Александр Блок

КОРШУН

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать, над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

«Коршун», анализ стихотворения Блока

Александр Блок написал свое стихотворение «Коршун» 22 марта 1916 года (это был третий год первой мировой войны); оно входит в цикл стихов «Родина». Идеи, высказанные в стихотворении, были плодом впечатлений и переживаний автора от созерцания ужасов войны, которая истязала население России в городах и деревнях.
Блок в течение продолжительного времени позиционировался как революционный поэт, в его юношеских стихотворениях без особых усилий можно увидеть желание перемен и нежелание жить в несовершенном обществе. Но, поддерживая свержение самодержавия и разделяя революционные взгляды, Блок, в силу своей юности, не осознавал весь масштаб трагедии народа после свержения царя.

Соседние страны на протяжении всей истории пытались завоевать Россию, ослабить и разрушить ее войнами. Так или иначе, она оказывалась, втянута в различные войны. Ввиду этого неудивительно, что в 1914 году Россия оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, жесточайшую, всеразрушающую и в тоже время лишенную смысла.
Именно войне посвящено стихотворение «Коршун». Поэт высказывал недоумение, относительно того, почему такая сильная и крупная держава как Россия должна из года в год, из поколения в поколение вовлекается в различные войны и распри, губя тысячи неповинных жизней своих граждан.

Читая первые строки стихотворения можно заметить, что автор проводит параллель между полетом коршуна, развернувшейся войной, и горем матери. С описания полета этой гордой сильной птицы начинается стихотворение.

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. -
В избушке мать над сыном тужит:

Образ кружащего над пустынными полями коршуна выступает как символ запустения и горя. Можно представить себе удручающую пустоту незасеянных, выжженных полей. Война, как коршун, она выследила и забрала своих жертв – все работоспособное мужское население.

Образ матери, которая тужит над своим сыном, также является намеком на огромные потери среди населения. Мать осознает, что жизнь сына ему не принадлежит, она будет отдана Родине, которая в свою очередь истратит ее в очередной бойне. Он вырастет и станет на замену отцам и братьям, погибшим в войне. Не будет у ее сына счастливого будущего. Это поэт закрепляет строкой «расти, покорствуй, крест неси». В случае если судьба будет благосклонна к нему, и он не погибнет на войне, его жизнь будет не слишком красочной. Он будет покорно работать в поле, тяжелейшим трудом зарабатывая на жизнь себе и своей семье, не смея перечить властвующим слоям.

«Идут века, шумит война, встает мятеж, горят деревни» - вот какой видит Блок Россию, которая из века в век вынуждена защищаться от своих врагов. Как внешних, так и внутренних. В век технического прогресса Россия все еще не успевает за более развитыми соседними странами. И это губительно сказывается на государстве в целом. Поэт переживает за Родину, за простой народ, который столько страдает на протяжении всей истории развития страны.

Блок задает волнующий его вопрос - «Доколе коршуну кружить?». Намекая тем самым, что Россия устала от бесконечных войн и кровопролитий, что уже достаточно смертей. Что пора направить силы на развитие страны, на улучшение жизни простого народа. Революция - вот решение проблемы считает автор, однако он и представить тогда не мог, что коммунистическая идея принесет не меньше жертв стране, и спровоцирует не менее страшную гражданскую войну.

Описав столь кратко и емко в своем произведении Российскую империю во время войны, автор однако так и не находит ответ на главный вопрос произведения. Когда кончатся бедствия его любимой Родины? Чтоб Россия могла вдохнуть полной грудью, встать с колен и прервать замкнутый круг. Оборвать страшный цикл войн и разрушений, в котором предрешены судьбы целых поколений.

Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве. Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне стали главными героями первых стихотворений поэта. Здесь уже отчетливо звучат две основные интонации Некрасова: разоблачительная, сатирическая и скорбная, лирическая. Поэт горячо осуждает помещиков и чиновников. Вот что он пишет о сути государственных служащих, переосмысливая «Колыбельную» М. Ю. Лермонтова: Будешь ты чиновник с виду И подлец душой,

Я не буду утверждать, что В. Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, что он нравится мне больше всех. Но сейчас именно он интересен мне и как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не поступившийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный человек, способный на озорство, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создать его. Конечно, я, как и другие, сначала услышал Высоцкого, его громкий хриплый голос. Ведь его слушали везде и все: пожилые люди, молодежь в рабочих и студенческих общежитиях, школьники. Отцы и дети. Старые и молодые. Его песни знала вся страна. Сначала за

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейс

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. -

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на, грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Это стихотворение завершает цикл «Родина», в котором Блок создал сложный, противоречивый образ России. По мысли Блока, Россия – арена вечной борьбы двух стихий: западной (цивилизация, культура) и восточной (широта, необузданность). Россия посередине, у неё своя, особенная судьба.

Стихотворение написано тогда, когда сам воздух России уже напоён ожиданием катаклизмов. Блок чувствовал и принимал необходимость ломки старого («страшного») мира, но ещё в 1905 году в стихотворении «Сытые» писал об этом старом мире:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Блок как гуманист словно пытался уговорить «чистых детей» совершать ломку цивилизованно, а не разрушительно. В этом противоречии – весь драматизм восприятия Блоком революционной эпохи.

Стихотворение «Коршун» состоит из двух строф по 6 строк. В каждой из строф первые 4 строки рифмуются перекрёстно, а последние две – парно, что придаёт обеим строфам законченность. В первой строфе даны две неторопливые картины, раскрывающие в символических образах судьбу и сущность России. Первый образ – хищный коршун, плавно кружащий над сонным и пустынным лугом. Плавность, неостановимость, даже навязчивость кружения реализуется за счёт оборота «за кругом круг», а также усиливается глаголами продолжительного действия «смотрит» и «кружит», плавностью ритма и аллитерацией на протяжные и звонкие согласные звуки «р» (6 раз) и «н» (7).

Кружа, коршун высматривает добычу: «…И смотрит на пустынный луг». Интересно, что после точки у Блока стоит тире – знак связи между двумя явлениями: кружением коршуна и жизнью матери с сыном в избушке. Здесь, в доме русского человека, всё по-прежнему, как и 1000 лет назад – неустройство, грусть, забота, любовь и покорство. В этом вечном стремлении русской женщины «нести крест», не противиться судьбе, жить для кого-то – одновременно и жалкость, и попытка спрятаться от ударов судьбы, не стать добычей коршуна. Нервность, порывистость состояния матери подчёркивается трёхкратным повтором ударного слова «на», что сбивает, нарушает плавность ритма первых строк. Меняется и звучание. Теперь 6 раз в трёх строках встречается звук «с» и его мягкий вариант. Создаётся впечатление, что коршун и мать всё же разделены и мать своей заботой оберегает сына от этой вечно нависшей угрозы, но не борется с ней.


В начале второй строфы калейдоскоп кадров ускоряется, ритм становится сухим, хлёстким, много звуков «т», шипящих. 3 и 4 строки после перечня страшных исторических подробностей ещё сильнее подчёркивают вечную судьбу русских людей – проходя через катаклизмы, оставаться прежними, существовать как бы вне этих бурных событий. Ничто: ни хищность коршуна, ни разрушительная сила времени, войн, мятежей и пожаров – не способно изменить размеренную, плавную, сонную жизнь. Оттого и ритм 3-4 строк вновь возвращает нас к плавности начала стихотворения.

Но дальше вновь тире после точки – и два резких, однотипных вопроса, завершающих стихотворение. Они остаются без ответа. Старинной формой «доколе» автор словно подчёркивает всегдашность этих вопросов для России. К кому обращены эти вопросы? К судьбе, а может быть, к себе? Что в этих вопросах: призыв? Нетерпение? Попытка разгадать тайну судьбы? Или жалость? А может быть, желание внушить матери мысль о необходимости изменить судьбу, нарушить покорство и сон, покончить с опасностью, которая вечно кружит над русской жизнью? Вопросы без ответа обретают статус риторических.

И всё же остаётся впечатление, что в сосуществовании матери и коршуна есть какая-то особая, неповторимая гармония, равновесие, а нарушить равновесие всегда опасно. Выходит, не «доколе», а навсегда?

Эти противоречия Блок был разрешить не в силах, но в его поэтической искренности – сила и высота стихотворения.

Написал свое стихотворение «Коршун» 22 марта 1916 года (это был третий год первой мировой войны); оно входит в цикл стихов «Родина». Идеи, высказанные в стихотворении, были плодом впечатлений и переживаний автора от созерцания ужасов войны, которая истязала население России в городах и деревнях.

Блок в течение продолжительного времени позиционировался как революционный поэт, в его юношеских стихотворениях без особых усилий можно увидеть желание перемен и нежелание жить в несовершенном обществе. Но, поддерживая свержение самодержавия и разделяя революционные взгляды, Блок, в силу своей юности, не осознавал весь масштаб трагедии народа после свержения царя.

Соседние страны на протяжении всей истории пытались завоевать Россию, ослабить и разрушить ее войнами. Так или иначе, она оказывалась, втянута в различные войны. Ввиду этого неудивительно, что в 1914 году Россия оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, жесточайшую, всеразрушающую и в тоже время лишенную смысла.
Именно войне посвящено стихотворение «Коршун». Поэт высказывал недоумение, относительно того, почему такая сильная и крупная держава как Россия должна из года в год, из поколения в поколение вовлекается в различные войны и распри, губя тысячи неповинных жизней своих граждан.

Читая первые строки стихотворения можно заметить, что автор проводит параллель между полетом коршуна, развернувшейся войной, и горем матери. С описания полета этой гордой сильной птицы начинается стихотворение.

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. -
В избушке мать над сыном тужит:

Образ кружащего над пустынными полями коршуна выступает как символ запустения и горя. Можно представить себе удручающую пустоту незасеянных, выжженных полей. Война, как коршун, она выследила и забрала своих жертв – все работоспособное мужское население.

Образ матери, которая тужит над своим сыном, также является намеком на огромные потери среди населения. Мать осознает, что жизнь сына ему не принадлежит, она будет отдана Родине, которая в свою очередь истратит ее в очередной бойне. Он вырастет и станет на замену отцам и братьям, погибшим в войне. Не будет у ее сына счастливого будущего. Это поэт закрепляет строкой «расти, покорствуй, крест неси» . В случае если судьба будет благосклонна к нему, и он не погибнет на войне, его жизнь будет не слишком красочной. Он будет покорно работать в поле, тяжелейшим трудом зарабатывая на жизнь себе и своей семье, не смея перечить властвующим слоям.

«Идут века, шумит война, встает мятеж, горят деревни» - вот какой видит Блок Россию, которая из века в век вынуждена защищаться от своих врагов. Как внешних, так и внутренних. В век технического прогресса Россия все еще не успевает за более развитыми соседними странами. И это губительно сказывается на государстве в целом. Поэт переживает за Родину, за простой народ, который столько страдает на протяжении всей истории развития страны.

Блок задает волнующий его вопрос - «Доколе коршуну кружить?» . Намекая тем самым, что Россия устала от бесконечных войн и кровопролитий, что уже достаточно смертей. Что пора направить силы на развитие страны, на улучшение жизни простого народа. Революция - вот решение проблемы считает автор, однако он и представить тогда не мог, что коммунистическая идея принесет не меньше жертв стране, и спровоцирует не менее страшную гражданскую войну.

Описав столь кратко и емко в своем произведении Российскую империю во время войны, автор однако так и не находит ответ на главный вопрос произведения. Когда кончатся бедствия его любимой Родины? Чтоб Россия могла вдохнуть полной грудью, встать с колен и прервать замкнутый круг. Оборвать страшный цикл войн и разрушений, в котором предрешены судьбы целых поколений.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. -

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на, грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Это стихотворение завершает цикл «Родина», в котором Блок создал сложный, противоречивый образ России. По мысли Блока, Россия – арена вечной борьбы двух стихий: западной (цивилизация, культура) и восточной (широта, необузданность). Россия посередине, у неё своя, особенная судьба.

Стихотворение написано тогда, когда сам воздух России уже напоён ожиданием катаклизмов. Блок чувствовал и принимал необходимость ломки старого («страшного») мира, но ещё в 1905 году в стихотворении «Сытые» писал об этом старом мире:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Блок как гуманист словно пытался уговорить «чистых детей» совершать ломку цивилизованно, а не разрушительно. В этом противоречии – весь драматизм восприятия Блоком революционной эпохи.

Стихотворение «Коршун» состоит из двух строф по 6 строк. В каждой из строф первые 4 строки рифмуются перекрёстно, а последние две – парно, что придаёт обеим строфам законченность. В первой строфе даны две неторопливые картины, раскрывающие в символических образах судьбу и сущность России. Первый образ – хищный коршун, плавно кружащий над сонным и пустынным лугом. Плавность, неостановимость, даже навязчивость кружения реализуется за счёт оборота «за кругом круг», а также усиливается глаголами продолжительного действия «смотрит» и «кружит», плавностью ритма и аллитерацией на протяжные и звонкие согласные звуки «р» (6 раз) и «н» (7).

Кружа, коршун высматривает добычу: «…И смотрит на пустынный луг». Интересно, что после точки у Блока стоит тире – знак связи между двумя явлениями: кружением коршуна и жизнью матери с сыном в избушке. Здесь, в доме русского человека, всё по-прежнему, как и 1000 лет назад – неустройство, грусть, забота, любовь и покорство. В этом вечном стремлении русской женщины «нести крест», не противиться судьбе, жить для кого-то – одновременно и жалкость, и попытка спрятаться от ударов судьбы, не стать добычей коршуна. Нервность, порывистость состояния матери подчёркивается трёхкратным повтором ударного слова «на», что сбивает, нарушает плавность ритма первых строк. Меняется и звучание. Теперь 6 раз в трёх строках встречается звук «с» и его мягкий вариант. Создаётся впечатление, что коршун и мать всё же разделены и мать своей заботой оберегает сына от этой вечно нависшей угрозы, но не борется с ней.

В начале второй строфы калейдоскоп кадров ускоряется, ритм становится сухим, хлёстким, много звуков «т», шипящих. 3 и 4 строки после перечня страшных исторических подробностей ещё сильнее подчёркивают вечную судьбу русских людей – проходя через катаклизмы, оставаться прежними, существовать как бы вне этих бурных событий. Ничто: ни хищность коршуна, ни разрушительная сила времени, войн, мятежей и пожаров – не способно изменить размеренную, плавную, сонную жизнь. Оттого и ритм 3-4 строк вновь возвращает нас к плавности начала стихотворения.

Но дальше вновь тире после точки – и два резких, однотипных вопроса, завершающих стихотворение. Они остаются без ответа. Старинной формой «доколе» автор словно подчёркивает всегдашность этих вопросов для России. К кому обращены эти вопросы? К судьбе, а может быть, к себе? Что в этих вопросах: призыв? Нетерпение? Попытка разгадать тайну судьбы? Или жалость? А может быть, желание внушить матери мысль о необходимости изменить судьбу, нарушить покорство и сон, покончить с опасностью, которая вечно кружит над русской жизнью? Вопросы без ответа обретают статус риторических.

И всё же остаётся впечатление, что в сосуществовании матери и коршуна есть какая-то особая, неповторимая гармония, равновесие, а нарушить равновесие всегда опасно. Выходит, не «доколе», а навсегда?

Эти противоречия Блок был разрешить не в силах, но в его поэтической искренности – сила и высота стихотворения.