даже здесь солдаты проявляли чудеса героизма. Рота Тимохина в условиях растерянности «одна в лесу удержалась и атаковала французов». На самом жарком участке, в центре сражения, билась батарея Тушина. Андрей Болконский уходит на войну, чтобы совершить воинский подвиг, завоевать славу. В начальном этапе войны он понимает, что герои - это не обязательно люди офицерского звания, а простые солдаты. Он увидел, что подвиг на войне - это обычное дело.

Да, Князь Андрей шел на войну за подвигом и славой. Давайте посмотрим, удалось ли ему это сделать?

Делимся на три группы. Каждой группе даются задания и вопросы на карточках.

Вопрос: В ходе разработки диспозиции (плана действий) Кутузов откровенно спит. Почему?

Учащиеся пытаются найти ответ. Потому что в любой, даже самый тщательно разработанный план могут вмешаться разные обстоятельства. А любой исход дела решают люди. Нельзя предсказать, как они поведут себя.

(Уч-ся из 1 гр. читают отрывок о начале сражения)

Вопрос: Что случилось? Какая случайность вторглась в диспозицию?

Туман не был предусмотрен.

Вопрос: Как повели себя солдаты, увидев французов перед собой? И началась паника.

Вопрос: Чем объяснить еще бегство солдат?

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, чуждость ее целей для народа.

Вопрос: Как ведет себя Кутузов в решительные минуты боя?

Он находится в самой гуще толпы своих солдат. Не пытается вырваться из нее, мучительно пытается понять, что же происходит.

Вопрос: Как Толстой раскрыл душевное состояние Кутузова?

Кутузов испытывает полное бессилие перед бегством своих солдат, он испытывает муку от того, что видит. Он взывает о помощи к Андрею Болконскому. Ему стыдно и горько.

Что делает князь Андрей?

(Учащиеся 2-1 гр. зачитывают отрывок поведения князя Андрея в бою.)

Вопросы: Что испытывал Андрей Б., видя, как бегут солдаты с поля боя?

Что подтолкнуло князя Андрея схватить знамя и побежать вперед?

Что видит и слышит Андрей Б., когда со знаменем в руках бежит на врага?

Князь Андрей был одержим одной мыслью: надо остановить этот позор, прекратить бегство. До Аустерлица он думает только о своем подвиге. И вот все случилось так, как он представлял: ему довелось со знаменем в руках «идти впереди войск», и весь батальон побежал за ним. Он слышит только свист пуль и видит, как знамя волочится по земле. Красоты подвига князь Андрей не ощутил.

Вопрос: Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?

Это славный подвиг, достойный чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность подвига. Ведь Наполеон тоже может пойти впереди своего войска. Эта внутренняя сущность подвига Андрея Болконского и является причиной того, что подвиг не поэтизируется.

(Учащиеся 3 гр. зачитывают заключительный отрывок главы).

Вопросы: Как относился Андрей Б. к Наполеону до войны?

Почему раненому князю Андрею сейчас Наполеон кажется маленьким и ничтожным?

Раньше князь Андрей считал Наполеона героем. А теперь он увидел его истинную сущность, узнал, как он добывал себе славу, идя по трупам своих солдат. Андрей Болконский разочаровался В Наполеоне. Наполеон представился ему «маленьким, ничтожным человечком», «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».

Что открыл для себя князь Андрей, глядя на высокое небо?

В чем значение образа «высокого неба» в этом эпизоде?

В этом образе неба есть величие, бесконечность стремления, холодность. Небо - абсолютное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость, совершенство. Жизнь не должна быть запутана. Князь Андрей видит небо, глядя поверх человеческой жизни.

Вопрос: Чем стал Аустерлиц для князя Андрея и для России?

Аустерлиц принес князю Андрею открытие нового мира, нового смысла жизни. Он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он иначе понимал ее теперь». Мир открылся Андрею Болконскому в другом измерении, где честолюбивые мечты, слава, почести - все было ничтожным по сравнению с бесконечным небом.

Аустерлиц стал эпохой позора и срама для России. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели, затеянная ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Поэтому она и закончилась Аустерлицем. А ведь русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей были бы понятны цели сражения.

Домашнее задание. На выбор:

  • Написать сочинение-мини «В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?»;
  • Составить план главы;
  • Составить ОСК «Аустерлиц»;
  • Проиллюстрировать главу.
Полный текст материала Разработка урока литературы "Аустерлицкое сражение. Подвиг князя Андрея Болконского"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» — кульминация первого тома. Все сцены сражений в «Войне и мире» — это высшие точки напряжения в повествовании, потому что это моменты, когда историческое пересекается с личным и надличным, жизнь сходится со смертью.

Каждое сражение — это результат многих составляющих. Аустерлицу предшествуют в «космосе» романа интриги князя Василия, ошибки Пьера (беспорядочная петербургская жизнь, женитьба на Элен) — в произведении происходит как бы накопление «отрицательной энергии», нарастание хаоса, запутанности, иллюзорности. В сценах подготовки к сражению главенствуют мотивы парадности (смотр двух императоров), самоуверенности молодых (партия молодых генералов при молодом и уверенном в победе Александре I, который сам хочет руководить сражением).

Князь Андрей восхищается Наполеоном и мечтает повторить его подвиг — спасти армию, как Наполеон на Аркольском мосту или в битве при Тулоне. Для Болконского это не просто решительный, смелый поступок, но прекрасный, возвышенный, театрально-приподнятый. Обязательный атрибут такого романтического подвига — знамя в руках храбреца (см. картину французского художника Жана Антуана Гро «Наполеон на Аркольском мосту» (1801), находящуюся в Эрмитаже). В XV главе князь Андрей воображает свой подвиг так: «...с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной».

Николай Ростов восхищен своим императором, он почти влюблен в него, как и вся русская армия. Все (кроме старого мудрого Кутузова) одушевлены воображаемыми будущими успехами, генералы разрабатывают смелые военные планы, ожидая блестящей победы... Но «башенные часы» мировой истории уже начали свое — пока скрытое для всех движение. Описание Аустерлицкого сражения развернуто у Толстого как бы на трех ярусах вертикали пространства и с разных точек зрения:

  1. русские войска блуждают в утреннем тумане в низине (туман, который оказался непредсказуем, не учтен ни в каких военных планах, скрывает обманный маневр Наполеона);
  2. на высоте, где стоит Наполеон, окруженный своими маршалами, уже совершенно светло и открывается вид сверху на «театр военных действий», над головой Наполеона торжественно, театрально-эффектно поднимается «огромный шар солнца» — сегодня, в свой день рождения император самоуверенно счастлив, как «влюбленный и счастливый мальчик»;
  3. на Праценских высотах, где располагается со своей свитой Кутузов.

Здесь развертываются драматические события, которые даны с точки зрения князя Андрея,— паника и бегство русских войск, его попытка остановить хаос, осуществление мечты о подвиге со знаменем в руке, рана, падение... Этот момент Толстой подает через резкую, неожиданную смену ракурса изображения: от хаоса и суеты движения — к покою, от шума сражения — к тишине, от вертикального положения тела в пространстве и взгляда, обращенного к земле,— к горизонтали, к положению упавшего лицом вверх, к небу. «Над ним не было ничего уже, кроме неба — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Меняется не только ракурс, меняется масштаб в восприятии мира: остановившийся над раненым князем Андреем его кумир Наполеон, произносящий слова похвалы русскому офицеру, кажется маленьким, ничтожным рядом с открывшимся простором бесконечности, «в сравнении с тем, что происходило теперь между его (князя Андрея.— Е. П.) душой и этим высоким, бесконечным небом...» (т. 1, ч. 3, гл. XIX). Неверующий, скептик, князь Андрей вглядывается в непостижимое: есть ли там, за порогом жизни, тот, кому можно сказать: «Господи, помилуй меня!»? Князь Андрей переживает нравственный переворот, резкое изменение всей прежней системы жизненных ценностей: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих». Он открывает для себя присутствие в мире «чего-то непонятного, но важнейшего», неравного тому привычному Богу, которому молятся все, «Богу, который <...> зашит в <...> ладанке княжной Марьей».

Жизнь, Бог, смерть, вечное небо — вот завершающие темы первого тома. Князь Андрей переживает момент открытия истины («И вдруг ему открылся новый свет...»). Небо, увиденное в момент кризиса, эмоционального потрясения — это важнейшая толстовская «ситуация». Жизнь и смерть у Толстого всегда связаны, однако его герои чаще всего о смерти не думают, находясь в потоке жизни. Но внезапно покров, закрывающий истину, снят — и становится видна бесконечность... Князь Андрей ранен, он умирает — и его сознание распахнуто в иное бытие, жизнь видится в ином свете — как бы «из смерти», из вечности. Духовный переворот заменил то, что князь Андрей осознавал как подвиг, вторжение смерти изменило его сознание. Высокий героизм приобрел подлинное наполнение, став высочайшим состоянием духа.

Однако все происшедшее с князем Андреем, значимое в «духовном космосе» романа, никакого влияния на ход изображаемого Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» не имеет, и не только потому, что его порыв был прерван ранением. Отдельный, даже самый значительный человек ничего в истории, по мысли Толстого, не определяет. История творится всеми людьми вместе, она — живая ткань, где каждая точка, каждый составляющий атом соприкасается с соседними и задает живое движение целому.

Сочинение

на тему: Андрей Болконский в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях

болконский аустерлицкий сражение война


Андрей Болконский - один из главных героев романа Л. Н. Толстого Война мир. «...Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». С ним мы встречаемся уже на первых страницах романа. Человек, которому наскучило глупое светское общество и хорошенькая жена, он жаждет такого подвига, который необходим для военного человека. Болконский решил, что война - это то место, где он может проявить себя. Его кумиром был Наполеон. Болконский, как и большинство молодых людей того времени, также желал прославиться.

Шенграбенское сражение является одним из ключевых моментов в романе Л.Н.Толстого Война и мир. Голодные, разутые, измученные солдаты должны были остановить армию неприятеля, гораздо более сильного, чем они. Зная от Кутузова, что шансов выжить у отряда Багратиона совсем не много, Андрей Болконский упрашивает великого полководца разрешить ему участвовать в этом сражении. Князь Андрей, постоянно находившийся при главнокомандующем, даже попав на передовую, продолжал мыслить крупными категориями, представляя ход событий в самых общих чертах. Но вот французы открыли огонь, битва началась. Началось! Вот оно! Но где же? Как же выразится мой Тулон?- думал князь Андрей. Но все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты то сбиваются в кучи и бегут, то контратакуют, и уже противник вынужден отходить. А генерал почти не отдавал приказов, хотя и делал вид, что все происходит согласно с его намерениями. Однако, сам факт его присутствия, спокойная манера говорить творили чудеса, поднимая дух командирам и солдатам. Андрей наблюдал, как вернувшись с поля боя, многие твердят о своих подвигах. Истинный же герой Шенграбенского сражения - капитан Тушин. Именно его батарея остановила французов, дала возможность своим отступить, а не быть полностью разгромленными. Про него забыли, орудия остались без прикрытия. Фактически Андрей был единственным из штабных офицеров, кто не испугался доставить на батарею приказ об отступлении и кто под интенсивным обстрелом помогал вывести уцелевшие орудия и артиллеристов. Истинный герой остался неоцененным. И это происшествие начало разрушать мечты и представления Болконского. Толстой показывает, что основную роль в этом бою сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин и капитан Тушин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Болконский не мог этого не заметить.

Аустерлицкое сражение, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Именно в этом сражении ему удастся совершить хоть и небольшой, но подвиг. Его героический поступок заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Во время отступления князь хватает знамя и своим примером побуждает батальон броситься в атаку. Вот оно! - подумал князь. Он бежал с криками «ура!» и ни минуты не сомневался в том, что весь полк побежит за ним. Андрей едва удерживал знамя и просто волочил его за древко, крича по-детски пронзительно: Ребята, вперед! На поле Аустерлица у Андрея Болконского происходит переоценка ценностей. Тяжелораненый он лежал и смотрел в бесконечное небо. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. И сам Наполеон, его герой, казался теперь «маленьким и ничтожным человеком», а его слова - не более чем жужжание мухи.

Шенграбенское сражение, несомненно, сыграло положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война - не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. После этих боев, а главное после ранения, Андрей меняет свои взгляды на жизнь. Он понимает, что исход сражения зависит не от подвига одного человека, а от подвига народа.

Аустерлицкое сражение произошло во время очередной Франко-русской войны начала 19 века, а точнее 20 ноября 1805 года.

В сражении под Аустерлицем, по разные стороны баррикад находились французские войска, и союзные войска Австрии и .

В битве под Аустерлицем сошлись две огромные силы -армия союзников под руководством , насчитывала 86 тысяч человек, и армия Наполеона 73 тысячи.

В Европе складывалась не простоя военная ситуация. Кутузов был грамотным стратегом, и считал, что генеральное сражение только повредит делу союзников.

Михаил Илларионович предлагал отступать на восток, тогда армия французов бы сильно растянулась, а войска союзников получили бы основательно подкрепление.

Австрийцы же горели желанием быстрее освободить Вену от наполеоновских войск, и цена этого освобождения их особо не интересовала. испытывал серьезное давление, и не мог не услышать просьбы австрийцев.

Русские войска выдвинулись вперед, в поисках сражения с армией Наполеона. 16 ноября в местечке Вишау произошло сражение, которое стало репетицией Аустерлицкой битвы.

Конные эскадроны русской армии, имея большое численное преимущество, погнали французов. Наполеон жаждал генерального боя. Ему было важно быстрее закончить войну. Противнику он показывал свою слабость.

Отведя войска к деревне Аустерлиц, Наполеон дожидался войск союзников. Праценские высоты - очень удобное место для ведения боя, Наполеон с легкой руки оставил неприятелю. Гостеприимство Наполеона до начала Аустрелицкого сражения не знало границ.

Аустрелицкое сражение началось рано утром 20 ноября 1805 года. Союзные войска атаковали правый флаг наполеоновских армий. Французы ожесточенно оборонялись, но вскоре начали постепенно отходить в болотистую местность.

Союзники усилили напор, и множество союзных частей оказались в болотистой низине. Центр союзной обороны ослаб. Наполеон готовил ответный удар по Праценским высотам. Французы быстро овладели высотами, а в создавшуюся брешь сразу ринулись французские войска.

Союзный фронт был рассечен на две группы. Теперь армия Наполеона имела все шансы окружить войска союзников на своем правом фланге. Войскам пришлось отходить. Тут уже настал черед другого фланга, того самого, что первым пошел в бой, и оказался в низине.

Войска попали в окружение, но контратака Кавалергардского полка спасла войска на фланге от полного разгрома, многим удалось выйти из окружения. Выходом войск их окружения руководил один из будущих героев Дохтуров. Благодаря ему, многие солдаты и офицеры сохранили свои жизни.

Аустерлицкое сражение стало настоящей катастрофой для русской армии. Союзные войска потерпели сокрушительное поражение. Потери союзников составили 27 тысяч человек (из них 21 тысяча русские солдаты и офицеры), 158 орудий (133 из них принадлежали русской армии).

В сражении под Аустерлицем, получил ранение и Михаил Кутузов. Потери французов были в разы меньше - 12 тысяч человек. Итоги Аустрелицкого сражения были неутешительны. Австрия подписала мирный договор с Францией (Пресбургский мир 1805 года).

Выиграв одно сражение, Наполеон одержал победу в целой военной кампании. Теперь Франция имела огромное влияние на политику стран Центральной Европы.

Краткий анализ Аустерлицкого сражения в романе "Война и мир"

  1. Анализ эпизода Аустерлицкого сражения в романе Война и мир

    На военный совет перед Аустерлицким сражением собрались все начальники колонн, за исключением князя Багратиона, который отказался приехать. Толстой не объясняет причин, побудивших Багратиона не явиться на совет, они и так ясны. Понимая неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в бессмысленном военном совете. Но остальные русские и австрийские генералы полны той же беспричинной надежды на победу, какая охватила всю армию. Только Кутузов сидит на совете недовольный, не разделяя общего настроения. Австрийский генерал Вейротер, в чьи руки отдано полное распоряжение будущим сражением, составил длинную и сложную диспозицию - план предстоящего боя. Вейротер взволнован, оживлен. Он был как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет! это движение.
    На военном совете каждый из генералов убежден в своей правоте. Все они так же озабочены самоутверждением, как юнкер Ростов в квартире Друбецкого. Вейротер читает свою диспозицию, французский эмигрант Ланжйрон возражает ему - возражает справедливо, но цель возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле. На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий. Генералы, каждый из которых убежден в своей правоте, не могут ни сговориться между собой, ни уступить один другому. Казалось бы, естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду, потому что никто не хочет видеть и слышать правду. Поэтому бессмысленна попытка князя Андрея выразить свои сомнения. Поэтому Кутузов на совете не притворялся - он действительно спал, с усилием открывая свой единственный глаз на звук голоса Вейротера. Поэтому в конце совета он коротко сказал, что диспозиция уже не может быть отменена, и отослал всех.
    Понятно недоумение князя Андрея. Его ум и уже накопленный военный опыт подсказывают: быть беде. Но почему Кутузов не высказал своего мнения царю? Неужели из-за личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью? - думает киязь Андрей. А в самом деле, разве молодой, полный сил, талантливый человек должен рисковать своей жизнью потому, что генерал союзной армии составил неудачный план сражения или потому, что русский царь молод, самолюбив и плохо понимает военную науку? Может, на самом-то деле вовсе не нужно князю Андрею идти в бой, обреченность которого ему уже ясна, а нужно поберечь себя, свою жизнь, свою личность.