Композиция по стихам 1906-1937 гг с музыкальным сопровождением, исполняет Лора Ерёмина.Семпл (6, 86 мб) Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве. Юность поэта прошла в Петербурге и в Павловске. В 1907-1908 году Мандельштам был в Париже, в 1909-1910 изучал философию в Гейдельберге. В 1911 году поэтодин год учился в Гейдельбергском университете, затем - в Санкт-Петербургском университете, не окончив его. К этому времени относятся первые публикации стихов Мандельштама в журнале "Аполлон" и начало его дружбы с Н.Гумилевым. Мандельштам входил в состав "Цеха поэтов". В 1913 году вышел первый сборник поэта - "Камень". В 1922 году вышел второй сборник стихов - "Tristia". В 1925 году вышел первый сборник прозы поэта "Шум времени", переизданный с дополнениями в 1928 году под названием "Египетская марка". В 1930 году Мандельштам совершает поездку в Армению и в 1933 году публикует несколько эссе о поездке. 6 мая 1934 года Мандельштам был арестован и приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Чердыни (под Соликамском), а затем в Воронеже. В мае 1937 года поэт вместе с женой вернулся в Москву, где он не имел права на жительство. 2 мая 1938 года Мандельштам был вторично арестован и отправлен в лагерь. Умер поэт 27 декабря 1938 года в лагере под Владивостоком. В 1998 году в связи с 60-летием со дня смерти поэта на месте гибели был установлен памятник.В.Шкловский сказал о Мандельштаме: "Это был человек... странный... трудный... трогательный... и гениальный!"

Содержание
Часть первая
1. Из омута злого
2. В огромном омуте
3. Нежнее нежного
4. Скудный луч
5. Раковина
6. Отчего душа
7. На бледноголубой
8. Когда удар
9. Слух чуткий
10. Душу от внешних
11. О свободе небывалой
12. Ни о чем не нужно
13. Дев полуночных
14. Отравлен хлеб
15. Образ твой
16. Я вздрагиваю от холода
17. Как кони медленно
18. Золотой
19. В разноголосице
20. Импрессионизм
21. Увы, растаяла
22. От легкой жизни
23. Золотистого меда
24. Я наравне с другими
25. Твоим узким плечам
26. На розвальнях
27. На страшной высоте
28. Я изучил науку
29. Автопортрет
30. ПосохЧасть вторая
1. Это какая улица
2. За то, что я руки
3. Умывался ночью
4. Холодок шекочет
5. Не говори никому
6. Куда как страшно
7. Ленинград
8. Мы с тобой на кухне
9. Колют ресницы
10. За гремучую доблесть
11. Неправда
12. Мастерица виноватых взоров
13. Я скажу тебе
14. Ночь на дворе
15. Может быть, это точка
16. В лицо морозу
17. Влез бесенок
18. О этот медленный
19. Я живу на важных огородах
20. Воронеж
21. Куда мне деться
22. Я должен жить
23. Заблудился я в небе I в.
24. Заблудился я в небе II в.
25. Еше не умер ты
26. Люблю морозное дыханье
27. Жил Александр Гериевич
28. Сохрани мою речь
29. На меня нацелилась
30. Душный сумрак
31. Последнее письмо

Главная > Документ

Работу выполнила студентка 509 Б группы ФСтГМ Слесарская А.В.

Анализ стихотворения «Раковина» О.Э. Мендельштама

Раковина Быть может, я тебе не нужен, Ночь; из пучины мировой, Как раковина без жемчужин, Я выброшен на берег твой. Ты равнодушно волны пенишь И несговорчиво поешь; Но ты полюбишь, ты оценишь Ненужной раковины ложь. Ты на песок с ней рядом ляжешь, Оденешь ризою своей, Ты неразрывно с нею свяжешь Огромный колокол зыбей; И хрупкой раковины стены,- Как нежилого сердца дом,- Наполнишь шепотами пены, Туманом, ветром и дождем... 1911 Стихотворение «Раковина» Осипа Мендельштама написано в 1911 году и относится к раннему периоду его творчества. Стихотворение входит в первый сборник поэта под названием «Камень» 1913 года. Все поэтические произведения О.Э. Мендельштама обладают завораживающей, почти гипнотической звуковой формой, которая воздействует на подсознание читателя. Идейное своеобразие стихотворения раскрывается через диалог лирического героя и мира, которые Мендельштам сравнивает с образами раковины и ночи. Обращение Быть может, я тебе не нужен, Ночь вводит читателя в атмосферу стихотворения – осознание поэтом того, что его обладание бесценным, божественным даром, «жемчужиной», которая возвышает его над всеми смертными, оказалось обманчивым. Он всем естеством ощущает свою ненужность: Ненужной раковины ложь... Лирический герой уподобляется Мендельштамом «раковине без жемчужин». В стихотворении «раковина», символический образ тела, физической оболочки, вместилища для души, ощущается обыкновенной и лишенной своей уникальности. Поет сопоставляет этот образ с образом нежилого дома:

И хрупкой раковины стены,-

Как нежилого сердца дом,-

То есть поэт приводит нас к мысли, что человек, его хрупкое тело может стать прекрасным, если он откроет свое сердце, наполняя его, подобно «хрупкой раковине», шепотами пены, туманом, ветром и дождем... Таким образом, идея данного стихотворения заключается в том, что творчество – это не пассивное использование таланта, полученного в дар, а выстраданная духовная сила поэта, которая связана со всей Вселенной, с «мировой пучиной». Поэт у Мендельштама не просто отзвук или эхо, он пронизан «мировой музыкой»:

Ты неразрывно с нею свяжешь

Огромный колокол зыбей;

Творчество, для Мендельштама, прежде всего благосклонность Вдохновения (воплощенного в образе ночи), которое оценит и «оденет ризою своей» только того, кто откроет свою душу, впитывая шум времени и «наполняясь шепотами пены, туманом, ветром и дождем». В стихотворении четко прослеживаются два антропоцентра. Первый антропоцентр – это образ лирического героя, на которого указывает личное местоимение Я и форма сказуемого в первой строфе: «я тебе не нужен», «я выброшен на берег твой». Второй антропоцентр - это образ ночи, источник вдохновения. Лирический герой обращается к «ночи», при этом используются непосредственное обращение Быть может, я тебе не нужен, Ночь;, личное местоимение ты , притяжательные местоимения твой (твой берег), свой (Оденешь ризою своей), а также формами сказуемых, выраженных глаголами 2 лица, единственного числа пенишь (пенишь, несговорчиво поешь и т.д.) Стихотворение очень музыкальное, благозвучное благодаря особому стихотворному размеру. Оно написано шестистопным ямбом в сочетании с пиррихием (сочетанием безударных слогов), что делают течение стиха менее громким и более ровным. Как известно, рифмы являются очень важными структурными, композиционными и смысловыми элементами стиха. В стихотворении «Раковина» рифмы полные, перекрестные, с чередованием мужских и женских. Лексика, которую использует поэтесса в данном стихотворении, в целом, нейтральная и общеупотребительная. У стихотворения есть свой особый ритм, который создается за счет ассонанса, повтор гласного О :

О гро мный ко ло ко л зыбей.

А также ритм создает аллитерация, повторение согласного р:

Как р аковина без жемчужин,

Я выбр ошен на бер ег твой.

Для создания образа моря поэт использует звуковые сочетания шипящих и широких, открытых гласных А, О в сочетании с гласным У, что вызывает у читатель устойчивые ассоциации властной стихией моря. Аллитерация и ассонанс придают стихотворению ритмичность и создают ощущение легкости и подвижности. Эти приемы участвуют в создании акустического образа стихотворения. Для создания образности и экспрессивности данного стихотворения поэтесса использует многочисленные метафоры:

    Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой (в сочетании со сравнением).
    Ненужной раковины ложь Огромный колокол зыбей нежилого сердца дом.
Метафоры придают стихотворению образность и яркость, наполняющие его жизнью и яркими красками. Также для воплощения идеи стихотворения поэт использует олицетворение и прием обращения. В совокупности эти приемы оживляют ночь, мировую пучину, дают ей конкретное, осязаемое воплощение, переносят из божественного плана в реальный, земной. Для создания образных рядов человек – раковина, тело – сердца дом Мендельштам активно использует в сочетании с метафорами сравнения (Как раковина без жемчужин, Как нежилого сердца дом). Также для изображения законченности образов поэт употребляет точные эпитеты (Огромный колокол , нежилое сердце, мировая пучина, ненужной раковины ложь). В стихотворении мы можем наблюдать использование повторов, причем повторение целых синтаксических конструкций.

Но ты полюбишь, ты оценишь

Ненужной раковины ложь.

Ты на песок с ней рядом ляжешь ,

Оденешь ризою своей,

Ты неразрывно с нею свяжешь

А в сочетании с асиндетоном ритм стихотворения ускоряется, что создает ощущение торопливости, поспешности. Лирический герой как бы старается убедить ночь подарить ему вдохновение, наполнить его жизнью, «шепотами пены, туманом, ветром и дождем». Использование параллельных конструкций в стихотворении акцентирует внимание читателя на действии, движении лирического «я» от ощущения ненужности, заброшенности к обретению надежды, веры в будущие. Данное стихотворение отличается традиционной композицией, то есть его структура не характеризуется разрывом логической последовательности. Развитие мысли идет последовательно, логично: это движение от чувства ненужности и одиночества к уверенности и обретению надежды. Но автор использует прием обманутого ожидания, он не дает объяснения, что будет с раковиной, когда она оживет, наполнится шумом времени. Поэт предоставляет право читателю самостоятельно закончить свое произведение, дорисовать полную картину. Таким образом, автор призывает читателю к сотворчеству. Общая окрашенность и эмоциональная тональность стихотворения неоднородна. Если в начале стихотворения преобладает чувства одиночества и ненужности, то затем они сменяются на обретение надежды, на понимание и веры в будущие. Таким образом, данное стихотворение мастерски передает неуловимые изменения в переживаниях лирического героя, который уверяет, что судьба благосклонна к тем, кто хочет и может творить.

«Раковина» Осип Мандельштам

Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.

Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь,
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.

Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей,

И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем…

Анализ стихотворения Мандельштама «Раковина»

В 1913 году издательство «Акмэ» тиражом в 300 экземпляров выпустило дебютный сборник Мандельштама, получивший название «Камень». Среди стихотворений, вошедших в него, — «Раковина». Кстати, именно так должна была изначально именоваться книга. В плане понимания сущности человеческой личности произведение считается программным для творчества Осипа Эмильевича. Раковина в тексте символизирует тело как вместилище духа. Лирический герой в первых строках стихотворения утверждает, что выброшен на берег, словно морская раковина, лишенная жемчужин. Из этого вырастает важнейшая метафора произведения. Выброшенная на берег пустая раковина олицетворяет душевную опустошенность. Здесь стоит вспомнить о периоде увлечения Мандельштама поисками акмеистов. Как известно, значительное место в их творческой концепции отводилось предметной детали. Нередко даже мир душевных переживаний человека находил у них отражение в какой-либо вещи. Это мы и можем наблюдать в «Раковине».

Еще будучи юношей, Мандельштам провел четкую границу между своей душой и телом. Душа бессмертна и вечна. Тело – только временная оболочка, необходимая, чтобы жить и дышать, в полной мере наслаждаться земным существованием. И тут возникала проблема. Тело молодого поэта было измучено борьбой с двумя недугами сразу – астмой и стенокардией. В одно время врачи даже предсказали Осипу Эмильевичу весьма вероятную возможность скорой смерти. Это предупреждение произвело на юного Мандельштама сильнейшее впечатление. Ему было страшно – вдруг тело умрет, а «подвиг души» не успеет свершиться.

Естественно, только к теме душевной опустошенности «Раковина» не сводится. Для художественного целого стихотворения необыкновенно важен диалог – Я и Мир (Раковина и Мировой океан). В начале текста лирический герой заявляет о сомнениях и разочарованиях. Он считал, что отмечен драгоценным даром, способным возвысить его как человека творческого над простыми смертными, над толпой. Уверенность оказалась ошибочной. Раковина, как говорилось выше, олицетворяющая вместилище человеческого духа, — вещь весьма скромная и обыкновенная. К счастью, надежда есть. Раковина не лишена возможности стать прекрасной. Человек становится настоящей личностью, только «наполняясь шумами времени и вселенной». Таким образом, в «Раковине» отразились ключевые черты лирики Мандельштама – «пафос выстраданной духовной силы» и «идея личностного самостроения».